ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЗАУРУСОВ ЛИЧНОСТНОЙ МИКРОСРЕДЫ ИНДИВИДУУМА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ОБУЧЕНИЯ*
Н.М. Баранова
Кафедра экономико-математического моделирования Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития тезаурусов личностной микросреды индивидуума в процессе его обучения. Строится модель процесса восприятия информации обучаемым. Изучаются характеристики личностного тезауруса специалиста.
Ключевые слова: макротезаурус, микротезаурус, личностный тезаурус, тезаурус атомарных понятий, тезаурусы учебных дисциплин, тезаурус специалиста, модель языка обучения, модель процесса восприятия информации, интериоризация, экстериоризация знаний.
Тезаурус в современной лингвистике — особая разновидность словарей (энциклопедических, лингвистических) общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения между лексическими единицами для описания отдельных предметных областей с примерами ее употребления в текстах [1].
С развитием информационных технологий (ИТ) наибольшее распространение получили электронные и онлайн-словари.
В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта. Поэтому термин «тезаурус» употребляется в теории информации для обозначения совокупности всех сведений, которыми обладает субъект [1].
Придя из лингвистики и информатики, тезаурус в современной науке приобрел статус общенаучного, так называемого «мирового» макротезауруса, включающего в себя совокупность знаний современного мира [1].
Понятие «макротезуарус» включает в себя тезаурус, охватывающий обширную область знаний [1].
Макротезаурус удобно разбить на бесконечно большое количество конечных, подчиненных или независимых микротезаурусов, т.е. специализированных информационно-поисковых тезаурусов небольшого объема, созданный на основе выборки из более полного [1], объединенных однородностью понятий по их иерархическому уровню или подчиненных какой-либо определенной области знаний по исходным проблемам науки с заданными внутренними ассоциативными связями и др.
Понятие микротезауруса нашло свое отражение и при исследовании тезауруса личности.
* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 11-06-00974-а).
Личностный тезаурус индивидуума по своей структуре и содержанию можно разделить на основные, связанные между собой микротезаурусы:
1) тезаурус атомарных понятий, который позволяет представить знание (фиксированное, но не законченное) в виде образов и логических связей со многими областями знания; при этом тезаурус называется атомарным словарем, если все его элементы уникальны, т.е. не определяются через другие слова этого же и никакого другого списка [3];
2) информационный тезаурус понятий, сформированный на основе тезауруса атомарных понятий, а также представлений человека об окружающих его предметах, явлениях, отношении к окружающему миру и др.;
3) тезаурус как связь между понятиями различных областей знаний;
4) тезаурусы учебных дисциплин как подмножество научного тезауруса внешнего мира, сформированные в процессе обучения индивидуума;
5) тезаурус специалиста, который составляет запас знаний, умений, навыков, опыта, сформированный под влиянием определенных условий;
6) поисковый тезаурус как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся структура, сформированная на основе собственных идей и открытий.
В процессе речевой и мыслительной деятельности человека происходит формирование и развитие структур личностного тезауруса, в основе которого лежит словарь личности (ментальный словарь) [2].
Наиболее активно личностный тезаурус расширяется и наполняется в процессе обучения, изменяя язык и стиль мышления индивидуума.
Рассмотрим фрагмент модели языка обучения. Пусть D = (Q, P, >У), где Q — множество терминов тезауруса, P — множество характеристик, заданных на признаковом пространстве, 5 — множество нечетких операций и отношений, описывающих, насколько естественен данный объект научному языку определенной области. Тезаурус научного языка (как и другой вид тезаурусов) является многоуровневой системой. С помощью одноместной операции присоединения слова одного уровня переводится в следующий уровень.
Многоместные отношения характеризуют словарные гнезда, которые осуществляют ассоциативные связи между различными уровнями (необязательно соседними) тезауруса.
Признаковое пространство наделяется определенной топологией, обусловленной семантическими закономерностями данного тезауруса учебных дисциплин, ориентированного на заданную часть предметной области [3].
Построение моделей тезаурусов данного класса направлено на постепенное расширение словарного запаса слушателя, на усвоение им ключевых понятий изучаемой теории, понимание ее, умение делать выводы, которые должны быть цепочкой логических рассуждений. Важно, чтобы в методике обучения используемые атомарные понятия имели прямое согласование или пересечение с параллельными тематическими планами лекционных и семинарских занятий. Это влияет на скорость освоения изучаемой новой учебной дисциплины, т.е. на адаптацию учащегося [3].
В процессе интериоризации информации субъект получает информацию из окружающего мира, на основании чего строит собственную внутреннюю модель, которая является упрощенным идеальным образом окружающего мира. Созданная в голове человека модель мира служит для формирования умственных действий, новых знаний, ментального словаря и др. [4], т.е. происходит развитие мен-тально-лингвального комплекса (МЛК).
Содержание и качество каждого МЛК определяется индивидуальными способностями человека.
В рамках МЛК мышление представляет собой динамическую систему, сознание — накопительно-оценочную, язык — инструментально-коммуникативную.
Сознание ответственно, прежде всего, за хранение, упорядочение и оценку информационных результатов, полученных мышлением, т.е. за интериоризацию в форме окружающего мира с установлением иерархий и ценностных ориентиров [3].
Информационные результаты откладываются в сознании в виде информационных блоков на основе внутренней логики индивидуума, обработки и переработки информации, в соответствии со строением и содержанием его этнического языка. Происходит наполнение и развитие внутренних структур тезаурусов индивидуума, которые представляют собой не только системы хранения знаний, но и средства познания, т.е. некоторые внутренние умственные модели, посредством которых человек смотрит и познает окружающий мир и самого себя [5].
В процессе обучения, вербализируя текст задания, например, по предметам экономико-математического цикла в лексиконе личностной микросреды учащегося создается ее виртуальная модель [3].
В этот момент включается механизм экстериоризации знаний, т.е. передача во внешнюю среду построенных человеком внутренних моделей окружающего мира, сформированных знаний и др. [4]. Процессы интериоризации и экстериориза-ции образуют непрерывный цикл, однако некоторое (но не долгое) время можно оставаться только в одной части этого цикла.
Методы управления информационной средой личности (потоками информации) в процессе обучения образуют методику преподавания учебной дисциплины [3].
Посредством опыта формируется личностный тезаурус, а также блок обработки сообщений (количество информации в потоке данных).
В процессе обучения изменяются стили мышления, языка и сознания индивидуума, расширяется возможность более частого обращения к собственной тезау-русной системе. Однако восприятие новой информации возможно только в случае владения профессиональным языком и наличия исходного (приобретенного) запаса знаний.
В конструкциях мягких моделей обучения для описания тезаурусов предметных областей (семантических базисов) могут быть использованы топологические модели и топологические реляционные системы с иерархическим процессом представления базисных объектов основных признаков с заданными внутренними ассоциативными связями.
Следовательно, любую дисциплину (в том числе и учебную) можно представить в виде соответствующего тезауруса, который в процессе обучения полностью или частично (в зависимости от способностей индивидуума) должен быть преобразован в личностный тезаурус специалиста с целью его дальнейшего эффективного использования в профессиональной деятельности [5].
В процессе своей научной деятельности человек постоянно обращается к тому или иному фрагменту своего тезауруса, включающего слова или понятия, которые находятся в некоторой семантической окрестности [2].
Поэтому в тезаурусном пространстве должны быть достаточно хорошо развиты отношения и семантические связи между структурами, в противном случае происходит торможение или ограничение доступа на следующий уровень иерархии (т.е. отсутствие путей развития мысли), что проявляется при изучении новых дисциплин.
Таким образом, подводя итог сказанному, следует отметить, что на современном этапе развития общества личностный тезаурус по своему содержанию можно подразделить на три основных, связанных между собой группы: словарную, информационно-поисковую и знаниевую [2], при этом тезаурус личностной микросреды профессионально ориентированного индивидуума характеризуется много-уровневостью (иерархией); динамичностью; открытостью; дифференциацией понятий и их интеграции в сложившиеся или формирующиеся системы; ассоциативными связями между внутренними категориями структур и различными областями знаний; внутренними образами представления человека; хранением, переработкой и накоплением имеющихся и приобретенных знаний, умений, навыков; умением приобретать и структурировать, разбивать на категории новые знания (умения); развитием новых знаний (умений) на основе ранее приобретенных; умением количественно и качественно изменяться в течение всей жизни (как в лучшую, так и в худшую сторону) и др.
Профессиональное образование формирует основы профессионального тезауруса [5].
Использование гибких моделей обучения, в которых учащийся самостоятельно формирует интеллектуальные схемы изучаемого знания, наиболее интенсивно изменяют его личностный (в том числе и профессиональный) тезаурус. Со временем область профессионального тезауруса (как и многие другие его области) под влиянием внешних стимулов или личностных побуждений увеличивается и становится самостоятельной структурой, характеризующей языковую, мыслительную и профессиональную личность специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
[1] URL: http://slovari.yandex.ru
[2] Каменская О.Л. Текст и коммуникация. Учебное пособие для институтов и факультетов иностранных языков. — М.: Высшая школа, 1990.
[3] Баранова Н.М., Жаров В.К., Матвеев О.А. Вариативность моделей обучения в информационно-педагогической среде обучающегося // Инновационно-педагогическая среда современного вуза: Коллективная межвузовская монография под общей редакцией В.К. Жарова / Научное издание. — М.: МГОУ, 2011. — C. 60—73.
[4] Ментальный цикл «интериоризация-экстериоризация». URL: http://www.kapital-rus.ru/ articles/article/177359
[5] Аббулмянова И.Р. Формирование профессионального тезауруса личности как цель профессионального образования // Вестник ТГПУ. — 2010. — № 2 (92). — C. 36—39.
FORMATION OF PERSONAL THESAURUSES MICRO-ENVIRONMENT INDIVIDUALS IN HIS STUDIES
N.M. Baranova
Faculty of economic-mathematical modeling Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str, 6, Moscow, Russia, 117198
In this article are considered questions of formation and development of thesauruses personal microenvironment in the individual learning process. We construct a model of the process of perception the student. We study the characteristics of personal thesaurus specialist.
Key words: macrothesaurus, microthesaurus, personal thesaurus, thesaurus of elementary concepts, disciplines thesaurus, specialist thesaurus, model of learning language, model of the perception process, internalization, externalization of knowledge.