вовое, учебно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационно-технологическое и др.;
- понимание и использование этнокультурных констант, овладение этнокультурными ценностями, реализация приобретенных навыков и опыта.
Этнокультурное образование в системе высшего образование должно рассматриваться как целостный процесс формирования у студентов национального самосознания, которое определяет нормы поведения человека в пол иэтн и ческой среде, обусла вл и вает а кти в-ную деятельность в области бережного отношения и охраны традиционной культуры, а также как процесс, возводящий человека, являющегося изначально носителем культуры соответствующего региона, к российской и мировой культуре.
Таким образом, этнокультурное образование в настоящее время занимает особое место в системе высшего образования. Его реализации, с одной стороны, должно способствовать осознанию студентом своих корней, которое он занимает в системе общественных координат, а с другой - привить ему уважение к другим культурам [1]. При этом изучение культуры других этносов должно способствовать формированию чувства равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать межкультурный диалог представителей различных национальностей.
Примечания:
1. Гессен С. Проблема национального образования // Первое сентября. - 1996. - №20.
2. Григорьева М.И., Журавлёва H.H. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - Том 6.-2012,- №2.
3. Зеленов В.И. Сущность формирования этнокультурных ценностей студентов в системе высшего образования // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы 11-й Международной научно-практической конференции. - Самара : СГСПУ, 2016.
4. Изиева Б.А. Формирование этнокультурной компетентности у студентов вуза // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2015. - №3.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от30.12.2008 N 6-ФКЗ, от30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. N31. Ст. 4398.
6. Медведева З.В. Этнокультурные образователь- ; ные технологии в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. - 2012. -№1.1.
7. Общее и особенное в становлении российской идентичности учащихся в пол и культур ном пространстве России : материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2016.
8. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности : учеб. пособие. - Тамбов : ТГУ, 2000.
9. Федорова С.Н. Этнокультурные технологии в современном образовательном процессе // Образовательные технологии и общество. - 2016. -№3. - Т.19.
10.Чехордуна Е.П., Аммосова В.В., Карпова Н.П. Этнокультурное образование и общественная экспертиза в условиях внедрения ФГОС // Человек и образование. - 2013. - №3(36).
СО
1-Н
О си
-О X
2
г-
CU
си
ч
S
61
THE FORMATION OF TERMINOLOGICAL CULTURE OF THE TECHNICAL PROFILE STUDENTS
llicheva Oiga Aleksandrovna, Senior Lecturer, Department of Foreign languages, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino
Currently, the cultural component is more important for education than socialization. These components of the educational paradigm are interconnected. Thus, successful socialization of a person is impossible without culture. The main objective of the current policy of Russian education is to ensure the quality of education by preserving its fundamental nature and compliance with current and future needs of the state, society and the individual. The purpose of this article is to determine the conditions for the formation of the terminological culture of students of technical profile. To achieve this goal, the author needs to solve a number of problems, namely: to determine the diversity of relations between culture and language, culture and communication; to determine the structure of professional and terminological culture, as well as knowledge, skills that a student must have. The materials of this article can be used in the work on the formation of terminological culture among students of technical profile in the classroom in the Russian language, as well as an independent work.
Keywords: communication; professional culture; terminology of culture; personality; development of personality; the culture of the students.
УДК 378.14 ВАК РФ 13.00.08
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
} Ильичева О.А., 2018
ЪС
ш
ъс о ш
< а
ш
62
В настоящее время для образования в большей степени важна культурная составляющая, а не социализация. Данные компоненты образовательной парадигмы связаны между собой. Так, без культуры невозможна успешная социализация человека. Главной задачей современного политики российского образования является обеспечение качества образования с помощью сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям государства, общества и отдельной личности. Целью данной статьи является определение условий формирования терминологической культуры студентов технического профиля. Для достижения данной цели автору необходимо решить ряд задач, а именно: определить разносторонность связей между культурой и языком, культурой и коммуникацией; определить структуру профессиональной и терминологической культуры, а также знания, умения и навыки, которыми должен обладать студент. Материалы данной статьи могут быть использованы в работе над формированием терминологической культуры у студентов технического профиля на занятиях по русскому языку, а также в качестве самостоятельной работы.
Ключевые слова: коммуникация; профессиональная культура; терминологической культуры; личность; формирование личности; формирование культуры у студентов.
I
ИЛЬИЧЕВА Ольга Александровна, старший преподаватель, кафедра Иностранных языков, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино
Каждое общество обслуживается конкретным языком, в котором формируется своя культура. Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что культура - это когнитивная структура, некоторая сумма знаний. Но никто не в силах опровергнуть мысль, что культура отражается в любом виде коммуникации.
Современное образование поставило перед собой цель - формирование всесторонне развитой культурной личности. Культура личности - это уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций (круг вопросов, в которых личность обладает познаниями, опытом): информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и др. [5,462].
В настоящее время для образования в большей степени важна культурная составляющая, а не социализация. Данные компоненты образовательной парадигмы связаны между собой. Так, без культуры невозможна успешная социализация человека. Вошедшая в употребление категория "образованность" несет в себе образ культуры времени. Для оценки уровня образованности Б.С. Гершунский предлагает шкалу "грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет" [4, 229]. А.П. Тряпицина говорила о грамотности в начальной школе, о функциональной грамотности в средней и компетентности в старших классах средней школы. Компетентность, которая развивается у учащихся, по ее мнению, подразделяется на 3 вида:
1) общекультурная;
2) методологическая;
3) допрофессиональная (в профильной области) [4, 229].
Термин "культура", по М. С. Кагану, насчитывает 247 определений.
В. М. Пивоев писал в своем учебном пособии "Философия культуры", что "у человека некультурного снижена требовательность к себе и к качеству своей работы, ему легче выполнить ее "халтурно", тогда как человеку высокой культуры совестно работать некачественно, он слишком уважает себя и свое достоинство, чтобы сделать что-
либо недобросовестно и без должного качества" [7, 7]. В этом и есть весь смысл формирования культуры у студентов. Принимая на работу, специалистов оценивают, кроме как по внешнему образу, также и по умению вести себя и по развитию речи. Посредством речи можно определить культуру человека.
Слово "культура" производят от латинского "со1еге" (возделывать, взращивать), культура (возделывание, обрабатывание, взращивание). Значит, речь идет о формировании, развитии, совершенствовании. Культура - это совокупность почитаемых ценностей, важнейших ценимых людьми качеств, которые стремится выработать у себя человек, претендующий на то, чтобы считаться культурным [7, 7].
М.С. Каган противопоставляет понятие "культура" "природе" ("натуре"). Первое является сотвореньем человека, а второе имеет отношение ко всему естественному, натуральному. Таким образом, культура - это "человеческая деятельность, преобразующая материальный мир, изменяющая форма природной предметности" [1,67].
Отечественный психолог Леонтьев сопоставлял культуру и социальную активность человека. Наряду с когнитивным подходом, функциональный гласит, что культура - это "структурированная модель поведения" [6, 9]. Выделяют интеракциональный компонент культуры, который "охватывает все виды,типы, аспекты, роды деятельности человека в самых разнообразныхусловияхее осуществления для достижения разных целей" [6, 9]. Таким образом, понятно, что культура является сложным и многоаспектным понятием. Существуют следующие ее аспекты:
1) искусственно создается человеком;
2) имеет национальную и групповую специфику;
3) может быть материальной;
4) выражает разные стороны жизни человека;
5) длительно развивалась в обществе;
6) постоянно развивается;
7) порождает образованность.
Человек, попадая в определенный коллектив, начинает подчиняться культуре данного коллектива. Язык является национально-специфическим компонентом культуры. Язык способствует общению между людьми, то есть коммуникации. Он сообщает о принадлежности человека к некоторому социуму. Овладение языком также приводит к овладению культурными ценностями. Понятие культуры связано с понятием общественного сознания, а значит,
с принципами, взглядами, составляющими культуры.
Главной задачей современного политики российского образования является обеспечение качества образования с помощью сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям государства, общества и отдельной личности [7,149].
Все понимают, что технический прогресс -это необходимое условие развитие цивилизации. Он оказывает воздействие на все сферы жизни и профессиональную деятельность. Вследствие этого аспекты технического прогресса становятся объектами исследования ученых и специалистов различных областей. Техническая подготовка влияет на конкурентоспособность, успешность специалиста в условиях постоянного технического прогресса.
Изменившиеся социальные условия ставят новые задачи перед специалистами технического профиля. Требования к профессиональной подготовке специалиста технического профиля особенно возросли в последнее время в связи с усилением его роли как профессионала, готового принимать решения и создавать Know-How.
Понятие "культура" тесно взаимодействует с понятием "профессия". В результате этого мы можем говорить о таком понятии, как "профессиональная культура" (ПК).
Итак, под "профессиональной культурой" понимается достигнутый уровень технологических процессов,уровень эффективности создания, сбора и эксплуатации техники, предвидение последствий принимаемых решений.
Чаще всего понятие ПК употребляется для характеристики широты знаний специалиста, важно и определение этих знаний, которыми он должен владеть. ПК рассматривается как качественная интегральная характеристика личности специалиста, которому необходимо будет осуществлять профессиональную деятельность в XXI веке.
Новое качество знаний и личностныххарак-теристик специалиста технического профиля требует от него знания многих научных фактов из мира культуры.
Давайте проанализируем понятие "профессиональная культура" (ПК) и попытаемся ответить на вопрос, как возможно ее формирование во время профессиональной подготовки будущего специалиста технического профиля.
По нашему мнению, ПК формируется как интегративное явление, состоящее из:
1) аудиовизуальная культура;
ьс £
ш
s ъс о ш
< а
ш
*
64
2) логическая культура;
3) семиотическая культура;
4) терминологическая культура;
5) коммуникационная культура;
6.) технологическая культура [7,149].
В чем же заключается аудиовизуальная культура? Условием формирования данного типа культуры является аудиовизуальная технология, которая предполагает системный метод разработки и использования информации, поступающей к человеку по зрительному и слуховому каналам с помощью технических устройств на основе особенностей представления и восприятия аудиовизуальной информации. Основные средства реализации данной технологии являются электронными, а именно: ПК, телевидение и видеотехника.
Для того, чтобы пользоваться на занятиях дорогими техническими комплексами, преподаватель должен быть подготовлен. Аудиовизуальная культура студента технического профиля является компонентом профессиональной культуры, а значит, направлена на полное прочтение аудиовизуальной информации, состоящей из многочисленных кадров и звуковых рядов.
О важности значения логических проблем первым заговорил Г.П. Щедровицкий. В связи с этим появилась такое понятие, как "логическая культура".
Логическая культура связана с подчинением логическим правилам мыслительных операций, таких как: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и с логической непротиворечивостью форм мышления (суждений, понятий и умозаключений) [7, 152]. Так, студенты должны уметь воспринимать термины в совокупности, то есть как терминосисте-му;анализировать каждый из нихтермин; сравнивать; классифицировать по типу и виду; находить общее и частное понятие ("целое" и "часть").
Все понятия представлены в знаках, значит, можно говорить о семиотической культуре. Семиотика - это наука о свойствах знаков и знаковых систем. X. Карнап и Ч. Моррис выделяют в ней 3 области:
1) синтактика;
2) прагматика;
3) семантика.
Первая имеет отношение к проблемам передачи информации. А находится она в области профессиональных проблем. Передаваемая информация основана на договоренности по семантическому содержанию сообщений. Так, в сфере профессионального общения специа-
листы одной области договариваются означении тех или иных терминов. В связи с этим существует большое количество интернациональных слов среди терминов.
Прагматика занимается проблемами знаков пользователями, их значимостью для получателей, отношениями между адресантом и адресатом информации. Средством в данном случае выступает коммуникация. А значит, речь идет о говорящем и слушающем, то есть, например, о преподавателе и студенте, руководителе и подчиненном, коллегах технической сферы в зависимости оттого, какая ситуация подлежит рассмотрению. Чаще всего прагматика имеет отношение к исследованию семантической текстовой информации [7,152].
Семантическая информация определяет изменение системы знаний (тезауруса) адресата. Отправитель сообщения тоже получает семантическую информацию, то есть новое знание о состоянии тезауруса адресата [7,153]. Семиотическая культура - это единое, уместное, непротиворечивое использование знаков в системе, нахождение соответствия между ними и их вербализацией, оценивание характера влияния информации на отношения получателя и отправителя [7,153].
В состав семиотической культуры входит терминологическая культура. Существуют лингвистические и экстралингвистические (внешние) факторы, влияющие на формирование технической терминологии. Наряду с терминологическими системами с интернациональной основой (сфера таких наук, как, например, химия и математика), технические терминоси-стемы считаются культурно маркированными. Эта специфика развивалась со времени появления техники. Термины или сохранялись, или оставались частью истории, исчезнувшие за ненадобность, так как ушли из обихода предметы, которые они обозначали. Они также замещались другими терминами под влияние факторов, таких, например, как появление заимствований в языке или историческими изменениями в нем. Терминология - это репрезентация системы научных понятий. Из чего же складывается терминологическая культура? Рассмотрим ее компоненты:
1) знание и освоение научных понятий, формулируемых терминами;
2) осознание возможности полисемантизма и омонимии терминологических единиц;
3) освоениетерминосистемы определенной сферы деятельности,умение выделять базовые термины и устанавливать иерархические и ассоциативные связи между терминологическими единицами;
4) постоянная опора на терминосистему в практической деятельности, которая может изменяться со временем [7,153];
5) умение пользоваться разными методами освоения понятий;
6) умение создавать новые понятия посредством анализа, синтеза, сравнения и анализа;
7) понимание ценности работы с понятиями.
В систему ПК входят субъекты профессионального взаимодействия с их интересами, потребностями, способностями, умениями и навыками работы с техникой. Коммуникационная культура также входит в состав ПК. Это культура диалога между людьми, человеком и техникой, внутреннего и мысленного диалогов, автором и читателем, преподавателем и студентом.
Современный бакалавр или магистр технического профиля должен уметь составлять, вести и оценивать диалог, уважать собеседника, учитывать его особенности (возраст, интересы, взгляды, уровень развития и культуры) [7,153].
Успешная коммуникация студента, а в будущем и специалиста зависит от многих факторов:
1) умения мыслить;
2)способности учитывать характер взаимоотношений с другими людьми;
3) выразительности и новизны речи;
4) авторитета студента / специалиста;
5) умения понимать психическое состояние собеседника;
6) презентативных умений;
7) умения самоанализа, -контроля, -реализации.
Человеку нельзя избежать какого-либо вида коммуникации: беседы, разговора, диалога, полилога. Коммуникационная культура развивает самосознание, профессиональную компетентность специалистатехнического профиля.
Рассмотренные составляющие профессиональной культуры имеют связь также с технологической культурой. Последняя предполагает циклический алгоритм действий специалиста, способ реализации процесса путем деления его на операции. Это связано с алгоритмизацией. Алгоритм - это способ организации деятельности.
Алгоритмы бывают:
1) жесткие (предполагают определенные действия, обеспечивающие однозначный результат);
2) вероятностные (подразумевают несколько путей решения задач, подразумевающих более или менее вероятный результат);
3) эвристические (не предполагают достижение результата, действия не заданы, а корректируются в ходе исполнения).
Алгоритмы открывают пути для формирования ниже перечисленных качеств знаний специалиста технического профиля: полнота, глубина, вариативность, гибкость, конкретность и обобщенность, системность, прочность, осознанность, рефлексивность, ценностно ориентированное и мотивационно обоснованное отношение ктехнике, интеллектуальная ориентированность на процессы адаптации к условиям природы и общества, ориентация в технической парадигме науки и культуры, умение выбирать и выполнять действие, оценить текущее состояние техники, навыки работы с инструментами.
Мы выделяем следующие функции профессиональной культуры (ПК):
1) регулятивная (ПК влияет на профессиональную деятельность);
2) коммуникативная (в любом случае, ПК помогает людям сотрудничать, действовать вместе, сообща);
3) познавательная (ПК имеет отношение к исследовательской и образовательной деятельности человека).
ПК - это умение работать с техникой, регулярно использовать ее возможности. Формирование ПК - это постоянное развитие про-фессиональныхумений и навыков специалиста технического профиля, отказ от стереотипных решений, наличие профессиональных потребностей.
Компоненты ПК в совокупности формируют ценностное отношение к сельскохозяйственной технике вообще и к подготовке специалиста технического профиля, в частности. Это и является одной из задач профессионального образования.
Анализ содержания компонентов ПК наводит на мысль, что техническую культуру формируют дисциплины не только технического (профильного) цикла. В условиях технического прогресса-это задача всех дисциплин и курсов, входящих в содержание профессиональной подготовки специалиста технического профиля в современном вузе.
Литература:
1. Каган М.С. Философия культуры / Акад. гуманитар. наук; СПб гуманитар, ун-т профсоюзов ; СПб гос. ун-т. - СПб.: Петрполис, 1996. - 415 с. - С. 406415.
2. Пивоев В. М. Философия культуры : учебное пособие. - 01гес1:тесНа, 2014.
3. Поляков Д.Д., Колесов А.Ю. Диагностика готовности к профессиональной мобильности будуще-
го специалиста по адаптивной физической культуре // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2015. - № 3 (5). -С. 167-170.
4. Русова Н. Ю. Текст. Культура. Образование : научно-методическое пособие. - Нижний Новгород :НГПУ, 2009. -344 с.
5. Русова Н. Ю. Теоретические основы моделирования дидактического материала (на примере образовательной области "Филология") : дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000.
6. Фокина Н. Н. Компоненты базовой культуры личности : материалы 2-й Научно-практической конференции (заочной) с международным учас-
тием в 2-х частях "Категория "социального" в современной педагогике и психологии" 02-03 апреля 2014 г. - Тольятти, 2014. - С. 462-466.
7. Хижняк С. П. Межкультурная профессиональная коммуникация юристов : теоретические основы / С. П. Хижняк ; ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия". - Саратов : Изд-во ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия" 2014. - 244 с.
8. Шилова О. Н. Информационная культура в профессиональной подготовке современного педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2004. - Т. 4. - № 9. - С. 149-158.
FACTORS AND CONDITIONS FOR FORMING THE PROJECT RESEARCH CULTURE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES
Isaeva Maryam Abdrahmanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Geometry and Methods of Teaching Mathematics, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Chechen Republic
The article defines the factors and conditions that contribute to the process of forming the design and research culture of students of pedagogical specialties, such as: creating a creative atmosphere conducive to sustainable motivation for the process of forming a design and research culture; practice-oriented nature of the learning process; accounting for individual characteristics, abilities and focus of future specialists; development and implementation of the necessary scientific and methodological support. Factors and conditions are considered as a set of external and internal circumstances of the educational process, methods, forms and principles that will allow to form a high level of the project-research culture of the student.
Keywords: design and research culture; student; pedagogical specialty; pedagogical conditions; future teacher.
УДК 378.14 ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ВАК РФ 13.00.08 ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОЙКУЛЬ ТУРЫ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© Исаева М.А., 2018 В статье определены факторы и условия, способствующие процессу формиро-
вания проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей, такие как: создание творческой атмосферы, способствующей устойчивой мотивации на процесс формирования проектно-исследовательской культуры; практико-ориентированный характер процесса обучения; учет индивидуальных особенностей, способностей и направленности будущих специалистов; разработка и внедрение необходимого научно-методического обеспечения. Факторы и условия рассматриваются как совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, методов, форм и принципов, которые позволят сформировать высокий уровень проектно-исследо-вательской культуры студента.
Ключевые слова: проектно-исследовательская культура; студент; педагогическая специальность; педагогические условия; будущий педагог.
ИСАЕВА Марьям Абдрахмановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Геометрии и методики преподавания математики, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Чеченская республика
Процесс формирования проектно-исследовательской культуры будущих педагогов неразрывно связан с процессами педагогического творчества, активизации и стимуляции осмысленного обучения и воспитания. В процессе формирования проектно-исследова-тельской культуры важным является и система отношений, складывающаяся между преподавателем и студентом. Отсутствие заинтересованности со стороны педагогов в успехах студентов, субъективизм в оценке их знаний негативно сказывается на результатах образовательной деятельности. Усилия педагогов в большей мере должны быть ориентированы на профессиональную идентификацию студентов, развитие необходимых профессиональных и