УДК 372.881.161.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Дронь Е. Н. Формирование ценностного отношения к Слову на уроках словесности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. - С. 109-116. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/26dec2022/kvo110/
Дронь Елена Николаевна | [email protected]
Методист кафедры общего образования
Калининградский областной институт развития образования Калининград,Россия
Формирование ценностного отношения к Слову на уроках словесности
Аннотация. Каждый учитель в своей деятельности преследует несколько целей: передача предметных знаний, когнитивное развитие учеников, формирование метапредметных навыков, нравственное воспитание школьников. Последнее предполагает формирование ценностной сферы личности. В статье раскрывается значение уроков русского языка и литературы в формировании важнейших аксиологических понятий, являющихся одним из компонентов ценностной сферы.
Смысл нравственных понятий раскрывает школьникам систематическая лексическая, этимологическая работа над словами, являющимися ценностными понятиями; работа над образом слова; выполнение лексико-семантических, лек-сико-фразеологических, структурно-семантических упражнений. Эти формы работы особенно эффективны на уроках словесности.
Об одном из таких уроков словесности рассказано в статье. Урок «Северный чародей» был посвящен знаменитому архангельскому сказочнику С. Г. Писахову
и анализу его сказки «Морожены песни». В статье описаны использованные на уроке приемы словарно-стилистичес-кой работы и словесного рисования и раскрыта их роль в формировании ценностных ориентаций личности школьников. На любом уроке словесности такие формы работы превращают то слово, которое анализируют ученики, в аксиологическое понятие и одновременно позволяют воспитывать у школьников отношение к слову как к ценности.
По мысли автора статьи, на уроках словесности художественное слово является одновременно и объектом анализа, и средством формирования аксиологической сферы личности школьников. Уроки словесности наряду с понятиями «Родина», «семья», «любовь», «творчество» органично вводят в аксиологическую систему школьника и само Слово, помогают осознать его как ценность.
Ключевые слова: ценностные понятия, система ценностей, Слово, урок словесности, лексический анализ, стилистический анализ, словесное рисование.
УДК 372.881.161.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Дронь Е. Н. Формирование ценностного отношения к Слову на уроках словесности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. - С. 109-116. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/26dec2022/kvo110/
Целью педагогической деятельности каждого учителя является формирование у учащихся как предметных знаний и навыков, так и навыков общения, работы с информацией, умений работать в группе, мыслить аналитически и творчески — тех универсальных умений, которые помогут детям жить в социуме и найти свое место в профессиональном мире. Не менее, а в каком-то смысле более значимы и другие умения: различать добро и зло, жить осмысленно (иметь цель в жизни), оставаться человеком. Эти умения, строго говоря, трудно назвать умениями. В социологии и психологии они называются ценностными установками, в философии — аксиологическими, онтологическими основами жизни человека и составляют ценностную сферу его личности. Задачу ее формирования также ставит перед собой каждый учитель.
Воспитание Человека, гармоничной личности, эстетическое развитие и развитие патриотических и гражданских чувств всегда были и остаются приоритетными задачами для учителя. Сегодня обозначенные направления в деятельности учителя актуализированы в обновленном ФГОС [1] и в Примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций [2]. Согласно Примерной программе, в основных направлениях воспитательной работы нашли отражение главные ценности, которые должны быть сформированы у современного школьника. Это ценности человека, семьи, Родины, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, природы, культуры, красоты, труда. Этот
список аксиологем учителя русского языка и литературы обязательно продолжат, добавив: Слово, родное Слово.
Жизнь. Любовь. Семья. Родина. Дружба. Развитие. Слово. Как сделать так, чтобы эти слова не остались для учеников лишь «правильными» отвлеченными понятиями? Можно ли помочь ребятам осознать и принять такие важнейшие в культурно-историческом развитии России и русского человека ценности, как родная земля, родное слово, совместное дело, жертвенность, служение, смирение, прощение? Особое значение в решении этих непростых вопросов имеет работа учителей-филологов. Каждый урок русского языка и литературы — это возможность раскрыть учащимся смысл и красоту общечеловеческих и традиционных для России ценностей, следование которым сделает их жизнь осмысленной и ненапрасной; это возможность создать на уроке такие ситуации, в которых ребята смогут прожить эти ценности, наделить их личными смыслами и затем в соответствии с ними выстраивать каждый свой день и делать выбор в принципиальных ситуациях.
Систематическая лексическая, этимологическая работа над словами-цен-ностными понятиями, выполнение лексико-семантических, лексико-фразео-логических, структурно-семантических упражнений, работа над образом слова, составление энциклопедии одного слова — эти приемы открывают ученикам глубинные смыслы нравственных понятий и аксиологем. Вместе с тем они же
УДК 372.881.161.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Дронь Е. Н. Формирование ценностного отношения к Слову на уроках словесности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 109-116. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/26dec2022/kvo110/
позволяют воспитывать у школьников ценностное отношение к самому слову, показывают его красоту и силу.
В формировании ценностной сферы личности учеников именно у учителей русского языка и литературы, таким образом, есть уникальный помощник — Слово. Слово как лексема. И слово художественное. Последнее имеет особую силу, а работа с ним — особую ценность.
Ведь литература, язык, слово, устное и письменное, всегда формировали и формируют личность: и интеллектуальную сферу, и человечность, нравственность, и личную аксиологию. Чем богаче мир слова, в который мы, учителя, вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир: не только области внешнего общения или когнитивные функции, но их духовный мир. Вспомним Константина Дмитриевича Ушинского, назвавшего родное слово «неувядающим цветом всей духовной жизни» народа. Он писал: «Ребенок ... пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» [Цит. по: 3, с. 371].
Уроки, на которых ребята работают с художественным словом, по своему пафосу и методике приближаются к урокам словесности, а художественное слово становится одновременно и объектом анализа, и средством воспитания. На этих уроках работа выстраивается так, что лексический, этимологический, стилистический анализ слова открывает и идею текста, и ценность самого слова. Именно на таких уроках в произведениях русской
словесности ученики черпают традиционные для России духовно-нравственные ценности, а слово становится близким и живым образцом речи, чувств и поведения, источником духовных ценностей.
В качестве иллюстрации нашего тезиса представим фрагмент урока словесности по сказке С. Г. Писахова «Морожены песни», который был проведен в октябре текущего учебного года в 5-м классе.
Основные его этапы назовем пунктирно. На некоторых остановимся подробнее.
Урок был назван «Северный чародей».
После записи темы и постановки целей урока, вступительного слова учителя, рассказа о писателе был прочитан небольшой рассказ «От автора», предшествующий всем сборникам писаховских сказок. В нем С. Г. Писахов объясняет читателю, почему так любит народ сказки, сказителей, как рождаются и живут сказки в народе.
После беседы о сказочниках Русского Севера, о «плетении сказок» была проведена лексическая работа с авторскими определениями сказового творчества.
Далее в беседе было выяснено читательское восприятие детьми сказок С. Г. Писахова (любые из них ребята читали дома самостоятельно), сделан акцент на некоторых особенностях стиля этого автора.
Наконец, звучало выразительное чтение сказки «Морожены песни».
УДК 372.881.161.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Дронь Е. Н. Формирование ценностного отношения к Слову на уроках словесности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 109-116. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/26dec2022/kvo110/
Беседа выявляла и читательское восприятие сказки, и ее художественные особенности. Ученики отвечали на вопросы, выполняли такие задания:
- Понравилась ли вам сказка? Читали ли вы что-либо подобное по красоте, юмору, любви к слову?
- Почему вы смеялись?
- Чем необычна сказка?
- Перечитайте зачин. На что он настраивает слушателя?
- Правда ли то, о чем говорится в сказке? Какой прием использует сказитель? Какова цель использования здесь гиперболы и реалистического гротеска?
- Есть ли правда за метафорической, сказочной образностью замороженных слов? Давайте проверим.
Далее была организована аналитическая работа, главным образом словарная. Исследовались слова-льдинки разных героев сказки, произнесенные в различных ситуациях. Эпитеты учащиеся выписывали в тетради, объясняли, как они понимают эти определения, и, используя прием словесного рисования, описывали их.
- Какими словами-льдинками-новостями перебрасывались Анисья да сватья?
Запись: гладкие,
одно кисло слово, слова дыбом.
- Какие это слова? Объясните, как вы понимаете эти эпитеты? На что были похожи эти льдинки-слова?
- Как характеризует сказитель слова матерей?
Запись: круглые, ласковые, блестят,
звенят музыкой.
- Какими вы видите эти слова?
После того как ребята описали льдинки-слова, на уроке первый раз был использован прием, который условно назовем по аналогии с методом приемов естественно-научного цикла «лабораторная работа».
Ребятам была предложена ситуация: если бы вы говорили своим мамам слова, а они замерзали, какими бы были ваши «морожены слова» по цвету, свету, узору? Опишите.
Дети высказывались, после чего вновь была продолжена работа со словом С. Г. Писахова.
- Каким вы представляете себе песенное слово-льдинку? Опишите его.
- Каковы морожены песни на реке Уйме?
Дети выписывают: колечками,
отсвечивают цветом каменья драгоценного, светом радуги, узорное, кружевное, нарядное,
как белы птицы (женские песни),
УДК 372.881.161.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Дронь Е. Н. Формирование ценностного отношения к Слову на уроках словесности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. - С. 109-116. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/26dec2022/kvo110/
жемчуга, бриллианты-самоцветы (бабкина песня),
изумруды (внучкино вторенье), мужчины пели тяжело, но складно, песни с весом, песни с уважением,
проходящи мимо сторонились от тех песен.
- Чем отличаются морожены песни женщин и мужчин, бабки и внучки? Почему мужские песни были такими тяжелыми?
- Почему мужчины рассердились на заморского купца, решившего увезти морожены песни?
- Опишите льдинки-песни каждого героя.
- С каким чувством говорит Сеня Малина, сказитель, о песнях своего народа?
- Что можно сказать в связи с этим о самом сказителе? (Восторженные интонации, любовно-лукавые, ироничные передают гордость сказителя за русское слово, восхищение красотой песни, меткостью и бойкостью частушки, ласкового материнского слова, признание весомости слова мужского, усмешку на слово «кислое», «пустяковое», но «забористое». Те эпитеты, которыми Сеня Малина характеризует каждое слово героев, сам добрый тон повествования свидетельствуют об искренней любви сказителя к родному слову. Меткость, точность, но и тепло, если так можно сказать, авторских определений-характеристик живо рисуют перед нами образ самого Сени Малины, простого, но очень талантливого автора сказки.)
Далее выяснялось, какие стилистические особенности сказки свидетельствуют о том, что сказитель — это действительно Сеня Малина, а затем ребята размышляли над идейным смыслом сказки.
- Каков смысл метафоры «морожены песни»?
- В чем смысл сказки? (Слова — меткие, образные, живые. Они различны по цвету, форме, тяжести — различны по интонационному рисунку, чувству, в них переданному, выражают разное отношение к тому, о чем говорят и к тому, к кому обращены. «Замораживание» позволяет «увидеть» слово во всей его красоте и внутренней силе, а метафора «морожены песни» может быть отнесена к слову вообще. Слово — песнь народа.)
Отметим удивительный факт. С. Г. Писа-хов, живший и сочинявший свои сказки в первой половине ХХ века, чудесным образом предвосхитил и в художественной форме описал эксперимент, проведенный японским ученым Э. Масару в веке XXI: над плошками с водой произносили слова «любовь», «сострадание», «равнодушие», «дурак», включали музыку, звуки природы, вода замораживалась в криогенной камере, под микроскопом с двухсоткратным (какая перекличка с градусом мороза у Писахова (!)) увеличением рассматривался рисунок, структура льдинок. Какими разными они были! По-писаховски, в зависимости от произнесенного слова, — то «кружевные», «узорные», то «дыбом». Об этом эксперименте можно узнать из документального
УДК 372.881.161.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Дронь Е. Н. Формирование ценностного отношения к Слову на уроках словесности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. - С. 109-116. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/26dec2022/kvo110/
фильма «Вода»1. Если на уроке есть время, да и на любом другом уроке, на классном часу, стоит показать школьникам фрагменты этого фильма, особенно 10-12, 40-50 минуты фильма.
Вернемся к уроку.
После обсуждения идеи сказки вновь
проводили «лабораторную работу».
Ребятам было предложено «заморозить»
слова, записанные на доске:
доброта,
юмор,
любовь,
красота,
достоинство,
национальная гордость,
талант.
Учитель: «В классе 200° ниже нуля. Какие льдинки соскакивают с ваших уст, когда вы произносите эти слова? Опишите, каковы они по цвету, свету, блеску, узору».
Ребята описывали льдинки-слова. Затем отвечали на вопрос учителя: - Как вы думаете, почему именно эти слова я попросила вас «заморозить» и описать льдинку? (В них — суть сказки С. Г. Писахова, ее идейный, духовный, эстетический смысл.)
В самом конце урока размышляли, почему урок назван «Северный чародей».
Целью этого урока было
- показать духовный и нравственный смысл сказок С. Г. Писахова,
- воспитывать любовь к красоте, силе, меткости русского слова,
- развивать устную речь и творческое мышление учеников.
Думается, приемы исследовательской и творческой деятельности, использованные на уроке: анализ эпитетов, словесное рисование, «лабораторная работа»
- помогли ребятам почувствовать красоту, живость родного слова и воспринять эту красоту и силу не как отвлеченное мудрствование, а как нечто живое и близкое, помогли осознать, что родное слово обладает огромной нравственной и духовной силой.
Так, на уроках словесности лексико-сти-листическая работа с художественным словом в сочетании с другими приемами становится одним из средств воспитания ценностного отношения к Слову и тем ценностям, которые им именуются.
Невозможно не порадовать читателей данной статьи и не привести в ней работу ученицы, с нашей точки зрения, блестяще выполнившей домашнее задание после представленного урока. Оно состояло в том, что нужно было описать одно из слов, отражающих суть сказки, или важное для самого ученика слово. Вот что написала девочка.
1 «Вода» (реж. Анастасия Попова, 2006).
УДК 372.881.161.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Дронь Е. Н. Формирование ценностного отношения к Слову на уроках словесности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 109-116. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/26dec2022/kvo110/
Бабушка называет меня Любавинька, то есть Люба, Любовь, но ласково, по-бабушкиному.
И вот я представила, будто идем мы с бабушкой из школы домой. А мороз стоит градусов 200, а то и 225, и что мы ни скажем друг другу — слова вылетят и замерзнут. Их не слышно, а видно. У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет. Мы по льдинкам понимаем, что сказано, как сказано. Хотя на морозе не до бесед, конечно.
Мы слова беседные в себе пока храним, с языков не пускаем.
Да вот бабушка сказала что-то. Падает льдинка. Сама овальная, не плотная, легкая совсем, прозрачная, в колечушках вся, словно хрусталинка, резцом мастера-умельца разукрашенная.
Какое слово! Хоть морожено, да теплое! Видно, ласковое.
Пришли домой, растаяло слово-хрусталинка, прозвенело бабушкино — «Любавинька».
Люба С.
Список литературы
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL:
http://publication.pravo.qov.ru/ Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 07.11.2022).
2. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 года № 3/22) [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. — URL: https://fqosreestr.ru/uploads/files/8c8 92be1a8843726ae57424d381e76ba.pdf (дата обращения: 07.11.2022).
3. Ушинский, К. Д. Родное слово. Книга для учащихся / К. Д. Ушинский. — Новосибирск: «Детская литература», Сибирское отделение, 1997. — 459 с.
Elena N. Dron
Kaliningrad Regional Institute of the educational development Kaliningrad, Russia
Formation of the value attitude to the Word on Language Arts lessons
Abstract. Each teacher follows several purposes in his/her work: transmission of subject knowledge, cognitive development of students, formation of meta-subject skills, moral education of pupils. The latter involves the formation of the value sphere of the personality. The article reveals the importance of lessons of Russian language and Literature in the formation of the most
УДК 372.881.161.1
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Дронь Е. Н. Формирование ценностного отношения к Слову на уроках словесности // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 109-116. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2022/26dec2022/kvo110/
important axiological concepts, being one of the components of the value sphere.
The systematic lexical, etymological work on words, activities on the image of the word, performance of lexical-semantic, lexical-phraseological, structural-semantic exercises reveal the meaning of moral concepts to pupils being valuable notions. These forms of work are really effective on Language Art lessons.
This article presents one of those lessons. The lesson "The northern charmer" was devoted to the famous Arkhangelsk story-teller S. G. Pisakhov and the analysis of his tale "Frosted songs". Тhe article describes the implemented methods of word-stylistic work and word drawing in class. The role in the formation of value
Статья поступила в редакцию 09.11.2022; одобрена после рецензирования 20.11.2022; принята к публикации 28.11.2022.
orientations of the students' personality is described. These forms of work turn the word that pupils analyze into an axiological concept on all Language Art lesson. In parallel it allows to educate students' attitude toward the word as a value.
According to the author of this article, the artistic word is an object of the analysis and a means of forming the axiological sphere of pupils' personality on Language Arts lessons simultaneously. These lessons, along with the concepts "Motherland', "family", "love" "creativity", organically introduce the Word itself into the axiological system of the schoolchildren and help them realize it as a value.
Keywords: value concepts, system of values, Word, Language Arts lesson, lexical analysis, stylistic analysis, word drawing.
The article was submitted 09.11.2022; approved after reviewing 20.11.2022; accepted for publication 28.11.2022.