Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПОДСИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ СВЯЗИ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПОДСИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ СВЯЗИ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ СВЯЗИ / КАФЕДРА СВЯЗИ / СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Озарчук Виктор Степанович, Симоненко Иван Владимирович, Иванов Василий Геннадьевич, Микина Надежда Сергеевна, Мякотин Александр Викторович

В статье рассматривается разработанная на кафедре связи военного учебного центра методика формирования структуры подсистемы подготовки специалистов. Предложенная методика позволяет рассчитать количество преподавательского и инструкторского состава, потребности в средствах обучения, в учебно -лабораторном оборудовании. По своей сути данная методика является перспективной, рассчитанной исходя из новейших требований к образовательному процессу, позволяющей учитывать перевод системы связи на новые комплексы и средства связи и введение новых военно-учетных специальностей в войсках связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Озарчук Виктор Степанович, Симоненко Иван Владимирович, Иванов Василий Геннадьевич, Микина Надежда Сергеевна, Мякотин Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STRUCTURE OF THE SUBSYSTEM FOR TRAINING SPECIALISTS A T THE DEPARTMENT OF COMMUNICA TIONS OF THE MILITARY TRAINING CENTER OF A CIVIL UNIVERSITY

The article considers the method of forming the structure of the subsystem of training specialists developed at the Department of communications of the military training center. The proposed method allows calculating the number of teaching and instructional staff, the need for training facilities, and educational and laboratory equipment. In essence, this method is promising, calculated based on the latest requirements for the educational process, allowing for the transfer of the communication system to new complexes and means of communication and the introduction of new military accounting specialties in the communications troops.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПОДСИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ СВЯЗИ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА»

УДК 621.398

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПОДСИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ СВЯЗИ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА

ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА

В.С. Озарчук, И.В. Симоненко, В.Г. Иванов, Н.С. Микина, А.В. Мякотин, М.Н. Плут

В статье рассматривается разработанная на кафедре связи военного учебного центра методика формирования структуры подсистемы подготовки специалистов. Предложенная методика позволяет рассчитать количество преподавательского и инструкторского состава, потребности в средствах обучения, в учебно-лабораторном оборудовании. По своей сути данная методика является перспективной, рассчитанной исходя из новейших требований к образовательному процессу, позволяющей учитывать перевод системы связи на новые комплексы и средства связи и введение новых военно-учетных специальностей в войсках связи.

Ключевые слова: специалист связи, кафедра связи, структурное подразделение, преподаватель, военная подготовка.

В настоящее время идет активное переоснащение войск связи новейшими системами, комплексами и средствами связи. Осуществляется плановое внедрение телекоммуникационной аппаратуры с улучшенными функциональными характеристиками. Следовательно, требуется высококвалифицированные кадры, которые смогут грамотно и эффективно осуществлять ее эксплуатацию. Опыт последних лет показывает, что перед кафедрами Военных учебных центров гражданских вузов стоят новые задачи по подготовке специалистов для ВС РФ по новым военно-учетным специальностям, остуда возникает проблема как в сложившуюся систему подготовки специалистов связи плавно «безболезненно» в короткие сроки встроить новую структуру подсистемы. Для решения данной проблемы назрела необходимость разработки методики расчета и выработки предложения формирования структуры подсистемы подготовки специалистов на кафедре связи военного учебного центра гражданского вуза.

Под структурой подсистемы подготовки понимается структура, предназначенная для реализации процесса формирования специалистов, заданная на декомпозиционном множестве ее элементов А и совокупности связей 0 между ними [1].

Данную структуру можно задать графом:

G = G(A,0) (1)

Суть построения структуры подсистемы подготовки кафедры военного учебного центра (ВУЦ) состоит в определении состава структурных элементов и порядка их взаимодействия, которые в наибольшей степени способствуют выполнению поставленных перед учебным центром задач подготовки специалистов [2]. Формирование структуры подсистемы подготовки включает два этапа:

1) формирование вертикальной структуры;

2) формирование горизонтальной структуры.

Основой формирования вертикальной структуры является выбор элементов нижнего уровня иерархии. Один из наиболее распространенных подходов состоит в том, что за основу для формирования берется элементарный неструктурируемый первичный элемент [3]. В качестве таких основных элементов для подсистемы подготовки могут быть выбраны следующие:

1. Обучаемый.

2. Преподаватель, инструктор.

3. Экипаж (аппаратная) для обеспечения учебного процесса.

4. Комплект учебного оборудования (учебное место).

313

При формировании организационной структуры (ОС) определяется общее количество каждого типа вышеперечисленных элементов. Количество обучаемых задается директивно вышестоящими органами и является основанием для определения количественного состава элементов других типов.

Основой расчета потребности в преподавателях и инструкторах является нормативный коэффициент nii под которым понимается число обучаемых одной специальности, приходящееся на одного преподавателя или инструктора.

Фактическую численность обучаемых в учебном центре можно представить в виде вектора M.

M = (Mi.....Mi .....Mn), (2)

где i = 1, n - количество специальностей, по которым осуществляется подготовка на кафедре связи ВУЦ; М,- - фактическая численность обучаемых /-й специальности.

Нормативный коэффициент для кафедры ВУЦ можно также представить в виде вектора m

m = {m1,...,mi ,...,тп). (3)

Тогда в общем случае количество {S[) преподавателей и инструкторов для проведения занятий по /-й специальности определится выражением:

St=Ut=i-. (4)

где n - количество специальностей.

В настоящее время нормативный коэффициент для военных учебных центров не установлен. С целью выработки предложений для определения данного норматива, рассмотрим основные факторы, влияющие на его величину:

1. Одной из основных особенностей деятельности специалиста связи, как специалиста-оператора является то, что он выполняет свои функциональные обязанности в основном в составе экипажа (отделения), численность которого в современных условиях колеблется от 3-5 до 9-12 человек. Это должно учитываться при организации подготовки специалистов связи.

2. Анализ программ подготовки специалистов показывает, что 90% времени отводится на изучение тактико-специальной, специальной и технической подготовки. 70-80% этого времени занимает практическая подготовка, где специалисты занимаются либо индивидуально, либо в составе экипажа (или группы из 4-5 человек). Остальные 20-30% занятий (в зависимости от специальности) можно проводить в составе учебных подразделений (20-30 человек).

3. Ограниченные сроки подготовки специалистов связи в стенах гражданского вуза предполагает выбор наиболее рациональных способов управления процессом подготовки [4].

Количественное соотношение между преподавателями и инструкторами определяется долей участия их в занятиях, методами подготовки и, определенными программой, видами занятий. Основными методами обучения специалистов-операторов являются: объяснение, рассказ, показ, упражнение (тренировка). Они осуществляются на следующих видах занятий: групповые упражнения, практические занятия, самостоятельная подготовка. Основная роль преподавателя при проведении данных занятий -руководитель занятий, основная роль инструктора - помощник руководителя занятий

[5].

Анализ подготовки специалистов показывает, что при проведении вышеуказанных видов занятий максимальное число обучаемых на одного руководителя m0i может достигать 25-30 человек в основном при проведении классных теоретических занятий. Тогда количество преподавателей Soi определяется выражением:

Sot=(5)

Количество инструкторов будет равно

Sui ~ — S0i . (6)

314

Потребность в средствах учебно-материальной базы (УМБ) как и любая другая потребность, имеет две формы выражения: натуральную и стоимостную. Натуральная форма имеет две стороны: качественную и количественную.

Качественная сторона потребности определяется номенклатурой применяемых или планируемых к применению средств УМБ, набором специальностей и программой подготовки. Количественная сторона определяется количеством физических единиц (штук, экземпляров, комплектов) каждого наименования учебного оборудования, обеспечивающим проведение учебных занятий в военном учебном центре в полном объеме в соответствии с программой подготовки по каждой специальности [б].

Формирование качественной стороны происходит под воздействием развития техники и вооружения и требований по совершенствованию учебного процесса.

Основными факторами, влияющими на формирование профессиональных навыков обучающихся, их высокой компетенции являются следующие:

1. Использование в процессе обучения учебной, учебно-боевой и боевой техники последних разработок, обладающей повышенными эксплутационными характеристиками - надежностью, простотой обслуживания, ремонтопригодностью, повышенной наработкой на отказ.

2. Использование в учебном процессе техники и аппаратуры связи, разработанной и построенной с использованием цифровых методов и принципов.

3. Применение в учебном процессе на кафедре связи ВУЦ аппаратуры и техники связи пятого и шестого поколения, поставка которой только начинается или планируется в войска связи.

На формирование количественного состава средств УМБ будут влиять следующие основные факторы:

1. Количество обучаемых специалистов.

2. Частота применения средств с учетом динамики подготовки студентов на практических занятиях.

3. Надежность и эксплуатационные характеристики учебной техники и оборудования.

4. Особенности использования конкретного учебного средства в учебном процессе.

5. Нормы выделения ресурса учебной и учебно-боевой техники на учебные цели.

6. Сложившаяся на данный момент структура кафедры военного учебного центра.

Анализ типового состава учебно-материальной базы (УМБ) кафедры связи ВУЦ показывает, что основу его составляет учебное оборудование, под которым понимается учебная техника связи (УТС), т.е. техника, применяемая для учебных целей и технические средства обучения (ТСО), непосредственно используемые на занятиях. К УТС можно отнести комплекты учебной, учебно-боевой техники связи, тренажеры, установленные для проведения занятий на различных элементах УМБ [б].

К ТСО можно отнести проекторы, компьютеры, телевизоры, приборы и т.д. Задача расчета потребности кафедры в УТС и ТСО с математической точки зрения сводится к задаче расчета потребности в оборудовании каждого наименования, используемого в военном учебном центре в учебных целях.

УТС и ТСО делятся на стационарные и подвижные. Под стационарным понимается каждый комплект УТС и ТСО, который постоянно установлен и используется только на одном учебном объекте (элементе) стационарной или полевой УМБ.

Каждый комплект подвижных (переносных) УТС и ТСО может использоваться на различных объектах УМБ.

В основе определения потребности в учебном оборудовании лежит деление учебного процесса на расчетные учебные занятия. Расчетное учебное занятие -это одно или несколько элементарных учебных занятий, которые проводятся одновре-

менно или последовательно с перерывами с применением одного и того же типа оборудования (по номенклатуре и количеству) в течение одного периода подготовки.

Элементарное учебное занятие - это неделимая часть учебного процесса по предмету подготовки, которая проводится в течение периода однократно или многократно.

На основе анализа условий использования учебного оборудования можно сформулировать следующие методические принципы расчета потребности в нем:

1. При расчете потребности в стационарном оборудовании основной расчетной единицей является элемент УМБ.

2. При расчете потребности в ТСО расчетной единицей является учебное подразделение или кафедра в целом.

3. При расчете потребности в подвижном (переносном) оборудовании расчетной единицей является комплексная аппаратная связи (носимые средства связи).

4. Расчет ведется по каждому периоду подготовки, если они отличаются интенсивностью использования оборудования. В качестве расчетного принимается максимальное значение.

Таким образом, разработанная методика формирования организационной структуры кафедры связи военного учебного центра позволяет:

- рассчитать нормативный коэффициент потребности в преподавателях для кафедры связи и ВУЦ в целом;

- определить необходимое количество учебного оборудования для обеспечения учебного процесса;

- определить совокупность объектов управления по всем уровням организационной иерархии и сформировать структуру подсистемы подготовки кафедры военного учебного центра как технологическую основу организационной структуры ВУЦ;

- выделить и классифицировать состав управляемых объектов управления и на этой основе сформировать методический аппарат для комплексного анализа эффективности функционирования кафедры связи при подготовке специалистов;

- на базе выделенных показателей состояния сформировать состав задач управления, являющийся основой для определения совокупности элементов подсистемы управления и формирования ее структуры.

Список литературы

1. Донченко И. А. Совершенствование военной подготовки в создаваемом военном учебном центре и пути решения проблемных вопросов после слияния двух структурных подразделений университета // в сборнике: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск». Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 2019. С. 74-80.

2. Жидко Е.А., Кирьянов К.А., Ясакова В.С. Общие положения оценки качества учебного процесса // в сборнике: Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. 2016. С. 224-231.

3. Овсиевич Б.Л. Модели формирования организационных структур // Л.: Наука. 1979. 157с.

4. Китов А.Г., Коровай В.И. Порядок определения времени на подготовку обучаемых до заданного уровня обученности // 4-я межвузовская конференция «Проблемы технического обеспечения войск в современных условиях». ВАС. СПб. 2019. С. 303309.

5. Сутормин Е.А. Педагогическая культура, мастерство и творчество преподавателя высшей военной школы // Всероссийская научно-практическая конференция «Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск». Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 2019. С. 180-184.

6. Иванов В.Г., Панихидников С.А., Удальцов А.В. УТС в системе подготовки специалистов. Вестник военного образования. 2016. № 2 (2). С. 36-43.

Озарчук Виктор Степанович, начальник военного учебного центра - Военный учебный центр СПбПУ, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Военный учебный центр СПбПУ,

Симоненко Иван Владимирович, канд. пед. наук, доцент, старший преподаватель, is19 [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Военный учебный центр СПбПУ,

Иванов Василий Геннадьевич, канд. воен. наук, доцент, ivanov vgamail.ru., Россия, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного,

Микина Надежда Сергеевна, начальник станции спутниковой связи, [email protected], Россия, Москва, 2 батальон связи (пункта управления) 1 бригады управления,

Мякотин Александр Викторович, д-р техн. наук, профессор, alexsandrm\>akotinagmail.com, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного,

Плут Михаил Николаевич, канд. техн. наук, доцент, mplouta mail. ru, Россия, Санкт-Петербург, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного

FORMATION OF THE STRUCTURE OF THE SUBSYSTEM FOR TRAINING SPECIALISTS A T THE DEPARTMENT OF COMMUNICA TIONS OF THE MILITARY TRAINING CENTER

OF A CIVIL UNIVERSITY

V.S. Osadchuk, I. V. Simonenko, V.G. Ivanov, N. With. Mikina, A. V. Makhotin, M.N. Plout

The article considers the method of forming the structure of the subsystem of training specialists developed at the Department of communications of the military training center. The proposed method allows calculating the number of teaching and instructional staff, the need _ for training _ facilities, and educational and laboratory equipment. In essence, this method is promising, calculated based on the latest requirements _ for the educational process, allowing _ for the transfer of the communication system to new complexes and means of communication and the introduction of new military accounting specialties in the communications troops.

Key words: communications specialist, Department of communications, structural division, teacher, military training.

Ozarchuk Viktor Stepanovich, head of the military training center-Spbpu Military training center, ozarchuk vsaspbs/n.ru, Russia, St. Petersburg, SPBPU Military training center,

Simonenko Ivan Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, docent, senior lecturer, is1970ainbox.ru, Russia, St. Petersburg, SPBPU Military training center,

Ivanov Vasily Gennadievich, candidate of military sciences, docent, ivanov_vg@mail. ru, Russia, St. Petersburg, Military Academy of communications. Marshal Of The Soviet Union S.M. Budyonny,

Mikina Nadezhda Sergeevna, head of the satellite communications station, mik-inaN95@yandex. ru, Russia, Moscow, 2nd communications battalion (control point) of the 1st control brigade,

Myakotin Alexander Viktorovich, doctor of technical sciences, professor, alexsan-drmyakotin@,gmail. com, Russia, St. Petersburg, Military Academy of communications. Marshal Of The Soviet Union S. M. Budyonny,

Plut Mikhail Nikolaevich, candidate of technical sciences, docent, mplout@,mail. ru, Russia, St. Petersburg, Military Academy of communications. Marshal Of The Soviet Union S.M. Budyonny

УДК 004.94; 69

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ АЭРОДИНАМИКИ ЗДАНИЯ

К.А. Калинин

Анализируются результаты, получение методом компьютерного моделирования. Приводятся схемы распределения величин кинетической энергии и давления ветра на стены здания.

Ключевые слова: математическое моделирование, аэродинамические характеристики здания, кинетическая энергия, аналитический метод.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день большинство проектных работ в области строительства, архитектуры и пр. выполняются с использованием разнообразных программно-аппаратных комплексов. Применение таких комплексов обусловлено необходимостью в автоматизации проектных расчетов, снижения времени разработки проектно-технической документации, уменьшения численности кадрового состава организации. В таких программах можно выполнять широкий круг задач: исследования влияние землетрясений на сооружение; автоматизированный подсчет времени строительства, смет; анализ влияния погодных условий на здание; подсчет устойчивости отдельных элементов конструкции и пр. Большинство исследований сводится к созданию трехмерной модели исследуемого объекта с последующим его нагружением, созданием различных условий для выявления оптимальных значений того или иного параметра [1, 2, 3]. Таким образом, в работе будет рассмотрено влияние ветра на здание. Рассмотрению будет подвергнуто сооружение, высотой 45 м, стоящее в двух вариантах относительно направления к ветру. Основной интересующей информацией является кинетическая энергия турбулентности, а также создаваемое ветром со скоростью 15 м/с давление на стены зданий.

Ветер в работе является турбулентным потоком, который можно представить, в виде спектра вихрей различного размера. Пусть самые крупные вихри, с масштабом, соизмеримым с толщиной пограничного слоя имеют характерный размер и масштаб скорости. Такие вихри получают кинетическую энергию (рис. 1 и 2) [5]:

318

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.