Научная статья на тему 'Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)'

Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОСТОВЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ / СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / INDE-PENDENT SOLUTION OF THE PROBLEM / INFORMATIONAL COMPETENCE / RELIABLE SOURCES OF INFORMATION / RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE / THE CONTENT OF INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепенникова Ольга Анатольевна

В данной статье представлен опыт работы учителя и отражены некоторые методологические особенности по формированию информационной компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designed to offer students information competence on the lessons of Russian language and literature (from experience)

This article presents the teacher’s experience and reflects some methodological features of the development of information competence of pupils at lessons of Russian language and literature.

Текст научной работы на тему «Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)»

Цепенникова О. А. Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14746. - 0,2 п. л. -

Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Аннотация. В данной статье представлен опыт работы учителя и отражены некоторые методологические особенности по формированию информационной компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы. Ключевые слова: информационная компетентность, русский язык и литература, содержание информационной компетентности, самостоятельное решение поставленной проблемы, достоверные источники информации. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Система образования в Российской Федерации претерпевает изменения. С 2012 г. основная школа переходит на федеральные государственные стандарты общего образования 2 поколения, в основе которых лежит принцип компетентностного подхода в обучении, позволяющий ученику ориентироваться в различных ситуациях учебной, личной, общественной жизни.

Одной из ключевых компетентностей, несомненно, является информационная компетентность. Наше общество постепенно становится информационным. Поэтому современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение точно, корректно, с пользой использовать предоставляемые информационные возможности. Сегодня информационная среда имеет также ресурсы, которые пользователю не только предоставляют информацию, но и позволяют оценивать свои знания, а также стимулируют процессы, завершающиеся получением новых знаний.

Итак, от поиска информации - к получению знаний. Так я определяю для себя цель работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы. Данная технология помогает учителю по-новому подойти к преподаванию русского языка и литературы в школе, позволяет развивать и совершенствовать умения учащихся «работать с различными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности» [1].

Обратимся к предмету «Литература», который в современных условиях обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебном предмете.

Традиционный урок по биографии писателя в старшей школе несколько лет назад совершенно изменился в моей педагогической практике. Чтобы пробудить у учеников интерес к личности писателя, развивать познавательную активность и умение работать с дополнительной информацией, вырабатывать навыки самостоятельно анализировать, отбирать главное, мною за неделю до такого урока даётся задание: найти, используя ресурсы Интернета, материалы по биографии писателя, выбрать важное в его жизни и творчестве. Отобранное отформатировать, создать текст и представить его в печатном виде, вклеив в тетрадь. Материал о биографии и творчестве писателя, необходимо сопроводить перечнем важных, на взгляд учащегося, исторических событий, пришедшихся на годы жизни изучаемого автора. Подобный перечень можно составить, находя необходимую информацию в Интернете. Связь

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Цепенникова О. А. Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14746. - 0,2 п. л. -

научно-методический электронный журнал ^ Oittcp://e49ko6n5ceptssu/223oi1142ox6-htm. - реГ ART 14746 УДК 373.1:82:811.161.1 Л . .

жизни и творчества писателя с историей страны даёт учащемуся «понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, способствует выявлению заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей» [2].

Свои работы учащиеся представляют на уроке - диалоге, посвящённом жизненному и творческому пути писателя, с помощью устных ответов на вопросы учителя, друг друга, с мини - сообщениями обобщающего характера, конечно, учатся вести диалог и с педагогом, и с одноклассниками, постоянно обращаясь к тому информационному материалу, который самостоятельно нашли и подготовили к занятию. Урок сопровождается презентацией о личности писателя и завершается тем, что учащиеся делают пометки в информационном материале, выделяя вехи жизненного и творческого пути художника слова.

Таким образом, «содержание информационной компетентности полностью сохраняется:

- поиск информации;

- обработка информации;

- представление информации;

- передача информации» [3].

Каждый ученик 9-11 -х классов создаёт собственную базу данных о писателях и хранит текстовые файлы с биографическим материалом в папках - накопителях в своём компьютере.

Формирование информационной деятельности учащихся 5-8-х классов связано с изучением отдельных литературных произведений, в которых отражены приметы своего времени, быт и поведение людей ушедших эпох, которые понятны нам, взрослым и образованным людям, но совершенно не известны ученикам XX века. И мне важно, чтобы этот ученик, анализируя текст, в котором есть исторические «загадки» или малопонятные «явления» в жизни героев, с течением времени приобрёл умение самостоятельно находить и анализировать информацию, позволяющую такие «загадки» и «явления» раскрыть. В школьных произведениях много тайн, завесу над которыми можно приподнять с помощью самостоятельного поиска информации из различных источников. Например, перед изучением повести А. С. Пушкина «Выстрел» прошу найти информацию о дуэли, в «Песне о купце Калашникове» Лермонтова - об опричниках и опричнине, в «Бежине луге» Тургенева - что такое ночное, в «Коне с розовой гривой» Астафьева - что такое колхоз и т. п. С помощью таких заданий у учащихся формируется опыт самостоятельного решения поставленных проблем и в дальнейшем позволит им самим принимать решения на основе полученного опыта.

Приучая учеников работать с необходимой информацией из различных источников, прошу их обязательно указывать на то, откуда эта информация, будь то книга или информационный ресурс в Интернете.

По русскому языку навыки информационного поиска также формируются с 5-го класса. При помощи реальных объектов и информационных технологий ученик самостоятельно ищет, анализирует и отбирает необходимую информацию, организовывает, преобразовывает, сохраняет и передает её.

В 5-м классе часто даются задания, для выполнения которых необходимо привлечь справочники и словари. При изучении темы «Фразеологизмы» и «Этимология слова» учащиеся могут обратиться к различным источникам информации, чтобы узнать о происхождении фразеологизмов и слов. Для формирования информационной грамотности при работе со справочниками и словарями важно привить ученикам необходимость работы с качественными информационными ресурсами, будь то бу-

~ 2 ~

КОНЦЕПТ

Цепенникова О. А. Формирование у учащихся информационной компетентности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 19. - ART 14746. - 0,2 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14746.htm. - Гос. рег. у ^jvcmn^wnnoi^ лурпмл Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14746 УДК 373.1:82:811.161.1

мажные носители или Интернет. Учащимся представлен аппарат ориентиров для поиска информации, расшифрованы сокращения, встречающиеся в словарях. Фамилии составителей словарей и справочников и адреса справочно-информационных порталов, предложенные пятиклассникам, помогут привить ученикам понимание, что поиск научной информации предназначен для эффективного решения научной поисковой задачи.

В 6-м классе подобная работа продолжается при изучении темы «Притяжательные прилагательные». Все ученики получают задание объяснить происхождение своей фамилии. Как правило, большая часть класса обращается к ресурсам Интернета, уже зная о достоверных источниках информации. В будущем, решая творческие задачи и занимаясь самообразованием, каждый из них сформирует собственный набор достоверных онлайновых источников.

Изучение русского языка в среднем и старшем звене сегодня невозможно без обращения к ресурсам Интернета. Не только поиск научной информации, но и он-лайн-тестирование, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах открывают перед современным учеником широкие возможности по приобретению знаний и формированию личности ученика.

Итак, использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках русского языка и литературы позволяют решить задачу формирования информационной компетентности учащихся.

Ссылки на источники

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. - С. 7. (Стандарты второго поколения).

2. Там же. - С. 8.

3. Краснова Г. М. Использование возможностей MS Power Point проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - № 5 (15). - С. 91. (Информатика и информатизация образования).

Olga Tcepennikova, ISSN 230« 20Х

teacher of Russian and Literature, Gymnasia 2, Perm olga.cep@mail.ru

Designed to offer students information competence on the lessons of Russian language and literature (from experience)

Abstract. This article presents the teacher's experience and reflects some 9 772304 120142 methodological features of the development of information competence of pupils at lessons of Russian language and literature.

Key words: informational competence, Russian language and literature, the content of information competence, independent solution of the problem, reliable sources of information.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М, кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» Утемовым В. В., кандидатом педагогических наук

977230412014231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.