Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ / ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троянская Мария Александровна, Тюрина Юлия Габдрашитовна

Налоговые органы по всему миру стремительно переходят на новые цифровые технологии и все чаще создают возможности для оперативного взаимодействия с налогоплательщиками. В некоторых случаях они фактически запрашивают данные налогоплательщиков еще до того, как транзакция произошла, что переворачивает всю модель соблюдения налоговых требований с ног на голову. В сочетании с глобальной революцией в налоговой прозрачности налогоплательщики обнаруживают, что налоговые органы повсюду продвигаются вперед темпами, которые потенциально могут превзойти их способность не отставать. Правительства получают значительную отдачу от своих инвестиций в цифровые технологии. Например, начиная с 2015 года, российские налогоплательщики должны были предоставлять данные о транзакциях по налогу на добавленную стоимость вместе со своими электронными декларациями по нему. В 2019 году доходы от внутреннего НДС увеличились более чем на 12 %, что эквивалентно примерно 267 миллиардам рублей. Авторами в статье выделены причины перехода налоговых органов к цифровизации налогоплательщиков и их деятельности; приведены инфраструктура цифрового профиля и ожидания от ее внедрения; представлена архитектура цифрового профиля налогоплательщика и дана характеристика входящих в нее показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE TAXPAYER'S DIGITAL PROFILE

Tax authorities around the world are rapidly moving to new digital technologies and are increasingly creating opportunities for operational interaction with taxpayers. In some cases, they actually request taxpayer data even before the transaction has occurred, which turns the entire tax compliance model on its head. Coupled with the global revolution in tax transparency, taxpayers are finding that tax authorities everywhere are moving forward at a pace that could potentially surpass their ability to keep up. Governments get a significant return on their investment in digital technologies. For example, starting in 2015, Russian taxpayers were required to provide data on value-added tax transactions along with their electronic tax returns. In 2019, revenue from domestic VAT increased by more than 12 %, which is equivalent to approximately 267 billion rubles. The authors of the article highlights the reasons for the transition to the tax authorities to taxpayers of digitalization and their activities; the infrastructure of a digital profile and expectations from its implementation; presents the architecture of a digital profile of the taxpayer and given the characteristics of its constituent indicators.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА»

TROYANSKAYA Mariya Alexandrovna and others ON THE QUESTION OF THE TAXPAYER'S DIGITAL ..

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

Научная специальность: 08.00.10 |@ ® ® ^'¿^^BSX^gSfMg.o4^

уд^* 236 025 lfcáeinE^B(https://creaiivecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

DOI: 10.26140/anie-2021-1002-0079

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 632426 SPIN: 6008-8700 ResearcherID: F-1395-2015 ORCID: 0000-0003-4545-3786 ScopusID: 57192640463

ТРОЯНСКАЯ Мария Александровна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления

Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: m_troyanskaya@mail.ru) AuthorID: 632502 SPIN: 1310-6067 ResearcherID: Q-9676-2018 ORCID: 0000-0002-5279-4901 ScopusID: 56995790800

ТЮРИНА Юлия Габдрашитовна, доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов Финансового факультета Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: u_turina@mail.ru) Аннотация. Налоговые органы по всему миру стремительно переходят на новые цифровые технологии и все чаще создают возможности для оперативного взаимодействия с налогоплательщиками. В некоторых случаях они фактически запрашивают данные налогоплательщиков еще до того, как транзакция произошла, что переворачивает всю модель соблюдения налоговых требований с ног на голову. В сочетании с глобальной революцией в налоговой прозрачности налогоплательщики обнаруживают, что налоговые органы повсюду продвигаются вперед темпами, которые потенциально могут превзойти их способность не отставать. Правительства получают значительную отдачу от своих инвестиций в цифровые технологии. Например, начиная с 2015 года, российские налогоплательщики должны были предоставлять данные о транзакциях по налогу на добавленную стоимость вместе со своими электронными декларациями по нему. В 2019 году доходы от внутреннего НДС увеличились более чем на 12 %, что эквивалентно примерно 267 миллиардам рублей. Авторами в статье выделены причины перехода налоговых органов к цифровизации налогоплательщиков и их деятельности; приведены инфраструктура цифрового профиля и ожидания от ее внедрения; представлена архитектура цифрового профиля налогоплательщика и дана характеристика входящих в нее показателей.

Ключевые слова: цифровой профиль, цифровой профиль налогоплательщика, цифровые сервисы, цифровые технологии, налогоплательщик, налоговые органы, налоговое администрирование.

ON THE QUESTION OF THE TAXPAYER'S DIGITAL PROFILE

© The Author(s) 2021

TROYANSKAYA Mariya Alexandrovna, doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of state and municipal management Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 13, e-mail: m_troyanskaya@mail.ru) TYURINA Yuliya Gabdrashitovna, doctor of economic sciences, associate professor, Professor of the Department of public Finance Faculty of Finance Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, Leningradsky Prospect, 49, e-mail: u_turina@mail.ru) Abstract. Tax authorities around the world are rapidly moving to new digital technologies and are increasingly creating opportunities for operational interaction with taxpayers. In some cases, they actually request taxpayer data even before the transaction has occurred, which turns the entire tax compliance model on its head. Coupled with the global revolution in tax transparency, taxpayers are finding that tax authorities everywhere are moving forward at a pace that could potentially surpass their ability to keep up. Governments get a significant return on their investment in digital technologies. For example, starting in 2015, Russian taxpayers were required to provide data on value-added tax transactions along with their electronic tax returns. In 2019, revenue from domestic VAT increased by more than 12 %, which is equivalent to approximately 267 billion rubles. The authors of the article highlights the reasons for the transition to the tax authorities to taxpayers of digi-talization and their activities; the infrastructure of a digital profile and expectations from its implementation; presents the architecture of a digital profile of the taxpayer and given the characteristics of its constituent indicators.

Keywords: digital profile, digital taxpayer profile, digital services, digital technologies, taxpayer, tax authorities, tax administration.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Цифровые технологии в налоговом администрировании не только предлагают более низкие операционные издержки, но также позволяют вводить новшества в налоговой политике. Налоговая система не будет работать эффективно, если она будет предъявлять требования, которые администрация не может удовлетворить. Например, предельная ставка налога на доходы физических лиц не может определяться семейным доходом, если административная система регистрирует только индивидуальный до-

ход. Налог на потребление не может зависеть от объема потребления, если система не регистрирует личность покупателя.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Положениям цифровизащии экономики и ее трансформации посвящено немало работ, так в периодических изданиях рассматриваются вопросы: развития цифровой экономики [1 - 3]; формирования цифрового профиля [4 - 7]; цифрового правительства и управления [8 - 13]; цифровизации

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; в-Ш8Ы: 2712-8482

ТРОЯНСКАЯ Мария Александровна и другие ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ ...

в сфере налогообложения [14 - 18]. Также эти вопросы нашли свое закрепление на законодательном уровне [19

- 21]. Однако, вопросы, касающиеся положений цифро-визации профиля налогоплательщика, в периодических источниках и нормативных правовых актах не освещаются, хотя являются актуальными.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Последствия цифровизации для политики неразрывно связаны с достижениями в других областях науки и технологий. То, что мы можем сделать с помощью цифровых технологий, зависит от уровня нашего понимания того, что создает индивидуальные различия. По мере того, как это знание будет развиваться, наши взгляды на основы налоговой политики также должны будут измениться. Целью данной статьи является изучение положений по формированию цифрового профиля, в частности профиля налогоплательщика.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Исследование основано на теории научного познания, системном и комплексном подходе к исследуемой проблеме. Для решения конкретных задач применялись методы экономико-статистического, экспертного и сравнительного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. У налоговых органов есть много причин для перехода к цифровизации. Первый был вызван необходимостью

- только применяя цифровые технологии, налоговые органы, основываясь на зарубежной практике, смогли начать борьбу с теневой экономикой. Во-вторых, эффективность, поскольку в более широком плане все правительственные ведомства обнаружили, что им нужно повышать производительность и эффективность выполнения государственных задач с меньшими затратами. Ключевой движущей силой было сокращение внутренних бюджетов при сохранении необходимости приносить доход. Электронные счета-фактуры - первый признак того, что налоговые органы все шире переходят на цифровые технологии. Сопоставление данных и их расширенная аналитика могут использоваться не только для выявления налогового мошенничества и уклонения, но и для решения того, что они считают агрессивным налоговым планированием. Иными словами, необходимость цифрового профиля обусловлена современными реалиями, а именно цифровизацией всех сфер жизни общества, а также необходимостью повышения качества и связанности данных о налогоплательщиках.

Характеристика цифрового профиля налогоплательщика (ЦПН) включает в себя информацию о паспортных данных, свидетельстве о рождении, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), водительских правах, собственности, месте проживания и работы.

Для реализации данного проекта на территории России планируется создать интегрированную систему идентификации и аутентификации, которая будет включать в себя сведения о налогоплательщике в базе государственных органов. В рамках данной платформы налогоплательщики могут открыть сервис и дать свое согласие на обработку персональных данных в рамках ЦПН.

Предполагается создание взаимоувязанных механизмов обработки данных в государственных и муниципальных информационных системах, установление единства форматов и атрибутов данных и применение единых требований к управлению данными. Речь идет не только об их актуальности и систематизации, но и о технических требованиях по кодированию, качеству и безопасности данных. Это потребует разработки нормативных правовых актов, а не только создания самой инфраструктуры системы. Для того чтобы минимизировать риски внедрения и дальнейшего функционирования Национальной системы управления данными и для изу-

чения потенциальных ее возможностей по обеспечению качества и связанности данных проект постановления предлагает сначала провести эксперимент, определить механизмы управления данными.

Инфраструктура цифрового профиля - это единый источник доступа к юридически значимым данным, актуальность которых обеспечивается автоматическим обновлением информации из ведомственных информационных систем, а также за счет ссылочного механизма на первичную документацию. Потребители информации самостоятельно могут осуществить ее запрос с использованием инфраструктуры ЦПН и с согласия собственника на ее предоставление.

С помощью инфраструктуры цифрового профиля обеспечивается:

- идентификация участников;

- возможность участников ставить свою подпись на документах и сведениях с помощью ее облачного квалифицированного электронного аналога;

- предоставление доступа к информации посредством цифрового идентифицирования;

- хранение документов и сведений, которые наиболее востребованы, на базе Цифрового профиля, что будет способствовать повышению скорости предоставления информации;

- предоставление в цифровом виде согласия на передачу данных юридическим лицам;

- доступ к данным физических и юридических лиц при наличии от них согласия на передачу информации третьим лицам и ее обработку;

- уведомление граждан и организаций об изменении их сведений в ведомственных информационных системах при наличии согласия на данные действия;

- отображение гражданам и организациям запросов третьих лиц на получение информации, хранящейся в ведомственных информационных системах, по ним;

- отображение гражданам и организациям информации по услугам, которые им были оказаны.

Участникам информационного взаимодействия обеспечивается равноправный доступ к инфраструктуре цифрового профиля налогоплательщика. Архитектуру ЦПН можно представить следующим образом (таблица 1).

Таблица 1 - Архитектура цифрового профиля налогоплательщика

Показатель Состав показателя

потребители информации органы государственной и муниципальной власти

юридические лица (в т.ч. платформы и технологические стартапы)

физические лица

сервисы цифрового профиля налогоплательщика идентификация пользователей

электронная подпись

передача информации

распоряжение информации

прикладные сервисы

единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) система идентификации

система цифровых документов

система идентификаторов и реестр ссылок

система цифровых согласий

национальные системы управления данными (НСУД) динамическая онтология

обеспечение качества

аналитика

государственные информационные системы Министерство внутренних дел (МВД)

Федеральная налоговая служба (ФНС)

Пенсионный фонд (ПФ РФ)

органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

многие другие

Управление гражданином своей персональной ин-

TROYANSKAYA Mariya Alexandrovna and others ON THE QUESTION OF THE TAXPAYER'S DIGITAL ...

формацией осуществляется только после прохождения идентификации, осуществляемой с применением ЕСИА, а в случаях, которые прописаны в законе, с применением ЕСИА и Единой биометрической системы (ЕБС). Помимо этого в ходе развития инфраструктуры цифрового профиля налогоплательщика могут быть использованы иные способы идентификации, соответствующие законодательству Российской Федерации. Основная задача заключается в обеспечении сервиса достоверной сквозной идентификацией, которая позволяет применять государственные системы идентификации для доступа к управлению пользователями своими сведениями.

В инфраструктуру ЦПН будет также включаться система цифровых документов, обеспечивающая хранение и актуализацию наиболее востребованной юридически значимой информации. Указанная информация может использоваться потребителями информации напрямую из ЦПН без запросов к ГИС, что даст возможность снизить нагрузку на канал обмена сведениями и повысить скорость обмена информацией. Приведенные сведения будут храниться в ЕСИА, а гарантия их достоверности будет обеспечена источниками, из которых они будут получены. Помимо этого, инфраструктура ЦПН даст возможность предоставлять и сохранять документы и информацию в приложении на устройстве пользователя и предоставлять к ним доступ в offline режиме.

Система цифровых документов может хранить сведения, которые поступают из реестров ГИС. Полная совокупность информации подлежит настройке на этапе эксплуатации и доступна для изменения в дальнейшем.

Источниками информации выступают сведения из ГИС. Предполагаемая совокупность информации и документов будет передаваться из источников и храниться в системе цифровых документов. При этом у физического лица будет иметься возможность дополнить совокупность информации, которая размещается в его цифровых документах, однако ограниченным набором сведений.

Инфраструктура цифрового профиля обеспечивает хранение реестра ссылок на источники данных, которые хранятся в соответствующих ГИС. Для определения информационной системы, в которой содержится информация, предусматривается формирование совокупности идентификаторов и реестра ссылок. Главная задача заключается в связывании всех идентификаторов владельца сведений с применением внутреннего идентификатора ЕСИА (ЕСИА ID). В процессе взаимодействии с ГИС применяются «нативные» для такой совокупности идентификаторы информации, связанные с ними посредством внутреннего идентификатора ЕСИА. Обобщение разнообразных идентификаторов друг с другом через внутренний идентификатор ЕСИА дает возможность получать любые виды информации по имеющемуся у организации идентификатору без внесения дополнительных данных в ГИС и их доработок. Однако в случае готовности ГИС или образования новых информационных систем, внутренний идентификатор ЕСИА может применяться в них как «нативный». Реестр идентификаторов хранит в себе ссылки на записи в реестрах, которые содержатся в ГИС, а также идентификаторы, применяющиеся в них и связанные за счет ЕСИА ID.

Цифровое согласие представляет собой юридически значимую реестровую запись о предоставлении (отзыве) прав на сбор, передачу и использование сведений в соответствии с целью обработки. Все действия владельца информации с цифровыми согласиями (при предоставлении данных с использованием инфраструктуры ЦПН) будут отражаться в едином реестре цифровых согласий и доступны в личном кабинете пользователя. Основная задача заключается в обеспечении хранения всех согласий, которые предоставлены владельцами сведений при использовании инфраструктуры ЦПН, в едином реестре, а также в предоставлении доступа к управлению своими цифровыми согласиями.

Цифровые согласия можно классифицировать по

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

сроку действия разовые (согласие предоставляется на однократное предоставление сведений) и долгосрочные (физическое лицо дает право на многократное предоставление сведений на определенный срок).

Предоставление согласия на получение и обработку данных может также осуществляться с использованием действующего механизма «черновиков» в рамках получения третьей стороной запрашиваемых данных, в том числе с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (ПЭП ЕСИА).

Цифровое согласие гражданами может быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, простой электронной подписью, а в отдельных установленных законодательно случаях после проведения биометрической идентификации с использованием единой биометрической системы. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласие предоставляется с помощью квалифицированной электронной подписи, в том числе облачной квалифицированной электронной подписью, или ПЭП ЕСИА после проведения биометрической идентификации с использованием единой биометрической системы. В случае изменения законодательства в области электронной подписи возможно расширение видов электронных подписей, которые будут применяться для подписания цифрового согласия.

Права пользователя в инфраструктуре ЦПН определяются после прохождения процедур авторизации, порядок прохождения которых будет определяться с учетом разработанной модели угроз.

Порядок создания и форма цифрового согласия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время идет процесс совершенствования механизма электронной подписи, например, разрабатывается облачная квалифицированная электронная подпись (ОКЭП). ОКЭП будет возможно получить в аккредитованном уполномоченном удостоверяющем центре, в том числе дистанционно с использованием ЕСИА и ЕБС, что даст возможность пользоваться услугами без личного присутствия, применяя для получения цифрового согласия и подписания необходимых документов с использованием любого устройства (компьютера, планшета, мобильного телефона).

При реализации инфраструктуры цифрового профиля необходимо обеспечить конфиденциальность, целостность и доступность обрабатываемых сведений, защиту процессов взаимодействия и обмена между источниками и потребителями информации. Безопасность и устойчивость к хакерским атакам инфраструктуры ЦПН должна быть обеспечена за счет формирования условий безопасного и устойчивого функционирования вычислительной инфраструктуры всех взаимодействующих систем и применения безопасных технологий обработки данных. Обеспечить безопасность и устойчивость в рамках проекта - это комплексное решение, предполагающее гармонизацию и реализацию требований российского законодательства, регулирующих и надзорных органов, отраслевых стандартов, универсального комплекса государственных стандартов, которые регламентируют защиту информации и обеспечивают непрерывность деятельности. Решение должно основываться на актуальных рисках и угрозах, а также соответствовать мировой практике в сфере, обеспечивающей информационную безопасность. Реализация технологической задачи должна происходить на основе использования инструментов электронной подписи в соответствии с требованиями уполномоченного органа в области обеспечения безопасности. Технологии строгой иденти-

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ТРОЯНСКАЯ Мария Александровна и другие ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ ...

фикации и аутентификации с применением усиленных механизмов защиты должны применяться для доступа к обрабатываемым сведениям.

В данный момент времени уровни обеспечения защищенности информационных систем / источников различными государственными ведомствами и организациями могут значительно отличаться. При организации взаимодействия между участниками целесообразно достичь образования вверенной среды с равнозначно высокой степенью информационной безопасности систем-участников.

В настоящее время в рамках работ автономной некоммерческой организацией «Цифровая экономика» планируется создание Национальной системы управления данными (НСУД), представляющей собой совокупность механизмов (нормативные, правовые, организационные, методические и информационно-технологические), способных обеспечить деятельность ее участников в области создания, преобразования и применения государственной информации.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Подводя итог, отметим, что многие страны переходят на цифровизацию налоговой политики для минимизации уклонения граждан от выполнения своих налоговых обязательств. Основная цель цифрового профиля заключается в том, чтобы получить совокупность цифровых записей о налогоплательщике, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций. Системы цифрового профиля составляют технологическую инфраструктуру, которая позволяет использовать данные налогоплательщика из цифрового профиля с его согласия, предоставляемого в цифровом виде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Осипов Ю.М., Юдина Т.Н., Гелисханов И.З. Информационно-цифровая экономика: концепт, основные параметры и механизмы реализации //Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2019. № 3. С. 41-60.

2. Кефели И.Ф., Колбанёв М.О., Шамин А.А. Архитектурный подход к управлению государственной программой «цифровая экономика России»//Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018. № 2 (24). С. 88-97.

3. Шманев С.В. Цифровая экономика в России: мифы, реальность, перспективы (синергетический подход) // Вестник ОрелГИЭТ. 2019. № 1 (47). С. 133-136.

4. Бадьина А.В., Орешина М.Н. Основные направления развития концепции цифрового профиля. Зарубежный опыт и перспективы развития //Вестник университета. 2020. № 7. С. 28-35.

5. Кондаков А.М., Костылева А.А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 3. С. 207-218.

6. Петров А.А. Китайский цифровой профиль или скоринговая система социального доверия // Chronos. 2020. № 8 (46). С. 11-24.

7. Самборская Л.Н., Мясникова Л.А. Основные методы построения модели «цифровой профиль» на примере школ г. Москвы // Интерактивная наука. 2017. № 3 (13). С. 68-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Косоруков А.А. Цифровое правительство в практике современного государственного управления (на примере Российской Федерации) // Тренды и управление. 2017. № 4. С. 81-96.

9. Акаткин Ю.М., Ясиновская Е.Д. Цифровая трансформация правительства: датацентричность и моделеориентированность // Информационные ресурсы России. 2019. № 1. С. 2-7.

10. Артамонова Л.Н. Цифровая экономика и трансформация государственного управления // Modern Economy Success. 2020. № 6. С. 146-153.

11. Троянская М.А. Направления развития информационного обеспечения деятельности региональных органов государственной власти // Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. 2020. № 27. С. 171-176.

12. Косоруков А.А. Модель цифрового управления на современном этапе развития государственного управления // Социодинамика. 2019. № 1. С. 57-69.

13. Кремлев Т.С. Эффективность в прошлом и цифровом будущем //Вопросы экономики и права. 2018. № 4 (118). С.47-52

14. Кузина Е.А. Развитие цифровой экономики в России: актуальные вопросы обмена налоговой информации // Вопросы экономики и управления. 2018. № 4. С. 8-15.

15. Крашенинникова М. Информацию о своих налоговых рисках компании смогут получать в личном кабинете // Аудит. 2019. № 2. С. 33.

16. Интервью с Т.В. Матвеевой «Личный кабинет налогоплательщика и другие интернет-сервисы ФНС России» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/interview/matveeva2/._

17. Хасанова С.С., Антаева Ф.Ж. Оптимизация работы ФНС по проведению налогового контроля в условиях цифровой экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 10-2 (56). С. 140-143.

18. Казакова А.В. Использование налоговыми органами информации, полученной из мессенджеров // Уральский журнал правовых исследований. 2020. № 1 (8). С. 88-120.

19. План мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_287865/.

20. Концепция и архитектура цифрового профиля — ЕСИА 2.0 в рамках Плана мероприятий по направлению «Информационная инфраструктура» Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

21. Издание Государственной Думы, 2019. Основные тренды развития цифровой экономики в финансовой сфере. Правовые аспекты регулирования и практического применения. // Режим доступа: http:// duma.gov.ru/media/files/ONpz3AjFkualqgKS9lsgtqckucXiScBP.pdf.

Статья поступила в редакцию 23.02.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.