Научная статья на тему 'Формирование у студентов оптимальной гемодинамики нижних конечностей средствами физического воспитания'

Формирование у студентов оптимальной гемодинамики нижних конечностей средствами физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГЕМОДИНАМИКА / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / STUDENTS / INDIVIDUAL CONSTITUTION / ANTHROPOMETRY / ANTHROPOMETRICAL CONTROL / INDIVIDUAL PHYSICAL DEVELOPMENT / HEMODYNAMIC / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING MEANS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов Олег Юрьевич, Петрова Галина Семеновна

Рассматриваются онтогенетические особенности формирования и функционирования у молодых людей отделов нижних конечностей кровеносной системы, влияние на их жизнедеятельность условий жизни индивида и средств физического воспитания, воздействие на гемодинамику в нижних конечностях физических упражнений, практические формы профилактики риска возникновения и развития у студентов заболеваний кровеносной системы средствами общей и адаптивно-оздоровительной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецов Олег Юрьевич, Петрова Галина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AT STUDENTS OF OPTIMUM HAEMO DYNAMICS OF THE BOTTOM EXTREMITIES MEANS OF PHYSICAL TRAINING IN THE COURSE OF EDUCATIONAL AND TRAINING CLASSES IN PHYSICAL CULTURE

In article are considered ontogenetic features of formation and functioning at young people of departments of the bottom extremities of blood system, influence on their activity of conditions of life of the individual and means of physical training, impact on haemoid dynamics in the bottom extremities ofphysical exercises, practical forms ofprevention of risk of emergence and development in students of diseases of blood system by means of the general and adaptive and improving physical culture.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов оптимальной гемодинамики нижних конечностей средствами физического воспитания»

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ОПТИМАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова

Рассматриваются онтогенетические особенности формирования и функционирования у молодых людей отделов нижних конечностей кровеносной системы, влияние на их жизнедеятельность условий жизни индивида и средств физического воспитания, воздействие на гемодинамику в нижних конечностях физических упражнений, практические формы профилактики риска возникновения и развития у студентов заболеваний кровеносной системы средствами общей и адаптивно-оздоровительной физической культуры.

Ключевые слова: студенты, индивидуальное телосложение,

антропометрический контроль, индивидуальное физическое развитие, гемодинамика, средства физической культуры.

Одними из основополагающих задач физического воспитания студентов в условиях современного вуза являются совершенствование индивидуального телосложения, повышение функциональной тренированности и расширение возможностей организма индивида, которые проистекают из его классического определения как особого педагогического процесса, направленного на совершенствование формы и функций организма человека, формирование у двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также на развитие физических качеств. При этом, говоря о задаче гармоничного развития формы человеческого тела, авторы большинства учебников по физическому воспитанию забывают о важнейшем биологическом и эволюционном факторе гетерохронизма индивидуального физического развития человека, то есть о разновременности формирования у каждого молодого человека анатомо-физиологических основ и способностей к выполнению определенного рода движений и переносимости физических нагрузок на определенные части тела и группы мышц. Поэтому в основу всех современных учебников и учебных пособий по теории и методике физического воспитания в высшей школе положено представление о студенческой молодежи как о какой-то аморфной биомассе, обладающей универсальными физиологическими, физическими и

морфофункциональными качествами.

Такое представление крайне далеко от объективной реальности, как анатомо-физиологической, так и социальной. Возрастной период поздней юности, то есть 17-18 лет, в котором пребывает большинство современных первокурсников и второкурсников, характеризуется завершением формирования основных биологических систем организма, а поэтому большинство студентов младших курсов, хотя и выглядят сегодня вполне

физически сформированными молодыми людьми, в реальности же таковыми еще не являются, так как на первые годы их обучения в вузе приходится период завершения анатомического развития целого ряда базовых систем их организмов. В первую очередь речь идет о завершении в возрасте 16-18 лет онтогенетического процесса развития кровеносной системы в нижних конечностях, на окончательную стадию формирования которой может оказать влияние (как позитивное, так и негативное) процесс физического воспитания студентов в вузе. Чтобы понять данный аспект более ясно, необходимо обратиться к сведениям из области анатомии человеческого тела и физиологии его жизнедеятельности, которые позволят объяснить, какие средства физического воспитания должны использоваться, чтобы организованное педагогическое воздействие приносило пользу студенту и не нанесло бы вреда его организму.

Рассматриваемая в данной публикация тематика ранее уже становилась объектом научного интереса одного из авторов [3], но в данной статье многие аспекты рассматриваются с позиции практического применения в процессе физического воспитания студентов, что дает возможность на основе знаний по анатомии и физиологии человека успешно планировать, организовывать и осуществлять педагогическую деятельность по физическому воспитанию обучающихся как масштабах вуза, так и всей системы отечественной высшей школы. Кроме того, в данной публикации вводятся в научный оборот результаты экспериментального клинического исследования обучающихся с использованием средств допплерографии, что значительно расширяет существующие представления о физиологических основах функционирования человеческого организма и разъясняет объективные причины, почему физическое воспитание студентов младших курсов должно осуществляться с учетом объективно существующей возрастной специфики их анатомического развития, что придает ее содержанию дополнительное практическое значение.

Нижние конечности являются самыми уязвимыми частями тела человека, наиболее часто страдающими вследствие морфофункциональных нарушений его сердечно-сосудистой системы, поскольку именно они берут на себя основную тяжесть венозного кровотока в организме. При этом детренированность мышечной системы ног, ее недостаточная развитость зачастую выступает в качестве первопричины некоторых дисфункций или патологий кровеносной системы, поскольку именно мышцы нижних конечностей отвечают за возврат основного объема венозной крови к сердцу и преодоление при этом естественного воздействия силы всемирного тяготения на циркуляцию в организме человека крови и лимфы.

В медицинской литературе для обозначения функционального влияния мышц на кровоток и лимфоток используется специальное понятие «мышечная венозная помпа», применяемое для комплексного обозначения

нескольких групп мышц, оказывающих самое непосредственное влияние на гемодинамику в нижних конечностях. О высокой значимости влияния тонуса (активности) этих мышц на всю систему кровообращения человеческого организма свидетельствует тот факт, что их иногда также называют «периферическим сердцем» или «периферическим венозным насосом». Применительно к тематике рассматриваемого нами вопроса выделяются три «мышечных венозных помпы» - стопы, голени и бедра, а также дополнительно - «брюшную помпу» [4, с. 14]. Чтобы наиболее адекватно понять и оценить ту роль, которую играют в циркуляции крови мышцы нижних конечностей, необходимо рассмотреть анатомофизиологические особенности строения и функционирования их венозной системы.

Сосудистая система нижних конечностей включает в себя артерии, лимфатические сосуды и вены. Артериальная кровь направляется от сердца к периферическим тканям под давлением, которое создается сокращением сердечной мышцы и артерий, а также под воздействием силы тяжести. Возврат крови из нижних конечностей к сердцу происходит по венам, при этом до 90 % венозной крови оттекает через систему глубоких вен, и только 10 % - через поверхностные вены. Основной обмен кислорода и углекислого газа в тканях производится на уровне перехода артериол в венулы (периферических ветвей артериальной и венозной систем) через прекапилляры и капилляры, которые являются главной структурной единицей микроциркуляции.

Вены нижних конечностей представляют собой густую развитую сеть кровеносных сосудов с множеством анатомических вариантов. Анатомы различают три основные вида вен в ногах - поверхностные, глубокие и коммуникативные (или коммуникантные). Глубокие вены сопровождают соответствующие артерии, при этом соотношение площади сечения артерии к вене для сосудов малого и среднего калибра составляет 1:2, для сосудов крупного калибра - 1:1. Иногда в дистальных отделах голени (то есть около лодыжки) вены образуют три-четыре ствола, которые анастомозируют, то есть соединяются и взаимодействуют друг с другом как единая система. Иными словами, в области поверхностных тканей нижних конечностей (в том числе и в мышцах) затраты жизненной энергии и физических усилий на возврат венозной крови от периферии к сердцу, как минимум, в два раза выше, чем на обеспечение притока артериальной крови к ним, что объективно создает дополнительную нагрузку на всю сердечнососудистую систему, которая нуждается в обязательной дополнительной поддержке со стороны мышц нижних конечностей для наличия нормальной гемодинамики в этих частях тела. Именно поэтому на правильное и гармоничное развитие мускулатуры нижних конечностей у студентов должно быть обращено особое внимание преподавателей при организации и проведении с ними учебно-тренировочных занятий по физической культуре.

Истоками глубокой венозной системы нижних конечностей являются вены стопы, которые образуют две глубокие венозные дуги -тыльную и подошвенную. Также глубокая венозная система включает в себя группу берцовых вен (пару передних, две пары задних большеберцовых и малоберцовых), подколенную и бедренную (включая глубокую бедренную) вены и группу подвздошных вен (состоящую из наружной, глубокой и общей).

Подкожная венозная система состоит из двух подкожных вен -большой и малой, анатомия которых достаточно изменчива. Поверхностную венозную систему стопы образуют две сети вен -подкожную венозную подошвенную сеть и подкожную венозную сети тыла (или подъема) стопы. Продолжением этих вен на голени и бедре являются соответственно большая и малая подкожная вены, первая из которых является самой длинной в человеческом организме и собирает кровь с 2/3 поверхности каждой из нижних конечностей. Система подкожных вен имеет вены-анастомозы, которые могут соединять различные участки одной и той же вены и различные подкожные вены между собой или даже служить связующим звеном между подкожной венозной системой и венами глубокой системы.

Коммуникантные вены соединяют между собой глубокую и подкожную венозные системы, пролегая между мышцами или пенетрируя (как бы «проникая сквозь») их. Их иногда называют еще перфорантными. Перфорантные вены представляют собой тонкостенные сосуды различного диаметра с сечением от долей миллиметра до двух мм, чаще всего они имеют косой ход, длина их достигает 15 см, а движение крови в них всегда строго однонаправлено - от поверхностных вен в глубокие. Клиническая медицина различает прямые и косые перфоранты, но наибольшую роль в развитии возможных патологий отделов сердечно-сосудистой системы в области нижних конечностей играют первые. Прямых перфорантов немного, они более крупные и расположены в основном в дистальных отделах конечности, то есть в нижней части бедра у колена и в нижней части голени у лодыжки. Поэтому средством поддержания их высокой проводимости, а также способом профилактики возникновения и развития их вероятных патологий могут стать физические упражнения, направленные на укрепление и гармоничное развитие мышц нижней части бедра и голени.

Особенностью анатомического строения большинства вен нижних конечностей является наличие в них клапанов, которые выглядят как двустворчатые складки, свисающие с венозной стенки и покрытые эндотелиальными клетками. По своему действию они напоминают парашют, который раскрывается, чтобы противостоять естественной тенденции венозной крови течь вниз под воздействием силы гравитации. При смыкании створок клапанов просвет вены перекрывается, и кровь может течь только центростремительно, то есть вверх - от конечностей к

сердцу. Клапаны имеются даже в самых маленьких венах, но в глубоких они встречаются чаще, чем в поверхностных. Число клапанов может быть различно, и их количество уменьшается по направлению от стопы к центру тела: так, большая подкожная вена в области голени может иметь от трех до 20 клапанов, а в области бедра - только 1-3. Клинически установлена следующая анатомическая тенденция: притоки вен имеют большее

количество клапанов, чем основные стволы, особенно их много в венах мышц, среди которых пальму первенства держат вены икроножной мышцы. И это не удивительно, поскольку с помощью именно икроножной мышцы при вертикальном положении тела осуществляется перекачка основной массы венозной крови из нижней конечности по направлению к сердцу. Следовательно, мы можем говорить о непосредственном влиянии мышц нижних конечностей на гемодинамику в этих частях тела.

Венозные клапаны имеют различное анатомо-физиологическое строение: некоторые из них усилены фиброзно-мышечным скелетом, что делает их абсолютно непрозрачными, другие же клапаны прозрачны и имеют очень тонкие лепестки. Но, несмотря на все различия в их строении, закладка структур венозных клапанов происходит на пятом месяце эмбрионального развития человека, а их окончательное формирование завершается в период поздней юности, в возрасте 16-18 лет, который совпадает с первым и вторым годам обучения в вузе, однако это обстоятельство зачастую ускользает из поля внимания преподавателей по физической культуре, которые во время учебно-тренировочных занятий готовы давать студентам несоизмеримые с уровнем их физического развития динамические нагрузки, не принимая при этом в расчет объективную неспособность выполнить их без риска для здоровья.

Клиническими медицинскими исследованиями установлено, что определяющее влияние на формирование венозной клапанной системы имеет наличие оптимальных гемодинамических условий, связанных с гармоничным развитием мускулатуры нижних конечностей. Следовательно, физическое воспитание студентов, и особенно первокурсников, должно быть направлено именно на гармоничное развитие мышц и поддержание их функциональности в условиях нормы, а не на достижение результатов и показателей. Детренированность мышц в сочетании с длительными статическими нагрузками может стать причиной застоя венозной крови в нижних конечностях, что является главной причиной последующего растяжения венозных стенок и, как следствие, увеличения калибра (диаметра сечения) вен, влекущего за собой пролапс (провисание лепестков) венозных клапанов и развитие иных сосудистых патологий - флебиом, тромбозов, варикозного расширения вен. Преодоление условий их возникновения и дальнейшего развития может быть осуществлено исключительно средствами физической культуры без всякого медицинского вмешательства, но при условии, если у человека будет присутствовать

стремление к достижению гармоничности индивидуального физического развития и самосовершенствованию функциональных навыков двигательной активности. Иными словами, физическое воспитание студентов младших курсов должно решать вопрос обучения их правилам и практике регулирования гемодинамики в нижних конечностях, важнейшей стороной которых является создание оптимальных условий для оттока венозной крови из них, что может быть достигнуто только за счет организованного выполнения специальных физических упражнений.

Механизм оттока венозной крови из нижних конечностей сложен и своеобразен: здесь не существует постоянного давления крови, как в артериях, и оно то возрастает, то падает. Однако, несмотря на это, венозная система хорошо сбалансирована, эволюционно приспособлена к различных видам деятельности человека и представляет собой стройный механизм, действие которого может быть описано с позиций физических законов механики и гидродинамики. Кровоток в нижних конечностях обусловлен тремя важнейшими факторами, к числу которых относятся: работа сердца, воздействие на организм силы тяжести (гравитации), а также жизнеобеспечивающая деятельность всей совокупности «мышечных венозных помп».

Воздействие работы сердца на гемодинамику нижних конечностей в специальной медицинской литературе описывается двумя биомеханическими процессами - vis a tergo и vis a fronte. Vis a tergo -пропульсивное (под воздействием пульсового сокращения сердечной мышцы) усилие левого желудочка, передающее импульс для движения крови по артериям к конечностям и обеспечивающее тем самым постоянную подачу крови к артериолам, капиллярам и венулам ног. На это действие расходуется 7/8 энергии сокращения сердечной мышцы, высвобождаемой в момент пульсового удара. Vis a fronte осуществляется за счет присасывающего действия правого предсердия, связанного с периодическим возникновением в сердце градиента (или разницы) давления, вследствие чего поток венозной крови движется из зоны гипертензии (или повышенного давления) в гипотензивную зону (область пониженного давления), то есть из нижних конечностей в проксимальном (или центростремительном) направлении в сторону сердца. Говоря иначе, по венам кровь движется сообразно тем же физическим законам, согласно которым движутся в неживой природе жидкие и газообразные вещества, но делает это порционно, пропорционально объему правого предсердия. Однако на это действие может быть использована только 1/8 часть энергии сокращения сердечной мышцы, оставшаяся после прохождения кровью капиллярной системы.

Еще одним естественным фактором, существенно затрудняющим гемодинамику нижних конечностей, является гидростатическое давление, на преодоление которого остаточного давления крови после преодоления

ею сети капилляров явно не достаточно. Данного остаточного давления хватает для возврата венозной крови в область сердца только тогда, когда тело человека расположено горизонтально - находится в состоянии покоя или спит. В этом положении давление в глубоких и поверхностных венах одинаково, равно как и в отдельных частях венозной системы нижних конечностей (как в стопах, так и в подвздошной области). Но в вертикальном положении тела давление в венах стопы под естественным воздействием силы тяжести возрастает в 8-14 раз, а на уровне лодыжек оно равно гидростатическому давлению столба крови, поднимающегося до уровня сердца, пропорциональному росту человека и независимому от его возраста, пола и индивидуальной конституции (телосложения). Иными словами, давление венозной крови в нижних конечностях равно его давлению в области сердца, а его естественный градиент, возникающий вследствие естественной разницы высоты, компенсируется за счет анатомофизиологического строения вен и компрессионного воздействия прилегающих к ним мышц.

Поэтому возврат венозной крови из нижних конечностей к сердцу в бодрствующем человеческом организме осуществляется главным образом за счет постоянного функционирования их мышечной системы, детренированность (физическая недоразвитость) которой неизбежно влечет за собой возникновение целого ряда сосудистых заболеваний. Следовательно, правильно организованная тренировка мышечной системы ног на занятиях по физической культуре является не только важным фактором общего физического развития современного студенчества, но и эффективным способом профилактики у молодых людей риска возникновения и развития целого ряда сосудистых патологий, лечение которых впоследствии нередко бывает связано с хирургическим вмешательством.

Как уже было сказано выше, основную нагрузку по перекачке венозной крови от нижних конечностей в область сердца берут на себя так называемые «мышечные венозные помпы» - стопы, голени, бедра и брюшной полости, но в частном контексте исследуемого нами вопроса наибольший интерес вызывают первые три. Рассмотрим биомеханику деятельности каждой из «мышечных венозных помп» более подробно.

В повышении давления в венах стопы и в продвижении крови к сердцу участвует компрессия (или сжатие) вен под действием массы тела и сокращения подошвенных мышц. При ходьбе, когда давление массы тела переходит на подъем свода стопы, компрессия глубоких вен и выталкивание из них крови в область лодыжки и голени осуществляется за счет механической энергии сокращающихся мышц подошвы, что, в свою очередь, приводит к началу кровотока в проксимальном направлении - от нижней конечности к области сердца. При подъеме на носки во время шага действие массы тела на свод стопы автоматически уменьшается, вследствие

чего компрессия вен мышцами исчезает, падает давление в глубоких венах, что формирует возможность их заполнения новой порцией крови, ранее скопившейся в венулах.

Работа в «мышечной венозной помпе» голени и бедра состоит в следующем: при ходьбе и всякой иной физической нагрузке мышцы этих отделов нижних конечностей, сокращаясь, сдавливают глубокие вены, а повышение давления в них приводит к дальнейшему изгнанию крови по направлению к сердцу. Центростремительному току крови способствует также система венозных клапанов, которая обеспечивает порционную или дискретную гемодинамику венозной крови. Клапанная система вен действует подобно системе шлюзов на судоходных обводных каналах при гидроэлектростанциях: так, повышение кровяного давления в глубоких венах, вызванное их мышечной компрессией, приводит к закрытию клапанов как перфорантных вен, так и вен, ведущих к периферии. И наоборот, расслабление мышц голени и бедра приводит к созданию в глубоких венах зоны пониженного давления, что стимулирует поступление туда крови из периферических отделов глубоких вен (например, из стопы) и поверхностных вен через перфоранты. В результате ток крови, направленный к центру (проксимальный), открывает венозные клапаны, тогда как ток крови от центра (дистальный) закрывает их. Иными словами, возврат крови из нижних конечностей в область сердца происходит за счет постоянной смены областей (зон) повышенного и пониженного кровяного давления в отдельных венах или участках вен, разделенных между собой клапанами, возникающих вследствие их компрессии или декомпрессии прилегающими мышцами. Таким образом, высокая тренированность и мышечная активность в нижних конечностях (особенно в области стопы и голени) является важнейшим залогом создания оптимальных условий гемодинамики в этих частях тела, а также существенным фактором предотвращения риска возникновения и развития у молодых людей разного рода сосудистых патологий.

Еще одним важным фактором биомеханического обеспечения оптимального кровотока в нижних конечностях является действие так называемой «брюшной венозной помпы», которое напрямую связано с движением диафрагмы во время дыхания или при напряжении передней брюшной стенки. Повышение внутрибрюшного давления, вызванное движением диафрагмы при вдохе или напряжением передней брюшной стенки при физической нагрузке, приводит к мышечной компрессии нижней полой и подвздошной вен, в результате чего кровяное давление в них увеличивается, дистальные клапаны, перекрывающие кровоток от сердца к периферии, смыкаются, отток венозной крови из нижних конечностей в брюшную полость приостанавливается. При выдохе происходит декомпрессия брюшной полости, а понижение давления в венах приводит к оттоку крови в сторону сердца, улучшая и ускоряя процессы гемодинамики

в нижних конечностях. Следовательно, мы можем говорить о том, что при планировании занятий по физической культуре со студентами, направленными на формирование у них гармоничного и функционального телосложения, преподавателям следует обращать внимание не только на развитие или тренировку мышц нижних конечностей обучающихся, но и на поддержание у них средствами физического воспитания функционального тонуса мышц брюшного пресса, а также на обучение студентов физиологически правильному дыханию при выполнении физкультурных упражнений (особенно силовых) [4, с. 8-15].

Физическое воспитание студенческой молодежи является социально детерминированным процессом, осуществляющимся практически каждодневно в условиях объективной реальности. Реальность же далека от идеальной, что наглядно демонстрируют результаты антропометрического обследования студентов Тульского государственного университета, проводимые преподавателями кафедры физического воспитания и спорта, начиная с 2006 года. В настоящее время только 8,22 % обследованных юношей и 10,99 % девушек из числа первокурсников имеют нормальное развитие области голени, и лишь 7,80 % юношей и 9,09 % девушек - нормальное развитие области бедра. При этом недоразвитые голени и бедра имеют 51,25 % и 37,04 % первокурсников и 49,68 % и 43,76 % первокурсниц соответственно [2, с. 14-15]. Эти эмпирические данные наглядно свидетельствуют о том, что еще со школьной скамьи почти половина современных студентов имеет отклонения в развитии мышечной системы нижних конечностей, что, в свою очередь, влияет на кровообращение в этой области тела, создавая неблагоприятные условия для гемодинамики в них. Иными словами, каждый второй современный студент на момент поступления в высшее учебное заведение уже находится в группе риска возникновения и развития различных сосудистых патологий, причем не только в области нижних конечностей, но и всей сердечнососудистой системы в целом.

Такое объективное положение дел с физическим развитием современного студенчества ставит перед системой их физического воспитания в вузе принципиально новые задачи. Во главу угла при определении содержания учебно-тренировочных занятий по физической культуре сегодня должна быть поставлена забота о компенсации недостатков физического развития мускулатуры обучающихся, достижение ими гармоничности телосложения. И только после этого речь может идти о спортивной подготовке студентов, организованной в традиционной форме тренировочных занятий по какому-либо определенному виду спорта. Таким образом, мы можем говорить о том, что в настоящее время первой и самой главной задачей физического воспитания студентов в вузе является преодоление средствами физической культуры отставания развития их мускулатуры, которое является одной из основных причин возникновения

необратимых морфофункциональных изменений в органах и тканях организма.

Второй не менее важной задачей физического воспитания студентов в нынешних условиях становится формирование и закрепление у них на уровне условных рефлексов жизненно важных двигательных навыков, которые они уже самостоятельно не могут сформировать у себя в условиях урбанистического образа жизни, сопряженного с бытовым комфортом, отсутствием каждодневных физических нагрузок, связанных с самообеспечением основных личных и семейных потребностей. Фактически занятия по физической культуре сегодня должны заместить и компенсировать дефицит физической активности, который испытывает каждый молодой человек, не нанося при этом ущерб его здоровью, объективно ослабленному многолетней детренированностью основных двигательных функций.

Воздействие средств физического воспитания на функционирование кровеносной системы студентов было исследована нами клинически с использованием медицинских средств инструментальной диагностики, позволяющей определять и фиксировать интенсивность процессов гемодинамики. Для этого была привлечена к эксперименту группа добровольцев из числа студентов первого курса, у которых с помощью допплерографии исследовалось состояние венозной системы нижних конечностей до и после выполнения фиксированной динамической нагрузки. Всего было обследовано 45 студентов из состава двух учебных групп с разных факультетов, отличающихся по своему индивидуальному физическому развитию и уровню субъективной функциональной тренированности, что полностью исключало возможность случайного коррелирующего влияния на результаты исследования внешних факторов. Сущность динамической нагрузки заключалась в отрыве стопы от поверхности на носки и обратно 30 раз в течение одной минуты с опорой на вертикальный упор (стену), то есть на движение стопы вверх и вниз отводилось по одной секунде. Объектом допплерографического исследования являлось состояние венозных сосудов всех трех видов -поверхностных, глубоких и и коммуникантных до и после выполнения стереотипной физической нагрузки у студентов с разным уровнем физического развития. В результате исследования было установлено, что объем венозного кровотока в нижних конечностях после выполнения динамических нагрузок увеличивался в 2,8-3 раза, что обеспечивалось увеличением калибра глубоких вен в 1,5-1,7 раза, поверхностных - в 1,82 раза, коммуникантных - в 2,5-3 раза, при этом влияния индивидуального уровня функциональной тренированности на интенсивность и объем кровотока зафиксировано не было.

Результаты исследования с полным основанием позволяют сделать вывод, что под воздействием динамических нагрузок объем венозного

кровотока в нижних конечностях у молодых людей увеличивается в 3 раза, что не зависит ни от их гендерных показателей, ни от субъективной конституциональности, ни от уровня индивидуальной функциональной тренированности. Это, в свою очередь, предоставляет возможность со всей определенностью говорить о том, что изменение гемодинамики в нижних конечностях вследствие физической активности имеет для всех представителей рода Homo sapiens универсальный характер, является своего рода объективной данностью, к наличию которой каждый индивид должен адаптироваться самостоятельно, дабы избежать возможных негативных последствий влияния этого биологического процесса на свой организм в случае субъективной неготовности к нему и его воздействиям.

Список литературы

1. Артамонова Л.Л. Панфилов О.П., Борисова В.В. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие. М.: Владос-пресс, 2010. 389 с.

2. Антропометрический контроль физического развития студентов: учеб.-метод. пособие / Е.Д. Грязева и [др.]; под ред. М.В. Грязева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 28 с.

3. Кузнецов О.Ю. Использование средств физической культуры для формирования оптимальной гемодинамики нижних конечностей у студентов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч. 2. 2011. С. 137-148.

4. Клиническая ультразвуковая диагностика патологии вен нижних конечностей: руководство для врачей / Н.П. Шилкина и [др.]; под ред. Ю.В. Новикова. Кострома: ДиАр, 1999. 72 с.

Кузнецов Олег Юрьевич, канд. ист. наук, проректор по научной работе, [email protected], Россия, Москва, Высшая школа социально-управленческого консалтинга (институт),

Петрова Галина Семеновна, канд. мед. наук, доцент, FVIS@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

FORMATION AT STUDENTS OF OPTIMUM HAEMO DYNAMICS OF THE BOTTOM EXTREMITIES MEANS OF PHYSICAL TRAINING IN THE COURSE OF EDUCATIONAL AND TRAINING CLASSES IN PHYSICAL CULTURE

O.Yu. Kuznetsov, G.S. Petrova

In article are considered ontogenetic features of formation and functioning at young people of departments of the bottom extremities of blood system, influence on their activity of conditions of life of the individual and means of physical training, impact on haemoid dynamics in the bottom extremities ofphysical exercises, practical forms ofprevention of risk of emergence and development in students of diseases of blood system by means of the general and adaptive and improving physical culture.

Keywords: students, individual constitution, anthropometry, anthropometrical control, individual physical development, hemodynamic, physical training, physical training means.

Kuznetsov Oleg Yurevich, PhD, vice rector for scientific work, Russia, Moscow, the Higher school of social and administrative consulting (institute),

Petrova Galina Semenovna, DM, associate professor of physical training and sports, Russia, Tula, Tula state university

Получено 12.02.2013 г.

УДК 796.011.3

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Л.А. Леонова

Вырабатывать правильную осанку у детей необходимо с самого рождения. В условиях дошкольного образовательного учреждения главным средством формирования правильной осанки и предупреждения ее нарушений являются физические упражнения, которые вызывают активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. Предпочтения нужно отдавать симметричным упражнениям.

Ключевые слова: подрастающее поколение, опорно-двигательный аппарат, осанка, позвоночник, диагностика, коррекция, физическая нагрузка.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в настоящее время в первоочередную социальную проблему. Особое внимание уделяется дошкольному возрасту. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его успешного физического и психического развития [2].

Однако в последние годы появились тревожные признаки ухудшающего состояния здоровья детей и молодежи, что широко обсуждается в медицинской литературе и обществе. По данным Научного центра здоровья детей РАМН только 5-10 % школьников являются практически здоровыми, остальные страдают различными хроническими заболеваниями [1].

Правильная осанка - ключ к здоровью. Хорошая осанка создает оптимальные условия для жизнедеятельности организма, способствует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.