Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения пациентов к своему здоровью как педагогическая задача врачей-педиатров'

Формирование ценностного отношения пациентов к своему здоровью как педагогическая задача врачей-педиатров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / ценностное отношение к здоровью / педагогическая задача / врач-педиатр / health / value attitude to health / pedagogical task / pediatrician.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яцевич Наталья Анатольевна

В содержании статьи автор демонстрирует свою позицию по поводу значимости педагогических задач в профессиональной деятельности врачей-педиатров по формированию ценностного отношения пациентов к своему здоровью. Здоровье российских граждан является не только личностным, но и государственным ресурсом. Исследователями различных областей научного знания доказано взаимовлияние здоровья как широкого феномена и уровня развития государства. Наблюдающийся рост показателей ухудшения здоровья населения России в последние десятилетия привел к принятию многочисленных государственных мер, направленных на его восстановление, сохранение и профилактику болезней, развитие здоровьесберегающих технологий и актуализацию проблемы формирования ценностного отношения людей к своему здоровью. Особенно это касается подрастающего поколения как будущего потенциала страны. Все эти задачи призваны решать специалисты различных сфер деятельности. В частности, врачам-педиатрам принадлежит особая роль в формировании ценностного отношения детей к своему здоровью как одной из педагогических задач их профессиональной деятельности. Проведенное теоретическое исследование позволяет сделать вывод о значимости педагогических знаний специалистов, позволяющих им успешно решать задачи, направленные на формирование ценностного отношения людей к своему здоровью. Продуктивное педагогическое взаимодействие врачей с пациентами способствует реализации государственных инициатив по повышению уровня здоровья населения, качества и продолжительности их жизни, что в конечном итоге приведет к процветанию России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яцевич Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATIENTS’ VALUE ATTITUDE TO THEIR HEALTH AS A PEDAGOGICAL TASK OF PEDIATRICIANS

In the content of the article, the author demonstrates his position on the importance of pedagogical tasks in the professional activities of pediatricians to form the value attitude of patients to their health. The health of Russian citizens is not only a personal resource, but also a state resource. Researchers in various fields of scientific knowledge have proved the mutual influence of health as a broad phenomenon and the level of development of the state. The observed increase in the deterioration of the health of the Russian population in recent decades has led to the adoption of numerous state measures aimed at its restoration, preservation and prevention of diseases, the development of health-saving technologies and the actualization of the problem of forming people’s value attitude to their health. This is especially true for the younger generation as the future potential of the country. All these tasks are designed to be solved by specialists in various fields of activity. In particular, pediatricians play a special role in the formation of children’s value attitude to their health as one of the pedagogical tasks of their professional activity. The theoretical study allows us to conclude about the importance of pedagogical knowledge of specialists, which allows them to successfully solve problems aimed at forming people’s value attitude to their health. Productive pedagogical interaction between doctors and patients contributes to the implementation of government initiatives to improve the level of public health, the quality and duration of their lives, which will ultimately lead to the prosperity of Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения пациентов к своему здоровью как педагогическая задача врачей-педиатров»

Формирование ценностного отношения пациентов к своему здоровью как педагогическая задача врачей-педиатров

Яцевич Наталья Анатольевна,

ассистент, кафедра общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет E-mail: nyazevich@gmail.com

В содержании статьи автор демонстрирует свою позицию по поводу значимости педагогических задач в профессиональной деятельности врачей-педиатров по формированию ценностного отношения пациентов к своему здоровью. Здоровье российских граждан является не только личностным, но и государственным ресурсом. Исследователями различных областей научного знания доказано взаимовлияние здоровья как широкого феномена и уровня развития государства. Наблюдающийся рост показателей ухудшения здоровья населения России в последние десятилетия привел к принятию многочисленных государственных мер, направленных на его восстановление, сохранение и профилактику болезней, развитие здоровьесберегающих технологий и актуализацию проблемы формирования ценностного отношения людей к своему здоровью. Особенно это касается подрастающего поколения как будущего потенциала страны. Все эти задачи призваны решать специалисты различных сфер деятельности. В частности, врачам-педиатрам принадлежит особая роль в формировании ценностного отношения детей к своему здоровью как одной из педагогических задач их профессиональной деятельности. Проведенное теоретическое исследование позволяет сделать вывод о значимости педагогических знаний специалистов, позволяющих им успешно решать задачи, направленные на формирование ценностного отношения людей к своему здоровью. Продуктивное педагогическое взаимодействие врачей с пациентами способствует реализации государственных инициатив по повышению уровня здоровья населения, качества и продолжительности их жизни, что в конечном итоге приведет к процветанию России.

Ключевые слова: здоровье; ценностное отношение к здоровью; педагогическая задача; врач-педиатр.

о

U

со

см

см

Z

384

Здоровье человека является безусловной ценностью, свойством личности и социальным феноменом, что обуславливает особое внимание государства к состоянию здоровья населения. Наряду с уровнем образования, профессиональной квалификацией, здоровье является важнейшим свойством кадрового ресурса страны, так как оказывает влияние на экономическое благополучие государства, его социальное развитие. С точки зрения экспертов Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья населения и экономический рост государства находятся в двусторонней взаимосвязи. Развитая экономика страны влияет на уровень жизни населения и качество его здоровья, в свою очередь здоровье трудовых кадров определяет экономическое благополучие государства [1].

Еще одним аспектом влияния здоровья трудового населения на экономическую ситуацию в стране являются показатели производительности труда, объем продукции промышленных предприятий, и как следствие, рост национального дохода. Экономические потери в связи с издержками на оказание медицинской помощи, с выплатами пособий по социальному страхованию при временной утрате трудоспособности, с расходами на пенсии по инвалидности также демонстрируют теснейшую связь экономического развития страны и здоровья населения [14].

Анализ статистики состояния здоровья российских граждан в третьем десятилетии XXI века показывает многочисленные проблемы общественного здоровья: рост уровня злокачественных, хронических заболеваний, снижение продолжительности жизни (70,1 года), высокая смертность населения, ухудшение эпидемической ситуации по ВИЧ-инфекции, проблемы с репродуктивным здоровьем, снижение рождаемости, увеличение численности детей-инвалидов, ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения [8,9,10].

Одной из причин ухудшения здоровья граждан является непонимание ценности здоровья как феномена, определяющего качество и успех жизни, по причине особой ментальности, сформировавшейся в социалистический период нашего государства, когда забота о здоровье населения лежала на нем. Решение проблемы индивидуального и общественного здоровья электората современной России невозможно без консолидации усилий государства, общественности и самих граждан.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в качестве основных приоритетов в сфере разви-

тия здравоохранения рассматривает: сохранение и укрепление здоровья населения, формирование культуры здорового образа жизни, мотивацион-ных установок на здоровьесберегающее поведение, ответственного отношения к здоровью, изменение моделей поведения, профилактику заболеваний, внедрение инновационных технологий в здравоохранение и образование [12].

Индивидуальное здоровье обеспечивает профессиональное, физическое долголетие человека, его конкурентоспособность, психологическое благополучие, являясь абсолютной и непреходящей ценностью. Ценностное отношение человека к своему здоровью иллюстрирует понимание его значимости как важного условия качества жизни, самоактуализации, выступает внутренним стимулом поведения, направленного на его сохранение [17].

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ здоровье определяется не только как отсутствие болезней или иных дефектов, но как слагаемое душевного, физического, социального благополучия [15]. Здоровье и здоровый образ жизни - это комплексные, многокомпонентные понятия, включающие многочисленные взаимосвязанные элементы, оказывающие непропорциональное воздействие, среди которых: образовательный, технологический, ценностный, оценочный. Задачи по формированию ценностного отношения пациентов к своему здоровью решают специалисты разных направлений, но особая роль принадлежит врачам-педиатрам, которые реализуют психолого-педагогический вид деятельности в медицинской практике.

Формирование физического и психического здоровья, а также свойств личности и характера происходит в раннем возрасте. Освоенные в этот период знания, умения и навыки здорового образа жизни в будущем позволят ребенку сформировать ценностное отношение к здоровью, а также поведенческие стратегии реализации физических, психических, социальных компонентов здоровья. Это становится возможным в результате педагогического обучения здоровью с раннего детства. [6,7].

Для воспитания ценностного отношения к здоровью педагогическая наука предлагает различные концепции, которые отличаются способами достижения цели, видами мотивационных установок, типами агентов влияния, среди них: деятель-ностная [11], системно-целостная [2], социокульту-рологическая [3].

Педагогическая ориентация на здоровье происходит на основе формирования понимания ребенком здоровья как базовой ценности. В обучении и воспитании детей понятие «ценностное отношение к здоровью» должно соответствовать компонентам здоровья и быть наполнено шагами, понятными ребенку [16].

Педагогический смысл профессиональной деятельности врачей-педиатров состоит в обучении различным профилактическим и лечебным проце-

дурам, в развитии у пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья детей. Формы и методы работы с семьей должны отличаться современностью, наглядностью, соответствовать возрастным особенностям пациентов и их актуальным потребностям, быть направленными на решение комплекса задач просветительского характера [4].

Для решения педагогических задач врачу-педиатру необходимо использовать результаты диагностики, включенное наблюдение, свои рефлексивные способности, внимательность, эмпа-тию, личностные ресурсы: умение устанавливать эмоциональный контакт с пациентом, осуществлять педагогическое взаимодействие. Системность профессиональной деятельности врача-педиатра состоит в целостном восприятии пациента как субъекта взаимодействия, учитывая его возрастные, индивидуальные, социокультурные и иные особенности [13].

Педагогический аспект профессиональной деятельности врача-педиатра предполагает прохождение последовательных этапов: сбор и анализ информации об образе жизни и индивидуальности пациента, о понимании им состояния своего здоровья; составление индивидуального плана лечения; обсуждение профилактических мероприятий, изучение потенциала пациента в желании учиться этому; оценка результатов взаимодействия с пациентом для решения медицинских и педагогических задач. Безусловно, продуктивность взаимодействия врача-педиатра с пациентом требует не только сформированных профессиональных медицинских компетенций, но педагогических знаний и умений, к которым, в частности, относится рефлексия как оценка своей работы [5].

Результатом продуктивного решения педагогических задач в профессиональной деятельности врача-педиатра будет рассматриваться рост внимания пациентов к своему здоровью, их ориентация на здоровый образ жизни и личностную ответственность, овладение пациентами умениями, помогающими преодолеть последствия заболеваний и предупреждать возникновение рецидивов заболеваний. Все эти тактики основаны на стойкой убежденности пациента в ценности здоровья.

Решение педагогических задач требует индивидуального подхода к пациенту в свете его возрастных и индивидуальных особенностей, уважения его личности, понимания социокультурной ситуации развития. Если речь идет о маленьких детях, то все эти меры реализуются во взаимодействии с родителями или представителями ребенка. Работа над педагогическими задачами сочетает обучение пациентов прикладным знаниям о здоровье и научение их навыкам и умениям здоровьесбе-режения. Педагогическое взаимодействие врача-педиатра с пациентом должно строиться на доверии, взаимопонимании, взаимной поддержке и готовности к совместному решению задач сохранения, восстановления здоровья и профилактике бо-

сз о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о т

О от

З

и о со

лезней. В педагогической деятельности специалиста происходит интеграция педагогических знаний и умений врача-педиатра в профессиональную деятельность, формируя новую социальную роль врача-педиатра [18].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что ценностное отношение пациента к своему здоровью является основой профилактики заболеваний, здоровьесберегающего поведения и здорового образа жизни. Роль врача-педиатра в формировании такого отношения пациента к своему здоровью сложно переоценить, так как его профессиональные знания и личностные качества работают на понимание пациентом важности здоровья. Сформированное у пациента понимание ценности своего здоровья является педагогической задачей профессиональной деятельности врача-педиатра и достигается за счет развитых педагогических знаний и умений, продуктивного педагогического взаимодействия с пациентом. Здоровье граждан России, понимающих его ценность, обеспечивает качество их жизнедеятельности и, как следствие, процветание и развитие государства.

Литература

1. ЗиИгске М., МсКее М., Rocco L. Инвестиции в здоровье: ключевое условие успешного экономического развития стран Восточной Европы и Центральной Азии. - Копенгаген: Всемирная организация здравоохранения. - 2008. -274 с.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Н.М. Борытко; -Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

3. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном контексте раннесоветской эпохи: аксиология и социальные практики / И.М. Быховская // Вестник РГГУ. - 2019. - № 8. - С. 6582.

4. Васильева Е.Ю., Гайкина М.Ю., Тагае-ва Т. В. Педагогика в клинической практике врача. Учебное пособие. - 2017. - 118 с.

5. Васильева Е.Ю., Свистунов А.А. Механизм аттестации преподавателей медицинского вуза: учебное пособие. - 2012. - 273 с.

6. Гаврилова И.А и др. Современные здоро-вьесберегающие технологии в дошкольном образовании. Монография / И.А. Гаврилова; -Москва: Флинта,- 2016. - 264 с.

7. Головинова А.А. Анализ педагогических характеристик понятия «здоровый образ жизни дошкольников» как неотъемлемой части здоровьесберегающей компетентности будущих воспитателей / А.А. Головинова // Вестник донецкого национального университета. -2021. - № : 1. - С. 141-154.

8. Здоровье населения и качество жизни: электронный сборник материалов IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции под редакци-

ей з.д.н. РФ проф. В.С. Лучкевича. - СПб. -2022. - 348 с.

9. Здравоохранение в России. 2021: статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики; редкол.: П.А. Смелов и др. - 2021. С. 171. https://rosstat.gov.ru/stor-age/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf

10. Здравоохранение России 2022-2023 гг.: неотложные меры в условиях особого положения в экономике и социальной сфере. Проблемы и предложения. - Вестник ВШОУЗ. - 2022. -№ 2.- С. 4-21.

11. Каган М.С. Формирование личности как синер-гетический процесс / М.С. Каган // Обсерватория культуры. - 2005. - № 2. - С. 4-10.

12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. http://govern-ment.ru/info/6217/

13. Педагогические составляющие деятельности врача: учебно-методическое пособие // сост.: А.Ф. Амиров, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова. - Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. - 2017. -107 с.

14. Самутин К.А. Здоровье населения как составной элемент экономической политики государства / К.А. Самутин // Российское предпринимательство. - 2012. - № 11. - С. 131-136.

15. Устав (конституция) Всемирной организации здравоохранения. - Издательство «Медицина». - ВОЗ. Женева. - 1968. - 26 с.

16. Хакимова Г. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Г.А. Хакимо-ва. - Екб., 2004. - 159 с.

17. Шмойлова Н.А. Формирование ценностного отношения к здоровью: психолого-педагогический аспект / Н.А. Шмойлова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. -2020. - № 3. - С. 76-88.

18. Шурупова Р.В., Макарова И.И. О специфике социальной роли врача педагога. / Р.В. Шурупова, И.И. Макарова // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». -2011. -№ 1. - С. 132-133.

FORMATION OF PATIENTS' VALUE ATTITUDE TO THEIR HEALTH AS A PEDAGOGICAL TASK OF PEDIATRICIANS

Yatsevich N.A.

St. Petersburg State Pediatric Medical University

In the content of the article, the author demonstrates his position on the importance of pedagogical tasks in the professional activities of pediatricians to form the value attitude of patients to their health. The health of Russian citizens is not only a personal resource, but also a state resource. Researchers in various fields of scientific knowledge have proved the mutual influence of health as a broad phenomenon and the level of development of the state. The observed increase in the deterioration of the health of the Russian population in recent decades has led to the adoption of numerous state measures aimed at its restoration, preservation and prevention of diseases, the development of health-saving technologies and the actualization of the

problem of forming people's value attitude to their health. This is especially true for the younger generation as the future potential of the country. All these tasks are designed to be solved by specialists in various fields of activity. In particular, pediatricians play a special role in the formation of children's value attitude to their health as one of the pedagogical tasks of their professional activity. The theoretical study allows us to conclude about the importance of pedagogical knowledge of specialists, which allows them to successfully solve problems aimed at forming people's value attitude to their health. Productive pedagogical interaction between doctors and patients contributes to the implementation of government initiatives to improve the level of public health, the quality and duration of their lives, which will ultimately lead to the prosperity of Russia.

Keywords: health; value attitude to health; pedagogical task; pediatrician.

References

1. Suhrcke M., McKee M., Rocco L. Investment in health: a key condition for successful economic development in Eastern Europe and Central Asia. - Copenhagen: World Health Organization. - 2008. - 274 p.

2. Borytko N.M. In the space of educational activities: Monograph / N.M. Borytko; - Volgograd: Peremena, 2001. - 181 p.

3. Bykhovskaya I.M. "The corporeal man" in the sociocultural context of the early Soviet era: axiology and social practices / I.M. Bykhovskaya // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. - 2019. - No. 8. - P. 65-82.

4. Vasilyeva E. Yu., Gaikina M. Yu., Tagaeva T.V. Pedagogy in the clinical practice of a doctor. Tutorial. - 2017. - 118 p.

5. Vasilyeva E. Yu., Svistunov A.A. Mechanism for certification of teachers of a medical university: textbook. - 2012. - 273 p.

6. Gavrilova I.A. et al. Modern health-saving technologies in preschool education. Monograph / I.A. Gavrilova; - Moscow: Flinta,- 2016. - 264 p.

7. Golovinova A.A. Analysis of the pedagogical characteristics of the concept "healthy lifestyle of preschoolers" as an integral part of the health-preserving competence of future educators / A.A. Golovinova // Bulletin of Donetsk National University. -2021. - No.: 1. - P. 141-154.

8. Population health and quality of life: electronic collection of materials from the IX All-Russian scientific and practical conference with international participation, edited by Z.D.S. RF prof. V.S. Luchkevich. - St. Petersburg. - 2022. - 348 p.

9. Healthcare in Russia. 2021: statistical collection // Federal State Statistics Service; Editorial Board: P.A. Smelov et al. -2021. P. 171. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdra-voohran-2021.pdf

10. Healthcare in Russia 2022-2023: urgent measures in the context of a special situation in the economy and social sphere. Problems and suggestions. - VSHOUZ Bulletin. - 2022. -No. 2. - P. 4-21.

11. Kagan M.S. Personality formation as a synergetic process / M.S. Kagan // Observatory of Culture. - 2005. - No. 2. -P. 4-10.

12. Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020. Order of November 17, 2008 No. 1662-r. http://government.ru/info/6217/

13. Pedagogical components of a doctor's activity: educational and methodological manual // compiled by: A.F. Amirov, O.V. Ku-dashkina, E. E. Lipatova. - Publishing house of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education BSMU of the Ministry of Health of Russia. - 2017. -107 p.

14. Samutin K.A. Population health as an integral element of the state's economic policy / K.A. Samutin // Russian entrepreneur-ship. - 2012. - No. 11. - P. 131-136.

15. Charter (constitution) of the World Health Organization. - Publishing house "Medicine". - WHO. Geneva. - 1968. - 26 p.

16. Khakimova G.A. Pedagogical conditions for the formation of a value-based attitude to health in children of senior preschool age: dis. Ph.D. ped. Sciences: 13.00.07 / G.A. Khakimova. -Ekb., 2004. - 159 p.

17. Shmoilova N.A. Formation of a value attitude towards health: psychological and pedagogical aspect / N.A. Shmoilova // Issues of mental health of children and adolescents. -2020. -No. 3. - P. 76-88.

18. Shurupova R.V., Makarova I.I. On the specifics of the social role of a doctor-teacher. / R.V. Shurupova, I.I. Makarova // Journal of scientific articles "Health and education in the 21st century". -2011. - No. 1. - P. 132-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.