10.3. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССЫ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ СССР 1936Г.)
Куликова Е. В., аспирантка. Место учебы: ТюмГУ, кафедры теории и истории государства и права. Е-mail: [email protected].
Аннотация: несмотря на разностороннее изучение периода советского государственного строительства, мимо исследователей почти незамеченной прошла характерная черта этой эпохи - распространенность так называемых «массово -политических кампаний» в политике, экономике, социальной и повседневной сферах жизни общества. Агитационные, хозяйственные, политические, культурно-просветительские, они стали широко применяться как способ разрешения тех или иных проблем уже в годы гражданской войны. Но подлинный размах эта форма работы с населением приобрела в 1930-е гг., став характерной чертой повседневной жизни, особенностью политического и партийного руководства эпохи.
Ключевые слова: массово-политические кампании, конституция СССР 1936г., технологии воздействия на население, советское общество, выборы в Верховные Советы СССР (1937г.).
FORMATION OF TECHNIQUES OF INFLUENCE UPON THE
MASSES IN THE SOVIET SOCIETY (BY THE EXAMPLE OF DISCUSSION OF THE USSR CONSTITUTION OF 1936 DESIGN)
Kulikova E.V., postgraduate. Place of study: Tyumen State University, the Theory and history of state and law department. Е-mail: [email protected].
Annotation: the distinguishing attribute of the Soviet state building - abundance of the so called «social and political campaigns» in politics, economics, social and routine life - was almost unnoticed for the researchers, despite the all-round study of that period of history. Agitational, economic, political, and cultural and instructive campaigns had become to be widely used during the Civil war as the mean of different problems solution. But this form of social management had achieved the true great importance in the 1930-s and had become the distinguishing feature of routine everyday life, the peculiarity of political and party management of the age.
Keywords: social and political campaigns (mass and political campaigns), the USSR Constitution of 1936, the techniques of influence upon the masses, Soviet society, the USSR Supreme Soviets elections of 1937.
Термин «кампания» применительно к анализу системы управления народным хозяйством получил широкое распространение еще в 20-30-е г.г. 20в. Публицисты Г.Н. Евстафьев, М.П. Ким, К.И. Клименко в своих работах пытались осмыслить технологии повышения производственной и общественной активности населения в 30-е годы.1
1 Евстафьев Г.Н. Социалистическое соревнование - закономерность и движущая сила экономического развития советского общества / Г.Н. Евстафьев. М. - 1952. - 358 с.; Ким М.П. СССР в период социалистической индустриализации /
В настоящее время трактовка термина «массово -политическая кампания» несколько изменилась. Под массово - политическими кампаниями следует понимать тотальные систематические упорядоченные действия руководства страны с целью получения определенного экономического, политического результата, а также с целью изменения обыденного сознания, такое определение массово - политическим кампаниям дает О.Ю. Винниченко в своей монографии «Советы Урала в механизме тоталитарного государства. 1929-1941.2
К наиболее масштабным массово - политическим кампаниям, проводившимся во второй половине 30-х годов следует отнести обсуждение проекта Конституции 1936г., выборы в Верховные Советы СССР (1937г.) и РСФСР (1938г.), а также выборы в местные Советы 1939г.
Обсуждение и принятие новой советской Конституции стало одним из важнейших событий общественной жизни 1930-х годов. Вокруг ее оценки до сих пор не утихают споры, отражающие не только неоднозначность самого документа, но сложность и противоречивость того времени.
Летом 1936 г., после года работы, проект новой Конституции по решению Пленума ЦК ВКП(б) и Президиума ЦИК СССР был вынесен на всенародное обсуждение, которое продолжалось пять месяцев. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов единогласно принял новый основной закон.
Обсуждение проекта Конституции постепенно разворачивалось в одну из очередных кампаний, так свойственных советскому периоду истории, с традиционным трудовым подъемом, единодушными поддержкой и одобрением, о которых во всю мощь трубила на своих страницах печать, сообщая о триумфальном шествии «великого исторического документа» по всей стране. С помощью новой Конституции руководство пыталось возбудить новую волну общественного энтузиазма, придать дополнительное дыхание стахановскому движению, олицетворяющему творческое начало нового строя. Нужно было показать, что наступление социализма знаменуется беспримерными трудовыми подвигами, блестящими рекордами и достижениями советских людей. «Слесари депо Ишим тт. Иванчук, Пономарчук и Ваганов под руководством мастера тов. Ермишина произвели ремонт буксового подшипника за 3 часа вместо 34 часов по норме».3
С 1935 года в коллективах рыбной и лесной промышленности стахановское движение также получило распространение. Первыми обратились к передовому опыту рабочие Тобольской судоверфи, там проводились дни стахановского труда, затем - стахановские пятидневки.4
Интересный факт хранится в архиве Тюменской области: в сентябре 1935 года передовые рабочие Тюменского водочного завода с гордостью рапортовали о выпуске напитка «усиленной пролетарской крепости». Крепость стахановской «Тюменской горькой» составляла не 40, а 45 градусов. Тюменский водочный завод был объявлен примерным предприятием главка.5
М.П. Ким. М. - 1951. - 288 с.; Клименко К.И. Пути и резервы повышения производительности труда в СССР / К.И. Клименко. - М., 1951. - 136 с.
2 Винниченко О.Ю. Советы Урала в механизме тоталитарного государства. 1929 - 1941. / О.Ю. Винниченко. Курган: Изд - во Курганского гос. ун - та. - 2001. - 176 с.
3 ГА в г. Ишиме. Ф. Р - 27. Оп. 1. Д. 9. Л. 7
4 ГУТО ГАТО. Ф. Р - 858. Оп. 114. Д. 243. Л.39.
5 ГУТО ГАТО. Ф. 49. Оп. 12. Д.4. Л. 7.
Пробелы в российском законодательстве
3'2009
Информация о существовании сомневающихся и недовольных давалась лишь в малых дозах.
Всенародное обсуждение конституционного проекта, конечно же, жестко контролировалось сверху. Подробная информация о настроениях в обществе поступала в виде сводок НКВД, в виде обзоров писем, замечаний, предложений, направленных в адрес руководителей страны, прежде всего самого Сталина, а также учреждений и организаций. При публикации материалов в печати особое внимание обращалось на выве-ренность и правильную оценку сообщаемых фактов. Цензура бдительно следила за тем, чтобы не только в центральных, но и в местных газетах, и даже в фабрично-заводских многотиражках не было ничего лишнего.
Размах кампании по обсуждению проекта Конституции 1936г. не имел прецедентов в мировой истории. Цифры участвовавших в обсуждении проекта могут поразить воображение. Согласно официальным данным, в стране состоялось 623 334 собрания, посвященных обсуждению проекта Конституции, на которых присутствовало 42 372 990 человек и было сделано 169 739 предложений, замечаний, дополнений в текст Конституции.6
Местная номенклатура, на плечи которой легла основная работа по обсуждению проекта Конституции и проведению соответствующих собраний, оказалась между двух огней. С одной стороны, от нее требовали максимального количества участников, внушительного числа выступавших и внесенных предложений. С другой стороны, чем более широким и открытым было обсуждение, тем более вероятны были разные критические и негативные оценки советской действительности, а это могло обернуться непредсказуемыми последствиями.
Главным штабом, куда должны были стекаться все предложения, замечания, дополнения, где они подвергались учету, регистрации и систематизации, был Президиум ЦИК СССР.
Наибольший интерес населения, а следовательно и большое количество откликов, вызвали те статьи Конституции, которые затрагивали непосредственные интересы граждан. Значительно меньше писем относилось к вопросам национально-государственного, административного устройства СССР. По данным Президиума ЦИК СССР несколько более половины - 53% предложений приходилось на одну-единственную Х главу конституции «Права и обязанности граждан». К ней тесно примыкали статьи 7-10 главы I, затрагивающие отношения собственности. Кроме того, в центре обсуждения оказался вопрос о неравенстве рабочих и колхозников, о том, чтобы на деле обеспечить оплату труда в соответствии с его количеством и качеством.
Внимание же сельских жителей не могли не привлечь те пункты Конституции, в которых определялись контуры колхозного строя - основы социализма в деревне. Огромный энтузиазм сельского населения вызвали статьи Конституции о допущении мелкого частного хозяйства, основанного на личной собственности и исключающего эксплуатацию чужого труда (ст.9). Для одних это означало частичное признание вины за насилие, осуществленное в период колхозного разграбления, для других - надежду когда-нибудь снова обрести свое хозяйство. Некоторые
6 История КПСС. В 6 тт. Т.4. Кн.2. М. - 1971. С.513.
оставшиеся единоличники полагали, что с постоянным нажимом на них будет покончено.
Другой не менее острой проблемой, вызвавшей волну откликов, стало провозглашение свободы совести и отправления религиозных культов (ст.124), а также провозглашение свободы слова, печати, собраний (ст.125). Дискуссионной оказалась и ст.135 главы XI «Избирательная система», где говорилось, что все граждане, в том числе и независимо от вероисповедания, имеют право участвовать в выборах. Немалая часть населения пришла к выводу, что война с религией прекращается, а политика закрытия церквей, мечетей и запрещения деятельности религиозных общин признается ошибочной.7
Кроме того, начался быстрый процесс оформления нового руководящего слоя, который начал заявлять о себе и своих собственных интересах и пытался закрепить их в Конституции.
Провозглашая новую задачу, руководство страны преследовало две основные цели. С одной стороны, нужно было отвлечь внимание от текущих реалий, с другой - возбудить новую волну энтузиазма и обеспечить себе массовую поддержку, подвигнуть советских людей на новые свершения и жертвы во имя светлого будущего, закрывая глаза на многие непорядки и несовершенства в существующей системе.
В итоге, материалы обсуждения проекта Конституции показали, сколь пестрым и разноголосым было советское общество в середине 30-х годов.
Открывшийся 25 ноября 1936 г. в Москве VIII Всесоюзный Чрезвычайный съезд Советов одобрил доклад Сталина, сделанный им по поручению конституционной комиссии. Около недели ушло у 220 членов редакционной комиссии на постатейное обсуждение внесенных поправок и дополнений. Однако подавляющее их большинство было не востребовано. 5 декабря съезд утвердил новую Конституцию. Этот день был объявлен всенародным праздником. Вслед за принятием Конституции началась новая кампания по ее массовому разъяснению и подготовке выборов в новые органы власти. Этой кампании партийные органы придавали не меньшее значение, чем обсуждению проекта, и представляется, что главное, на что она была нацелена - закрепить в массовом сознании мысль о руководящей роли ВКП(б) в советском обществе и тех благодеяниях, которыми партия его осчастливила. Многие статьи и положения Конституции действовали частично или не полностью, другие вообще остались только на бумаге, поскольку не было условий и механизмов их реализации. Реальная жизнь зачастую оказывалась слишком далекой от конституционных норм. Кроме того, Конституция 1936 г. не сумела поставить законодательные преграды массовым репрессиям, захлестнувшими страну вслед за ее принятием.
Тем не менее, значение Конституции 1936 было огромным - она долгие годы служила той точкой отсчета, с которой в советском обществе всегда происходило сопротивление беззакониям, злоупотреблениям властью, бесправию и произволу, поскольку именно с об -ращения к Конституции, как правило, начинались попытки реформирования системы.
Рецензия
Работа посвящена проблеме становления и развития технологий воздействия на массы в совет-
7 Неизвестная Россия. ХХ век. Вып.М. М. - 1992. - 324 с.
ском обществе. Несмотря на значительный объём исследований, выполненных в данном направлении, почти незамеченной осталась характерная черта этой эпохи - распространение массово - политических кампаний в политике, экономике, социальной жизни общества, а также закрепление механизмов реализации кампаний в нормативно - правовых актах советского периода. Именно поэтому данная работа носит актуальный характер, а также существует необходимость проведения дальнейших исследований в данном направлении.
В статье рассматривается трактовка термина «массово - политическая кампания»; проанализирован механизм реализации кампании по обсуждению проекта Конституции 1936г., являющейся одной из самых масштабных массово - политических кампаний второй половины 30-х годов; приведены примеры практической реализации данной кампании на основании материалов архивов.
В своем исследовании автор предлагает рассматривать обсуждение проекта Конституции 1936 г. с точки зрения использования юридически закрепленных методов и механизмов, с помощью которых осуществлялось стимулирование населения к участию в общественной жизни страны, что составляет научную новизну работы.
В статье, автор предлагает интересный подход к рассмотрению массово -политических кампаний проводимых в советском обществе, как юридически обоснованных методов воздействия на население. Также автор приводит основные определения, выкладки, подтверждающие корректность данного утверждения, что составляет теоретическую и практическую значимость данного исследования.
В целом работа выполнена на высоком научном уровне и будет полезна для специалистов в области теории и истории государства и права. Считаю, что она соответствует тематике журнала и может быть опубликована в представленном виде.
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права ТюмГУ О. Ю. Винниченко.