Научная статья на тему 'Формирование у студентов профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе'

Формирование у студентов профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / COMPETENCY / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / REFLECTIVE COMPETENCE / REFLECTIVE ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Геращенко Наталья Владимировна

В статье рассматривается процесс обучения в высшей школе. Анализируются особенности формирования профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры и развитие у них педагогической рефлексивной компетенции. Определена сущность рефлексивной компетенции и описаны рефлексивные действия как структурные компоненты профессиональной компетентности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Геращенко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of student’s professional competency in process of getting in higher school

The article considers the process of studying at higher school. It analyses peculiarities of formation of future physical education professional teachers’ competency and development of their pedagogic reflective competence. The paper defines the nature of reflective competence and describes reflective actions as structural components.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Геращенко Наталья Владимировна

кандидат педагогических наук Волгоградская государственная академия физической культуры

gerashhigor@rambler. ш

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматривается процесс обучения в высшей школе. Анализируются особенности формирования профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры и развитие у них педагогической рефлексивной компетенции. Определена сущность рефлексивной компетенции и описаны рефлексивные действия как структурные компоненты профессиональной компетентности в целом.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетенция, рефлексивная компетенция, рефлексивное действие.

Современный этап развития образования предполагает, что процесс обучения в высшей школе должен быть направлен на формирование у студентов, будущих учителей физической культуры, профессиональной компетентности, выработку у них ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности в вузе, развитие профессиональных способностей, Я-концепции, положительной мотивации к осуществлению педагогической деятельности. Все это достигается в ходе изучения дисциплин теоретико-прикладной направленности и включения студентов в различные виды социально-педагогического взаимодействия. Так, уже на первом курсе учебная дисциплина «Педагогика» дает возможность студентам освоить основы педагогических знаний, постигнуть сущность явлений педагогической действительности во всей их многомерности и противоречивости, получить общее представление о функциях и задачах педагогической деятельности, о роли учителя в целостном педагогическом процессе. В ходе решения профессиональных учебных задач у будущих педагогов вырабатывается способность к самоанализу и самооценке учебно-профессиональной деятельности, ее результатов, т. е. развиваются рефлексивные умения, способности и формируется рефлексивная компетенция.

Что же такое «рефлексивная компетенция», и в чем она проявляется? Как соотносятся такие понятия, как «профессиональные компетенции» и «рефлексивная компетенция»? Попытаемся ответить на эти вопросы с позиции деятельностного подхода в педагогике.

Педагоги и психологи вкладывают разный смысл в понятие «компетенции», но общим для всех является понимание ее как совокупности личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы, как способности индивида решать самые различные задачи. Компетенции служат основой для формирования компетентности специалиста в той или иной сфере деятельности.

Профессиональная компетентность педагога выступает его качественной характеристикой и включает научно-теоретические знания из предметной области освоения (для учителя физического воспитания - это, прежде всего, знания по общей педагогике, педагогике физической культуры, теории и методике преподавания физической культуры), связывается со способностью и готовностью применять эти знания для решения задач в социально-профессиональной сфере. В общеобразовательных программах физкультурных вузов обозначены три вида компетенций, которые входят в структуру профессиональной компетентности: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. Общекультурные компетенции формируют мировоззрение будущего педагога, методологически ориентируют его на гуманитарный подход в профессиональной деятельности. Кроме того, они обладают большим инновационным содержанием. Общепрофессиональные - вырабатывают педагогическую направленность личности в целом. Профессиональные - определяют готовность выпускника выполнять практические и теоретические действия в сфере физкультурного образования [4, с. 137].

В стандарте освоения основной профессиональной образовательной программы не определено место по формированию у студентов отдельно рефлексивных компетенций. Они как бы растворяются во всех выше перечисленных и являются частью их содержания, занимая особое положение в структуре профессиональной компетентности будущего учителя физической культуры. Для преподавателя основная проблема заключается в том, чтобы выявить в структуре задаваемых компетенций рефлексивную составляющую и определить этапы формирования рефлексивных знаний, умений и способов действий.

Рефлексия в переводе с латинского reflexio означает обращение назад. Под рефлексией в психологии понимается обращение субъекта на свое сознание, на продукты собственной активности, переосмысление своих действий. Важными психо-

© Геращенко Н.В., 2016

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

157

логическими механизмами рефлексии выступают личностные структуры (ценности, интересы и мотивы), процессы мышления (анализ, сравнение, дедуктивное обобщение), апперцепция (зависимость восприятия от прошлого духовного опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений), принятие решений, эмоциональные реакции, поведенческие модели. Рефлексия связана с уровнем образованности человека, с его профессиональной принадлежностью. Особенно рефлексирующее сознание свойственно людям тех профессий, чья деятельность относится к духовной сфере воспроизводства - сценическое искусство, педагогическая деятельность, художественная деятельность, спортивная деятельность, литературное творчество.

Понятие «рефлексивной компетентности» было введено в научный терминологический аппарат О.А. Полищук и определялось как профессиональное качество личности, позволяющее эффективно осуществлять рефлексивные процессы, реализо-вывать рефлексивные способности и тем самым обеспечивать процесс развития и саморазвития, достигать максимальной эффективности и результативности в профессиональной деятельности.

В современных исследованиях по педагогике педагогическая рефлексия рассматривалась с различных позиций: как осознание уже осуществленной деятельности: своего эмоционального состояния, удач и трудностей в выполнении деятельности, средств и инструментов, используемых в этой деятельности, затруднений и способов решения проблемных ситуаций; как свойство развитого сознания, отмеченного способностью личности осмысливать, анализировать и реконструировать опыт педагогической деятельности на основе операций анализа, синтеза, индукции и дедукции (В.О. Кутьев, Я.С. Турбовский); как компонент педагогического творчества (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, И.Я. Лернер); как профессиональное качество педагога-исследователя (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Г.П. Щедро-вицкий); как необходимый компонент инновационной деятельности педагога (В.А. Сластенин) [6]. Педагогическая рефлексия отражается в профессиональных способностях педагога и определяет уровень его личностной, социальной и методологической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Рефлексия актуализирует ценностные составляющие процесса самопознания и самооценки педагога. Самопознание необходимо учителю, чтобы вскрыть свои слабые стороны и потенциальные возможности для дальнейшей коррекции недостатков педагогической деятельности и дальнейшего саморазвития, самореализации.

Однако педагогическую рефлексию нельзя сводить лишь к оценке собственных действий, поступков, это также способность педагога к пониманию того, как тебя воспринимают другие, те, с кем

взаимодействует преподаватель в процессе педагогического общения, прежде всего обучающиеся. Н.В. Кузьмина рассматривает три вида чувствительности в рефлексивных способностях педагога, без которых эффективность взаимодействия снижается. Это чувство объективной реальности (педагогическая эмпатия); чувство меры и такта в выборе средств воздействия на личность обучающегося для достижения поставленной цели; чувствительность к достоинствам и недостаткам своего «Я» и деятельности, проявляемых во взаимоотношениях. То есть рефлексивная компетенция в педагогической деятельности - это владение педагогом способами преобразования всех личностных, предметно-деятельностных и межличностных структур [3].

Рефлексивная компетенция может быть представлена как система областей применения: 1) область познания собственной педагогической деятельности (рефлексивные действия: осознание собственного педагогического опыта, самоанализ, самооценка достоинств и недостатков осуществления педагогической деятельности, выработка критериев успешности собственной педагогической деятельности, анализ инновационных процессов в системе образования); 2) область реконструирования собственной педагогической деятельности (рефлексивные действия: корректировка целей реализации содержания образования, планирование предстоящих этапов деятельности и выработка стратегии педагогического процесса, оценка выбранных методов и средств); 3) область общения субъектов педагогической деятельности (рефлексивные действия: апперцепция духовного опыта общения, анализ взаимоотношений между педагогом и студентами, самоанализ собственного поведения в педагогическом взаимодействии, поиск тактик построения взаимоотношений) [5, с. 36]. Таким образом, рефлексия - это такое интегратив-ное качество, которое позволяет реализовать задачи педагогической деятельности на каждом этапе ее осуществления, начиная с планирования и проектирования и заканчивая оценкой и контролем.

Рефлексивная компетенция у будущих учителей физической культуры систематически формируется в процессе самостоятельной работы, групповых и коллективных форм обучения. Так, осваивая курс «Педагогика», на уровне познания явлений педагогической действительности студенты анализируют и критически осмысливают полученную информацию о системности и целостности педагогического процесса, о закономерностях и противоречиях процессов обучения и воспитания, о принципах осуществления педагогической деятельности. Совершаемые рефлексивные действия приводят обучающихся к осознанию того, что приобретаемые знания в области педагогики являются не самоцелью, а материалом для строительства их лич-

Формирование у студентов профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе

ности, условием формирования профессионального мировоззрения. В процессе осуществления рефлексивных действий развивается критическое мышление студентов, стремление к доказательности и обоснованности своей позиции, стремление вести диалог и ставить вопросы.

Какие же рефлексивные действия на каждом этапе осуществления студентами учебно-познавательной деятельности входят в структуру рефлексивной компетенции?

Рефлексивные действия на этапе осознания учебного предмета: 1) создается эмоциональный образ изучаемого предмета; 2) структурируется получаемая информация (выделяются отдельные блоки, темы, разделы); 3) выявляются затруднения в освоении отдельных понятий, тем, разделов; 4) ведется поиск способов преодоления выявленных затруднений по аналогии или на основе определенных закономерностей процесса познания и индивидуального мыслительного опыта, интуиции; сравнивается достигнутый уровень усвоения информации с возможным в будущем.

Рефлексивные действия на этапе осуществления деятельности: 1) анализируются потребности и мотивы, цели учебной деятельности; выстраивается последовательность действий, и выделяются отдельные операции в собственных действиях;

2) выявляются затруднения в осуществлении операций и действий; 3) оценивается эффективность осуществленных действий и операций с точки зрения достижения целей учения.

Рефлексивные действия на этапе общения с преподавателем, другими студентами: 1) оценивается ситуация общения с позиции всех участников взаимодействия; включаются механизмы самоконтроля и самоуправления; 2) определяются затруднения и противоречия процесса общения;

3) ведется поиск эффективных тактик взаимодействия, направленных на выработку совместных решений в преодолении затруднений и усвоении учебного материала. Быть способным к осуществлению рефлексивных действий студент может лишь в том случае, если у него сформированы целевые установки на приобретение опыта рефлексивной деятельности; если он обладает знаниями о предмете рефлексии, о психологических механизмах рефлексирующего сознания; если он приобрел умения и навыки рефлексивной деятельности.

Рефлексивно-деятельностный подход в образовании способствует освоению студентами смысложизненных ценностей и реализации их личностных возможностей - самоактуализации, самовыражению, самоутверждению, саморазвитию, самосовершенствованию, развивает такие качества, как самостоятельность, предприимчивость, ответственность.

Для реализации рефлексивно-деятельностного подхода необходимо соблюдение ряда условий:

создание целенаправленно организованной рефлексивно-развивающей среды; педагогическое мастерство педагога и готовность осуществлять рефлексивные действия; разработка и внедрение в практику обучения рефлексивно-деятельностных моделей и технологий взаимодействия, основанных на учебно-профессиональном сотрудничестве преподавателя со студентами; включение в учебную деятельность тренингов на развитие рефлексивного сознания и формирование рефлексивных умений.

Наиболее важным вопросом для современной практики реализации компетентностно-деятель-ностного подхода является вопрос методического оснащения образовательного процесса в вузе, и в связи с этим разработка новых технологий обучения, поиск новых методов и приемов организации учебного процесса. Наблюдения показывают, что далеко не всегда преподаватели на занятиях обращаются к рефлексивному опыту обучающихся, стимулируя их к совместной и самостоятельной рефлексивной деятельности. А это вне сомнения отражается на качестве формирования у студентов их профессиональной компетентности. Чаще всего это происходит потому, что преподаватель увлечен процессом передачи содержания учебной программы и контрольно-оценочными действиями по поводу его усвоения. Рефлексия должна быть целенаправленно организована и включена в структуру учебного занятия. Технологии развития рефлексивных умений основаны на применении методов активного и интерактивного обучения: метод проблемного обучения (проблемные лекции и семинары), групповая дискуссия, ролевые и деловые игры, метод кейсов, метод решения рефлексивных и контекстных задач, рефлексивный анализ педагогического текста, рефлексивное самонаблюдение и др. [2, с. 263].

Так, проблемные задачи, применяемые на семинарских занятиях по «Педагогике», искусственно моделируются преподавателем и студентами и отражают типичные для педагогической практики ситуации, в основе которых лежат внешние и внутренние противоречия объективного и субъективного характера. Такие задачи многообразны по своей тематике и охватывают все разделы учебной дисциплины. Например, задачи на самовоспитание и самоопределение личности; задачи на разрешение несоответствия между репродуктивным характером обучения и стремлением обучающегося удовлетворить свои интересы и потребности в творческой деятельности, между коллективом и личностью, между требованиями, предъявляемыми со стороны педагога, и наличным уровнем развития обучающегося и др.

В основе любой проблемной задачи лежит противоречие (затруднение), которое и служит главным условием возникновения рефлексии. За-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

159

труднение характеризуется ощущением невозможности достигнуть цели в решении проблемной задачи, как неудовлетворенность состоянием учебной деятельности. Поэтому обучающийся должен сам увидеть это затруднение, определить для себя, на чем оно основано: либо на противоречии между уровнем имеющихся у него знаний и их недостаточностью для его разрешения; либо на противоречии между педагогической ситуацией и процессом ее познания; либо фиксацией студентом невозможности получить результат в ходе решения задачи. Осознав выделенное противоречие, студент подходит к осмыслению сложившейся проблемной ситуации, которая может быть разрешена в ходе реконструкции его предшествующего опыта с помощью мыслительных операций и действий. При этом рефлексия выступает одновременно и средством, и способом разрешения проблемы. Таким образом, метод проблемного обучения развивает интеллектуальные умения и активизирует такие рефлексивные механизмы познавательной деятельности, как осознание, самоанализ, самокритика, самооценка [1].

Для оценки профессионального саморазвития студентов на семинарских занятиях также применяется метод рефлексивного самонаблюдения. Он может быть представлен в виде анкеты или карты рефлексивного самонаблюдения, где отражаются ответы студентов на вопросы: Какие знания будут востребованы из прошлого опыта для достижения поставленной цели? Смог ли я реализовать поставленные в начале занятия цели? Что я узнал на занятии нового? Что вызвало особые затруднения в содержании учебного материала? Какие умения приобрел? Что было интересно? Как я оцениваю собственные достижения на занятии? Как воспринимали мою работу в группе? Что вызывало затруднение при выработке совместного решения? Проявлял ли я инициативу, работая в группе? Как реагировал на критические замечания преподавателя, студентов? Как мне поможет приобретенный на занятии опыт в будущей профессиональной деятельности? Какая задача будет решаться на следующем занятии? и др. Такая система работы

позволяет активизировать процессы самопознания и саморазвития у обучающихся, выработать ценностное отношение к рефлексивным знаниям, опыту рефлексивного анализа, осознание важности рефлексивной компетентности в структуре педагогической деятельности.

Таким образом, одной из приоритетных задач профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры является задача развития у них способности к рефлексии и на этой основе формирование рефлексивной компетенции как составляющей профессиональной компетентности в целом для успешного овладения педагогической профессией.

Библиографический список

1. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Формирование социальной активности у ребенка: методологический аспект // Инновации в образовании. -2016. - № 8. - С. 133-140.

2. Качалова Л.П. Формирование рефлексивной компетенции студентов педвуза - будущих учителей // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 21. - С. 262-264.

3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Ленинград: Знание, 1985. - 32 с.

4. Лобанова Н.А., Сулимова А.В., Цыбина Е.А., Сясина С.Н. Сущность и содержание общекультурных компетенций в профессиональном образовании // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22. - № 2. -С. 137-141.

5. Марико В.В., Михайлов Е.Е. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. -№ 6 (1). - С. 35-40.

6. Сидоров С.В. Рефлексивная компетентность педагога-инноватора // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://si-sv.com/publ/2-1-0-60 (дата обращения: 25.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.