Научная статья на тему 'Формирование у будущих учителей информатики навыков администрирования школьных компьютерных сетей, проектируемых на основе свободного программного обеспечения'

Формирование у будущих учителей информатики навыков администрирования школьных компьютерных сетей, проектируемых на основе свободного программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцев Н. П.

В статье рассматриваются дидактические аспекты преподавания курса «Системное администрирование сети образовательного учреждения на базе Linux» студентам педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурцев Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих учителей информатики навыков администрирования школьных компьютерных сетей, проектируемых на основе свободного программного обеспечения»

2. Баранова Н.В. Новые цифровые ресурсы на уроках геометрии в основной школе // Компьютерные инструменты в школе. - СПб., 2009. - № 4.

3. Баранова Н.В. О наиболее эффективных методах обучения математике с использованием ИОР // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Курск, 2010. - № 1.

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ НАВЫКОВ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ, ПРОЕКТИРУЕМЫХ НА ОСНОВЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

© Бурцев Н.П.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,

г. Самара

В статье рассматриваются дидактические аспекты преподавания курса «Системное администрирование сети образовательного учреждения на базе Linux» студентам педагогических вузов.

Школы неизбежно движутся к переходу на программное обеспечение с открытым программным кодом. Это вызывает глубокую озабоченность среди учителей и администраторов школьных компьютерных классов. Между тем, переход может и должен сопровождаться малыми издержками. Объяснить ученику принципы работы с документацией можно в Open-Office также хорошо, как и с использованием MS Office. Изучение азов обработки изображений возможно на основе GIMP с точно такой же легкостью как в таких редакторах как Paint, Photoshop т.д. Программная платформа не должна выступать фактором, оказывающим существенное влияние на качество преподавания информатики.

В современной ситуации необходимы педагогические работники, умеющие установить, настроить операционную систему Linux (русифицированный вариант «Альт Линукс», обычно используемый сегодня в российских школах). Понятно и то, что они не должны впадать в ступор в ситуациях, когда нужно найти и запустить из-под Linux ту или иную программу, или объяснить пользователю «что где лежит». Очевидно, они должны знать топологию локальной школьной сети, уметь оптимизировать ее работу и распределять сетевые ресурсы. Практически повсеместно такого рода задачи решаются учителями информатики. В лучшем случае, функции системного администрирования исполняет аутсорсер.

* Аспирант кафедры Информатики и вычислительной техники.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема подготовки будущих учителей информатики и переподготовка действующих учителей для работы с локальными сетями на базе пакета свободного программного обеспечения (ПСПО).

Полагаем, что решение этой задачи возможно в рамках курса «Системное администрирование сети образовательного учреждения на базе Linux», который в педагогических вузах может читаться в рамках национально-регионального компонента или как специальный курс.

Программа курса

1. Цель курса - формирование у обучаемых навыков администрирования в школьных компьютерных сетях, проектируемых на базе Linux.

2. Задачи курса:

1. формирование у обучаемых знаний об основах работы с операционной системой Linux, об основных принципах проектирования и структурирования школьных компьютерных сетей на базе свободно распространяемого программного обеспечения;

2. формирование у обучаемых представлений о настройках сервера, регламенте работы администратора сети;

3. формирование у обучаемых умений:

- разрабатывать сетевые решения на основе свободного программного обеспечения;

- настраивать сервер и поддерживать работоспособность сети;

- устанавливать свободно распространяемое программное обеспечения и оказывать поддержку пользователям.

3. Содержание курса.

Проектирование и структурирование локальной сети. Основы работы с ОС Linux. Настройки сервера с ОС Linux. Поддержка работоспособности локальной сети. Установка свободного программного обеспечения в компьютерных классах. Цели и задачи системного администратора. Особенности регламента работы системного администратора в образовательном учреждении.

4. Тематический план курса.

Таблица 1

Наименования тем и виды учебных занятий

№ Наименование темы Лекции Практика Всего

1. Проектирование и структурирование локальной сети 4 2 6

2. Адресация в сетях TCP/IP 2 1 3

3. Рабочие места и серверы локальной сети: конфигурации и параметры 3 3

4. Основы работы в среде Linux 9 0 9

Продолжение табл. 1

№ Наименование темы Лекции Практика Всего

5. Настройки сервера под ОС Linux 6 3 9

6. Установка свободного программного обеспечения в компьютерных классах 10 5 15

7. Регламент работы системного администратора в образовательном учреждении 4 2 6

Итого: 38 13 51

Тема № 1. Проектирование и структурирование локальной сети.

Fast Ethernet, Gigabit Ethernet. Кабель на основе витой пары. Сетевые карты и активное сетевое оборудование. Проект сети. Монтаж структурированной кабельной системы (СКС). Используемый инструмент. Последовательность работ при прокладке СКС.

Тема № 2. Адресация в сетях TCP/IP.

Семейство протоколов TCP/IP. Пакеты и их инкапсуляция. Типы адресов стека TCP/IP. Адресация в сетях TCP/IP.

Тема № 3. Рабочие места и серверы локальной сети: конфигурации и параметры.

Сервер. Классификации серверов. Основные требования к современному серверу. Технологии и компоненты для обеспечения надежности. Типичная конфигурация сервера масштаба предприятия. Клиентские рабочие станции. Основные требования к рабочей станции. Типичная конфигурация рабочей станции.

Тема № 4. Основы работы в среде Linux.

Особенности установки ОС Linux. Именование дисков и разделов в Linux. Файлы устройств. Разделы. Работа с диском. Планирование диска. Необходимые разделы. Дополнительно выделяемые разделы. Файловая система Linux. Монтирование. Стандартные каталоги. Параметры монтирования. Типы файловых систем. Логические тома (LVM). Дисковые массивы (RAID).

Тема № 5. Настройки сервера под ОС Linux.

Доступ в сеть Интернет. Организация локальной сети. Сетевые службы. Резервное копирование и профилактика. Понятие межсетевого экрана. Шифрованные сетевые соединения. Место антивирусных программ в ПСПО. HTTP-сервер Apache. Организация файлового архива (FTP-сервер). Почтовый сервер. Прокси-сервер. Подсчет трафика.

Тема № 6. Установка свободного программного обеспечения в компьютерных классах.

Установка серверной операционной системы Linux. Временная настройка клиентской машины. Начальная настройка сервера. Центр управления системой. Финальная настройка клиентской машины. Организация автоматической настройки сети на рабочих станциях. Организация доступа в Internet. Сетевая установка операционной системы на рабочие места.

Структура ПСПО. Пакетная организация дистрибутива. Установщик пакетов (на примере rpm). Диспетчер пакетов (на примере synaptic). Установка стороннего пакета.

Тема № 7. Регламент работы системного администратора в образовательном учреждении.

Цели и задачи системного администратора. Инструменты работы системного администратора. Разработка документации. Работа с сетью. Разработка стандарта программного обеспечения. Отслеживание изменений в системе. Модернизация. Резервное хранение информации. Порядок работы с пользователями. Особенности работы системного администратора в образовательном учреждении.

5. Аппаратно-техническое и методическое обеспечение курса.

1. Аппаратно-техническое обеспечение курса.

ОС Linux. Компьютерный класс с доступом в Internet. Мультимедиа проектор.

При проведении практических занятий по теме «Установка программного обеспечения в компьютерном классе» необходима выделенная локальная сеть с как минимум двумя компьютерами - сервером и клиентом. Возможен следующий вариант проведения таких занятий: развертывание модели компьютерного класса из двух виртуальных машин на компьютере слушателя, объединённых виртуальной локальной сетью. Рекомендуется использовать VirtualBox, причем требования к рабочему компьютеру повышаются: свободного места на жестком диске свыше 20G под виртуальные диски; оперативная память - не менее 1G.

2. Методическое обеспечение курса:

а) рекомендуемая литература:

1. Старовойтов А. А. Сеть на Linux: проектирование, прокладка, эксплуатация / А. А.Старовойтов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 288 с.

2. Эви Немет, Гарт Снайдер, Трент Хейн. Руководство администратора Linux. - 2-ое изд. / Эви Немет, Гарт Снайдер, Трент Хейн. - М.: Вильямс, 2007. - 1072 с.

3. Курячий Г.В., Маслинский К.А. Введение в ОС Linux: Курс лекций: учеб. пособ. - 2-е изд., испр. / Г.В. Курячий, К.А. Мас-линский. - М.: Интернет-университет информационных технологий, 2010 - 392 с.

б) электронные ресурсы Internet:

1. www.spohelp.ru.

2. www.docs.altlinux.org.

3. www.uneex.cs.msu.su/PspoMaterials/AltDocsDescription.

4. www.linuxcenter.ru.

5. www.citforum.ru/operating_systems/linux.shtml.

6. Формы контроля: текущий контроль - самоконтроль, тестирование; итоговый контроль - экзамен.

7. Ожидаемые результаты. В результате обучения студент должен приобрести начальный опыт администрирования ПСПО, навыки самостоятельного принятия административных решений. Он должен знать принципы проектирования и структурирования локальных сетей, основы работы в среде операционной системы Linux. Он должен уметь разрабатывать сетевые решения в среде операционной системы Linux, поддерживать работоспособность компьютерных классов в этой среде, устанавливать ПСПО.

Предполагается, что обучаемый изначально знаком с такими разделами как: «Программное обеспечение ПК», «Операционные системы», «Основы работы в сети Internet».

Как свидетельствует опыт нашей практической работы со студентами специальности информатика в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (г. Самара), данный курс доступен для изучения подавляющему большинству студентов.

1С-БИТРИКС: ВНУТРЕННИЙ ПОРТАЛ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ1

© Васин М.И.*

Таганрогский государственный педагогический институт, г. Таганрог

«1С-Битрикс: Внутренний портал учебного заведения» - это решение, построенное на базе «1С-Битрикс: Корпоративный портал» редакции Бизнес-процессы, в полной мере наследующее все функциональные возможности данного продукта, но адаптированное под задачи образовательных учреждений.

Компания 1С-Битрикс подготовила специальный дистрибутив, который развертывает преднастроенное портальное решение, учитывающее специфику учебного заведения:

- с готовой структурой внутреннего сайта, учитывающей потребно -сти пользователей;

1 Исследование, положенное в основу настоящего издания (статьи) выполнено при поддержке Аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» Министерства образования и науки Российской Федерации, проект РПН № 2.13.3638 «Концепция и проект развития российской дидактической тестологии». Научный руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор Е.А. Михайлычев.

* Младший научный сотрудник кафедры Общей педагогики, аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.