Формирование цифровых компетенций при подготовке кадров для сферы услуг
Зайцева Наталия Александровна
к.э.н., профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», [email protected]
Мальцева Мария Валерьевна,
к.э.н., доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», [email protected]
Сомова Оксана Вячеславовна,
аспирант кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», [email protected]
Статья посвящена вопросу необходимости формирования цифровых компетенций у будущих специалистов сферы услуг. В работе представлены требования рынка труда к кадрам в условиях цифровой трансформации, дано определению понятию «цифровые компетенции», а также перечислены их виды. Определена актуальность цифровых навыков для сотрудников сферы услуг, которые должны налаживать связи с клиентами, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий. Приведение системы образования в соответствие реалиям времени обеспечит экономику востребованными специлистами. В статье выделены особенности реализации цифрового образовательного процесса и действия образовательных учреждений для подготовки компетентных кадров в любых сферах экономики, в том числе в сфере услуг. Сделан вывод о том, что владение цифровыми компетенциями — это важнейшие условие выживаемости специалистов всех отраслей экономики и особенно сферы услуг, которая выступает ключевой областью информационного общества.
Ключевые слова: сфера услуг, сервис, подготовка кадров, цифровые компетенции.
Современный мир находится в условиях повсеместной цифровизации, затронувшей буквально все сферы общественной жизни, в том числе и экономику.
Ответом на сложившуюся ситуацию стала утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года программа «Цифровая экономика Российской Федерации», разработанная в рамках реализации Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы.
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определяются меры, направленные на развитие экономики знаний и формирование цифровой экономики, которая появилась сравнительно недавно. Развитие цифровой экономики является стратегически значимым направлением для России, определяя её конкурентоспособность на мировой арене.
Однако в конце декабря 2018 года был утвержден паспорт национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", поэтому для исключения дублирования документов в сфере развития цифровой экономики раннее утвержденная программа признана утратившей силу.
В 2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации до 2024 года» была утверждена Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» направлен на создание условий для ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, что в свою очередь положительным образом отразится на благосостоянии и качестве жизни людей, повысит конкурентоспособность страны, укрепит национальную безопасность.
В условиях цифровой трансформации значительно меняются требования рынка труда к специалистам. В частности, они должны обладать способностью к непрерывному обучению; анализировать рисковые ситуации и уметь принимать решения в условиях неопределенности; быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды; владеть навыками в области информационных технологий; уметь обрабатывать большие массивы информации и использовать полученные данные для принятия управленческих решений; уметь использовать механизм визуализации; знать основы информационной безопасности [2].
Одним из федеральных проектов, который включает в себя рассматриваемый национальный проект, является «Кадры для цифровой экономики», основной целью которого выступает обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. Показатели федерального проекта направлены преимущественно на повышение цифровой грамотности населения, развитие цифровых компетенций, обеспечение бизнеса кадрами, которые обладают такими компетенциями в полной мере.
Сотрудники из различных сфер деятельности, в том числе из сферы услуг, должны владеть цифровыми компетенциями, позволяющими уверенно пользоваться современные информационно-коммуникационными технологиями в своей профессиональной деятельности.
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
Сл>
fO CS
о
CS
о ш m
X
3
<
m О X X
Цифровые компетенции - это знания, умения, навыки, позволяющие работать в цифровой среде, используя информационно-коммуникационные технологии для сбора, анализа и обработки данных с целью решения поставленных задач [5].
Формирование цифровых компетенций должно способствовать выполнению таких целей, как [3]:
— обеспечение непрерывного обучения и разработка инноваций, что обусловлено необходимостью быстрой адаптации специалистов к активным изменениям факторов внешней среды;
— обеспечение реализации сетевой формы взаимодействия, требующей умения работать в команде;
— умение выделять ценную и значимую информацию из всего массива и принимать на её основе рациональные решения;
Цифровые компетенции могут быть базовыми и специальными. Базовые компетенции — это компетенции, которые определяют уровень цифровой грамотности человека и не требуют профессионального обучения [5]. Такие компетенции необходимы для всех секторов экономики (например, знание Microsoft Office). Специальные компетенции отличаются тем, что требуют профессионального обучения и, как следствие, имеют узкоотраслевой характер (например, знания в области программного обеспечения и языков программирования) [5].
Эксперты отмечают, что в настоящее время существует разрыв между количеством человеческих ресурсов, подготовленных к работе в новых реалиях, и потребностью в них. Это делает особенно актуальным вопрос увеличения количества специалистов, обладающих цифровыми навыками.
По результатам исследования аналитического центра «НАФИ», с 2022 года уровень цифровых компетенций россиян вырос, но доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года и составляет только 27% [4].
Рассматривая сферу услуг, необходимо отметить, что для занятых в этой отрасли особенно актуальны цифровые компетенции, так как сотрудникам сферы обслуживания необходимо налаживать связи с клиентами, в том числе с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.
Совершенствование системы образования, в частности приведение её в соответствие реалиям времени, обеспечит цифровую экономику компетентными кадрами.
Говорить о внедрении полноценной цифровой среды в образовательных учреждениях пока рано. Оцифровка учебных материалов — это не залог создания успешной цифровой образовательной среды, а лишь начальное условие для её дальнейшего развития. Тем не менее этот процесс запущен. Информационно-образовательную среду цифрового образования создают технические и образовательные ресурсы.
Выделим особенности цифрового образовательного процесса [1]:
— возрастание значения самостоятельности студента в учебном процессе в части выбора источников получения информации, применяемого программного обучения для решения поставленных задач; при этом функция контроля над результатами обучения по-прежнему остается за образовательной организацией и преподавателями;
— возрастание значимости интерактивных и мультимедийных методов обучения;
— рост творческого характера образовательного процесса, обусловленный автоматизацией рутинных действий;
— развитие академической мобильности;
— повышение структурности образовательного процесса;
— становление модульной системы обучения, отличающейся от традиционной системы тем, что учебный материал
разбит на информационные модули, которые объединяют несколько смежных дисциплин и позволяют тем самым наиболее полно изучить программу;
— изменение содержания труда преподавателя.
Для реализации цифрового образовательного процесса требуются информационно-коммуникационные средства, позволяющие передавать и обрабатывать данные, а также хранить их; методы обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий (технологии дистанционного или онлайн-обучения, смешанного обучения, проектной деятельности, сетевой коммуникации); производственные технологии решения конкретных профессиональных задач.
Большую роль для реализации цифрового образовательного процесса играют цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), представляющие собой современные средства обучения, представленные в электронном формате. Их эффективность можно объяснить тем, что новое поколение в большей степени воспринимает информацию цифрового характера. Рассмотрим некоторые классификации цифровых образовательных ресурсов с целью получения представления о том, какие их виды существует на современном этапе развития.
В основе одной из таких классификаций лежит тип информации, который содержится в этих ресурсах. В частности, цифровые ресурсы могут содержать текстовый тип информации (электронные учебники, учебно-методические пособия и т.д.); аудиоинформацию (аудиозаписи лекций, аудиокниги и т.д.); совмещать аудиоинформацию и видеоинформацию (видеозаписи лекций, обучающие видеоролики и т.д.); визуальную информацию (электронные таблицы, диаграммы и т.д.); интерактивные модели; комбинированный тип информации (например, массовый открытый онлайн-курс, где представлены самые разные типы информации) [6].
Критерием другой классификацией выступает цель, с которой цифровые образовательные ресурсы были созданы. Выделяют обучающие ресурсы, направленные на повышение эффективности усвоения обучающимися знаний (учебно-методические пособия, интерактивные модели, презентации и т.д.), и воспитательные ресурсы, направленные на повышение эффективности личностного становления обучающихся (поучительные видеоролики) [6].
В основе последней рассматриваемой классификации лежит фактор наличия печатного аналога. В рамках данной классификации выделяют образовательные ресурсы, являющиеся электронными версиями уже ранее изданных учебно-методических пособий и других печатных источников, а также ресурсы, которые изначально изданы в электронном формате (например, онлайн-тесты и т.д.) [6].
Продолжая изучение вопроса реализации цифрового образовательного процесса, следует сказать о необходимости контроля усвоения обучающимися компетенций, который должен в свою очередь также иметь цифровой характер.
Рассмотрев важные аспекты реализации цифрового образовательного процесса, можно сделать вывод, что образовательные учреждения для подготовки компетентных кадров в любых сферах экономики, в том числе в сфере услуг, должны [1]:
— обеспечить функционирование систем дистанционного и онлайн-образования;
— включить в образовательные программы учебные курсы, позволяющие формировать навыки уверенного владения современными информационно-коммуникационными технологиями;
— обеспечить создание условий труда, соответствующих современному этапу развития общества и насыщенных информационными-коммуникационными цифровыми технологиями;
— обеспечить обучение преподавательского состава навыкам работы в электронной информационно-образовательной среде
Трансформируя традиционную систему образования, новые технологии позволяют создать индивидуально-ориентированную среду, которая повысит качество образования, делая обучение более гибким. Образовательный процесс становится ориентированным на сотрудничество преподавателей и обучающихся в цифровой среде.
Кроме того, и работодатели могут осуществлять мероприятия, направленные на развитие цифровых компетенций у будущих специалистов путем [5]:
1. Непосредственного участия в подготовке будущих специалистов за счет:
— привлечения работодателей к учебному процессу;
— согласования учебных планов;
— участия в составлении учебно-методических материалов с целью повышения их практической составляющей;
— участия в подготовке выпускных квалификационных работ;
— предоставления мест практики;
— проведения стажировок для преподавателей;
— участия в совершенствовании материально-технической базы.
2. Обучения потенциальных работников из числа обучающихся.
3. Участия в разработке требований как к цифровым компетенциями, так и к результатам освоения образовательных программ.
Данный подход обеспечит сближение бизнеса и образования, что позволит готовить действительно востребованных специалистов на рынке труда.
Овладение цифровыми компетенциями — это важнейшие условие выживаемости специалистов всех отраслей экономики и особенно сферы услуг, которая выступает ключевой областью информационного общества. Большое значение в создании современной образовательной среды имеют усилия государства.
Развитие у будущих специалистов навыков, актуальных в условиях цифровизации экономики, способствует достижению необходимого уровня конкурентоспособности на рынке труда, эффективной адаптации к новым условиям хозяйствования, что впоследствии будет способствовать росту эффективности деятельности организаций и экономики страны в целом.
Именно соответствующим образом модернизированная образовательная среда будет способствовать формированию и развитию цифровых компетенций, которые позволят эффективно работать в условиях цифровой экономики.
Литература
1. Грудистова Е.Г. К вопросу о развитии необходимых современному специалисту сервиса компетенций / Е.Г.Груди-стова // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. -2023. - Т.9.- №1.
2. Кручина А. П. Изменение требований к специалистам в условиях цифровой трансформации экономики / А. П. Кручина // VIA SCIENTIARUM - ДОРОГА ЗНАНИЙ. - 2022. - № 2. - С. 43-48.
3. Машевская О.В. Трудовые ресурсы и формирование цифровых компетенций // Экономика и общество: международный научно-практический журнал. - 2022. -№ 04 (22).
4. НАФИ- Аналитический центр [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://nafi.ru/ (дата обращения: 25.03.2023).
5. Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Жигин Д.В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. - 2022. - Том 12. - № 2. - С. 935-948.
6. Шагиева А.К. Цифровые образовательные ресурсы // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008033 (дата обращения: 26.03.2023).
Formation of digital competencies in the training of personnel for the service sector
Zaytseva N.A., Maltseva M.V., Somova O.V.
Russian Economic University. G.V. Plekhanov, State University of Management JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
The article is devoted to the issue of the need for the formation of digital competencies among future specialists in the service sector. The paper presents the requirements of the labor market for personnel in the conditions of digital transformation, defines the concept of "digital competencies", and also lists their types. The relevance of digital skills for employees of the service sector, who should establish contacts with customers, including through information and communication technologies, is determined. Bringing the education system in line with the realities of the time will provide the economy with in-demand specialists. The article highlights the features of the implementation of the digital educational process and the actions of educational institutions for the training of competent personnel in all spheres of the economy, including in the service sector. It is concluded that the possession of digital competencies is the most important condition for the survival of specialists in all sectors of the economy and especially in the service sector, which is a key area of the information society. Keywords: service sector, service, personnel training, digital competencies. References
1. Grudistova E.G. On the issue of developing the competencies necessary for a
modern service specialist / E.G. Grudistova // Scientific result. Business and service technologies. - 2023. - V.9.- No. 1.
2. Kruchina A. P. Changing the requirements for specialists in the context of digital
transformation of the economy / A. P. Kruchina // VIA SCIENTIARUM - THE ROAD OF KNOWLEDGE. - 2022. - No. 2. - P. 43-48.
3. Mashevskaya O.V. Labor resources and the formation of digital competencies //
Economics and Society: an international scientific and practical journal. - 2022. -No. 04 (22).
4. NAFI - Analytical Center [Electronic resource]. - Access mode: https://nafi.ru/ (date
of access: 03/25/2023).
5. Simarova I.S., Alekseevicheva Yu.V., Zhigin D.V. Digital competencies: concept,
types, assessment and development // Questions of innovation economy. - 2022. - Volume 12. - No. 2. - P. 935-948.
6. Shagieva A.K. Digital educational resources // Proceedings of the VII International
Student Scientific Conference "Student Scientific Forum" [Electronic resource]. -Access mode: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008033 (date of access: 03/26/2023).
X X О го А С.
X
го m
о
м о м
CJ