причин формирования зависимостей, особенностей поведения лиц, подверженных зависимости от психоактивных веществ, назначения и проведения экспертиз. Кроме очевидной практической направленности обсуждаемой темы занятие в виде круглого стола имеет явные воспитательные цели, направленные на недопущение употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Использование метода ситуационного анализа по дисциплине «Криминалистика» можно порекомендовать для изучения разделов «Криминалистическая тактика» и «Методика расследования отдельных видов и групп преступлений». В частности, по темам данного раздела преподаватель может ставить перед обучаемыми различные проблемные задачи и разбирать пути и способы их решения.
По дисциплине «Криминалистика» хорошо зарекомендовал себя также интерактивный метод «ролевая игра». Его можно использовать при проведении практических занятий по темам «Тактика следственного осмотра», «Тактика обыска», «Тактика предъявления для опознания» и др. При этом группа делится на подгруппы, в которых преподаватель, исходя из подготовленности и личных качеств обучаемых, назначает различных участников следственного действия (следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, эксперта-криминалиста, потерпевшего, подозреваемого и т.д.), знакомит с исходными данными об обстоятельствах совершения преступления и формулирует перед ними задание, касающееся проведения следственного действия. Наиболее целесообразным при проведении данных занятий является использование криминалистических
Библиографический список
полигонов (магазин, квартира, улица, лесное озеро). Выбор криминалистического полигона зависит от его наличия в учебном заведении, фабулы преступления и преследуемых при этом преподавателем задач. Использование криминалистического полигона позволяет курсантам в условиях, приближенных к реальным, получить навыки по самостоятельному проведению следственных действий, использованию криминалистической техники, обнаружению, фиксации, изъятию и предварительному исследованию материальных следов, а также оформлению процессуальных документов. Данная форма проведения занятий позволяет также курсантам более четко осознать роль и функции каждого участника следственного действия, трудности, с которыми они могут столкнуться при его проведении, а также позволяет курсантам действовать в нестандартных ситуациях при расследовании уголовного дела.
После проведения следственного действия необходимо произвести со всей группой детальный разбор его хода и результатов, указать на недостатки и дать курсантам рекомендации по их устранению. По итогам занятия преподаватель обязательно должен отметить степень участия каждого курсанта в его проведении и выставить соответствующие оценки.
Таким образом, разнообразное использование инновационных методов в учебном процессе создает благоприятные предпосылки для формирования у обучающихся профессиональных компетенций для их служебной деятельности в должности следователя органов внутренних дел.
1. Абакумова И.В. Психолого-педагогические основы инновационных методов обучения в высшей школе: монография. Москва: Русайнс, 2019.
2. Акбаров А.А. Традиционные и инновационные методы обучения: применение методов активного обучения в учебном процессе. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015; Т. 1, Выпуск 13: 52 - 56.
3. Аттетков А.В. Методы оптимизации: учебное пособие. Москва: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013.
4. Бурняшов Б.А. Электронное обучение в учреждении высшего образования: учебно-методическое пособие. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2018.
5. Вербицкий А.А. Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. Москва: Издательство Логос, 2017.
6. Долида В.В. Использование инновационных методов при преподавании юридических дисциплин. Молодой ученый. 2019; № 20: 472 - 474.
7. Мандель Б.Р Профессионально-ориентированное обучение: проблематика и технологии: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. Москва - Берлин: Директ-Медиа, 2019.
8. Матяш Н. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие. Москва: Издательство «Академия», 2016.
9. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика. Народное образование. 2010; № 6: 182 - 188.
10. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения. Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012; № 2 (25): 201 - 206.
11. Самойлов В.Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России: монография. Москва: Закон и право: ЮНИТИ, 2016. References
1. Abakumova I.V. Psihologo-pedagogicheskie osnovy innovacionnyh metodov obucheniya v vysshejshkole: monografiya. Moskva: Rusajns, 2019.
2. Akbarov A.A. Tradicionnye i innovacionnye metody obucheniya: primenenie metodov aktivnogo obucheniya v uchebnom processe. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya. 2015; T. 1, Vypusk 13: 52 - 56.
3. Attetkov A.V. Metody optimizacii: uchebnoe posobie. Moskva: IC RIOR: NIC Infra-M, 2013.
4. Burnyashov B.A. 'Elektronnoe obuchenie v uchrezhdenii vysshego obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: RIOR: INFRA-M, 2018.
5. Verbickij A.A. Larionova O.G. Lichnostnyj i kompetentnostnyjpodhody v obrazovanii. Problemy integracii. Moskva: Izdatel'stvo Logos, 2017.
6. Dolida V.V. Ispol'zovanie innovacionnyh metodov pri prepodavanii yuridicheskih disciplin. Molodoj uchenyj. 2019; № 20: 472 - 474.
7. Mandel' B.R. Professional'no-orientirovannoe obuchenie: problematika i tehnologii: uchebnoe posobie dlya obuchayuschihsya v magistrature. Moskva - Berlin: DirektMedia, 2019.
8. Matyash N. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Proektnoe obuchenie: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «Akademiya», 2016.
9. Osmolovskaya I.M. Innovacii i pedagogicheskaya praktika. Narodnoe obrazovanie. 2010; № 6: 182 - 188.
10. Simonenko N.N. Upravlenie obrazovatel'nymi uslugami s primeneniem innovacionnyh metodov obucheniya. Vestnik Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 2 (25): 201 - 206.
11. Samojlov V.D. Metodologiya prepodavaniya yurisprudencii v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii: monografiya. Moskva: Zakon i pravo: YuNITI, 2016.
Статья поступила в редакцию 25.12.19
УДК 371
Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov
(Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov
(Tschinval, Republic Of South Ossetia), E-mail: [email protected]
Khadikova I.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov
(Vladikavkaz, Russia), E-mail: [email protected]
WORKS OF FICTION AS A MEANS OF FORMING VALUE-MEANING ORIENTATION OF THE YOUNGER GENERATION. The article considers potential of works of an Ossetian writer R. Totrov "Everything goes to the winners" and "Beloved children" as a material for the implementation of psychological and pedagogical interaction in the context of the formation of value-meaning orientation of modern schoolchildren. The conclusion is made about the significance of consciousness by the younger generation of eternity and constancy of moral laws, about the importance of feeling the moral problem as universal, about the need for conscious, responsible choice of each person's own civil position.
Key words: value-meaning orientation, moral problem, moral fiber, civic position, idea of humanity.
А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,
E-mail: [email protected]
А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, доц., Юго-Осетинский государственный университет имени А. Тибилова, г. Цхинвал,
E-mail: [email protected]
И.М. Хадикова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В статье рассматривается потенциал произведений осетинского писателя Р Тотрова «Все достается победителям» и «Любимые дети» как материал для реализации психолого-педагогического взаимодействия в контексте формирования ценностно-смысловой ориентации современных школьников. Делается вывод о значении осознания подрастающим поколением вечности и неизменности законов морали, о важности ощущения нравственной проблемы как общечеловеческой, о необходимости осознанного, ответственного выбора каждым человеком собственной гражданской позиции.
Ключевые слова: ценностно-смысловая ориентация, нравственная проблема, моральная установка, гражданская позиция, идея человеколюбия.
Как показывает анализ целенаправленных наблюдений, проводимых среди подрастающего поколения, в частности школьников, довольно четко формируется тенденция определения приоритетных ценностей в области развлечений, материальной обеспеченности, комфорта и пр. Что же касается развития и совершенствования моральных свойств человека, сохранения ценностей и традиций предшествующих поколений - эта позиция отходит, к сожалению, на задний план. В данной связи актуальной и социально значимой задачей, стоящей перед современным общеобразовательным учреждением, является совершенствование именно личностных качеств учащихся как активных субъектов психолого-педагогического взаимодействия, будущих высококультурных членов социума, способных к творческой самореализации и характеризующихся адекватной ценностно-смысловой ориентацией.
Внутренний мир личности, ее самосознание давно привлекает внимание философов, педагогов, психологов, представляя одну из центральных проблем данных отраслей знания. Именно категории сознания и самосознания индивида составляют ту методологическую базу, на которой строится решение как теоретических вопросов, так и многих практических задач, связанных с развитием духовного мира человека, становлением его характера, формированием мировоззрения, выработкой жизненной, гражданской позиции. Вот почему одним из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является обеспечение каждому учащемуся оптимального развития ценностно-смысловой ориентации, выражающейся в координировании индивидом собственного поведения и деятельности, разного рода акций с выработанными в социуме морально-этическими нормами и принципами, в умении ориентироваться в широчайшем арсенале социальных ролей и сложной системе межличностного взаимодействия, развитии понимания моральных норм, возможности правильного нравственного выбора на основе общественных и личностных ценностей [1].
В качестве основы ценностно-смысловой ориентации индивида выступает определенный комплекс психолого-педагогических категорий, представленный потребностями, мотивами, интересами, целями, идеалами, убеждениями, мировоззрением, посредством которых и выражается его социально-детерминированное отношение к действительности.
Вопросами формирования ценностно-смысловой ориентации личности в условиях средней общеобразовательной школы занимались и занимаются такие ученые, как Е.И. Головаха, М.Р. Гинзбург, Н.В. Гусева, В.В. Знаков, ГВ. Залев-ский, Л.Н. Коковина, Д.А. Леонтьев, А.В. Серый, В. Франкл, М.С. Яницкий и др. Одни исследователи изучают ценности и ценностные ориентации [2 - 5], другие рассматривают систему личностных смыслов [6 - 9]. Но все они сходятся в одном: ценностно-смысловая ориентация индивида играет первостепенную роль в определении его центральной позиции, направленности и содержания его социальной активности, поведения и поступков, общего подхода к окружающему миру и собственной индивидуальности. Формирование ценностно-смысловой ориентации индивида должно непременно осуществляться в ходе его социализации и определяться характером общественно-исторических условий, содержанием семейного воспитания и педагогического процесса образовательного учреждения.
В сложившейся социокультурной ситуации важной задачей общеобразовательной школы представляется структурирование педагогического процесса исходя из идеи вовлечения всех его участников в реализацию и творческое совершенствование многовековой этнокультурной традиции, представленной воспитанием у молодежи мужества, гражданственности и патриотизма, преданности интересам Отечества, готовности встать на его защиту. Гуманистические идеи педагогического опыта этноса явились основой формирования многих поколений истинных граждан. Именно это должно быть определяющим фактором проектирования воспитательно-образовательной деятельности всего педагогического персонала школы, направленной на целенаправленное формирование у обучающихся объективной картины мира, в обеспечении подрастающему поколению прочных основ развития диалектико-материалистического мировоззрения.
Конструктивному решению задачи формирования ценностно-смысловой ориентации школьников способствуют все учебные дисциплины, однако в большей мере достижение личностных результатов обеспечивают, по нашему мнению, уроки словесности, на которых учащиеся знакомятся с содержанием художественных произведений, высказывают и аргументируют свое отношение к прочитанному, анализируют поступки и личностные качества персонажей [10].
Благодатным материалом для реализации психолого-педагогического взаимодействия в контексте развития ценностно-смысловой ориентации школьников может служить, например, соответствующий потенциал произведений современного осетинского писателя Р.Х. Тотрова.
Глубок и привлекателен, например, мастерски созданный писателем образ подростка Дзиуа - главного героя рассказа «Все достается победителям», простого и непосредственного мальчугана, способного, однако, на глубокие переживания, решительные действия, самоутверждающие поступки. Жизнь его протекает, на первый взгляд, довольно однообразно, обыкновенно, без серьезных приключений, без особо значительных событий. Дизу выполняет данное ему на лето как неуспевающему ученику задание по арифметике, за которое он должен после каникул отчитаться перед учительницей. В то же время он все лето, помогая родителям, пасет в горах ягнят, за которых несет ответственность перед отцом.
Но есть у подростка еще одно дело, не менее ответственное и важное, которым он также занимается все лето, но делает это для души. Готовясь к участию в скачках в честь Ногхора - осеннего народного праздника изобилия, Дзиу с большой любовью и тонким вкусом мастерит из орехового дерева резной посох, который собирается после победы в скачках преподнести своему деду Урузмагу. Всю последнюю неделю каникул он с поразительной настойчивостью работает, не разгибая спины. Это упорство уже не ребенка, а взрослого человека. С удивительной сноровкой настоящего мастера мальчик украшает посох фигурками пастухов - вырезает глаза, носы, бурки, папахи. Подправляет то, что создал раньше. Это три всадника с кинжалами, три коня, три женщины в национальных осетинских платьях. Хотелось бы дополнить произведение изображением трех воронов с раскинутыми крыльями, но времени уже нет.
Тридцать первого августа, завершая работу над посохом, Дзиу осторожно шлифует его наждачной бумагой, бережно протирает полями своей войлочной шляпы, смазывает растительным маслом, и ореховое дерево темнеет, приобретает матовый блеск, становится гладким и чистым. Резной посох, над которым так долго работал мальчик, наконец, готов. Теперь Дзиу обязательно победит на скачках. Это его заветная мечта. Он победил бы и в прошлый раз, если бы «рыжий балбес» Пакач «с нахальными желтыми глазами» [11] не повел себя нечестно. Дизу пытался обойти соперника, его конь шарахался то в одну сторону, почти касаясь боком отвесной скалы, то в другую, скача по самому краю дороги над пропастью. Но Пакач не давал ему хода, постоянно преграждая путь. На сей раз Дзиу обязательно опередит его, опередит в честном состязании. Если даже Пакач поравняется с ним, он не станет бросать коня из стороны в сторону, закрывая дорогу, - пусть обходит, если сможет! Такова моральная установка главного героя рассказа. Такова его нравственная позиция. Иной он себе и не представляет. Однако так, к сожалению, вышло, что пока Дзиу, охраняя стадо, заканчивал работу над посохом, одна из овечек пропала. Отец, обвинив в этом мальчика, наказывает его - не берет с собой на праздник. Как же пережить такую неприятность?! Серьезная неудача заставляет подростка мгновенно принять радикальное решение. Всегда уважительный и послушный, Дизу решает на сей раз пойти против воли отца. Он метнулся к сараю, набросил на Авсурга уздечку и, не седлая, боясь, что пока он будет возиться с подпругами, пройдет его решимость, прыгнул на коня, пустив в карьер.
Мать, глядя вслед сыну, размышляет о том, что скоро мальчик вырастет и уйдет из отцовского дома в большую жизнь. Она же будет провожать его и ждать, и он будет возвращаться, возвращаться, возвращаться... Каким будет тот большой мир, какое место займет в нем ее мальчик?. Но матери можно не тревожиться: Дзиу вырастет достойным человеком - добрым, честным, смелым, справедливым - и обязательно займет должное место в большом мире.
Эта же тема раскрывается писателем и в другом произведении - в романе «Любимые дети». С глубочайшей художественной убедительностью автор на богатейшем жизненном материале разворачивает перед читателем сложные и многообразные, нередко антагонистичные взаимосвязи, взаимоотношения, морально-нравственные искания персонажей - представителей разных поколений, носителей разных мировоззренческих идей и психологических установок, обладателей разного жизненного опыта. Их духовный поиск, мастерски воссозданный художником слова, поразительно созвучен характеру времени - сложному, полному проблем и противоречий, испытаний и преобразований. Это, прежде всего, представители старшего поколения - поколения отцов, каждый их которых
является носителем народной психологии творца, созидателя, сформированной выпавшей на их долю нелегкой жизнью.
В самом начале романа мы знакомимся с размышлениями и переживаниями матери Алана, главного героя произведения, явившейся ему во сне. Озабоченная будущим сына, полная тревоги за его дальнейшую судьбу, она переживает чувство вины перед ним, считая, что неправильно, «не так» его воспитала. Пристально всматриваясь в лицо сына, мать сопоставляет поведение и личностные качества Алана с моральными принципами и представлениями людей ее поколения, сформировавшимися в их сознании в нелегких жизненных обстоятельствах, и тревога в ее душе усиливается. Все в роду были крестьянами. Землю пахали, скот пасли. Но это не все, что хочет сказать пожилая женщина. И сын прекрасно понимает ее, читая в ее словах смысл выкованных еще далекими предками нравственных идеалов народа. Главное в том, что люди эти были мужественные, предельно честные, душевные, «праведные». На их примере, на их традициях и формируется современная духовная культура народа - культура, в которой суть общечеловеческих ценностей проявляется и углубляется в ценностях национальных, особенных, самобытных.
Трудной была судьба старшего поколения - поколения отцов, не легче оказалась и доля младших - детей: ведь объединяет их бесценный опыт предков, единая временная общность, та самая издревле хранимая и никогда не обрывающаяся «веков связующая нить», о которой так метко сказал самарский поэт Геннадий Кабаев [12].
Когда родился Алан, отец его воевал на фронте. Три месяца он жил без имени, пока не получили с фронта письмо, в котором «отец сообщал, как назвать сына». Это было его святое право. И не только потому, что он дал ребенку жизнь. Выполняя свой нравственный, человеческий, гражданский долг, он защищал родную землю, свою родину, большую и малую Отчизну. А это, согласно неписаному нравственно-этическому кодексу чести, - наивысшая доблесть человека, запечатленная в исторической памяти народа.
Отец Алана - простой пахарь. Это неутомимый труженик, вся жизнь которого подчинена глубокому смыслу идеи человеколюбия. Он всегда дарил людям добро и учил этому своих детей. Продолжение альтруистической линии отца -
Библиографический список
огромная ответственность для них. Алан четко осознает всю ее меру и глубину. И, как показывает жизнь, молодой человек к этой ответственности готов. Через много испытаний он пройдет в жизни и бремя этой ответственности будет нести с великой гордостью.
А брат Чермен? Всего десять лет между ним и Аланом. Однако с уходом отца на фронт обрывается его беззаботное детство: он остается в семье единственным мужчиной. Когда же в дом приходит ужасная «черная бумага», мальчишка в куцем пиджаке в один миг становится взрослым. Именно на его пока еще хрупкие плечи ложатся совсем не детские заботы. Именно на него снизу вверх с мольбой и надеждой смотрит младший. Тепло руки Чермена и безоглядная вера в его могущество успокаивают Алана. Ради Алана и Тайму-раза, младших братьев, ему приходится даже оставить школу. «Путаюсь я, не пойму, то ли братья они мне, то ли дети», - с ласковой улыбкой говорит он о них [13]. Но смогли бы они стать такими, не впитав с молоком матери истоков добра, не имея перед собой примера старших, не неся в своей генетической памяти того нравственно-духовного начала, тех вековых нравственных идеалов, которые идут из опыта отцов и дедов и тысячами невидимых нитей связаны с ними? Конечно, нет! А все дело в том, что в становлении характера любого индивида неизбежно отражается существо человеческого бытия, воплощающее суть приобретаемого и бережно хранимого им всегда близкого и родного опыта предков, опыта человечества.
Как видим, знакомство с данными произведениями Р.Х. Тотрова, безусловно, подводит к выводу о вечности и неизменности законов морали. Нравственная проблема, выступающая в качестве определяющей в идейном содержании обоих произведений, переживается как проблема общечеловеческая, глобальная, никогда не теряющая высочайшей значимости. Такой подход призван всемерно содействовать глубокому осмыслению жизненных ситуаций и поступков людей, осуществлению каждым конкретным индивидом осознанного, ответственного выбора в определении собственной нравственной позиции, исходя из хранимого и приумножаемого многими поколениями богатейшего арсенала общечеловеческих ценностей и формирующейся на их основе личной ценностно-смысловой ориентации.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Официальные документы в образовании. 2011; № 8: 9 - 35.
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2010: 256 - 259.
3. Гусева Н.В. Ценностные ориентации в структуре личности. Молодой учёный. 2010; № 5 (16): 127 - 135.
4. Коковина Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности. Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. 2014; Т. 15: 139 - 142.
5. Яницкий М.С. Изучение ценностно-смысловой ориентации. Кемерово, 2017.
6. Гинзбург М.Р Психологическое содержание личностно-смыслового самоопределения. Москва, 2016.
7. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Москва, 2007.
8. Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово, 2014.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва, 2010.
10. Джиоева А.Р, Бесаева А.Г О развитии ценностно-смысловой ориентации учащихся на уроках литературы. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 301 - 302.
11. Тотров Р Дикая груша: рассказы. Повесть. Орджоникидзе, 1986.
12. Кабаев ГИ. Веков связующая нить: сборник стихов. Самара, 2008.
13. Тотров Р Любимые дети: роман. Москва, 1980.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Oficial'nye dokumenty v obrazovanii. 2011; № 8: 9 - 35.
2. Golovaha E.I. Zhiznennaya perspektiva i cennostnye orientacii lichnosti. Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Sankt-Peterburg, 2010: 256 - 259.
3. Guseva N.V. Cennostnye orientacii v strukture lichnosti. Molodojuchenyj. 2010; № 5 (16): 127 - 135.
4. Kokovina L.N. Cennostno-smyslovye orientacii lichnosti. Vestnik KGU imeniN.A. Nekrasova. 2014; T. 15: 139 - 142.
5. Yanickij M.S. Izuchenie cennostno-smyslovoj orientacii. Kemerovo, 2017.
6. Ginzburg M.R. Psihologicheskoe soderzhanie lichnostno-smyslovogo samoopredeleniya. Moskva, 2016.
7. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Moskva, 2007.
8. Seryj A.V. Cennostno-smyslovaya sfera lichnosti: uchebnoe posobie. Kemerovo, 2014.
9. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. Moskva, 2010.
10. Dzhioeva A.R., Besaeva A.G. O razvitii cennostno-smyslovoj orientacii uchaschihsya na urokah literatury. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 301 - 302.
11. Totrov R. Dikaya grusha: rasskazy. Povest'. Ordzhonikidze, 1986.
12. Kabaev G.I. Vekov svyazuyuschaya nit': sbornik stihov. Samara, 2008.
13. Totrov R. Lyubimye deti: roman. Moskva, 1980.
Статья поступила в редакцию 25.12.19
УДК 378.147
Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Nesterenko A.V., teacher, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Medveditskova L.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Head of Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Resov A.A., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Professor, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF TEACHING TECHNIQUES: THE HACKATHON AND OPERATIONAL MEETING IN THE IMPLEMENTATION OF ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS OF CONDUCTING PRACTICAL CLASSES ON THE DISCIPLINE OF "CRIMINALISTICS" IN TRAINING OF POLICE OFFICERS. The article deals with such teaching methods as hackathon and operational meeting, contributing to the implementation of active and interactive methods of practical training in the