Проблемы учета
ФОРМИРОВАНИЕ учетной ПОЛИТИКИ ДЛЯ целей НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
А. В. ГЛУЩЕНКО, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Т. Ю. НАБОЙЩИКОВА Кафедра учета, анализа и аудита Волгоградского государственного университета
Порядок ведения бюджетного учета всегда был строго регламентирован и потому не являлся большой профессиональной проблемой для бухгал-теров-бюджетников. В организации же налогового учета жесткие нормативные рамки отсутствуют, что предоставляет тем самым возможность выбора из множества альтернативных вариантов и создает определенные трудности в процессе рационального построения налогового учета.
Согласно ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, которая должна обеспечивать отражение полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного периода, а также информации для контроля внешними и внутренними пользователями за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя. Она применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации и является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией,
утверждается не позднее окончания первого налогового периода [1].
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного закона.
В связи с тем, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета и система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, бюджетным учреждениям необходимо привести в учетной политике аргументированные обоснования принятых способов формирования налоговой базы, если они не установлены налоговым законодательством, а также если в законодательстве имеются противоречия.
Налоговый Кодекс Российской Федерации обязывает составлять учетную политику помимо налога на прибыль также относительно налога на добавленную стоимость (ст. 167) и налога на добычу полезных ископаемых (ст. 339).
Бюджетные учреждения, которые в рамках предпринимательской деятельности производят продажу подакцизных товаров, также уплачивают акцизы. При определенных условиях бюджетные учреждения могут являться плательщиками сбора за пользование объектами животных и водных биологических ресурсов. Также бюджетные учреждения обязательно уплачивают налог на доходы физических лиц и единый социальный налог. Использование специальных налоговых режимов — применение упрощенной системы налогообложения — бюджетными учреждениями запрещено. А с 1 января 2007 г. в соответствии с п. 6 гл. 26.1 НК РФ не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога [2].
В данной статье мы рассматриваем порядок отражения в учетной политике налогов, которые являются специфическими для бюджетных учреждений.
Первый раздел учетной политики для целей налогообложения рекомендуем назвать «Общие положения». В нем следует перечислить все налоги, подлежащие уплате учреждением, определить лицо или службу, ответственную за ведение налогового учета, и утвердить структуру документооборота, с целью обеспечения контроля за непрерывным отражением в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным НК РФ порядком могут повлечь за собой изменения размера налоговой базы, а также определить случаи изменения учетной политики.
Следующие разделы можно посвятить отдельным видам налогов, уплачиваемым бюджетным учреждением.
В разделе «Налог на прибыль» целесообразно отразить основные направления предпринимательской деятельности в связи с тем, что в соответствии со ст. 321.1 НК РФ ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и коммерческой деятельности бюджетных учреждений. Например, проведение подготовительных курсов для абитуриентов или оказание платных услуг по программам высшего профессионального образования — в учреждениях образования; услуги по вакцинации или протезированию зубов — в учреждениях медицины.
Здесь же целесообразно обозначить основные регистры налогового учета, которые в обязательном порядке должны содержать такие реквизиты, как наименование регистра, дату составления, измерители операции в натуральном и денежном выражении, наименование хозяйственных операций и подпись лица, ответственного за составление регистра, и утвердить порядок документооборота.
В данном случае учреждению предоставляется возможность самостоятельно ввести регистры налогового учета (например, регистр налогового учета командировочных расходов (в части оплаты найма жилья и суточных) или регистр налогового учета расходов по добровольному медицинскому страхованию), либо самостоятельно ввести в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, либо в результате соответствия порядка группировки и учета хозяйственных операций по учету доходов для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения заявить регистры бухгалтерского учета как регистры налогового учета. В этом же разделе закрепляется метод признания доходов (осуществления расходов): метод начисления или кассовый метод. Учитывая при этом, что кассовый метод получения дохода (осуществления расхода) могут применять организации, выручка по предпринимательской деятельности которых за квартал не превышает 1 млн руб. без НДС. При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу. Расходы в этом случае признаются после их фактической оплаты (ст. 273 НК РФ).
Суть метода начисления заключается в том, что все операции признаются в момент возникновения или изменения стоимости активов и обязательств независимо от факта движения денежных средств.
Инструкцией по бюджетному учету № 25н закреплен метод начисления [3]. Таким образом, для того чтобы исключить различия в бюджетном и налоговом учете, в учетной политике желательно закрепить метод начисления при определении выручки для целей налогообложения.
Для исчисления налогооблагаемой базы в учетной политике бюджетным учреждениям следует определить состав доходов и расходов.
При этом к доходам относятся:
• выручка, полученная от реализации товаров, работ, услуг, т. е. суммы всех поступлений, связанные с расчетами за оказанные услуги и выраженные как в денежной, так и в натуральной форме с учетом утвержденного учетной политикой порядка признания доходов;
• внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ [4].
Расходами налогоплательщика в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные (оформленные в соответствии с законодательством) затраты, направленные на получение прибыли.
Расходы учреждений подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы
на оплату труда, материальные расходы и суммы амортизационных отчислений.
Расходы на оплату труда производятся в соответствии со ст. 255 НК РФ. Данные по расходам на оплату труда совпадают с данными бухгалтерского учета. Основаниями для начисления оплаты труда служат трудовой договор, табель рабочего времени, коллективный договор, положении об оплате труда.
Основанием для отнесения материалов на расходы являются акты на списание материалов, израсходованных на изготовление товаров, работ, услуг. Для определения размера материальных расходов при списании в учетной политике утверждается метод оценки стоимости материальных запасов и покупных товаров (по средней стоимости, стоимости единицы товара, стоимости первых по времени приобретения (метод ФИФО), стоимости последних по времени приобретения (метод ЛИФО).
Учитывая, что списание материальных запасов в соответствии с Инструкцией № 25н производится по средней фактической стоимости по каждой группе (виду) запасов, в учетной политике для целей налогообложения следует также закрепить метод списания по средней стоимости.
Для включения в состав прямых расходов суммы амортизационных отчислений в учетной политике бюджетники отражают метод начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В данном случае учреждению предоставляется право выбрать линейный или нелинейный метод. При этом необходимо учитывать, что к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую — десятую амортизационные группы, может применяться только линейный метод (ст. 259 НК РФ). Тем более что Инструкцией № 25н установлено, что в целях организации бюджетного учета амортизация основных средств и нематериальных активов начисляется линейным способом.
Поэтому по аналогии с методом признания доходов и расходов и в целях избежания двойного учета в учетной политике целесообразно закрепить линейный метод начисления амортизации.
В состав косвенных расходов налогоплательщика включаются все прочие расходы, перечень которых следует раскрыть в учетной политике, например:
• расходы на обязательное и добровольное страхование имущества в размере фактических затрат;
• расходы на обеспечение нормальных условий труда;
• расходы на гражданскую оборону;
• стоимость приобретенных изданий в полной сумме;
• расходы по подписке на периодические издания;
• расходы на страхование автогражданской ответственности и на добровольное медицинское страхование;
• расходы на повышение квалификации;
• расходы на рекламу производимых и реализуемых работ и услуг (без ограничения);
• представительские расходы;
• расходы на капитальный текущий ремонт;
• расходы на ремонт [5] (для включения в состав расходов на ремонт в соответствии со ст. 321.1 НК РФ необходимо отразить виды основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой или коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или осуществляется за счет бюджетных средств) и предусмотреть, будет или не будет бюджетным учреждением осуществляться накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение нескольких налоговых периодов. При этом нужно учитывать требования ст. 324 НК РФ, согласно которой предельная сумма резерва не может превышать средней величины фактических расходов на ремонт, сложившейся за последние три года. В разделе учетной политики «Налог на добавленную стоимость» бюджетные учреждения устанавливают перечень операций, облагаемых, не облагаемых НДС, облагаемых по ставкам 0 и 10 %, и соответственно вести их раздельный учет.
Кроме того, в связи с тем, что учет НДС ведется на сновании счетов-фактур, в учетной политике следует определить лиц, ответственных за их подписание.
В разделе «Налог на добычу полезных ископаемых» учреждению, осуществляющему добычу полезных ископаемых, согласно ст. 339 НК РФ следует отразить в учетной политике метод определения количества добытого полезного ископаемого: прямой метод (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенный метод (на основе данных о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье).
Учитывая при этом, что этот метод организация применяет в период ведения деятельности по
добыче полезного ископаемого. Изменить данный метод можно только в случае внесения поправок в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых при изменении технологии их добычи [6].
В разделе «Транспортный налог» учреждения перечисляют все транспортные средства, зарегистрированные за учреждением.
На территории Волгоградской области в соответствии с законом Волгоградской области от
11.11.2002 № 750-ОД «О транспортном налоге» органы государственной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления Волгоградской области; образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Волгоградской области, и организации, созданные органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления Волгоградской области для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, освобождены от уплаты транспортного налога [7].
В разделе «Налог на имущество организаций» также целесообразно перечислить объекты налогообложения данным налогом, включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность.
На территории Волгоградской области в соответствии с законом Волгоградской области от
28.11.2003 № 888-ОД «О налоге на имущество организаций» бюджетные учреждения — организации, созданные органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления Волгоградской области для осуществления управленческих, социально-культурных, научнотехнических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, облагаются налогом на имущество организаций по ставке 0 % [8].
В разделе «Заключительные положения» учреждению следует отразить порядок уплаты налогов в бюджет (квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль; ежемесячные платежи или ежеквартальные платежи в случае если выручка в течение квартала не превышала 1 млн руб. по НДС) и закрепить направления и объемы использования прибыли (например на материальное поощрение сотрудников, на социальные выплаты и материально-техническую базу учреждения), так как в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
При формировании учетной политики необходимо исходить из того, что организация должна использовать наиболее оптимальные варианты при расчете и уплате налогов. Грамотно составленная учетная политика влияет на величину определяемой прибыли, объемы и сроки налоговых платежей и, соответственно, на доходную часть соответствующего бюджета.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1-я) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.04.2007).
2. В. Р. Захарьин. Учет расчетов по налогам и сборам // Ваш бюджетный учет. 2006. № 10.
3. Приказ Министерства финансов РФ от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».
4. Ю. Некрасова. Учет доходов и затрат платных медицинских услуг // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложения. 2006. № 3.
5. Г. В. Мокрецова. Учетная политика в части бухгалтерского (финансового) учета и целях налогообложения // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. 2005. № 6 (30) . С. 52-63.
6. Д. Г. Эрзин. Как сформировать учетную политику в целях налогообложения // Рос. налоговый курьер. 2005. № 5.
7. Закон Волгоградской обл. от 11.11.2002. № 750-ОД «О транспортном налоге».
8. Закон Волгоградской обл. от 28.11.2003 № 888-ОД «О налоге на имущество организаций».