Научная статья на тему 'Формирование у студентов навыков в иллюстрировании, офорте и изготовлении графических листов'

Формирование у студентов навыков в иллюстрировании, офорте и изготовлении графических листов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ILLUSTRATION / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зябкина Лидия Вячеславовна

Для формирования профессиональных навыков у студентов-экологов и технологов швейных изделий по предметам ИЗО в иллюстрировании, офорте и изготовлении серии графических листов была создана в офорте с применением смешанной техники в манере «травленый штрих» серия графических листов по мотивам сказки «Конек-горбунок» П.П. Ершова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To mould professional skills among students, whose majors are ecology and technology of ready-made garments, in illustration, etching and creation of graphic sheets series there was created a series of graphic sheets after the fairy-tale "Konjek-gorbunok" by P.P. Ershov. The series was made in etching with the use of the combined technique after the fashion of etched stroke.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов навыков в иллюстрировании, офорте и изготовлении графических листов»

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ В ИЛЛЮСТРИРОВАНИИ, ОФОРТЕ И ИЗГОТОВЛЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ЛИСТОВ

Л.В. Зябкина

THE MOULDINGOF STUDENTS' SKILLS IN ILLUSTRATION, ETCHING AND GRAPHIC SHEETS CREATION Zyabkina L.V.

To mould professional skills among students, whose majors are ecology and technology of ready-made garments, in illustration, etching and creation of graphic sheets series there was created a series of graphic sheets after the fairy-tale "Konjek-gorbunok" by P.P. Ershov. The series was made in etching with the use of the combined technique after the fashion of etched stroke.

Для формирования профессиональных навыков у студентов-экологов и технологов

швейных изделий по предметам ИЗО в иллюстрировании, офорте и изготовлении серии графических листов была создана в офорте с применением смешанной техники в манере «травленый штрих» серия графических листов по мотивам сказки «Нонек-горбунок» П.П. Ершова.

УДК 37.036: 371. 134] (07)

Как свидетельствует анализ стандарта и наш опыт работы с рабочими программами ИЗО по предметам «Рисунок», «Архитектурная графика» и «Основы композиции», одним из самых массовых и мобильных источников познавательной и эстетической информации, важным показателем культурного потенциала наций, активным средством идейного и эстетического воспитания стала иллюстрация, в том числе и книжная (1-3).

Цель настоящей работы состоит в обобщении методов и приемов, примененных нами в работе со студентами, для формирования у них профессиональных навыков в иллюстрировании, офорте и изготовлении графических листов.

В качестве объекта работы нами была избрана сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок». Эта сказка была выбрана далеко не случайно. Общей посылкой работы было то, что художественные образы, созданные автором, активизировали творческое мышление студентов. Они увидели, что ее можно использовать при изучении курса «Архитектурная графика», так как в ней имеет место изображение природы и архитектуры Руси. В сказке также представлены орнамент, мужские и женские костюмы, что может быть использовано по предмету «Рисунок» на технологии швейных изделий и в разделе «Рисунок» по предмету «Архитектурная графика». Пригодна сказка и для изучения предмета «Основы композиции».

Мы объяснили студентам, что создавать новые интерпретации на тему сказки «Конек-горбунок» всегда интересно, актуально, несмотря на то, что эта сказка иллюстрирована многими художниками: Мила-шевским В.А., Панидовым В.А., Кокориным А., Зотовым О.Н., Мильчиным Л.И. и др. (46).

Каждый вариант - своеобразная интерпретация известной темы, так как иллюстрации этих художников отличаются друг от друга психологическим и эмоциональным настроем, цветом, динамикой, манерой исполнения.

Уникально, что иллюстрации к Ер-шовской сказке Милашевский В.А, создал в двух вариантах: сначала для детей в 1953 году, а затем через несколько лет для взрослых. Это были литографии, и в них не было повторения, они были эмоциональны и непосредственны, хороши в цвете, у царь-девицы был красный жупан, что являлось важным признаком духа эпохи, которую Милашевский считал доблестью иллюстратора. Художник, по его мнению, должен суметь не нагромождать реквизит и костюмы, воссоздать эпоху, не перегрузив, не раздавив героев костюмами и креслами. В работе (4) Милашевский приводит и другие требования к иллюстрациям, которые он соблюдал для сказки «Конек-горбунок», и которые мы также брали за основу при создании своего варианта иллюстраций. Иллюстрации должны иметь качество неожиданности для зрителя, угадывать жесты, особенности героев, моторику, духовный, а не биологический облик. Штрих должен быть жестким, рисунок - живым, нервным, правдивым, обладать активностью, энергией и содержать мысль. Надо рисовать иллюстрации так, чтобы любой человек мог угадать рисунок без подписи.

В 1965 году была издана сказка с иллюстрациями художника Панидова В.А. (5). Его иллюстрации похожи на линогравюру, выполнены на белом фоне в виде двухцветных изображений черного и красного цвета, царь-девица в черно-белом платье. Рисунки неподвижные, детально не прорисованные, без соблюдения правил перспективы и про-

порций, односюжетные, каждый персонаж выполнен на отдельном листе: Иван, царь, царь-девица, чудо-юдо-рыба-кит, месяц, перо жар-птицы, конек-горбунок. Отсутствует единый композиционный сюжет, ритм и целостность.

Третий известный вариант иллюстраций изготовлен художником Кокориным А. для детей школьного возраста в 1990 году (6). Печать осуществлялась с готовых диапозитивов, рисунки многоцветные, выполнены акварелью, однако однообразные в раскраске, царь-девица в белом платье. Иллюстрации выполнены на всех свободных местах текста в виде мелких, оборочных, страничных, полустраничных и развернутых двухстраничных изображений, что, по нашему мнению, рассеивает внимание ребенка, без соблюдения пропорций и законов перспективы. Композиции односюжетные, связующего звена и целостности нет. Персонажи выполнены в карикатурном стиле. Те же недостатки мы видим у художников Зотова О.Н. и Мильчина Л.И.

В плане включения обратной связи в работе, студенты сами отмечали, что значительная трудность работы иллюстраторов заключалась в наличии у каждого читателя своего представления об основных образах сказки. В этой связи, предлагая свой вариант трактовки, художник рискует разочаровать читателя, не сумев убедить его в правильности своего решения. Студенты указывали также причины этого и задачи художника, особенности предлагаемого ими оформления книги, среди которых выделялись: выбор наиболее содержательных сюжетов, трех композиционных акцентов, наличие единого композиционного центра, общего ритма, динамичности и целостности, интересного цветового решения.

В ходе этого этапа работы были выработаны рекомендации для студентов - экологов и технологов швейных изделий по выбору объекта иллюстрирования из практики работы с ними по указанным предметам «Рисунок», «Архитектурная графика» и

«Основы композиции» (7). Выбрав объект для иллюстрирования, необходимо было

теперь подобрать своеобразную технику изготовления иллюстраций.

В этой связи нами в работе (8) была подробно проанализирована история создания различных видов иллюстраций и сделан вывод, что для печатания иллюстраций применялись различные техники: торцовая тоновая репродукционная гравюра, гравюра на дереве, резцовая гравюра на металле, литография и офорт (9-11). И каждая техника придавала определенной книге своеобразные стиль и образ, присущие своему времени. Новый толчок развитию техник придало появление фотографии. С изобретением фотографии начинается воспроизведение иллюстраций с помощью фотомеханических процессов. Так, последовательно были найдены цинкография, автотипия, трехцветная печать и ксерокопия.

Одной из наиболее своеобразных техник, на наш взгляд, является офорт - графическая техника глубокой печати, имеющая несколько манер, среди которых основной и определяющей является травленый штрих. Утверждая все вышесказанное, отметим тот факт, что в литературе до сих пор нет единого мнения об этой манере офорта. Одни авторы считают, что такая манера офорта несовременна, что травленый штрих - стилизация (11). Другие авторы считают, что в настоящее время травленый штрих приобрел широкую известность своим самобытным искусством, так как концентрирует в себе наилучшие, наиболее характерные особенности данной графической техники. Значение этой манеры настолько велико, что, не овладев ею, нельзя понять природы офорта, вообще, и трудно рассчитывать на успех во всех других манерах (12).

Руководствуясь подобной идеей, мы использовали травленый штрих для формирования профессиональных навыков у студентов. В то же время известно, что возможности художников еще больше увеличились: от рисунка пером до тонального черно-белого рисунка кистью или карандашом, от сдержанного рисунка в две краски до яркого цветного живописного решения. В настоящее время иллюстрации изготавливают с помощью компьютерной графики.

Эти иллюстрации очень красочные, обычно односюжетные, похожи на открытки, однако это «журнальные», коммерческие рисунки, «рисунки-ремесло, а не рисунки-искусство»,

- по словам Милашевского (4).

А сколько новых комбинированных техник изобретают художники, какие неожиданные материалы применяют, работая над иллюстрациями! Однако, выбор материала изобразительного языка, принципы построения книги и техника изготовления непроизвольны, они диктуются характером и стилем литературного произведения, что также учитывалось нами.

При выборе техники изготовления иллюстраций на занятиях снова избирался материал сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». Это делалось не случайно, ведь мир художественных образов, созданный автором, вызывал и активизировал у студентов их фантазию, эмоциональную сферу, выражая все это в технике офорт. Учитывая все названные моменты, для исследования была выбрана индивидуальная, смешанная техника для изготовления нашей серии графических листов, и выработаны рекомендации студентам по предметам ИЗО для формирования навыков в офорте.

Поясним ход работы. Все 4 графических листа серии, по мотивам этой сказки, выполнены в офорте, в манере травленого штриха, подкрашены акварелью, в одной объединенной смешанной технике, основой которой является травленый штрих. Еще мокрый оттиск крепился к планшету, и наводились необходимые колеры, которыми подкрашивались для выразительности все листы, подбирался тон при помощи заливок более темных пятен.

Следующий этап связан с позолотой акрил-золотой краской там, где, по нашему мнению, должен быть легкий блеск, так как полностью матовая работа смотрится «скучной», а золото придает ей благородство. При вырисовывании деталей, орнамента, оттенялись формы, высветлялись нужные места, выделялись композиционные центры и тематические акценты. Это придавало работе целостность и законченность.

Отметим, что работа в манере травленого штриха требует последовательного выполнения необходимых процессов: предварительной обработки печатной формы, жестяной доски, грунтовки доски кислотоупорным лаком, рисования иглой по загрунтованной доске, травление прорисованного изображения азотной кислотой и печатание оттиска (10, 11). На первый взгляд может показаться, что технические процессы занимают здесь преобладающее место, но, на самом деле, они органически входят в творческую работу офортиста. Прежде всего, это относится к травлению, которое обязательно должно распространяться и на печать, ибо никто, кроме самого автора, не сможет во всей полноте возродить свой замысел средствами печати.

В заключение занятий мы указывали студентам на тот факт, что техника офорта допускает применение различных приемов: акватинта, резерваж, сухая игла, лавис, мягкий лак, меццо-тинто, пунктирная манера, цветной офорт и травленый штрих. В литературе различают два способа травления, как основные и наиболее распространенные.

Перечислим их: Первый способ -травление в один прием (a'plat), когда все изображение протравливается одновременно. Таким способом можно травить изображения, не требующие разнообразной тональной насыщенности штрихов, однако некоторую разницу в их толщине можно получить, рисуя иглами разной толщины. Второй распространенный способ - травление с последовательным выкрыванием лаком, которое ввел в технику офорта Калло (1, 11). Подобным образом мы поступали в работе со следующей длительностью травления, подобранной студентами экспериментально: 3, 3, 5, 3, 5 и 7 минут, каждое травление, соответственно.

Заключительный этап работы имел своей целью формирование у студентов навыков в изготовлении серии гравюр, для чего и здесь использована все та же сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок». Такой выбор обосновывался всесторонне тем, что она богата и разнообразна сюжетными линиями, яркими образами и не ограничивает фанта-

зию художника. Также предлагались и требования к иллюстрациям (1, 7, 13). Основная задача данной части работы заключалась в умении воплотить навеянные творческим воображением студентов образы в зрительные формы и изготовить оригиналы иллюстраций.

Для достижения поставленной цели необходимо было разработать методику изготовления студентами под нашим руководством серии графических листов по выбранной сказке. Чтобы отразить ее содержание, создать оригинальные иллюстрации и серию графических листов, проявив свою индивидуальность и творческую фантазию, анализировались иллюстрации других художников к этой сказке, их особенности, а также характерные признаки самой сказки (4). Эти моменты имели большое значение при выборе сюжета иллюстрирования, и описаны нами ранее в работе (14) следующим образом: перечитывая со студентами сказку, обращалось внимание на то, что она имеет большое количество эпизодов. Для того чтобы ярче раскрыть содержание сказки «Конек-горбунок», были отобраны для данной работы наиболее содержательные сюжеты. Каждый сюжет включал три композиционных акцента, которые располагались в треугольнике. Сюжеты соответствовали вступлению, середине и концу сказки. При наличии единого композиционного центра - композиционный сюжет. Остальные картины, по нашему замыслу, дополняли центральную, которая несла в себе больше всего событий, чтобы удовлетворять предъявленным нами требованиям. В работах необходимо было достижение общего ритма и динамичности, это создавало их целостность и являлось необходимым условием композиции.

Работа состояла из 4 листов одинакового формата. Каждый лист имел свое содержание и сюжет и включал в себя 3 акцента. Так «Конек-горбунок» становился связующим звеном всех графических листов. Во всех работах присутствовал своеобразный ритм, создающий определенную композицию. Преобладала треугольная композиция, основывающаяся на сюжетных узлах,

создавая им композиционный центр и тематические акценты.

В итоге нашей деятельности можно утверждать, что использование сюжетов сказки привлекло внимание студентов к сказочной тематике. Это проявлялось в активизации у студентов их творческой фантазии, воображения, эмоциональной сферы.

Особенность и специфика работы с графическими листами состояла в длительной, детальной проработке всей поверхности листа и, в то же время, в сохранении целостности всей композиции.

Работа над образами сказки проходила своеобразно у студентов разных специальностей. Если студенты-технологи швейных изделий старались более детально прорисовывать костюмы персонажей и изображать их крупным планом, ярко раскрашивать, то студенты-экологи больше внимания уделяли пейзажам, фону, оттенкам, полутонам. Все сказанное способствовало эффективному формированию навыков в иллюстрировании и создании графических листов, а также развитию чувства композиции, что является основной задачей предмета «Основы композиции».

ЛИТЕРАТУРА

1. Банкина Э.З. Детская книга вчера и сегодня.

- М.: Книга, 1988.

2. Ланин А.М. Подготовка и переподготовка учителей ИЗО в условиях возрождения эт-нохудожественной культуры адыгов: Дисс... пед. наук. - Майкоп, 2002.

3. Палкин М.А. Вопросы теории литературы. Пособие для поступающих в вузы. - Минск: Высшая школа, 1979.

4. Милашевский В.А. Вчера, позавчера. Воспоминания художника. - М.: Книга, 2-е изд.

5. Ершов П.П. Конек-горбунок. - М.: Детская литература, 1965.

6. Ершов П.П. Конек-горбунок. - М.: Малыш, 1990.

7. Зябкина Л.В., Мозгот В.Г., Зябкина Н.Г. Формирование у студентов навыков в выборе объекта иллюстрирования. Новые технологии, 2006, 1. - Майкоп: МГТУ. - С.13-16.

8. Зябкина Л.В., Мозгот В.Г. Формирование у студентов навыков в офорте / Наука-2006.

- Майкоп: АГУ.

9. Воронов О. П. Книжная графика. - М.: Советский художник, 1997.

10. Звонцов В.Н., Шистко В. И. Офорт. -Санкт-Петербург: Аврора, 2004.

11. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. - М.: Искусство, 1971.

12. Овсиян О.А. Натура и рисование по представлению. - М.: Изобразительное искусство, 1985.

13. Адамов Е. Иллюстрация в художественной литературе. - М.: Искусство, 1995.

14. Зябкина Л.В. Формирование у студентов навыков в изготовлении графических листов / 12 неделя науки МГТУ. - Майкоп: МГТУ, 2006. - С. 68-70.

Об авторе

Зябкина Лидия Вячеславовна - ст. преподаватель Майкопского государственного технологического университета, аспирантка кафедры теории и истории музыки и методики музыкального воспитания Адыгейского государственного университета. Сфера научных интересов - профессиональная подготовка и методика преподавания предметов изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.