Шилов В. В. Формирование «точки роста» на Верхней Каме // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 2 (83). С. 112-120.
Shilov V. V. Formation of "point of growth" on the Upper Kama. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 2 (83). Pp. 112-120. (In Russ.)
УДК 332.15 (470.12)
В. В. Шилов
Березниковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, Березники, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ «ТОЧКИ РОСТА» НА ВЕРХНЕЙ КАМЕ
Шилов Владимир Викторович — кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой «Общенаучные дисциплины», член Правления Российского общества социологов (Пермское отделение).
E-mail: vvs595959@mail. ru
Рассматривается вопрос создания агломерации на территории Западного Урала — в районе Северного Прикамья. На основе мирового и отечественного опыта анализируются как ожидаемые положительные факторы экономического и социокультурного развития территории, так и потенциальные риски. Объединенные в 2018 году в единый городской округ территории города Березники и Усольского муниципального района, которые сегодня связаны между собой интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми отношениями, а также перспективами вхождения в формирующуюся агломерацию города Соликамска, имеют потенциальные возможности для нового этапа социально-экономического развития. При создании новых агломераций, которые будут представлять собой в будущем единое социокультурное, экономическое, политическое целое, предварительно необходимы исследования специалистов самых разных отраслей знания. Научное решение объединения и поступательного развития агломерации должно иметь приоритет перед решением политическим.
Ключевые слова: пространственное развитие, объединение муниципалитетов, агломерация, власть, наука, традиции, риски, перспектива развития, качество жизни.
V. V. Shilov
Berezniky branch of the Perm National Research Polytechnic University,
Berezniki, Russia
FORMATION OF "POINT OF GROWTH" ON THE UPPER KAMA
Shilov Vladimir V. — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Scientific Disciplines, a Member of the Board of the Russian Society of Sociologists (Perm branch).
E-mail: vvs595959@mail. ru
The question of creating an agglomeration on the territory of the Northern Kama region of the Western Urals is being considered. On the basis of world and domestic experience, both the expected positive factors of the economic and socio-cultural development of the territory and potential risks are analyzed. In 2018, the territories of the city of Berezniki and the Usolsky municipal district are united into a single urban district, in the future, the entry of Solikamsk into the emerging agglomeration, which today are interconnected by intensive economic, labor and cultural and everyday ties, have the potential of a new stage of socio-economic development. When creating new agglomerations, which will be a single socio-cultural, economic, and political whole, they must first be studied by specialists from the most diverse
branches of knowledge. The scientific decision to unite and progressively develop the agglomeration must take precedence over a political decision.
Keywords: spatial development, association of municipalities, agglomeration, power, science, traditions, risks, development perspective, quality of life.
Процесс пространственного развития Российской Федерации в научном и общественном дискурсе в последние годы вызывает пристальное внимание. На Московском урбанистическом форуме 17 июля 2018 года председатель Счетной палаты, глава Центра стратегических разработок А. Л. Кудрин, рассуждая о рисках дисбаланса в территориальном развитии России, отметил, что для равномерного экономического роста в России необходимы новые агломерации, которые будут конкурировать с Москвой и Санкт-Петербургом за интеллектуальный и креативный потенциал. Годом ранее, 2 июня 2017 года, на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге он же говорил, что ради сохранения собственной конкурентоспособности Россия обязана создать 25 крупных городских агломераций.
В утвержденной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Стратегии экономической безопасности до 2030 года среди задач в том числе фигурирует и совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций.
Актуальность темы очевидна, так как многие города на определенном этапе развития выходят за критический порог своего пространственного развития и превращаются в агломерации, которые, в свою очередь, играют важную роль в организации экономики в регионах России. Сегодня в Российской Федерации насчитывается более трех десятков агломераций, в которых сосредоточено более 35 % населения и около 40 % научного и кадрового потенциала.
Особенно впечатляют промышленные агломерации, которые позволяют сократить площадь используемой территории до 30 %, количество производственных зданий — до 25 %, и благодаря наличию общей инфраструктуры и объектов подсобно-вспомогательного назначения затраты сокращаются в среднем на 20 % [8].
При образовании новой городской агломерации на территории Пермского края «точкой роста», новым импульсом развития региона может стать территория Верхнекамья, где расположены крупные промышленные предприятия, находится богатейшее месторождение калийно-магниевых солей (второе в мире после Канады) и имеется высококвалифицированный состав специалистов, научно-технический персонал на сложных производствах.
Еще в 2013 году на расширенном заседании комитета по экономической политике Совета Федерации России обсуждался вопрос о создании на Верхней Каме сильной агломерации, которая должна состоять из трех «городов-ядер» — Березники, Соликамск и Усолье. На заседании говорилось о создании сквозного железнодорожного сообщения общего пользования по спрямляющему маршруту Архангельск — Сыктывкар — Пермь (проект «Белкомур»), что позволит развивать не только Соликамско-Березниковский узел, но и в целом районы Крайнего Севера, а с учетом принятых Правительством России решений о развитии Северного морского пути реализация проекта «Белкомур» серьезно повысит транспортную доступность этой части страны и будет способствовать развитию экономики в масштабах всего государства.
Проект «Белкомур» предполагает строительство новой железнодорожной магистрали протяженностью 1 161 км, из которых более 700 км — это новое строительство (в том числе 310 км по Пермскому краю), а около 450 км — реконструкция существующих участков. Общая стоимость проекта составляет 6 млрд долл. США, и предполагается, что он будет реализован на принципах государственно-частного партнерства. В проекте заинтересованы китайские партнеры совместно с российскими банками, институтами развития и строительными
компаниями. В целом по комплексной программе промышленного и инфраструктурного развития «Белкомура» общий объем инвестиций должен составить более 30 млрд долл. США.
Так называемая «Камская триада» (города Березники, Усолье, Соликамск) в теории действительно имеет хорошую перспективу, и тогда же, в 2013 году, в Березниках был представлен мастер-план (единая концепция развития трех городов), который разработали архитекторы-градостроители немецких компаний KK-Architekten и Buro Happold.
Мастер-план развития территории Верхнекамья немецкие архитекторы разрабатывали по заказу ПАО «Уралкалий» (компания вложила в него около 3 млн долл. США), и создан он был в первую очередь для того, чтобы Верхнекамский регион стал привлекательнее и жители не покидали родные места [10, с. 12].
Согласно мастер-плану немецких архитекторов плотная застройка не помешает сохранить индивидуальность всех трех городов. В целом разработчиками поставлена правильная задача — сохранить исторический облик региона и сделать его местом комфортного проживания. Мастер-план предусматривает хорошие дороги, современные здания и целые кварталы, выстроенные по европейским стандартам, с красивыми зелеными парками, фонтанами, университетским городком, но... Архитекторы рассчитали план развития региона на целых 40 лет, а для сохранения и привлечения трудовых ресурсов 40 лет ожидания будет, наверное, очень большим отрезком времени.
Более реалистично выглядит создание и развитие на первом этапе Березниковской городской агломерации, чему может способствовать принятый в 2018 году Законодательным собранием Пермского края Закон Пермского края «О преобразовании поселений, входящих в состав Усольского муниципального района, путем объединения с муниципальным образованием "Город Березники"» (от 21.06.2018 № 252-ПК).
Процесс объединения муниципалитетов идет и в других субъектах Российской Федерации, но при этом вызывает неоднозначную оценку и жаркую дискуссию у политиков, общественности и научного сообщества [11, с. 578], тем более на территории нашего исследования, так как в новом, образованном в 2018 году, Березниковском городском округе с площадью почти 5 тыс. км (это в два раза больше площади Москвы или на четверть больше такого субъекта России, как Республика Ингушетия) сегодня расположено два города (Березники и Усолье), восемь сёл, 11 поселков и 54 деревни.
После такого «искусственного» и быстрого объединения города Березники и Усоль-ского муниципального района проблем возникло довольно много. На встрече с березни-ковскими журналистами, посвященной Дню российской печати, в январе 2019 года на вопрос о важнейших итогах 2018 года глава нового муниципального образования «Березни-ковский городской округ» С. П. Дьяков сказал: «Главная тема года — объединение Березников и Усолья... Не ожидал, — отметил он, — что переход будет столь сложный. слишком разные стили управления, система принятия решений и финансирования» [1, с. 3].
Формирование агломераций в Российской Федерации и мире имеет специфику, в том числе и на исследуемой территории. В Западной Европе и США в XIX веке наблюдался стремительный рост городов, который был вызван промышленной революцией. Тогда в пригородах крупных городов проживали представители беднейших слоев населения, но уже в конце XIX века благодаря развитию железнодорожного транспорта в Европе и США начинают появляться престижные пригороды, где селились зажиточные семьи (процесс получил название субурбанизации).
После Второй мировой войны с появлением большого количества личного автотранспорта субурбанизация (прежде всего в США) получила мощный импульс [12]. При этом часто центры больших городов становились местом проживания малоимущих слоев населения в ветшающих многоквартирных домах.
В отличие от США и Канады в Европе пригороды крупных городов обычно были небольшими самостоятельными городами или деревнями (спальные районы), откуда жители и ездили на работу в ближайший крупный город.
Подобная субурбанизация за рубежом и в некоторых городах СССР привела к появлению городских агломераций (англ. metropolitan areas). В начале XXI века самая большая в мире агломерация по площади — это агломерация Нью-Йорка (расположена на территории трех штатов), а самая большая по населению — регион вокруг Токио с численность населения 35 млн человек. Столица Российской Федерации входит в состав московской агломерации, которая включает Москву и более 50 городов.
В научной литературе по поводу городских агломераций существуют разные точки зрения. Французские географы Ж. Божё-Гарнье и Ж. Шабо считают, что крупные города — это чудовища, приговоренные к непрерывному росту, а агломерации — близкие скопления городов — являются настоящими титанами [2]. Исследователь агломераций Мишель Руж назвал агломерации «раковой формой градостроительных образований» [9].
Другие исследователи утверждают, что агломерации — это самые оптимальные формы современного расселения и именно они способны в будущем решить проблему несистемных расселений и улучшить жизненные условия. Городские агломерации, как и сами города, всегда противоречивы по своей сути, но положительных черт, стоит предположить, в них будет больше, чем в провинциальных городах и селах.
Березниковско-Усольскую агропромышленную агломерацию можно только с большой долей условности сравнивать (проводить компаративный анализ) с вышеприведенными агломерациями (нью-йоркской, токийской, сеульской, московской), тем не менее опыт образования этих агломераций и возникающие при этом проблемы нужно учитывать научному сообществу, органам государственной власти и местного самоуправления Пермского края, представителям науки, общественности Западного Урала.
В советскую эпоху Березники, как и любой город СССР, имел свою административную границу, или городскую черту, но по мере роста числа жителей застройка городского типа уже тогда начала выходить за пределы этой границы — сначала вдоль главных радиальных дорог (Березниковский микрорайон «Усольский» на правом берегу Камы), а затем начала заполнять и промежутки между ними, поглощая город-спутник Усолье и населенные пункты Усольского муниципального района.
Таким образом возникало несоответствие юридической и фактической границ города Березники и Усольского муниципального района (более 15 тыс. березниковцев проживало на территории Усольского района в частном секторе), что значительно осложняло управление городским хозяйством (финансирование муниципальным образованиям на вывоз бытовых отходов определяется по подушевому принципу, тогда как березниковцы не спешили прописываться в Усольском муниципальном районе, чтобы не лишиться медицинского обслуживания в городе Березники и получать в нем другие социальные услуги).
Несмотря на болезни роста, любой растущий город, любая агломерация всегда будут привлекать инвесторов, а это — новые производства и новые виды деятельности. Расположенные здесь предприятия, организации, университеты, техникумы, лицеи, школы, очаги культуры и места досуга, объекты здравоохранения — это главная составляющая любого народнохозяйственного комплекса, что обеспечивает приток трудовых ресурсов и снижает утечку мозгов [7, с. 345].
В то же время рост численности населения и производств угрожает ухудшением экологии и разрастанием площади города, и, как правило, к началу XXI века во многих населенных пунктах эти ресурсы исчерпаны, поэтому город и начинает расти за счет спутников, выводит в них не только население, но и филиалы предприятий и учреждений. Другими словами, агло-
116
Наука и образование
мерации становятся преемниками большого города, последний, в свою очередь, решает таким образом многие свои проблемы: экология, размещение очистных сооружений, станций водоснабжения, сортировочных станций, аэропортов, мест отдыха и т. п.
Агломерация наследует и совершенствует разнообразные преимущества городского ядра, но при этом возникают новые проблемы: сокращение открытых пространств, наступление на природу, неудобные маятниковые поездки, которые отнимают много сил и времени у трудящихся и учащихся. Именно поэтому этот сложный механизм (большие города и городские агломерации) привлекает пристальное внимание не только историков, но и специалистов самых разных отраслей знания — географии, геоурбанистики, экономики, политологии, социологии, права, менеджмента, архитектуры, психологии и т. д.
Несмотря на указанные проблемы, градостроители пришли к выводу, который был сформулирован немецкими специалистами: «Преимущества агломераций — очевидны, а недостатки — устранимы» [4]. Однако создание качественной инфраструктуры в большом городе или агломерации не решает автоматически социальные проблемы.
Урегулированием сложных ситуаций жизнедеятельности населенных пунктов, решением возникающих проблем занимается специальная отрасль социологии — социология города. Одним из первых социологический анализ города предложил в начале XX века немецкий социолог и политолог Макс Вебер, определявший город как поселение, состоящее из тесно соприкасающихся домов, которое настолько велико, что в нем отсутствует специфическое для общества соседей личное знакомство друг с другом [3, с. 9].
Кроме М. Вебера роль больших городов в обществе изучали такие немецкие социологи, как К. Блюхер и Г. Зиммель. Классики марксизма-ленинизма тоже не обошли вниманием данную тему. У них городская проблематика присутствует в контексте рассмотрения положения рабочего класса в капиталистическом обществе (в качестве места, где в наиболее концентрированной форме протекает классовая борьба).
Наибольшего признания «городская социология» получила в работах Чикагской школы социологов. Основными разработчиками именно городской проблематики в рамках данной школы стали Роберт Парк, Эрнст Бёрджесс и Луис Вирт. В целом их работы отличала прикладная направленность [6, с. 68]. Представители Чикагской школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий: исследовали причины роста девиантного поведения, влияние миграционных процессов, процессы адаптации. Ими было введено понятие социальной дезорганизации.
Наработки чикагской школы следует использовать и сегодня, так как конкурентоспособность регионов, городов Российской Федерации, как и всего мира, зависит от многих факторов: исторически сложившейся региональной экономики, наличия квалифицированных трудовых ресурсов, уникальных природных ресурсов и даже работающей в регионе «всерьез и надолго» политической и бизнес-элиты.
Проблема конкурентоспособности региона актуальна и для Пермского Прикамья, так как данный «старопромышленный регион» (то есть исторически сформировавшийся еще в досоветский период индустриальный уклад, в основном использующий местные природные ресурсы) и в XXI веке всё еще рассматривается как сырьевой придаток российской/мировой экономики. Данное положение дел сложилось давно, чему способствовали, с одной стороны, суровые климатические условия (рискованная зона земледелия), с другой — наличие богатейших природных ресурсов.
Подобные «экономические риски», которые стали негативной реальностью, хорошо известны исследователям: такие в прошлом благоприятные регионы мира, как Рур в Германии, Ливерпуль в Англии, Детройт в США (специфика — либо уголь, либо железные
руды и т. п., а рядом соответствующие производства) стали на определенном историческом этапе известными в мире депрессивными территориями.
Работающие на территории Березниковской агломерации мощнейшие градообразующие предприятия были созданы в советскую эпоху в очень короткие сроки, что привело к отставанию в развитии социальной инфраструктуры — это объективный фактор. В то же время в развитых странах строительство промышленного производства, как правило, начинается с возведения социальной инфраструктуры (качественное жилье, дороги, парковки, магазины, больницы, учебные заведения, парки, стадионы). Для Березниковской агломерации это становится в XXI веке особенно актуально, так как начинается массовая жилая застройка правобережья реки Камы. К началу 2019 года в новом микрорайоне «Любимов» построено 11 многоквартирных домов, новоселье отметили порядка 4 тыс. человек. Предполагается, что в общей сложности только до 2021 года в жилом комплексе «Любимов» будут возведены дома на 6 тыс. новых квартир, куда смогут переехать еще более 14 тыс. человек [5, с. 3].
В бывшем соседнем с городом Березники Усольском муниципальном районе с конца нулевых годов XXI века началось строительство производств по добыче калийно-магниевых солей, что в скором времени может сделать Березниковскую агломерацию еще более крупной «точкой роста» не только в Верхнекамском регионе, но и во всем Пермском крае. ПАО «Уралкалий» с конца нулевых годов ведет строительство пятого рудника, началось строительство шахтных стволов ОАО «Усольский калийный комбинат» (дочернее предприятие ОАО «ЕвроХим») и ЗАО «Верхнекамская калийная компания» (дочернее предприятие ОАО «АКРОН»). После пуска этих производств на Березниковско-Усольской агропромышленной территории появится дополнительно более 10 тыс. рабочих мест, а к середине XXI века в Северном Прикамье, по расчетам экономистов, будет создано более 30 тыс. рабочих мест.
После пуска крупных производств на территории бывшего Усольского муниципального района новым компаниям потребуются квалифицированные кадры в большом количестве, и борьба за трудовые ресурсы начнется даже с соседними районами, поэтому проблема качества жизни на исследуемой территории выходит сегодня на первый план.
После решения социально-экономических проблем Березниковской городской агломерации в перспективе в Верхнекамском регионе может сложиться агломерация уже из трех городов — Березники, Усолье, Соликамск. Хозяйственный профиль современного города Соликамска определяет горно-химическая промышленность (ОАО «Сильвинит» в 2011 году присоединен к ПАО «Уралкалий»), то есть добыча калийных солей и производство минеральных удобрений; предприятия лесопромышленного комплекса (ОАО «Соли-камскбумпром», лесозаготовительный комбинат); металлургическая промышленность (ОАО «Соликамский магниевый завод») — производство магния, основанное на переработке калийно-магниевых солей. В Соликамске работает оборонный завод «Урал», который является самым крупным военно-промышленным заводом в Восточной Европе (охраняется военнослужащими в/ч 3426-Б). В Соликамске расположены предприятия машиностроения (ремонтно-механический завод), строительные организации, предприятия пищевой промышленности.
Экспортный потенциал города Соликамска благодаря высокому уровню развития основной химии, металлургии (производство магния и редкоземельных элементов) очень большой: продукция соликамских предприятий поставляется более чем в 60 стран мира. Город Соликамск имеет и большие туристско-рекреационные ресурсы.
В XXI веке город Соликамск — это один из двух экономических центров Березни-ковско-Соликамского промышленного района, территория которого в экономическом от-
ношении представляет собой единое целое, что способствует развитию между предприятиями городов Березники и Соликамск тесных производственно-технических связей. В отдаленной перспективе в Верхнекамском регионе и предусматривается агломерация «Камская триада», о которой говорилось выше.
Несмотря на значимость Верхнекамского региона даже в масштабах Российской Федерации, за последнюю четверть века численность населения на данной территории сократилась почти на 18 %. Иначе говоря, проблемой сохранения трудовых ресурсов и даже привлечения их из соседних регионов властям нужно заниматься уже сегодня, учитывая и тот факт, что в городе Березники после техногенной катастрофы 2006 года на Березников-ском калийном производственном рудоуправлении № 1 наблюдается значительное отрицательное сальдо миграций (до тысячи человек ежегодно с 2006 года), что может привести как к снижению промышленных мощностей крупных производств, так и к социальной дезорганизации.
Несмотря на ряд объективных трудностей, Березниковская агломерация не только административно, но и объективно (исторически) существует с 2018 года. Приведем данные статистики. В 1924 году (официально город Березники образован в 1932 году) число жителей города Усолья и поселка Березники при Березниковском содовом заводе составляло всего около 8 тыс. человек. В соседнем Соликамске проживало тогда в два раза меньше. По последней переписи в СССР в 1989 году, в городе Березники уже насчитывалось 201,3 тыс. жителей, в городе Соликамске 105 тыс. жителей.
Население Верхнекамья в XX веке в советский период выросло за 65 лет более чем в 25 раз. При этом не только был создан мощный Верхнекамский промышленный регион, но и за эти годы во многом успешно были решены вопросы социокультурного плана. Данный феномен имеет мало аналогов.
Упомянутая выше Чикагская школа социологии была создана неслучайно. Ее возникновение было связано с взрывным ростом населения американских городов во второй половине XIX — начале XX века. Тогда Чикаго из небольшого поселения в 1840 году (с населением 4 470 человек) стал крупным городом с населением около 500 тыс. человек в 1880 году. Еще через десять лет его население выросло до одного миллиона, а в 1930 году в Чикаго проживало уже до 3,5 млн человек. Такой быстрый рост населения породил массу проблем, что и позволило социологам говорить о социальной дезорганизации.
Если в Верхнекамье после создания новых рабочих мест с достойной оплатой труда будет значительный приток населения (трудовых ресурсов), но при этом не будет обращено должное внимание на создание социальной инфраструктуры, то существует гипотетическая возможность превращения региона в сырьевой придаток Российской Федерации со всеми вытекающими негативными последствиями. Думается, региональные и местные власти это хорошо понимают, и Верхнекамье не превратится в территорию, на которой будут работать вахтовым методом.
Принцип поляризованного, или «сфокусированного», развития приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в опорных регионах («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы.
Поляризованное развитие — это принцип пространственного развития, которому страны, переживающие социально-экономический подъем, следуют в начальных фазах данного подъема, когда инновационная волна в стране только начинает формироваться и должна достичь своей масштабности хотя бы за счет концентрации в отдельных «полюсах роста».
Страны, показывавшие в последние 40 лет устойчиво высокие темпы экономического роста, достигали их за счет роста межрегиональных отличий, то есть, как правило, за счет нескольких базовых регионов. По этой модели развивались Чили конца 1980-х и первой половины 1990-х годов, Южная Корея в 1960-80-е годы, Китай в 70-90-е годы XX века.
В хозяйстве индустриально развитых стран тоже существуют свои «полюсы роста». Во Франции доминирует Парижский район, в Италии — Ломбардия (центр — Милан), в Испании — агломерации Мадрида и Барселоны, в Японии — районы Канто (Токио), Кин-ки (Осака, Киото) и Токай (Нагоя). В США, Великобритании, Германии можно выделить несколько почти равных по значению ведущих районов, однако на фоне других территорий страны они также резко выделяются.
В каждом государстве в силу природных, исторических, демографических, экономических, социальных причин заметно выделяется один, реже несколько экономических центров. В России с учетом масштаба ее территории для обеспечения ускоренного социально-экономического роста тоже необходимо выделить и поддержать сеть опорных регионов или перспективных агломераций, так как сравнительный анализ развития субъектов Российской Федерации свидетельствует о тенденции нарастания их социально-экономической дифференциации. Это во многом связано с неоднородностью хозяйственного пространства России, неравномерностью размещения трудовых ресурсов, а значит, и с различиями возможностей успешной работы в рыночных условиях.
Рассмотренная в статье Березниковская городская агломерация имеет все исторические предпосылки, чтобы в обозримом будущем стать «Верхнекамским опорным регионом» не только в Пермском Прикамье, но и в масштабе России. Но разрабатывая проект развития агломерации, необходимо знать и учитывать все особенности исторического, социально-экономического и духовно-нравственного наследия Северного Прикамья. Разработчикам программы поэтапного развития агломерации на Верхней Каме следует знать историю и культуру, сложившиеся традиции в конкретных населенных пунктах, что обеспечит преемственность и, как следствие, поступательное, динамичное развитие агломерации.
Волевое политическое решение властей по созданию искусственных агломераций вряд ли будет иметь быстрый экономический эффект. Инновационные узлы, зоны, «точки роста» должны развиваться эволюционным путем и методом корректировки. Власть должна убирать барьеры, помогать и поддерживать инициативы снизу, а не ломать в одночасье исторически сложившийся территориальный каркас развития регионов. Перед принятием политического решения (в том числе при объединении муниципалитетов, регионов) научное обоснование должно быть приоритетным над политическим.
Библиографический список
1. Берег левый, берег правый. Глава города Сергей Дьяков провел традиционную встречу с журналистами, посвященную Дню российской печати // Березники вечерние. 2019. 23 янв. № 3 (1338). С. 3.
2. Божё-Гарнье Ж., Шабо Ж. Очерки по географии городов: пер. с фр. М.: Прогресс, 1967. 424 с.
3. Вебер М. Город / пер. с нем. М. Левина. М.: Strelka Press, 2017. 252 с.
4. Музалевский К. Л. Пространственно-расселенческая структура городской агломерации: согласование интересов населения и обслуживающих компаний: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2012. 147 с.
5. Новоселье продолжается // Березники вечерние. 2019. 6 февр. № 5 (1340). С. 3.
6. Парсонс Т. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы / сокращ. пер. с англ. В. В. Воронина и Е. В. Зиньковского. М.: Прогресс, 1972.
7. Причины миграции населения: социологический подход / В. В. Шилов, И. М. Пудовкина, Т. Н. Сергеева, Н. Я. Захарова // Теории и проблемы политических исследований. 2018. Т. 7, № 5А. С. 345-353.
8. Скупов Б. Развитие городских агломераций — наше будущее? [Электронный ресурс]. URL: https://ardexpert.ru/article/11073 (дата обращения: 12.03.2019).
9. Управление городскими агломерациями: учеб пособие / Н. Минаев, И. Волчкова, М. Данилова, А. Елисеев, Л. Лычагина, Ю. Подопригора, Е. Уфимцева, Н. Шадейко; Томск. гос. архит.-строит. ун-т. Томск, 2018. 170 с.
10. Ушахина Е. Камская триада. В Березниках представили проект развития Верхнекамской агломерации // Аргументы и факты — Прикамье. 2013. № 48. С.12.
11. Шилов В. В., Бортникова Л. С. Объединение муниципалитетов: проблема сохранения трудовых ресурсов и повышения качества жизни // Экономика и предпринимательство. 2018. Т. 12, № 10. С.578-582.
12. Шилов В. В. Воспитание, образование, здоровье нации на Юге США: из опыта прямого наблюдения в июле-августе 2009 года (социологическое эссе). Галф-Шорес; Березники, 2010. 170 с.