УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В. Г. САДКОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и финансов Е-таП: guif@ostu. ги
А. В. КАЛМЫКОВ, аспирант кафедры
государственного управления и финансов Е-таН: kvtad@ya. ги Государственный университет -учебно-научно-производственный комплекс
30 (171) - 2012
УДК 338.27
В статье представлены рекомендации по применению методов прогнозирования рисков возникновения аварий и катастроф. Обоснована экономико-статистическая модель для прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в основе которой лежит учет износа основных фондов источников чрезвычайных ситуаций. С помощью данной модели можно прогнозировать ущерб последствий наступления чрезвычайных случаев, а это позволяет использовать систему эффективных методов и инструментов их предотвращения.
Ключевые слова: система, прогноз, чрезвычайная ситуация, экономико-статистические модели,
ущерб.
Трансформация общественно-экономических отношений, произошедшая в России в последние десятилетия, привела одновременно к увеличению количества аварий и техногенных катастроф. Это обусловлено как физическим износом основных фондов, так и снижением технологической дисциплины, снижением ответственности и квалификации персонала. Дальнейшее ослабление внимания общества и государства к этой проблеме может привести
(и уже приводит) к резкому нарастанию негативных тенденций и увеличению рисков техногенных катастроф. Блокирование негативных тенденций в указанной сфере требует создания в стране целостной системы мониторинга, прогнозирования, предотвращения и устранения последствий аварий и катастроф. Подчеркнем, именно целостной системы, причем предотвращение аварий и катастроф - это, конечно, ключевые направления, поскольку риски всегда легче предотвращать, нежели далее устранять негативные их последствия в виде различного рода ущербов. А некоторые последствия, причем связанные с человеческими жизнями, неустранимы.
В стране, таким образом, необходимо создание в рамках указанной целостной системы мониторинга, прогнозирования, предотвращения и устранения последствий техногенных рисков - эффективной подсистемы прогнозирования рисков аварий и катастроф.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - это, безусловно, трудноформализуемое направление прогнозирования, в связи с чем для формирования прогнозов аварий и катастроф следует использовать сочетание формализованных и экспертных методов (табл. 1).
Таблица 1
Рекомендации по применению методов прогнозирования для различных процессов
Методы и объекты прогнозирования Демографическое прогнозирование Социальное прогнозирование Экономическое прогнозирование Экологическое прогнозирование Прогнозирование ЧС Прогнозирование НТП Внеэкономическое (ГЕО) прогнозирование Геополитическое и военное прогнозирование
1. Формализованные методы прогнозирования
1.1 Экстраполяция + + +
1.2 Экономико-математическое прогнозирование + + + +
1.3 Экономико-статистическое прогнозирование + + + + +
1.4 Имитационное моделирование + + +
2. Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования
2.1 Экспертное прогнозирование + + + + + + + +
2.2 Логическое моделирование и прогнозирование + + + + +
В качестве первого этапа прогнозирования можно рекомендовать применение экономико-статистических методов, где в качестве факторов-аргументов необходимо выбирать степень износов основных фондов, вероятность ошибок проектировщиков, уровень дисциплины и ответственности персонала и т. д.
В общем виде модель экономико-статистического прогнозирования рисков аварий и катастроф может быть представлена в следующем виде [2]: Y = Л + АХ + А X 2 +... + АпХп. (1) В частном случае модель (1) может быть представлена:
у = а + а х1 + а х2 , (2)
где У - прогнозируемое число чрезвычайных ситуаций (ЧС) в виде деятельности; Х1 - износ основных фондов в отрасли за предыдущий год;
Х2 - квалификация и ответственность персонала;
А0, А1, А2 - расчетные коэффициенты, полученные на основе проведения регрессионного анализа.
В то же время в связи с отсутствием в настоящее время надежной информационно-статистической базы по оценкам уровней квалификации и ответственностей персонала прогнозирование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций можно проводить на основе данных об износе основных фондов. (Вообще для проведения прогнозов необходим мониторинг состояния предприятий по такому комплексу
48 -
параметров, которые будут позволять реализовывать многофакторное экономико-статистическое моделирование. Для этого следует регулярно обновлять «паспорта рисков чрезвычайных ситуаций»).
Полученные на основе ретроспективных данных экономико-статистические модели оценки вероятностей ЧС для некоторых видов деятельности, в зависимости от состояния основных фондов, представлены в табл. 2.
Пример оценок рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для некоторых промышленно опасных объектов Московской области представлен в табл. 3.
При прогнозировании числа чрезвычайных ситуаций и аварий техногенного характера рекомендуется следующая последовательность вычислений:
- определить количество ЧС, зарегистрированных в виде деятельности;
- выбрать интервал ЧС, который зависит от числа ЧС предыдущих периодов наблюдения;
- определить износ основных фондов (40-60 %) и выбрать расчетные коэффициенты;
- произвести расчет по формуле, результатом которого будет прогнозируемое число ЧС на следующий год;
- уточнить полученный результат в сторону увеличения или уменьшения расчетного параметра с учетом мнения экспертов на основе экспертного прогнозирования.
В качестве экспертов целесообразно приглашать профильных специалистов, знакомых с
30 (171) - 2012
Угрозы и безопасность
Таблица 2
Модели оценки прогнозируемого числа чрезвычайных ситуаций
№ Вид экономической Х1 (износ А А У
п/п деятельности ОФ, %) А0 А1 (количество ЧС)
1 Электроэнергетика -16,605 0,667
2 Топливная
3 Черная металлургия -24,712 0,812
4 Цветная металлургия -52,416 1,444
5 Машиностроение/Металлообработка -9,048 0,451
6 Химическая/Нефтехимическая -48,781 1,189
7 Производство стройматериалов -6,657 0,440
8 Легкая -5,947 0,421
9 Пищевая -172,230 4,427
10 Лесная -10,088 0,469
11 Коммунальное хозяйство -20,913 0,833
Таблица 3 Оценка рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
№ п/п Наименование предприятия Прогнозируемое количество ЧС
1 Филиал «Каширская ГРЭС» ОАО «ОГК-1» 11-12
2 «Шатурская ГРЭС». Филиал ОАО «ОГК-4» 16-18
3 ОАО Мосэнерго 12-14
4 ОАО «Металлургический завод «Электросталь» 28-30
5 ОАО «Демиховский машиностроительный завод» 17-23
6 ОАО «Машиностроительный завод «ЗИО-Подольск» 9-12
7 ОАО «Электростальский завод тяжелого машиностроения» 26-32
8 ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» 21-26
9 ОАО «Карболит» 17-23
10 ОАО «Электростальское научно-производственное объединение «Неорганика» 30-35
11 ООО «Карбодин» 8-10
12 ОАО «Загорский оптико-механический завод» 24-28
При прогнозировании пострадавших в ЧС рекомендуется следующая последовательность вычислений:
- подсчет общего количества ЧС(Щ);
- подсчет количества пострадавших (Кпостр);
- расчет прогнозного количества ЧС(^пр) с использованием данных табл. 2;
- расчет прогнозного количества пострадавших
(Сер) по формуле:
КПР =_ постр
К
N
-ыпр.
(3)
Величина экономического ущерба рассчитывается по формуле:
У = у + У2 = £ З, +2 З,,
(4)
обстановкой на предприятиях соответствующей отрасли, включая специалистов Ростехнадзора. Как минимум экспертное прогнозирование может быть индивидуальным. Однако для более объективных прогнозов рисков возникновения чрезвычайных ситуаций следует применять схему коллективной экспертизы, прежде всего - метод «Дельфи» [1].
Прогноз числа пострадавших в чрезвычайных ситуациях составляется на основе нахождения средних значений пострадавших за предыдущие периоды наблюдений и расчета прогнозируемого числа ЧС [3, 4].
где У1 - ущерб от ЧС без учета размера социальных выплат лицам, пострадавшим в результате ЧС; У2 - ущерб от ЧС, отражающий социальные выплаты лицам, пострадавшим в результате ЧС; З - затраты, включенные в ущерб. Прогнозирование экономического ущерба без учета размера социальных расходов осуществляется на основе ранее полученных прогнозных данных о числе ЧС (Щпр), величины экономического ущерба от ЧС (У1), числа произошедших ЧС (Щ) и корректирующих коэффициентов по формуле:
У1пр = Уыпр К К2, (5)
1 N
где У1пр - прогнозируемый экономический ущерб от ЧС;
У - экономический ущерб от ЧС;
Ыпр - прогнозируемое число ЧС, рассчитанное
ранее;
К1 - показатель роста стоимостных оценок, принимается равным прогнозируемому индексу инфляции;
- 49
К2 - показатель, характеризующий структурные изменения ЧС - тяжести их экономических последствий, принимается равным 1,1-1,15. Прогнозирование экономического ущерба с учетом размера социальных выплат лицам, пострадавшим в результате ЧС, осуществляется на основе ранее полученных прогнозных данных о числе пострадавших в результате ЧС (Ыпостр), величины экономического ущерба от ЧС (У2), числа произошедших ЧС (Ы) и корректирующих коэффициентов по формуле:
У2 .........
(6)
У? =
N.
—N К
постр М'
где Уп - прогнозируемый экономический ущерб с учетом размера социальных выплат лицам, пострадавшим в результате ЧС; У2 - экономический ущерб с учетом размера социальных выплат лицам, пострадавшим в результате ЧС;
N - число пострадавших в результате ЧС; Ыпр<пр - прогнозируемое число пострадавших, рассчитанное ранее;
К1 - показатель роста стоимостных оценок, принимается равным прогнозируемому индексу инфляции.
Суммарный прогнозируемый ущерб от ЧС рассчитывается по формуле:
У = У1пр + У2пр. (7)
Формирование эффективной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций требует модернизации организационной структуры МЧС России и всех подведомственных учреждений. Дело в том, что в настоящее время ведомство занимается прежде всего устранением последствий чрезвычайных ситуаций. Однако гораздо эффективнее предотвращать чрезвычайные ситуации, да и вообще такая парадигма должна в перспективе стать основной.
Прогнозирование будущих проблем и их своевременное предотвращение - это важнейшая концепция эффективного управления во всех сферах и отраслях. Для своевременного технического и технологического аудита и предотвращения возникновения ЧС в структуру МЧС России следует ввести все основные «надзоры» Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а именно в части, касающейся техногенного и экологического надзоров.
Представленные методические положения и получаемые на их базе прогнозы должны использоваться для разработки превентивных целевых программ минимизации числа чрезвычайных ситуаций.
В целях повышения ответственности предприятий по обеспечению безаварийной работы, предотвращению чрезвычайных ситуаций следует широко задействовать механизмы обязательного и добровольного страхования рисков их возникновения. Обязательное страхование должно внедряться для особо опасных объектов и технологий с высоким уровнем риска и большим размером прогнозируемого ущерба.
Необходимо подчеркнуть, что при задействовании механизмов страхования рисков предприятиями государство будет экономить определенную часть финансовых ресурсов, которые в настоящее время направляются на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций из государственного бюджета. Однако схема расчетов страховых взносов должна быть такой, чтобы обеспечить баланс интересов предприятий, страховых компаний и государства.
Таким образом, только наличие целостной многоуровневой системы прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций может позволить минимизировать экономические ущербы и количество человеческих жертв.
Список литературы
1. Бестужев-Лада И. В., Саркисян С. А., Минаев Э. С. и др. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.
2. ГОСТ Р 22.1.02-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения основных понятий. / Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 21.12.1995 № 625.
3. Колемаев В. А. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. для вузов. М.: ИНФ-РА-М, 2001.
4. Научно-методические подходы к разработке единых межведомственных методик оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учету чрезвычайных ситуаций. М.: ВНИИ ГОЧС, 2004.