Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций молодежи средствами музыки'

Формирование ценностных ориентаций молодежи средствами музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
502
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VALUE ORIENTATION / YOUNG PEOPLE / CLASSICAL MUSIC / LEISURE PREFERENCES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павленко Е.В.

The article identifies the place of classical music in the system of factors influencing the formation of value orientations of young people; shows the mechanism of the influence of classical music on the formation of value orientations of youth in modern conditions; the ways of formation of modern youth value orientations through classical music are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE BY MEANS OF MUSIC

The article identifies the place of classical music in the system of factors influencing the formation of value orientations of young people; shows the mechanism of the influence of classical music on the formation of value orientations of youth in modern conditions; the ways of formation of modern youth value orientations through classical music are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций молодежи средствами музыки»

DOI: 10.18522/2070-1403-2018-66-1-212-223

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

УДК 37

Е.В. Павленко

Донской государственный технический университет г. Ростов-на-Дону, Россия vospwork@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

[Elena V. Pavlenko The formation of value orientations of young people by means of music]

The article identifies the place of classical music in the system of factors influencing the formation of value orientations of young people; shows the mechanism of the influence of classical music on the formation of value orientations of youth in modern conditions; the ways of formation of modern youth value orientations through classical music are considered.

Key words: value orientation, young people, classical music, leisure preferences.

Социально-культурная ситуация в России с 1993 года рассматривается учеными как время обесценивания знаний и духовного богатства, превосходства материального богатства. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций молодежи связываются с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику подрастающего поколения и многое другое - все это сказывается на духовном состоянии молодежи и на ее психическом здоровье [1].

Сегодняшняя молодежь опережает своих предшественников в физическом развитии, но отстает в духовно-нравственном [2]. В связи с необходимостью расстановки акцентов духовно-нравственного воспитания мы обратились к мировому музыкальному наследию. Отражая действительность по-

средством музыкального образа, системы выразительных средств, музыка имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в подъеме духовной культуры, что под силу музыке именно с высоким нравственным содержанием. В последние десятилетия музыка развлекательного характера начинает превалировать над другими жанрами. Она не способствует формированию здоровых вкусов и нравственных качеств личности [5].

Наше исследование является откликом на потребности современного общества и определяет пути формирования ценностных ориентаций молодежи посредством классической музыки. Изучаем и исследуем условия применения классической музыки в качестве средства формирования ценностных ориентаций молодежи. Необходимо определить место классической музыки в системе факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций молодежи; показать механизм влияния музыкального наследия на формирование ценностных ориентаций молодежи в современных условиях; наметить основные пути формирования у современной молодежи ценностных ориента-ций посредством классической музыки. Сформулирована гипотеза, предположение, что процесс формирования ценностных ориентаций находится в прямой зависимости от музыкального просвещения, влияющего прежде всего на развитие эмоциональной сферы личности. Классическая музыка - средство формирования ценностных ориентаций молодежи.

В информационную базу исследования вошли результаты социологического исследования, проведенного в Ростовском военно-техническом лицее города Ростова-на-Дону. Участвовали 85 человек: юношей - 66, девушек -19, обучающихся в одном 10-м и двух 11-х классах. Все показатели делим по гендерному признаку, так как результаты по многим параметрам различаются. 100% опрашиваемых юношей и девушек утвердительно ответили на вопрос «Любите ли Вы слушать музыку?».

Среди музыкальных предпочтений большее разнообразие наблюдается у юношей: рок, хард рок, панк рок, русский рок, фолк, джаз, бардовская песня, хип-хоп, шансон, наше, рэп, ragge, dub step, club, DnB, techno. Девушки отдают предпочтения таким направлениям как поп, рок, рэп, RnB, ragge, Club. Классическая музыка входит в круг музыкальных предпочтений и у юношей - 15,38%,

и у девушек - 30,76%. На вопрос: «Слушаете ли Вы классическую музыку?», респонденты ответили следующим образом: «да» - 25% юношей и 46,15% девушек, «нет» - 23,07% и 15,38%, «иногда» - 51,92% и 38.46% соответственно.

Досуговые предпочтения юношей и девушек более или менее различаются по всем параметрам, наиболее близки показатели: слушаем музыку (табл. 1).

Таблица 1

Досуговые предпочтения

Исследуемый параметр Показатель, % (юноши) Показатель, % (девушки)

Чтение 26,92 53,84

Работа на компьютере 50,00 59,28

Слушание музыки 63,46 61,53

Занятия спортом 11,53 7,69

Прогулки с друзьями 5,76 23,07

Игра на музыкальном инструменте 1,92 -

Занятия живописью - 7,69

Шитье - 7,69

Пение - 7,69

Таким образом, музыка занимает первое место среди досуговых предпочтений молодых людей - девушек и юношей. Мы пытались проследить связь успехов в учении с досуговыми и музыкальными предпочтениями, однако этого сделать не удалось, так как нет прямой зависимости досуговых увлечений, широты музыкального кругозора, личностных характеристик от учебных результатов лицеистов. Не обнаружено прямой зависимости досуговых увлечений, широты музыкального кругозора, личностных характеристик и от наличия у респондентов дополнительного образования в области музыкального искусства.

По гендерному признаку различаются и интересы сюжетно-образной сферы музыкальных произведений (табл. 2).

Таблица 2

Интересы к сюжетно-образной сфере музыкальных произведений

Сюжетно-образная сфера Показатель, % Показатель, %

в музыке (юноши) (девушки)

Любовь 46,15 92,30

Любовь к Родине 34,61 23,07

Подвиг человека 34,61 15,38

История человечества 21,15 23,07

Библейские сюжеты 3,84 -

Бытовые сюжеты 23,07 23,07

Большинство респондентов, юношей и девушек, придает важное значение литературному тексту (88,46% юношей и 92,30% девушек), если произведение исполняется на русском языке. Большинство наших респондентов утверждает, что интонационная сфера музыкальных произведений им абсолютно доступна, однако интерес к музыкальному произведению все же зависит от наличия или отсутствия литературного текста (литературной основы): 36,53% юношей и 46,15% девушек считают, что музыкальное произведение, имеющее литературную основу, вызывает наибольший интерес, изначально задавая образы, которые в дальнейшем оправдывают выбор тех или иных музыкальных средств.

Предваряя знакомство с отечественной классической музыкой, с творчеством С.С. Прокофьева, знают о нем только половина респондентов. Понимая, что знание или незнание о существовании великого соотечественника обусловлено общим культурным уровнем молодых людей, мы предположили, что определяют интерес к известным историческим персонам ценностные ориентации лицеистов. Наиболее ярко выражен этот интерес у юношей. По-видимому, он обусловлен школьной программой и лишь отчасти наличием собственного жизненного опыта. Среди исторических персон, являющихся авторитетом для молодых людей, множество политиков, военачальников и гораздо меньше ученых и художников. Кроме того, доля современников составила примерно половину.

Рейтинг популярности исторических личностей:

• у юношей: И.В. Сталин, Петр I, Г.К. Жуков, Николай II, А. Эйнштейн, В.И. Ленин, В.В. Путин, Наполеон Бонапарт, Э. Че Гевара, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Иван Грозный, А. Гитлер, Александр Македонский, В.С. Высоцкий, И. Ньютон, Б. Паскаль, Александр Невский, Стив Джобс, Курт Кабейн, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи;

• у девушек: У. Шекспир, Гай Юлий Цезарь, Иван Грозный, Александр Невский, Петр I, Д.И. Менделеев, И. Ньютон, С.В. Ковалевская.

Интерес к выдающимся историческим персонам отсутствует у 28,84% юношей и 38,46% девушек. Исследование показало, что юноши более последовательны при ответе на вопрос: «Может ли факт из жизни великого человека, жившего задолго до Вас, послужить примером для подражания?». Де-

вушки, видимо, в силу наибольшей импульсивности, показывают более высокий результат. Факт из жизни великого человека может послужить примером для подражания для 73,07% юношей и 92,30% девушек.

Как следствие возник вопрос о мотивах поступков великих людей, привлекающих внимание молодых людей (табл. 3).

Таблица 3

Интерес к мотивам поступков выдающихся исторических личностей

Исследуемый параметр Показатель, % (юноши) Показатель, % (девушки)

Спасение людей 51,92 46,15

Проявление щедрости 9,61 3,84

Благотворительность 11,53 1,92

Любовь к Родине 55,76 84,61

Интерес к выдающимся историческим личностям и их деятельности обусловлен, скорее всего, имеющимся у большинства молодых людей представлением о личностных качествах великих людей. Кроме того, большинство респондентов считают, что «гений и злодейство совместимы»: в этом убеждены 94,23% юношей и 100% девушек.

Мы предположили, что привел к такому результату большой негативный информационный поток СМИ. Однако полученные нами результаты опроса его не подтверждают. Негативные факты из жизни выдающихся исторических персон, транслируемые в средствах массовой информации, интересуют только 13,46% юношей и 53,84% девушек. Устный опрос показал, что лишь небольшая часть юношей (13,36%) и немногим большая - девушек (23,07%) склонны обсуждать сомнительные подробности из жизни известных людей с друзьями.

Рассматривая качество информации о выдающихся деятелях современного искусства, транслируемой в СМИ, молодые люди оценивают ее по-разному, наиболее категоричны юноши. 17,30% юношей и 46,15% девушек считают информацию, транслируемую в средствах массовой информации, позитивной; 46,15% и 23,07% соответственно - негативной; 17,30% юношей считают, что большинство информации в СМИ вообще транслировать нельзя. Кроме того, 32,69% юношей и 30,76% девушек убеждены, что большинство транслируемой информации вредно для молодежи. Данное мнение складывается из имеющегося у молодых людей жизненного опыта.

Одним из аспектов исследования выбрано отношение к качеству телевизионных трансляций. Интересен факт, что телевизионный канал «Культура» популярен среди 30,76% юношей и 46,15% девушек. Рейтинг популярности телевизионных каналов выстраивается следующим образом: СТС, ТНТ, НТВ, МузТВ, MTV, Спорт, Дискавери, Россия, Comedy. 10% опрошенных вообще не любят смотреть телевизионные передачи.

Парадоксальным оказался и другой рейтинг популярности исторических персон. В сравнении с результатами, полученными при оценке интереса к выдающимся историческим личностям, обусловленным, по нашему мнению, объективным интересом обучающихся к учебному материалу, при рассмотрении следующего параметра исследования мы получили неожиданный результат, который базируется, видимо, на жизненном опыте, приобретаемом в основном за пределами учебных заведений.

Мы предложили лицеистам спроектировать следующую ситуацию: «Вы -крупный бизнесмен, оказавшийся по делам в развитой европейской стране; кого из отечественных исторических персон Вы бы упомянули для придания веса и значимости собственной персоне». Вот какой результат был нами получен (персоны расположены по мере убывания популярности):

• у юношей - П.И. Чайковский, Р.А. Абрамович, И.В. Сталин, М.И. Кутузов, М.А. Булгаков, Петр I, А.Д. Сахаров, М.Б. Ходорковский, Г.К. Жуков, М.В. Ломоносов, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, В.В. Путин, А.С. Пушкин, Ю.А. Гагарин, К.Э. Циолковский, Ф.И. Шаляпин, В.И. Ленин;

• у девушек - М.Ю. Лермонтов, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, А.И. Солженицын, Ф.М. Достоевский, Ю.А. Гагарин, М.С. Горбачев.

Искать причину низкого культурного уровня и уровня музыкальной культуры, а также усматривать причину искажения ценностных ориентаций молодежи только в качестве информационного потока СМИ некорректно. Более того, очевидно, что юноши и девушки реально оценивают достоинства той или иной исторической личности и соотносят это отнюдь не с информацией, получаемой ими из медиа источников, а с мировыми представлениями об истинных ценностях всемирного культурного наследия, политических и научных достижений.

Предваряя слушание классической музыки, мы выяснили, как молодые люди относятся к звучанию классических музыкальных инструментов. Наиболее разнообразно оценивают воздействие на человека звучания классических инструментов юноши. Далее представлены наиболее часто встречающиеся характеристики:

• у юношей - положительно, успокаивает, помогает при решении сложных проблем, раскладывает мысли по полкам, благоприятно, сильно влияет на настроение, наталкивает на важные мысли, позитивно, вызывает интерес, рождает чувства и эмоции, вдохновляет, укрепляет уверенность в себе, трогает;

• у девушек - положительно, позитивно, умиротворяет, успокаивает, благоприятно.

В данном исследовании предпринята попытка выяснить, может ли классическая музыка вызывать у молодых людей такие же эмоции, как и нравящаяся им современная. Утвердительно ответили 42,30% юношей и 53,84% девушек.

При сопоставлении особенностей влияния классической и современной музыки на молодых людей нельзя не обратить внимание на то, что наиболее высокие показатели в оценке классики отданы интеллектуальной и эмоциональной сферам («расширяет кругозор», «развивает эмоциональность», «заставляет задуматься»), ценности же современной музыки более утилитарны («доставляет удовольствие», «улучшает настроение»). Получены следующие результаты (табл. 4).

Таблица 4

Оценка влияния музыки на человека

Юноши (%) Девушки (%)

Исследуемый параметр Классическая музыка Современная популярная Классическая музыка Современная популярная

музыка музыка

Расширяет кругозор 26,92 15,38 23,07 7,69

Развивает эмоциональность 38,76 23,07 61,53 38,46

Доставляет удовольствие 50,00 76,92 46,15 69,23

Улучшает настроение 15,38 63,46 26,92 76,92

Заставляет задуматься 50,00 22,69 38,46 20,76

Кроме того, исследование показало, что в необходимости слушать классическую музыку убеждены 92% лицеистов, однако их мотивация различна. В том что слушать классику необходимо, так как она имеет мировое

признание, убеждены 53,84% юношей и 76,92% девушек; 38,46% юношей и 15,38% девушек утверждают, что уважающему себя культурному современнику стыдно не слушать классическую музыку. Сам процесс восприятия классической музыки обусловлен, по мнению лицеистов, наличием или отсутствием программы. Программную музыку легче воспринимают 71,15% юношей и 100% девушек.

Нами было изучено отношение молодых людей к известности соотечественников-музыкантов. Мировое признание мастеров русской музыки влияет на молодых людей определенным образом:

• вызывает чувство гордости (юноши - 80,76%, девушки - 76,92%);

• оставляет равнодушным (юноши - 19,23%, девушки - 23,07%).

Итак, несмотря на низкий уровень музыкальной просвещенности, влияющей на культурный уровень, интересен тот факт, что чувство патриотизма развито у молодых людей достаточно сильно и это может послужить мотивом к музыкальному просвещению.

С опорой на полученные результаты исследования определены мотивы, побуждающие аудиторию к знакомству с классической музыкой, в частности, с творчеством отечественного композитора, С.С. Прокофьева:

• доминантный интерес лицеистов к сюжетно-образной сфере музыкальных произведений;

• отношение обучающихся к истории любви Ромео и Джульетты;

• отношение респондентов к поступкам великих людей;

• оценку лицеистами качества информации в современных СМИ;

• представления молодых людей об истинных ценностях всемирного культурного наследия;

• качественные характеристики влияния звука классических инструментов на человека;

• различия влияния классической и современной музыки на личность слушателя;

• убежденность лицеистов в необходимости слушания классической музыки;

• чувство патриотизма обучающихся.

Для исследования уровня эмоциональной отзывчивости и адекватности восприятия средств музыкальной выразительности мы использовали музы-

кальный материал Сюиты из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева. Как оказалось, ни один респондент не соотносит легендарный сюжет истории любви Ромео и Джульетты с творчеством композитора. Более того, исследование показало и неоднозначное отношение респондентов к самой трагедии. Так, у 13,46% юношей и 23,07% девушек она вызывает лишь сочувствие; 25,00% юношей и 7,69% девушек считают ее глупостью; 61,54% юношей и 69,23% девушек считают ее историей величайшей любви.

Цель эксперимента: доказать эффективность механизма влияния классической музыки с использованием музыкального наследия С.С. Прокофьева на формирование ценностных ориентаций лицеистов. Для проведения эксперимента подготовлена лекция-дискуссия о жизни и творчестве С.С. Прокофьева [3; 6], которая проведена для обучающихся 10 и двух 11 классов.

После ознакомления с музыкальным материалом, который был подкреплен видеорядом, адекватность восприятия классической музыки была продемонстрирована следующим образом: 67,30% юношей и 76,92% девушек заявили, что им абсолютна понятны страдания Ромео и Джульетты, благодаря тем средствам музыкальной выразительности, которые использовал в своем произведении С.С. Прокофьев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью рефлексии лицеистам было предложено предать свое эмоциональное состояние, пережитое в процессе слушания Сюиты из балета «Ромео и Джульетта» в форме мини-эссе «Слушая С.С. Прокофьева...».

Полученные нами результаты подтвердили гипотезу исследования: процесс формирования ценностных ориентаций находится в прямой зависимости от музыкального просвещения, влияющего прежде всего на развитие эмоциональной сферы личности.

Далее предлагаются некоторые выдержки из мини-эссе лицеистов на тему: «Слушая С.С. Прокофьева.».

«Музыка С.С. Прокофьева наполнила меня эмоциями, которые я ранее не испытывал».

«Передо мной будто яркие вспышки. Это знамения. Будет страшная трагедия».

«Я вижу Ромео и Джульетту в объятиях друг друга. Каждая минута, проведенная вместе, для них - огромное счастье».

«В моем сознании непрерывно всплывают мрачные батальные сцены. Землю поглощает тьма...».

«В музыке невыносимый накал, в голове - «Девятый вал» И. Айвазовского... Прокофьев говорит нам, что любовь победила смерть, потому что память о ней в наших сердцах».

«Сначала я подумал, что случилось нечто непоправимое, но затем появилась надежда. Потом сменяющиеся картины природы. Почему-то подумал: «Вот так звучит радость бытия. ».

«Сердце учащенно бьется. Такой фонтан эмоций. Кажется, что сейчас взорвется бомба, и поток страстей заполонит планету. Любовь сделала Ромео и Джульетту бессмертными».

«Чувства перемешиваются, внутри все сжимается, как будто происходит все именно с тобой».

В процессе дальнейшего обсуждения прослушанной музыки, лицеистами высказаны пожелания дальнейшего знакомства с образцами классической музыки отечественных авторов.

По прошествии трех месяцев, на очередной встрече в рамках знакомства с классической музыкой, в процессе устной беседы, отмечен устойчивый эмоциональный отклик обучающихся к услышанной музыке. Лицеисты четко описывали свои впечатления, апеллируя к именам и собственным названиям, использованным в лекции. Музыка, таким образом, как самый любимый вид искусства молодежи способна предлагать путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил в противовес негативу современной жизни.

Самой сложной задачей педагогов и наставников, на наш взгляд, сегодня является формирование мотивации к знакомству с классической музыкой. А эффективным средством в реализации этой задачи является классическая музыка, позволяющая молодому человеку с использованием уже имеющегося у него жизненного опыта оценивать события и факты из жизни великих композиторов и анализировать сюжетно-образную сферу музыкальных произведения с точки зрения общечеловеческих ценностей.

В нашем исследовании классическое музыкальное наследие (на примере творчества С.С. Прокофьева) явилось средством развития эмоционального восприятия, привития любви к музыкальному искусству, воспитания потреб-

ности в различных образцах художественной музыки, музыкальной наблюдательности, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни. Важное место и значительная роль классической музыки в формировании ценностных ориентаций, как показало исследование, определяется историческими фактами и многофункциональностью музыкального искусства. Уровень эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки зависит от аудитории слушателей и их мотивации.

Важным фактором формирования ценностных ориентаций молодежи является уровень музыкальной культуры, с повышением которого возрастает общий культурный уровень личности; существенную, но не решающую роль в формировании ценностных ориентаций, играет семья.

Только конкретное знание музыкальных предпочтений молодежи, в том числе многоаспектные социологические исследования, могут обеспечить успех в воспитании избирательного, критического отношения к различным течениям в музыке, а реализация предложенных направлений в комплексе будет способствовать эффективному использованию механизма влияния классического музыкального наследия на формирование ценностных ориентаций молодежи.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2000. № 12.

2. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. М.: Юрайт, 2000.

3. Мартынов И.С. С. Прокофьев. Жизнь и творчество. М., 1974.

4. ПлатекЯ.М. На музыкальных просторах // Музыкальная жизнь. 2001. №2 10.

5. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социологические исследования. 2000. № 2.

6. Савкина Н.П. С.С. Прокофьев. М., 1982.

R E F E R E N C E S

1. Gavrilyuk V. V., Trikoz N.A. The Dynamics of Value Orientations in the Period of Social Transformation (Generated Approach) // Sociological Research. 2000. No 12.

2. Georgieva T.S. Russian culture: history and modernity. M.: Yurayt, 2000.

3. MartynovI.S. S. Prokofiev. Life and art. M., 1974.

4. Platek Ya.M. On musical open spaces // Musical life. 2001. No 10.

5. Selivanova Z.K. Life and sense orientation of adolescents // Sociological research. 2000. No 2.

6. Savkin N.P. S.S. Prokofiev. M., 1982.

_26 февраля 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.