Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАСИЛИЯ И БОРЬБЫ С НИМ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАСИЛИЯ И БОРЬБЫ С НИМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
насилия / сексуальное насилие / физическое насилие / дети / школьное насилие / abuse / sexual abuse / assault / children / school violence

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фи Тхи Хиеу

В статье рассматривается проблема жестокого обращения с детьми, приводятся данные, свидетельствующие о масштабах и специфике проявления проблемы в мире в целом и во Вьетнаме в частности. Особое внимание уделяется вопросам физического и сексуального насилия над детьми. Поскольку из всех возрастных категорий детей чаще всего жертвами физического и сексуального насилия становятся дошкольники, автор обосновывает особую актуальность задачи по формированию у дошкольников навыков предотвращения насилия и борьбы с ним, указывает аспекты, влияющие на решение данной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED OF EDUCATING PRESCHOOLERS HOW TO FIGHT AGAINTS CHILD ABUSE

The article reflected the actual situation of child abuse/assault in Vietnam, specifically child sexual abuse (pedophilia), domestic violence, school violence, and the drawbacks and disadvantages in the protection and prevention activities of child abuse. Based on the actual research, position, significance, and psychological features of preschoolers, the author concluded that educating children on the skills to fight against abuse, first and foremost educating preschoolers, is an urgent mission today.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАСИЛИЯ И БОРЬБЫ С НИМ»

к исполнению своих функциональных обязанностей по предназначению является одной из центральных целей и результатом эффективного управления учебно-воспитательным процессом на военных кафедрах при гражданских вузах. При этом, основными субъектами управления выступают: ректорат, управление военной кафедры, как субъект общего управления профессорско-преподавательский состав, как субъект теоретической подготовки студентов; сами студенты, как субъекты самоуправления.

Список литературы

1. Барабанщиков, А. В. Основы военной психологии и педагогики: учеб. пособие. - 2-е изд., пе-рераб. / А. В. Барабанщиков // Под ред. А. В. Бара-банщикова, Н. Ф. Феденко - М.: Воениздат, 1981. -366

2. Дробышев В. И., Томилин А. Н. Модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника / В. И. Дробышев // Морской сборник. - Москва. -2013. - № 12. - С.56

3. Железняк, Л. Ф. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАСИЛИЯ И

БОРЬБЫ С НИМ

Фи Тхи Хиеу

к.псих.н., доцент, Тхайнгуиенский Педагогический Институт, Вьетнам

THE NEED OF EDUCATING PRESCHOOLERS HOW TO FIGHT AGAINTS CHILD ABUSE

Phi Thi Hieu

Candidate of Science, associate professor of Thai Nguyen University of Education, Viet Nam

Аннотация

В статье рассматривается проблема жестокого обращения с детьми, приводятся данные, свидетельствующие о масштабах и специфике проявления проблемы в мире в целом и во Вьетнаме в частности. Особое внимание уделяется вопросам физического и сексуального насилия над детьми. Поскольку из всех возрастных категорий детей чаще всего жертвами физического и сексуального насилия становятся дошкольники, автор обосновывает особую актуальность задачи по формированию у дошкольников навыков предотвращения насилия и борьбы с ним, указывает аспекты, влияющие на решение данной задачи.

Abstract

The article reflected the actual situation of child abuse/assault in Vietnam, specifically child sexual abuse (pedophilia), domestic violence, school violence, and the drawbacks and disadvantages in the protection and prevention activities of child abuse. Based on the actual research, position, significance, and psychological features of preschoolers, the author concluded that educating children on the skills to fight against abuse, first and foremost educating preschoolers, is an urgent mission today.

Ключевые слова: насилия, сексуальное насилие, физическое насилие, дети, школьное насилие.

Keywords: abuse, sexual abuse, assault, children, school violence.

Проблемы детей привлекают особое внимание международного сообщества. Шесть из восьми целей развития тысячелетия (ЦРТ) направлены на улучшение качества жизни и реализацию прав детей, предоставление детям наилучшего образа жизни и возможностей полноценного развития. Однако насилие над детьми продолжает оставаться глобальной проблемой и вызывает, согласно ВОЗ, серьёзные пожизненные последствия: большинство детей после насилия имеют серьезные психологические нарушения, расстройство поведения, становятся боязливыми, теряют веру в отношения с окружающими людьми. Каждый год в мире миллионы детей становятся жертвами жестокого обращения. Насилие может выражаться в форме физического, сексуального, эмоционального насилия или отсутствия заботы, при этом особую тревогу в мире в целом и во Вьетнаме в частности вызывает сексуальное и физическое насилие над детьми.

Интерес во всем мире к проблеме сексуального насилия над детьми был продемонстрирован в исследованиях, проведенных в различных областях наук (биофизика, психология, социология) и с применением различных подходов (познавательный подход, поведенческий подход, метод многофакторной модели). Австралийский эксперт по образованию в области физической безопасности детей Джейнин Сандерс приводит следующие данные из этих исследований, которые, по его мнению, должны привлечь особое внимание родителей, опекунов несовершеннолетних детей и учителей.

1. Около 20 % девочек (1/5) и 8 % мальчиков (1/12,5) подвергались сексуальному насилию в возрасте до 18 лет (Pereda et al., 2009).

2. 95 % детей, подвергшихся сексуальному насилию, являются жертвами тех, кого они знают и кому доверяют (NAPCAN 2009).

3. 50 % лиц, применивших сексуальное насилие по отношению к детям в возрасте до 6 лет, и 23

% лиц, применивших сексуальное насилие по отношению к детям 12 - 17 лет, являются членами их семьи (Snyder, 2000).

4. Наиболее уязвимы для сексуального насилия дети 3 - 8 лет. Большинство случаев сексуального насилия над детьми приходится именно на эту возрастную группу (Browne & Lynch, 1994).

5. В 90 % всех случаев сексуального насилия в качестве насильников выступали мужчины, в 3,9 % - женщины, в 6 % - неустановленные лица (McCloskey & Raphael, 2005).

6. В 40 % случаев дети подвергались сексуальному насилию со стороны старших или более сильных детей (Финкельхор, 2012). 23% детей в возрасте 10 - 17 лет сталкивались с порнографическими изображениями (Jones L. et al., 2012).

7. 84% детей в возрасте до 12 лет подвергались сексуальному насилию по месту жительства (Snyder, 2000).

8. В 98 % случаев, когда информация о факте насилия над ребенком доводится до сведения властей, показания ребенка определяются как истинные (Детский совет Нового Южного Уэльса, Дом Дымпны, цитируется в 1998 году).

9. Треть взрослых людей не поверит, если дети скажут им, что они подверглись сексуальному насилию (Австралийский детский фонд, 2010 г.).

10. Среди детей, подвергшихся сексуальному насилию, 73 % никому не рассказывают о случившемся не менее года, 45% - не рассказывают в течение 5 лет, некоторые дети никогда не сообщают о факте насилия (Broman-Fulks et al., 2007).

11. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, в 10 - 13 раз чаще совершают самоубийство, чем обычные дети (Plunkett A, O'Toole B, Swanston H, Oates RK, Shrimpton S, Parkinson P 2001).

12. Усыновленные дети в 10 раз чаще подвергаются сексуальному насилию, чем дети, живущие с их родными родителями. Риск подвергнуться сексуальному насилию в 20 раз выше для детей, живущих с отцом/матерью и его/ee любовником/любовницей в одном доме (Sedlack et al., 2010) [4].

Физическое насилие над детьми, наряду с сексуальным, также является глобальной проблемой. «Физическое насилие над детьми происходит в каждой стране и в каждой культуре», - говорит директор ЮНИСЕФ Энтони Лейк. В 1990 году была принята Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка, в которой говорится, что все дети во всем мире имеют право на защиту от всех форм насилия. В декабре 2013 года ЮНИСЕФ организовал конференцию по теме «Исследование причин насилия над детьми»; по результатам конференции предложены различные способы национального вмешательства с целью предотвращения насилия и борьбы с ним. Исследование проводилось в четырех регионах мира, включая Южную Африку (Зимбабве), Восточную Азию (Вьетнам), Латинскую Америку (Перу), Южную Европу (Италия).

Конференции, общественные мероприятия, посвященные проблеме жестокого обращения с

детьми, проводятся в разных странах: «Общаться с детьми, подвергшимися физическому насилию в семье и в обществе» (Gayla Margolin и Elana B. Gordis Margolin), «Доклад об исследовании жестокого обращения с детьми в школах в Косово» (ЮНИСЕФ/9-2005); «Насилие над детьми в школах» (Plan International - Thailan); «Насилие над детьми в школе и образовательная среда» (Mariella Furrer (ЮНИСЕФ/11-2006), «Насилие над детьми в школах в Ливане, Марокко и Йемене » (Организация Спасите детей - Швеция »); Насилие над детьми в школах на Ближнем Востоке и в Северной Африке - статус, причины и решения » (ЮНИСЕФ/2005).

Во Вьетнаме ситуация с насилием над детьми также представляет серьезную проблему. Заместитель вьетнамского министра труда, инвалидов и социальных дел Дао Хонг Лан приводит статистические данные, согласно которым в 2014 году во Вьетнаме насчитывалось около 1600 детей, подвергшихся сексуальному насилию, в 2015 году - более 1300 детей, в 2016 году - более 1200 детей, а с января по май 2018 года - 735 детей [5]. В марте 2017 года Судебным комитетом Вьетнама и Комитетом по культуре, образованию, делам молодежи, подростков и детей проводились слушания, посвященные проблеме насилия над детьми. По общей оценке многих учреждений, участвовавших в слушаниях (Министерство образования и обучения, Союз женщин Вьетнама, Центральный союз молодежи, Верховная народная прокуратура, Верховный народный суд и др.), ситуация очень болезненная, а профилактика не приносит должного эффекта.

Согласно опросу ГСО при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), почти 80% вьетнамских детей в возрасте от 2 до 14 лет испытывают насилие со стороны своих родителей, опекунов или других членов семьи. Департамент полиции по предупреждению преступности Министерства общественной безопасности Вьетнама также сообщает, что ежегодно регистрируется в среднем 1600-1800 серьезных случаев жестокого обращения с детьми (включая сексуальное насилие). В связи с этой ситуацией 16 мая 2017 года премьер-министр Вьетнама Нгуен Сюань Фук издал Директиву 18/CT-Ttg об усилении мер по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми и борьбе с ним. В Директиве четко определяется роль соответствующих министерств и департаментов в решении проблемы. Так, Министерству образования и подготовки поручено: «руководить работой учебных заведений и школ и направлять ее с целью осуществления мер по защите детей; разработать школьные стандарты для обеспечения безопасной, здоровой, доброжелательной образовательной среды, способствующей предотвращению насилия; усилить информационно-просветительскую работу с учителями по ген-дерному вопросу и работу по формированию у детей навыков предотвращения насилия и борьбы с ним; активно выявлять учащихся, проявляющих

насилие, организовать взаимодействие с компетентными учреждениями для рассмотрения и решения конфликтных ситуаций, связанных с насилием над детьми» [3].

Примечательно, что многие жертвы сексуального насилия являются дошкольниками. Однако в рамках дошкольного образования формирование навыков предотвращения насилия и борьбы с ним еще не реализовано. Согласно программе дошкольного образования, утвержденной циркуляром № 17/2009 / TT-BGDBT, и новой программе дошкольного образования, утвержденной циркуляром № 28/2016 / TT-BGDBT, детей учат навыкам физической безопасности: избегать некоторых действий, опасных предметов, определенных мест (4-й пункт в разделе «Образование в области питания и здоровья»), а также распознавать и предупреждать некоторые травмы. В школах и детских садах Вьетнама в рамках проектов «Безопасный дом», «Безопасная школа», «Безопасное сообщество» было проведено обучение детей навыкам предотвращения бедствия, ранения. Реализация проектов принесла положительные результаты. Однако перечисленных мер недостаточно, чтобы обеспечить сексуальную безопасность детей. Так, детей, особенно дошкольников, учат опасаться незнакомых людей, но при этом известно, что виновниками сексуального насилия над детьми в большинстве случаев являются не посторонние люди, а родственники или другие дети, хорошо знакомые с пострадавшими. Очень важно научить ребенка распознавать определенные интимные области тела, разъяснить ребенку его абсолютное право на защиту своего тела, обучить навыкам предотвращения насилия. К сожалению, в программах дошкольного образования формирование таких навыков еще не предусмотрено.

Проблема сексуального насилия над детьми уже давно привлекает внимание исследователей во многих странах. В приведенных выше работах описаны обстоятельства, при которых происходит насилие, указано, кто обычно выступает в роли насильника и кто чаще становится жертвой насилия. Однако для решения проблемы и обучения детей навыкам предотвращения сексуального насилия должны быть проведены глубокие исследования, посвященные каждой возрастной категории детей. До настоящего времени в большинстве статей о жестоком обращении с детьми предлагаемые решения или способы вмешательства по предотвращению жестокого обращения в основном основывались на субъективном восприятии или личном опыте авторов, а достаточные и систематические исследования о теоретических и практических основах проблемы отсутствуют.

Анализ имеющихся исследований по данной проблеме показывает, что в них не рассматриваются меры по предупреждению насилия и обучению детей навыкам его предотвращения. При этом формирование таких навыков является крайне необходимым для школ и особенно для детских садов, потому что сексуальному насилию чаще всего подвергаются дошкольники. Дошкольный период является важнейшим этапом, золотым веком в развитии личности детей. В этом возрасте детям прививаются основные нравственные ценности и нормы поведения в соответствии с социальными этическими стандартами, что создает основу для дальнейшего полноценного развития. Физические и психические травмы, с которыми сталкиваются дети в этом возрасте, могут иметь долговременные, даже пожизненные последствия. Поэтому чем раньше сформируются у ребенка необходимые навыки, тем легче ему будет в последующем справиться с возникшими проблемами.

Таким образом, формирование у детей, особенно дошкольников, навыков предотвращения насилия и борьбы с ним является актуальной проблемой. Для решения проблемы необходимо уточнить следующие аспекты:

- теоретическую и юридическую основу формирования у дошкольников навыков предотвращения насилия и борьбы с ним;

- практику и факторы, влияющие на формирование у дошкольников навыков предотвращения насилия и борьбы с ним;

- предполагаемые способы решения проблемы, которые могут быть реализованы в рамках семьи, школы и различных общественных организаций.

В то же время следует разработать специальную литературу по указанной проблеме, предназначенную для учителей, работников детского сада, студентов, которые обучаются по специальности «Дошкольное образование», родителей дошкольников.

Список литературы

1. Quoc hôi nuác Công hàa xä hôi chù nghïa Viet nam. Luât trè em, (2016).

2. Tran Thi Cam Nhung. Môt so cách tiép cân nghiên cúu xâm hai tinh duc trè em qua các nghiên cúu nuác ngoài, Tap chí Nghiên cúu Gia dinh và Giái, Quyen 22, so 6, tr.48-58 (2012).

3. Chi thi 18/CT-Ttg cùa Thù tuáng chính phù vè viec tang cuong giai pháp phàng, chong bao luc, xâm hai trè em, ngày 16 tháng 5 nam 2017.

4. https://tuoitre.vn/12-thong-ke-dang-so-ve-nan-xam-hai-tinh-duc-tre-em-1279958.htm

5. https://tuoitre.vn/xam-hai-tre-em-nhieu-nghi-an-keo-dai-kho-hieu-20180609101721926.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.