Научная статья на тему 'Формирование туристско-рекреационной зоны «Волховская» в Ленинградской области'

Формирование туристско-рекреационной зоны «Волховская» в Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
444
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЗ «Волховская» / село Старая Ладога / город Новая Ладога / природные и планировочные каркасы / туристско-рекреационная зона / TRZ "Volkhovskaya" / the village of Staraya Ladoga / the city of Novaya Ladoga / natural and planning frameworks / tourist and recreational zone

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лутченко С. И.

Автором статьи предлагается рассмотреть один из положительных примеров развития туристско-рекреационной зоны в Ленинградской области в условиях сохранения природного и культурного наследия территории. В ходе градостроительного освоения территории создаются условия для поступательного развития туристско-рекреационной зоны. В статье отражены градостроительно-планировочные решения по формированию туристско-рекреационной зоны «Волховская», являющейся неотъемлемой частью трех планировочных каркасов: естественно-водного, экологического и туристско-рекреационного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Лутченко С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Volkhovskaya tourist and recreational zone in the Leningrad region

The author of the article proposes to consider one of the positive examples of the development of a tourist and recreational zone in the Leningrad region in the conditions of preserving the natural and cultural heritage of the territory. During the urban development of the territory, conditions are created for the progressive development of the tourist and recreational zone. This article reflects urban planning and planning solutions for the formation of the tourist and recreational zone "Volkhovskaya", which is an integral part of three planning frameworks: natural-water, ecological and tourist-recreational.

Текст научной работы на тему «Формирование туристско-рекреационной зоны «Волховская» в Ленинградской области»

Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №1(58). С. 161-173

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И УРБАНИСТИКА

Научная статья

УДК/UDC 711.455(470.23)

DOI: 10.24412/1998-4839-2022-1-161-173

Формирование туристско-рекреационной зоны «Волховская» в

Ленинградской области

Сергей Иванович Лутченко1

Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Россия [email protected]

Аннотация. Автором статьи предлагается рассмотреть один из положительных примеров развития туристско-рекреационной зоны в Ленинградской области в условиях сохранения природного и культурного наследия территории. В ходе градостроительного освоения территории создаются условия для поступательного развития туристско-рекреационной зоны. В статье отражены градостроительно-планировочные решения по формированию туристско-рекреационной зоны «Волховская», являющейся неотъемлемой частью трех планировочных каркасов: естественно-водного, экологического и туристско-рекреационного.

Ключевые слова: ТРЗ «Волховская», село Старая Ладога, город Новая Ладога, природные и планировочные каркасы, туристско-рекреационная зона Для цитирования: Лутченко С.И. Формирование туристско-рекреационной зоны «Волховская» в Ленинградской области // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №1(58). С. 161-173.

URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF/10 lutchenko.pdf DOI: 10.24412/1998-48392022-1-161-173

TOWN-PLANNING AND URBAN DESIGN STUDIES

Original article

Formation of the Volkhovskaya tourist and recreational zone in the

Leningrad region

Sergey I. Lutchenko

Saint Petersburg University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia [email protected]

Abstract. The author of the article proposes to consider one of the positive examples of the development of a tourist and recreational zone in the Leningrad region in the conditions of preserving the natural and cultural heritage of the territory. During the urban development of the territory, conditions are created for the progressive development of the tourist and recreational zone. This article reflects urban planning and planning solutions for the formation of the tourist and recreational zone "Volkhovskaya", which is an integral part of three planning frameworks: natural-water, ecological and tourist-recreational.

Keywords: TRZ "Volkhovskaya", the village of Staraya Ladoga, the city of Novaya Ladoga, natural and planning frameworks, tourist and recreational zone

For citation: Lutchenko S.I. Formation of the Volkhovskaya tourist and recreational zone in the Leningrad region. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 1(58), pp. 161173. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2022/1kvart22/PDF/10 lutchenko.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2022-1-161-173

1 © Лутченко С.И., 2022

АМ1Т 1(5») 2022

Введение

В настоящее время в западных странах сформирована отрасль туристско-рекреационной деятельности, играющая существенную роль в экономике. Российская Федерация не принадлежит к странам с развитой сетью туристкой инфраструктуры, в том числе её Ленинградская область. Область является приграничным регионом Российской Федерации, который граничит с прибалтийскими и скандинавскими странами с высоким уровнем жизни и высокоразвитой туристкой инфраструктурой. Такое соседство делает исследование по формированию туристско-рекреационных зон в Ленинградской области ещё более актуальным [1].

Полноценное развитие туристско-рекреационного потенциала Ленинградской области может быть осуществлено на основании исходных данных и результатов научно-градостроительных работ, а именно: всестороннего градостроительного анализа региона, выявления современного состояния природных комплексов и их устойчивости к различным антропогенным воздействиям, оценки природно-ресурсного потенциала с эколого-рекреационной оценкой территории Ленинградской области, подготовки предложений по градостроительному развитию туристско-рекреационного каркаса региона [2].

К основным проблемам архитектурно-градостроительного развития Ленинградской области, связанным с развитием туристско-рекреационной деятельности, относятся:

- деградация экологического потенциала вследствие неконтролируемой застройки и рекреационного освоения территории, всплеск роста рекреационной дигрессии на территориях рекреационного назначения;

- дефицит качественных рекреационных зон;

- снижение туристско-рекреационного потенциала территории;

- несоответствие действующих градостроительных нормативов Ленинградской области целям развития туристско-рекреационного потенциала региона;

- несоответствие темпов жилищного строительства темпам развития инфраструктуры, в том числе рекреационной (рис. 1);

- рост негативного воздействия на рекреационный потенциал территории от техногенных и природных источников.

Рис. 1. Объём введённых в эксплуатацию жилых домов на территории муниципальных образований Ленинградской области с 2014 по 2020 год на одного жителя

Неравномерное развитие туристско-рекреационного потенциала в муниципальных образованиях Ленинградской области обусловлено рядом факторов, среди которых ключевыми являются:

- Статус Санкт-Петербурга как крупного мирового туристского центра, сформировавшего стабильный рост туристского потока с развитой сетью средств размещения гостиничного типа. Этот фактор обусловливает высокую конкуренцию между городом и ближайшими районами Ленинградской области на рынке гостиничных услуг и слабое развитие гостиничного сервиса даже в таком уникальном городе области как Гатчина;

- Близость к Санкт-Петербургу, как центру формирования массового спроса на разнообразные туристско-рекреационные услуги. Чем ближе к городу, тем объективнее выше спрос и больше разнообразных по формату и уровню сервиса коллективных средств размещения;

- Различный природно-рекреационный потенциал территории. Побережье Финского залива, южный и восточный берег, а также шхеры Ладожского озера на границе с республикой Карелия, водная система реки Вуокса всегда будут выступать объектами массовой аттракции отдыхающих и природно-ориентированных туристов. Эстетические качества природного ландшафта также существенно различаются. Традиционно люди стараются отдыхать в сухом месте, желательно в сосновом лесу на берегу водоема, а не в болоте, покрытом низким мелколиственным лесом. Распределение бальнеологических ресурсов по территории области также неравномерно, что обусловлено естественными условиями: выходами минеральных вод, наличием радоновых источников, лечебных грязей и т.п.;

- Различный историко-культурный потенциал территории Ленинградской области. Распределение интересных для посещения мест, исторических поселений, объектов культурного наследия, музеев и музеев-заповедников в регионе крайне неравномерно (рис.

2);

- Сформировавшаяся система внутрирегиональных и межрегиональных туристских маршрутов: Санкт-Петербург - Петрозаводск - Кижи, а также Санкт-Петербург - Москва (маршрут по Волго-Балтийскому водному пути), Хельсинки - Выборг - Санкт-Петербург, Таллин - Нарва - Ивангород - Санкт-Петербург и др. Объективно инвестиционное развитие территорий для привлечения туристов и отдыхающих вдоль сформировавшихся маршрутов будет на порядок проще, чем в отдаленных районах без устойчивых транзитных потоков туристов;

- Транспортная доступность достопримечательностей. Многие потенциально интересные для посещения места в настоящее время недоступны из-за отсутствия подъездных дорог. Такие объекты не могут быть вовлечены в систему туристских маршрутов без соответствующей обеспечивающей инфраструктуры. Объективно спрос будет выше там, куда проще и быстрее добраться на различных видах транспорта (личный автомобиль, регулярный общественный транспорт, велосипед);

- Приграничное положение Выборгского и Кингисеппского районов. Наличие границы с государствами ЕС активно способствует развитию экономики указанных районов. В частности, в Выборге планируется развивать ностальгический туризм и создавать зону безвизового посещения на ограниченный период времени при прибытии в город на маломерных судах (яхтах) по аналогии с действующим режимом в Санкт-Петербурге.

Рис. 2. Схема распределения районов Ленинградской области по количеству объектов культурного наследия на территории. Типы объектов туризма и рекреации

В наши дни происходит переосмысление в сфере взаимоотношений человека и природы, человека и природного и городского ландшафта, человека и традиций, определяемых культурными, историческими и географическими особенностями территории. В основе этих отношений могут лежать эмпирические исследования, поиск архитектурно-планировочных приемов максимально гармоничного сосуществования, способствующих сбалансированному социально-экономическому развитию территории [3].

Методы исследования

Путем эмпирических исследований доказано, что основные факторы, влияющие и определяющие привлекательность и востребованность той или иной туристической территории по направлениям: природные, историко-культурные, социальные, рекреационные и возможности инфраструктуры [4].

Предлагается через эмпирический метод научного исследования рассмотреть пример развития туристско-рекреационной зоны при условии сохранения природного и культурного наследия в ходе освоения территории и создания условий для её

поступательного развития. В основе экспериментального проектирования автором предлагается рассмотреть формирование туристско-рекреационной зоны «Волховская» (далее - ТРЗ «Волховская») через систему трех планировочных каркасов: естественно-водного, экологического и туристско-рекреационного.

Границы рассматриваемой ТРЗ «Волховская» предлагается ограничить границами двух городов - Новая Ладога и Волхов и села Старая Ладога с прилегающей территорией. Город Новая Ладога является крупным опорным туристическим центром Ленинградской области и имеет статус исторического поселения регионального значения [5].

Село Старая Ладога, также имеет статус крупного опорного центра или туристско-рекреационной территории с историко-архитектурным и археологическим музеем-заповедником «Староладожский».

Город Волхов является административным центром Волховского района, а также крупным транспортно-логистическим узлом Ленинградской области (рис. 3).

Рис. 3. Проектно-теоретическая модель ТРЗ «Волховская»

Естественно-водный - природный каркас ТРЗ «Волховская» представлен Ладожским озером, рекой Волхов с притоками р. Ладожка и р. Заклюка, в восточной части поселения и рекой Ширица с более мелкими притоками.

Река Волхов впадает в Ладожское озеро, а свое начало берет из озера Ильмень. Длина реки Волхов 224 км. Площадь водосборного бассейна реки Волхов - 79800 кв. км. Годовой объем стока 50 % обеспеченности - 18300 млн. куб.м. Гидрологический режим реки Волхов зарегулирован сооружениями Волховской ГЭС, расположенной на расстоянии 26,5 км от устья. Река судоходна.

Река Ладожка, впадает в р. Волхов в 15 км от устья (длина 25 км). В 0,5 км от устья в неё впадает р. Заклюка. Длина р. Заклюка 11 км.

Река Ширица расположена в восточной части поселения, её длина 16 км, впадает в реку Лынна.

Гидрографические особенности реки Волхов предоставляют уникальные возможности для развития всех видов водного туризма. С незапамятных времен река используется как водный путь («Путь из Варяг в Греки»). Параметры реки Волхов позволяют развивать познавательно-экскурсионный туризм - круизные туры на теплоходах на острова Валаам, Коневец и в Великий Новгород. Возможно формирование туристических маршрутов по южному и восточному Приладожью, Ново-Ладожскому и Старо-Ладожскому каналам в комплексе с объектами в селе Старая Ладога и городе Новая Ладога.

Экологический - планировочный каркас ТРЗ «Волховская»

На рассматриваемой территории расположено два областных ООПТ: комплексный памятник природы «Староладожский» (220 га) и памятник природы «Нижневолховский» (33 га). Памятник природы «Староладожский» расположен по двум берегам реки Волхов, на его территории сохранились парки бывших дворянских усадеб, а также расположен историко-археологический и архитектурный музей-заповедник «Староладожский». Второй памятник природы состоит из трёх территорий - «Юшково», «Березье 1» и «Березье 2» и рассоложен у южных границ города Новая Ладога, в низовьях реки Волхов.

Особо охраняемые природные территории позволяют создать эффективную систему экологического воспитания и образования, влияющую на формирование экологического мышления, экологической культуры жителей территории. Развитие экологического планировочного каркаса ТРЗ «Волховская», также может обеспечиваться через формирование лесопарковых зеленых поясов вокруг городов Новая Ладога и Волхов [6].

Туристско-рекреационный планировочный каркас ТРЗ «Волховская» является важной составляющей экономического развития туристско-рекреационной зоны.

Градостроительные предложения по формированию дополнительного перечня объектов туризма и рекреации входящих в туристско-рекреационный - планировочный каркас следующие:

- строительство гостевых домов в населенных пунктах правобережной части р. Волхов;

- строительство гостевых домов на территории села Старая Ладога, д. Местовка и к востоку от д. Сельцо-Горка ид. Чернавино);

- организация базы отдыха с пирсом в д. Обухове;

- адаптация территории бывшей усадьбы «Михайловка» для сезонного использования в д. Балкова Гора;

- организация территории для кратковременного отдыха в д. Балкова Гора;

- строительство туристского комплекса на границе между д. Извоз и «Плехановским мостом» через р. Волхов, территория включает: историко-архитектурный музей под

открытым небом, комплекс административно-жилых зданий, территорию пирсов для туристических кораблей и автостоянок для автобусов.

С целью снижения негативного воздействия на объекты культурного и природного наследия от антропогенной нагрузки в пиковые периоды посещения территории в границах ТРЗ «Волховская» автором статьи предлагается использовать следующие принципиальные архитектурно-градостроительные решения:

- Строительство транспортного обхода исторических ценных территорий (около 10 км). Окружная автомобильная дорога должна обойти д. Ивановский Остров и с. Старая Ладога, ограничить территорию населенных пунктов от транзитных транспортных потоков, прежде всего грузовых. Реализация данного мероприятия позволит не только создать благоприятные условия для проживания населения, но и обеспечить максимальную целостность, сохранность и неприкосновенность исторического ядра села Старая Ладога, воссоздать ремесленные и торговые улицы, организовать развитую сеть пешеходных направлений по центральным улицам населенного пункта, изолировав их от излишних потоков транспорта, снизить шумовые и вибрационные нагрузки и уровень загрязнения воздуха.

- Организация городской среды, комфортной для туристов, исторические улицы необходимо переформатировать под пешеходно-транспортные, в формат «общественного пространства». В селе Старая Ладога предлагается ограничить движение транзитного транспорта. Комплекс мероприятий по развитию пешеходных туристских маршрутов станет возможным только после строительства западного обхода села Старая Ладога (рис. 4).

- Организация объекта «гостевое поле» расположенного вдоль ул. Никольская. Сегодня транспортно-логистическая система Староладожского сельского поселения, связанная с обслуживанием туристов, испытывает значительные нагрузки в пиковые периоды туристского сезона. Планируемое назначение объекта - прием и обслуживание прибывающих гостей Старой Ладоги. Здесь будут размещены торговые нестационарные объекты и временная стоянка автомобильного транспорта. Торговые нестационарные объекты (лотки, киоски и т.п.) предназначены для продажи сувенирных изделий, продукции народных промыслов, печатной продукции (информационных буклетов, книг, календарей и проч.), организации общественного питания. Необходимость наличия такого объекта, как «гостевое поле» диктуется существенным увеличением количества туристов, посещающих Старую Ладогу, где прогнозируется повышение в 2-3 раза туристского и экскурсионного потока в ближайшие несколько лет (рис. 5).

- Организация объекта «тропинка-променад». Планируемое назначение «тропинки-променад» - организация на удалении от автомобильных транспортных потоков сквозного пешеходного движения в центральной части села, позволяющего соединить удобным и безопасным пешеходным маршрутом основные достопримечательности Старой Ладоги и существующие пешеходные пути. При этом гостям и жителям села будут раскрыты для созерцания замечательные панорамные виды акватории р. Волхов.

Южный участок «тропинки-променад» начинается у бетонной части пассажирской пристани для круизных теплоходов и заканчивается существующей видовой площадкой у подножия Раскатной башни Староладожской крепости. В связи с расположением пассажирской пристани и основных существующих и планируемых гостевых парковок в районе Никольского монастыря, началом пешеходного маршрута для большинства туристов будет являться южный участок «тропинки-променад». Учитывая протяженность прибрежного пути в 2 км, будет происходить постепенное рассредоточение пешеходов по территории Старой Ладоги с концентрацией групп туристов у основных достопримечательностей (точек притяжения) села. Возврат в исходную точку начала пешеходного маршрута предпочтителен также по «тропинке-променад», но может проходить и вдоль Волховского проспекта. Таким образом, южный участок, наряду с

центральным участком, будет одним из наиболее загруженным пешеходным движением в двух направлениях (рис. 6).

Рис. 4. Схема развития транспортно-пешеходной инфраструктуры села Старая Ладога

Рис. 5. Объемно-пространственное решение планируемого объекта «гостевое поле» с. Старая Ладога

Рис. 6. Объемно-пространственное решение планируемого объекта «тропинка-променад», южный участок, с. Старая Ладога

Центральный участок «тропинки-променад» начинается от Раскатной башни Староладожской крепости и заканчивается лестничным спуском к водной поверхности р. Елена у памятника Рюрику и Олегу Вещему, огибая Староладожскую крепость по пешеходной части автомобильного моста через р. Елена и по Варяжской улице. Фактически, центральный участок является существующим отрезком «тропинки-променад», который активно используется в настоящее время гостями и жителями Старой Ладоги. К проектным предложениям, относящимся к данному участку, относятся: стилизация автомобильного моста через р. Елена, установка информационных указателей, установка уличных урн, замена обветшавшего деревянного забора, огораживающего земельные участки индивидуальной жилой застройки на Варяжской ул., реконструкция покрытия Варяжской ул. (рис. 7).

Рис. 7. Объемно-пространственное решение планируемого объекта «тропинка-променад», центральный участок, с. Старая Ладога

Северный участок «тропинки-променад» начинается от лестничного спуска к р. Елена и заканчивается примыканием к существующему бетонному лестничному спуску на склоне Малышевой горы (рис. 8). Данный участок отличается разнообразием различных его отрезков и, в отличие от южного участка, характеризуется хорошей интегрированностью в

существующие пешеходные направления и пути центральной части села Старая Ладога (имеет не менее 7 подключений к существующим пешеходным путям, не считая конечных/начальных входных узлов).

Рис. 8. Объемно-пространственное решение планируемого объекта «тропинка-променад», северный участок, с. Старая Ладога

Предложенные выше архитектурно-градостроительные решения, которые также составляют основу туристско-рекреационного каркаса, необходимо закрепить в нормативно-градостроительной документации местного и регионального уровня.

Результат создания проектно-теоретической модели ТРЗ «Волховская» на основе трех планировочных каркасов через эмпирическое проектирование может стать примером последовательного и сбалансированного развития территории с определением основных направлений и мероприятий градостроительной деятельности на территории Ленинградской области, необходимых для успешной реализации программы развития туристической инфраструктуры, а именно:

- формирование системы открытых общественных пространств и мест социальной активности населения и приезжающих гостей (туристов) на основе поэтапного локального обновления и дополнения исторически сформированных жилых и иных территорий, включения в них элементов сферы туристических услуг, продолжение создания благоустроенных зон общественных центров [7];

- совершенствование системы связей с приоритетами пешеходного движения (градостроительный масштаб населенных пунктов и комфортные пешеходные расстояния) и движения персонального транспорта (велосипеды, возможно, самокаты и т.д.), структурирование проездов и парковочных зон для автотранспорта: прежде всего, создание пешеходной и вело инфраструктуры в профилях улиц - именно они связывают по сложившимся и предлагаемым маршрутам существующие и проектируемые объекты туристического показа и точки общественного притяжения;

- сохранение естественных и формирование благоустроенных новых элементов экологического и туристско-рекреационного каркаса, они должны учитываться в планируемых реорганизационных мероприятиях на территориях как актив и базовые ограничения;

- разработка и внедрение в практику строительства и реконструкции системы простых и чётких градостроительных регламентов застройки туристско-рекреационных зон, опирающихся на культурно-историческую основу местной пространственной идентичности, регламентов уличного дизайна. Эти регламенты должны определять конкретные стилистические решения и устанавливать общие правила, обеспечивающие включенность любых архитектурно-строительных изменений в местный культурный ландшафт.

Обсуждение

Новизной предложенного автором исследования является четкий градостроительный принцип формирования туристско-рекреационной зоны через систему трех планировочных каркасов (естественно-водного, экологического и туристско-рекреационного), который способствует поступательному развитию рассматриваемой территории с высоким туристским потенциалом.

Предварительное обследование туристско-рекреационного потенциала территории региона показывает, что в настоящее время отсутствует полноценная исходная информация о развитии туризма и рекреации на территории Ленинградской области в части полного перечня объектов рекреации и туризма всех возможных направлений, перечня туристских маршрутов, динамики и направленности туристических потоков. Необходима экспертная научная оценка внутриобластных и внешних «неорганизованных» туристов, распределения туристов и отдыхающих по территории области, по объектам туристского показа, по видам туризма. Данная исходная информация является основой для разработки теоретических и эмпирических методов научного исследования по формированию туристско-рекреационных зон и выявлению планировочных каркасов региона.

Исследователи К. Яту и И. Мунтеле рассматривают туристско-рекреационное развитие территории как целостность природных, историко-культурных и социальных ресурсов. В своих исследованиях они подчеркивают, что потенциал территории - это некое нематериальное понятие, которое только выражает способности и возможности территории. Наблюдается противопоставление туристического потенциала, как совокупности природных и культурных ресурсов и материальной структуры, инфраструктуре. Такого видения придерживался исследователь П. Кокеан, который оценивал туристическую привлекательность в совокупности местных ресурсов и наличии инженерно-транспортной инфраструктуры, а размещение объектов туризма и рекреации рассматривал как социально-экономический потенциал территории.

Заключение

В статье определены основные проблемы градостроительного развития рекреационной деятельности Ленинградской области, которые заключаются в деградации экологического потенциала вследствие неконтролируемой застройки и рекреационного освоения территории, всплеске роста рекреационной дигрессии на территориях рекреационного назначения, а также неравномерном развитии объектов рекреации и туризма в муниципальных образованиях Ленинградской области в силу географических и исторических характеристик региона.

Для решения градостроительных проблем предложен эмпирический научный метод исследования. Статья в целом содержит результаты, полученные в процессе исследования и экспериментального проектирования на примере отдельно взятой территории Ленинградской области.

В качестве гипотезы исследования предложено создание проектно-теоретической модели планировочных каркасов ТРЗ «Волховская», как отдельно взятой территории, которая, в свою очередь, может стать примером для свода правил по системному и упорядоченному развитию объектов туристической инфраструктуры отдельно взятого субъекта Российской федерации.

Исследование показало, что при формировании туристско-рекреационной зоны необходимо учитывать градостроительно-планировочные решения, опирающиеся на три основных планировочных каркаса:

- естественно-водный каркас, как природный фактор, формирующий рельеф и микроклимат территории и как потенциальный транспортно-логистический резерв местности неиспользуемый долгие годы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- экологический каркас, как фактор, объединяющий в себе природно-экологическую основу, сформированную человеческой деятельностью через систему ограничений и регламентов, направленных на сохранение окружающей среды и баланса биосферы;

- туристско-рекреационный каркас, как фактор градостроительно-планировочного освоения территории, направленный на сохранение аутентичности исторической среды и подготовку планировочных мероприятий по стимулированию экономической активности рассматриваемой территории с обязательным архитектурно-эстетическим содержанием проектных предложений, в том числе для равномерного развития объектов рекреации и туризма в муниципальных образованиях Ленинградской области.

Проектно-теоретическая модель, состоящая из трех предложенных планировочных каркасов, может быть основой для стратегии социально-экономического развития, документов территориального планирования муниципальных образований, местных и региональных нормативов градостроительной деятельности Ленинградской области [8].

Источники иллюстраций

Рис. 1, 2, 5, 6, 7, 8. Авторские изображения.

Рис. 3-4. Соавторская работа. Материалы студента СПбГАСУ - Корня Е.А., выпускная квалифицированная работа «Преобразование прибрежной территории вдоль реки Волхов», научный руководитель Лутченко С.И.

Список источников

1. Кружалин В.И. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко,

Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.

2. Портер М. Кластеры и новые программы конкуренции для компаний, правительств и учреждений. О конкуренции. Бостон: Гарвардская школа бизнеса, 1998. С. 197-287.

3. Зобова Е.В. Развитие туристско-рекреационных кластеров: российский и зарубежный опыт. Социально-экономические явления и процессы / Е.В. Зобова, С.Н. Морева, Ю.Ю. Косенкова // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2017. № 6. Том 12. DOL: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-70-77

4. Юванен Е.И. Оценка рекреационно-туристской привлекательности территории / Е.И. Юванен, Ю.Д. Шмидт // Практический маркетинг. 2006. № 10(116). С. 23-27.

5. Благовидова Н.Г. Кластерный метод формирования устойчивых исторических поселений / Н.Г. Благовидова, Н.В. Юдина // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. № 4(49) URL:

https://marhi.ru/AMIT/2019/4kvart19/PDF/12 blagovidova.pdf DOI: 10.24411/1998-48392019-00013

6. Лутченко С.И. Развитие системы территорий Ленинградской области для выполнения природоохранной и туристско-рекреационной функций // Евразийское научное объединение. 2020. № 11-1(69). С. 53-56. DOI: 10.5281/zenodo.4313290

7. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн: учеб. пособие. - Санкт-Петербург: Любавич, 2020. 320 с.

8. Вильнер М.Я. Методологические основы учета объективных закономерностей развития территории в управленческой деятельности, определяющей характер ее обустройства: монография. Омск, 2020. 204 с.

References

1. Kruzhalin V.I., Mironenko N.S., Zigern-Korn N.V., SHabalina N.V. Geografiya turizma [Geography of tourism. Textbook]. Moscow, 2014, 336 p.

2. Porter M. Klastery i novye programmy konkurencii dlya kompanij, pravitel'stv i uchrezhdenij, O konkurencii [Clusters and Competition New Agendas for Companies, Governments, and Institutions. On Competition]. Boston, Harvard Business School, 1998, pp. 197-287.

3. Zobova E.V., Moreva S.N., Kosenkova Yu.Yu. Razvitie turistsko-rekreacionnyh klasterov: rossijskij i zarubezhnyj opyt [Development of tourist and recreational clusters: Russian and foreign experience. Socio-economic phenomena and processes]. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2017, no. 6 (12) DOL: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-70-77

4. Yuvanen E.I., SHmidt Yu.D. Ocenka rekreacionno-turistskojprivlekatel'nosti territorii [Assessment of the recreational and tourist attractiveness of the territory]. Practical Marketing, 2006, no. 10(116), pp. 23-27.

5. Blagovidova N, ludina N. Method of clusters in stable historical settlements formation. Architecture and Modern Information Technologies, 2019, no. 4(49). Available at: https://marhi.ru/AMIT/2019/4kvart19/PDF/12 blagovidova.pdf DOI: 10.24411/1998-48392019-00013

6. Lutchenko S.I. Razvitie sistemy territorij Leningradskoj oblasti dlya vypolneniya prirodoohrannoj i turistsko-rekreacionnoj funkcij [Development of the system of territories of the Leningrad region to perform environmental and tourist-recreational functions]. Article in the journal Eurasian Scientific Association, 2020, no. 11-1 (69), pp. 53-56.

DOI: 10.5281/zenodo.4313290

7. Nefedov V.A. Gorodskoj landshaftnyj dizajn [Urban landscape design. Textbook]. St. Petersburg, 2020, 320 p.

8. Vilner M.Ya. Metodologicheskie osnovy ucheta ob"ektivnyh zakonomernostej razvitiya territorii v upravlencheskoj deyatel'nosti, opredelyayushchej harakter ee obustrojstva [Methodological foundations of taking into account objective patterns of territory development in management activities that determine the nature of its arrangement]. Omsk, 2020, 204 p.

ОБ АВТОРЕ

Лутченко Сергей Иванович

Доцент кафедры градостроительства Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, Главный архитектор Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Lutchenko Sergey I.

Assistant Professor of Urban Planning Department of St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Chief Architect of the Leningrad Region, St. Petersburg, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.