Научная статья на тему 'Формирование толерантности студентов-медиков в рамках культурообразовательного аспекта'

Формирование толерантности студентов-медиков в рамках культурообразовательного аспекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарарышкина М. А.

В статье раскрываются основы концепции формирования толерантности в рамках культурообразовательного аспекта при подготовке студентов медиков, рассмотрены условия, критерии и методы достижения данной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности студентов-медиков в рамках культурообразовательного аспекта»

ПЕДАГОГИКА, ЭКОНОМИКА, ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, ФИЛОЛОГИЯ

© Тарарышкина М.А. 2006 УДК 378.147-1:61]: 300.38

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - МЕДИКОВ В РАМКАХ КУЛЬТУРООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА

М.А. Тарарышкина

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

В статье раскрываются основы концепции формирования толерантности в рамках культурообразовательного аспекта при подготовке студентов - медиков, рассмотрены условия, критерии и методы достижения данной цели.

В XXI веке толерантность стала не только одной из нравственных основ мирового сообщества, но и оказалась ключевым понятием для понимания политических, экономических, социокультурных процессов и тенденций в современном мировом образовании, т. к. «социальный заказ общества на современном этапе предполагает формирование самостоятельной, инициативной личности специалиста, как человека культуры» [6].

Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что дипломированный врач-специалист должен отвечать следующим качествам: соблюдая этические нормы общества, проявлять интерес к людям и обладать такими качествами как духовность, толерантность и др. Подобным же образом представляют себе цели и задачи образования и ряд видных педагогов. В. Д. Шадриков [8] полагает, что одной из задач, стоящих перед образованием, является воспитание личности с неидеологизированным мышлением, то есть личности конструктивно мыслящей, личности допускающей множественность истин и считающей это естественным явлением, личности, которая уважает позицию другого, личности терпимой, нравственной. Л. Попов [7], придерживаясь

этой же точки зрения, считает, что стержнем всего воспитания является процесс формирования нравственной культуры, без овладения основами которой трудно представить себе “классного специалиста”, у которого нравственная культура становится одним из основных компонентов культуры профессиональной. В. Айнштейн в своей статье “О проблеме воспитания в вузе” [1] делает акцент на воспитание нравственной личности, под которой он понимает личность, обладающую высокими моральными качествами, гражданственностью, толерантностью. Так или иначе, все упомянутые точки зрения сходятся в одном, в первую очередь, целью современного образования является формирование такого качества личности как «социокультурная толерантность».

Рассматриваемая нами “социокультурная толерантность” - это моральное качество личности, характеризующееся терпимым отношением к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам; которая актуальна по отношению к особенностям различных культурных групп или к их предста-

вителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения [4]. Сущностными характеристиками данного морального качества личности, по нашему мнению, являются: уважение, симпатия, доброта.

Наша опытно-экспериментальная

работа показала, что для формирования социокультурной толерантности, как морального качества личности в аспекте культурообразования, важнейшим периодом является юношеский возраст (так называемый первый и второй период юности), к которому относится и студенчество. Студенчество - это мобильная группа, основной целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению в будущем высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве [4].

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность часто служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще [9]. И это означает, что принцип толерантности должен творчески применяться во всех социальных отношениях, особенно во взаимоотношениях студента - медика и преподавателя, что в дальнейшем находит свое отражение в отношениях врача и пациента.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами было установлено, что принцип толерантности применим в рамках культурообразовательного аспекта в «педагогике сотрудничества», «педагогике сотворчества», которое направлено на установление контакта педагога и студента, поскольку нет иного механизма, чтобы добиться от воспи-туемого определенного нравственно -деонтологического поведения.

Концепция «педагогики сотрудничества», «педагогики сотворчества предполагает взаимную потребность и интерес к совместной деятельности, информационное обогащение, усиление личностного влияния и обаяния преподавателя в рамках современных педагогических технологий [2]. Хороший преподаватель становится для студента эталоном, идеалом его будущей гуманной медицинской профессии. Он имеет возможность, воздействуя в том числе и невербальными методами, создать предпосылки для формирования основ клинического мышления, приемов практических действий, методов реализации деонтологи-ческих, толерантных принципов, в аспекте культурообразования. Проводя анкетирование и опрос студентов нашего университета, мы нередко видим невысокую оценку ими профессиональных и педагогических качеств ряда преподавателей их уровня эрудированности, культуры и коммуникативных навыков.

В ходе нашего исследования выявлено, что только гуманизация и гуманитаризация образования в медицинской школе обеспечивает толерантные начала в воспитании студентов-медиков, поскольку гуманитарные знания ложатся в основу гуманистических убеждений, которые в свою очередь реализуются в гуманной врачебной практике при реализации принципа толерантности. Еще Н.Бердяев указывал на то, что «если истина не пропущена через душу, то это не истина, а просто знания».

Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция студента, основанная на умении признавать иное мнение [5].

Формирование активной жизненной позиции студента - медика в аспекте культурообразования, по нашему мнению, является основной целью развития его личности в период вузовской подготовки. «Жизненная позиция личности -это способ ее включение в жизнедеятельность общества; совокупность взглядов, убеждений, социально значимых, прежде всего профессиональных умений и соответствующих им действий личности, реализующих ее отношение к окружающему миру» [3]. Жизненная позиция - это единство духовного и практического (слова и дела, замысла и поступка, мотива и действия) становится принципом анализа жизнедеятельности личности как субъекта общественных действий. Жизненная позиция и есть та категория, та характеристика личности, через которую этот принцип реализуется.

Полученные знания лежат в основе мировоззренческих убеждений личности и реализуются в системе практических действий, т.е. в активной жизненной позиции. Мы считаем важнейшими компонентами активной жизненной позиции врача его профессионализм, нравственно-деонтоло-гические качества, гражданские качества и познавательную активность, позволяющую включать студента в систему непрерывного медицинского образования.

Таким образом, творческое использование принципа толерантности в обра-

зовательном процессе медицинского вуза с учетом новых подходов к технологии педагогического процесса и в рамках культурообразовательного аспекта становится залогом эффективности обучения и создает благоприятные условия для дальнейшего распространения в другие сферы социальных отношений, в том числе и отношения «пациент-врач».

ЛИТЕРАТУРА

1. О проблеме воспитания в вузе / Айн-штейн В. // Высшее образование в России. - 1998.- № 3. - С.75-82.

2. Культура толерантности в современной парадигме образования. /Данилова М.И./

- Краснодар. - http://www.rusoir.ru.

3. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (Психолого - педагогический аспект). /Дианкина М.С. 2-е. Изд. - М., 2002. - 256с.

4. Социально-психологический портрет

студента в контексте толерантности. /Зиновьев Д.В. - wwwlib.sibstu.kts.ru/

рага&^а/

5. Жизненная позиция личности (Идеологический и социально-психологический аспекты). /Маркин В.Н. /- М., 1989. - С.30

6. Образование в поисках человеческих смыслов / Сб. под ред. Е.В. Бондаревской.

- Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. - 216с.

7. Воспитание без этики /Попов Л. // Высшее образование в России.- 1996, № 3. -С.55.

8. Деятельность и способность: (Программа "Обновление гуманитарного образования в России"). /Шадриков В. Д./- М.: «Логос», 1994. - 287с.

9. Шалин В. Образование и формирование

культуры толерантности. -

www. 1 september.ru/ ш^/2002/11/3.

FORMATION OF TOLERANCE OFMEDICAL STUDENTS IN FRAMEWORKS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECT

M.A. Tararyshkina

In the article bases of the concepts of formation tolerance-formation in frameworks of cultural and educational aspect are opened by preparation of medical students, conditions, criteria and methods of achievement of the purpose are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.