Научная статья на тему 'Формирование целевого рынка услуг по разработке и реализации проектов ландшафтного дизайна приусадебных участков'

Формирование целевого рынка услуг по разработке и реализации проектов ландшафтного дизайна приусадебных участков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1690
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК / ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ / MARKETING / CORE MARKET / LANDSCAPE DESIGN / POSITIONING / MISSION / IMAGE OF AN ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вяткина Б. М., Гетманченко О. В.

Рассмотрены некоторые теоретические аспекты профессиональной деятельности дизайнеров архитектурной среды в условиях обострившейся рыночной конкуренции. На примере архитектурно-ландшафтного бюро «ГеоПарк» проанализирован опыт маркетинговой деятельности фирмы по производству и реализации проектов ландшафтного дизайна приусадебных участков с целью повышения потребительского спроса на услуги фирмы и обеспечения возможности выживания её на рынке товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CORE SERVICE MARKET FOR FORMULATION AND PROJECTS IMPLEMENTATION OF LANDSCAPE OF HOUSEHOLD PLOT

In the article examined some theoretical aspects of professional work of designers in architectural environment operate in a competitive market. Through the example of bureau of landscape design “GeoPark” analyzed practice of marketing company for production and implementation projects of landscape design of household plot in order to increase consumers demand for the company and to enable its survival in the market of goods and services.

Текст научной работы на тему «Формирование целевого рынка услуг по разработке и реализации проектов ландшафтного дизайна приусадебных участков»

en 1950-1960, la première de son étape - industrielle, est la fabrication d'immeubles modèles. La seconde - postindustrielle, est caractérisée aujourd'hui par un mélange de différents projets types [4].

Aujourd'hui, à l'ère de l'information, l'importance est de créer des principes novateurs de la conception du cadre de vie. Ces principes devraient constituer une approche individuelle à chaque client, afin de ralentir le vieillissement des bâtiments. La solution à ce problème reflète des recherches conceptuelles actuelles dans le monde entier. Dans le même temps, on identifie des étapes similaires dans l'évolution de vues avec la France qui peuvent aider à déterminer quelles seront les prochaines étapes pour converger vers un espace résidentiel en Russie. L'idée principale pour une nouvelle vague de post-industrialisation de la construction devrait être basée sur des principes de l'architecture mobile et éco-logique, sur la transformation de module, l'intégrité de composition et développement durable de la forme d'architecture et urbaine, où chaque individu aura la possibilité de créer son propre espace de vie unique.

OUVRAGES CITES

1. Guerroudj T. Pourquoi faire de l'urbanisme? préface de Francis Cuillier, Éditions confluences, 2011.

2. Kabanova O. Narisuem - budem zhit'. Ezhenedel'nyj obwestvenno-politicheskij zhurnal «Ogonek», № 52 URL: http://www.ogoniok.com/archive/2004/4859/32-49-51 / (data obrawenija 27.05.2012).

3. Bokov A. Vladimir Pavlov/ Vladimir Pavlov, zhurnal «Proekt Bajkal», 2010, № 26.

4. Kijanenko K.V. Vojti v reku industrializacii 2: poisk al'ternativ massovomu zhiliwn-omu stroitel'stvu // Zhurnal «Arhitekturnyj Vestnik», 2009, № 1 (106).

5. Baranov N.V. Vseobwaja istorija arhitektury v 12 tomah. Arhitektura SSSR, 12 kniga, M., Strojizdat, 1975.

6. Baranov N.V. Vseobwaja istorija arhitektury v 12 tomah. Arhitektura kapitalistich-eskih stran, 11 kniga, M., Strojizdat, 1975.

7. Solov'ev N.K., Turchin V.S., Firsanov V.M. Sovremennaja arhitektura Francii, M., -Strojizdat, 1981.

Information about the authors

Dorofeev P.A., Post-graduate, Architecture and Urban Development Department, architect of DGP, Irkutskgiprodornii, e-mail: [email protected].

Khokhrin E.V., associate professor, Head of Architecture Projection Department, tel.: (3952) 40-51-56, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 711.4: 658.5 (075.8)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОГО РЫНКА УСЛУГ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА ПРИУСАДЕБНЫХ

УЧАСТКОВ

Б.М. Вяткина, О.В. Гетманченко

Рассмотрены некоторые теоретические аспекты профессиональной деятельности дизайнеров архитектурной среды в условиях обострившейся рыночной конкуренции. На примере архитектурно-ландшафтного бюро «ГеоПарк» проанализирован опыт маркетинговой деятельности фирмы по производству и реализации проектов ландшафтного дизай-

на приусадебных участков с целью повышения потребительского спроса на услуги фирмы и обеспечения возможности выживания её на рынке товаров и услуг.

Ключевые слова: маркетинг, целевой рынок, ландшафтный дизайн, позиционирование, миссия организации, имидж организации.

FORMATION OF CORE SERVICE MARKET FOR FORMULATION AND PROJECTS IMPLEMENTATION OF LANDSCAPE OF HOUSEHOLD PLOT

B.M. Viatkina, O.V. Getmanchenko

In the article examined some theoretical aspects of professional work of designers in architectural environment operate in a competitive market. Through the example of bureau of landscape design "GeoPark" analyzed practice of marketing company for production and implementation projects of landscape design of household plot in order to increase consumers demand for the company and to enable its survival in the market of goods and services.

Key words: marketing, core market, landscape design, positioning, mission, image of an organization.

С каждым годом у жителей городов и посёлков, арендаторов и владельцев объектов недвижимости растёт потребность в архитектурно-ландшафтной организации пространств усадебных, садовых и дачных участков, придомовых территорий и т. д. Для жителей большое значение приобретает пространства, непосредственно приближенные к объектам недвижимости, повышение их эстетических качеств и комфорта. К таким пространствам наряду с территориями малых садов различных типов можно отнести также часто посещаемые крупные городские и загородные пространства, в том числе пространства улиц и площадей, скверов перед общественными зданиями, городских садов и парков, рекреационных зон, пространства жилых дворов.

Сегодня в роли заказчиков на услуги ландшафтных дизайнеров всё чаще выступают заинтересованные клиенты высокого культурного уровня. Повысились требования к качеству дизайнерских решений территорий малых садов и возрос спрос на услуги дизайнеров архитектурной среды. Продукт дизайна становится товаром, имеющим наряду с утилитарной ценностью ещё и духовную ценность.

Вместе с тем, в рыночной экономике среди архитекторов и дизайнеров архитектурной среды началась эпоха жесткой конкуренции за потребителей и обострилась проблема выживания фирм, работающих в области ландшафтного дизайна. Поэтому всё большее значение приобретает маркетинговая деятельность организаций, направленная на повышение их конкурентоспособности и рентабельности, на создание целевых рынков услуг.

Целевым рынком услуг можно считать рынок, формируемый для конкретных потребителей, являющихся заказчиками на определённый вид товаров или услуг.

Отсутствие чётких методик и рецептов в вопросах обеспечения конкурентоспособности фирм, работающих в области ландшафтного дизайна, приводит к необходимости изучения не только теоретических основ творческой деятельности ландшафтных дизайнеров, но также к исследованию опыта маркетинговой деятельности фирм, длительное время сохраняющих свои позиции на рынке товаров и услуг.

Ландшафтный дизайн

В последние время наряду с традиционными понятиями «садово-парковое искусство» и «ландшафтная архитектура» все чаще употребляется понятие «ландшафтный дизайн», когда речь идет о небольших благоустроенных зеленых участках. Как правило, в высоко урбанизированной городской среде это пешеходные улицы и городские площади, пространства перед общественными зданиями и т. д. В загородной среде это садовые и дачные участки, территории зон отдыха, и т. д. Ландшафтный дизайн - это искусство ор-

ганизации пространства с помощью природных и искусственных компонентов архитектурно-ландшафтной среды, в том числе рельефа, воды, природного камня, гравия, песка, растительности, а также декоративных плиток и покрытий, малых архитектурных форм, скульптуры, парковой мебели и т. д. Особенностями организации объектов дизайна архитектурной среды являются их индивидуализация, а также повышение эстетических качеств и уровня комфорта в соответствии с требованиями потребителей. Объектами дизайна архитектурной среды, следовательно, можно считать внутренние и внешние пространства, приближенные к человеку с материально-предметным наполнением этих пространств искусственными или в той или иной степени преобразованными природными элементами. Это - интерьеры зданий, благоустройство придомовых территорий, малые сады различных типов, в том числе приусадебные участки.

Рис. 1. Фрагмент генплана детского парка в Краснокаменске. Макет. Архитекторы Ныровы

Роль и значение ландшафтного дизайна в формировании городской и загородной среды неоценима, так как именно организация пространства является главнейшим показателем благополучия, развития и функционирования конкретных территорий.

На рис. 1 показан пример высокохудожественной организации территории объекта ландшафтного дизайна.

«Идейный стержень» работы дизайнера архитектурной среды Любое проектирование начинается с поиска содержательной идеи или концепции проектируемого объекта. На пути от идеи, разрабатываемой дизайнером совместно с заказчиком, до эксплуатации малого сада приусадебного участка лежит определённая последовательность материальной реализации объекта. Все её этапы, такие как сбор исходных данных, исследование, проектирование, строительство и т. д. являются лишь средством сохранить и развить взаимосвязь конечного результата реализованного проекта малого сада и первоначального замысла.

Концепция или программа объекта формируется не только в виде описаний и экономических обоснований, но и в виде иллюстративного ряда, начиная от композиционных эскизов до архитектурных чертежей. Эта работа делается архитектором или дизайнером своими руками от начала до конца. На последнем этапе этот «идейный стержень» обрастает всей необходимой конкретизацией рабочего проекта, который выполняется в мастерской дизайнера под его руководством или им самим. Реализация проекта малого сада осуществляется дизайнером с привлечением необходимых специалистов строительного профиля под его непосредственным контролем.

Маркетинговые исследования в дизайне

Дизайн архитектурной среды и маркетинг - очень близкие по своему смысловому значению понятия. Так же, как и маркетинг, дизайн архитектурной среды ориентирован на требования рынка, призван удовлетворять нужды и потребности человека, включает в себя целый комплекс мероприятий, связанных с разработкой товара - «продукта дизайна».

Деятельность архитектора-дизайнера включает большой объем специальных исследовательских работ. Анализом исходной ситуации, исследованием производственной базы, изучением аналогов начинается работа дизайнера над проектом и изучением спроса на «продукт дизайна» - маркетингом она заканчивается.

На рис. 2 приведена схема организации продвижения товара на рынок, начинающегося с изучения спроса.

Рис. 2. Схема организации продвижения товара на рынок Связь производственного и ландшафтного дизайна с маркетингом

Процесс дизайнерского проектирования предметов производства и быта начинается с эскизов вариантов будущего изделия. Затем они сравниваются и отбираются наиболее удачные, которые проходят дальнейший сравнительный анализ уже на моделях и опытных образцах. В процессе исследования образцов, анализа потребительского спроса вносятся корректировки. Однако исследования на этом не кончаются. Они продолжаются и после выпуска первой партии изделий, после чего проводится модернизация промышленных образцов. Такой глубокий анализ на разных стадиях проектирования, тесная связь с маркетингом отличают дизайн от других видов проектно-художественной деятельности.

Наше общество не довольствуется тем, что делает из каждого произведения искусства товар, оно хочет, чтобы каждый товар был произведением искусства.

Маркетинговая деятельность ландшафтного дизайна отличается от маркетинга производственного дизайна, т. к. продукт ландшафтного дизайна для каждого конкретного участка является индивидуальным, адресным и не тиражируется.

Взаимодействие дизайнеров с потребителями

В работе с потребителями (заказчиками) дизайнерам приходится учитывать их вкусы, ценностные ориентации, мировоззрение.

Индивидуальный подход к потребителю, обязательность диалога между заказчиком и проектировщиком составляет глубинную сущность коммуникаций, устанавливаемых между человеком-творцом и человеком-потребителем.

Нередко приходится сталкиваться с нереальностью поставленных задач, с невозможностью их выполнения. Это зачастую бывает связано с нежеланием заказчика считаться с законами и нормами проектирования, а также - с нежеланием принимать во внимание общественные интересы, если они не совпадают с их собственными. В таком случае дизайнеру приходится заниматься разъяснительной работой, пытаться найти компромиссные решения. Для этого необходимо научиться вести диалог и вовлекать потребителей в соучастие, в сотворчество при проектировании, особенно на стадии поиска концепции. После такого совместного осмысления - «мозгового штурма» первоначальный замысел заказчика может претерпеть самые серьёзные изменения.

Для того, чтобы дизайнер смог убедить потребителя в необходимости цивилизованного подхода к формированию архитектурной среды, он должен быть высокопрофессиональным специалистом, всесторонне развитым и образованным человеком.

Этапность в архитектурно-дизайнерском проектировании

Четкое распределение всех видов работ на четыре этапа, свойственное архитектурно-дизайнерскому проектированию, будет правомерным и для проектного моделирования малого сада, в том числе приусадебного участка.

Подготовительный этап включает в себя: получение и осмысление задания, натурное ознакомление с территорией, изучение исходных данных по структуре города; ландшафтным, топографическим, гидрологическим условиям; анализ планировочной, визуальных и композиционных связей и акцентов, изучение методической литературы, аналогов в отечественной и зарубежной практике.

Этап творческого поиска представляет собой серию вариантов, отражающих возможности композиционно-пластической организации малого сада, иерархию композиционных элементов, возможную архитектурно-ландшафтную организацию территорий.

Этап творческой разработки характеризуется уточнением параметров всех основных элементов малого сада и детальной проработкой дизайна всех его составляющих частей.

Заключительным этапом работы является оформление и согласование проекта.

Маркетинговая деятельность фирмы «ГеоПарк»

В настоящее время в России активно развивается бизнес частных архитектурно-дизайнерских бюро. Профессиональные архитекторы и дизайнеры стремятся расширить свою деятельность. Многие частные инвесторы заинтересованы во вложении свободных средств в перспективную отрасль архитектурно-дизайнерского проектирования. При этом подобных бюро в нашей стране значительно меньше, чем, например, в странах Восточной Европы.

Фирма «ГеоПарк», формируемая с 2007 года, специализируется на разработке архитектурно-ландшафтных проектов малых садов, в том числе дачных и усадебных участков.

Проектированием любого объекта ландшафтной архитектуры занимаются в фирме только профессиональные архитекторы-дизайнеры, которые работают для качественного предоставления услуг по проектированию городских и загородных территорий, придомовых и усадебных участков. Они являются высококвалифицированными работниками и обладают определенным опытом работы в этой сфере.

Архитектурно-дизайнерское проектирование - процесс, который является базой для будущего строительства. Поэтому бюро не только учитывает пожелания заказчика, но и применяет новейшие технологии работ, учет всех важных строительных моментов, внешних факторов: климата, почвы, географического размещения и т. д.

Вход

Выход

Рис. 3. Пример организации приусадебного участка в стиле японского сада.

Автор схемы генплана студентка Э. Селихина, руководитель Б. Вяткина

Проектная работа архитектурно-дизайнерской фирмы «ГеоПарк» четко разделена на этапы. На каждом этапе фирма предлагает целый спектр разнообразных решений, использующихся как основа для творческого диалога с Заказчиком, учета всех его пожеланий.

Рис. 4, 5. Примеры проектов ландшафтного дизайна приусадебных участков, разработанных фирмой «ГеоПарк». Генпланы

Принцип открытости - основа эффективного взаимодействия Заказчика с архитектурным бюро. Согласование, полный контроль исполнения работ на всех этапах - залог принятия оптимального решения, а также длительного надежного сотрудничества. Информационная открытость деятельности значительно уменьшит сроки работ, позволит быстрее ввести объект в эксплуатацию.

В процессе работы над проектом дизайнер ведет многовариантный поиск, максимально стараясь учесть все факторы и ограничения. Разрабатываемые варианты сравниваются между собой, и уже из них выбирается оптимальный вариант для тех или иных условий.

Миссия и цели фирмы

Миссия — это ни что иное, как ключевая идеология фирмы. В зависимости от конкретной фирмы миссия может описывать предназначение фирмы, её принципы и кредо, философию бизнеса и управления, деловые принципы и правила, ценностные ориентации, кодекс успешной деятельности и т. д.

Миссия может быть сформулирована в виде достаточно объёмного документа (например, кодекс деятельности), но наиболее выигрышный подход, практикуемый иностранными компаниями, - это изложение миссии в лаконичной форме, в виде послания (обещания) компании к традиционным и потенциальным клиентам и потребителям. Например, - «Гармония и искренность» - так звучит миссия японской компании «Мапу-сота-электрик»; или «Качество за разумную цену» - миссия (реклама) американской компании «Сиэрз энд Роубанк». Миссия Уолт Дисней провозглашает: «Наша миссия сделать людей счастливыми» и несёт позитивный заряд.

Миссия архитектурно-дизайнерского бюро «ГеоПарк» сформулирована как создание эстетичной и комфортной среды обитания, наполненной архитектурной и инженерной мыслью, в которой человек реализует свои лучшие качества, надежды и мечты. Так же фирма «ГеоПарк» видит свою миссию в том, чтобы, люди, которые имеют индивидуальные и усадебные дома или дачи, ощущали тепло, уют и гармонию, вложенные в приусадебные участки специалистами фирмы «ГеоПарк».

Цели маркетинговой деятельности должны основываться на анализе существующих проблем фирмы в соответствии с прогнозами и тенденциями её перспективного развития, а также развития рынка. Кроме того, маркетинговые цели должны учитывать динамику развития потребителей целевых рынков. Маркетинговые цели должны быть конкретно выражены в количественной форме.

Маркетинговые цели любой компании можно классифицировать как общие рыночные цели - это удовлетворения потребностей рынка и социальных потребностей и как корпоративные цели - это совершенствования сбытовой деятельности фирмы.

Целью архитектурно-ландшафтного бюро «ГеоПарк» является разработка и реализация проектов ландшафтного дизайна приусадебных участков в балансе качества и стоимости с применением инновационных технологий, отвечающих международным стандартам и доступности для потребителя; осуществлению смелых ожиданий учредителей, партнеров, потребителей на высоком профессиональном уровне.

Стратегическое маркетинговое планирование

Как в любом плане стратегическое маркетинговое планирование начинается с объективной оценки существующей ситуации, с определения миссии компании, её целей и перспективных путей развития, а также с разработки маркетинговых стратегий. Затем определяются подходы к развитию фирмы, виды и инструменты маркетинговых стратегий, намечаются шаги планирования. Стратегию часто путают с целью, тогда как цель -конечный результат, а стратегия — дорога к нему.

Предварительным этапом при определении оптимальной маркетинговой стратегии должно быть чёткое определение целевого рынка (рынков) компании и потенциальные возможности их изменения в будущем. Первым этапом в разработке маркетинговых стратегий является позиционирование.

Позиционирование — это метод определение позиции на отдельных сегментах рынка. Позиция или место продукта на рынке означает сложившееся у группы потребителей представление о ключевых характеристиках продукта в сравнении его с конкурентными марками.

Рис. 6, 7. Примеры фрагментов приусадебных участков, реализованных по проектам

фирмы «ГеоПарк»

С помощью позиционирования оцениваются конкурентные преимущества продукта и определяются его позиция на рынке. Далее фирма должна выбрать интересующие её целевые рынки - сохранить прежние или выйти на новые.

Стратегия фирмы «ГеоПарк» имеет в своей основе повышение качества архитектурно-дизайнерских решении проектируемых участков. Она сводится к завоеванию сегмента рынка, потребителями которого являются владельцы коттеджей, индивидуальных жилых домов, садовых и дачных участков, и имеет в своей основе продвижение своих услуг путём рекламирования пакета дизайн-концепций архитектурно-ландшафтной организации малых садов, приусадебных и придомовых участков. Кроме того, в стратегию фирмы входит задача повышения культурного уровня потребителей в вопросах ландшафтного дизайна, заключающаяся в просветительской деятельности фирмы через средства массовой информации.

Имидж организации

Имидж организации - очень важный фактор, оказывающий влияние на ее функционирование и эффективность. Имидж организации представляет собой образ организации, который складывается у отдельных людей, групп или общества в целом, т. е. у людей и объединений, принадлежащих к внешней среде организации. Имидж организации следует намеренно строить для того, чтобы:

- об организации узнало как можно больше людей;

- сохранялся устойчивый позитивный образ организации в массовом сознании;

- с целью привлечения клиентов;

- с целью получения инвестиций и кредитов.

В процессе разработки имиджа необходимо следовать ряду важных принципов.

Во-первых, имидж должен быть оригинальным, т. е. отличаться от имиджей других организаций.

Во-вторых, образ фирмы должен подаваться при помощи простых и понятных для большинства людей средств выражения.

В-третьих, в основе имиджа должны лежать качества, ориентированные на конкретную группу людей, т. е. имидж должен быть адресным.

В-четвёртых, за имиджем должны стоять реальные качества фирмы. Имидж, в основе которого лежит обман редко бывает эффективным.

Наконец, в-пятых, имидж организации следует строить таким образом, чтобы он мог трансформироваться в зависимости от изменений среды (моды, экономического положения, социальных изменений).

На сегодняшний день имидж фирмы «ГеоПарк» находится в состоянии становления и развития. Для формирования имиджа большое значение имеет рекламная и просветительская деятельность архитектурно-ландшафтного бюро. Она заключается в размещении в рекламных журналах хорошо иллюстрированных статей по теме ландшафтного дизайна, а также в подготовке и чтении лекций на курсах по ландшафтной архитектуре. на тему: «Основы архитектурно-ландшафтного проектирования малых садов различных типов».

Таким образом, маркетинговая деятельность фирмы для архитектурно-ландшафтного бюро «ГеоПарк» приобретает большое значение, как для формирования имиджа фирмы, так и для повышения её конкурентоспособности.

Рис. 8, 9. Дизайн-проект приусадебного участка (генплан) и фрагмент реализации проекта. Автор - архитектор И.Е. Дружинина. Фирма «Аллегро»

Выводы

В наши дни жёстко регламентированная модель госзаказа на проектирование и строительство изменяется на основаниях открытой рыночной конкуренции. Вместо крупных проектных организаций - естественных монополий социализма, появилась сеть небольших частных бюро и персональных творческих мастерских. Возникли благоприятные условия для честной конкуренции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И сегодня, в условиях рыночной конкуренции, профессиональная деятельность дизайнеров архитектурной среды заключается не только в решении творческих задач. Для выживания фирмы дизайнеру наряду с повышением качества производимого им продукта необходимо следовать законам рыночной экономики. Поэтому, участвуя в творческом процессе создания нового товара, имеющего наряду с утилитарной ещё и духовную ценность, он в то же время должен заниматься маркетинговой деятельностью, направленной на изучение рынка и на повышение спроса на свои услуги и на продвижение товара на рынок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Котлер Филипп. Основы маркетинга. Краткий курс / Пер. с англ. М. : Издательский дом «Вильямс», 2007.

2. Мак-Кой П., Ивелей Т. Практическая энциклопедия «Ландшафтный дизайн». Планирование, проектирование и дизайн приусадебного участка. М. : Росмэн, 2001.

3. Николаев В. А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн. М. : АСПЕКТ ПРЕСС,

2003.

4. Титова Н.П., Черняева Е.В. Ландшафтный дизайн вашего сада. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Информация об авторах

Вяткина Бэлла Михайловна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел. 89021729444, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Гетманченко Ольга Владимировна, руководитель фирмы «ГеоПарк», преподаватель, член СА России, тел.: 89041122423, e-mail: [email protected].

Information about the authors

Vyatkina B.M., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89021729444, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Getmanchenko O.V., «GeoPark» principal, lecturer, member of Soviet Army of Russia, tel.: 89041122423, e-mail: [email protected].

УДК: 72.01

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ГАРМОНИИ

Т.А. Дарманская

Статья посвящена вопросу взаимоотношения архитектуры и математики. Рассмотрены основные способы достижения формы, способствующие наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии, в основе построения которой лежит сочетание симметрии и золотого сечения. Выполнен анализ основных видов сим-метрий, необходимых для достижения нужной формы. Приведены примеры золотых пропорций. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Ключевые слова: архитектура, математика, гармония, золотое сечение, геометрия, симметрия.

MATHEMATICAL FOUNDATIONS OF ARCHITECTURAL HARMONY

T.A. Darmanskaia

The article focuses on relation between architecture and math. Examined main methods to achieve a form that promotes best visual perception and feel of beauty and harmony, which is based on a combination of symmetry and golden proportion. Provided analyze of main methods of symmetry to achieve the needed form. Provided examples of golden proportions. The princi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.