Научная статья на тему 'Современная информационная среда, информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся'

Современная информационная среда, информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
909
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ «КЛАСС-ПРОЕКТ» / ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОТВОРЧЕСТВО / ВЗАИМООБУЧЕНИЕ / ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетников Владимир Александрович

Автор показывает, при каких условиях развитие и активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс школы, во внешкольную деятельность учащихся и также в жизнедеятельность всех членов образовательной среды может носить признаки здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная информационная среда, информационно-коммуникационные технологии и здоровье учащихся»

_ИНН^ВАЦИОННЫЕИИСС^^Э^^^ЬСКИЕПРОЕКТЫ,ПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_

Автор показывает, при каких условиях развитие и активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс школы, во внешкольную деятельность учащихся и также - в жизнедеятельность всех членов образовательной среды может носить признаки здоровьесберегающих технологий.

Решетников Владимир Александрович

зам. директора ГОУ СОШ №535, г. Москва.

E-mail: revlalex@mail.ru; revlalex@rambler.ru

СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

Какое влияние оказывают информационно-коммуникационные технологии на здоровье учащихся?

______________________________________________________________________________________________________

Ключевые слова: технологии «класс-проект», внутренняя культура, сотрудничество, сотворчество, взаимообучение, внедрение информационных технологий

В соответствии с теорией витальных ресурсов, у людей есть четыре жизненных ресурса: деньги, энергия, знания и время [1]. И по мере освоения этих ресурсов формируется соответствующий этап развития цивилизации. Сейчас многие страны вступили в информационную эпоху, особенностью которой является существование специфической среды взаимодействия всех членов социума - информационного пространства. Это не означает, что до вхождения в информационную эпоху человечество находилось в информационном вакууме, однако только в наше время деятельность, направленная на формирование, освоение и использование информационного поля, становится доминирующей.

Однако следует отметить, что процесс освоения человечеством информационного пространства проходит далеко не столь безупречно, как этого хотелось. Приходится сталкиваться со своеобразным дуализмом понятий: информация - дезинформация; информация истинная - информация ложная. Воздействие на общество в целом и на каждого индивида в частности идет и в том, и в другом случае, но результаты этого воздействия прямо противоположны. Неправильное использование истинной информации (или преднамеренное использование ложной) может привести искажению реальной картины мира больших групп населения. Следствием этого может стать деградация как социума в целом, так и отдельной личности в частности, по той причине, что действия, предпринятые на основании недостоверной информации могут привести к колоссальным временным, трудовым, материальным, финансовым и иным потерям.

Всё это приводит к необходимости определить характерные особенности современного информационного пространства. Это позволит с одной стороны определить принципы и технологии противодействия негативным факторам воздействия информационного пространства на социум, а с другой - разработать принципы эффективной информационной деятельности.

Первой характерной особенностью современной информационной среды является формирование колоссальных по своим объёмам информационных ресурсов, имеющих сложную структуру и при этом явно избыточных по своему содержанию, по причине тиражирования содержательной информации различными источниками при неизбежном искажении (в той или иной степени) её сути. Это приводит к необходимости: разработки сложных поисковых методов информации, планирования временных затрат на поиск требуемой информации, разработки собственных аналогов существующих информационных объектов.

Вторым характерным признаком является интенсивное проникновение современных коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности, что приводит к формированию новой коммуникативной культуры и, как следствие, новой виртуальной среды взаимодействия. Опасность данной ситуации в том, что чем глубже в жизнедеятельность человека внедряется виртуальный мир, тем меньше в ней остаётся места для реального [2].

Третьим характерным признаком является глубокое дифференцирование участников информационного пространства по уровням доступа к истинной информации. С учётом той роли, которую играет информация

34

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

для выработки обоснованных и адекватных текущей ситуации решений, доступ к истинной неискажённой и своевременной информации - это обеспечение развития и практической реализации собственной деятельности как отдельных членов социума, так и всего общества в целом. Решение проблемы поиска и получения истиной информации лежит не только в поиске осведомлённых и компетентных источников информации, но и в освоении специальных методов анализа информационных потоков, с помощью которых необходимая информация может быть вычленена из совокупности различных источников информации.

На основании сформированной, пусть и достаточно приблизительной, модели современного информационного пространства можно рассмотреть специфику внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Цель - во-первых, определить допустимый уровень проникновения современных технических средств и ИКТ в образовательный процесс, а во-вторых, определить технологии, позволяющие использовать современные достижения в области ИКТ для формирования здоровьесберегающей среды школы.

Анализ современных информационных ресурсов, освещающих проблемные вопросы современной образовательной системы приводит к заключению, что доступность и качество образования в XXI веке основывается на развитии высоких технологий и связанных с ними информационной и коммуникационной отраслями. Принимая во внимание, что центральный ресурс XXI века - знания, информация, средства коммуникации и технологии эффективного управления информационными, техническими и технологическими ресурсами - цель образования, основанного на информационно-коммуникационной компетентности.

Анализ междисциплинарной перспективы позволил выстроить следующую классификацию ключевых компетенций учащихся [1], способствующих успешной самореализации в современных условиях:

• способность использовать широкий набор инструментов для взаимодействия с физическими, информационными и социокультурными объектами;

• способность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни и работы;

• способность действовать автономно и принимать ответственность за управление собственной жизнью в широком общественном контексте.

Принимая во внимание данную классификацию, для формирования выделенных компетенций учащихся в инновационном образовательном пространстве школы могут быть определены такие направления деятельности, как:

• специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлексивного мышления: это создаст условия для освоения учащимися технологии работы с информацией различного вида, приёмов анализа собственной деятельности и её результатов, формирования исследовательской культуры;

• специальное обучение процедурам обсуждения: данное направление деятельности нацелено на формирование опыта установления коммуникационных

связей с окружающими в процессе рассмотрения спорных или неоднозначных ситуаций;

• формирование дискуссионной культуры, т. е. обучение учащихся: восприятию точек зрения, отличных от собственных; способности определять целесообразность применения дискуссии для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, творческой и других видах деятельности; навыкам поисковой деятельности; навыкам формирования команды;

• специальная разработка эмоционально-личностной стороны учебно-игровой деятельности, связанной с её ролевыми компонентами с целью формирования опыта деятельности в различных сферах социальной жизни;

• формирование эмоциональной и интеллектуальной рефлексии, включающей имитационное и ролевое моделирование с целью развития навыков индивидуальной и коллективной деятельности в условиях максимально приближенных к реальным жизненным ситуациям при решении конкретных задач, в различных сферах профессиональной деятельности человека.

Данный подход к организации образовательной деятельности заложен и в Концепцию модернизации Российского образования, которая определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов - достижение качества образования и внедрение компе-тентностного подхода в образовательный процесс. При этом особо указывается на необходимость оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Таким образом, можно сформулировать основное противоречие современной системы образования - это противоречие между необходимостью быстрого приращения объёма знаний, умений и навыков современными школьниками и ограниченными возможностями учащихся по их усвоению, что неизбежно ведёт к существенному увеличению физической и эмоциональной нагрузки

Понятие «здоровьесберегающих образовательных технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Многие педагоги полагают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли по технологиям, например, Л. В. Зан-кова, С. Френе, М. Монтессори или по «технологии здоровьесбережения».

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья».

Несколько ранее (в начале 90-х годов прошлого столетия) изменения образовательного процесса вывели исследовательский комплекс на инновационные формы обучения. Инновационность эта пронизывает как индивидуальные, так и коллективные формы обучения. В свою очередь последнее потребовало от образовательного процесса отобрать наиболее эффективные формы, которые, по существу, являются комплексными, т. е. они носят коллективный, групповой и индивиду-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

35

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

альный характер. Мы относим такие формы обучения к интерактивным.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [3].

Сущность интерактивного обучения в том, что основная работа по освоению новых знаний выполняются учащимися самостоятельно. В отличие от традиционных форм организации образовательного процесса интерактивные формы направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Основные принципы интерактивного обучения, реализуемые при организации учебного процесса [4] - индивидуализация (по содержанию, по объёму учебного материала, по времени усвоения), гибкость, электив-ность, контекстный подход, развитие сотрудничества и сотворчества.

В настоящее время много говорится об информатизации образования. Под этим понимается использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения педагогических задач образования. Если ИКТ являются основной организационной формой образовательного процесса, то такую среду образования называют ИКТ насыщенной.

Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа подход, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств (печатные материалы; аудио- и видео материалы; компьютерные обучающие программы; электронные образовательные журналы; интерактивные базы данных; библиотеки программных продуктов; компьютерные обучающие программы, системы интерактивного тестирования уровня и качества усвоенных знаний).

Педагогические методы «один - одному», т. е. методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем или с другим обучаемым, развиваются в современном образовании не только на основе непосредственного контакта, но и посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.

Преподавание «один - многим», в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала перед обучаемыми, не играющими активной роли в коммуникации, свойственно традиционной образовательной системе, но оно получает новое развитие на базе инновационных технологий. Так, лекции, записанные на носители аудио- или видеоинформации и воспроизводимые с помощью различных технических средств, дополняются в инновационном образовательном процессе так называемыми «элекциями» (электронными лекциями), т. е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям. Элекция может представлять собой не традиционный лекционный текст, а подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям.

Педагогические методы на основе коммуникаций «многие - многим» - это методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний.

Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.

Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, форумы, проектные группы и другие.

Анализ современных тенденций в организации образовательного процесса приводит к следующему выводу - современный учитель в своей профессиональной деятельности для достижения оптимальных результатов обязан использовать всю совокупность инновационных интерактивных педагогических технологий, глубоко интегрированных с ИКТ.

Следовательно, одним из основных видов деятельности учителя должно стать педагогическое проектирование как собственной профессиональной траектории, так и образовательной траектории учащихся в рамках учебной дисциплины.

Один из возможных способов реализации педагогического проектирования в образовательной деятельности - внедрение технологии «класс-проекта». При использовании этой технологии урок становится инструментом для формирования ключевых компетенций, развитие которых переносится в систему дополнительного образования и воспитательную систему школы.

Приведём классификационные характеристики технологии «класс-проекта» (по схеме построения квалификационной характеристики [7]).

Данная технология является развитием технологии сотрудничества. В основу технологии «класс-проекта» положены: дифференцированный подход к каждому учащемуся, создание условий индивидуального развития каждого ученика при организации коллективной деятельности в рамках единой задачи, формирование личной ответственности за результаты всего коллектива в целом и свои собственные в частности, объединение урочной и внеурочной деятельности, социализация и начальная профессиональная ориентация каждого учащегося, интеграция знаний из различных предметных областей при решении практикоориентированных задач. Учитель в рамках данной концепции постепенно меняет роль в процессе обучения от наставника до куратора (научного руководителя) деятельности ребёнка, при этом в процесс обучения подключаются преподаватели различных предметных профилей (в зависимо-

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

сти от условий и требований решаемой коллективом задачи), включая классного руководителя и сотрудников социальной и психологической служб учебного заведения. Данная технология направлена на формирование коллектива единомышленников - учащихся и педагогов.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система «малых групп», компьютерное обучение, самоуправление,взаимоуправление,управление с помощью средств массовой коммуникации.

Организационные формы: академическая, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

Преобладающие средства: аудиовизуальные, электронно-обучающие, компьютерные.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, субъект-субъектный.

Технология «класс-проекта» может быть реализована в следующих вариантах:

• класс-проект как форма совместной работы учителя ИКТ и классного руководителя - решаются проблемы во взаимоотношениях учащихся друг с другом и окружающим социумом путём создания творческих индивидуальных и коллективных работ социальной направленности;

• класс-проект как форма работы учителя-предметника - создаются условия для специально организованной деятельности, в результате которой учащимися одного класса создаётся либо групповой продукт, либо несколько продуктов деятельности объединённых общим смыслом или тематикой, в координации с другими учителями-предметниками, интегрируя урочной деятельность и деятельность в системе дополнительного образования.

Можно ли такую форму обучения как класс-проект отнести к интерактивным и почему?

Анализ выше изложенных материалов и концептуальных принципов реализации технологии «класспроект» позволяет дать утвердительных ответ на поставленный вопрос, так как для этой технологии характерно активное применение выявленных принципов активного обучения. Широкое внедрение ИКТ при реализации этой технологии даёт основание утверждать - реализации данной технологии наиболее эффективна в условиях ИКТ насыщенной среды.

Следует отметить ещё одну существенную характеристику технологии «класс-проекта» - интегративный подход как при формировании учебного материала в урочной деятельности, так и в выборе тематических заданий в системе дополнительного образования. Все задания и работы, выполняемые учащимися, лежат на стыке двух, трёх и более предметных областей, что позволяет сформировать у учащихся целостное восприятие мира и создавать обобщённую систему знаний.

Необходимо также выделить существенный воспитательный эффект технологии «класс-проект».

Работа над индивидуальным или коллективным заданием, результатом которой является овеществлённый продукт и его публичное представление (одно из основных условий работы по данной технологии) ставит учащегося перед необходимостью преобразования внутренних образов, связанных с личным представлением о продукте деятельности, в рисунки, за-

писи, плакаты, видеоряд и т. п. Таким образом, через осмысление продуктов своего труда учащийся осваивает техники сложных мыслительных процедур и перевода внутренней речи во внешнюю речь.

Грамотное представление результатов своего труда требует развития грамотной, логичной и культурной речи. Воспитание внутренней культуры несомненно способствует формированию высокой культуры взаимодействия с близким социумом. Основой этого является следующая особенность реализации технологии «класс-проекта» - в процессе изучения новых технологий прикладного характера, используемых для создания творческого продукта, происходит активный информационный обмен не только между преподавателем и учащимися, но и между учащимися, освоившими и только осваивающими применяемые технологии, что способствует формированию атмосферы сотрудничества, сотворчества и взаимообучения.

Таким образом, реализация педагогического проектирования в условиях ИКТ насыщенной среды по технологии «класс-проект», связано в значительной степени с самообучением школьников мыслительным процедурам, которое впоследствии получает развитие в процессе презентации себя и продуктов своей деятельности, что способствует развитию процесса систематизации, классификации универсальных над-предметных компетентностей учащихся.

Применение в образовательном процессе технологии «класс-проекта» требует от учителя владения высокой педагогической технологией.

Что понимается под «высокой педагогической технологией»? Для ответа на этот вопрос необходимо дать определение термину «педагогическая технология».

В настоящий момент наукой дано множество определений термину «педагогическая технология», приведём некоторые из них:

«Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

«Педагогическая технология - это:

содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;

систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса;

совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;

деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности;

рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса» [10].

Объединяя всё вышесказанное, приходим к следующему заключению - развитие и активное внедрение информационных технологий как в образовательный процесс школы и во внешкольную деятельность учащихся, так и в жизнедеятельность всех членов обра-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

37

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

зовательной среды может носить признаки здоровьесберегающих технологий, если:

построение образовательного процесса будет организовано с использованием методов и средств визуализации и интерпретации учебной информации, направленных на включение разных каналов восприятия учащимися новых знаний;

обучение новой области знаний будет организовано по принципу блоков и модулей, каждый их которых будет иметь четкие, логически завершённые структуру и содержание;

каждый новый блок информации будет достраивать формирующуюся картину мира учащегося, представляя возможность учащимся выстраивать взаимосвязи между известными и новыми фактами;

в процессе обучения будут использованы как индивидуальные, так и групповые формы деятельности, направленные на получение итогового продукта учебной деятельности;

основой образовательного процесса будет освоение различных методов обработки информации, получаемой из различных источников и в различной форме.

Литература

1. Балацкий Е. В. Вызовы информационного общества. Электронное периодическое издание «Капитал страны». Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/index.

php/artides/artide/980.

2. Мищериков А. А. Безопасность и свобода личности в информационном обществе: анализ проблемы // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 1.

3. Каюда Г. П., Косарева И. В., Решетников В. А. Программа развития на 2006-2011 гг. «Создание интегрального образовательного пространства школы как модели социума, формирующей готовность всех участников учебновоспитательного процесса к самореализации в информационном обществе». М: Спутник, 2008. - 42 с.

4. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995.- 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. - 2000. - № 1

6. Корнеева Л. И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт / Л. И. Корнеева // Университетское управление: практика и анализ. -2004. - № 4 (32). - С. 78-83.

7. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности - М.: Art Pablishers, 2006. - 190 с.

8. http://nrc.edu.ru/razd4/41.html Основные группы методов инновационного обучения по типу коммуникации между обучаемыми и преподавателем.

9. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

10. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.

Автором предложена разработка урока алгебры и начала анализа в 11 классе. Урок построен с позиции личностно-ориентрованного обучения. В методической разработке предлагается совокупность приемов, методов и форм, влияющих на развитие у учащихся мотивации учебной деятельности через самостоятельное целеполагание, выбор уровня учебных заданий, самооценку собственной деятельности на уроке.

Седнева Ольга Геннадьевна

учитель математики, МОУ «Лянторская СОШ №6». lschool6@rambler.ru

ОБЩИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЙ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛА АНАЛИЗА В 11 КЛАССЕ

Как построить урок математики с позиции личностно-ориентированного обучения?

___________________________________________________________________________________________

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, дидактическая задача, общие методы решения уравнений, метод разложения на множители, метод введения новой переменной, метод замены уравнения равносильным, функционально-графический метод.

Основной формой организации учебной деятельности учащихся в школе является урок. Основная задача учителя на современном этапе - создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей. Рассмотрим построение урока

математики по теме «Общие методы решения уравнений» с позиции личностно-ориентрованного обучения.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний учащимися с ориентацией на их практическое применение, обеспечить усвоение всеми

38

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.