Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ПЕДАГОГА: ОПЫТ ЯРОСЛАВСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ПЕДАГОГА: ОПЫТ ЯРОСЛАВСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / Ф. Е. ШИШИГИН / ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПЕДАГОГОВ / ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / КАФЕДРА МАСТЕРСТВА АКТЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азеева Ирина Викторовна

В статье исследуется процесс формирования творческой личности театрального педагога. Автор анализирует опыт ярославской театральной школы, начало формирования которой в 1962 г. положил Ф. Е. Шишигин, творческий лидер Театра им. Ф. Г. Волкова, один из крупных российских режиссеров этой эпохи, инициатор открытия в Ярославле среднего театрального училища. Ф. Е. Шишигиным в годы становления ярославской театральной школы была создана творческая лаборатория педагогов, работа которой существенным образом повлияла на их формирование. Описанный в исследовании в ретроспективе процесс профессионального формирования творческой личности театрального педагога в рамках творческой лаборатории педагогов ярославской театральной школы дал возможность автору глубоко раскрыть и процесс формирования и развития самого феномена театральной школы. Исследуемый материал позволил сделать важный вывод о том, что с образованием в 1980 г. в Ярославле на базе среднего театрального училища театрального вуза не происходит разрыва в преемственности сложившейся педагогической традиции (школы). Этому во многом способствовало продолжение работы творческой лаборатории педагогов. Используя в осмыслении процесса формирования творческой личности театрального педагога различные методологические подходы, в первую очередь, культурологический и театроведческий, автор статьи приходит к выводу об актуальности исследования процессов формирования творческой личности педагога и на территории современной театральной школы. Анализ педагогического наследия Ф. Е. Шишигина вносит вклад в корпус культурологических и театроведческих знаний о театральной педагогике, театральной школе в целом и ярославской театральной школе в частности. Рассматриваемая тема будет интересна специалистам в области театрального образования, а также культурологам, занимающимся исследованием феномена творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CREATIVE PERSONALITY OF A THEATER TEACHER: YAROSLAVL THEATER SCHOOL EXPERIENCE

The article explores the process of formation of creative personality of a theater teacher. The author analyzes the experience of Yaroslavl theater school, which formation was started in 1962 by F. E. Shishigin, a creative leader of the Theater named after F. G. Volkov, one of the major Russian directors of this epoch, and the initiator of the opening of the theater vocational school in Yaroslavl. At the time when Yaroslavl theater school was coming into being, F. E. Shishigin opened a teachers’ creative laboratory, which work had a significant influence on the formation of creative personalities of the teachers in the school. The process of professional formation of creative personality of a theater teacher within the framework of the teachers’ creative laboratory of Yaroslavl theater school, described in the study in retrospect, gave the author an opportunity for a profound description of the process of formation and development of the theater school phenomenon itself. The material under study allowed the author to draw an important conclusion that the establishment of the theater institute on the basis of the theater vocational school in Yaroslavl in 1980, did not affect the continuity in the existing pedagogical tradition (school). This, in many ways, was facilitated by the continuous work of the teachers’ creative laboratory. Using various methodological approaches (primarily cultural and theatrical ones) to comprehend how creative personality of a theater teacher is being formed, the author of the article concludes that the study of cultivation of creative personality of a teacher is relevant on the territory of the modern theater school. The analysis of the pedagogical heritage of F. E. Shishigin contributes to the body of cultural and theatrical knowledge of theater pedagogy, theater school in general and Yaroslavl theater school in particular. The examined topic will be interesting to specialists in the field of theater education, as well as culturologists studying the creative personality phenomenon.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ПЕДАГОГА: ОПЫТ ЯРОСЛАВСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ

УДК 792.01 (091)

И. В. Азеева https://orcid.org/0000-0002-2250-4344

Формирование творческой личности театрального педагога: опыт ярославской театральной школы

Для цитирования: Азеева И. В. Формирование творческой личности театрального педагога: опыт ярославской театральной школы // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 3 (120). С. 184-190. DOI 10.20323/1813-145X-2021-3-120-184-190

В статье исследуется процесс формирования творческой личности театрального педагога. Автор анализирует опыт ярославской театральной школы, начало формирования которой в 1962 г. положил Ф. Е. Шишигин, творческий лидер Театра им. Ф. Г. Волкова, один из крупных российских режиссеров этой эпохи, инициатор открытия в Ярославле среднего театрального училища. Ф. Е. Шишигиным в годы становления ярославской театральной школы была создана творческая лаборатория педагогов, работа которой существенным образом повлияла на их формирование.

Описанный в исследовании в ретроспективе процесс профессионального формирования творческой личности театрального педагога в рамках творческой лаборатории педагогов ярославской театральной школы дал возможность автору глубоко раскрыть и процесс формирования и развития самого феномена театральной школы. Исследуемый материал позволил сделать важный вывод о том, что с образованием в 1980 г. в Ярославле на базе среднего театрального училища театрального вуза не происходит разрыва в преемственности сложившейся педагогической традиции (школы). Этому во многом способствовало продолжение работы творческой лаборатории педагогов.

Используя в осмыслении процесса формирования творческой личности театрального педагога различные методологические подходы, в первую очередь, культурологический и театроведческий, автор статьи приходит к выводу об актуальности исследования процессов формирования творческой личности педагога и на территории современной театральной школы.

Анализ педагогического наследия Ф. Е. Шишигина вносит вклад в корпус культурологических и театроведческих знаний о театральной педагогике, театральной школе в целом и ярославской театральной школе в частности.

Рассматриваемая тема будет интересна специалистам в области театрального образования, а также культурологам, занимающимся исследованием феномена творческой личности.

Ключевые слова: творческая личность, театральный педагог, театральная школа, педагогическое наследие, Ф. Е. Шишигин, творческая лаборатория педагогов, Ярославский государственный театральный институт, кафедра мастерства актера.

CULTURE CONFORMABLE PRACTICES

I. V. Azeeva

Formation of creative personality of a theater teacher: Yaroslavl theater school experience

The article explores the process of formation of creative personality of a theater teacher. The author analyzes the experience of Yaroslavl theater school, which formation was started in 1962 by F. E. Shishigin, a creative leader of the Theater named after F. G. Volkov, one of the major Russian directors of this epoch, and the initiator of the opening of the theater vocational school in Yaroslavl. At the time when Yaroslavl theater school was coming into being, F. E. Shishigin opened a teachers' creative laboratory, which work had a significant influence on the formation of creative personalities of the teachers in the school.

The process of professional formation of creative personality of a theater teacher within the framework of the teachers' creative laboratory of Yaroslavl theater school, described in the study in retrospect, gave the author an opportunity for a profound description of the process of formation and development of the theater school phenomenon itself. The material under study allowed the author to draw an important conclusion that the establishment of the theater

© Азеева И. В., 2021

institute on the basis of the theater vocational school in Yaroslavl in 1980, did not affect the continuity in the existing pedagogical tradition (school). This, in many ways, was facilitated by the continuous work of the teachers' creative laboratory.

Using various methodological approaches (primarily cultural and theatrical ones) to comprehend how creative personality of a theater teacher is being formed, the author of the article concludes that the study of cultivation of creative personality of a teacher is relevant on the territory of the modern theater school.

The analysis of the pedagogical heritage of F. E. Shishigin contributes to the body of cultural and theatrical knowledge of theater pedagogy, theater school in general and Yaroslavl theater school in particular.

The examined topic will be interesting to specialists in the field of theater education, as well as culturologists studying the creative personality phenomenon.

Keywords: creative personality, theater teacher, theater school, pedagogical heritage, F. E. Shishigin, teachers' creative laboratory, Yaroslavl state theater institute, Acting Department.

Введение

Театральная педагогика - одна из сложнейших практик профессионального воспитания творческой личности. «Пытаться учить становиться артистами - это, может быть, одно из самых загадочных занятий на свете», - пишет известный режиссер и театральный педагог Л. А. Додин [До-дин, 2014, с. 6] в предисловии к книге «Открытая педагогика» другого известного театрального педагога В. М. Фильштинского [Фильштинский, 2014].

Осмысляя сложность этого «загадочного занятия» на территории отечественной театральной школы, закономерно обратиться к К. С. Станиславскому. Сто лет назад, в канун Первой мировой войны, в наброске к книге, посвященной искусству театра и основным в нем направлениям, он пишет о том, что искусством театра пользуются весьма неосторожно, «его границы спутаны, его природа и основы не изучены, а физиономия настоящего театра не определена» [Станиславский, 1953, с. 398]. И в это не самое простое для отечественного театра время, отмечает Станиславский, работает «огромное количество драматических школ», но никто не знает практических способов преподавания искусства, и потому в школах учат ремеслу...» [Станиславский, 1953, с. 400].

Ситуация и в начале XXI в., можно сказать, кардинальным образом не изменилась, что свидетельствует об актуальности данного исследования. Количество образовательных институций, полагающих себя драматическими школами, не только не уменьшилось, но даже увеличилось. Несмотря на верность системе Станиславского как единственному практическому способу (основе) преподавания искусства театра, в театральных школах продолжает доминировать ремесло, обучение которому «загадочным занятием» назвать никак нельзя. Тот же Л. А Додин пишет: «Человек пытается быть художником, а его натаскивают на

навыки, которые плотно загипсовывают его человеческое "я", иногда этот гипс бывает даже хорошо раскрашен» [Додин, 2014, с. 6].

Отечественная театральная школа продолжает болеть «ремесленничеством», демонстрирует тенденции к «раскрашиванию гипса». В этом контексте важно обратиться к творческо-педагогической практике театральной школы, в ретроспективе и в современной практике которой в качестве педагогической сверхзадачи можно обнаружить не формирование актера-ремесленника, а воспитание актера-художника. Процесс этот обеспечен усилиями театральных педагогов, профессиональное формирование которых - занятие не менее загадочное. Осмысление сложного процесса формирования творческой личности театрального педагога является целью данного исследования.

Методы исследования

В настоящем исследовании в осмыслении процесса формирования творческой личности театрального педагога используются социопсихологический и эстетический подходы к изучению феномена творческой личности.

Культурологический принцип исследования осуществляется за счет рассмотрения феномена театрального педагога как целостной творческой личности, формирующейся и развивающейся в двух средах: творческой и образовательной. Культурологический принцип обеспечен и обращением к концепции изучения творческой личности, выстроенной Т. С. Злотниковой как философски, эстетически, социально-психологически и социокультурно осмысливаемый феномен [Злотникова, 2017].

Театроведческий подход обеспечивается исследованием профессиональной терминологией и пониманием театра и театральной школы как единого и неразрывного целого.

Выполнен ретроспективный анализ опыта крупного театрального педагога, основоположника ярославской театральной школы Ф. Е. Шиши-

гина на основе изучения его творческо-педагогического наследия, описание которого обнаруживается в воспоминаниях и статьях его учеников, в его личных записях.

В рамках исследования были востребованы современные подходы к осмыслению феномена театральной школы и роли в ней яркой личности театрального педагога, сформулированные театральными педагогами ярославской театральной школы на собственном опыте работы в творческих мастерских: В. С. Шалимова [Шалимов, 2006], А. С. Кузина [Кузин, 2015; Кузин, 2019; Кузин, 2021].

Результаты исследования

Обращение к ярославскому опыту формирования творческой личности театрального педагога -это способ постижения феномена не только этой профессии, но и театральной школы в целом.

Ярославская театральная школа, как известно, делает свои первые шаги в 1962 г. в «ранге» среднего театрального училища при Театре им. Ф. Г. Волкова. Инициатор открытия училища -Фирс Ефимович Шишигин, художественный лидер театра, один из крупных российских режиссеров этой эпохи, чьи творческие достижения были отмечены (1964 г.) присвоением ему почетного звания «Народный артист СССР».

Ф. Е. Шишигин понимал как никто другой, что ключевой фигурой театральной школы является педагог - художественный руководитель творческой мастерской, поскольку сам таковым и был, причем и в более крупном масштабе - в качестве художественного руководителя школы в целом. Для него характерна не только практическая деятельность по воспитанию актера, но и стремление теоретически осмыслить сам феномен театральной школы, формирующийся в определенных предлагаемых обстоятельствах, в числе которых важнейшее - наличие яркой и профессионально оснащенной творческой личности, являющейся носителем и «транслятором» школы, то есть обладающей способностями ее передачи ученикам.

Для становления школы требуется время. Она, как отмечает Ф. Е. Шишигин, должна опираться на определенные исторические традиции, «иметь свои взгляды и принципы в теоретическом и практическом процессе театральной работы». И если эти «взгляды и принципы не определились, не установились, не дают ответа на вопросы, что хорошо и что плохо в театре вообще и в подготовке кадров в частности, тогда говорить о ярославской театральной школе нет никакого смысла». Так, в год 20-летия Ярославского театрального училища

(1982) Ф. Е. Шишигин, по его собственным словам, открыл дверь в «область спора, дискуссии и полемики» о существовании такого культурного и педагогического феномена, как ярославская театральная школа [Шишигин, 2013в, с. 50-51].

В течение первых двадцати лет жизни театральной школы в Ярославле мечтам и спорам о том, чему и как учить будущих актеров, нашлось много места. В этих дискуссиях педагоги обнаруживали свою «неграмотность», «профессиональную лень», «дилетантство». Художественный руководитель училища отмечает, что педагоги «занимаются примитивным школярством», не затрудняют себя «теоретическими размышлениями, то есть не развивают в себе одну из важнейших способностей педагога - осмысливать учебную практику, ее цели...» [Шишигин, 2013а, с. 74]. Постепенно к педагогам пришло понимание необходимости собственной учебы, чтобы иметь право воспитывать профессиональных актеров, способных удовлетворить требования театра своего времени. Был сформулирован важный для становления школы вывод: «Успешно звать вперед может лишь тот, кто сам, как минимум, впереди!» [Шишигин, 2013в, с. 53].

Большинство педагогов пришли в актерские мастерские буквально со сцены театра. Достаточно быстро стало очевидно, что актер и театральный педагог - это две разные профессии. Обучая и воспитывая, как пишет Ф. Е. Шишигин, приходилось обучаться и воспитываться самим, причем его роль в этом процессе трудно переоценить. Каждый понедельник он как художественный руководитель театрального училища публично анализировал то, что было сделано педагогами в течение прошедшей недели, и сам проводил открытые (Ф. Е. Шишигин их называет - показательными) уроки, на которых присутствовали все учащиеся и преподаватели. Довольно скоро на основе этих показательных уроков возникла творческая лаборатория педагогов, сыгравшая большую роль не только в воспитании театральных педагогов, но и в становлении ярославской театральной школы в целом. Для Ф. Е. Шишигина творческая лаборатория педагогов стала «рычагом управления для решения творческих задач внутри самого нашего коллектива». Режиссер-педагог формулирует еще одно значимое для формирования педагога ярославской театральной школы правило - «от нажитой практики к теоретическому ее осмыслению с точки зрения учения Станиславского и от теоретического осмысления практических результатов

к новому периоду живой педагогической практики» [Шишигин, 2013б, с. 101].

В основной состав лаборатории вошли все штатные педагоги, ведущие занятия по специальным (профилирующим) дисциплинам. Оговаривалось привлечение к занятиям в лаборатории и нештатных педагогов вышеназванных дисциплин, несмотря на их занятость в театре (не обязательное, но «крайне желательное» участие). Проблемы, выносимые на лабораторные занятия, предлагаются не только художественным руководителем училища, но и педагогами - участниками лаборатории. Ф. Е. Шишигин полагал, что лабораторные коллективные споры, дискуссии должны базироваться на результатах самостоятельных исследований педагогов [Шишигин, 2013б, с. 102].

Лаборатория, которую в коллективе в шутку стали называть «кухней кафедры актерского мастерства» [Шишигин, 2013в, с. 56], позволила сформировать к началу 70-х гг. педагогический коллектив, отличающийся единством творческих взглядов и методических позиций. Работа этой «кухни» во много и обеспечила становление ярославской театральной школы не только как твор-ческо-образовательной институции, но и как системы, для которой характерны единство взглядов, общность и преемственность методов обучения. Необходимо еще раз отметить, что ярославская театральная школа рождена в тесной связи с актерской школой Театра им. Ф. Г. Волкова. Артисты этого театра, среди которых - ведущие мастера сцены, сформировались на территории школы как яркие театральные педагоги, тем самым проявив особую грань своей творческой личности. Формирование ярославской театральной школы сыграло свою роль в общем процессе сохранения русской театральной традиции, передающейся от актера-педагога к ученику. Личностное начало в этом процессе значимо, поскольку от учителя к ученику передается не только «техника», то есть ремесло, но и личностное понимание самого феномена театра, миссии служения театральному искусству. Такая школа не позволяла «на корню уничтожить человеческое начало», «свести все к ничтожному пошлому ремесленному умению весьма невысокого пошиба». Об опасности этих процессов в современном театре и пишет Л. А. Додин [Додин, 2014, с. 8], сформировавший собственную школу, имеющую духовные задачи и ориентированную на сохранение культурной памяти.

Народный артист СССР Сергей Константинович Тихонов, на развитие педагогического таланта

которого несомненно, повлияла «кухня кафедры мастерства актера», вспоминая годы педагогической работы с Ф. Е. Шишигиным, отмечал присущие индивидуальности художественного руководителя ярославской театральной школы дух коллективизма и принцип студийности, ставшие духовной атмосферой училища. С. К. Тихонов называет творческую лабораторию «ходом» к профессионально-нравственному воспитанию будущих педагогов, найденным Ф. Е. Шишигиным [Тихонов, 2021, с. 271].

С. И. Гордеев, выпускник Ярославского театрального училища (1967), обращает внимание на исключительно важную черту ярославской актерской школы, идущую от ее основателя: воспитание, формирование, развитие личности художника. Ф. Е. Шишигин утверждал, что «не обучение "на актера" < .. .>, а воспитание творца - задача, к которой должны стремиться педагоги». Понимая значимость овладения профессиональными умениями и навыками, Ф. Е. Шишигин, талантливый театральный практик и не менее талантливый театральный педагог, концептуально заявляющий себя последователем школы К. С. Станиславского, не ограничивается рамками ремесла, призывает театральных педагогов идти за ним на пути постижения практических способов преподавания искусства. Ныне и сам активно практикующий режиссер-педагог С. И. Гордеев справедливо полагает, что школа Ф. Е. Шишигина принадлежит не только прошлому, но может быть использована и в практической деятельности современных педагогов [Гордеев, 2006, с. 12].

Важно отметить, что с образованием на базе училища в 1980 г. театрального вуза не уходит преемственность сложившейся педагогической традиции (школы). Во многом это обеспечено тем, что Ф. Е. Шишигин становится художественным руководителем вуза, ректор которого Станислав Сергеевич Клитин сумел по достоинству оценить и педагогический талант Ф. Е. Шишигина, и его роль в становлении и развитии ярославской театральной школы [Клитин, 2010, с. 17]. Творческая лаборатория педагогов продолжает работать и в вузе, сплавляя в единое школьное целое существенно обновленный С. С. Клитиным педагогический коллектив. Сохраняется и шишигинская стратегия формирования коллектива школы как коллектива творческих единомышленников.

Жизнедеятельность лаборатории, ее огромная роль в формировании ярославской театральной школы были обеспечены незаурядным педагогическим талантом Ф. Е. Шишигина, масштабом его

личности; работа лаборатории обрывается с уходом его из жизни в 1985 г.

«Кухня кафедры мастерства актера», на которой в ЯГТИ сегодня «готовят» педагога, на первый взгляд, принципиально отличается от той, которую выстроил Ф. Е. Шишигин. Напрашивается сравнение с кухней коммунальной квартиры, где каждый хозяин имеет свой стол. Сколько актерских мастерских - столько и «творческих лабораторий педагогов», персональный состав которых формирует лидер мастерской, он же - ключевая фигура в воспитании театрального педагога, становление которого происходит в данной мастерской. Однако вспомним, что столов на коммунальной кухне много, а вот плита может быть и одна. Кафедра мастерства актера, в отсутствии лидера, обладающего художественной и педагогической волей, способного сплотить вокруг себя педагогический коллектив вуза, и берет на себя роль этой плиты, аккумулируя творческую и педагогическую энергию отдельных мастерских. «Кухня», безусловно, иная, но и она позволяет обнаруживать сущность ярославской театральной школы в ее современном состоянии, несмотря на очевидный творческий и педагогический плюрализм. Лидеры актерских мастерских, будучи сложными и противоречивыми творческими личностями, тем не менее, представляют собой единство, поскольку обладают общим пониманием и основ театральной педагогики, и феномена национальной актерской школы. В каждой мастерской обнаруживается и педагогический консерватизм, в отсутствии которого театральная школа обречена потерять связь с традицией национального актерского искусства, и обращение к современным практикам воспитания актера.

Преемственность - безусловное требование школы. Вячеслав Сергеевич Шалимов - один из ярких лидеров кафедры мастерства актера пост-шишигинской эпохи, говоря о необходимости своевременного обновления педагогического состава, отмечал, что для правильного развития высшей театральной школы в Ярославле «крайне важно, чтобы с уходом старшего поколения институт не закончился как институт - чтобы он молодел, шел дальше и сохранялся в своих лучших качествах». Ему хотелось, чтобы «новизна входила в театральную школу с уважением в адрес ее традиций» [Шалимов, 2006, с. 25]. И в этой стратегии преемственности чрезвычайно важным для сохранения и развития школы становится процесс воспитания молодого театрального педагога, ко-

торый занимал в мастерской В. С. Шалимова значительное место.

О сложном пути актера в театральную педагогику пишет сегодняшний лидер ярославской театральной школы профессор, народный артист России Александр Сергеевич Кузин, опираясь на многолетний опыт работы с молодыми педагогами в своей актерской мастерской: «У меня с моими учениками, которые с моей подачи начали заниматься театральной педагогикой, - одна система ценностей. У нас даже, на мой взгляд, формируются свои традиции. Мы верим в одно и то же, цели наши совпадают - они могут различаться в деталях, но совпадают в главном» [Кузин, 2015, с. 334]. По своей сути это высказывание - определение как театральной школы народного артиста России профессора А. С. Кузина, так и в целом театральной школы, причем вне национальных рамок и конкретной топографии. Рассматривая феномен театральной школы в практическом ракурсе, А. С. Кузин формулирует эстетическое и этическое понятие «ярославская театральная школа».

Заключение

Феномен творческой личности, процесс профессионального становления театрального педагога остаются актуальными в осмыслении жизнедеятельности современной театральной школы. Они представляют собой важные направления работы, регулярно проводимой Ярославским государственным театральным институтом всероссийской научно-практической конференции «Российская театральная школа в XXI веке» [Азеева, 2021; Российская театральная ... , 2016; Российская театральная . , 2021]. Описанный в данном исследовании процесс профессионального формирования творческой личности театрального педагога позволяет раскрыть и процесс формирования и развития самого феномена школы. Экскурс в историю становления и развития ярославской театральной школы в фокусе воспитания творческой личности ее педагога позволяет составить достаточно полное представление о самом феномене театральной школы, родившейся и живущей в Ярославле.

Библиографический список

1. Азеева И. В. Российская театральная школа в XXI веке: жизнь в новых предлагаемых обстоятельствах // Российская театральная школа в XXI веке : материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 40-летия Ярославского государственного театрального института (Ярославль, 25 ноября 2020 г.) /

сост. и отв. ред. И. В. Азеева. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2021. С. 6-13.

2. Гордеев С. И. Творческо-педагогические поиски Ф. Е. Шишигина в процессе подготовки актеров и режиссеров в Ярославском театральном училище // Ярославская высшая театральная школа: истоки, традиции, личности : материалы научной конференции (Ярославль, 25 ноября 2005 года). Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2006. С. 10-12.

3. Додин Л. А. Учитель, который сомневается // Фильштинский В. Открытая педагогика. Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2014. С. 6-8.

4. Злотникова Т. С. Философия творческой личности. Москва : ООО Издательство «Согласие», 2017. 918 с.

5. Клитин С. С. 30 лет с Ярославлем. Очерки первого ректора Ярославского государственного театрального института на основании его записных книжек. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2010. 120 с.

6. Кузин, А. С. Можно ли воспитать театрального педагога? // Ярославский педагогический вестник.

2015. № 4. С. 329-335.

7. Кузин А. С. Театральная профессия: учитель, личность, творец (О. А. Чернова) // Российская театральная школа в XXI веке : материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 40-летия Ярославского государственного театрального института (Ярославль, 25 ноября 2020 г.) / сост. и отв. ред. И. В. Азеева. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2021. С. 89-96.

8. Кузин, А. С. Театральная школа: современные смыслы : учеб. пособие. Москва : ИНФРА-М, 2019. 284 с.

9. Российская театральная школа в XXI веке: пути научного осмысления истории, реалий и перспектив / И. В. Азеева // Российская театральная школа в XXI веке : материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 35-летия Ярославского государственного театрального института / ред. кол.: И. В. Азеева (председ.), И. С. Белова. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт,

2016. 292 с.

10. Российская театральная школа в XXI веке : материалы Второй Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 40-летия Ярославского государственного театрального института (Ярославль, 25 ноября 2020 г.) / сост. и научн. ред. И. В. Азеева. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2021. 295 с.

11. Станиславский К. С. // Станиславский К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. Москва : Искусство, 1953. С. 395-491.

12. Тихонов, С. К. Фирс Шишигин - человек, режиссер, педагог // Российская театральная школа в XXI веке : материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 40-летия Ярославского государственного театрального института (Ярославль, 25 ноября 2020 г.) / сост. и отв. ред. И. В. Азеева. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2021. С. 269-273.

13. Фильштинский В. М. Открытая педагогика. Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2014. 448 с.

14. Шалимов В. С. Несколько слов о становлении и развитии высшей театральной школы в Ярославле // Ярославская высшая театральная школа: истоки, традиции, личности : материалы научной конференции (Ярославль, 25 ноября 2005 года). Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2006. С. 21-25.

15. Шишигин Ф. Е. Из беседы с педагогами по мастерству актера 8 октября 1973 г. // Шишигин Ф. Е. Беседы о режиссуре: Основы режиссуры для будущих актеров. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2013a. С. 70-75.

16. Шишигин Ф. Е. К вступительному слову на первом занятии творческой лаборатории педагогов ЯТУ Сентябрь 1979 г. // Шишигин Ф. Е. Беседы о режиссуре: Основы режиссуры для будущих актеров. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2013б. С. 97-102.

17. Шишигин, Ф. Е. Слово о Ярославской театральной школе // Шишигин Ф. Е. Беседы о режиссуре: Основы режиссуры для будущих актеров. Ярославль : Ярославский государственный театральный институт, 2013в. С. 50-57.

Reference list

1. Azeeva I. V. Rossijskaja teatral'naja shkola v XXI veke: zhizn' v novyh predlagaemyh obstojatel'stvah = Russian Theater School in the 21st Century: Life in New Proposed Circumstances // Rossijskaja teatral'naja shkola v XXI veke : materialy Vtoroj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k prazdnovaniju 40-letija Jaroslavskogo gosudarstvennogo teatral'nogo instituta (Jaroslavl', 25 nojabrja 2020 g.) / sost. i otv. red. I. V. Azeeva. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2021. S. 6-13.

2. Gordeev S. I. Tvorchesko-pedagogicheskie poiski F. E. Shishigina v processe podgotovki akterov i rezhisse-rov v Jaroslavskom teatral'nom uchilishhe = Creative and pedagogical searches of F. E. Shishigin in the process of training actors and directors at Yaroslavl Theater School // Jaroslavskaja vysshaja teatral'naja shkola: istoki, tradicii, lichnosti : materialy nauchnoj konferencii (Jaroslavl', 25 nojabrja 2005 goda). Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2006. S. 10-12.

3. Dodin L. A. Uchitel', kotoryj somnevaetsja = A teacher who is hesitating // Fil'shtinskij V. Otkrytaja ped-agogika. Sankt-Peterburg : Baltijskie sezony, 2014. S. 6-8.

4. Zlotnikova T. S. Filosofija tvorcheskoj lichnosti = Philosophy of creative personality. Moskva : OOO Izd-vo «Soglasie», 2017. 918 s.

5. Klitin S. S. 30 let s Jaroslavlem. Ocherki pervogo rektora Jaroslavskogo gosudarstvennogo teatral'nogo in-stituta na osnovanii ego zapisnyh knizhek = 30 years with Yaroslavl. Essays by the first rector of Yaroslavl State Theater Institute on the basis of his notebooks. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2010. 120 s.

6. Kuzin A. S. Mozhno li vospitat' teatral'nogo peda-goga? = Is it possible to educate a theater teacher?// Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2015. № 4. S. 329-335.

7. Kuzin A. S. Teatral'naja professija: uchitel', lich-nost', tvorec (O. A. Chernova) = Theater profession: teacher, personality, creator (O. A. Chernova) // Ros-sijskaja teatral'naja shkola v XXI veke : materialy Vtoroj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, pri-urochennoj k prazdnovaniju 40-letija Jaroslavskogo gosudarstvennogo teatral'nogo instituta (Jaroslavl', 25 nojabrja 2020 g.) / sost. i otv. red. I. V. Azeeva. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2021. S. 89-96.

8. Kuzin A. S. Teatral'naja shkola: sovremennye smysly = Theatre school: modern meanings : ucheb. posobie. Moskva : INFRA-M, 2019. 284 s.

9. Rossijskaja teatral'naja shkola v XXI veke: puti nauchnogo osmyslenija istorii, realij i perspektiv = Russian Theater School in the 21st Century: ways of scientific understanding of history, realities and prospects / I. V. Azeeva // Rossijskaja teatral'naja shkola v XXI veke : materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k prazdnovaniju 35-letija Jaroslavskogo gosudarstvennogo teatral'nogo instituta / redokol.: I. V. Azeeva (predsed.), I. S. Belova. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2016. 292 s.

10. Rossijskaja teatral'naja shkola v XXI veke = Russian Theater School in the XXI Century: materialy Vtoroj Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k prazdnovaniju 40-letija Jaroslavskogo gosudarstvennogo teatral'nogo instituta (Jaroslavl', 25 nojabrja 2020 g.) / sost. i nauchn.

red. I. V Azeeva. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2021. 295 s.

11. Stanislavskij K. S. = Stanislavsky K. S. // Stani-slavskij K. S. Stat'i. Rechi. Besedy. Pis'ma. Moskva : Is-kusstvo, 1953. S. 395-491.

12. Tihonov S. K. Firs Shishigin - chelovek, rezhiss-er, pedagog = Firs Shishigin - man, director, teacher // Rossijskaja teatral'naja shkola v XXI veke : materialy Vtoroj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k prazdnovaniju 40-letija Jaroslavskogo gosudarstvennogo teatral'nogo instituta (Jaroslavl', 25 nojabrja 2020 g.) / sost. i otv. red. I. V Azeeva. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2021. S. 269-273.

13. Fil'shtinskij V M. Otkrytaja pedagogika = Open pedagogy. Sankt-Peterburg : Baltijskie sezony, 2014. 448 s.

14. Shalimov V S. Neskol'ko slov o stanovlenii i razvitii vysshej teatral'noj shkoly v Jaroslavle = A few words about the formation and development of a higher theater school in Yaroslavl // Jaroslavskaja vysshaja teatral'naja shkola: istoki, tradicii, lichnosti : materialy nauchnoj konferencii (Jaroslavl', 25 nojabrja 2005 goda). Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2006. S. 21-25.

15. Shishigin F. E. Iz besedy s pedagogami po mas-terstvu aktera 8 oktjabrja 1973 g. = From a conversation with teachers on the actor skill on October 8, 1973 // Shishigin F. E. Besedy o rezhissure: Osnovy rezhissury dlja budushhih akterov. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2013a. S. 70-75.

16. Shishigin F. E. K vstupitel'nomu slovu na pervom zanjatii tvorcheskoj laboratorii pedagogov JaTU. Sentjabr' 1979 g. = To the introductory word at the first lesson of the creative laboratory of YaTU teachers. September 1979 // Shishigin F. E. Besedy o rezhissure: Osnovy rezhissury dlja budushhih akterov. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2013b. S. 97-102.

17. Shishigin F. E. Slovo o Jaroslavskoj teatral'noj shkole = Word about Yaroslavl Theater School // Shishigin F. E. Besedy o rezhissure: Osnovy rezhissury dlja budushhih akterov. Jaroslavl' : Jaroslavskij gosudarstvennyj teatral'nyj institut, 2013v. S. 50-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.