СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения основ безопасного поведения
Артышко Светлана Викторовна,
к.п.п., доцент, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]
Артышко Егор Сергеевич,
магистрант, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]
Заярная Наталья Ивановна,
доцент, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]
Рязанов Виктор Николаевич,
доцент, Тихоокеанский государственный университет E-mail: [email protected]
Сегодня, обращает на себя внимание статистика, результаты которой неутешительны в связи с увеличением количество малышей дошкольного возраста с нарушением зрения, которые попадают в опасные ситуации. Поэтому, ключевым направление деятельности педагогических коллективов является возвращение детям способности ориентирования в пространстве и в социуме. Особое место в решении вопроса, по нашему мнению, принадлежит игровой деятельности, в процессе которой дети приобретают необходимые знания и навыки безопасного поведения.
В статье представлены результаты исследования, методика формирования у детей дошкольного возраста с нарушением зрения основ безопасного поведения на основе игровой деятельности с преимущественным формированием этих навыков. Основной формирования основ безопасного поведения выступают наглядные, словесные, игровые, практические методы, использование которых сопровождается неукоснительным соблюдением основных принципов физического воспитания. Практическая значимость результатов эксперимента не вызывает сомнений. Разработанный комплексный подход рекомендуется к применению в дошкольных общеобразовательных организациях.
Ключевые слова: безопасное поведение, формирование, методика, дошкольники, зрение, мероприятия.
о с
CJ
Одной из центральных, базовых, доминирующих потребностей человека является безопасность. Самой незащищенной категорией являются дети дошкольного возраста, так как у них не сформировано «чувство опасности» в силу отсутствия определённого опыта и знаний. В настоящее время многие исследователи акцентируют внимание на неблагоприятный уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности, отсутствие эмоционального благополучия.
По мнению авторов Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, К.Ю. Белой, В.Н. Зимони-ной, Т.Г. Хромцовой и других специалистов обучение безопасному поведению должно проходить на всех этапах жизни человека, а начинать его необходимо с дошкольного возраста [1, 2, 8].
Дошкольный возраст - важнейший период, когда закладываются основы опыта жизнедеятельности. В связи с этим, маленьким детям еще не свойственно умение сохранять свою безопасность в социуме, хотя данная возрастная группа является наиболее благоприятной для формирования основ безопасности жизнедеятельности.
Формирование обучающей обстановки вокруг ребенка, которая бы соответствовала требованиям времени, является частью социального заказа государства в сфере образования. В этой связи перед всем педагогическим сообществом дошкольных образовательных организаций поставлена основополагающая задача, заключающая в себе организацию учебно-воспитательного процесса на высоком профессиональном уровне.
Сегодня, в век компьютеризации, уже «дошколята» страдают болезнями, связанными с изменениями со стороны зрения. Поскольку зрительный анализатор участвует в непосредственной связи человек-среда обитания, то потеря зрения (частичная или полная) означает частичную или полную изоляцию ребенка, ведь общепринято предположение о том, что около девяноста процентов информации человек получает именно при использовании зрения.
Возвращение способности ориентирования в пространстве и в социуме больных детей с нарушением является важной задачей не только медиков и психологов, но и педагогов.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям дошкольного возраста с нарушением
зрения отражены в научных трудах М.И. Земцо-вой, М.Н. Наумова, В.С. Свердлова, Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной и др. [3, 4, 5, 6, 7].
Решение этого многогранного вопроса, прежде всего, мы видим в целенаправленной, рациональной организации процесса обучения с соблюдением системности, последовательности, индивидуальном подходе при выборе наиболее эффективных методик к ребенку с нарушениями зрения. Этот кропотливый процесс, однозначно, должен быть непрерывным. Вот почему ответственности мы не снимаем и родителей в том числе при организации домашнего обучения.
Проанализировав нормативно-правовые документы, вариативные образовательные программы ДОУ, литературу мы пришли к выводу, что имеются разработки в области формирования знаний детей о безопасном поведении, но именно для детей с ОВЗ по зрению данная информация не систематизирована.
Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: методика формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель исследования: повышение эффективности процесса обучения основам безопасного поведения детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Педагогический эксперимент проводился с целью выяснения эффективности разработанной методики по формированию основ безопасного поведения у детей с ОВЗ по зрению.
Исследование проходило в естественных условиях воспитательно-образовательного процесса Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 156» г. Хабаровска в период с сентября 2018 по май 2019 года.
Основа разработанной методики является игровая деятельность. Априори - основная деятельность маленьких детей дошкольного возраста. Ребенок с нарушением слуха - особый контингент педагогического процесса, поэтому к педагогу, осуществляющему этот вид деятельности, во много крат предъявляются повышенные требования, особенно, в части планирования нагрузки во время игры, дабы не допустить переутомления и нервно-эмоционального перенапряжения.
Педагогическое тестирование - проводилось с целью определения уровня умений в области безопасности у дошкольников с ОВЗ по зрению. Для тестирования были использованы задания, которые имеют двигательную коррекционную направленность: «Эвакуация», «Пешеход», «Поте-ряшка».
Задание «Эвакуация» - это тест на проверку умений эвакуироваться. Это задание выполняется строго под присмотром педагога. Ребенок по звуковому сигналу «Сирена» начинает выполнять действия, связанные с эвакуацией: надевает
верхнюю одежду, защищает органы дыхания или имитирует, что он закрывает рот рукой, производит спуск по лестнице, проход по коридору через препятствия (дуги), где идет демонстрация умений группироваться в движении и выходит на улицу.
Задание «Пешеход» - это тест на проверку умений переходить проезжую часть. На улице, на территории детского сада ребенок должен перейти дорогу в положенном месте там, где есть светофор, либо пешеходный переход.
Задание «Потеряшка» - это тест на проверку умений попросить помощи грамотно. В группе детского сада есть игровая площадка, имитирующая помещения магазина. Педагог говорит ребенку, что он потерялся в магазине и задача ребенка заключается в том, чтобы преодолеть страх потерявшегося и начать грамотно действовать, чтоб не усугубить свое положение, а наоборот улучшить. Так, верным алгоритмом действий будет являться, то, что он подойдет к охраннику, дежурному или кассиру и попросит помощи при этом назовет свою фамилию, имя и с кем он пришел в магазин.
Одним из наиболее приемлемых методов при работе с воспитанниками является практическое использование основных средств физического воспитания, цель которого заключается в увеличении двигательной активности воспитанников. Совершенствование сформированных навыков достигается только через многократное повторение двигательных действий, кропотливо подобранных и систематизированных. Кроме того, выбранные средства должны вызывать доверие при соблюдении надёжной страховки.
Временной фактор не является ведущим критерием при выполнении заданий, но все же педагог предварительно проговаривает о том, что задания должны выполняться быстро. Оценивается алгоритм действий, осознанность уверенность выполнения задания ребенком.
Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.
Организацию деятельности по воспитанию поведения, которое в дальнейшем станет основой его безопасности необходимо начать определения исходного уровня, результаты которого послужат постановке цели, задач и методику работы по данному направлению.
В связи с этим детьми проводились беседы, опрос по темам безопасного поведения, для выявления уровня знаний по восьми разделам: «Я и моя безопасность», «Я дома», «Я и другие люди», «Я и природа», «Я и улица», «Я и чрезвычайные ситуации», «Я и моё здоровье», «Я и службы спасения».
Тестирование и анкетирование позволили избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за возрастных и психо-физических особенностей. Опираясь на уже имеющиеся у детей знания
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
и представления, мы смогли определить основные векторы, по которым необходимо провести обучение и определить методику формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
В результате анализа литературных источников мы выявили, что проблема формирования основ безопасного поведения у дошкольников актуальна. Мы скорректировали содержание занятий и форму их проведения. Материала давался детям в игровой форме. Разработана картотека дидактических и подвижных игр по темам безопасности. Был оборудован тематический уголок «Основы безопасности» с демонстрационным материалом. На тематических стендах представлена информация по темам: «Экстремальные ситуации в повседневной жизни», «Дети и дорога», «Сервис служб спасения» «Правила ОБЖ» и др.
После проведения эксперимента, нами был сделан анализ эффективности апробированной методики. Для этого мы сравнили показания до и после эксперимента по всем разделам:
- «Я и моя безопасность» знания детей на начальном этапе - составляли 42,6%, а после проведения работы составили 85,1%, то есть повысились на 42,5%.
- «Я дома» знания детей были на уровне 35,7% до начала опытно-поисковой работы, а после проведения составили 71,3%, то есть также повысились на 35,6%.
- «Я и другие люди» дети имели уровень знаний 43,7% до начала работы и 80,5% после проведения, то есть повысили уровень знаний на 36,8%.
- «Я и природа» уровень знаний детей был 69%, а после проведения опытно-поисковой стал 84%, то есть повысился на 15%.
- «Я и улица»» уровень знаний детей был 75,9%, а после проведения опытно-поисковой стал 96,6%, то есть повысился на 20,7%.
«Я и чрезвычайные ситуации» уровень знаний детей был 39,1%, а после проведения опытно-поисковой стал 71,3%, то есть повысился на 32,2%.
- «Я и моё здоровье» уровень знаний детей был 54%, а после проведения опытно-поисковой стал 82,8%, то есть повысился на 28,8%.
- «Я и службы спасения» уровень знаний детей был 34,5%, а после проведения опытно-поисковой стал 71,3%, то есть повысился на 36,8%.
Число детей не только знающих, но и владеющих умениями безопасного поведения в заданных ситуациях увеличилось: практическое задание «Эвакуация» с 43,7% до 64,4%, «Пешеход» с 59,8% до 100%, «Потеряшка» с 43,7% до 75,9%. Конечной целью формирования основ безопас-° ного поведения у детей является их умение реали-" зовывать на практике весь комплекс средств и ме-^ тодов обеспечения безопасной жизнедеятельности. Важным этапом стало включение детей в про-Ц цесс самопознания на личностно-значимом уров-
не, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов, форм безопасности жизнедеятельности. Необходимо не только ограждать ребенка от опасностей, но и учить его самого основам безопасного поведения.
Проведенное исследование и полученные результаты показали, что одним из эффективных методов формирования основ безопасного поведении у детей дошкольного возраста с нарушением зрения является соблюдение определённой последовательности, систематичности в коррекци-онной работе с дошкольниками с ОВЗ по зрению. Последовательное соблюдение условий содержательной и эмоциональной подготовки детей к решению игровых, проблемных задач стали основой методики.
Литература
1. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. -СПб: Детство-пресс, 2015. - 240 с.
2. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимони-на. - М.: Знание, 2015. - 124 с.
3. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / М.И. Земцова. - М.: Просвещение, 1978.
4. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: учебное пособие для преподавателей реабилитационных центров по обучению незрячих и слабовидящих ориентированию и мобильности / М.Н. Наумов. - М., 1982.
5. Свердлов B.C. Пространственная ориентировка слепых / В.С. Свердлов. - М., 1982.
6. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 2000.
7. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / под ред. Подколзи-ной Е.Н. - М.: Город Детства, 2006.
8. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 80 с.
FORMATION OF THE BASICS OF SAFE BEHAVIOR IN PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT
Artyshko S.V., Artyshko E.S., Zayarnaya N.I., Ryazanov V.N.
Pacific State University
Today, statistics draw attention, the results of which are disappointing due to the increase in the number of preschool children with visual impairment who find themselves in dangerous situations. Therefore, the key direction of activity of pedagogical collectives is the return to children of the ability to orientate in space and in society. A special place in solving the problem, in our opinion, belongs to play activities, in the process of which children acquire the necessary knowledge and skills of safe behavior.
The article presents the results of the study, the methodology for the formation of the foundations of safe behavior in preschool children with visual impairment based on play activities with the predominant formation of these skills. The main formation of the foundations of
safe behavior is represented by visual, verbal, game, practical methods, the use of which is accompanied by strict observance of the basic principles of physical education. The practical significance of the experimental results is beyond doubt. The developed comprehensive approach is recommended for use in preschool educational organizations.
Keywords: Life safety, education, methods, preschool children, vision, activities.
References
1. Avdeeva N.N. Safety: A textbook on the basics of safe life for older preschool children / N.N. Avdeeva, O.L. Knyazeva, R.B. Sterkina. - SPb: Childhood-press, 2015. - 240 p.
2. Belaya K. Yu. How to ensure the safety of preschoolers: A book for kindergarten teachers and parents / K. Yu. Belaya, V.N. Zi-monina. - M.: Knowledge, 2015. - 124 p.
3. Zemtsova M.I. Training and education of preschoolers with visual impairment / MI Zemtsova. - M .: Education, 1978.
4. Naumov M.N. Teaching the blind to spatial orientation: a textbook for teachers of rehabilitation centers for teaching the blind and visually impaired orientation and mobility / MN Naumov. -M., 1982.
5. Sverdlov B.C. Spatial orientation of the blind / V.S. Sverdlov. -M., 1982.
6. Solntseva L.I. Typhlopsychology of childhood / L.I. Solntseva. -M.: Polygraph service, 2000.
7. Socialization of preschoolers with visual impairment by means of play / ed. Podkolzina E.N. - M .: City of Childhood, 2006.
8. Khromtsova T.G. Education of safe behavior in everyday life of preschool children / T.G. Khromtsova. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2016. - 80 p.