матике - в связи с раскрытием сущности информационных процессов в природе и обществе; в культурологи - в связи с понятием исторической морфологии культуры; в социологии - в связи с построением социальной картины мира; в психологии - в связи с изучением генезиса психического и пр. Именно видение момента развития позволяет определить гибкие, противоречивые взаимосвязи явлений природы и общества, выявить скрытые опосредованные отношения между объектами, недоступные, как правило, умозаключениям по аналогии.
Итак, формирование творческого мышления студентов основано на создании у них диалектических структур, позволяющих выделять и разрешать противоречия, отражать закономерности развития. Этот путь познания объекта, становясь способом мыслительной деятельности, позволяет раскрыть структуру любого знания в системе, включающей как все её специфические свойства, связи, уровни, формы, так и их переход, движение, а главное - противоречия, лежащие в основе развития. Именно такая мыслительная деятельность имеет большое значение для творческой активности субъекта, направленной на саморазвитие, созидание, преобразование мира и себя в нем.
Е. А. Жаркова
Определение взаимосвязи нарушений чтения и минимальной мозговой дисфункции у детей младшего школьного возраста в условиях логопедического кабинета детской поликлиники
Факторы, обуславливающие школьную дезадаптацию многообразны, но важнейшими из них являются нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС), возникающие вследствие различных неблагоприятных воздействий на развивающийся мозг, среди которых самым распространенным нарушением являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). мМд сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения, среди которых нарушение чтения (дислексия) является важнейшим.
На связь дислексии и ММД указывают многие авторы.
По мнению ведущих неврологов (Петрова Н. Если ребенок плохо говорит. М.-СПб., 2005), при ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих сложные интегральные функции, как речь, внимание и другие виды высшей психической деятельности, что в дальнейшем ведет к труд-
68
ностям в обучении, к нарушениям письменной речи, в частности к дислексии.
А.Р. Лурия (1969) указывал на биологическую незрелость ряда высших корковых функций у детей с ММД к моменту их поступления в школу, на которые они должны опираться при освоении чтения, что проявляется в деффектах речи - нарушениях чтения - дислексии.
Н.Н. Заваденко (1997) отмечает, что многие дети с диагнозом ММД имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, 66 % с диагнозом ММД - обнаружили признаки дислексии.
Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, А.С. Петрухин, Н.Ю. Суворина (1997) рассматривают ММД, как особую форму дезонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием, проявляющиеся в виде нарушений формирования навыка чтения.
А.Н. Корнев (1995) впервые для понимания механизма дислексии использовал всесторонний подход, т. е. клиническое, клиникодинамическое, энцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое исследование, позволяющее определить роль, которую играют в ее развитии нарушения функций ЦНС, в частности минимальные мозговые дисфункции, возникающие вследствие различных неблагоприятных воздействий на развивающийся мозг. У детей с дислексией обнаруживаются ЭЭГ феномены, свидетельствующие о поражении мозга, что является причиной ММД.
По мнению В.В. Ковалева, нарушения чтения у детей с сохранным интеллектом сочетаются с выраженной неравномерностью и функциональной незрелостью отделов ЦНС, проявляющихся в дисфункциях мозга.
По мнению А.Л. Сиротюк (2002), синдрому ММД сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения (обучение чтению, письму, счету).
Цель нашего исследования заключается в изучении взаимосвязи между минимальной мозговой дисфункцией и дислексией у детей младшего школьного возраста.
Задачи нашего исследования: теоретически обосновать проблему исследования дислексии и ММД; провести психологопедагогическое изучение младших школьников на предмет дислексии и ММД, обращающихся за помощью в детскую поликлинику; сравнить нарушения речи и зрительно-моторную координацию детей с наличием и осутствием ММД; определить взаимосвязь дис-
69
лексии и ММД; разработать методы комплексной экспрессдиагностики нарушений чтения и ММД; разработать основные направления профилактической и коррекционной работы при дислексии для детей младшего школьного возраста с ММД для логопедического кабинета детской поликлиники.
Организация исследования: с 2005 по 2009 годы нами обследованы учащиеся на базе средней общеобразовательной школы № 4 и логопедического кабинета МУЗ «Детской городской поликлиники № 2» г. Череповца. В исследовании участвовал 41 ребенок младшего школьного возраста. Средний возраст испытуемых 8-9 лет. Экспериментальная группа - младшие школьники с наличием ММД -20 человек. Контрольная группа - младшие школьники без ММД.
Методы исследования: теоретический анализ опубликованных источников по теме исследования; анализ медицинской документации; методы нейропсихологического исследования (тест Тулуз-Пьерона, Гештальт-Тест-Бендер); методы логопедического исследования (методика выявления дислексии А.Н. Корнева); методы статистической обработки полученных результатов.
В ходе проведенного комплексного психолого-педагогического и нейропсихологического исследования у детей младшего школьного возраста с ММД достоверно выше вероятность наличия дислексии. Доля испытуемых с ММД, имеющих дислексию больше, чем у испытуемых без ММД при р>0,001 (по Фишеру).
По результатам, полученным в ходе исследования, нами были разработаны основные направления профилактической и коррекционной работы по устранению дислексии у детей младшего школьного возраста с ММД в условиях логопедического кабинета детской поликлиники, которые могут быть использованы в практике лечебных учреждений логопедами, медицинскими психологами, врачами, а так же педагогами дошкольных и школьных учреждений.
Коррекция в классе
-индивидуализация методик обучения чтению и письму -обучение за счет и с опорой на сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, двигательный) и сохранные психические функции (мышление, восприятие и др.)
-развитие моторики, ВПФ -своевременная диагностика школьных трудностей и создание коррекционных программ помощи, -модификация окружения: помощь, поддержка, создание ситуаций успеха, регулирование ожиданий, подчеркивание достоинств
Схема 1
Медико-психолого-педагогической Коррекция дома
-оптимизация режима дня и отдыха, питания
-раннее обучение чтению -диагностика детско-родительских отношений и создание коррекционной программы по оптимизации взаимоотношений в семье, преодоление дисгармоничных отношений -модификация окружения (семейная психотерапия, тренинги для родителей и детей, поведенческая и рациональная терапия)
коррекции дислексии
у детей младшего школьного возраста с ММД
Точный диагноз;
описание отклонений и сильных сторон в развитии ученика; обучение участников программы: ______детей, педагогрв, родителей_____
Медикаментозное воздействие Дефектологическое воздействие Психологическое и психотерапевтическое воздействие
-Мониторинг беременности -Ранняя пре-пере-пост натальная диагностика (диагностика родовых травм) -наблюдение, лечение у специалистов(невропатолога, отоларинголога, вертебролога, логопеда, психолога, психиатра, физиотерапевта, др.) -биостимуляторы, препараты метаболического действия (ноотропил, церебрализин и др.), фосфоросодержащие препараты, витамины группы В, психостимуляторы (амит-риптилин и др) -комбинация с другими вмешательствами (физиотерапия, массаж, мануальная терепия, ЛФК, психотерапия, магнитотерапия) -ранняя диагностика -мониторинг за детьми из группы риска -коррекционные занятия с логопедом по устранению речевых нарушений -использование МРВД по А.Н. Корневу -коррекционная программа обучения чтению по А.Н. Корневу -тренировка мнестиче-ской, интеллектуальной деятельности -развитие моторики и психомоторики -дермалексия, кинезо-терапия -ранняя диагностика нервно - психического, речевого развития -обучение будущих родителей в школе для будущих матерей и отцов -развитие высших психических функций (память, мышление, восприятие и др.) -модификация окружения (музыкотерапия, библиотерапия, групповая рациональная и духовная терапия, терапия творческим самовыражением, гештальттерапия и др.) -организация групп поддержки
В связи с ростом количества детей с трудностями обучения, актуальным является своевременная комплексная дифференциальная диагностика, профилактика, лечение, психологическое сопровождение, логопедическая коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста с ММД, так как эти нарушения стоят по частоте встречаемости на одном из первых мест среди причин школьной дезадаптации.
71