Научная статья на тему 'Формирование стратегий устойчивого развития и обеспечения организационно-экономической безопасности промышленных предприятий'

Формирование стратегий устойчивого развития и обеспечения организационно-экономической безопасности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC SECURITY / INDUSTRIAL ENTERPRISE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / STRATEGY FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Якуб Рафикович

В статье рассматриваются вопросы обеспечения организационно-экономической безопасности промышленных предприятий в России и разработки поэтапной стратегии их устойчивого развития в долговременной перспективе. Обосновывается вывод о том, что реализация новых направлений стратегического менеджмента, дополняющих универсальную схему формирования стратегии, позволит придать характер устойчивого развития функционированию предприятий с учетом современной ситуации во внешней и внутренней рыночной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGIES AND ENSURE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC SECURITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article discusses the issues of ensuring of organizational-economic security of industrial enterprises in Russia and develop a phased strategy for sustainable development in the long term. It is concluded that the implementation of the new directions of strategic management, which complement the universal scheme of formation of strategy is to highlight the nature of sustainable development functioning of enterprises, taking into account the current situation in the external and internal market environment.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегий устойчивого развития и обеспечения организационно-экономической безопасности промышленных предприятий»

Михайлов ЯР.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения организационно-экономической безопасности промышленных предприятий в России и разработки поэтапной стратегии их устойчивого развития в долговременной перспективе. Обосновывается вывод о том, что реализация новых направлений стратегического менеджмента, дополняющих универсальную схему формирования стратегии, позволит придать характер устойчивого развития функционированию предприятий с учетом современной ситуации во внешней и внутренней рыночной среде.

Ключевые слова. Организационно-экономическая безопасность, промышленные предприятия, устойчивое развитие, формирование стратегии.

Mikhaylov Ya.R.

THE FORMATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT STRATEGIES AND ENSURE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC SECURITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Abstract The article discusses the issues of ensuring of organizational-economic security of industrial enterprises in Russia and develop a phased strategy for sustainable development in the long term. It is concluded that the implementation of the new directions of strategic management, which complement the universal scheme of formation of strategy is to highlight the nature of sustainable development functioning of enterprises, taking into account the current situation in the external and internal market environment.

Keywords. Organizational-economic security, industrial enterprise, sustainable development, strategy formation.

В настоящее время российские производители промышленной продукции функционируют в особых условиях, определяющих характер организации и управления процессами развития. Эти условия, формирующиеся на внешнем и внутреннем рынках, отличаются следующими признаками. Мировая экономика вступила в период нестабильности, колебаний и снижения цен на материально-технические ресурсы. Осуществляются масштабные попытки вывода на мировой рынок новых видов энергоносителей и исходного сырья. Особой проблемой для российских производителей промышленной продукции является развитие в условиях международных санкций и внеэкономического давления [8], что вызывает необходимость структурировать внутренний российский рынок в направлении перехода от стратегии локализации производства к стратегии формирования и взаимодействия всех технологических переделов (заготовки, обработки, сборки) за счет собственных усилий.

Представляется, что, учитывая угрозы и возможности рыночной среды, для промышленного сектора российской экономики, межотраслевых комплексов и отдельных предприятий наступает период транс-

ГРНТИ 06.52.01 О Михайлов ЯР., 2017

Якуб Рафикович Михайлов - аспирант кафедры экономики труда Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: г. Санкт-Петербург, ул. Туристская, 15/2, кв. 72 (Russia, St. Petersburg, Turistskaya Str., 15/2, 72). Тел.: 8 (931) 356-09-89. E-mail: yamikhaylov@yandex.ru.

140

Михайлов Я. Р.

формирования и совершенствования ранее освоенных стратегий выживания, стабилизации и роста на основе диверсификации и интегрирования производственно-хозяйственной деятельности [4-7].

Следует отметить, что при разработке стратегий диверсификации и интеграции на первый план выходит решение нескольких важнейших задач. Одной из задач является решение проблемы сочетания универсального характера процедуры стратегического планирования и современных теорий стратегического управления процессами диверсификации и интегрирования производственно-хозяйственной деятельности. Другая важнейшая задача - придание стратегии диверсификации и интегрирования характера устойчивого развития как основы организационно-экономической безопасности субъектов промышленного предпринимательства.

Представляется, что для решения первой задачи может быть применена теоретическая концепция стратегических зон хозяйствования И. Ансоффа [1], положения которой послужат основой для организации системы стратегического управления устойчивым развитием процессов диверсификации и интеграции производства и реализации промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках. В соответствии с известным определением, стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) «представляет собой отдельный сегмент внешней окружающей среды, на который предприятие имеет или хочет иметь выход» [2].

И. Ансофф отмечал, что в крупных компаниях можно обнаружить от 30 до 50 СЗХ [1]. Функционирование предприятия в стратегических зонах хозяйствования обусловливает необходимость совершенствования его организационной структуры, которое касается создания стратегического хозяйственного центра (СХЦ). СХЦ, являясь промежуточным звеном управления между высшим руководством и руководителями функциональных и линейных подразделений, несет ответственность за развитие стратегических зон хозяйствования предприятия [2]. СХЦ как подразделение в составе организационной структуры крупного промышленного предприятия или предпринимательских объединений промышленных предприятий должно иметь свою подструктуру. Структурная совокупность подразделений СХЦ, наделенных достаточными полномочиями для принятия самостоятельных решений, имеет возможность выбора стратегических альтернатив развития отдельных СЗХ и вариантов маневра стратегическими ресурсами в изменяющихся комбинациях СЗХ.

В процессе стратегического анализа СХЦ определяет во внешней среде зону хозяйствования, представляющую стратегический интерес для предприятия, с учетом динамики таких показателей, как рост сбыта продукции предприятия в рамках СЗХ, изменения рентабельности и нестабильности, наличие конкурентов и уровень конкуренции. Следует сделать вывод о том, что сохранность универсального характера процедур стратегического планирования в системе управления промышленных предприятий может быть достигнута путем использования «схемы стратегических альтернатив», предложенных Г. Гринли.

К стратегическим альтернативам относятся: стратегия роста, для которой СХЦ разрабатывает стратегии диверсификации за пределами отрасли и интеграции в рамках одной отрасли; стратегия стабилизации, предполагающая образование холдингов и реализацию стратегии «сбора урожая»; стратегия выживания в кризисных ситуациях и условиях спада рыночной активности, содержащая стратегию «сдвига», отказа от владения частью активов, стратегию ликвидации убыточных производств [3].

Реализация новых направлений стратегического менеджмента, дополняющих универсальную схему формирования стратегии, позволит придать характер устойчивого развития функционированию предприятий с учетом современной ситуации во внешней и внутренней рыночной среде. Процесс разработки стратегии организационно-экономической безопасности, основанной на обеспечении устойчивого развития промышленных предприятий, можно представить в виде следующих этапов:

1. Используя традиционную схему этапов разработки стратегии развития предприятия, стратегический хозяйственный центр проводит учет и анализ различных уровней конкурентоспособности технологий и номенклатуры продукции предприятия. В соответствии с целями и задачами стратегии обеспечения организационно-экономической безопасности и устойчивого развития промышленных предприятий, конкурентоспособность производимой ими продукции целесообразно подразделять на два уровня: конкурентоспособность продукции, предназначенной для экспорта, и конкурентоспособность продукции, потребляемой на внутреннем рынке. Такая классификация произведенной продукции позволяет соотносить качество отдельных видов продукции, цены, технологии, используемые для

производства, состав основного технологического оборудования на различных стадиях производства и возможности (спрос) потребителей продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Практический опыт функционирования российских производителей промышленной продукции свидетельствует о том, что требования к качеству продукции, предназначенной на экспорт, по важнейшим параметрам в большинстве случаев были более высокими, по сравнению с аналогичными требованиями к качеству продукции, потребляемой на внутреннем рынке. Разделение продукции на экспортную и продукцию для внутреннего потребления позволяет определить возможности имеющегося промышленного потенциала отечественных предприятий, в составе которого присутствует значительный удельный вес физически и морально устаревшего основного технологического оборудования. Производя продукцию сходного потребительского назначения, промышленные предприятия могут оценить свои позиции на внешнем и внутреннем рынках и определить стратегические перспективы и направления совершенствования потенциала развития.

Конкурентоспособность различных видов продукции в значительной степени определяется технологиями производства. Исходя из этого, технологии, применяемые на российских промышленных предприятиях, можно соотнести с тремя уровнями: технологии, используемые для производства экспортной продукции; технологии, применяемые для производства продукции, потребляемой на внутреннем рынке; промежуточные (смешанные) технологии, используемые для производства продукции, находящей потребителей, как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Разделение технологий по трем классификационным уровням дает возможность осуществлять стратегический анализ технологических процессов, используемых российскими предприятиями, в их динамике.

Стратегические хозяйственные центры предприятий и различных организационных форм предпринимательских промышленных объединений могут разрабатывать прогнозы и производить оценку стратегических перспектив развития технологий предприятия, определять сопоставимость технологических возможностей производственных систем, ориентированных на различные сегменты внешней среды, планировать маневры производственных мощностей с целью повышения доли промежуточных технологий, с помощью которых производится продукция, конкурентоспособная на внешнем и внутреннем рынках.

2. Стратегический анализ внешней рыночной среды, охватывающей российский рынок, в том числе рыночные взаимосвязи производства и потребления продукции обрабатывающей промышленности, проводится по следующим направлениям: во-первых, дается аналитическая оценка возможностей перехода российской промышленной политики от «локализации» к осуществлению собственными силами промышленных предприятий всех технологических переделов [9]; во-вторых, анализируется степень соответствия развития научно-технических потенциалов и финансовых возможностей потребителей промышленной продукции и самих предприятий.

3. Результаты стратегического анализа используются для выработки целей стратегий устойчивого развития и обеспечения организационно-экономической безопасности производителей промышленной продукции. СХЦ предпринимательского промышленного объединения реализует принцип формирования программ диверсификации, в соответствии с которым объем и номенклатура производимой продукции разделяются на группы продукции, имеющие высокую степень конструктивно-технологической и планово-организационной общности. Подобное разделение номенклатуры продукции позволяет применять предметную и предметно-замкнутую специализацию при организации производственных систем, обеспечивать рациональную взаимосвязь, непрерывность и ритмичность работы структурных составляющих производственных систем и комплексов, оборудование которых обладает различными функциональными возможностями.

4. СХЦ формирует альтернативные направления стратегии устойчивого развития предпринимательского объединения, предполагающей наличие вариантов маневра производственными мощностями, в зависимости от изменения условий в стратегических зонах хозяйствования внешнего и внутреннего рынков.

5. На этапе выбора базовой стратегии и стратегических альтернатив устойчивого развития СХЦ имеет целью обеспечение организационно-экономической безопасности отдельных предприятий и всего предпринимательского промышленного объединения. Организационно-экономическая безопасность достигается путем использования данных стратегического анализа уровней конкурентоспособности продукции, технологий, используемых предпринимательским промышленным объединением

142

Михайлов Я. P.

и его структурными подразделениями, информации о формировании положительной динамики изменении доли технологий, применяемых при производстве продукции одновременно для внешнего и внутреннего рынков.

Применение технологии производства продукции с высокой конструктивно-технологической и планово-организационной общностью дает возможность осуществить стратегическое планирование перераспределения потоков продукции из стратегических зон хозяйствования внешнего рынка в СЗХ внутреннего рынка с учетом изменений условий рыночной активности, обеспечивая, тем самым, устойчивое развитие и организационно-экономическую безопасность предпринимательского промышленного объединения в долговременном периоде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

2. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н.Петрова. СПб.: Питер, 2008.

3. Greenly G.E. Stratégie Management. London: Prentice Hall, 1989.

4. Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. 706 с.

5. Макаров И.Н., Назаров П.В., Сизова М.В. Формирование индикативных методов обеспечения экономической безопасности регионального развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 2 (24). С. 5-8.

6. Плотников В.А., Жигунов В.П. Институты и их влияние на экономический рост // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 5 (56). С. 170-178.

7. Сигов В.И., Николаев АЛ. Обеспечение экономической безопасности России в условиях падения мировых цен на энергоресурсы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. №2(98). С. 31-35.

8. Пролубников А.В., Плотников А.В. Направления трансформации государственной экономической и промышленной политики в условиях экономических санкций и развития процессов импортозамещения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 2 (24). С. 45-50.

9. Соловейчик КА., Аркин П.А. Методические вопросы стимулирования роста глубины передела промышленной продукции субъектами Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 25-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.