Научная статья на тему 'Формирование у первоклассников универсальных учебных действий на занятиях кружка по астрономии «Звездочет»'

Формирование у первоклассников универсальных учебных действий на занятиях кружка по астрономии «Звездочет» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / COMPREHENSIVE LEARNING ACTIVITIES / ASTRONOMICAL EDUCATION / SCHOOL JUNIOR EDUCATIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворкина-самарская Антонина Анатольевна, Афанасенко Татьяна Владимировна

Работа посвящена исследованию возможности формирования универсальных учебных действий и первоначальных астрономических представлений первоклассников в рамках программы внеурочной деятельности с астрономическим содержанием «Звездочет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворкина-самарская Антонина Анатольевна, Афанасенко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of comprehensive learning activities in the first graders at the extracurricular lessons on astronomy «Stargazer»

The article deals with a possibility of formation of comprehensive learning activities and initial astronomical concepts in the first graders within extracurricular program «Stargazer» that has astronomical content.

Текст научной работы на тему «Формирование у первоклассников универсальных учебных действий на занятиях кружка по астрономии «Звездочет»»

УДК 371.398

© А.А. Дворкина-Самарская, Т.В. Афанасенко

Формирование у первоклассников универсальных учебных действий на занятиях кружка по астрономии «Звездочет»

Работа посвящена исследованию возможности формирования универсальных учебных действий и первоначальных астрономических представлений первоклассников в рамках программы внеурочной деятельности с астрономическим содержанием «Звездочет».

Ключевые слова: универсальные учебные действия, астрономическое образование, младшие школьники.

©A.A. Dvorkina-Samarskaya, T.V. Afanasenko

Formation of comprehensive learning activities in the first graders at the extracurricular lessons on astronomy «Stargazer»

The article deals with a possibility of formation of comprehensive learning activities and initial astronomical concepts in the first graders within extracurricular program «Stargazer» that has astronomical content.

Keywords: comprehensive learning activities, astronomical education, school junior educational level.

Современная школа претерпевает ряд изменений, новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Собственно, одна из основных идей введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) - это получение учащимися не готовых знаний, а умения добывать знания и пользоваться ими на практике.

Развитие личности ребенка в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Концепции развития универсальных учебных действий (например, концепция, разработанная под руководством А.Г. Асмолова [1]) призваны конкретизировать требования к результатам общего образования и дополнить традиционное содержание образовательных программ. Большое внимание в стандартах нового поколения уделяется развитию ребенка в системе внеклассной работы.

В целях подготовки к переходу на новые стандарты начального образования в Усольском районе Иркутской области проводились семина-

ры, совещания, встречи, обсуждения. Кроме того, в 2011/12 учебном году две средних школы Усольского района - Белореченская и Белая (п. Средний) - стали экспериментальной площадкой по апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Участниками эксперимента, кроме учителей начальных классов, стали и учителя-предметники этих школ: они разрабатывали программы кружков и факультативов, содержание которых было направлено на решение одной из важнейших задач школьного образования - формирование у учащихся универсальных учебных действий. Для этого были выделены ставки педагогов дополнительного образования.

Нам как преподавателям физики и астрономии хорошо известно плачевное состояние астрономии в современной школе: на сегодняшний день ее системного изложения в школе нет [2]. При этом астрономия является мировоззренческой наукой, стержнем, вокруг которого формируется целостная картина мира. Поэтому мы считаем важнейшей задачей поиск путей и способов преодоления безграмотности школьников, системного изложения учебного материала с целью формирования научного мировоззрения школьников. Поэтому, когда в связи с введением ФГОС на начальной ступени образования в МОУ Белой СОШ появилась возможность за счет часов ставки педагога дополнительного образования ввести экспериментальную программу, была выбрана тематика и разработана программа астрономического образования для первоклассников «Звездочет» [3]. Программа явля-

ется тематической и рассчитана на 1 час в неделю (23 часа в год).

Для более полной реализации требований ФГОС в школе было разработано и внедрено несколько программ внеурочной деятельности. Это позволило конкретизировать задачи программы «Звездочет». В качестве основной было выбрано формирование коммуникативных УУД.

Задачи программы:

• развитие познавательного интереса, любознательности, абстрактного мышления младших школьников;

• формирование пространственных и временных представлений;

• развитие умения слушать и наблюдать различные явления, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;

• формирование коммуникативных умений и навыков в процессе совместной деятельности.

Для успешного формирования коммуникативных УУД у младших школьников при освоении этой программы, учитывая возрастные особенности детей, были выбраны преимущественно интерактивные и игровые методы обучения. Интерактив - образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в выборе образовательных задач. Принципиальными линиями интерактива являются линия переживания опыта в диалоге и линия рефлексии, что, несомненно, является эффективным способом формирования коммуникативных УУД. Например, на одном из занятий кружка «Звездочет» при изучении темы «Солнечная система» используется интерактивная форма обучения - «Круглый стол».

Цели занятия:

- ознакомить с понятием «Солнечная система», ее строением;

- способствовать развитию умения слушать, формулировать вопросы; умения анализировать, обобщать полученную информацию; умения определять второстепенную и основную информацию; навыков инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

Ход занятия

Организационный момент.

Круглый стол «Солнечная система».

Учитель предлагает рассмотреть проблему «Что собой представляет Солнечная система?»

Каждый ребенок задает учителю любой вопрос, касающийся данной проблемы. Учитель отвечает. Таким образом, собирая информацию, обсуждая ее за «круглым столом», ребята отражают полученное представление о Солнечной системе в виде схемы-плаката и представляют свой результат, комментируя его.

Учитель корректирует представленную модель. Затем рассказывает о том, что на самом деле представляет собой Солнечная система. Показывает презентацию «Солнечная система».

Рефлексия.

Неотъемлемой частью современной организации обучения является рефлексия. Именно через нее происходит осмысление не только информации, но и самого себя, что является одним из немаловажных аспектов формирования УУД.

Кружок «Звездочет» посещали ученики первых классов Белой школы (п. Средний, Усоль-ский район Иркутской области). В первых классах нашей школы обучается 68 детей, из них 15 человек посещали в течение года занятия «Звездочета». Для оценки сформированности УУД у этих обучающихся на каждого ребенка была заведена карта оценки следующих умений: умение соблюдать нормы социального поведения, умение формулировать мысль, умение взаимодействовать со взрослым и сверстниками, умение публично высказываться, умение презентовать результат.

Оценка уровня вышеперечисленных умений велась путем индивидуального наблюдения за ребенком. В оценивании принимали участие классные руководители и учителя-предметники. Диагностическая карта заполнялась в сентябре и мае. Учителя оценивали ребенка по пятибалльной шкале, после чего выводилось среднее значение (табл. 1).

Результаты данной диагностики говорят о положительной динамике развития коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников, участвовавших в реализации программы «Звездочет». Особенно хорошо ребята научились формулировать свои мысли, высказываться, презентовать свои работы и результаты. Несколько хуже результат по формированию норм социального поведения, но формирование личностных УУД не было целью данной программы.

Таблица 1

Результаты диагностики универсальных умений у первоклассников

У мения Нормы социального поведения Умение формулировать мысль Взаимодействие со взрослым и сверстниками Умение публично высказываться Умение презентовать результат

Время диагностики ь р б В е Се й а S ь р б В е еС й а S ь р б В е еС й а S Сентябрь й СЗ ь р б В е Се й а S

Средний балл 3,83 4,12 3,3 4,48 3,9 4,47 3,17 3,89 2,91 3,69

Результат +0,29 +1,18 +0,57 +0,72 +0,78

Для анализа эффективности деятельности экспериментальных площадок по окончании учебного года комитет образования Усольского района провел мониторинг по оценке предметных результатов в первых классах. Мониторинг охватил основные предметы: математику и русский язык. Специфика данной проверки заключалась в том, что проверялось не только знание предмета, но и уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся. Анализируя результаты мониторинга, можно сказать, что все ученики, участвовавшие в программе «Звездочет», справились с выполнением работ как по математике, так и по русскому языку и достаточно хорошо выполнили задания, требовавшие владения универсальными учебными действиями.

Кроме того, для определения уровня представлений по астрономии, сформированных у первоклассников в ходе освоения программы внеурочной деятельности «Звездочет», были составлены тестовые задания. Результаты выполнения этих заданий позволяют говорить о том, что задача по формированию первоначальных представлений по астрономии у младших школьников, выполнена. Абсолютно все ученики справились с выполнением теста.

Разработанная программа внеурочной деятельности «Звездочет» не только позволяет формировать первоначальные представления по астрономии у первоклассников, составляющие основу научного мировоззрения, но и способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий, что было подтверждено результатами диагностики.

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Левитан Е.П. Необходимость принципиально нового подхода к решению проблемы школьного астрономического образования в России // Современная астрономия и методика ее преподавания: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 24-26 марта 2004 г.). URL: http://www.astronet.ru/db/msg/1197730/01.html.

3. Афанасенко Т.В. Формирование астрономических представлений младших школьников в рамках авторской программы дополнительного образования «Звездочет» // Избранные проблемы астрономии: материалы науч.-практ. конф. «Небо и Земля» (г. Иркутск, 22-24 ноября, 2011 г.) науч. ред. С.А. Язев.- Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та. - 2011. - С. 341-344.

Дворкина-Самарская Антонина Анатольевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики Восточно-Сибирской государственной академии образования. E-mail: dsantonina@gmail.com,

Афанасенко Татьяна Владимировна, магистр физико-математического образования, Восточно-Сибирская государственная академия образования. E-mail: tatafanas@rambler.ru

Dvorkina-Samarskaya Antonina Anatolievna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of physics, East Siberian State Academy of Education. E-mail: dsantonina@gmail.com

Afanasenko Tatiana Vladimirovna, master of physical and matematical education, East Siberian State Academy of Education. E-mail: tatafanas@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.