Научная статья на тему 'Формирование толерантности младших школьников в многонациональной среде'

Формирование толерантности младших школьников в многонациональной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева И. И., Слепцова С. Л.

Статья посвящена проблеме толерантности младших школьников, которая в последнее время приобрело большую популярность. В результате анализа авторы раскрывают суть толерантности, как ценного нравственного качества развитой личности, которая имеет свои ценности и интересы. В работе представлены основные направления работы по формированию поведенческого навыка, воспитанию толерантности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева И. И., Слепцова С. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности младших школьников в многонациональной среде»

рых лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов, воспроизведение героев и книг по описанию, которые формируют у учащихся положительную мотивацию и интерес к чтению и книге.

На третьем этапе с 1.02.2012 по 8.02.2012 г. нами была проведена промежуточная психолого-педагогическая диагностика с целью определения динамики уровня развития читательского интереса младших школьников и определения эффективности проводимой нами работы в факультативе.

Опросник выявления читательских интересов и мотивов чтения по методике Н.Г. Лусканова показал, что 4 ученика, относящиеся ранее к уровню «низкая мотивация», перешли к уровню «хорошая мотивация». Также три ученика из уровня «хорошей мотивации», перешли в уровень «высокой мотивации».

Таким образом, составленная нами система занятий факультатива «Юный читатель» способствует развитию читательских интересов младших школьников, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, формированию читательской самостоятельности и творческой активности детей, содействует развитию положительной мотивации чтения. Сформировать и развивать интерес к чтению младших школьников поможет факультатив, включающий в себя не только традиционные формы, методы и приемы, но и такие нетрадиционные, как литературная игра, литературный праздник, диспут, литературная игра, мини-театр, читательская конференция. Они несут в себе большой эмоциональный заряд и помогают развивать читательские интересы.

Список литературы:

1. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников. - Н.Новгород, 2006. - 124 с.

2. ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart.edu.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ

© Николаева И.И.*, Слепцова С.Л.Ф

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри

Статья посвящена проблеме толерантности младших школьников, которая в последнее время приобрело большую популярность. В ре-

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального обучения.

* Студент кафедры Педагогики и методики начального обучения.

зультате анализа авторы раскрывают суть толерантности, как ценного нравственного качества развитой личности, которая имеет свои ценности и интересы. В работе представлены основные направления работы по формированию поведенческого навыка, воспитанию толерантности младших школьников.

В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она включает пласт проблем, связанных с отношением людей. Тема научной работы выбрана нами не случайно, поскольку процесс увеличения уровня агрессивности между людьми очевиден. Это находит свое отражение в расширении зон конфликтных ситуаций в современном обществе.

Несмотря на это, роль образования как фактора культурного развития и прогресса, как средство решения в полиэтнических регионах острейших социально-политических, межкультурных и межэтнических проблем недооценивается. Вместе с тем есть основание утверждать, что именно образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций, моделей поведения и было действенным средством развития человека, его культурного уровня, сознания и самосознания.

Наша научная работа ставит своей целью проанализировать состояние изученности проблемы формирования толерантности на современном этапе, а также наметить пути и средства ее решения.

Проблема толерантности, вызывающая повышенного внимания особенно в последние 30 лет, обсуждается в разных аспектах и на разных уровнях.

Понятие «толерантность» в последнее время приобрело большую популярность и в научной литературе трактуется широко в разных областях знания: этике, психологии, философии, этнопсихологии, медицине и др.

В последние годы изучением проблем толерантности активно занимаются Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Ю.В. Бромлей, С.К. Бондырева, Т.Г. Сте-фаненко и др.

Асмолов А.Г. рассматривает толерантность как «индивидуальное свойство, заключающееся в способности к саморегуляции при фрустрирующих воздействиях среды» [1, с. 62].

В разных языках понятие «толерантность» имеет синоним «терпимость». В словаре В.И. Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снис-хожденью» [2, с. 330]. Аналогичным образом толкуют данное понятие и большинство современных словарей. В кратком философском словаре: «Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий» [3, с. 352].

Наиболее полно сущность толерантности изложена в «Декларации принципов толерантности», принятой Организацией Объединенных Наций по

вопросам образования, науки и культуры. В Декларации указано, что «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» [4, с. 31]. В приведенном определении можно выделить четыре основных компонента толерантности - это признание, принятие, уважение и понимание.

На наш взгляд, наиболее полное определение, раскрывающее саму суть толерантности дано в словаре по этике: «толерантность - моральное чувство, характеризующее отношение к интересам, убеждениям и верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного внимания и согласования разных интересов и т.д. без применения давления, преимущественно методами убеждения и разъяснения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права и на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем Я» [5, с. 391].

В научной литературе «толерантность» рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения.

На наш взгляд, наиболее полное определение, раскрывающее саму суть толерантности дано в словаре по этике: «толерантность - моральное чувство, характеризующее отношение к интересам, убеждениям и верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного внимания и согласования разных интересов и т.д. без применения давления, преимущественно методами убеждения и разъяснения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права и на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем Я» [5, с. 391].

Таким образом, под толерантностью мы понимаем признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.

В связи с этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения.

Для начальной школы проблема воспитания толерантной личности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо

свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Когда мы говорим о толерантности как о готовности к движению навстречу, к развитию, то переходим от феномена толерантности к толерантности как некоему качеству или свойству. Если мы говорим о феномене толерантности, нужно учитывать саму ситуацию и все стороны, участвующие во взаимодействии.

На основании этого можно выделить следующие критерии толерантности:

1. равноправие;

2. взаимоуважение человека или общества, доброжелательность;

3. терпимое отношение к различным группам;

4. сохранение и развитие культуры самобытности;

5. возможность следовать своим традициям для всех культур;

6. свобода вероисповедания;

7. сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

8. позитивная лексика в общении с другими.

Результаты наблюдений за поведением младших школьников, общением, отношением их к одноклассникам во время производственной педагогической практики в школе позволяют сделать вывод о том, что у школьников начального звена стереотип поведения в конфликтных ситуациях чаще сводится к выяснению отношений путем моральных или физических оскорблений. Чаще всего основными формами проявления нетерпимости являются оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения, которые могут в дальнейшем порождать формы интолерантности. Это позволяет сделать вывод о том, что у младших школьников ещё не сформирован навык поведения при решении спорных вопросов.

На основании этого мы выделяем ряд ключевых направлений работы по формированию поведенческого навыка, воспитанию толерантности, которые будут включены в программу нашего факультативного курса в рамках педагогического эксперимента:

1. аналитико-диагностическая деятельность, цель которой - выявить уровень толерантности при помощи таких методов, как анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ результатов;

2. познавательная деятельность, целью которой является раскрытие понятия толерантность, проведение бесед, классных часов по истории, традиции обычаев разных народов, конкурсов, экскурсий и игр, способствующих ознакомлению младших школьников с основными нормами, культурой, ценностями инокультурной группы. Перечисленные формы работы направлены на развитие этнической и культурной грамотности, то есть на достижение детьми определенного уровня информированности об особенностях культуры всех

представленных полиэтническом регионе этнических групп - своей и «чужих»;

3. ценностно-ориентировочная деятельность по формированию толерантного отношения к окружающим людям, ознакомлению со способами разрешения конфликтов, которая включает проведение тренингов, диспутов, направленных на формирование позитивного взаимодействия с людьми, обсуждение разных вариантов решения некоего набора проблем при конфликтных ситуациях, способствующих развитию навыков культуры поведения.

4. работа с родителями, с целью их приобщения к общеклассным делам по воспитанию толерантности у детей, которая включает проведение классных часов, родительских собраний конференций, походов.

Цель нашего проекта - сформировать толерантную личность, способную к мирному разрешению конфликта и умеющую эмпатично относиться к «инаковости» другого человека.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

1. создать условия для применения методов и форм работы, направленных на формирование толерантной личности;

2. составить программу психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление уровня сформированности толерантности;

3. составить оптимальную программу занятий по формированию толерантной личности в начальной школе;

4. проводить систематические теоретические и практические занятия по формированию толерантного отношения к окружающим людям.

В основу проекта мы взяли следующие теоретические положения:

- толерантность - это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценности и стереотипы поведения;

- толерантность - интегрированное качество: если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям;

- проявление толерантности созвучно уважению прав человека и означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений, признавая такое же право за другими.

Мы предполагаем, что данный проект позволит снизить количество конфликтов между учащимися начальных классов, будет способствовать установлению теплой дружественной обстановки в классе, формированию умения ценить в себе и в других индивидуальность и непохожесть, обусловленную в том числе и этническими различиями. В конечном итоге, при выходе из начального звена мы получим личность, способную к мирному разрешению конфликта, признающую права всех людей, независимо от тех или иных различий.

Таким образом, современный школьник будет правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи и взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. - 2001. - № 24. - С. 61-63.

2. Даль В. Толковый словарь русского языка. - М., 1998. - С. 401.

3. Краткий философский словарь / Ред. А.П. Алексеев. - М.: Проспект, 2006. - С. 492.

4.Терпение, терпимость или согласие!? Дружить, терпеть или ненавидеть!? / Сост. В.В. Арсентьева. - Екатеринбург: Свердл. обл. межнац. б-ка, 2006. - С. 64.

5. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. - 6-е изд. -М.: Политиздат, 1989. - С. 447.

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО И СИСТЕМА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© Отюцкий Г.П.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье дается характеристика университетского сообщества в формировании дружественных межнациональных отношений. Отмечается, что межнациональные конфликты могут не только расшатать, но и разрушить культурный генетический код солидарности народов, населяющих Россию, код единства взаимодействующих культур россиян. В статье характеризуются основные направления влияния университетского сообщества на процесс оптимизации межнациональных отношений.

Для России начала XXI века печальной реальностью стали различные формы межэтнической и расовой непримиримости, сепаратизма, национализма, даже нацизма. Нередко они облекаются в форму межконфессиональных противоречий. Именно поэтому повышение роли гражданского общества (в том числе такой его важной составляющей, как университетское сообщество) в эффективном разрешении проблем и обеспечении позитивных перспектив развития межнациональных отношений, является существенно необходимым.

* Профессор кафедры Социальной философии, доктор философских наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.