Цепенникова О. А. Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14746. - 0,2 п. л. -
Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Аннотация. В данной статье представлен опыт работы учителя и отражены некоторые методологические особенности по формированию информационной компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы. Ключевые слова: информационная компетентность, русский язык и литература, содержание информационной компетентности, самостоятельное решение поставленной проблемы, достоверные источники информации. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Система образования в Российской Федерации претерпевает изменения. С 2012 г. основная школа переходит на федеральные государственные стандарты общего образования 2 поколения, в основе которых лежит принцип компетентностного подхода в обучении, позволяющий ученику ориентироваться в различных ситуациях учебной, личной, общественной жизни.
Одной из ключевых компетентностей, несомненно, является информационная компетентность. Наше общество постепенно становится информационным. Поэтому современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение точно, корректно, с пользой использовать предоставляемые информационные возможности. Сегодня информационная среда имеет также ресурсы, которые пользователю не только предоставляют информацию, но и позволяют оценивать свои знания, а также стимулируют процессы, завершающиеся получением новых знаний.
Итак, от поиска информации - к получению знаний. Так я определяю для себя цель работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы. Данная технология помогает учителю по-новому подойти к преподаванию русского языка и литературы в школе, позволяет развивать и совершенствовать умения учащихся «работать с различными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности» [1].
Обратимся к предмету «Литература», который в современных условиях обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебном предмете.
Традиционный урок по биографии писателя в старшей школе несколько лет назад совершенно изменился в моей педагогической практике. Чтобы пробудить у учеников интерес к личности писателя, развивать познавательную активность и умение работать с дополнительной информацией, вырабатывать навыки самостоятельно анализировать, отбирать главное, мною за неделю до такого урока даётся задание: найти, используя ресурсы Интернета, материалы по биографии писателя, выбрать важное в его жизни и творчестве. Отобранное отформатировать, создать текст и представить его в печатном виде, вклеив в тетрадь. Материал о биографии и творчестве писателя, необходимо сопроводить перечнем важных, на взгляд учащегося, исторических событий, пришедшихся на годы жизни изучаемого автора. Подобный перечень можно составить, находя необходимую информацию в Интернете. Связь
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Цепенникова О. А. Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14746. - 0,2 п. л. -
научно-методический электронный журнал ^ Oittcp://e49ko6n5ceptssu/223oi1142ox6-htm. - реГ ART 14746 УДК 373.1:82:811.161.1 Л . .
жизни и творчества писателя с историей страны даёт учащемуся «понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, способствует выявлению заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей» [2].
Свои работы учащиеся представляют на уроке - диалоге, посвящённом жизненному и творческому пути писателя, с помощью устных ответов на вопросы учителя, друг друга, с мини - сообщениями обобщающего характера, конечно, учатся вести диалог и с педагогом, и с одноклассниками, постоянно обращаясь к тому информационному материалу, который самостоятельно нашли и подготовили к занятию. Урок сопровождается презентацией о личности писателя и завершается тем, что учащиеся делают пометки в информационном материале, выделяя вехи жизненного и творческого пути художника слова.
Таким образом, «содержание информационной компетентности полностью сохраняется:
- поиск информации;
- обработка информации;
- представление информации;
- передача информации» [3].
Каждый ученик 9-11 -х классов создаёт собственную базу данных о писателях и хранит текстовые файлы с биографическим материалом в папках - накопителях в своём компьютере.
Формирование информационной деятельности учащихся 5-8-х классов связано с изучением отдельных литературных произведений, в которых отражены приметы своего времени, быт и поведение людей ушедших эпох, которые понятны нам, взрослым и образованным людям, но совершенно не известны ученикам XX века. И мне важно, чтобы этот ученик, анализируя текст, в котором есть исторические «загадки» или малопонятные «явления» в жизни героев, с течением времени приобрёл умение самостоятельно находить и анализировать информацию, позволяющую такие «загадки» и «явления» раскрыть. В школьных произведениях много тайн, завесу над которыми можно приподнять с помощью самостоятельного поиска информации из различных источников. Например, перед изучением повести А. С. Пушкина «Выстрел» прошу найти информацию о дуэли, в «Песне о купце Калашникове» Лермонтова - об опричниках и опричнине, в «Бежине луге» Тургенева - что такое ночное, в «Коне с розовой гривой» Астафьева - что такое колхоз и т. п. С помощью таких заданий у учащихся формируется опыт самостоятельного решения поставленных проблем и в дальнейшем позволит им самим принимать решения на основе полученного опыта.
Приучая учеников работать с необходимой информацией из различных источников, прошу их обязательно указывать на то, откуда эта информация, будь то книга или информационный ресурс в Интернете.
По русскому языку навыки информационного поиска также формируются с 5-го класса. При помощи реальных объектов и информационных технологий ученик самостоятельно ищет, анализирует и отбирает необходимую информацию, организовывает, преобразовывает, сохраняет и передает её.
В 5-м классе часто даются задания, для выполнения которых необходимо привлечь справочники и словари. При изучении темы «Фразеологизмы» и «Этимология слова» учащиеся могут обратиться к различным источникам информации, чтобы узнать о происхождении фразеологизмов и слов. Для формирования информационной грамотности при работе со справочниками и словарями важно привить ученикам необходимость работы с качественными информационными ресурсами, будь то бу-
~ 2 ~
КОНЦЕПТ
Цепенникова О. А. Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14746. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14746.htm. - Гос. рег. у ^jvcmn^wnnoi^ лурпмл Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14746 УДК 373.1:82:811.161.1
мажные носители или Интернет. Учащимся представлен аппарат ориентиров для поиска информации, расшифрованы сокращения, встречающиеся в словарях. Фамилии составителей словарей и справочников и адреса справочно-информационных порталов, предложенные пятиклассникам, помогут привить ученикам понимание, что поиск научной информации предназначен для эффективного решения научной поисковой задачи.
В 6-м классе подобная работа продолжается при изучении темы «Притяжательные прилагательные». Все ученики получают задание объяснить происхождение своей фамилии. Как правило, большая часть класса обращается к ресурсам Интернета, уже зная о достоверных источниках информации. В будущем, решая творческие задачи и занимаясь самообразованием, каждый из них сформирует собственный набор достоверных онлайновых источников.
Изучение русского языка в среднем и старшем звене сегодня невозможно без обращения к ресурсам Интернета. Не только поиск научной информации, но и он-лайн-тестирование, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах открывают перед современным учеником широкие возможности по приобретению знаний и формированию личности ученика.
Итак, использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках русского языка и литературы позволяют решить задачу формирования информационной компетентности учащихся.
Ссылки на источники
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - С. 7. (Стандарты второго поколения).
2. Там же. - С. 8.
3. Краснова Г. М. Использование возможностей MS Power Point проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - № 5 (15). - С. 91. (Информатика и информатизация образования).
Olga Tcepennikova, ISSN 230« 20Х
teacher of Russian and Literature, Gymnasia 2, Perm olga.cep@mail.ru
Designed to offer students information competence on the lessons of Russian language and literature (from experience)
Abstract. This article presents the teacher's experience and reflects some 9 772304 120142 methodological features of the development of information competence of pupils at lessons of Russian language and literature.
Key words: informational competence, Russian language and literature, the content of information competence, independent solution of the problem, reliable sources of information.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М, кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук
977230412014231