Научная статья на тему 'Формирование у учащихся способности к информационно-познавательной деятельности при обучении физике'

Формирование у учащихся способности к информационно-познавательной деятельности при обучении физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ / ABILITIES / INFORMATION AND INFORMATIVE ACTIVITIES / SOCIETY INFORMATIZATION / INFORMATION SOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басков С. В.

В работе обоснована необходимость развития способностей учащихся к информационно-познавательной деятельности и изменения структуры деятельности учащихся в учебном процессе в условиях перехода на новый этап развития информатизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AT STUDENTS OF ABILITY TO INFORMATION AND INFORMATIVE ACTIVITY WHEN TRAINING IN PHYSICS

This paper proves need of development of abilities of students to information and informative activity and changes of structure of activity of students in educational process in the conditions of transition to a new stage development of informatization society.

Текст научной работы на тему «Формирование у учащихся способности к информационно-познавательной деятельности при обучении физике»

11. Epanchinceva, G.A. Integracionnihe tendencii v razvitii metodov psikhologicheskogo issledovaniya / G.A. Epanchinceva, T.N. Kozlovskaya // Sibir. psikhol. zhurn. - 2011. - № 39.

12. Epanchinceva, G.A. Razvivayuthaya psikhologicheskaya diagnostika samorazvitiya i samoorganizacii lichnosti / G.A. Epanchinceva, T.N. Kozlovskaya. - Germany, 2012.

13. Zubova, L.V. Informacionno-kognitivnihyj podkhod k metodologii genezisa asocialjnoyj lichnosti: monografiya. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 16.07.13

УДК 372.853

Baskov S. V. FORMATION AT STUDENTS OF ABILITY TO INFORMATION AND INFORMATIVE ACTIVITY WHEN TRAINING IN PHYSICS. This paper proves need of development of abilities of students to information and informative activity and changes of structure of activity of students in educational process in the conditions of transition to a new stage development of informatization society.

Key words: abilities, information and informative activities, society informatization, information sources.

С.В. Басков, аспирант Челябинского гос. педагогического университета, г. Пласт, E-mail: baskovs v@m ail. ru

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ СПОСОБНОСТИ К ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

В работе обоснована необходимость развития способностей учащихся к информационно-познавательной деятельности и изменения структуры деятельности учащихся в учебном процессе в условиях перехода на новый этап развития информатизации общества.

Ключевые слова: способности, информационно-познавательная деятельность, информатизация общества, информационные источники.

Динамичность обновления содержания информации в XXI веке показывает, что информация содержит в различных формах новые знания, без усвоения которых немыслима подготовка специалистов завтрашнего дня. В XXI веке процесс усвоения информации, развития знаний, умений и навыков учащихся и студентов кардинально отличается от того, как он осуществлялся десятилетием ранее, поскольку сейчас он протекает в динамике резко изменяющихся условий среды и требований, предъявляемых современным информационным обществом. Приведем факты, подтверждающие наличие этих отличий:

• в начале XXI века наблюдается явление информационного резонанса;

• осуществляется информатизация общества и всех сфер человеческой деятельности;

• увеличение объема информации привело к сокращению времени на изучение учебного материала в школьной программе;

• развитие новых информационных технологий способствовало созданию быстрых способов поиска информации;

• появление новых источников информации;

• идет научно-информационный прогресс;

• все меньше учащихся, студентов учебных заведений обращаются за помощью к основному источнику информации XX века - книге;

• на протяжении 2000-2013 годов наблюдается резкий спад в уровне естественнонаучных знаний учащихся, читательской грамотности и т.д.

Данные отличия показывают положительные и отрицательные аспекты влияния информатизации образования на качество подготовки выпускников. Сам специалист в условиях информатизации общества должен постоянно саморазвиваться, а это возможно только тогда, когда в процессе подготовки (обучения) он будет развивать способности к информационно-познавательной деятельности, которые впоследствии преобразуются в умения и компетенции. Запущенный процесс модернизации системы образования с использованием системно-деятельностного и ком-петентностного подходов, дает понять, что в условиях протекания информатизации общества необходимо менять сам процесс обучения. Логично, что насыщение образовательного процесса информационными ресурсами раскрывает возможности широкого спектра профессионального личностного самоопределения и высокий уровень образовательной и научно-исследовательской деятельности. Следует заметить, что в реальности мы получаем жесткое противоречие, заключающееся в отсутствии активной субъектной позиции в образовательном процессе - современная система образования не может развить способности

учащихся продуктивно перерабатывать информацию для установления точки опоры своего личностно-профессионального развития. До сих пор учащиеся используют технологии сети Интернет для создания презентаций, подготовки рефератов, содержание и суть которых не сохраняется в их сознании. Они успешно используют поиск информации, находят ее, но не перерабатывают и не воспринимают. С.И. Гессен писал о том, что само обучение «...заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, но в том, чтобы сделать его ум культурнее», важно понимать, что в процессе обучения ребенок открывает для себя новые знания, изученные ранее старшими поколениями, и постепенно раздвигает границы своего опыта [1]. Накапливание опыта приводит к формированию специфических способностей человека, которые позволяют развивать ему те области познания, как в интеллектуальном, так и в материальном плане, к которым он проявляет повышенный интерес.

Развитие способностей человека осуществлять деятельность связано с тем, как реализуется деятельностный подход в процессе обучения. Долгое время школа находилась на позиции «знаниевого» подхода, при котором основной задачей образования считалось формирование у обучаемых прочных систематизированных знаний, умения и навыки выступали второстепенными компонентами. Знаниевый и владениевый компоненты, рассмотренные в ФГОС нового поколения, указывают на то, что знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Принцип «знать» - значит выполнять действия, связанные с некоторыми знаниями, то есть познавать новое в процессе выполнения каких-либо действий [2]. Следует заметить, что в условиях перехода общества на новый уровень информационного взаимодействия должна осуществляться информационно-познавательная деятельность, являющаяся ключевой в развитии информационного общества.

Для информационного общества характерны следующие признаки:

• увеличение роли информации и информационных технологий в жизни общества;

• возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;

• создание информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие.

Данные признаки нацеливают само общество на необходимость замены экономической структуры, основанной на тяжелой промышленности, структурой базирующейся на наукоемких отраслях человеческой деятельности, широкое использование достижений мировой науки и техники, развитие интеллекта - все это лежит на плечах «способного» будущего поколения.

На основе вышесказанных слов, можно сделать вывод, что информация является ключевым компонентом информационного общества, которое вынуждено предъявлять перед системой образования жесткие требования, позволяющие подготавливать специалистов, способных успешно выполняющих деятельность, связанную с информационным циклом. Выделим основные требования, предъявляемые информационным обществом к системе образования. Современный выпускник школы должен:

• быть полностью адаптирован к среде информационного общества;

• уметь инкапсулировать информацию и доказывать ее полезность;

• уметь «фильтровать» полученную информацию;

• уметь производить, обрабатывать, и реализовывать информацию, поскольку в условиях нового этапа информатизации общества основной движущей силой становится производство информационного продукта, а не материального.

В соответствии с требованиями информационного общества должны, начиная с начальных этапов обучения, формироваться способности учащихся к информационно-познавательной деятельности.

Рассмотрим различные точки зрения ученых на понятия «способность» и «информационно-познавательная деятельность». С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «... сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [3]. Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого учеными:

• способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

• особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

• способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения [4].

На основе вышесказанных слов сделаем вывод, что способность человека является не умениями и навыками, а условием развития последних. В.Н. Дружинин предлагает рассматривать любую способность с трех позиций: интеллекта, обучаемости и креативности [5]. С позиции интеллекта учащегося, невозможно определить, какими способностями он обладает, мы можем выяснить это только при определении степени обучаемости. Обучаемость — это есть способность к приобретению знаний, а креативность является общей творческой способностью к преобразованиям полученных знаний, развитие воображения, порождение гипотез, постановка каких-либо исследовательских задач, и как следствие, развитие способности к осуществлению научно-исследовательской деятельности. Анализ работ И.Ф. Харламовой, Т.И-. Шамовой, Г.И. Щукиной показывает, что результатом познавательной деятельности является формирование у учащихся мотивации учения и обучения их навыкам добывания информации [6]. Таким образом, познавательная деятельность подразумевает под собой осуществление комплекса взаимосвязанных элементов, полностью поглощающих креативность и интеллект, которыми должны обладать учащиеся, чтобы успешно достичь поставленных целей. Фактически она определяется:

• способностью учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать исследования несложных реальных связей и зависимостей;

• способностью определения сущностных характеристик изучаемого объекта;

• умением самостоятельно осуществлять выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

• способностями организовать учебно-исследовательскую работу, выдвигать гипотезы, проверять их и прогнозировать результат;

• умением отвечать на вопрос: «Что произойдет, если.»;

• способностью самостоятельно создавать алгоритмы решения задач исследовательского характера, объяснять полученные результаты [7].

Необходимо понимать, что познавательная деятельность, исходя из функций деятельности, преследует не только освое-

ние личностью новых знаний, она направлена на адаптацию личности к постоянно изменяющимся условиям. Деятельность информационно-познавательного характера является в большей степени адаптивным видом познавательной деятельности. Нельзя исключать, что результат достижения цели в процессе познавательной деятельности во многом зависит от заинтересованности учащегося в определенной области познания. Это ярко выражено в динамике изменения количества учащихся, студентов, увлекающихся физикой и информатикой. В XX веке информационные технологии развивались относительно медленно по сравнению с фундаментальной наукой. В основу научнотехнического прогресса легло создание искусственного интеллекта, информационно-вычислительной техники, что фактически дало толчок к развитию новой стадии информационного общества. Все это привело к огромному оттоку интеллектуальных ресурсов из одной области познания в другую. Также был задействован закон Мура, суть которого заключается в том, что все технологии, разработки информационно-вычислительной техники должны работать быстрее и быть минимизированными. В настоящее время он перестает действовать, так как сам процесс минимизации цифровых устройств и их быстродействие достигли максимальной точки развития:

• ученые научились управлять сигналами на атомарном уровне;

• разработки элементов электронно-вычислительных устройств ведутся по 4 - 10 нанометровым технологиям.

Следует заметить, что избежать технологического тупика в данной ситуации позволит только развитие фундаментальной науки.

Особенностью перехода общества на новый этап информатизации является изменение структуры информационного обеспечения. Основными источниками информации в XX веке являлись собственные наблюдения, учитель, учебники, научные журналы и СМИ (рис.1).

Журналы

ученик

т

учебное

пособие

Рис. 1. Система информационного обеспечения в XX веке

В настоящее время учащиеся редко открывают учебное пособие с целью получения знаний. Причиной данного парадокса является использование более быстрых и эффективных способов поиска информации, с помощью которых находится только необходимая информация, нужная для выполнения какого-либо задания. Новые способы поиска информации эффективны только в быстроте их нахождения, но никак не в эффективности их усвоения, полученная учащимися информация носит не познавательный, а чисто потребительский характер. Чаще всего подобная информация искажает реальное восприятие физической картины мира учащимися, поскольку поступает в их сознание в готовом виде и, что не менее важно, часто бывает недостоверной. Информационный доступ в XXI веке осуществляется по пути, представленном на схеме (рис. 2).

На схеме, представленной на рис. 2, мы видим, что основным источником информации становится Интернет. В процессе информационно-коммуникационной деятельности учащиеся взаимодействуют с информационно-познавательным полем, в котором они практически не производят отбор важной информации и ее систематизацию. Сама информационная система или среда предоставляет по запросу учащихся готовую информацию в «сыром» виде, для которой фактически неопределена ее полезность и достоверность. Делаем вывод, что в процессе информационно-коммуникационной деятельности не происходит

учитель

наблюдение

ИТ

учитель ученик

наблюдение

т

Рис. 2. Система информационного обеспечения в XXI веке

развитие способностей учащихся самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию для решения поставленных задач. Между двумя видами человеческой деятельности существует связь, с помощью которой определяются условия успешности развития информационного общества. Достаточно рассмотреть два элемента, входящих в информационно-коммуникационную деятельность и в познавательную. Познавательная деятельность, в которую входят совокупность способностей, например, определения сущностных характеристик объекта, подразумевает работу с информацией. В информационно-коммуникационной деятельности также осуществляется работа над информацией. Делаем вывод, что объектом деятельности в обоих случаях является информация, с той только разницей, что в процессе познавательной деятельности учащиеся открывают для себя новые знания, скрытые в информации, и, сами способности учащихся к познавательной деятельности являются условием развития информационной культуры человека. Если у учащегося есть желание познать новое, то на рефлекторном уровне обязательно активизируется информационно-коммуникационная деятельность.

Информационно-познавательная деятельность включает в себя элементы:

• информационно-коммуникационной деятельности;

• познавательной деятельности;

• исследовательской деятельности.

Поясним сказанное на примере раздела «Физика частиц».

Активизационным фактором информационно-познавательной деятельности является поиск исследовательских задач. Осуществление информационно-познавательной деятельности учащихся при изучении физики частиц имеет важные отличительные черты, но это не означает, что другие области сферы человеческой деятельности не важны. Во-первых, это научная новизна и современность. Сама по себе современность и обширный интерес общественности к этой науке позволит правильно и в короткие сроки построить правильную структуру информационно-познавательной деятельности, чтобы не вызвать обратной отрицательной связи и осуществить формирование способностей учащихся к информационно-познавательной деятельности. Исследования по физике частиц, осуществляемые в процессе информационно-познавательной деятельности учащимися, позволит сформировать в их сознании:

• основные аспекты свойств микромира и экстраполировать их на макроуровень (знаниевый компонент);

• развивать умения осуществлять исследовательскую деятельность (владениевый компонент).

Ценность исследовательской деятельности состоит в том, что она требует привлечения предшествующего опыта учащегося для ее осуществления, что способствует установлению преемственных связей между новыми и уже усвоенными знаниями, формированию целостной картины мира. Организация исследовательской деятельности на учебных занятиях дает реальную возможность оптимизации образовательного процесса. Учитывая динамику развития современной науки в условиях информатизации общества, процесс синтеза новых знаний должен быть непрерывным. Поэтому наука не просто требует развития у учащихся элементов исследовательской деятельности, как будущих интеллектуальных ресурсов, способных ее осуществлять, а акцентирует внимание образовательных учреждений на то, чтобы фрагментарное включение методов научно-исследовательской

деятельности было заменено целенаправленным, систематизированным и непрерывным процессом развития способностей учащихся осуществлять исследовательскую деятельность. Формируется громадный ресурс интереса к физическому познанию и определенный стиль проблемно-поисковой деятельности учащихся, который выделяет основные пункты деятельности учащихся:

1. Ознакомление с предметной областью, содержание предстоящего исследования (информационно-поисковая деятельность).

2. Столкновение с проблемой, формулирование целей и задач исследования (развитие способности к исследовательской деятельности).

3. Сбор фактов и данных об изучаемом явлении или объекте, инкапсуляция информации и определение ее достоверности (компонент информационно-познавательной деятельности).

4. Экспериментальное (теоретическое) исследование: выдвижение гипотез, моделирование эксперимента (исследовательская деятельность).

5. Построение объяснения, следствия (способность доказать полезность новой информации).

6. Формирование выводов и оформление проделанной работы (информационно-коммуникационная деятельность).

Сформируем целостное понятие «способность к информационно-познавательной деятельности».

Способность к информационно-познавательной деятельности — это совокупность способностей, определяющих условия успешного усвоения информации и ее создания, и направленных на получение и преобразование информации с целью решения исследовательских задач. Информационно-познавательная деятельность учащихся носит ценностно-смысловой, индивидуальный деятельностно-практический характер и является фактором академической успешности учащихся. Эффективное развитие способности к информационно-познавательной деятельности у учащегося предполагает возможность в процессе решения отбирать, структурировать и использовать на практике необходимую информацию. Поскольку информационнопознавательная деятельность связана с исследовательской, то она носит творческий характер и ориентирована на получение новых знаний.

Информационно-познавательная деятельность осуществляется в несколько этапов:

1. Поиск источников, в которых предполагается обнаружить информацию о новых знаниях.

2. Получение информации. На данном этапе осуществляется отбор источников, проверяется достоверность информации на основе приобретенных ранее знаний.

3. Анализ информации. Проверяется адекватность найденной информации и возможность применения этой информации для решения поставленной проблемы.

4. Инкапсуляция информации. Здесь предполагается использование отборной информации на практике, в процессе осуществления эксперимента учащиеся будут учитывать полученную информацию и пытаться найти на исследуемом объекте факты полезности выявленной информации.

5. Передача информации. Элемент информационно-коммуникационной деятельности, при которой возможно с помощью различных методов передать созданную информацию другим. Учащиеся сами становятся не только создателями информации, но и их источником, здесь предполагается организация образовательного процесса с помощью технологий сети Интернет.

6. Хранение информации. Это завершающий этап информационно-познавательной деятельности учащихся, который подразумевает отображение новой информации в информационнопознавательном поле.

Выясним, в каком случае осуществляется информационнопознавательная деятельность учащихся. Небольшой эксперимент был осуществлен на учащихся седьмого класса. Было сформировано три группы, которым предложили решить исследовательскую задачу. С помощью предложенного оборудования они должны были выяснить, при какой минимальной высоте h шарик массой m будет совершать мертвую петлю. Для решения

задачи исследовательского характера первой группе было предложено найти и изучить теорию, работая с источником информации — учебником, второй группе был обеспечен доступ к системе поиска информации «Google», а третья группа работала при наличии только экспериментальной установки и полученных ранее знаний: потенциальная энергия, кинетическая энергия и закон сохранения энергии. Учащиеся второй группы быстро нашли необходимую информацию, однако, не вдумываясь в условия задачи и эксперимента, который необходимо было осуществить на установке, они выписали из источника данные, их анализ и выводы, и посчитали задание выполненным, несмотря на то, что необходимо было выполнить измерение физических параметров самого тела и установки. В результате учащиеся первой группы выполнили копирование готовой информации, которая является недействительной для реальной установки. Делаем вывод, что ни какой речи о развитии способности у учащихся к информационно-познавательной деятельности говорить нельзя. Учащиеся первой группы, которым был предложен в качестве источника информации учебник, усвоили готовую информацию, в которой четко было прописано, что необходимо сделать, они действовали по готовому плану, определив экспериментально физические параметры тела, законы. Ответить на вопросы такого характера «Что будет, если.», они не смогли. Третья группа руководствовалась только своими первоначальными знаниями о массе, скорости и энергии. Они сумели экспериментально установить зависимость траектории движения шарика от высоты, сделали правильные выводы, соответственно смогли ответить на вопросы «Что будет, если..».

Работа была проведена тремя группами, остается выяснить, в какой группе учащиеся осуществляли информационнопознавательную деятельность? Мы видим, что использованная технология сети Интернет в образовательном процессе привела к худшему результату. Не противоречим ли мы сами себе, указывая на то, что информационные технологии способствуют развитию будущего специалиста, дееспособного в совре-

менном информационном обществе его развивать? Разрешим данный парадокс. Определим, какую деятельность выполняла каждая группа.

Первая группа выполняла стандартную лабораторную работу. Действуя по плану, и, обладая конкретным набором готовой информации, они успешно справились с задачей, поставленной перед ними. Они осуществляли в большей степени практическую составляющую исследовательской деятельности (практическая деятельность). Предоставленная информация в готовом виде ставила перед учащимися совершенно иную задачу — провести эксперимент, осуществить измерения и расчет физических величин и сделать вывод.

Третья группа выглядит самой перспективной, поскольку учащиеся не имели доступа к информационным источникам, добились поразительных результатов. Следует заметить, что их деятельность была максимально приближена к научно-исследовательской деятельности, поскольку они руководствовались только своими знаниями и способностями.

Со второй группой все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Они успешно осуществили два этапа информационно-познавательной деятельности: поиск необходимой информации и получение информации. Проблема возникла на этапе инкапсуляции информации и ее применения. Найденная с помощью информационных технологий информация являлась актуальной для решения задачи исследовательского характера, здесь прослеживается элемент информационно-коммуникационной деятельности. Однако учащиеся не смогли ее правильно применить и оценить достоверность. Таким образом, помимо того, что учащиеся должны уметь ориентироваться в информационном пространстве, они должны находить необходимую информацию, применять ее на практике, создавать новые знания и инкапсулировать новую информацию. Данную задачу на сегодняшний момент мы считаем наиболее актуальной для решения проблемы овладения информационно-познавательной деятельностью учащимися.

Библиографический список

1. Гессен, СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный государственный стандарт второго поколения общего образования (ФГОС ОО).

3. Рубинштейн, С.Л. Принципы И пути развития психологии. - М., 1959.

4. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. - СПб., 1999.

6. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.

7. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

Bibliography

1. Gessen, SI. Osnovih pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. - M., 1995.

2. Federaljnihyj gosudarstvennihyj standart vtorogo pokoleniya obthego obrazovaniya (FGOS OO).

3. Rubinshteyjn, S.L. Principih I puti razvitiya psikhologii. - M., 1959.

4. Teplov, B.M. Problemih individualjnihkh razlichiyj. - M., 1961.

5. Druzhinin, V.N. Psikhologiya obthikh sposobnosteyj. - SPb., 1999.

6. Thukina, G.I. Aktivizaciya poznavateljnoyj deyateljnosti uchathikhsya v uchebnom processe. - M., 1979.

7. Shamova, T.I. Aktivizaciya ucheniya shkoljnikov. - M., 1982.

Статья поступила в редакцию 16.07.13

УДК 378.046

Dudko М PEDAGOGICAL INTENTIONALITY AS COMPETENCE OF THE TEACHER. Presents the results of theoretical and empirical study of a new phenomenon - pedagogical intentionality. Describes the results of ascertaining stage of the research. Identified own interpretations of the basic categories of research, criteria and indicators pedagogical intentionality

Key words: intention, pedagogical intentionality, teacher, meaning.

В.В. Дудко, методист каф. информационных технологий Приморского краевого института развития образования, г. Владивосток, E-mail: vika.v._@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования нового феномена - педагогической интенциональности. Описаны результаты констатирующего этапа исследования. Выявлены авторские трактовки базовых категорий исследования, критериев и показателей педагогической интенциональности. Ключевые слова: интенция, педагогическая интенциональность, учитель, смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.