2. Викторова, Л.Г. О педагогических системах / Л.Г. Викторова. - Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1981. - 101 с.
3. Исаев, И.Ф. Школа как педагогическая система. Основы управления / И.Ф. Исаев. - Белгород : Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1997. - 312 с.
4. Сластенин, В.А. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 475 с.
5. Фирилёва, Ж.Е. Педагогические технологии домашней реабилитации при инсульте : монография / Ж.Е. Фирилёва, О.В. Загрядская. - М. : Изд. дом Академии Естествознания, 2017. - 242 с.
6. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Я.П. Капустин. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
REFERENCES
1. Vargamyan, M. V. and Kandybovich L. A. (2000), "Organizational-pedagogical model of adaptive school", School Director, No. 6, pp. 97-112.
2. Viktorova, L.G. (1981), About pedagogical systems, publishing house Krasnoyarsk Univ., Krasnoyarsk.
3. Isaev, I.F. (1997), School as a pedagogical system: the basics of management, publishing house Belgorod University, Belgorod.
4. Slastenin, V.A. (Ed.), Isaev, I.F. and Shiyanov, E.N. (2002), General pedagogics, textbook for students of higher education: in 2 parts, VLADOS, Moscow.
5. Firileva, J. E. and Zagryadskaya, O.V. (2017), Pedagogical technologies of home rehabilitation in stroke, publishing house of Natural Sciences Academy, Moscow.
6. Shamova, T.I. (Ed), Tretyakov, P.I. and Kapustin, Ya.P. (2001), Management of educational systems, workbook for students of higher education, VLADOS, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.01.2019
УДК 378.02:796.011.1
ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕЗВОГО ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Валентинович Бахметов, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва
Аннотация
Статья посвящена поиску проблемы формирования трезвого здорового образа жизни с помощью комплексных мероприятий, разнообразным формам и методам физкультурно-оздоровительной деятельности. Проведенные исследования позволили разработать и внедрить преподавателям вуза для студентов адаптивный курс формирования трезвого здорового образа жизни.
Ключевые слова: адаптация, трезвость, целостное развития личности, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
FORMATION OF SUSTAINABLE HEALTHY LIFE STYLE AND INTEGRAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF STUDENTS
Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Valentinovich Bakhmetov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management (ASOU), Moscow
Annotation
The article is devoted to the search for the problem of the formation of the sober healthy lifestyle with the help of complex activities, various forms and methods of sports and recreation activities. The conducted research allowed developing and introducing by university teachers an adaptive course of forming a
sober healthy lifestyle for the students.
Keywords: adaptation, sobriety, holistic personality development, sports and recreational activities.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования трезвого здорового образа жизни, напрямую зависит от состояния общества, от готовности общеобразовательных, социальных, медицинских учреждений в организации профилактического процесса с позиции трезвенного воспитания [1].
Многие специалисты не видят связь с наукой Трезвости, а скорее слово «трезвый» звучит в контексте понятия «здоровый образ жизни», которое предполагает широкий комплекс условий и действий (физическая активность, спорт, здоровое питание, режим дня, режим труда и отдыха, гигиена труда и быта и т. д.). Они считают, что данные виды деятельности полезны сами по себе, но не являются альтернативой самоотравлению интокси-кантами (алкоголем, табаком и другими). Так человек, верующий в то, что он ведет «здоровый образ жизни» (питается полезными продуктами, посещает спортивные тренировки и секции), повинуясь табачно-алкогольной запрограммированности, может отравляться алкоголем, табаком и другими интоксикантами в различных ситуациях (встреча с другом, праздники, день рождения, радость, горе и т. д.), пусть даже и в минимальных количествах. По их мнению, понятия «ЗОЖ» и «Трезвость» необходимо четко разводить. Это не одно и то же, и одно не вытекает из другого (по крайней мере, в современном общественном сознании).
В данной статье, авторы приводит свою точку зрения по разделению здорового образа жизни и трезвости. Авторы считают, что к проблеме формирование трезвого здорового образа жизни необходимо подходить комплексно, используя разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной деятельности и личностного развития личности. Успешное овладение профессиональным образованием возможно только при условии достаточно высокого уровня здоровья [2].
Как помочь студентам, как сделать этот адаптивный период благоприятным переходом во взрослую, полномочную, самостоятельную жизнедеятельность? Как сформировать у них трезвый здоровый образ жизни, полноценно развиваться и правильно адаптироваться к изменениям в окружающей среде в физическом и социальном плане? В данной статье мы попытаемся ответить на эти вопросы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - разработать эффективный адаптивный курс, включающий физкультурно-оздоровительные мероприятия для формирования трезвого здорового образа жизни и целостного развития личности студентов.
Основные задачи:
1. Изучить отношение студентов к трезвому здоровому образу жизни.
2. Определить эффективные мероприятия физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях вуза для формирования трезвого здорового образа жизни.
3. Выявить эффективные физкультурно-оздоровительные мероприятия для формирования трезвого здорового образа жизни и целостного развития личности студентов.
Авторами статьи был разработан «Адаптивный курс формирование трезвого здорового образа жизни».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследования приняли участи 800 студентов первого курса Российского университета транспорта. В соответствии с требованиями исследования, были определены контрольная (n = 400) и экспериментальная (n = 400) группы.
Проведенные в начале исследования показали следующие результаты: 8,8% планирует сохранить трезвость на всю оставшуюся жизнь, 18,4% еще не определились, сомневались, 72,8% вообще не планировали вести абсолютно трезвый образ жизни, т.е.
полностью отказаться от употребления алкоголя.
Как показал опрос, больше половины студентов употребляет алкогольные напитки, стоит отметить, что 90% опрошенных знают о последствиях употребления алкоголя, а следовательно, уровень информирования о пагубных привычках в нашей стране высокий. Наряду с этим, 48% респондентов согласились с тем, что стоит запретить продажу алкоголя в России.
Исследование выявили, когда студенты впервые начали распивать алкогольные напитки, находясь при этом в плохой компании (79%).
21% респондентов ответили, что начали пить из-за того, что один из членов семьи употребляет алкоголь в больших количествах, подавая при этом дурной пример.
Исследование выявили, что студенты плохо осведомлены о формирование стабильных и незыблемых ценностей трезвого здорового образа жизни, которые является важным условием их гармоничного личностного развития и эффективной, качественной профессиональной подготовки.
Для этого преподавателями кафедры «Физическая культура» Института экономики и финансов (РУТ) был разработан проект «Адаптивный курс формирование трезвого здорового образа жизни», который включал следующие этапы:
1 этап - информационный. Информирование студентов о неблагоприятном воздействии вредных привычек на молодой организм. Основная задача - информирование о ценности здоровья и здорового образа жизни.
2 этап - мотивационный. Целенаправленная мотивация на трезвость. Основная задача - формирование мотивации и практических навыков по ведению здорового образа жизни и целостного развития личности студентов.
3 этап - стабилизирующий. Осознанное ведение трезвого образа жизни и пропаганда трезвости в рамках «стратегии равный-равному». На этом этапе совершенствуется внедрению адаптивного курса формирование трезвого здорового образа жизни и целостного развития личности студентов для подготовки профессионального транспортного резерва.
Для контрольной группы физкультурно-оздоровительные мероприятия проводились в соответствии с государственным образовательным стандартом вуза. Экспериментальная группа кроме обязательной программы вуза использовала «Адаптивный курс формирование трезвого здорового образа жизни».
Программа адаптивного курса по формированию трезвого здорового образа жизни и целостного развития личности студентов включало следующие комплексные направления:
I. Информационно-пропагандистское.
Наиболее доступно каждому в настоящий момент - пропагандировать и разъяснять программу «Трезвость - воля народа!», начиная и заканчивая её объяснение четырьмя первоочередными наглядными положениями:
1. Каждый должен знать и понимать правильное название Федерального закона от 22.11.1995 N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
2. Каждый должен понимать простую истину: отнимание Трезвости - особо опасный вид социального паразитизма. Он является основой для всех остальных видов паразитизма.
3. Помогать людям в освобождении от программы самоотравления, распространяя и объясняя смысл и требование 4-го пункта программы «Трезвость - воля народа!»: «Отраву за поселения - в спецмагазины!»
4. Изучать, распространять и пользоваться «Языком утверждения и сохранения Трезвости» - языком правды, языком освобождения. Для начала в своих мыслях, разговорах по отношению к алкогольным, табачным и иным ядам исключить слова, маскирующие процесс отравления: «напитки», «пить», «употребление», «распитие», «курение», и заменять их на правдивые слова: «алкогольные и табачные яды», «отравление» [5, с. 292].
II. Физкультурно-оздоровительное.
1. Адаптивные "Веселые старты" направленные на адаптацию студентов первокурсников к условиям вуза трезвого здорового образа жизни и целостного развития личности, организации досуга детей и молодежи.
2. Спартианские игры [3].
3. Спортивный фестиваль «ГТО-НИКА» [4].
III. Научно-исследовательское.
1. Проведение научно-практических мероприятий (конференции, научно-практические семинаров, мастер-классы, круглые столы) по трезвому здоровому образу жизни.
2. Участие в различных научных программах, проектах, грантах, конкурсах по направлению трезвому здоровому образу жизни студентов.
3. Публикация научных и научно-методических материалов на тему трезвому здоровому образу жизни.
В конце исследования мы получили следующие результаты: 36,5% планирует сохранить трезвость на всю оставшуюся жизнь, 1,7% еще не определились, сомневались, 61,8% вообще не планировали вести абсолютно трезвый образ жизни, т.е. полностью отказаться от употребления алкоголя. Таким образом, после проведения комплексных физкультурно-оздоровительных мероприятий 27,7% выбрали путь трезвости.
ВЫВОДЫ
1 Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, по формированию трезвого здорового образа жизни способствуют более мягкой адаптации студентов к условиям вузовского образования и организационному её совершенствованию в сфере профилактики вредных привычек и формирования трезвого здорового образа жизни.
2. Программа адаптивного курса формирование трезвого здорового образа жизни, способствует не только формированию интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом, но и целостного развития личности.
Таким образом, для продолжения формирования трезвого здорового образа жизни и целостного развития личности студентов, необходимо систематически продолжать эту кропотливую работу, используя комплексный подход с разнообразными формами и методами физического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корниенко, А.В. Формирование трезвого здорового образа жизни в образовательной среде : учебно-методическое пособие для специалистов НКО / А.В. Корниенко. - М. : Типография РА «Википринт», 2017. - 92 с.
2. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова // Молодой ученый. - 2013. - № 6. - С. 730-732.
3. Фирсин, С.А. Формирование ценностного отношения учащейся молодежи к физкуль-турно-спортивной деятельности / С.А. Фирсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 194-197.
4. Фирсин, С.А. Использование инновационных форм и методов современного гуманистического воспитания студентов на занятиях физической культурой и спортом / С.А. Фирсин, Т.В. Ре-утина, П.С. Фирсина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 296-298.
5. Трезвость - КУРС России : материалы XVI Международной научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» / отв. ред. Р. В. Распопов. - Нижний Тагил, 2018. - 335 с.
REFERENCES
1. Kornienko, A.V. (2017), Formation of a sober healthy lifestyle in the educational environment. Teaching aid for NPO specialists, publisher "Vikiprint", Moscow.
2. Solomin, V.P., Bakhtin, Yu.K., Buinov, L.G. and Makarova, L.P. (2013), "On the motivation for a healthy lifestyle of students of the pedagogical university", Young Scientist, No. 6, pp. 730-732.
3. Firsin, S.A. (2016), "Formation of value attitude of students to physical culture and sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 194-197.
4. Firsin S.A., Reutin, T.V. and Firsina, P.S. (2018), "Using innovative forms and methods of modern humanistic education of students in the classroom physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 296-298.
5. Ed. Raspopov, R.V. (2018), Sobriety - course of Russia: Proceedings of the XVI International Scientific and Practical Conference OD "Union of TSU" Sober Ural", Sober Tyumen, Tyumen.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.01.2019
УДК 769.839
ВЛИЯНИЕ ПЛИОМЕТРИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СМЕШАННЫМ БОЕВЫМ
ЕДИНОБОРСТВОМ
Сергей Олегович Цекунов, доцент, Николай Александрович Мудренко, доцент, Алексей Валерьевич Сторожук, старший преподаватель, Владимир Георгиевич Кормин, преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск
Аннотация
В данной статье рассматривается влияние плиометрической тренировки на скоростно-силовые показатели спортсменов, занимающихся смешанным боевым единоборством. В результате проведения педагогического эксперимента установлено положительное влияние применение плиометрической тренировки на развитие скоростно-силовых показателей спортсменов. В экспериментальной группе мы получили прирост по всем показателям принимаемых контрольных нормативов.
Ключевые слова: плиометрика, смешанные единоборства, биомеханика, сила удара.
INFLUENCE OF PLYOMETRIC TRAINING ON THE SPEED-POWER INDICATORS OF ATHLETES ENGAGED IN MIXED COMBAT
Sergey Olegovich Tsekunov, the senior lecturer, Nikolay Aleksandrovich Mudrenko, the senior lecturer, Alexey Valeryevich Storozhuk, the senior teacher, Vladimir Georgievich Kormin, the teacher, Far Eastern law Institute of the Russian interior Ministry, Khabarovsk
Annotation
In this article, the influence of the plyometric training on high-speed and power indicators of the athletes, doing the mixed fighting single combat, is considered. As a result of carrying out a pedagogical experiment, the positive influence application of a plyometric training on development of high-speed and power indicators of athletes is established. In experimental group we received gain by all indicators of the adopted control standards.
Keywords: plyometrics, mixed martial arts, biomechanics, impact force.
ВВЕДЕНИЕ
Современная спортивная наука не стоит на месте. Постоянно появляются все более новые средства и методы спортивной тренировки. Многие из этих новых средств и методов придуманы не сейчас, а уходят корнями в советскую школу подготовки. Одним из таких методов тренировки взрывной силы является плиометрическая тренировка. Происхождение понятия плиометрика приписывают члену сборной США по бегу на длинные дистанции Фреду Уилту (1980-х годах). В свою очередь плиометрика берет свои истоки от