Научная статья на тему 'Формирование теории и практики китайского плакатного искусства в 1950-е годы'

Формирование теории и практики китайского плакатного искусства в 1950-е годы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
Китай / 1950-е годы / плакатное искусство / соцреализм / пропагандистское искусство / China / 1950s / poster art / socialist realism / propaganda art

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тимофеева Р.А., Цзян Сюэ

В настоящем исследовании в академическом контексте рассматриваются ключевые элементы развития теории и практики китайского плакатного искусства в 1950-е годы. Для полного понимания его значимости необходимо учитывать исторический и социальный фон, характеризующийся заметными политическими изменениями и социальными волнениями. В этой связи возникают две различные проблемы: одна касается эволюции традиционных художественных практик под влиянием современности, а другая связана с воздействием государственной идеологии на теорию и практику искусства. Цель данной междисциплинарной статьи рассмотреть отличительные особенности китайского плакатного искусства 1950-х годов, изучить как его технические аспекты, так и лежащую в его основе теоретическую базу. В статье изучаются исторические, социальные и идеологические аспекты данного периода и рассматривается взаимодействие западных влияний и социалистического реализма. Философские, художественные и социальные теории используются для тщательного изучения культурной и политической динамики, сформировавшей этот вид искусства. Таким образом, данное исследование позволяет не только осмыслить эстетические аспекты китайского плакатного искусства, но и стать включить китайский плакат в более широкий социально-политический контекст. В заключение статьи подчеркивается взаимовлияние теории и практики и их ключевая роль в формировании будущего китайского плакатного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the theory and practice of Chinese poster art in the 1950s

The primary elements of this study are abstracted from the evolution of Chinese poster art theory and practice during the 1950s period. To comprehend its full significance, we must situate it in its historical and societal framework an era of significant political changes and social upheavals. In examining this context, we encounter two categories of problems one related to the transformation of traditional artistic practices by modern influences, and the other dealing with the role of state-driven ideology in shaping art theory and practice. This paper is structured as a multidisciplinary investigation into the unique characteristics of the 1950s Chinese poster art, involving an examination of both the technical aspects of the art form and the theoretical basis underlying the practice. Drawing on constructs of historical, social, and propaganda-driven art sites, it delves into the synthesis of Western art theories with socialist realism that was dominant during this period. Reflections as found in philosophy, art and social theory are used to interrogate and question the cultural and political dynamics that shaped this art form. In doing so, this study examines the coexistence and interplay between art theory and practice, not just as a means of understanding the aesthetic aspects of the art form, but also as a lens to understand the broader sociopolitical context of the 1950s. The paper concludes by arguing for the reciprocal relationship between theory and practice, and its importance for shaping the future of Chinese poster art.

Текст научной работы на тему «Формирование теории и практики китайского плакатного искусства в 1950-е годы»

Тимофеева Р.А.

Кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Цзян Сюэ

Аспирант 3 курса,

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Формирование теории и практики китайского плакатного искусства в 1950-е годы*

Аннотация. В настоящем исследовании в академическом контексте рассматриваются ключевые элементы развития теории и практики китайского плакатного искусства в 1950-е годы. Для полного понимания его значимости необходимо учитывать исторический и социальный фон, характеризующийся заметными политическими изменениями и социальными волнениями. В этой связи возникают две различные проблемы: одна касается эволюции традиционных художественных практик под влиянием современности, а другая связана с воздействием государственной идеологии на теорию и практику искусства. Цель данной междисциплинарной статьи - рассмотреть отличительные особенности китайского плакатного искусства 1950-х годов, изучить как его технические аспекты, так и лежащую в его основе теоретическую базу. В статье изучаются исторические, социальные и идеологические аспекты данного периода и рассматривается взаимодействие западных влияний и социалистического реализма. философские, художественные и социальные теории используются для тщательного изучения культурной и политической динамики, сформировавшей этот вид искусства. Таким образом, данное исследование позволяет не только осмыслить эстетические аспекты китайского плакатного искусства, но и стать включить китайский плакат в более широкий социально-политический контекст. В заключение статьи подчеркивается взаимовлияние теории и практики и их ключевая роль в формировании будущего китайского плакатного искусства.

Ключевые слова: Китай, 1950-е годы, плакатное искусство, соцреализм, пропагандистское искусство.

Timofeeva R.A.

Candidate of Art History, Associate Professor, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint-Petersburg.

Jiang Xue

3rd year graduate student,

St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint-Petersburg.

Formation of the theory and practice of Chinese poster art in the 1950s

* © Тимофеева Р.А., Цзян сюэ, 2023.

формирование теории и практики китайского плакатного искусства в 1950-е годы

Abstract. The primary elements of this study are abstracted from the evolution of Chinese poster art theory and practice during the 1950s period. To comprehend its full significance, we must situate it in its historical and societal framework - an era of significant political changes and social upheavals. In examining this context, we encounter two categories of problems - one related to the transformation of traditional artistic practices by modern influences, and the other dealing with the role of state-driven ideology in shaping art theory and practice. This paper is structured as a multidisciplinary investigation into the unique characteristics of the 1950s Chinese poster art, involving an examination of both the technical aspects of the art form and the theoretical basis underlying the practice. Drawing on constructs of historical, social, and propaganda-driven art sites, it delves into the synthesis of Western art theories with socialist realism that was dominant during this period. Reflections as found in philosophy, art and social theory are used to interrogate and question the cultural and political dynamics that shaped this art form. In doing so, this study examines the coexistence and interplay between art theory and practice, not just as a means of understanding the aesthetic aspects of the art form, but also as a lens to understand the broader sociopolitical context of the 1950s. The paper concludes by arguing for the reciprocal relationship between theory and practice, and its importance for shaping the future of Chinese poster art.

Key words: China, 1950s, poster art, socialist realism, propaganda art.

Введение

Данное исследование в первую очередь ориентировано на парадигмы западных теорий искусства и социалистического реализма, доминировавшего в 1950-е годы. используя методологию с историческими и социальными перспективами, как эти теоретические позиции в сочетании с преобладающей политической идеологией повлияли на эволюцию китайского плакатного искусства и сформировали ее. Рефлексивный диалог, основанный на философии, искусстве и социально-политической теории, позволит нам исследовать и задаться вопросом, как культурная, экономическая и политическая динамика изменила эстетические и идеологические контуры этой формы искусства в этот период.

Основная часть

В 1950-е годы в Китае произошло заметное сближение традиционных и современных элементов в теории плакатного искусства, на которое большое влияние оказала государственная идеология. Чтобы в полной мере понять особенности китайского плаката этого

периода, необходимо проанализировать динамику взаимодействия традиционных художественных практик и современных влияний. Эпоха Мао была отмечена сильным рвением к прогрессу, патриотизму и социализму, что наложило неизгладимый отпечаток на теорию плакатного искусства. Эта теория подчеркивала важность достижения высокого уровня производства и демонстрации национальных образов. Экономические и политические стратегии Мао Цзэдуна еще больше поддерживали националистические устремления, делая упор на самодостаточность и укрепление позиций Китая в мире.

Государственная идеология оказала глубокое влияние на формирование теории искусства, характеризующейся прежде всего мощью Коммунистической партии и руководствующейся строгой приверженностью ленинизму в интерпретации сталина [1]. несмотря на серьезные неудачи со стороны политических движений, таких как «Большой скачок вперед» и «Культурная революция», теория китайского плакатного искусства перекликалась с идеалами процветания, гармонии и эгалитариз-

ма, которых придерживались крестьяне, наполняя искусство этого периода акцентом на повседневную жизнь.

Теория «социалистического реализма» [2] является основным методом создания и критики советской литературы и искусства, сформировавшимся после 1930-х годов и сыгравшим важную руководящую роль в литературной и художественной деятельности СССР и социалистических стран. «Сочетание революционного реализма и революционного романтизма» [3], сокращенное как «сочетание двух средств», - это литературная методология, выдвинутая Мао Цзэдуном в середине 1950-х годов, которая была дополнительно отредактирована и разъяснена Го Моруо, Чжоу Яном и другими, заменив прежний советский «социалистический реализм» [12] и став одной из основных руководящих идеологий литературного творчества в новом Китае. Предложение «двух комбинаций» и возрождение национализации происходили в основном в одно и то же время, они играли направляющую роль в создании плакатов конца 1950-х годов, что привело к серьезным изменениям в художественном облике плакатов. Рассмотрение развития теории китайского плакатного искусства в 1950-е годы требует признания взаимосвязи между теорией и практикой. В этом виде искусства отразились коллективные стремления к эгалитаризму и благополучию масс, что привело к адаптации и развитию теории искусства в ответ на меняющийся политический и социальный контекст. Взаимосвязь между теорией и практикой подчеркивает глубокое влияние искусства в период значительных потрясений и перемен.

Развитие и развитие теории китайского плакатного искусства в 1950-е годы в значительной степени определялось динамичным взаимодействием традици-

онных и современных элементов. Традиционные влияния прослеживаются в давних традициях китайского искусства, характеризующихся регионализмом и чувством национальной самобытности. С другой стороны, современное влияние было обусловлено западными теориями искусства и растущим осознанием его международного масштаба [4].

В традиционном китайском искусстве большое значение придается достижению гармонии, форме и композиции. При этом приоритет отдается не реализму, а символическим изображениям. Акцент на гармонии проявляется в эстетике компоновки, расположения и использования цвета в китайском плакатном искусстве 1950-х годов, которое послужило прочной основой для этого вида искусства [15]. Кроме того, важную роль в дизайне плакатов сыграло создание символических и стилизованных изображений, что позволило создать отчетливые визуальные образы, легко узнаваемые широкой публикой.

В течение 10 лет, начиная с 1950 года, художественный дизайн Китая находился под влиянием Советского Союза и других социалистических стран [5]. Китайская киноиндустрия, критикуя и критикуя европейские и американские фильмы, опираясь на формы кинотворчества в социалистических странах, таких как Советский Союз, постепенно сформировала рамки международных обменов, в которых доминируют Советский Союз и другие социалистические страны и угнетенные страны третьего мира. История известна как «советская модель». Столкнувшись с этой социальной ситуацией, появились китайские плакаты с традиционным китайским искусством и реалистичным стилем. Этот плакат не только сочетает в себе характеристики китайской новогодней живописи и других художественных

произведений, но и полностью подчеркивает графический декоративный эффект национального художественного дизайна. Чтобы достичь лучшего пропагандистского эффекта, плакаты распространились среди широкой общественности в самых ярких цветах и самых ярких текстах, создавая сильное визуальное воздействие и создавая энергичную атмосферу красной революции для нового Китая после освобождения.

Китайская революция основана на объединении рабочих и крестьянских масс, трудящихся масс как основной силы социальных преобразований [6], Мао Цзэдун объединил это положение с марксизмом, развил теорию популизма 164 [7], дал крестьянам и пролетариату важное место в обществе. Во время Культурной революции Ма-оЦзэдун требовал «учиться у народа», и уникальная революционная страсть и эстетические стандарты определяли стиль визуального дизайна «высокого, большого, полного » и «красного, яркого и яркого » в первые дни основания нового Китая. Эстетический принцип в мышлении Мао Цзэдуна основан на народе, то есть на народных массах как на творческом субъекте, должен соответствовать эстетическому видению и вкусу народных масс. В «Выступлении на яньаньском симпозиуме по литературе и искусству»1 он предложил: «наша литература и искусство созданы для народных масс, прежде всего для рабочих, крестьян и солдат, для рабочих, крестьян и солдат, и используются рабочими, крестьянами». он подчеркнул необходимость подчеркнуть доминирующее положение народа не только в революции и строительстве, но и в культурной

1 составлено историческим обществом Коммунистической партии Китая. серия словарей по истории Коммунистической партии Китая: издательство истории Коммунистической партии Китая, издательство Party Building Readings, 2019

и эстетической деятельности, такой как литература и искусство. согласно последним указаниям Мао Цзэдуна, опыт жизни является источником литературного и художественного творчества, поэтому большое количество интеллигентной молодежи отправляется на передний край сельскохозяйственного производства, «получает перевоспитание среднего сельского хозяйства в условиях нищеты», в «обширном мире и на земле, многое делает», искусство служит рабочим, крестьянам и солдатам, становится основной темой творчества, поэтому трудящиеся становятся главными героями пропагандистских картин культурной революции, включая крестьян, рабочих, солдат, стоящих на страже, сельские женщины и т. д. Все они были решительными или сияющими, сияющими, отражая удовлетворение новой жизнью, воплощая превосходство социализма. Для большого числа неграмотных низших слоев населения политическое идеологическое воспитание и политическое руководство с понятной, счастливой и близкой к жизни картиной, тем самым осуществляя единство общественного сознания.

В 1966 году Центральный отдел пропаганды издал «Циркуляр по таким вопросам, как рисование и печатание статуй лидеров» [8], чтобы рассмотреть подвеску портретов и статуй Мао Цзэду-на в общественных местах в соответствии со стандартами, изданными агентством синьхуа, и потребовал, чтобы отдел культуры и Американская ассоциация сосредоточили свои усилия на создании более качественных портретов Мао Цзэ-дуна и работ по темам революционной истории. с передачей большей политической информации и заимствованием политических функций образ Мао Цзэ-дуна постепенно становится «иконой» и даже инструментом классовой борь-

бы, в то время как образ Мао Цзэдуна в художественном творчестве поздней культурной революции имеет тенденцию стандартизироваться и стилизиро-ваться, не имея художественного творчества и эстетических ценностей [9].

Идеология, внедренная государством в сферу искусства, не является статичной. Он состоит из внутренних противоречий, которые часто нарушают справедливые соглашения в художественном производстве, что приводит к возрождению проблемы социальной справедливости в искусстве и влияет на общее представление плакатного искусства [10]. Эта идеология, по сути, не противоречит демократическим принципам, но она не считает, что демократическая практика является результатом рыночной практики. Напротив, демократические принципы рассматриваются в качестве важного компонента справедливой и равноправной художественной среды, направленной на обеспечение равного представительства и участия. Несмотря на споры о влиянии демократических принципов на теорию плакатного искусства, они, как правило, считаются ключевыми факторами в развитии разнообразных форм искусства и демократизации художественного производства [11].

основной целью национальной идеологии Китая в 1950-х годах была рационализация дизайна плакатов. Вместе с тем она также подчеркнула важность выхода за рамки механизмов мышления и призвала к созданию более широких рамок художественного творчества, отражающих принципы социальной справедливости и демократического участия. Этот идеологический сдвиг оказал значительное влияние на теорию и развитие китайского плакатного искусства, превзойдя его традиционные границы и подталкивая его к более

высокой сложности и значению.

Заключение

Резюмируя основные элементы данного исследования, мы стремимся прояснить взаимосвязанную динамику, происходившую в области теории и практики китайского плакатного искусства в политически напряженную эпоху 1950-х годов. В ходе исследования мы обнаружили значительное взаимодействие между теорией и практикой искусства в эволюции китайского плакатного искусства в 1950-е годы. Это взаимодействие вызвало саморефлексию в более широком социально-политическом контексте того времени.

Проведенное в данной работе исследование позволило установить тесную связь между теорией и практикой в области китайского плакатного искусства, способствуя более глубокому пониманию его визуально захватывающей и культурно значимой природы. Успешная интеграция западных теорий искусства с характерными принципами социалистического реализма позволила получить полное и глубокое понимание этапа развития китайского плакатного искусства в прошлом [13].

Влияние китайского плакатного искусства 1950-х годов не ограничивается его эстетическими достижениями. интеграция художественных влияний и поддерживаемых государством идеологий, проявившаяся в плакатном искусстве, продолжает формировать и влиять на развитие китайской художественной практики [14]. Находясь в более широкой социальной структуре, этот вид искусства воплощает в себе историческое значение, которое выходит за рамки времени и несет в себе глубокие последствия для будущих художественных начинаний.

наше представление о сложностях

китайского плакатного искусства 1950-х годов, в том числе о переплетении теории и практики, далеко не исчерпывающее. Несомненно, существуют неисследованные области пересечения теории искусства, социального контекста и самовыражения плакатного искусства, которые требуют дальнейшего изучения в будущих научных работах. Глубокий анализ и изучение взаимодействия теории и практики в данном исследовании позволяют сделать ценные выводы, которые способствуют более глубокому пониманию истории китайского искусства.

В академической сфере изучение этих направлений исследований может дать ценные знания о долгосрочных политических, социальных и культурных последствиях китайского плакатного искусства. Глубокое изучение темы и рассмотрение широкого спектра точек зрения позволяет всесторонне проанализировать глубокое влияние китайского плакатного искусства 1950-х годов, открывая безграничные возможности для научных дискуссий и различных интерпретаций в будущем.

References / Список литературы

[1] Liu Xuebin. The concept and practice of "artistic self-

discipline": Research on American abstract expressionist painting in the 20th century. 2022. // URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspxTdbna me=CDFDLAST2023&filename=1022701194.nh

[2] Ревякина А.А. «социалистический реализм»: к

истории термина и понятия. Россия и современный мир, 2002. № 4. С. 102-114. Revyakina A.A. "socialist realism": on the history of the term and concept. Russia and the modern world, 2002. № 4. P. 102-114.

[3] Zhang Kun. Research on the localization process

of realist art in China in the 20th century (Shaanxi Normal University). 2021. // URL: https://kns. cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CD FDLAST2023&filename=1022473996.nh

[4] Art history theory. The influence of national and re-

gional cultural elements on design // URL: https:// fashion.sohu.com/a/654882414_121651142. (16.03.2023)

[5] Chen Chiyu. Outline of Chinese Art. Shandong Education Press.: Chinese Art Research Book

Department, 2018. № 12. P. 533.

[6] Zhang Leisheng. Special study on the basic princi-

ples of Marxism. China Renmin University Press: Marxism Research Series, 2018. № 10. P. 428.

[7] Sun Shuai. Research on the relationship between Mao Zedong Thought and Marxism-Leninism from an overseas perspective. Research on Mao Zedong Thought. 2022. № 4. P. 90-98.

[8] San Mu. The "Icon" art movement during the "Cultural Revolution" and the "Red Pop" in the square. Social Science Forum. 2004. № 6. P. 72-83.

[9] Pan Gongkai. For an independent and self-reliant

New China - General Preface to "Sixty Years of Chinese Art 1949-2009". Art Research. 2010. № 2. P. 4-27. - D0I:10.13318/j.cnki.msyj.2010.02.003.

[10] Zhang Hao. Research on Drucker's management ethics thought (Ph.D. thesis, Shanghai University of Finance and Economics). 2022. // URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/de-tail.aspx?dbname=CDFDLAST2023&filena me=1023424135.nh

[11] Yi Xingtong. Autonomy and cultural reproduction: Research on Walzer's governance thought (Ph.D. thesis, Guizhou Normal University). 2023. // URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/ detail.aspx?dbname=CDFDLAST2023&filena me=1023570162.nh

[12] Лу Чжицзе & Лободанов А.П. Символизм китайской живописи:историческая традиция и эпоха революционного обновления 1950-х гг. Современная научная мысль, 2020. № 6. С. 135-142. - DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-135-142

Lu Zhijie & Lobodanov A.P. Symbolism of Chinese painting: historical tradition and the era of revolutionary renewal of the 1950s. Modern scientific thought, 2020. № 6. P. 135-142. - DOI: 10.24412/2308-264X-2020-6-135-142

[13] Кулакова А.С. Иллюстрированные пособия по созданию агитационной графики второй половины ХХ века в КНР. Общество и государство в Китае, 2019. № 49 (2). С. 648-667.

Kulakova A.S. Illustrated manuals for creating propaganda graphics of the second half of the twentieth century in the PRC. Society and State in China, 2019. № 49 (2). P. 648-667.

[14] Го Сяо Бинь. «Влияние советской живописи 1950-1960-х годов на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая» // Культура и искусство. 2017. № 2. С. 1-5.

Guo Xiao Bin. "The influence of Soviet painting of the 1950s-1960s on the development of Chinese fine art: receptions and traditions in the artistic life of China" // Culture and Art. 2017. № 2. P. 1-5.

[15] Xia Minmin. Research on poster art in Kuomin-tang-controlled areas during the Anti-Japanese War (1937-1945) (Master's thesis, Beijing Forestry University). 2021. // URL: https://kns.cnki. net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD20 2201&filename=1022455611.nh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.