20. Тхостов А. Ш. Субъект и тело / Психосемиотика телесности / под общ. ред. И. В. Журавлёва и Е. С. Никитиной. М.: Ком книга, 2005. С. 10-29.
21. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: избр. тр. Карен Хорни и Эриха Фромма.
М.: Юрист, 1995. С. 273-596.
22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.
23. Laing R. D. The Divided Self An Existential Study in Sanity and Madness. Harmondsworth. 1965. 211 p.
24. Logan S. / NLS .9/27/96, Issue 4878. P. 27, 2 p.
Рукопись поступила в редакцию 03.09.2011
УДК 37.015.31 ББК Ю 984.03
М. Д. Кузнецова г. Москва, Россия Формирование субъектных качеств как механизм развития способностей учащихся
В предлагаемой статье представлены результаты исследования субъектных качеств как основы эффективного развития способностей школьников в учебном процессе. Предложен подход к интерпретации понятий субъекта и субъектности, излагаются подходы к разработке частных моделей субъектности, определяющих эффективность различных видов деятельности, представлена модель субъектности, проявляющейся в развитии способностей учащихся, а также результаты её эмпирической проверки. Работа может быть интересна как в теоретическом, так и в конкретном прикладном аспекте. Результаты исследования имеют высокую актуальность для педагогических систем, ориентированных на максимально эффективное развитие учащихся, отбор и послеёующую работу с одаренными детьми.
Ключевые слова: субъект, субъектность, малопараметрическая модель субъектности, субъектные характеристики учебной деятельности, развитие способностей учащихся
M. D. Kuznetsova Moscow, Russia The Formation of Subjective Qualities as a Mechanism for the Development of Students’ Abilities
The paper presents the results of the study of subjective qualities as a basis for effective development of schoolchildren’s abilities in the learning process. The author proposes an approach to the interpretation of the concepts of a subject and subjectivity, outlines approaches to the development of particular models of subjectivity, determining the effectiveness of various activities. The paper presents the model of subjectivity, which is manifested in the development of students’ abilities, as well as the results of its empirical testing. The given work may be of interest both in theoretical and applied aspects. The results of the study are of high relevance to the educational systems aimed at maximum effective development of students, selection and further work with gifted children.
Keywords: subject, subjectivity, parametric model of subjectivity, subjective characteristics of educational activity, development of students’ abilities.
Поскольку успешность и эффективность любой деятельности определяется её носителем - субъектом деятельности, выявление качеств, лежащих в основе субъектной позиции, является важнейшей теоретической и практической задачей современной психологии. Определение данных характеристик позволит на качественно ином уровне осуществлять развитие, профессиональную подготовку, психологическое
сопровождение человека в различных жизненных ситуациях. Через развитие качеств, лежащих в основе субъектности, можно будет повысить эффективность и результативность любой реализуемой человеком деятельности, способствуя формированию у него активной, инициирующей, сознательной позиции. Подчеркнём, что это касается и профессиональной сферы, и сферы межличностных отношений, и сферы личностной
© М. Д. Кузнецова, 2011
181
самореализации и многих других, что в совокупности позволит повысить общее качество жизни современного человека.
Отметим, что разные виды деятельности требуют решения разных практических задач, поэтому и субъектность в каждом из видов деятельности будет приобретать качественное своеобразие. В зависимости от задач и условий деятельности структура субъектности будет видоизменяться: на первый план будут выходить те субъектные качества, которые являются наиболее значимыми для данной конкретной деятельности, её эффективной реализации. В случае профессиональной деятельности субъектные характеристики будут лежать в основе системы профессионально важных качеств или, как принято сегодня говорить, профессиональных компетенций. В учебной деятельности субъектные характеристики образуют учебно важные качества, необходимые для успешного освоения учебного материала и, что более важно, развития способностей и личности ребёнка, происходящего в образовательном процессе. В данной работе мы будем рассматривать именно последний из обозначенных видов деятельности и попытаемся определить, какие субъектные качества определяют эффективность развития способностей в учебном процессе. Определяя структуру субъектности, детерминирующей процесс развития способностей, во всем её качественном своеобразии, мы в то же время создаем методологическую базу и существенный теоретикоэмпирический задел для дальнейших разработок в контексте других видов деятельности, имеющих не меньшую социальную значимость.
Итак, основную цель работы, результаты которой приводятся в данной публикации, мы можем обозначить как определение качественной структуры субъектности, детерминирующей процесс развития способностей учащихся в учебном процессе.
Очевидно, что поставленная цель должна включать два базовых блока задач: теоретическое моделирование структуры субъектности, детерминирующей процесс развития способностей в учебном процессе, и экспериментальную проверку полученной теоретической модели.
Наиболее эффективным методологическим подходом к проработке структуры субъектности, включающей описание специфики внутрисистемных взаимосвязей входящих в неё компонентов, мы считаем разработку малопараметрической модели. В данном случае речь идёт о малопараметрической модели субъектности, определяющей развитие познавательных способностей учащихся
в учебном процессе. Обращение к малопараметрической модели позволяет решить как минимум три важные задачи.
Во-первых, мы выделяем в этом случае именно те качества субъекта, которые наиболее важны для данной конкретной деятельности. Иными словами, мы операционализируем исследуемое явление и определяющее его понятие, вводим систему признаков, поддающихся конкретно-научному изучению.
Для реализации данной задачи всё богатство характеристик субъекта, существующее на сегодняшний день в различных подходах, должно быть сведено к каким-то конкретным свойствам и качествам личности, поддающимся изучению и диагностике. Кроме того, при определении субъектных характеристик мы должны руководствоваться принципом необходимости и достаточности и принципом одноуровневости включаемых в модель показателей. Поскольку в качестве субъектных характеристик могут выступать черты и способности разного уровня обобщённости (метасис-темные, системные и подсистемные), можно ориентироваться на различный уровень детализации итоговой рабочей модели. Так, в работах С. Л. Рубинштейна наибольший акцент в описании субъекта деятельности сделан на такой его характеристике, как индетерминизм. Из этой интегральной (метасистемной) характеристики вытекает множество частных качеств, связанных с целеустремленностью, инициативностью, организаторскими способностями, рефлексивно-оценочными механизмами и т. д. Все перечисленные качества при более детальном рассмотрении распадаются на ряд ещё более частных случаев, представляющих собой подсистемные качества, проявляющиеся в выполнении отдельных действий или операций.
Из представленного описания видно, что мы можем рассматривать структуру субъектности как на макро-, так и на микроуровне. Но наиболее целесообразным подходом представляется выделение субъектных характеристик на промежуточном уровне - на уровне интегральных личностных черт, поддающихся при этом конкретно-практическому изучению и диагностике.
Во-вторых, разработка малопараметрической модели позволяет учесть такую фундаментальную закономерность структурно-функциональной организации психики, как системность организации всех её качеств, обусловленность деятельности не столько уровнем развития отдельных личностных качеств, сколько их синтезом в целостные структуры.
Сегодня получил широкое распространение компетентностный подход, рассматривающий в качестве единицы анализа (компетенции) совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств. Однако во всех обозначенных подходах отдельные характеристики (способности, мотивы, компетенции) рассматриваются преимущественно изолированно, выступая в качестве отдельных, независящих друг от друга показателей. Обращение к субъектности, рассматриваемой в форме малопараметрической модели, позволяет анализировать все указанные выше показатели системно, в рамках общей интегральной структуры (субъектности), свойства которой обусловлены не только уровнем развития отдельных способностей, качеств, знаний или умений, но и их синтезом в целостные системные образования.
Это означает, что при конструировании структуры субъектности, определяющей успешность познавательной деятельности, мы будем учитывать не только вклад отдельных системных показателей, но и всю специфику их взаимосвязей, взаимовлияние при интеграции в конечный результат, выступающий критериальной платформой всей системы.
В-третьих, принципиальный выбор малопараметрического моделирования обусловлен тем, что оно обладает прогностической способностью, т. е. позволяет выйти на прогноз динамики развития системы по отношению к изучаемому признаку. В нашем случае это означает, что мы сможем прогнозировать потенциальную успешность в деятельности до включения субъекта в данную деятельность, на основе имеющихся исходных предпосылок.
Разработка и применение прогностической модели позволяет определить не только зону актуального развития учащихся, которая преимущественно диагностируется на сегодняшний день, но и зону ближайшего развития.
Кроме того, мы получаем не только количественный прогноз, но и качественную картину -какие качества будут способствовать результативности предстоящей деятельности, а какие будут ей препятствовать, с учётом недостаточности уровня их развития.
Все вышесказанное определяет перспективность обращения именно к малопараметрическому моделированию при определении субъектных качеств, с последующим выходом на конкретную модель субъектности, определяющей развитие познавательных способностей учащихся в учебном процессе.
Для определения субъектных качеств, имеющих доминантное значение в учебной и познавательной деятельности школьников, нами был проведён психологический анализ обозначенных видов деятельности, раскрыты задачи деятельности и те составляющие, которые необходимы для их успешной реализации. Это позволило выделить основные показатели субъектности, определяющей эффективность учебной и познавательной деятельности и в конечном счёте выйти на модель субъектности, проявляющейся в развитии способностей учащихся. Полученная модель была положена в основу эмпирической части работы, направленной на её проверку, обоснование.
Остановимся лишь на опорных моментах работы и тех выводах, которые были сделаны в результате. Но сначала скажем о том, что мы вкладываем в понятия «субъект» и «субъектность». а также «субъектность, определяющая развитие познавательных способностей учащихся в учебном процессе».
О субъекте, его основных характеристиках в психологической науке говорят достаточно давно. Само понятие «субъект» происходит от латинского subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе (sub - под и jacio - бросаю, кладу в основание). Разработкой понятий субъекта и субъект-ности занимались многие отечественные учёные (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, В. А. Барабанщиков, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, А. А. Смирнов, Е. Б. Старовойтенко, Б. М. Теплов, В. Д. Шадри-ков и др.). Однако необходимо признать, что разные исследователи по-разному трактуют и оценивают данную категорию.
Обобщая имеющиеся взгляды, можно сказать, что, несмотря на разницу формулировок, во всех случаях субъект выступает активным, регулирующим и определяющим собственную деятельность (жизнедеятельность) началом. Данное положение можно считать отправной точкой для дальнейшей интерпретации категории субъекта в данной работе. Автор стоит на позициях субъектно-деятельностного подхода.
Анализ литературы показывает, что при достаточно частом обращении к понятию субъект-ности мало кто из авторов даёт ему чётко сформулированное определение. Анализируя контекст употребления понятия субъектности, мы можем, однако, определить его как некоторое основополагающее качество субъекта или, иными словами, то качество, которое делает человека субъектом.
Очевидно, что каждый человек характеризуется субъективностью, подразумевающей отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами или вкусами субъекта, отсутствие объективности. Если рассматривать субъективность как отличительный признак субъекта, можно согласиться с авторами, считающими, что в качестве субъекта могут выступать любые живые организмы, наделённые способностью ощущения.
Однако жизнь человека, как внутренняя, так и внешняя, проходит в многоуровневом пространстве в условиях многофакторной детерминации. Стремлениям человека как субъекта жизнедеятельности постоянно противостоят внешние условия: противодействия и препятствия со стороны предметной среды и со стороны других субъектов (навязывание их воли и желаний). Кроме того, человеку как субъекту жизнедеятельности могут противостоять внутренние условия: в ситуации борьбы мотивов, ценностно-смысловых конфликтов, недостаточного уровня развития способностей, необходимых для реализации определённой деятельности, дефицита информации и т. д. Выстраивание независимой линии поведения, подчинённой личностно значимым целям и задачам индивида в условиях множественной детерминации, и будет являться сущностным проявлением субъектности.
Таким образом, субъектность мы можем определить как качество личности, заключающееся в её направленности на достижение определенных целей и способности противостоять внешним и внутренним условиям, этому препятствующим1.
Кроме того, очевидно, что такое качество, как субъектность, должно базироваться на ключевых характеристиках субъекта или тех качествах личности, которые характеризуют её как субъекта. Таким образом, субъектность представляет собой некоторое системное мета-качество личности, в основе которого лежит ряд конкретных характеристик и способностей, обеспечивающих возможность проявления личностью своей индивидуальности, субъективности, вопреки внешним противодействиям, и характеризующих её как субъекта (деятельности, отношений, жизненного пути и т. д.).
Поэтому в качестве рабочего можно также дать такое определение понятия субъектности: субъектность - это характеристика человека. представляющая собой совокупность свойств и качеств личности, которые делают её субъектом.
1 Шадриков В. Д. Психология профессиональных способностей. М., 2010.
Соответственно уровень развития субъектности определяется уровнем развития данных качеств у конкретного человека.
Теперь обратимся к проявлению субъект-ности, определяющей развитие познавательных способностей учащихся в учебном процессе. Повторим, что учебная деятельность (в т. ч. деятельность, направленная на развитие и реализацию способностей) является лишь частным случаем любой деятельности, подразумевающим её целевую направленность. Поэтому мы можем охарактеризовать её как развитие ряда личностных качеств, обеспечивающих активность, направленную на саморазвитие и способность противостоять внешним и внутренним условиям, этому препятствующим. Поскольку субъектность является качеством личности, она формируется и развивается в течение жизни.
Вместе с тем, анализ различных подходов и имеющиеся экспериментальные данные позволяют утверждать, что мы не можем анализировать субъектность без психологического анализа деятельности, в рамках которой она проявляется. Мы можем предположить, что в структуре субъек-тности всегда будет сохраняться некоторое общее, базовое ядро, и в то же время, в зависимости от характера реализуемой задачи и условий конкретной деятельности, в общей структуре субъектнос-ти будут актуализироваться различные её составляющие. Под воздействием обозначенных факторов может изменяться и специфика взаимосвязей основных элементов в структуре субъектности. Данные закономерности будут присущи субъек-тности как любой функциональной системе, рассматриваемой в рамках системного подхода.
Кроме того, структура взаимосвязей между основными компонентами, характеризующими субъектность (субъектными качествами), и их вклад в итоговый показатель эффективности реализуемой деятельности может зависеть от возрастных и индивидуальных особенностей субъекта. Обозначенные характеристики могут варьировать и на разных этапах деятельности, при выполнении отдельных действий. Таким образом, качественное своеобразие структуры субъектности будут определять не только внешние (специфика задачи, характер деятельности, условия её реализации), но и внутренние (субъективные условия), и временные факторы. В результате в каждом индивидуальном случае она будет приобретать своё качественное своеобразие.
Таким образом, мы должны говорить о субъектности как о живой и динамически разви-
вающейся системе, являющейся конгруэнтной и идентичной самой себе в различных условиях и в различные моменты времени - т. е. базирующейся на ряде постоянных наиболее существенных признаков.
Проделанный анализ категорий и основных признаков субъекта и субъектности, а также качественной специфики и задач учебной (познавательной) деятельности, позволил нам структурировать общую теоретическую модель субъектности, проявляющейся в развитии способностей учащихся в учебном процессе.
Разработанная модель базируется на четырёх основных личностных качествах, а именно:
- мотивационной направленности личности на достижение успеха (в нашем случае, на успех в учебной и познавательной деятельности учащихся);
- общем уровне интеллектуального развития;
- рефлексивности;
- волевой регуляции поведения и субъективном, внутреннем контроле (интернальности).
Все указанные качества связаны между собой и составляют единую, качественно специфическую систему - субъектность, проявляющуюся в развитии способностей учащихся. Соответственно, в зависимости от уровня развития у конкретного учащегося качеств, входящих в представленную модель, эффективность развития способностей в учебном процессе различна. Можно представить два полярных вектора динамики развития способностей в зависимости от уровня сформированнос-ти субъектных качеств.
Низкая эффективность развития способностей, базирующаяся на низком уровне субъектности. Данный вектор предполагает низкую эффективность развития способностей ученика, связанную с низким уровнем развития субъектных качеств. Низкий уровень мотивации учебной и познавательной деятельности приводит к отсутствию личной заинтересованности в работе, способствующей развитию способностей. Ученик не ставит перед собой соответствующих целей, познавательная деятельность не является для него личностно значимой, и, следовательно, он не будет прилагать необходимые для достижения положительного результата усилия. В этом случае развитие может идти спонтанно, но существенно более низкими темпами. Низкий уровень рефлексивности и общих интеллектуальных показателей будет затруднять понимание поставленных задач и заданий, предлагаемых ученику, нахождение путей их решения, оценку и закрепление полученных результатов. Неспособность к волевой
регуляции действий будет обусловливать невозможность сфокусироваться на задаче, преодолевать препятствия на пути её достижения, нести ответственность за процесс развития собственных способностей.
Высокая эффективность развития способностей, базирующаяся на высоком уровне субъ-ектности. Данный вектор предполагает высокую эффективность развития способностей ученика, детерминированную высоким уровнем развития субъектных качеств. Исходя из системы развитых личностных качеств, характеризующих субъектную позицию, учащийся может эффективно организовывать и направлять собственные усилия на решение задач, связанных с развитием собственных способностей, и быстро получать положительные результаты. Высокий уровень познавательной мотивации будет формировать общую направленность на работу и на результат. Развитые интеллектуальные способности и высокий уровень рефлексии позволят учащемуся эффективно справляться с задачами различного уровня сложности, анализировать, обобщать и интегрировать в учебный процесс собственный опыт, дифференцировать ситуации, требующие преимущественной актуализации тех или иных интеллектуальных операций и т. д. Способность к волевой регуляции поведения и внутренний локус контроля будет способствовать принятию на себя ответственности за учебный процесс и его результаты, собственное интеллектуальное развитие и высокую эффективность деятельности в долгосрочной перспективе.
В рассматриваемой нами системе имеет место и обратный процесс - целенаправленная работа по развитию способностей учащегося должна способствовать развитию у него субъектных качеств, т. к. он сможет наблюдать и контролировать процессы собственной мыслительной деятельности и их результаты. Таким образом, рассматриваемое явление приобретает системность и целостность, замыкаясь на взаимной детерминации процессов развития или регрессии способностей и уровня субъектности учащегося.
Следующей стоящей перед нами задачей являлось эмпирическое обоснование разработанной модели субъектности. Необходимо было дать ответы на два ключевых вопроса: действительно ли субъектность, проявляющаяся в развитии способностей учащихся, определяется единой, качественно специфической системой связанных между собой личностных качеств; действительно ли высокий уровень субъектности, базирующийся на
высоком уровне развития основных личностных качеств, входящих в её структуру, тесно связан с уровнем развития познавательных способностей учащихся?
Исходя из основных задач и методологии исследования, интеллектуальные показатели выступают в рамках данной работы в двоякой роли. С одной стороны, через интеллектуальные показатели мы оцениваем уровень развития способностей, т. к. именно через них способности проявляются в учебной деятельности школьников. С другой стороны, интеллектуальные показатели входят в структуру субъектности, являясь одним из её базовых компонентов, и поэтому они анализируются в общей системе взаимосвязей выделенных субъектных качеств.
В данном случае мы можем говорить о том, что более высокий уровень интеллектуального развития, как базовый компонент субъектности, будет обеспечивать более продуктивное овладение способностями следующих уровней и интенсивное развитие уже имеющихся способностей.
Исходя из системы выделенных субъектных качеств, были отобраны методики исследования, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Методы исследования субъектных качеств
Субъектные качества Методики
Общий уровень интеллектуального развития Интеллектуальный тест Р. Кеттелла: диагностика культурно-независимого интеллекта. Прогрессивные матрицы Равенна
Рефлексивность Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова и В. В. Пономаревой
Мотивационная направленность личности на достижение успеха Личностный опросник Т. Эл-лерса (диагностика мотивационной направленности личности на достижение успеха)
Волевая регуляция поведения (интер-нальность, внутренний локус контроля) Шкала Д. Б. Роттера (определение локус-контроля)
В исследовании принимали участие учащиеся 4-х, 6-х и 10-х классов средней общеобразовательной школы № 507 г. Москвы. В общей сложности в исследовании приняли участие 138 школьников.
Анализ полученных данных проводился с использованием методов математической статистики: описательные статистики, корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). метод корреляционных плеяд, анализ значимости различий с использованием непараметрического и-критерия Манна-Уитни. При обработке эмпирических данных использовались компьютерные программы «Statisticа 6.1» и «SPSS 11.5».
В первую очередь был проведен анализ корреляционных связей между всеми выявленными субъектными качествами. В анализ была включена вся выборка испытуемых (все возрастные группы).
Матрицы интеркорреляций, полученные в результате математической обработки данных (табл. 2), позволили выявить значимые связи компонентов структуры субъектности, проявляющейся в процессе развития способностей (включая показатели уровня развития интеллекта, полученные с помощью двух различных методик).
Таблица 2
Матрица интеркорреляций основных субъектных характеристик
0, 45 - Связь, значимая на уровне р < 0,01 0,29 - Связь, значимая на уровне р < 0,05
Качества 5 н н 6 о NN (Равен) Рефлексия Мотивация Л н о о я Л = а н я я
(Кеттелл) 1,00 0,54 0,29 0,15 0,28
(Равен) 0,54 1,00 0,26 0,25 0,45
Рефлексия 0,29 0,26 1,00 0,49 0,49
Мотивация 0,15 0,25 0,49 1,00 0,59
Интернальность 0,28 0,45 0,49 0,59 1,00
Было установлено, что между всеми выделенными качествами существуют статистически значимые положительные корреляционные связи. Причем большая их часть значима на уровне р < 0,01. Данные показатели свидетельствуют о достоверной выраженности внутрисистемных отношений в структуре субъектности. Иными словами, чем лучше развито у субъекта конкретное субъектное качество, тем выше общий уровень субъектности, включая другие её показатели.
Отметим, что указанный факт, по сути, является фундаментальным, т. к. он подтверждает реальное существование такого системного качества, как субъектность. Кроме того, он свидетельствует о непосредственном влиянии субъектности, как системы личностных качеств, на успешность интеллектуальной деятельности, входящей в её общую структуру.
Для определения веса отдельных субъектных характеристик, входящих в общую структуру субъектности, было подсчитано число связей каждого из показателей с другими с учётом поправочного коэффициента. Связи, значимой на уровне р < 0,01, приписывался коэффициент 3; связи, значимой на уровне 0,01 < р < 0 ,05, - коэффициент 2; связи, значимой на уровне 0,05 < Р < 0,1 - коэффициент 1 (результаты расчётов представлены в табл. 2).
В ходе анализа были выявлены базовые субъектные характеристики, имеющие наибольший вес в структуре субъектности (наибольшее число значимых связей с другими компонентами структуры). Они играют интегрирующую роль в структуре субъектности, проявляющейся в процессе развития способностей (овладения интеллектуальными операциями). Высокий уровень развития базовых характеристик субъекта является основой для развития других компонентов структуры и установления компенсаторных функциональных связей между ними.
Таблица 3
Вес компонентов структуры субъектности
соответствии с весом субъектной характеристики; Кі - количество корреляционных связей і-го уровня значимости; £і - общий вес корреляционных связей; базовые субъектные характеристики -качества, имеющие наибольший вес в структуре субъектности.
Полученные данные позволяют выявить в качестве базовой субъектной характеристики интер-нальность или внутренний локус контроля. Данная субъектная характеристика имеет наибольший вес в структуре субъектности, проявляющейся в овладении способностями, и может служить основой для интеграции и развития остальных субъектных качеств. Важно подчеркнуть, что такое качество. как интернальность, определяет способность к волевой, сознательной и целенаправленной регуляции поведения, что и составляет сущностную основу субъектности. Противодействие внешним и внутренним условиям, препятствующим саморазвитию и самореализации, осуществляется именно волей человека. В данной связи представляется вполне закономерным, что интернальность (высокий уровень субъективного контроля) выступает в качестве структурообразующего фактора.
Для графического отображения выявленных системных связей между основными субъектными качествами и оценками общего уровня развития интеллектуальных способностей по двум выбранным методикам был применён метод корреляционных плеяд. Система взаимосвязей в общей структуре субъектности представлена на рис. 1.
Основные характеристики субъекта Уровень значимости X Рг
3 2 1
Показатели ^ (Кеттелл) 1 2 1 8 4
Показатели ^ (Равен) 2 2 10 2,5
Рефлексия 2 2 10 2,5
Мотивация 2 1 1 9 3
Интернально сть (локус контроля) 3 1 11 1
К4, К3, К2, К1 10 8 2 20
14, £3, £2, £1 30 10 2 42
Базовые субъектные характеристики Интернальность (локус контроля)
- Положительная связь, значимая на уровне р < 0,05
- Положительная связь, значимая на уровне р < 0,01 Качества, между которыми выявлены наиболее значимые связи
(Р < 0,01)
Где: Уровень значимости - уровень значимости корреляционной связи, по которому определяется «вес» данной субъектной характеристики в структуре субъектности восприятия рекламного сообщения; £ - вес субъектной характеристики в структуре; Рг - ранг, присваиваемый в
Рис. 1. Система взаимосвязей между основными субъектными качествами и показателями уровня развития интеллекта, где: ^-К - уровень развития интеллекта, измеренный с помощью теста Кеттелла; Щ-Р - уровень развития интеллекта, измеренный с помощью теста Равена; И - интернальность (внутренний локус контроля); М - мотивационная направленность личности на достижение успеха; Р - рефлексия
Представленный рисунок ещё раз иллюстрирует тот факт, что между всеми качествами и способностями личности, характеризующими её как субъекта, существуют значимые взаимосвязи. Показано, что в совокупности они составляют единую, качественно специфичную систему - субъ-ектность, которая является единым, системным свойством или качеством личности, имеющим определённую структуру, выполняющим определённые функции и в разной мере выраженным у разных людей.
Повторим, что данный факт имеет фундаментальное значение. Если ранее такое качество, как субъектность, выделялось и описывалось преимущественно на теоретическом уровне, то в данной работе оно нашло очевидное эмпирическое подтверждение. Это позволяет подойти к нему с практической стороны. Определив его основные составляющие (субъектные качества), структуру и функции, мы можем опираться на него в реальной деятельности: способствовать его развитию и, следовательно, детерминировать успешность той деятельности, в отношении которой оно будет проявляться.
Рассмотрение качественной специфики взаимосвязей отдельных качеств в структуре субъек-тности, представленной на рис. 1, позволяет выделить ряд её динамических особенностей. Наиболее тесные связи выявлены между показателями уровня мотивации к достижению успеха и интер-нальности. Также очень тесные связи выявлены между двумя указанными показателями и оценками уровня рефлексии. Таким образом, мотивация к достижению успеха, интернальность и рефлексия составляют системокомплекс взаимосвязанных характеристик, составляющих основу субъектнос-ти, проявляющейся в процессе развития способностей (овладения интеллектуальными операциями). Интеллектуальные показатели включаются в данную систему характеристик преимущественно через взаимосвязи с такими субъектными качествами, как рефлексия и интернальность.
Отдельно отметим, что между показателями развития уровня интеллекта, выявленными с использованием двух различных исследовательских методик, установлены значимые взаимосвязи, что позволяет нам дополнительно подтвердить достоверность и обоснованность полученных данных.
Вместе с тем мы можем наблюдать и некоторые различия во взаимосвязях показателей интеллекта, выявленных с помощью различных исследовательских методик, с уровнем развития остальных субъектных характеристик. Так, показа-
тель уровня интеллекта, выявленный с помощью методики «Прогрессивные матрицы» Равена, имеет более выраженные взаимосвязи с другими компонентами структуры субъектности (в частности, имеет статистически значимые взаимосвязи с уровнем рефлексии и уровнем мотивации). Оценка уровня интеллекта, полученная с помощью теста Кеттелла, с уровнем мотивации связана только на уровне общих тенденций. Таким образом, даже одно и то же качество, замеренное с помощью разных диагностических процедур и, соответственно, проявившееся в разных своих аспектах, может несколько по-разному быть представлено в структуре субъектности. Это ещё раз подчеркивает, с одной стороны, сложность и многомерность изучаемого нами явления, с другой - его пластичность, динамическую его составляющую.
В то же время и в том, и в другом случае. связи между интересующими нас качествами действительно существуют. Т. е. в реальных психических процессах изучаемые характеристики действительно выступают не изолированно, а в целостной системе, интегрирующей все внутри-личностные образования и определяющей вектор направленности субъекта во внешнем мире.
В целом, можно сказать, что в структуре субъектности выделяются два динамических базовых ядра, или подсистемы, одну из которых образуют мотивационно-волевые качества и способность к рефлексии, вторую - интеллектуальных способности. Данные подсистемы имеют тесные взаимосвязи, выраженные преимущественно во взаимодополнении осознанно-целенаправленных и рефлексивных регуляторных процессов высокими показателями уровня развития интеллекта.
Отсюда следует ещё одно крайне важное для данной работы положение. Эмпирические данные показывают, что высокий уровень субъектности, базирующийся на высоком уровне развития основных личностных качеств, входящих в её структуру, действительно неразрывно связан с уровнем развития познавательных способностей учащихся, выражающихся в данном случае в показателях уровня развития интеллекта.
Сделанные выводы имеют огромное значение для систем, направленных на развитие, обучение и воспитание новых поколений. Они позволяют сформировать качественно новый взгляд на возможные подходы к эффективной реализации образовательных и воспитательных функций, движение в которых может осуществляться не через простую передачу знаний, а через развитие
способностей и неразрывно связанных с ними субъектных качеств. И что ещё более важно, представленные материалы позволяют перейти к конкретным эффективным методикам, позволяющим это сделать.
В заключение отметим, что проделанная работа позволила нам достичь обозначенной цели -обосновать разработанную модель субъектности и адекватность включения в неё четырёх выделенных субъектных качеств.
Список литературы
1. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология: журн. Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 3-21.
2. Абульханова К. А. С. Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М.: Академический проект, 2000. С. 7-26.
3. Абульханова К. А. Субъектная парадигма в отечественной психологии // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека. Казань: ЮЛАКС, 2004.
4. Абульханова К. А. Субъектная парадигма отечественной психологии: сб. науч. трудов // Психоло-го-педагогические исследования субъекта деятельности. Казань: ЮЛАКС, 2004. С. 3-4.
5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 229 с.
6. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 335 с.
7. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Во-ловикова, В. Н. Дружинин. М.: Академический проект, 2000. С. 27-42.
8. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психологический журнал. 1991. Т. 13. № 6. С. 8-12.
9. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1992.
Т. 13. № 6. С. 3-11.
10. Брушлинский А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2. С. 18-32.
11. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972. 424 с.
12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. 288 с.
13. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии: психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
14. Леонтьев Д. А. К проблеме субъекта и субъектности в психологии // Личность и бытие: субъектный подход: материалы науч. конф., посв. 75-летию со дня рождения чл.-кор. РАН А. В. Брушлинского, 15-16 октября 2008 г. / под ред. А. Л. Журавлёва, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 69-72.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
16. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.
17. Слободчиков В. И., Исаев И. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
18. Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга; Логос, 2006. 392 с.
19. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.
Рукопись поступила в редакцию 02.10.2011