ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЫНКОВ НА ПРИМЕРЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА ПРИБРЕЖНОГО РЕГИОНА ТРАНСГРАНИЧНОГО ТИПА*
Н.П. Овчаренко,
врио зав. кафедрой сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток),
кандидат технических наук
Л.Л. Руденко,
доцент кафедры сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток),
кандидат технических наук
И.Г. Павленко,
доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности Института экономики и управления Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского»(г. Симферополь),
кандидат экономических наук 11irin@rambler.ru
В статье проведен анализ и структуризация научных подходов к определению сущности понятия «трансграничный рынок». Исследованы типы трансграничных отношений, рассмотрены различные уровни трансграничных районов. Определено значение трансграничных районов для создания конкурентных преимуществ для развития индустрии туризма региона.
Ключевые слова: трансграничный рынок, индустрия гостеприимства, туризм, прибрежный регион
УДК 339.13.012 ББК65.049
Границы территорий на протяжении всей истории развития человечества, особенно в XIX веке, представляли собой столкновение между культурами и конкретными местами, которые имеют географическое значение в формировании государств, тесно связанных с территориальным контролем. [10]. Любая граница должна быть исторически легитимна в том смысле, что прошлое рассматривается как источник традиции, сформированной на благо нынешних и будущих интересов. Именно по этой причине геополитические границы редко бывают статичными. Для Тимоти Д. [14] границы представляют собой, возможно, лучшую лабораторию для изучения процесса глобализации, потому что — это пространства, где сталкиваются политические субъекты, где сближается экономика и культурные традиции. Некоторые границы разделяют территории на разные культурные группы, некоторые — на аналогичные социальные группы. Это определяющий фактор для истории границ и степени взаимодействия жителей. Когда культура и язык различны по обе стороны границы, создается дополнительный барьер коммуникации. Существуют также ментальные границы, в результате чего формируются правительства, которые создают границы с глубоким смыслом делимитации [5].
Фактически, как и все регионы, принадлежащие к социальной организации, границы государства являются социальными конструкциями, объединяющими материальные и концептуальные / ментальные элементы[13].
Целью данного исследования является изучение перспектив формирования трансграничного рынка на основе интеграции индустрии туризма Республики Крым в индустрию гостеприимства прибрежных регионов. Особую актуальность вопросу развития трансграничного туристического сотрудничества придает факт незначительной доли размещенных в коллективных средствах размещения Республики Крым иностранных граждан (не стран СНГ) — 3,9% от общего числа размещенных в 2014 году и 1,6% в 2015 году [17]. Развитие трансграничного сотрудничества будет способствовать повышению имиджа приграничных регионов, углублению непосредственного партнерства между туристическими системами прибрежных регионов и повышению целевой аудитории туристского региона. Достижению цели исследования будет способствовать анализконцеп-ций трансграничных районов, их видов, а также определение предпосылок создания трансграничного туристического региона в пределах приграничных регионов Республики Крым.
Существенный вклад в изучение границ и регионов, ими разделяемых, то есть трансграничных районов, внес О. Мартинес [8]. Он разделил трансграничные районы на два общих типа по определенным структурам оппозиции: национальные районы, которые не устанавливают никакого контакта с прилегающей трансграничной областью, как внутренние границы внутри страны; транснациональные районы, которые сохраняют важные связи с соседней страной. Национальные и транснациональные трансграничные районы можно подразделить на более мелкие группы, основанные на местных обстоятельствах, таких как этническая конфигурация или степень трансграничного контакта.
Основываясь на этом разделении, позднее Д. Тимоти [15] выделил различные шкалы границ в трех измерениях на основе двумерного деления, предложенного О. Мартинесом [8], по отношению к взаимодействию пограничных жителей.
1. Национальные или международные границы составляют первый уровень политического контроля, хотя некоторые границы определяют резкое изменение языка, религии, политического отношения, культурных и социальных традиций.
2. Субграничные границы между штатами, провинциями, регионами и отделами можно рассматривать как второй уровень границы.
3. Третий уровень границ включает города и деревни. Этот уровень границы оказывает меньшее воздействие на взаимодействие людей, но имеет не меньшее значение [15].
Оба автора связали свои классификации с различными типами населения, проживающего в трансграничных районах. Это знание очень полезно с точки зрения понимания отношений между группами внутри национальных государств и для идентификации трансграничных моделей [8].
До О.Мартинеса и Д. Тимоти Д. Матцнеттер [9] также предложил три типа трансграничных отношений в отношении туристических зон: две туристические зоны, разделенные границей, но на некотором расстоянии друг от друга; область туризма на одной стороне границы; районы туризма, разделенные границей. В первом случае связь между этими двумя районами приводит к увеличению транзита туристов, и это, в свою очередь, может генерировать другие туристические события вдоль маршрута [16].
Периферийные области, по мнению Д. Холла [4], имеют две важные характеристики: изоляцию и отсутствие властных структур, что часто приводит к ощущению отчуждения. Они географи-
* Исследование выполнено при поддержке Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» на 2015-2024 годы по проекту «Поддержка академической мобильности работников университета на заявительной основе» в 2017 году»
1 80
чески удалены от массовых рынков, в связи с чем транспорт и связь имеют для туризма очень важное значение. Как правило, они не включены в основные маршруты и изолированы от остальной части туристического сообщества. Эти периферийные области обычно имеют более общие черты со смежными трансграничными областями, чем с центром [12]. Для Т. Софилда [13], эти периферийные регионы часто сохраняют высокие эстетические показатели в результате того, что они недостаточно развиты по отношению к их основным областям. Следуя аргументам Д. Холла [3] и Т. Софилда [13], мы видим, что Крым по своей природе является периферийным регионом, полуостровом. Но он вдвойне изолирован, т.к. не признается множеством иностранных государств. Южная часть Крыма в той же ситуации, с той лишь разницей, что выход к морю обеспечивает наличие морских границ в Черном море с Румынией, Болгарией, Турцией, Грузией.
Для Д.Тимоти [14]масштабы туризма в трансграничных районах огромны, потому что самые популярные места в мире расположены недалеко от границы или лежат прямо на ее территории. По мнению Р. Батлера [1], трансграничные районы представляют собой одни из самых девственных ландшафтов и создают мифический образ, привлекающий туристов.
Таким образом, трансграничные районы могут иметь некоторые конкурентные преимущества для развития индустрии туризма. Следуя этому аргументу, для некоторых ученых контраст в политике, экономике, культурах и ландшафтах представляется частью туристической привлекательности этих областей. Более того, туризм почти всегда связан с пересечением какой-то политической, национальной или международной границы. Политика, различия в административных структурах с обеих сторон и физические границы могут повлиять на туризм. Эти составляющие влияют на мотивацию путешествия, процесс принятия решений и развитие инфраструктуры, а также маркетинг, продвижение и имидж места. Одновременно развиваются имиджевые образы стран, их жителей и стереотипы в отношении этнической принадлежности, культур и религии [15].
При сопряжении туризма и территории границ множество интересов и уникальных взаимоотношений становятся очевидными. Д. Тимоти [15] предложил концептуальную структуру, которая была впоследствии пересмотрена [14]. Он разделил эти отношения на, во-первых, границы как достопримечательности и направления туризма, во-вторых, границы в качестве барьеров для поездок и роста туризма, и, в-третьих, границы в качестве транзитных линий.
Для К. Лорда и др. [7] трансграничное потребление не является синонимом туризма, который не требует пересечения национальной границы. Для этих авторов [6]трансграничный туризм анализируется и понимается с более широкой точки зрения, а не рассматривается в контексте тематических исследований. Для Б. Уортингтона и П. Седаката [16] трансграничный туризм, помимо рассмотрения его с геополитической точки зрения, должен анализироваться также с точки зрения международных отношений и политических изменений.
Трансграничное сотрудничество имеет очевидное значение для взаимного укрепления индустрии туризма в соседних странах. Специфика сотрудничества в области трансграничного туризма должна рассматриваться с большой осторожностью и с пониманием фундаментальных понятий. Например, должно быть ясно, что соглашения о сотрудничестве в планировании туризма влекут за собой очень тесные контакты со всеми участниками, как из государственного, так и из частного сектора, а также с множеством отраслей, которые принимают участие в планировании туризма. Такое сотрудничество может привести к эффективному диалогу и переговорам в целях создания взаимоприемлемых интересов и направления предложений по развитию туризма в данном регионе.
Взаимозависимость элементов, которые вместе составляют туристические направления, а также баланс воздействия туризма на различные группы интересов, лучше всего понять с точки зрения мягкой, открытой, системной модели. Каждый пункт назначения имеет уникальное сочетание характеристик, которые определяются его географическим положением, культурой и историей. Они вместе со степенью зависимости района от туризма и сезонными и структурными характеристиками отрасли влияют на опыт, как посетителей, так и жителей. Теория
системы утверждает, что на эффективность операций туристского региона будут влиять изменения любого из элементов, из которых он составлен. Вот почему система (пункт назначения) должна планироваться, организовываться, управляться, координироваться и постоянно оцениваться.
Туристский регион в его самых простых условиях, является особым географическим регионом, в котором посетитель пользуется различными видами путешествий [2]. Туристские регионы определяются конкурентными туристическими единицами, характеризующимися рынками и потребностями гостей, местными факторами и компаниями или продуктами [11].Толь-ко создавая уникальные конкурентные преимущества, можно убедить акционеров, вовлеченных в традиционно ориентированные туристские регионы, в преимуществах глобализации: оптимизации организационных услуг, специализации посредством сотрудничества, качественного наступления поставщиков и смежных отраслей и меньшей зависимости от небольшого числа рынков посредством интернационализации.
В свете этого, трансграничное сотрудничество в области туризма между Республикой Крым и прибрежными регионами следует рассматривать как возможность использовать инновационный подход, а инновации являются рычагом развития. Используя инновации и опираясь на них, мы можем обеспечить конкретные конкурентные преимущества на международном туристическом рынке. Развитие туризма в данном регионе требует скоординированного участия всех административных уровней (государственных, региональных, местных или судебных и муниципальных) в соответствии с их ответственностью и компетентностью в рамках системы туризма. Партнерские отношения между одноуровневыми административными учреждениями одинаково важны, особенно когда речь идет о природных или культурных ресурсах, расположенных в трансграничных регионах двух или более стран. Эти партнерства могут помочь предотвратить эксплуатацию или плохую валоризацию ресурсов, а также экономические, социальные и экологические диспропорции, которые часто возникают на противоположных сторонах государственных границ.
Безусловно, примером перспективного туристского региона может служить Республика Крым — уникальный и стратегически важный регион Российской Федерации в Азово-Черноморском регионе. Неповторимый исторический путь развития территории, многонациональный и поликонфессиональный состав населения, культурное многообразие определили особое место Республики Крым в культурном пространстве России и возможность сотрудничества с другими регионами, обеспечиваемую общим историческим прошлым и схожестью культурных традиций. В то же время Республика Крым является одним из крупнейших туристических и санаторно-курортных центров России, в регионе располагаются основные судостроительные мощности России в Черном море, Республика Крым является крупным производителем продовольствия, что делает регион выгодным и равноправным партнером в трансграничном сотрудничестве.
Комплекс внутренних проблем, мировые экономические, технологические и геополитические вызовы требуют от Республики Крым выработки собственной стратегической линии социально-экономического развития.Отраслями специализации экономики Республики Крым являются: санаторно-курортный и туристский комплекс; сельское хозяйство; производство пищевых продуктов; виноделие; рыболовство; производство товаров неорганической химии (соды, соли, диоксида титана)], судостроение.
Основными предпосылками для создания трансграничного туристического региона Республики Крым являются:
- приоритетность туризма для развития приграничных территорий каждой из стран-участниц;
- положительная динамика туристических потоков за последние несколько лет, рост объемов взаимных туристических обменов в рамках трансграничных регионов;
- природно-климатические особенности и природно-ресур-сный потенциал, которые обеспечивают возможность развития различных видов туризма в пределах приграничных регионов, как летом, так и зимой;
- наличие общего исторического прошлого, уникальных архитектурных и культурных памятников, что представляет ценность для развития познавательного туризма в трансгра-
ничном регионе и создает условия для открытия совместных трансграничных туристических маршрутов;
- благоприятное географическое положение на пересечении транзитных международных путей (автомобильных, железнодорожных и авиационных), что будет способствовать оптимизации потоков путешествующих;
- значительное количество средств размещения туристов, которые имеют относительно низкие коэффициенты загруженности в течение года, а сотрудничество на основе внедрения кластерной модели развития туризма в трансграничном регионе позволит активизировать туристические предприятия и обеспечить высокий уровень использования мощностей средств размещения в трансграничном регионе за счет создания комплексного туристского продукта.
Наряду с положительными сдвигами, связанными с развитием туризма, в туристической сфере пограничногорегиона есть немало проблем:
- отсутствие научно обоснованных рекомендаций относительно рационального использования природных территорий региона;
- разрыв между существующими требованиями туристов и квалификацией работников туристских, санаторно-курортных учреждений;
- несоответствие качественных характеристик и организационно-экономических механизмов функционирования рекреационной и транспортной инфраструктуры;
-неудовлетворительное состояние подъездных путей к объектам туристских посещений;
- отсутствие действенных государственных механизмов, направленных на популяризацию туристского продукта региона на внутреннем и международном рынках туристических услуг, несоответствие подавляющего большинства заведений размещения международным стандартам.
Для улучшения ситуации развития туризма на Крымском приграничье целесообразно проведение следующих практических мероприятий:
- обеспечить соблюдение экологических норм и мероприятий в рамках экологической политики в секторе туризма, независимо от размеров конкретного предприятия или вида туристско-рекреационной деятельности;
- обеспечить надлежащее управление деятельностью в секторе туризма и рекреации в таких охранных районах, как природные национальные, ландшафтные и другие парки, а также на других территориях, взятых под охрану;
- целесообразно планировать развитие других видов экономической деятельности (например, сельского хозяйства) так, чтобы они не приводили к уничтожению и деградации туристско-рекреационных ресурсов, имеющих значение для туристской индустрии;
- обеспечить развитие таких основных объектов инфраструктуры, как сеть автомобильных дорог, система водоснабжения, что будет способствовать удовлетворению потребностей не только туристской индустрии, но и других сфер деятельности региона;
- повышать качество предоставляемых услуг в Республике Крым, особенно, относительно других прибрежных регионов;
- принимать меры по смягчению последствий сезонного характера туристской деятельности путем создания возможностей для обеспечения занятости населения в периоды малой активности в местах посещения, значительно зависящих от туризма;
- обеспечить широкое распространение понимания экономических выгод от туризма среди местного населения с тем, чтобы жители были глубоко заинтересованы в сохранении ресурсной базы индустрии туризма.
Перспективы развития крымского трансграничного сотрудничества в области туризма могут оказаться успешными, особенно в регионах с высоким потенциалом для развития рекреационного и краеведческого туризма. Трансграничное сотрудничество на приграничных территориях в области туризма будет способствовать повышению их имиджа, углублению непосредственного партнерства между туристическими предприятиями и организациями приграничных регионов и страны в целом, изучению и внедрению опыта других государств в области регионального регулирования и стимулирования отрасли, налаживанию контактов с иностранными представительствами, общественными организациями и т.д. Наиболее распространенными направлениями развития туризма на трансграничной территории являются: рекреационный, культурно-исторический, сельский и экологический. Таким образом, индустрия туризма Республики Крым имеет широкие возможности для развития и сотрудничества.
Литература
1. Butler R.W. The development of tourism in frontier regions: Issues and approaches in Shaul Krakover, Y Gradus. Tourism in frontier areas. — United States: Lexington Books, 1996.
2. Goeldner C.R., Ritchie J.R.B. Tourism: Principles, practices, philosophies. — New Jersey: Hoboken, 2006. — 590 p.
3. Hall C.M., Page S. J. Progress in Tourism Management: From the geography of tourism to geographies of tourism — A review // Tourism Management. — 2009. — 30 (1). — p.3-16.
4. Hall D. Sustainable tourism development and transformation in Central and Eastern Europe. // Journal of Sustainable Tourism. — 2000. — 8 (6). — p. 441-457.
5. House J. W. The frontier zone: A conceptual problem for policy makers. // International Social Science Journal. — 1980. — 32 (1). — p. 69-98.
6. Lord K.R., Putrevu S., Shi Y.-Z. Cultural influences on cross-border vacationing. // Journal of Business Research. — 2008. — 61 (3). — p. 183-190.
7. Lord K.R., Putrevu S., Parsa H.G. The Cross-border Consumer: Investigation of Motivators and Inhibitors in Dining Experiences // Journal of Hospitality & Tourism Research. — 2004. — 28 (2). — p. 209-229.
8. Martinez O. J. The Dynamics of border interaction: new approaches to border analysis. In Global Boundaries. — London: Routledge, Edited by Clive H, Schofield, 1994. — p. 1-15.
9. Matznetter J. Border and tourism: Fundamental relations // Tourism and Borders: Proceedings of the Meeting of the IGU Working Group-Geography of Tourism and Recreation. — Frankfurt: Institutfbr Wirtschaftsund Sozial geographie der Johann Wolfgang Goethe Universitflt. — 1979. — p. 61-73
10. McNeill D. The Europeanisation of Europe in New Europe: Imagined Spaces. — London: Hodder Education, 2004. — 216 p.
11. Pechlaner H. The Competitiveness of Alpine Destinations between Market Pressure and Problems of Adaption // Tourism. — 1999. — Vol. 47. — No. 4. — p. 332-344.
12. Perkmann M. Cross-Border Regions in Europe: Significance and Drivers of Regional Cross- Border Co-Operation // European Urban and Regional Studies. — 2003. — 10 (2). — p.153-171.
13. Sofield T.H.B. Border tourism and border communities // Tourism Geographies. — 2006. — 8 (2). — p. 102-121.
14. Timothy D. J. Relationships between Tourism and International Boundaries // Tourism and borders: contemporary issues, policies and international research. New direction in tourism analysis. — Burlington: Ashgate, 2006. — P. 9-18.
15. Timothy D. J. Tourism and political boundaries. — London: Routledge, 2001. — 240 p.
16. Worthington B., Sedakat P. Kaliningrad? The last piece in the Baltic jigsaw? // International Journal of Tourism Research . — 2005. — 7(2). — p.123-134.
17. Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения / Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС)[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/31560 (дата обращения: 02.06.2017).