Е. С. Ермакова
Формирование творческого мышления студентов в образовательном пространстве
Под творческим мышлением в психологии понимается мышление, стимулируемое задачей, решение которой не может быть получено путем логических выводов из имеющихся посылок, мышление, предполагающее образование новых способов действия или своеобразное использование уже имеющихся способов, приводящее к возникновению новых знаний (Я.А. Пономарев). Творческому мышлению присуща характерная особенность: при решении задачи нужно преодолеть стереотипы, выйти за рамки привычного способа рассуждений, применить нетрадиционный способ решения.
Сторонники рассмотрения творчества со стороны его продукта акцентируют внимание на его новизне, оригинальности. В этом случае творческая деятельность противопоставляется репродуктивной, хотя ряд исследователей указывает на отсутствие принципиальных различий между продуктивной и репродуктивной деятельностью, особенно со стороны субъекта, участвующего в творческом акте (А.В. Брушлинский, Л.Л. Гурова). Реализация этого подхода предполагает поиск критериев «творческости». Её связывают с появлением новых перцептивных образов (В.П. Зинченко), знаний (В.В. Давыдов), целей и смыслов (А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров), способов действий (Я.А. Пономарев), познавательной мотивации (А.М. Матюшкин), оригинальности продукции, легкости создания новых образов и т. д. Отсутствие единых критериев «творческости» объяснимо, так как введение четких критериев и законов совершения творческих процессов привело бы к их алгоритмизации, а алгоритмизация противоречит свободе творческих актов. Но именно этот путь привел ряд исследователей к идеям о том, что творческие процессы могут быть алгоритмизированы в определенных пределах, а творческая деятельность сама по себе не обладает характером феноменальности, прозрения.
И.П. Калошина вводит понятие нормативной творческой деятельности, которой можно обучать. Средствами формирования нормативной творческой деятельности являются методологические эвристики - специальные приемы, выполняющие функцию построения новой онтологии: установление взаимосвязи между явлениями, рассмотрение предмета с разных точек зрения, абстракция, обобщение, анализ и т. д.
Дж. И. Ниренберг предложил систему развития творческого мышления, включающую овладение навыками упорядочивания (каковы фазы и этапы? Можно ли это расширить? Можно ли это
65
уменьшить? Можно ли это перестроить?), структурирования (можно ли это разделить на части?), соотношения (может ли это быть превращено в обратное ему? Каковы альтернативы?). Система основана на формировании универсальных приемов мышления, которые позволяют выходить за рамки стереотипов.
В подходе А. Ротенберга в творческом процессе выделяются две познавательные функции: однопространственное мышление и янусианское мышление (от имени божества древнеримской мифологии Януса, имевшего несколько лиц, обращенных в разные стороны). Однопространственное мышление состоит в активном мыслительном объединении двух или более разделительных сущностей, находящихся в одном и том же пространстве, и тем самым в формировании новых сущностей. Янусианское мышление предполагает одновременное объединение двух или более противоположностей, что позволяет включать в структуру объекта противопоставляемые свойства и переходить от одного представления об объекте к другим, противоположным. По мнению А. Ротенберга, этот тип мышления играет существенную роль во всех проявлениях творчества.
Роль противоположностей или противоречий в творческом процессе отмечается и другими авторами. С.П. Дудель выделяет диалектическое противоречие в качестве одного из компонентов творческой деятельности. Согласно позиции В.Т. Кудрявцева в основе творчества лежит возможность целостного преобразования ситуации путем диалектического преодоления имеющихся у субъекта схем интеллектуальной деятельности. Н.Е. Веракса считает, что для диалектического мышления важным является формирование перехода от одного представления об объекте к противоположным или включение в образ объекта систем противопоставляемых свойств.
Таким образом, в творческом мышлении находит наиболее полное выражение диалектическое противоречие между продуктивными и репродуктивными процессами, открытие новых знаний происходит в опоре на уже имеющиеся знания и в то же время - на основе преодоления их тормозящего влияния. При этом сущность творческого мышления заключается в возможности отказаться от стереотипного способа действия и выделить до того не воспринятые свойства и отношения объектов, включить объект в новую систему связей и отношений, где и обнаруживаются эти свойства.
Продуктивность, присущая творческому мышлению, выступает результатом воспитанности мышления определенным образом исследовать объект, отражая в нем противоречивые, взаимоисключающие свойства, скрытые связи и отношения. Содержание учебных дисциплин в вузе дает немало возможностей для отбора
66
учебного материала, наиболее отвечающего задаче формирования творческого мышления студентов.
Одним из направлений в отборе содержания учебных курсов является нахождение в материале явных и неявных противоречий.
В философской литературе отмечается, что специфической формой существования диалектического противоречия в познании выступают антиномии. При этом наиболее плодотворным способом разрешения антиномий является выход за их пределы, выявление перехода одной противоположности в другую и раскрытие опосредствующих звеньев этого перехода. В центре ситуации антиномии содержательная конъюнкция типа «есть и не есть». Она характеризует и проблемную ситуацию, и стратегию её разрешения по формуле, «и то, и другое (противоположное) одновременно». Структуры различных антиномий становились своеобразной логикой мудрости древних: «Всё и устойчиво, и неустойчиво» (Будда); «В мире самые слабые побеждают самых сильных» (Лао-цзы); «Летящая стрела покоится» (Зенон из Элеи) и т. п. Позднее антиномии разума фиксировал И. Кант: «Мир конечен и бесконечен во времени и
пространстве». Ситуации антиномий можно строить на различном содержании. Примером является антиномия математика Г. Кантора о том, что мощность множества всех возможных множеств не меньше и меньше множества всех его подмножеств.
Противоречивое единство противоположностей отражается в языке, создавая стилистический эффект благодаря особого рода объединению языковых средств в речи. Современное языкознание выделяет такую фигуру совмещения противоположных значений, как оксюморон (по древнегречески «остро-тупой»). Члены этого сочетания имеют антонимичные основы и, согласно данным эмпирического опыта, несовместимы, выражают взаимоисключающие понятия. Примерами оксюморона могут служить словосочетания «живой труп», «молодые старики», «сказать молчанием», «правдивая ложь», «обыкновенное чудо» и т. п. Всегда выражаемый словосочетанием, а не предложением, оксюморон демонстрирует как бы не замечаемую отправителем речи несовместимость, взаимоисключающий характер соотношения семантических компонентов. Кроме того, при изучении лексики русского языка можно обратить внимание на омонимы - одинаково звучащие единицы языка, в значении которых нет общих семантических элементов. На примере омонимии студентам показывается противоречивость формы и содержания слова.
Следующее направление работы заключается в формировании умения выявлять всеобщую связь и развитие. Такие возможности имеются, например, в содержании естествознания в связи с рассмотрением принципов универсального эволюционизма; в инфор-
67
матике - в связи с раскрытием сущности информационных процессов в природе и обществе; в культурологи - в связи с понятием исторической морфологии культуры; в социологии - в связи с построением социальной картины мира; в психологии - в связи с изучением генезиса психического и пр. Именно видение момента развития позволяет определить гибкие, противоречивые взаимосвязи явлений природы и общества, выявить скрытые опосредованные отношения между объектами, недоступные, как правило, умозаключениям по аналогии.
Итак, формирование творческого мышления студентов основано на создании у них диалектических структур, позволяющих выделять и разрешать противоречия, отражать закономерности развития. Этот путь познания объекта, становясь способом мыслительной деятельности, позволяет раскрыть структуру любого знания в системе, включающей как все её специфические свойства, связи, уровни, формы, так и их переход, движение, а главное - противоречия, лежащие в основе развития. Именно такая мыслительная деятельность имеет большое значение для творческой активности субъекта, направленной на саморазвитие, созидание, преобразование мира и себя в нем.
Е. А. Жаркова
Определение взаимосвязи нарушений чтения и минимальной мозговой дисфункции у детей младшего школьного возраста в условиях логопедического кабинета детской поликлиники
Факторы, обуславливающие школьную дезадаптацию многообразны, но важнейшими из них являются нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС), возникающие вследствие различных неблагоприятных воздействий на развивающийся мозг, среди которых самым распространенным нарушением являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). мМд сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения, среди которых нарушение чтения (дислексия) является важнейшим.
На связь дислексии и ММД указывают многие авторы.
По мнению ведущих неврологов (Петрова Н. Если ребенок плохо говорит. М.-СПб., 2005), при ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих сложные интегральные функции, как речь, внимание и другие виды высшей психической деятельности, что в дальнейшем ведет к труд-
68