Научная статья на тему 'Формирование техники прохождения поворотов в лыжном спорте (беговые лыжи) на начальном этапе обучения'

Формирование техники прохождения поворотов в лыжном спорте (беговые лыжи) на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лыжный инвентарь / лыжные гонки / бег на лыжах / подбор лыж / подготовка лыж / беговые лыжи / устойчивость в лыжном спорте / техника поворотов и спусков на беговых лыжах. / Ski equipment / cross-country skiing / cross-country skiing / ski selection / ski preparation / cross-country skiing / stability in skiing / technique of turns and descents on cross-country skiing.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Кокшаров Евгений Владимирович, Сюзев Игорь Юрьевич, Брехова Людмила Леонидовна, Гареев Дмитрий Ринатович

В статье приводится интерпретация необходимости проявления такого физического качества, как ловкость, при прохождении поворотов на спуске трассы, особенно в состоянии усталости, так как состояние трассы, величина скорости, кривизна поворота, перемещение по трассе в непосредственной близости других спортсменов, накладывают дополнительные нагрузки в форме помех, влияющих на устойчивость спортсмена. Практическая значимость. Работа будет интересна и полезна тренерам по лыжным гонкам, а также преподавателям для подготовки обучающихся к сдаче нормативов по бегу на лыжах. Материалы. В данной статье рассмотрена классификация условий, влияющих на устойчивость, с которыми сталкиваются лыжники при прохождении криволинейных участков трассы сложного характера. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, методы математической статистики, моделирование. Результаты. Продемонстрирована значимость знания классификации параметров, характеризующих условия прохождения криволинейных участков трассы (повороты, спуски), а также умения моделировать условия прохождения поворотов, с целью формирования навыков выполнения технических приемов, повышающих качество их прохождения, с точки зрения устойчивости. Заключение. Предложены упражнения, формирующие навыки прохождения сложных криволинейных участков трассы с выделением базовых элементов техники, влияющих на устойчивость системы лыжник-инвентарь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Кокшаров Евгений Владимирович, Сюзев Игорь Юрьевич, Брехова Людмила Леонидовна, Гареев Дмитрий Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of cornering techniques in skiing (cross-country skiing)

The article provides an interpretation of the need to demonstrate such physical qualities as dexterity when cornering on the descent of the track, especially in a state of fatigue, since the condition of the track, the magnitude of the speed, the curvature of the turn, moving along the track in the immediate vicinity of other athletes, impose additional loads in the form of interference affecting the stability of the athlete. Practical significance. The work will be interesting and useful for ski racing coaches, as well as teachers to prepare students for passing the standards for cross-country skiing. Materials. This article discusses the classification of conditions affecting the stability that skiers face when passing curved sections of the complex nature track. Research methods. Analysis and generalization of scientific literature, methods of mathematical statistics, modeling. Results. The importance of the classification of parameters’ knowledge characterizing the route curved sections passage conditions (turns, descents), as well as the ability to model the cornering conditions, in order to form skills in performing techniques that improve the quality of their passage, from the point of view of stability is demonstrated. Conclusion. Exercises are proposed that form the skills of passing complex curved sections of the route with the allocation of technology’s basic elements that affect the stability of the skier-inventory system.

Текст научной работы на тему «Формирование техники прохождения поворотов в лыжном спорте (беговые лыжи) на начальном этапе обучения»

УДК 796.921

Формирование техники прохождения поворотов в лыжном спорте (беговые лыжи) на начальном этапе обучения

Кокшаров Е.В.1*, Сюзев И.Ю.2, Брехова Л.Л.3, Гареев Д.Р.4

1 Уральский институт ГПС МЧС России г. Екатеринбург, Россия ORCID: 0009-0006-9333-9725, sheff.patriot@yandex.ru* 2 Уральский государственный горный университет г. Екатеринбург, Россия ORCID: 0000-0002-8830-365Х, siy64@mail.ru 3 Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина

г. Екатеринбург, Россия ORCID: 0000-0002-7172-0975, ludmilaobogrelova@mail.ru 4 Уральский государственный аграрный университет

г. Екатеринбург, Россия ORCID: 0000-0001-7809-5650, dimagario@yandex.ru

Аннотация: В статье приводится интерпретация необходимости проявления такого физического качества, как ловкость, при прохождении поворотов на спуске трассы, особенно в состоянии усталости, так как состояние трассы, величина скорости, кривизна поворота, перемещение по трассе в непосредственной близости других спортсменов, накладывают дополнительные нагрузки в форме помех, влияющих на устойчивость спортсмена. Практическая значимость. Работа будет интересна и полезна тренерам по лыжным гонкам, а также преподавателям для подготовки обучающихся к сдаче нормативов по бегу на лыжах. Материалы. В данной статье рассмотрена классификация условий, влияющих на устойчивость, с которыми сталкиваются лыжники при прохождении криволинейных участков трассы сложного характера. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, методы математической статистики, моделирование. Результаты. Продемонстрирована значимость знания классификации параметров, характеризующих условия прохождения криволинейных участков трассы (повороты, спуски), а также умения моделировать условия прохождения поворотов, с целью формирования навыков выполнения технических приемов, повышающих качество их прохождения, с точки зрения устойчивости. Заключение. Предложены упражнения, формирующие навыки прохождения сложных криволинейных участков трассы с выделением базовых элементов техники, влияющих на устойчивость системы лыжник-инвентарь.

Ключевые слова: лыжный инвентарь, лыжные гонки, бег на лыжах, подбор лыж, подготовка лыж, беговые лыжи, устойчивость в лыжном спорте, техника поворотов и спусков на беговых лыжах.

Для цитирования: Кокшаров Е.В.*, Сюзев И.Ю., Брехова Л.Л., Гареев Д.Р. Формирование техники прохождения поворотов в лыжном спорте (беговые лыжи) на начальном этапе обучения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

Formation of cornering techniques in skiing (cross-country skiing)

Evgeniy V. Koksharov1 *, Igor Yu. Syusev2, Ludmila L. Brehova3, Dmitriy R. Gareev4

1Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia

Yekaterinburg, Russia ORCID: 0009-0006-9333-9725, sheff.patriot@yandex.ru* 2Ural State Mining University

Yekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0002-8830-365Х, siy64@mail.ru 3Ural Federal University Yekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0002-7172-0975, ludmilaobogrelova@mail.ru 4Ural State Agrarian University Yekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0001-7809-5650, dimagario@yandex.ru

Abstract: The article provides an interpretation of the need to demonstrate such physical qualities as dexterity when cornering on the descent of the track, especially in a state of fatigue, since the condition of the track, the magnitude of the speed, the curvature of the turn, moving along the track in the immediate vicinity of other athletes, impose additional loads in the form of interference affecting the stability of the athlete. Practical significance. The work will be interesting and useful for ski racing coaches, as well as teachers to prepare students for passing the standards for cross-country skiing. Materials. This article discusses the classification of conditions affecting the stability that skiers face when passing curved sections of the complex nature track. Research methods. Analysis and generalization of scientific literature, methods of mathematical statistics, modeling. Results. The importance of the classification of parameters' knowledge characterizing the route curved sections passage conditions (turns, descents), as well as the ability to model the cornering conditions, in order to form skills in performing techniques that improve the quality of their passage, from the point of view of stability is demonstrated. Conclusion. Exercises are proposed that form the skills of passing complex curved sections of the route with the allocation of technology's basic elements that affect the stability of the skier-inventory system.

Keywords: Ski equipment, cross-country skiing, cross-country skiing, ski selection, ski preparation, cross-country skiing, stability in skiing, technique of turns and descents on cross-country skiing.

For citation: Evgeniy V. Koksharov*, Igor Yu. Syusev, Ludmila L. Brehova, Dmitriy R. Gareev. Formation of cornering techniques in skiing (cross-country skiing). Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Актуальность

Проблема: условия, с которыми сталкиваются лыжники при прохождении поворотов настолько разнообразны, что сложно моделировать их целиком на доступных в реальных условиях массовой подготовки площадках. Понимание степени сложности поворота или другого криволинейного участка трассы (лыжни) с точки зрения его физических характеристик, влияющих на устойчивость системы лыжник-инвентарь, позволит заблаговременно оценить приоритет и степень влияния этих параметров в данных условиях и, тем самым заблаговременно предпринять меры к уменьшению их влияния на потерю устойчивости.

В научных журналах проблема этой темы освещается преимущественно для горнолыжного спорта, да и то в очень усеченном объеме и не вдаваясь в суть, с точки зрения физических характеристик этого процесса [1] Решение:

1) Классификация параметров, характеризующих условия прохождения поворотов и степень

их влияния на потерю равновесия при его прохождении;

2) Моделирование условий прохождения поворотов, в которых формируются адекватные реакции лыжников на потерю равновесия с использованием других видов спортивной деятельности, в которых, не подвергаясь излишнему риску, возможно лучше понять физику прохождения поворотов.

3) Классификация упражнений по отдельным параметрам, влияющих на устойчивость позволит, сформировать специальные навыки реагирования лыжника в условиях потери равновесия при прохождении поворотов разного характера сложности.

Актуальность темы

Лыжные гонки - вид спорта, в котором одним из основных физических качеств, определяющих исход соперничества, является выносливость. [2] При прохождении поворотов на спуске трассы, особенно в состоянии усталости, требуется проявлять такое физическое качество, как ловкость, так как состояние трассы, величина скорости, кривизна поворота, перемещение по трассе в непосредственной близости других спортсменов, накладывают дополнительные нагрузки в форме помех, влияющих на устойчивость спортсмена. Как тренировать такой технический прием, как прохождение поворотов и не только уменьшить вероятность падения, но и сохранить, а даже увеличить скорость прохождения поворотов, по сравнению с соперниками? Решение такой задачи весьма актуально, так как это исключает потерю не только времени, затраченного на возобновление перемещения, но зачастую исключит неоправданные травмы.

Введение

Революционное развитие лыжные гонки получили с появлением новых типов высокотехнологичного инвентаря и подготовки лыжных трасс. Появление пластиковых лыж в 70-х годах дало толчок к развитию лыжного спорта в целом и способствовало улучшению результатов спортсменов, задавая более высокую планку для спортивных достижений [3]. Безусловно физическая подготовка спортсменов стоит во главе угла для достижения хороших результатов, но спортивные результаты во многом зависят от многих факторов, таких как: лыжный инвентарь и технически правильное прохождения по дистанции [4].

B лыжных гонках, правилами соревнования определено два стиля перемещения -классический и свободный. Когда спортсмен перемещается по трассе прямолинейно, то его устойчивость определяется законами прямолинейного движения относительно поверхности, как правило, это снежный покров или, в летний период, лыжероллерные трассы с асфальтированным покрытием. Центр тяжести спортсмена при прямолинейном движении совершает колебания незначительного характера, которые обусловлены необходимостью при отталкивании попеременно левой и правой ногой переносить вес тела на толчковую ногу. В целом же, на центр тяжести не действуют силы, которые бы существенно влияли на устойчивость лыжника.

Совсем другое происходит, когда спортсмен перемещается по трассе, которая имеет повороты различной степени кривизны. В момент, когда движущаяся система - лыжник-инвентарь начинает отклоняться от прямолинейного характера движения, относительно горизонтальной или сагиттальной плоскости, то есть, когда трасса (лыжня) поворачивает влево или вправо и, особенно, когда это происходит на крутом спуске, на лыжника начинают воздействовать дополнительные силы, которые, согласно законам физики, действуют на любое тело в условиях криволинейного движения. B нашем случае, это изменение кривизны траектории влево или вправо в горизонтальной плоскости и вверх или вниз во фронтальной и сагиттальной плоскости на спусках.

Выделим три основные вида криволинейного движения, с которыми может «столкнутся» система лыжник-инвентарь на трассе:

1. B вертикальной плоскости, когда лыжник перемещается прямолинейно, но на спуске.

2. Поворот осуществляется в горизонтальной плоскости влево или вправо.

3. Трасса имеет такой рельеф, при котором, одновременно со спуском она поворачивает влево или вправо.

В рассмотренных выше трех возможных вариантах криволинейного движения устойчивость системы зависит от того, соблюдаются или нет законы устойчивости системы лыжник-инвентарь в этих условиях. Если в момент такого движения, какой-либо из параметров движущейся системы не соответствует тем значениям, которые обеспечивают ей устойчивость, то вероятность потери системой устойчивости повышается. В нашем случае, система лыжник-инвентарь потеряет равновесие, в результате которого произойдет падение лыжника.

Выделяя разные варианты, с которыми может «столкнуться» лыжник и классифицируя их, возможно повысить эффективность обучения технике прохождения сложных участков трассы, связанных со спусками и поворотами, тем самым предотвратить вероятность падения в экстремальных ситуациях, с которыми может столкнуться спортсмен в условиях тренировочного процесса и соревнований. Особенно важно навыки устойчивости вырабатывать на ранних этапах подготовки начинающих лыжников. При этом, хороший и долгосрочный эффект дают методы обучения, основанные на методиках, которые были приняты в системе обучения двигательным действиям в СССР [5].

Рассмотрим возможные варианты криволинейного движения лыжника по трассе с учетом тех сил, которые влияют на его устойчивость.

Спуск не относится к повороту, если его рассматривать в горизонтальной плоскости, но рассматривая этот вариант изменения прямолинейного движения в сагиттальный плоскости, произойдет переход от прямолинейного движения по ровной поверхности к изменению кривизны траектории, что также окажет очень сильное влияние на устойчивость. К тому же, в следующих,

рассматриваемых ниже вариантах, изменения кривизны траектории, этот, вроде бы тривиальный вариант, будет составной частью более сложных и, по последствиям, более опасных вариантов изменения кривизны, c которыми лыжники сталкиваются на трассах. 1 вариант изменения кривизны трассы

Когда начинается спуск, трасса (лыжня) начинает резко менять свою траекторию в вертикальной плоскости. В этот момент, результирующая сила, которая образуется при сложении силы реакции опоры и силы тяжести, как векторные величины, складываясь, образуют результирующую силу, назовем её "скатывающей" силой. На рисунке 1 показаны эти силы.

Рис. 1. Силы, которые воздействуют на лыжника перед началом спуска и на самом спуске

Fт - сила притяжения Земли; Foп - сила реакции опоры;

Fрез. - сила, которая образуется от сложения силы притяжения Земли и силы реакции опоры.

Для того, чтобы повысить устойчивость на спуске, лыжнику необходимо сгруппироваться

и сместить центр тяжести ближе к поверхности перемещения (вниз). Это необходимо

предпринять для решения 2-х задач:

1 - уменьшить сопротивление встречного воздушного потока;

2 - повысить устойчивость, так как, чем ниже центр тяжести, тем устойчивей конструкция (лыжник-инвентарь).

а) б)

Рис. 2. Группировка на спуске, с целью повышения устойчивости. а) Правильная группировка б) Ошибка (голова поднята, палки высоко в стороны, прогиб в

спине)

Упражнения, которые помогут правильно сгруппироваться при изменении характера движения на крутом спуске (рисунок 2).

При овладении техники прохождения спусков необходимо контролировать:

- степень сгибания ног в тазобедренных и коленных суставах, а также положение туловища, что изменяет силу сопротивления встречного потока воздуха;

- ширину постановки лыж (вначале широкая стойка около 30 см, а с ростом мастерства переходить на более узкую) и расположение центра тяжести массы тела над серединой площади опоры, чтобы сохранять на спуске устойчивое равновесие;

- выдвижение бедра, голени и стопы одной ноги вперед для обеспечения лучшей устойчивости в переднезаднем направлении;

- неравномерное распределение веса тела при большей загрузке, выдвинутой вперед или отставленной назад ноги (соответственно передняя и задняя стойки);

- положение рук - полусогнуты в локтевых суставах, кисти немного впереди колен;

- удержание палок над склоном, всегда и обязательно кольцами к себе, сзади туловища;

- соблюдение техники безопасности на спуске, не допуская выноса палок вперед кольцами от себя, волочащихся по снегу лыжных палок (могут зацепить за ветку), отклонения туловища назад, скрещивания лыж, прохождения плохо видимых с поворотом спусков без предварительного ознакомления;

- обеспечение безопасного падения за счет сохранения контроля за положением лыж и палок, но пользоваться таким способом остановки крайне редко, только в экстренных ситуациях. 2- вариант изменения кривизны трассы

Трасса (лыжня) искривляется в горизонтальной плоскости влево или вправо, относительно сагиттальной плоскости. В этом случае на лыжника начинают воздействовать силы, которые действуют на любое тело, двигающееся по криволинейной траектории в виде дуги окружности. На рисунке 3 показаны силы, которые действуют на лыжника, движущегося по траектории, имеющей радиус поворота R.

Рис. 3. Силы, действующие на лыжника в условиях изменения траектории вправо в

горизонтальной плоскости

Fцб - центробежная сила, действующая на лыжника на криволинейном участке траектории в горизонтальной плоскости.

¥пб

Я

В этом случае на лыжника действует центробежная сила, которая стремится отклонить его траекторию, как бы "выкидывая" лыжника с трассы (лыжни) на траекторию с большим радиусом кривизны.

Из формулы, описывающей физическую составляющую движения лыжника по криволинейному участку трассы (лыжни) следует, что чем больше масса лыжника, линейная скорость его движения на повороте и меньше радиус поворота, тем больше центробежная сила, что обязательно необходимо учитывать во избежание потери равновесия при прохождении поворота. Причем, скорость движения возведена в квадрат, а значит, что изменение этого параметра наиболее существенно влияет на изменение F цб и его необходимо контролировать в таких ситуациях в первую очередь. Чем больше масса лыжника, тем больше центробежная сила, поэтому, если для легких лыжников данная кривизна поворота не является критической, с точки зрения потери равновесия, то для лыжника более тяжелого, эта кривизна может оказаться критической и стать причиной падения, а значит, сознательное увеличение радиуса поворота позволит уменьшить этот фактор влияния и предотвратить возможное падение.

При строительстве автомобильных дорог, спортивных сооружений, например, велосипедных дорожек, легкоатлетических сооружений, лыжероллерных трасс, этот, отклоняющий центробежной силой эффект, учитывают на повороте трассы, делая на этих участках, имеющих определенную кривизну, уклоны, препятствующие "выкидыванию" объекта передвижения с трассы.

Лыжнику, чтобы уменьшить воздействие центробежной силы в таких условиях перемещения, требуется сгруппироваться так, чтобы частично компенсировать эту выталкивающую с трассы силу. При этом, необходимо, в зависимости от скорости перемещения, выбрать такой радиус поворота, чтобы не подвергать себя излишнему торможению, в случае уменьшения радиуса поворота и, в тоже время, не допускать увеличения длины траектории, когда лыжник выбирает траекторию с большим радиусом кривизны траектории (рисунок 4), что приведет к увеличению времени прохождения поворота.

Необходимо следить и за расстоянием между лыжами, так как от этого зависит площадь опоры, а значит и устойчивость лыжника. Важно также выбрать угол наклона туловища в сторону центра кривизны поворота, так как это позволит частично скомпенсировать влияние центробежной силы на устойчивость лыжника.

Рис. 4. Варианты траектории при прохождении поворота направо

1 - базовая (средняя) траектория поворота;

2 - траектория с уменьшенным радиусом поворота;

3 - траектория с увеличенным радиусом поворота.

Для более выгодного, с точки зрения скорости и устойчивости, варианта прохождения

поворота, лыжник должен хорошо чувствовать оба эти параметра (скорость, радиус кривизны поворота) и выбирать оптимальную степень их соотношения.

Упражнения, которые помогут выполнить поворот на горизонтальной поверхности с требуемым, для сложившихся условий радиусом (рисунок 5,6):

Движение производится в стойке лыжника со значительным наклоном туловища внутрь, при этом руки можно несколько развести в стороны. Для выработки уверенности следует избегать большой частоты переступания. Движения по кругу выполнять в разных направлениях. Наиболее удобным местом для занятий будет горизонтальная ровная площадка с неглубоким снежным покровом.

Рис. 5. Обход фишек с помощью поворота переступанием, с целью правильного входа на

радиус поворота и выхода с него (рис. 7)

Рис. 6. Движение переступанием по кругу 3 - й вариант изменения кривизны трассы в условиях спусков

Рассмотрим траекторию, которая объединяет первые два варианта, то есть трасса (лыжня) на спуске имеет поворот в горизонтальной плоскости. В этом случае лыжник подвергается комплексному воздействию сил, которые были рассмотрены в выше приведенных вариантах изменения кривизны трассы (лыжни), то есть, уменьшается сила воздействия на поверхность, по которой он перемещается (вес тела) и, в добавок к этому, на него воздействует центробежная

сила, которая стремится вывести его на траекторию с большим радиусом кривизны или, выражаясь просто, «выкинуть» его с трассы (лыжни).

Описанная в 3-м варианте траектория движения, в которой может оказаться лыжник, является самой опасной с точки зрения вероятности потерять равновесие и повышает вероятность падения лыжника на спуске. К тому же, необходимо ещё учитывать дополнительные факторы, которые могут повлиять на устойчивость, это: наличие рядом других лыжников; ограниченность поверхности перемещения и его качество, скорость перемещения. Лыжнику необходимо учитывать соотношение всех основных факторов, которые могут повлиять на его устойчивость, а также брать во внимание возможные усложнения условий прохождения поворота, которые могут возникнуть.

Для того, чтобы сформировать прочный навык прохождения поворотов различной сложности, необходимо подобрать такие упражнения, которые бы позволили лыжнику на уровне мышечных ощущений адекватно реагировать на сложившуюся в процессе поворота ситуацию. Для этого необходимо:

1. Понять составляющие устойчивости лыжника при перемещении по криволинейной траектории, с точки зрения законов физики, определяющих характер движения тел в таких условиях.

2. Выполняя специально подобранные упражнения, отражающий конкретный параметр, влияющий на устойчивость, выработать технику прохождения этих криволинейных участков трассы (лыжни), которые классифицированы выше.

3. Научиться комбинировать отдельно отработанные технические приемы в процессе моделирования реального варианта поворота в условиях тренировочного процесса. Снаряды и виды перемещения на них, позволяющие сформировать полезные навыки для освоения техники поворота.

Для более качественного понимания процессов, которые происходят в повороте, полезно, освоив такие снаряды как 2-х колесные борды (роллерсерф, рипстик, вевборд, снейкборд и т.п снаряды), используемые в РОЛКРОССе [6] перенести базовые технические приёмы, которые используются при управлении этими снарядами, особенно в процессе прохождения поворотов. РОЛКРОСС - новое физкультурно-спортивное движение, в котором используются 2-х колесные борды (роллерсерф, вевборд, снейкборд, рипстик и т.п. снаряды). В процессе управления этими снарядами вырабатывается контроль за характером взаимодействия пятна контакта колеса с поверхностью на уровне управления центром тяжести за этим взаимодействием, что позволяет лучше понять физику прохождения поворотов на проприоцептивном уровне (мышечном чувстве).

Можно возразить, указывая на то, что характер контакта поверхности лыж отличается от характера контакта колеса c поверхностью перемещения. Но, если рассматривать это отличие только в размере этого пятна контакта, a остальные составляющие физики этого движения аналогичны, то можно увидеть больше схожести, c учетом того, что основную задачу, которую мы решаем, прибегая к такому способу - это сама физика прохождения поворотов, а её лучше понять, если использовать 2-х колесный борд.

На рисунке 7 изображены основные составляющие траектории поворота, которые необходимо правильно выбрать, оценивая соотношение таких параметров движения как скорость и радиус кривизны траектории поворота.

Б

■е--

Рис. 7. Составляющие траектории поворота, которые необходимо учитывать для повышения

степени устойчивости при его прохождении

А - точка входа поворот;

Б - точка выхода из поворота;

А - Б - участок криволинейного движения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В "Международном журнале спортивной физиологии и результативности" [7]

предлагается рассмотреть технику поворота на лыжах, выделяя такие технические элементы, как

"место поворота лыжи" и "вращение лыжи".

Для правильного прохождения поворота, необходимо точно выбрать точку входа в

поворот. До достижения этой точки, движение осуществляется преимущественно прямолинейно.

В точке входа необходимо правильно выбрать радиус поворота, сгруппироваться и наклонить

поворотный механизм или начать переступание на лыжах, чтобы как можно точнее вписаться в

запланированный криволинейный участок поворота, без дополнительного смещения

поворотного механизма в процессе прохождения криволинейного участка. От точки входа в

поворот, после которой начинается криволинейный участок, не рекомендуется докручивать

механизм поворота, чтобы не подвергать движущуюся систему потере равновесия, важно точно

выбрать точку выхода из поворота, что позволит вовремя перейти в режим прямолинейного

перемещения и не снизить скорость. Проходя один и тот же поворот, если он осуществляется в

разных условиях, например, c другой скоростью или изменившимся качеством поверхности,

требуется вносить соответствующие изменения в технические элементы, с учетом этих

изменений.

Упражнения, которые помогут выполнить поворот в условиях спусков.

;

Рис. 8. Упражнение на равновесие

Что дают упражнения на равновесие:

- тренируют вестибулярный аппарат, с целью повышения устойчивости системы лыжник-инвентарь в условиях перемещения на лыжах;

- способствуют развитию мышц-стабилизаторов (корректирующие мышцы положения позвоночника), что уменьшает вероятность их перегрузки, вывихов суставов, растяжений из-за нестабильного покрытия;

- положительно влияют на улучшение техники передвижения на лыжах, так как, развитые мышцы стабилизаторы позволяют легче освоить элементы техники, зависящие от их функционального состояния, а также снижают энерготраты на стабилизацию тела сохраняя стабильность скоростного режима.

- повышают чувство контроля за положением тела в пространстве, увеличивая диапазон устойчивости, так как при продолжительных нагрузках нервная система дает сбой, начинаются спотыкания, пошатывания, разваливается техника и возникает риск травм.

- особенно полезны такие упражнения для юных лыжников в сенситивный период развития координационных качеств [2]

Заключение

В данной статье рассмотрены технические приемы прохождения криволинейных участков трасс, с которыми сталкиваются в лыжном спорте (лыжные гонки), таких как спуски и повороты. Приведена классификация факторов, влияющих на устойчивость лыжника при их преодолении и предложены методы формирования навыков устойчивости, используя комплексный подход, начиная с сознательного понимания её физической природы и выполнения специально подобранных упражнений на лыжах и двухколесном борде, направленных на выработку адекватных реакций при потере равновесия.

Понимание основ устойчивости конструкции лыжник-инвентарь на криволинейных участках трассы (лыжни) с точки зрения законов физики имеет практическое значение, так как в экстремальных условиях, когда устойчивость зависит от комплекса факторов и невозможно устранить все причины потери устойчивости непосредственно в критический момент их

воздействия, то их заблаговременное исключение в результате правильной оценки основных параметров движущейся системы, таких как: скорость движения, радиус кривизны спуска и поворота, a также других факторов, создающих угрозу потери равновесия, позволят снизить вероятность потери равновесия, при котором возможно падение, со всеми негативными последствиями.

Подготовительные и подводящие упражнения необходимы для овладения лыжным инвентарем, механизмом скольжения и сцепления лыж со снегом, сочетание маховых и толчковых движений руками и ногами являются подготовкой к изучению техники способов передвижения на лыжах. Их выполняют все начинающие лыжники не зависимо от возраста.

Список литературы

1. Hebert-Losier K., Holmberg H. C., Lindinger S. Stance width as a determinant of double-poling energetics in cross-country skiing. Medicine & Science in Sports & Exercise. 2014; 46(10): 20582067.

2. URL:

https://www.researchgate.net/publication/320625490_The_issue_of_balance_training_in_cross-country_skiing

3. Шишкина А.В. Лыжные гонки XXI века: специальная физическая подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков. Екатеринбург: УГТУ-УПИ. 2008: 347.

4. Кокшаров Е.В., Гареев Д.Р., Башмаков Э.Ю. Подбор и подготовка инвентаря при самостоятельных занятиях по лыжной подготовке: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России. 2021: 53.

5. Сюзев И.Ю., Ловыгина О.Н., Корюкин Д.А., Сидорово Р.В. Инновационный подход в обучении двигательным действиям в физической культуре и спорте с помощью методов обучения каллиграфии. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(1): 56-61

6. Сюзев И.Ю., Сидоров Р.В. Совершенствование системы физического воспитания через введение нового физкультурно-спортивного направления «ролкросс». В сборнике: Физическая культура и спорт в современном обществе. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 55-летию со дня основания Дальневосточной государственной академии физической культуры. Хабаровск. 2022: 275-282.

7. URL:

https://www.researchgate.net/publication/318962137_Consideration_of_Shape_and_Mechanical_Prop erties_of_Ski

8. Большая российская энциклопедия. Лыжи. 2011; 18: 176.

9. Техническая энциклопедия. Лыжи. 1932; 12: Стб. 287—299.

References

1. Hebert-Losier K., Holmberg H. C., Lindinger S. Stance width as a determinant of double-poling energetics in cross-country skiing. Medicine & Science in Sports & Exercise. 2014; 46(10): 20582067.

2. URL: https://www.researchgate.net/publication/320625490_The_issue_of_balance_training_in_cross-country_skiing

3. Shishkina A.V. Lyzhnye gonki XXI veka: special'naya fizicheskaya podgotovka kvalificirovannyh lyzhnikov - gonchikov [Ski racing of the XXI century: special physical training of qualified ski racers]. Yekaterinburg: UGTU-UPI. 2008: 347 [In Russ.].

4. Koksharov E.V., Garrev D.R., Bashmakov E.Yu. Podbor I podgotovka inventarya pri samostoyatel'nyh zanyatiyah po lyzhnoj podgotovke: uchebno-metodicheskoe posobe [Selection and preparation of equipment for self-study in ski training: an educational and methodological guide]. Yekaterinburg: Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 2021: 53 [In Russ.].

5. Igor Yu. Syuzev, Oksana N. Lovygina, Dmitriy A. Koryukin, Roman V. Sidorov. Innovative approach to motor actions teaching in physical culture and sport with the help of methods of teaching calligraphy. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(1): 56-61. DOI: 10.14526/20704798-2022-17-1-56-61 [In Russ., In Engl.]

6. Syuzev I.Yu., Sidorov R.V. Improving the physical education system through the introduction of a new physical education and sports direction "rollcross" Syuzev I.Yu., Sidorov R.V. V sbornike: Fizicheskaya kul'tura I sport v sovremennom obchestve. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfernecii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyachennoj 55-letiyu so dnya osnovaniya Dal'nevostochnojgosudarstvennoj akademii fizicheskoj kul'tury [In the collection: Physical culture and sports in modern society. Materials of the All-Russian scientific conference with international participation, dedicated to the 55th anniversary of the founding of the Far Eastern State Academy of Physical Culture]. Khabarovsk. 2022: 275-282 [In Russ.].

7. URL: https://www.researchgate.net/publication/318962137_Consideration_of_Shape_and_Mechanical_Prop erties_of_Ski

8. The Great Russian Encyclopedia. Skiing. 2011; 18: 176 [In Russ.].

9. Technical encyclopedia. Skiing. 1932; 12: 287-299 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 15.02.2024

Кокшаров Евгений Владимирович — доцент, Уральский институт ГПС МЧС России, 620062, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 22, e-mail: sheff.patriot@yandex. ru

Сюзев Игорь Юрьевич - преподаватель, Уральский государственный горный университет, 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, дом 30, e-mail: siy64@,mailru Брехова Людмила Леонидовна - доцент, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, дом 19, e-mail: ludmilaobogrelova@,mail. ru

Гареев Дмитрий Ринатович - кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет, 620000, Россия, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, дом 42, e-mail: dimagario@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.