Научная статья на тему 'Формирование у студентов профессионального и личностного самоопределения'

Формирование у студентов профессионального и личностного самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадирова Дилдора Сабирджановна

В статье анализируется сущность профессионального самоопределения на основе комплексного междисциплинарного подхода. Также рассматривается определение понятий «самоопределение» и «профессиональное самоопределение»; затрагивается один из важных вопросов современного общества, обосновывающий необходимость целенаправленной помощи студентам в профессиональном и личностном самоопределении. Рассматривается ценностно-смысловой аспект данного процесса с точки зрения социокультурных условий общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов профессионального и личностного самоопределения»

1. Тощенко Ж. Т. Политическая социология // Учебник для вузов Под ред. П50 чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 495с.

2. Делейчук Л.Э., Фардзинова З.А. Участие современной молодежи в политической жизни // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. С. 2.

3. Яценко Н.А. Участие молодежи в политике // Научно-исследовательский центр Аспект. 2013. №1. С. 12.

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Кадирова Д.С.

Кадирова Дилдора Сабирджановна - преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется сущность профессионального самоопределения на основе комплексного междисциплинарного подхода. Также рассматривается определение понятий «самоопределение» и «профессиональное самоопределение»; затрагивается один из важных вопросов современного общества, обосновывающий необходимость целенаправленной помощи студентам в профессиональном и личностном самоопределении. Рассматривается ценностно-смысловой аспект данного процесса с точки зрения социокультурных условий общества. Ключевые слова: профессиональное и личностное самоопределение, профессиональная ориентация, профессионально-субъектная позиция.

Проблема самоопределения подрастающего поколения в профессии является одной из важнейших социально-педагогических задач. В настоящее время, с одной стороны, возрастает потребность в специалистах технического профиля, а с другой -очевиден явный переизбыток рынка труда юристами, экономистами, специалистами других гуманитарных специальностей. Более того, нивелируется традиционный механизм профессиональной семейной преемственности. Современное общество характеризуется не только оптимальными условиями для выражения человеком своей индивидуальности, проявления личностных качеств. XXI век предъявляет к обществу жесткие требования - каждый должен быть мобильным, активным, иметь креативное мышление, выбирать оптимальные стратегии, обладать набором компетенций. При этом конструктивное решение возникающих проблем предполагает перевод последних в разряд целей и задач. И личности приходится решать их чаще всего самостоятельно, опираясь на собственные знания, компетенции и продуктивный опыт. К тому же в настоящее время нередка и кардинальная смена области профессиональной деятельности. Поэтому самоопределение как особый тип социокультурной деятельности становится основой жизни современного человека [1]. Личностное самоопределение как базовый элемент процесса формирования и развития личности задает систему значимых ориентаций на достижение желаемого уровня в структуре социальных отношений. В широком смысле личностное самоопределение является детерминантой социального. Социальное самоопределение как результат усвоения социальных ролей является основой для профессионального самоопределения личности. В ходе данного процесса вырабатываются требования к определенной области профессиональной деятельности, развивается профессиональная субъектная позиция, формируется профессиональная идентичность

[2]. Следовательно, профориентация, профотбор, профинформирование, формирование интереса к профессии педагога должны считаться важнейшей задачей профессиональной подготовки и различных форм повышения профессиональной подготовки. Важнейшим итогом профориентационной помощи является не только содействие конкретному выбору, но и формирование способности совершать новые выборы. Таким образом, необходимо постепенно формировать у студента готовность рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать в будущей педагогической деятельности. Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни педагога - постоянно уточняет для себя смыслы профессионально-педагогической деятельности, соотнося их со смыслами своей жизни. Правомерен вопрос: как сформировать у студентов установки, склонности и внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного)? Чтобы хоть как-то помочь сориентироваться самоопределяющемуся студенту или молодому специалисту, необходимо выявить наличный «уровень реализации имеющихся возможностей» (общие уровни по профессиональному, личностному и жизненному типам самоопределения), которые и могут рассматриваться как возможные ориентиры профессионального развития и саморазвития будущего специалиста.

На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние и социально-экономические условия, и политическое и духовно-идеологическое развитие, и межличностные отношения (школа, семья, референтная группа), действуют различные агенты и институты социализации. Вместе с тем ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, активно реализующей ситуации жизненного выбора. Профессиональное самоопределение является важным фактором социализации и самореализации личности не только в конкретной профессиональной области. В данной связи важен сам процесс встраивания в культуру сообщества вообще, освоения социального наследия (ценностные ориентации и предпочтения, традиции, моральные нормы и паттерны поведения и т.п.), называемый инкультурацией. Нахождение своей «ниши» в мире профессий, основанное на активности, самостоятельности, ответственности за своё становление, позволяет личности найти оптимальную область деятельности для полной реализации. Таким образом, содержание концепта «профессиональное самоопределение» на личностном уровне уточняется проецированием своей собственной жизненной траектории на социокультурную среду.

Выявлено, что в процессе обучения важно научить студента расширению его профессиональных возможностей и повышению в нем готовности к полноценной реализации имеющихся возможностей в будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни. Решение обозначенных выше задач в ходе профессиональной подготовки студентов должно учитывать то, что при формировании установок будущего педагога очень важно учитывать его потребности и склонности. Так, преобладающая установка на развитие личности благоприятно влияет на профессиональное самоопределение в том случае, когда присуща выраженная склонность к педагогической профессии. Если таковая отсутствует, целью становится развитие личности ради себя самой, приводящая к отчуждению от студентов, потере интереса к труду и развитию различных типов личностных деформаций. Профессиональное самоопределение есть процесс формирования субъектного отношения к профессиональной деятельности и способ самореализации, карьерное планирование как результат согласования собственно личностных и социально-профессиональных потребностей социума.

1. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дис. ... д-ра психол. наук / Е. М. Борисова. М., 1995. 411 с.

2. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы: дис. ... канд. социол. наук / Я.В. Дидковская. Екатеринбург, 2000. 141 с.

3. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.