Научная статья на тему 'Формирование творческой деятельности у учащихся при изучении географии'

Формирование творческой деятельности у учащихся при изучении географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / ТВОРЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ГЕОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хошимбекова Матлуба Элмуратовна

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с формированием творческой деятельности у учащихся в процессе изучения географии в образовательных учреждениях нашей республики. Отмечается, что творческая деятельность необходима в личностном образовании и подчеркивается многофункциональная роль учителя географии в данном процессе. Отражая характер профессиональной деятельности учителя географии, творческая деятельность выступает показателем овладения педагогом приемами и способами решения профессиональных задач в рамках научно-исследовательской, проектной, производственной, организационно-управленческой и педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хошимбекова Матлуба Элмуратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой деятельности у учащихся при изучении географии»

домашнее задание можно усложнить, задав дополнительный вопрос: Какое море в древности называлось янтарным? Почему? Откуда берётся ветер? Это задание выполняется по желанию. Но на следующем уроке обязательно проверить, кто справился с данным на прошлом уроке заданием. Также предварительно за несколько уроков можно дать ученикам задание: рассказать о каком-либо географическом объекте. Класс делится на группы. Каждая группа представляет своё государство. Можно использовать фото, рисунки, сувениры и костюмы. За творчество исполнения ставится положительная оценка. По теме «Географические координаты» можно провести урок-путешествие. Даётся несколько координат, учащиеся делают остановки в этих пунктах, изучая особенности каждой местности.

Кроме того, развитию творческих способностей учащихся общеобразовательных школ на уроках географии способствуют уроки-КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная, что даст возможность учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки.

Таким образом, развитие творческой деятельности учащихся общеобразовательных школ на уроках географии является велением времени.

Список литературы

1. Рузиева Н.З. Процесс профессиональной подготовки будущих педагогов в образовательных учреждениях Республики Узбекистан // Узлуксиз таълим. Ташкент, 2016. № 5. С. 60-64.

2. Яковлева Н.В. География: уроки с использованием информационных технологий. Волгоград, 2009.

3. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., стереотипное. Москва, 2008.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ Хошимбекова М.Э.

Хошимбекова Матлуба Элмуратовна - учитель географии, школа № 13, Зангиотинский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрываются вопросы, связанные с формированием творческой деятельности у учащихся в процессе изучения географии в образовательных учреждениях нашей республики. Отмечается, что творческая деятельность необходима в личностном образовании и подчеркивается многофункциональная роль учителя географии в данном процессе. Отражая характер профессиональной деятельности учителя географии, творческая деятельность выступает показателем овладения педагогом приемами и способами решения профессиональных задач в рамках научно-исследовательской, проектной, производственной, организационно-управленческой и педагогической деятельности. Ключевые слова: ученик, учитель, творчество, обучение, воспитание, учебный процесс, география.

Современная система географического образования базируется на принципах максимального развития личностного потенциала каждого ученика, выступая

посредником между запросами общества и целями профессиональной деятельности географов, интегрируя их в творческую деятельность.

Такая деятельность выступает как система отношений между педагогами, особенностей их практической деятельности и стереотипов поведения, формирует уникальную для представителей данного профессионального сообщества структуру личности, развитие которой в профессии идет от стандартного решения необходимых задач до творческого подхода к выполнению профессиональной деятельности с активной реализацией потребности в повышении статуса и роли в профессиональной и социальной среде.

Рассматривая формирование творческой деятельности как необходимое условие достижения вершин профессионального мастерства, исследователи отмечают наличие общности внутреннего опыта представителей определенной профессиональной группы: «нет оснований говорить, что профессионалы живут в «едином» (всеми одинаково мыслимом) объективном мире с профессиональными специфическими включениями; скорее наоборот - разные профессионалы живут в разных субъектных мирах» [1].

Характерный внутренний профессиональный опыт, с одной стороны, формируется в творческой деятельности, а с другой, выступает необходимым условием для ее успешного выполнения.

Творческая деятельность будущего географа представляет собой системное личностное образование, структурными компонентами которого выступают цели данной профессии, потребности, ради которых она осуществляется, спектр знаний, умений и навыков, необходимых для ее функционирования, нормы профессионального взаимодействия, ценности и ценностные ориентации данной профессиональной группы. Особенности компонентов творческой деятельности определяются видами профессионализма педагога [2].

Основой творческой деятельности географа является готовность решать комплекс профессиональных задач, в рамках:

• научно-исследовательской деятельности (проведение комплексных географических исследований; анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и населения; прогноз развития территориальных социально-экономических систем разного уровня; оценка туристского потенциала территорий и др.);

• проектной и производственной деятельности (разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды, региональному социально -экономическому развитию; проектирование типовых природоохранных мероприятий, туристских систем; решение географических задач; эколого-экономическая оптимизация хозяйственной деятельности; территориальное проектирование, градостроительное и ландшафтное планирование; мониторинг социально -экономических процессов и др.);

• контрольно-ревизионной деятельности (подготовка документации для комплексной географической экспертизы различных видов проектов; участие в деятельности, социально-экономическом качества жизни населения);

• организационно-управленческой деятельности (участие в организационной и управленческой работе);

• педагогической деятельности (работа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность).

Творческая деятельность географа приобретает статус профессиональной, в том случае, если специалист решает основные профессиональные задачи, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, что возможно при наличии достаточного уровня творческой культуры, основными составляющими которой определяется:

• географическая картина мира, кооперирующая представления ученика о природе, обществе и его отношение к ним;

• географическое мышление, обеспечивающее обобщенное отражение связей объектов и явлений окружающей действительности с позиции пространственной принадлежности и уникальности территории;

• методы географии: общегеографические, физико-географические, методы социально-экономической географии;

• язык географии, осуществляющий передачу и хранение географической информации с помощью понятий, терминов, фактов, цифр, дат, географических названий, картографических знаков и географических представлений.

Рассматривая творческую деятельность как новое качество, возникающее в результате взаимодействия учеников с природой и социальным окружением и предпосылку поведения школьника, можно определить данную деятельность как результат социального воздействия на личность путем включения ее в процесс формирования географических знаний, умений и навыков, развития геопространственного мышления, овладения приемами и способами решения имеющихся задач.

Раскрывая сущность творческой деятельности, следует акцентировать внимание на том, что она отражает многофункциональный характер деятельности учителей географов и проявляется:

- на личностном уровне степенью сформированности общепрофессиональных компетенций, наличием внутреннего опыта (как компонента культуры);

- на общественном уровне - использованием предметных знаний, умений и навыков, приемов и способов реализации профессиональных функций в различных видах профессиональной деятельности.

Понимание географической деятельности как характерного признака определенной группы людей объясняется спецификой профессиональной деятельности географов. Её развитие связано с взаимодействием учителя с объектами и субъектами географического пространства и развитием ценностного отношения ученика к окружающей среде.

Учитывая специфику географической деятельности, можно определить критерии и показатели ее сформированности:

• мотивационный (наличие мотивации к изучению географии);

• когнитивный (знания географической картины мира, особенностей её изменения и становления, понимание географических законов и закономерностей; умение прогнозировать особенности развития географической среды);

• деятельностный (опыт практического применения методов географических исследований; использование специальных (предметных) умений для решения стандартных и нестандартных профессиональных задач);

• ценностно-ориентационный (эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; стремление к оптимизации отношений в системе «человек -природа - общество»;

• опыт самосовершенствования, профессиональной самоподготовки;

• критическое оценивание своих поступков сквозь призму социально-значимых культурных образцов поведения.

Формирование творческой деятельности у учащихся в процессе изучения географии может быть представлено несколькими уровнями:

1. Репродуктивный уровень определяется ценностным отношением учителя географии к окружающей среде, пониманием значимости общепрофессиональных компетенций. На данном уровне развития творческой деятельности успешно решаются задачи целеполагания и планирования профессиональных действий в стандартных ситуациях. Различные виды профессиональной деятельности

строятся по заранее отработанной схеме. Учитель географии осознает необходимость самосовершенствования, профессиональной самоподготовки, на основе которой формируется профессиональная направленность потребностей, интересов и склонностей.

2. Конструктивный уровень проявления творческой деятельности характеризуется ценностным отношением учителя географии и учащихся к окружающей среде. Предполагает целенаправленность, устойчивость путей и способов осуществления различных видов творческой деятельности, наличие способности успешно решать конструктивно-прогностические профессиональные задачи.

3. Творческий уровень сформированности творческой деятельности определяется высоким уровнем оценивания роли общепрофессиональных компетенций педагога в решении нестандартных профессиональных задач. На высоком уровне сформированности находятся умения анализа и самооценки собственной деятельности. Характерно наличие установок на активную реализацию потребности в повышении статуса и роли в педагогической и социальной среде.

Подводя итоги, следует отметить, что формирование творческой деятельности у учащихся на уроках географии осуществляется в процессе профессиональной подготовки будущего учителя.

Ее формирование определяется как психофизиологическими, индивидуально -творческими особенностями личности, так и условиями формирования профессионального опыта. Отражая характер профессиональной деятельности учителя географии, творческая деятельность выступает показателем овладения педагогом приемами и способами решения профессиональных задач в рамках научно -исследовательской, проектной, производственной, организационно-управленческой и педагогической деятельности.

Практическое значение географии как сферы формирования творческой деятельности у учащихся имеет изучение компонентов данного учебного предмета, так как учет и использование в практике преподавания их особенностей будет способствовать формированию у будущих географов образа профессии, лучшему пониманию и усвоению содержания географического образования, общекультурному и профессиональному развитию личности обучающихся.

Список литературы

1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.

2. Максаковский В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов

вузов. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.