Научная статья на тему 'Формирование у будущих учителей информатики навыков администрирования в школьных компьютерных сетях, проектируемых на базе Linux'

Формирование у будущих учителей информатики навыков администрирования в школьных компьютерных сетях, проектируемых на базе Linux Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцев Н. П.

В статье рассматриваются дидактические аспекты преподавания курса «Системное администрирование сети образовательного учреждения на базе Linux» студентам педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурцев Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих учителей информатики навыков администрирования в школьных компьютерных сетях, проектируемых на базе Linux»

7. Биргебаев А. Сулейменов Ж. С. Математиканы о^ыту Yдерiсiндегi студенттердщ гылыми дуниетанымын калыптастыру // Вестник КазНПУ им. Абая. - 2008. - № 24. - 7 бет.

8. Биргебаев А. Элементы теорем вложения и теории разделимости: уч. пос. - Алматы, 2008. - 88 бет

9. Рихтмайер Р. Принципы современной математической физики. - М.: «Мир», 1992.

10. Никольский С.М. Приближение функций многих переменных и теоремы вложения. - М.: Наука, 1969.

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ НАВЫКОВ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ШКОЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ, ПРОЕКТИРУЕМЫХ НА БАЗЕ LINUX

© Бурцев Н.П.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,

г. Самара

В статье рассматриваются дидактические аспекты преподавания курса «Системное администрирование сети образовательного учреждения на базе Linux» студентам педагогических вузов.

Обучение информатике неосуществимо при отсутствии компьютерного класса, который, в свою очередь, является основным «инструментом» учителя информатики. Для того, чтобы настроить такой «инструмент», учителю информатики необходимо иметь навыки администрирования школьной компьютерной сети и выполнения функций системного администратора по отношению к компьютерному парку образовательного учреждения.

Выбор программной платформы для нужд образовательного учреждения - также задача учителя информатики, решение которой обусловлено соображениями функциональности, экономической целесообразности, соблюдения правовых аспектов использования ПО, и широтой кругозора ответственного за выполнение этой задачи педагога. Для успешного осуществления задачи выбора программной платформы, учитель информатики должен уметь на уровне системного администратора работать с пакетом свободного программного обеспечения (ПСПО), выступающим в качестве альтернативы проприетарному программному обеспечению. Это предполагает умение установить, настроить операционную систему Linux

* Аспирант кафедры Информатики и вычислительной техники.

(примером дистрибутива в данном курсе выступает русскоязычный «Альт Линукс»). Также необходимы навыки использования функциональных возможностей системы (обеспечение сетевого взаимодействия, подключение периферийных устройств, установка пакетов программ). Учителя информатики должны знать топологию локальной школьной сети, уметь оптимизировать ее работу и распределять сетевые ресурсы.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема подготовки будущих учителей информатики и переподготовка действующих учителей для работы с локальными сетями на базе ПСПО.

Полагаем, что решение этой задачи возможно в рамках курса «Системное администрирование сети образовательного учреждения на базе Linux», который в педагогических вузах может читаться в рамках национально-регионального компонента или как специальный курс.

Программа курса

1. Цель курса - формирование у обучаемых навыков администрирования в школьных компьютерных сетях, проектируемых на базе Linux.

2. Задачи курса:

1. формирование у обучаемых знаний об основах работы с операционной системой Linux, об основных принципах проектирования и структурирования школьных компьютерных сетей на базе свободно распространяемого программного обеспечения;

2. формирование у обучаемых представлений о настройках сервера, регламенте работы администратора сети;

3. формирование у обучаемых умений:

- разрабатывать сетевые решения на основе свободного программного обеспечения;

- настраивать сервер и поддерживать работоспособность сети;

- устанавливать свободно распространяемое программное обеспечения и оказывать поддержку пользователям.

3. Содержание курса.

Проектирование и структурирование локальной сети. Основы работы с ОС Linux. Настройки сервера с ОС Linux. Поддержка работоспособности локальной сети. Установка свободного программного обеспечения в компьютерных классах. Цели и задачи системного администратора. Особенности регламента работы системного администратора в образовательном учреждении.

4. Тематический план курса.

Тема № 1. Проектирование и структурирование локальной сети.

Fast Ethernet, Gigabit Ethernet. Кабель на основе витой пары. Сетевые карты и активное сетевое оборудование. Проект сети. Монтаж структурированной кабельной системы (СКС). Используемый инструмент. Последовательность работ при прокладке СКС.

Таблица 1

Наименования тем и виды учебных занятий

№ Наименование темы Лекции Практика Всего

1. Проектирование и структурирование локальной сети 4 2 6

2. Адресация в сетях TCP/IP 2 1 3

3. Рабочие места и серверы локальной сети: конфигурации и параметры 3 3

4. Основы работы в среде Linux 9 0 9

5. Настройки сервера под ОС Linux 6 3 9

6. Установка свободного программного обеспечения в компьютерных классах 10 5 15

7. Регламент работы системного администратора в образовательном учреждении. 4 2 6

Итого: 38 13 51

Тема № 2. Адресация в сетях TCP/IP.

Семейство протоколов TCP/IP. Пакеты и их инкапсуляция. Типы адресов стека TCP/IP. Адресация в сетях TCP/IP.

Тема № 3. Рабочие места и серверы локальной сети: конфигурации и параметры.

Сервер. Классификации серверов. Основные требования к современному серверу. Технологии и компоненты для обеспечения надежности. Типичная конфигурация сервера масштаба предприятия. Клиентские рабочие станции. Основные требования к рабочей станции. Типичная конфигурация рабочей станции.

Тема № 4. Основы работы в среде Linux.

Особенности установки ОС Linux. Именование дисков и разделов в Linux. Файлы устройств. Разделы. Работа с диском. Планирование диска. Необходимые разделы. Дополнительно выделяемые разделы. Файловая система Linux. Монтирование. Стандартные каталоги. Параметры монтирования. Типы файловых систем. Логические тома (LVM). Дисковые массивы (RAID).

Тема № 5. Настройки сервера под ОС Linux.

Доступ в сеть Интернет. Организация локальной сети. Сетевые службы. Резервное копирование и профилактика. Понятие межсетевого экрана. Шифрованные сетевые соединения. Место антивирусных программ в ПСПО. HTTP-сервер Apache. Организация файлового архива (FTP-сервер). Почтовый сервер. Прокси-сервер. Подсчет трафика.

Тема № 6. Установка свободного программного обеспечения в компьютерных классах.

Установка серверной операционной системы Linux. Временная настройка клиентской машины. Начальная настройка сервера. Центр управления системой. Финальная настройка клиентской машины. Организация автоматической настройки сети на рабочих станциях. Организация доступа в Internet. Сетевая установка операционной системы на рабочие места.

Структура ПСПО. Пакетная организация дистрибутива. Установщик пакетов (на примере rpm). Диспетчер пакетов (на примере synaptic). Установка стороннего пакета.

Тема № 7. Регламент работы системного администратора в образовательном учреждении.

Цели и задачи системного администратора. Инструменты работы системного администратора. Разработка документации. Работа с сетью. Разработка стандарта программного обеспечения. Отслеживание изменений в системе. Модернизация. Резервное хранение информации. Порядок работы с пользователями. Особенности работы системного администратора в образовательном учреждении.

5. Аппаратно-техническое и методическое обеспечение курса.

1. Аппаратно-техническое обеспечение курса.

ОС Linux. Компьютерный класс с доступом в Internet. Мультимедиа проектор.

При проведении практических занятий по теме «Установка программного обеспечения в компьютерном классе» необходима выделенная локальная сеть с как минимум двумя компьютерами - сервером и клиентом. Возможен следующий вариант проведения таких занятий: развертывание модели компьютерного класса из двух виртуальных машин на компьютере слушателя, объединённых виртуальной локальной сетью. Рекомендуется использовать VirtualBox, причем требования к рабочему компьютеру повышаются: свободного места на жестком диске свыше 20G под виртуальные диски; оперативная память - не менее 1G.

2. Методическое обеспечение курса

а) рекомендуемая литература:

1. Старовойтов, А. А. Сеть на Linux: проектирование, прокладка, эксплуатация / А.А.Старовойтов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 288 с.

2. Эви Немет, Гарт Снайдер, Трент Хейн. Руководство администратора Linux. - 2-ое изд. / Эви Немет, Гарт Снайдер, Трент Хейн. - М.: Вильямс, 2007. - 1072 с.

3. Курячий Г.В., Маслинский, К.А. Введение в ОС Linux: Курс лекций. учебное пособие. - 2-е изд., испр. / Г.В.Курячий, К.А.Маслинский К.А. -М.: Интернет-университет информационных технологий, 2010 - 392 с.

б) электронные ресурсы Internet:

1. www.spohelp.ru.

2. www.docs.altlinux.org.

3. www.uneex.cs.msu.su/PspoMaterials/AltDocsDescription.

4.www.linuxcenter.ru.

5. www.citforum.ru/operating_systems/linux.shtml.

6. Формы контроля: текущий контроль - самоконтроль, тестирование; итоговый контроль - экзамен.

7. Ожидаемые результаты. В результате обучения студент должен приобрести начальный опыт администрирования ПСПО, навыки самостоятельного принятия административных решений. Он должен знать принципы проектирования и структурирования локальных сетей, основы работы в среде операционной системы Linux. Он должен уметь разрабатывать сетевые решения в среде операционной системы Linux, поддерживать работоспособность компьютерных классов в этой среде, устанавливать ПСПО.

Предполагается, что обучаемый изначально знаком с такими разделами как: «Программное обеспечение ПК», «Операционные системы», «Основы работы в сети Internet».

Как свидетельствует опыт нашей практической работы со студентами специальности информатика в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (г. Самара), данный курс доступен для изучения подавляющему большинству студентов.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ

© Голуб Т.П.*

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Украина, г. Киев

Образование, наука и инновации являются определяющими факторами развития современного общества. Немецкий опыт инновационной активности, обеспечение сотрудничества между университетами и наукоемким производством может служить примером для формирования инновационной политики в странах, стремящихся занять достойное место в мировом образовательном пространстве. В связи с этим первостепенное значение приобретает проведение в технических университетах фундаментальных научных исследований и активное привлечение к ним преподавателей и студентов.

На современном этапе развития образовательных систем во многих странах мира проводится интенсивный поиск способов усовершенствования содержания, форм, методов обеспечения фундаментального образования, направленного на удовлетворение интересов личности. Высшая школа призвана давать молодежи целостное представление о современной

* Преподаватель кафедры Английского языка технического направления № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.