Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ И АРТ-ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ И АРТ-ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровая грамотность / предметно-языковое обучение / междисциплинарный подход / принципы предметно-языкового обучения. / Digital literacy / Content and Language Integrated Learning / interdisciplinary approach / the principles of Content and Language Integrated Learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина А. П.

В статье рассматривается проблема предметно-языкового обучения студентов факультета искусств и арт-педагогики и специфика формирования у них цифровой грамотности в условиях интегрированного обучения языку и культуре. Раскрыты наиболее значимые принципы такого обучения; определены навыки, которые формируются у обучающихся в образовательном процессе неязыкового вуза на основе различных инновационных интерактивных технологий. Представлены результаты продукториентированной деятельности студентов в виде проектов, буклетов, презентаций, которые они размещают в своих блогах и аккаунтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDENTS' DIGITAL LITERACY AT THE FACULTY OF ART AND ART PEDAGOGY IN THE CONTEXT OF CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING

The article deals both with the issues of students' Content and Language Integrated Learning at the faculty of Art and Art Pedagogy and the specificity of digital literacy formation within the content of integrated language and cultural studies. The main principles of such education have been revealed and the main skills which have been formed during the educational process in context of non-linguistic institution and on basis of diverse innovative interactive technologies. The results of product-oriented activity have been represented by means of projects, booklets and presentations which are arranged by the students in their blogs and accounts.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ И АРТ-ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.4 (049.32)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ И АРТ-ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2022 А. П. Белкина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: anna_belkina_1977@ mail. ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается проблема предметно-языкового обучения студентов факультета искусств и арт-педагогики и специфика формирования у них цифровой грамотности в условиях интегрированного обучения языку и культуре. Раскрыты наиболее значимые принципы такого обучения; определены навыки, которые формируются у обучающихся в образовательном процессе неязыкового вуза на основе различных инновационных интерактивных технологий. Представлены результаты продукт-ориентированной деятельности студентов в виде проектов, буклетов, презентаций, которые они размещают в своих блогах и аккаунтах.

Ключевые слова: цифровая грамотность, предметно-языковое обучение, междисциплинарный подход, принципы предметно-языкового обучения.

THE FORMATION OF STUDENTS' DIGITAL LITERACY AT THE FACULTY OF ART AND ART PEDAGOGY IN THE CONTEXT OF CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING

© 2022 A. P. Belkina

Candidate of Pedagogical Sciences (PhD in Education), Associate Professor, Foreign Language and Professional Communication Department e-mail: anna_belkina_1977@ mail. ru

Kursk State University

The article deals both with the issues of students' Content and Language Integrated Learning at the faculty of Art and Art Pedagogy and the specificity of digital literacy formation within the content of integrated language and cultural studies. The main principles of such education have been revealed and the main skills which have been formed during the educational process in context of non-linguistic institution and on basis of diverse innovative interactive technologies. The results of product-oriented activity have been represented by means of projects, booklets and presentations which are arranged by the students in their blogs and accounts.

Keywords: digital literacy, Content and Language Integrated Learning, interdisciplinary approach, the principles of Content and Language Integrated Learning.

Интеграция нашей страны в систему мирового образовательного пространства способствует развитию международного сотрудничества, в частности в сфере педагогической деятельности. Результатом является возрастание и осознание роли межкультурной и иноязычной составляющих коммуникативной компетенции участников международного педагогического сотрудничества. Отличительная

особенность и уникальность предметно-интегрированного обучения заключается в двойной его цели: «с одной стороны, в рамках дисциплины "Профессиональный иностранный язык" студенты овладевают иностранным языком до уровня В2, а с другой - используют иностранный язык как средство овладения профильной специальностью» [9, с. 22]. В научных педагогических работах, как зарубежных, так и отечественных, описаны модели междисциплинарного интегрированного обучения, которое реализует формирование билингвальной профессиональной личности.

В Европе интегрированное обучение иностранным языкам на основе связей с основными профессиональными дисциплинами успешно развивается и внедрение предметно-языкового обучения рассматривается как основное условие подготовки специалистов для международной деловой и научной деятельности. Предметно-языковое интегрированное обучение позволяет студентам неязыковых направлений подготовки в рамках одного предмета овладеть профессиональным иностранным языком и новой профильно ориентированной предметной областью.

Как полагают Н.И. Алмазова и Л.П. Халяпина, межпредметная интеграция иностранного языка как учебного предмета при подготовке будущего специалиста возможна «на основании общности предметного содержания, дидактических принципов и методологических подходов, лежащих в основе соответствующих учебных процессов» [1, с. 121].

Анализ научной педагогической и лингводидактической литературы позволил нам выделить следующие наиболее значимые принципы предметно-языкового обучения студентов факультета искусств и арт-педагогики:

- принцип интегративности, что предполагает объединение «содержания различных предметов знания из одной области со знаниями в другой и тем самым способствует получению новых теорий, совершенствованию учебных умений и механизмов выполнения мыслительных операций» [5, с. 92].

- принцип профессиональной направленности обучения, что предполагает отбор профессионально ориентированных текстов, создание профессионального тезауруса, формирование коммуникативно-компетентностного портрета будущего учителя [10, с. 34];

- принцип доминирования проблемных профессионально ориентированных заданий на основе использования кейс-метода, деловой игры, исследовательских проектов.

Предметно-языковое интегрированное обучение студентов факультета искусств и арт-педагогики сегодня является важнейшей стратегической задачей иноязычного образования, что требует серьезных изменений в выборе технологий и методов обучения иностранному языку для специальных целей. Обращаясь к навыкам XXI века, которые предполагают формирование критического мышления, креативности, умения принимать решения самостоятельно, мы полагаем, что в рамках обучения иностранному языку необходимо научить студентов осуществлять коммуникацию на иностранном языке в рамках заданного тематического поля. Мы разделяем мнение Н.И. Алмазовой, которая считает, что предметно-языковое обучение студентов различных специальностей содействует формированию «активной и творческой личности будущего специалиста, способного успешно применять лингвистические знания в профессиональной деятельности, и предполагает приобретение специальных знаний и навыков, способствующих его профессиональному развитию в различных областях науки и производства» [1, с. 130].

Соглашаясь с позицией современных ученых, подчеркнем важность идеи, что «профессиональное становление специалиста сегодня невозможно без создания

инновационной мультимедийной образовательной среды» [7, с. 10]. Процессы формирования профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции у студентов факультета искусств и арт-педагогики могут успешно протекать лишь при условии понимания создания креативной цифровой образовательной среды, что позволяет формировать умения самостоятельно приобретать знания с помощью современных цифровых технологий, модернизировать способы получения лингвистических и профессиональных знаний на основе интеграции учебной дисциплины «Профессионально ориентированный иностранный язык».

Как показал многолетний опыт, обучение языку и культуре должно быть направлено не только на развитие общекультурных и профессиональных компетенций, но и личностных качеств будущего специалиста, в том числе его цифровой грамотности, что в первую очередь возможно с овладением методами и технологиями «цифровых образовательных ресурсов, которые раскрывают преимущества информационных технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе» [2, с. 208]. Инновационные технологии должны быть направлены на создание образовательной среды, способствующей формированию билингвальной профессиональной культуры личности, способной ориентироваться в глобальном профессиональном пространстве.

Усвоение цифровой грамотности требует «овладения цифровыми компетенциями как комплексом умений по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий, созданию продукта своей иноязычной деятельности, размещенного в интернет-пространстве» [8, с. 150].

В условиях предметно-языкового обучения у студентов факультета искусств и арт-педагогики Курского государственного университета формируются навыки:

1) поиска на различных сайтах интернет-пространства нужной лингвистической и педагогической информации, критического осмысления ее и выделения наиболее значимого материала и важных для преподавательской деятельности сообщений;

2) профессиональной коммуникации со студентами не только своей группы, но и других факультетов и вузов в образовательной цифровой среде, с использованием разнообразных педагогических блогов, авторских каналов, чатов и т.п.;

3) критического осмысления полученной информации из различных интернет-источников;

4) творческого применения полученных знаний в дальнейшей работе, что подтверждается продуктами иноязычной деятельности будущих педагогов, которые представлены в данном исследовании.

На рисунке 1 представлен буклет, выполненный студенткой 3 курса факультета искусств и арт-педагогики Татьяной Т., который дает нам представление о картинной галерее Старых мастеров в Дрездене, о Старой Пинакотеке в Мюнхене, о Берлинской картинной галерее.

GEMÄLDEGALERIE IN DEUTSCHLAND

GEMÄLDEGALERIE ALTE MEISTER

ALTE PINAKOTHEK

BERLINISCHE GALERIE

Die Gemäldegalerie Alte Meister in Dresden zeigt rund 750 Gemälde des 15. bis 18. Jahrhunderts. Es umfasst bedeutende Werke der italienischen Renaissance

sowie niederländische und

Die Alte Pinakothek ist ein Kunstmuseum im Münchner Kunstareal. Sie ist eine der ältesten Galerien der Welt und beherbergt eine bedeutende Sammlung alter Meister.

flämische Gemälde.

Die Berlinische Galerie ist ein Museum für moderne Kunst, Fotografie und Architektur in Berlin. Es befindet sich in Kreuzberg, in der Alten Jakobstraße, nicht weit vom Jüdischen Museum entfernt.

WIR WARTEN AUF SIE!

Рис. 1. Буклет на тему «Картинные галереи Германии»

Работа над созданием буклета предполагает изучение мировых шедевров, знакомство с достижениями современных художников Германии, Австрии, Швейцарии, их картинами и иллюстрациями, которые, являясь прекрасными визуальными средствами наглядности, не только решают проблемы обучающего характера, но и позволяют повысить мотивацию к изучению иностранного языка в рамках своей специальности, создать эмоционально-насыщенную среду межкультурной профессиональной коммуникации.

Таким образом, использование на занятиях по иностранному языку мобильных приложений, веб-страниц, мультимедийных презентаций и других интернет-ресурсов позволяет утверждать, что подготовка будущих специалистов факультета искусств и арт-педагогики невозможна сегодня без применения в учебном процессе цифровых технологий [7].

Практический опыт подготовки будущих учителей изобразительного искусства и музыки посредством иноязычного образования показывает, что студенты с большим желанием читают аутентичные тексты, связанные с их будущей профессиональной деятельностью, смотрят видеоролики и обсуждают их, что еще раз подтверждает значимость цифровых технологий в формировании ценностей и нравственно-эстетических качеств будущего специалиста [3].

На занятиях обучающиеся исследуют творчество современных немецких художников, знакомятся с их произведениями, техникой письма, особенностями работ. Для этого они изучали на различных сайтах информацию о творчестве современных немецких художников, анализировали ее и создавали буклеты о выбранном живописце. Продуктом такого исследования явилась защита презентации на тему: «Современные направления живописи и графики в европейский странах», в которой отражены свежий новаторский взгляд, мастерство художника, авторский стиль, актуальность его творчества.

Например, в ходе знакомства с творчеством современных немецких художников Р. Трокель, А. Кифера, Г. Рихтера студентка Мария К. (3 курс) заинтересовалась картинами Ансельма Кифера. Она подготовила видеопрезентацию о его основных

направлениях в живописи и буклет, представленный на рисунке 2, содержащий информацию о знаменитых картинах немецкого художника.

Рис. 2. Буклет на тему «Картины немецкого художника А. Кифера»

При подготовке на итоговом занятии к дискуссии «Важно ли учителю российской школы знать творчество современных западных мастеров живописи и музыки» студенты формируют у себя профессиональные навыки, которые необходимы учителю XXI века:

а) «во время дистанционного занятия организовать видео- или аудиосвязь в реальном времени между несколькими пользователями, или занятия в гибридном образовательном пространстве, задействовать учебные подкасты, веб-форумы, авторские блоги, мобильные приложения, использовать обучение на онлайн-платформе» [4, с. 91];

б) записывать аудио- или видеоразговоры с помощью разнообразных технических компьютерных средств. Это позволит впоследствии переслать необходимую информацию другим пользователям [6];

в) оставлять сообщения и комментарии по созданным мультимедийным проектам, буклетам в чате, в реальном времени и офлайн;

г) передавать информацию с рабочего стола, транслируя свои работы коллегам

и т.п.;

д) «создавать элементарные медиасообщения в рамках продукт-ориентированного обучения языку и культуре», используя особенности компьютерного письменного дискурса [8, с. 144];

е) учитывать особенности восприятия информации, подаваемой с экрана, используя знания психологических особенностей цветовых эффектов. Полагаем, что применение визуальной наглядности позволяет придать предметно-языковому обучению личностный смысл, вызывая интерес к продукт-ориентированной деятельности на уроках немецкого языка.

В процессе изучения немецкого языка студенты по профилю подготовки «Музыка» делают исследовательские проекты и буклеты на тему: «Старинные музыкальные инструменты». Работа над данным проектом позволяет обучающимся глубже узнать историю происхождения тех или иных музыкальных инструментов, особенности их звучания, создания и использования в музыкальной деятельности.

Представленный на рисунке 3 буклет, подготовленный студенткой Алиной К. (3 курс), знакомит нас с информацией о музее музыкальных инструментов в Берлине, где находятся уникальные коллекции инструментов.

Рис. 3. Буклет на тему «Музей музыкальных инструментов Берлина»

Считаем, что данные мультимедийные продукты творческой иноязычной деятельности студентов развивают у них аналитические, исследовательские умения, профессиональные навыки, связанные с извлечением иноязычной ключевой информации, что способствует успешному развитию критического мышления, креативности и творчества.

Используя информационную образовательную среду предметно-языкового обучения немецкому языку, мы, например, готовим студентов к самопрезентации на основе блог-технологии. Каждый обучающийся в нескольких словах на немецком языке должен рассказать о себе, ярко и доступно презентовать продукт своей деятельности в Instagram (например, музыкальную рекламу, рисунок на заданную тему и т.п.).

Важным моментом предметно-языкового обучения иностранному языку является создание комфортной образовательной среды взаимодействия, что предполагает слаженную командную деятельность в виртуальном пространстве. Знакомство с различными шедеврами мировой художественной и музыкальной деятельности является не только прекрасным иллюстративным материалом на занятиях по иностранному языку, но и способом мотивации, источником профессионального знания, развития внутреннего мира будущего учителя, расширения его кругозора.

Подводя итоги, следует отметить, что предметно-языковое обучение будущих учителей музыки и изобразительного искусства на сегодняшний день является одним из важных и необходимых условий подготовки будущего учителя. Интеграция профессионального опыта в языковую подготовку будущих педагогов музыки и искусства также способствует тому, что иностранный язык становится инструментом расширения профессиональных знаний, саморазвития, самообразования, формирования

профессиональной межкультурной компетенции и билингвальной профессиональной культуры будущего специалиста. Сформированные когнитивные способности и цифровая грамотность будут способствовать реализации концепции life-long learning.

Библиографический список

1. Алмазова, Н. И. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике / Н. И. Алмазова, Т. А. Баранова, Л. П. Халяпина // Язык и культура. - 2017. - № 39. - С. 116-134. - DOI 10.17223/19996195/39/8.

2. Белкина, А. П. Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам в вузе / А. П. Белкина // Шатиловские чтения. Цифровизация иноязычного образования: Сборник научных трудов. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2020. - С. 206211. - DOI 10.18720/SPBPU/2/id20-292.

3. Белкина, А. П. Использование современных технологий на уроках иностранного языка в школе / А. П. Белкина // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентноспособность: IX Международная научно-практическая конференция. - Челябинск, 2020. - С. 27-33.

4. Борщева, В. В. Особенности использования массовых открытых онлайн курсов в обучении иностранному языку для специальных целей / В. В. Борщева // Вестник Пермского национал. исслед. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. -2017. - № 1. - С. 86-95.

5. Ефимова, Ю. А. Об особенностях процесса современного обучения иноязычному общению / Ю. А. Ефимова, А. П. Белкина // Современный ученый. -2017. - № 3. - С. 90-94.

6. Соломатина А. Г. Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов (английский язык, базовый уровень): автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / А. Г. Соломатина. -Москва, 2011. - 26 с

7. Сороковых, Г. В. Мультимедийное пространство профессиональной подготовки учителя иностранного языка / Г. В. Сороковых // Наука и школа. 2018. № 6. С. 9-15.

8. Сороковых, Г. В. Цифровое поле межкультурного иноязычного общения студентов / Г. В. Сороковых // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: Материалы IV Международной научно-практической конференции / Отв. редактор Е.Я. Григорьева. - Москва, 2020. С. 146-155.

9. Сысоев, П. В. Подготовка педагогических кадров к реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе / П. В. Сысоев // Высшее образование в России. - 2021. - Том 30. - №5. - С. 21-31.

10. Сысоев, П. В Методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения / П. В. Сысоев, В. В. Завьялова // Иностранный языки в школе. - 2021. - №5. - С. 30-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.