Научная статья на тему 'Формирование стратегий сотрудничества в коммуникативном стиле специалистов в сфере государственного управления'

Формирование стратегий сотрудничества в коммуникативном стиле специалистов в сфере государственного управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
271
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТИЛИ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТАХ СОЦИАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / STATE ADMINISTRATION / STYLES OF REACTION TO SOCIAL CONFLICTS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бойко Сергей Иванович, Полещук Юлия Анатольевна

В статье показана необходимость как профессиональной ориентации и формирования компетентности, так и приобретения в процессе обучения нравственных психологических качеств будущими специалистами государственного управления. Сфера взаимодействия институтов государства и гражданского общества в транспарентном информационном пространстве является потенциально конфликтной областью социального сотрудничества. Приведены результаты диагностики стиля реагирования студентов в социальных конфликтных ситуациях. По результатам опросов предлагаются некоторые пути формирования современных и адекватных стилей реагирования государственных служащих на проблемы, возникающие в социальном сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бойко Сергей Иванович, Полещук Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Partnership strategies formation in the experts’ communicative style in the sphere of state administration

The article considers the need of both: professional orientation and competence formation, on the one hand, and the acquisition in the learning process of moral psychological qualities by future state administrators.The sphere of interaction between state institutions and civil society in the transparent information space might give birth to conflict in social cooperation. The authors demonstrate the results of diagnosing students’ reaction to social conflict situations. Proceeding from to the survey’s results the authors offer certain methods of forming modern and appropriate styles of public officials’ reactions to the issues of social cooperation.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегий сотрудничества в коммуникативном стиле специалистов в сфере государственного управления»

Стратегии, технологии и модели социального сотрудничества

С.И. Бойко, Ю.А. Полещук

Формирование стратегий сотрудничества в коммуникативном стиле специалистов в сфере государственного управления

В статье показана необходимость как профессиональной ориентации и формирования компетентности, так и приобретения в процессе обучения нравственных психологических качеств будущими специалистами государственного управления. Сфера взаимодействия институтов государства и гражданского общества в транспарентном информационном пространстве является потенциально конфликтной областью социального сотрудничества. Приведены результаты диагностики стиля реагирования студентов в социальных конфликтных ситуациях. По результатам опросов предлагаются некоторые пути формирования современных и адекватных стилей реагирования государственных служащих на проблемы, возникающие в социальном сотрудничестве.

Ключевые слова: государственное управление, стили реагирования в конфликтах социального сотрудничества, профессионально важные качества.

Социальное сотрудничество для государственной политики и управления - прежде всего организованная система взаимодействия и коммуникаций во всем спектре видов (отраслей) деятельности институтов государства и структур гражданского общества. Это не только социальное партнерство в сфере трудовых отношений, где органы государственной власти выступают основным регулятором, модератором и третьим дискутантом между работодателем и наемным работником. В современных социально-политических процессах трудовые отношения - важная, но не доминирующая часть социума, и не только потому, что из-за стремительного и тотального распространения информационных технологий модернизировались взаимоотношения между собственниками и

© Бойко С.И., Полещук Ю.А., 2017

работниками, но и потому, главное, что изменилась регулирующая функция государственного и политического управления в общественных отношениях. Институты государства не могут опираться на директивные, императивные, распорядительные инструменты во взаимодействии с гражданским обществом. Необходимо концептуально обоснованное предвидение вероятных источников и причин социальных конфликтов и проектирование вероятных способов консенсусного их преодоления таким образом, чтобы политическая система не выходила за границы динамической социально-политической стабильности. Так, как это было сделано после выборов в Государственную Думу РФ VI созыва в декабре 2011 г., когда в результате локальных, но массовых проявлений недовольства граждан итогами избирательной кампании было изменено законодательство, возвращена смешанная система выборов и кардинально облегчены условия создания политических партий.

Социальные конфликты - неизбежное и естественное явление, поэтому специалистов государственного и муниципального управления, независимо от их отраслевой специализации, необходимо готовить к корректным и лояльным для граждан формам реагирования на многообразные конфликты как на имманентную составляющую процессов организации жизнедеятельности государства.

Современное состояние экономики в условиях глобализации, развитие науки и высшего образования способствуют возникновению жесткой конкуренции на рынке труда, повышают уровень требований к профессиональной подготовке специалистов, особенно специалистов, работающих в потенциально конфликтных зонах пересечения интересов граждан, коллективов и объединений граждан и органов государственного управления.

В этой связи перед системой образования стоит задача подготовить не просто грамотного исполнителя, но и личность, стремящуюся к профессиональному развитию, адекватно и своевременно реагирующую на динамично изменяющуюся систему социального партнерства и социально-экономического и политического взаимодействия.

В конкурентной обстановке демократического политического режима и многообразия форм собственности выпускнику вуза для успешного позиционирования на рынке труда необходимо, прежде всего, иметь сформированные профессионально важные качества. А для будущего государственного служащего еще и иметь возможность самоидентификации в отношении институтов государства, в которых выпускник намерен применять приобретенные теоретические знания и компетенции. Указанные личностные и профессио-

нальные качества специалиста представляют собой всю совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность процесса обучения и реальной деятельности1. В том числе характеристик, определяющих национально-патриотическую ориентацию специалистов государственного управления2.

В Республике Беларусь правила и практика подготовки национальных кадров государственного управления существенно отличаются от российских. Политические межгосударственные конфликты после 2014 г. показали стратегическую прозорливость государственных органов Беларуси, сохранивших идеологическую составляющую в национальной системе образования, в гражданском обществе, в трудовых коллективах независимо от формы собственности, в структурах государственного управления. В России не только ученые, представляющие отрасли социально-гуманитарного знания, но государственные топ-менеджеры все чаще демонстрируют озабоченность формулированием стратегических целей и обоснованием необходимости существования суверенной, конкурентоспособной и комфортной для совместного проживания многонациональной среды. А это уже конкретная задача для политической науки и системы высшего образования и подготовки кадров государственного управления.

В России только в последние годы утверждены федеральные государственные образовательные стандарты компетенций специалиста, включающие общекультурные компетенции, направленные на формирование мировоззренческой позиции, на способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития социума, на формирование гражданской позиции, на коммуникабельность и толерантное восприятие социального, этнического, конфессионального и культурного многообразия. Компетентность и нравственность для государственного служащего взаимозависимы3. Эффективное соотношение нравственности и профессионализма означает твердую приверженность национальным приоритетам, социальным и культурным традициям, законам и другим государственным актам, приверженность примату государственных интересов над личными. В современной российской политической науке все-таки уделяется некоторое внимание включению в образовательный процесс в университетах проблематики нравственных и этических норм, определяющих коммуникативное сотрудничество государственных служащих с представителями различных страт гражданского общества. Данные вопросы

исследуются, например, в работах проф. Ю.В. Ирхина4, работах М.А. Штейнман (РГГУ): «Университет - не база и не хранилище, не аналог Вавилонской библиотеки Борхеса, но подвижная информационно-образовательная структура, призванная сформировать ту систему ценностей и подходов, которая позволит современным студентам самостоятельно управлять процессом получения информации и ее использованием в дальнейшей жизни»5. Вместе с тем достаточно очевидно, что системный и научно обоснованный подход к формированию стратегий взаимодействия и стилей коммуникаций у будущих специалистов государственного управления в университетской среде пока не сложился.

В Беларуси процесс высшего образования носит отчетливо выраженный патриотически направленный характер, существует политико-психологическое сопровождение, имеющее целью воспитание нравственных, национально ориентированных и компетентных государственных служащих.

Сформированные профессионально важные качества способствуют преодолению межличностных конфликтов как в профессиональной среде, так и во взаимодействии с гражданами. Будущий специалист должен владеть практическими приемами решения задач эффективного и взаимовыгодного сотрудничества государственных институтов с организациями гражданского общества, основными методами и инструментами применения СИ- и РИ-техно-логий в различных структурах государственной власти и местного самоуправления. Также данные качества позволят достичь высоких производственных показателей, будут способствовать формированию заинтересованности специалистов в профессиональном росте по результатам их эффективной работы в органах государственного управления.

Для будущих специалистов в сфере государственного управления выделяют следующие качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: высокий уровень аналитического и понятийного мышления, склонность к исследовательской деятельности, развитая память, высокий уровень концентрации и устойчивости внимания, способность брать на себя ответственность за принятые решения, обоснованная уверенность в себе, стремление к постоянному личностному росту. Необходимо развитие ряда способностей: коммуникативных, организаторских, вербальных, ораторских, а также умение слушать, способность заниматься длительное время кропотливой работой, воспринимать большие объемы информации из разнообразных и альтернативных источников, умение анализировать и прогнозировать конкретные

ситуации в организации процессов государственного управления, регулировать свои эмоции6.

Изучение представлений о необходимых компетенциях и навыках у студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» показывает, что студенты всех курсов в качестве одного из наиболее важных качеств упоминают коммуникабельность, но при этом отмечают, что она у них не сформирована. Например, при участии одного из авторов психологический тест проводился с будущими специалистами государственного и муниципального управления (выборка - 186 студентов)7.

Коммуникативная компетентность (как психологический феномен) относится к профессионально важным качествам представителей профессий типа «человек - человек» и является одной из приоритетных составляющих профессиональной пригодности. В то же время коммуникативная компетентность входит в группу социально-личностных компетенций выпускника университета, реализуя такие ее составляющие, как «быть способным к социальному взаимодействию» и «обладать способностью к межличностным коммуникациям»8.

Современный специалист политического и государственного управления, включенный в систему разнообразных потенциально конфликтных коммуникативных связей, демонстрирует свою коммуникативную компетентность через психологическую информированность, практическую подготовленность к общению, желание общаться, оптимальное разрешение конфликтных ситуаций9.

В политической психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор» в сфере государственного управления10. Государственный служащий, защищая интересы государства, должен обладать компетенциями и личными качествами, способными разрешать конфликты в социальном сотрудничестве, прежде всего, на основе консенсуса, компромисса, взаимопонимания без нарушения правовых, законодательных норм и правил поведения граждан с учетом особенностей национального менталитета и национальных традиций государственного управления.

Для описания стратегий поведения людей в конфликтных ситуациях известный американский социолог и политический психолог К. Томас выдвигает двухмерную модель регулирования социальных конфликтов, в которой различным образом сочетаются кооперация (кооперативность), связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт (ориентация на

цели партнера), и напористость - ориентация на достижение своих собственных целей11. Исходя из сочетания этих двух характеристик, различают следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации: конкуренция (соперничество), уклонение (избегание), приспособление (уступка), сотрудничество, компромисс. В зависимости от того, какую стратегию выберет участник конфликта, во многом зависит и протекание конфликта, и его конечный результат. В каждой конкретной жизненной ситуации личность может проявлять различные стратегии.

Эмпирическое исследование стратегий (стилей) поведения в конфликтной ситуации у будущих специалистов в сфере государственного управления проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ). Всего в исследовании приняли участие 98 респондентов в возрасте от 17 до 19 лет, обучающихся по направлениям: «Государственное и муниципальное управление», «Государственная политика и управление; политический менеджмент», «Международные отношения и зарубежная регионалистика». Была применена методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной)12.

В исследуемой выборке доминирующей стратегией выступает «приспособление», которую отметили 25% опрошенных. Затем следуют стратегии «уклонение» (22%) и «сотрудничество» (21%). Равномерно выражены стратегии «компромисс» (16%) и «соперничество» (16%).

Результаты опроса показывают, что для научно-преподавательского сообщества, занятого подготовкой перспективных кадров государственного управления всех уровней и отраслей, проблемным вопросом является преодоление приспособленческих тенденций и тенденций уклонения от принятия решений при формировании стилей коммуникации в конфликтных ситуациях социального взаимодействия (скорее всего, позиций конформизма, боязни ответственности, неуверенности в собственном профессионализме, опасения неочевидных результатов проявления самостоятельности).

Стратегия «приспособление» или «уступка» характеризуется высокой степенью проявления такой личностной характеристики, как кооперативность, и слабо выраженной напористостью. Эта стратегия направлена на сглаживание разногласий и сохранение партнерских отношений ценой отказа от защищаемых интересов, что может быть потенциально вредным для интересов государственных. В отличие от «уклонения» «кооперативность» может быть и

активным стилем, когда учитываются интересы другой стороны и проявляется готовность действовать в интересах другого человека, в случае аргументированности его позиции. Преобладание данной стратегии в исследуемой выборке (25%) может объясняться высоким проявлением кооперативности, а также пониманием необходимости корпоративной этики государственной службы в рамках установленных государством норм служебного поведения и этики. Будущим государственным менеджерам необходимо уметь действовать в команде, учитывая интересы большого числа сотрудников и при этом по минимуму вызывать разногласия, способные нанести ущерб интересам общества и государства.

«Уклонение» или «избегание» (отмечено у 22% студентов) связано с проявлением низкой напористости и кооперативности. Действия человека направлены на то, чтобы выйти из конфликта не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, переводя разговор в другое русло. Здесь будут игнорироваться спорные вопросы и даже само наличие конфликта. С помощью данного стиля иногда можно ликвидировать конфликт или снизить степень его выраженности. Однако следует учесть, что нерешенный, откладываемый по времени разрешения конфликт впоследствии может проявиться в более жесткой форме.

Наиболее оптимальной при решении конфликтных ситуаций выступает стратегия «сотрудничество» (социальное сотрудничество). В данной выборке она выражена у 21% респондентов. Это самый эффективный, но самый редко используемый стиль ввиду трудности его применения. Здесь проявляется высокая напористость и не менее высокая кооперативность. В ходе откровенного обмена мнениями обе стороны находят решение, которое полностью, а не частично отвечает их интересам. Однако для такого пути необходимо достаточное количество времени. Применение стратегии «сотрудничество» в коммуникации будущих специалистов в сфере государственного управления расширит диапазон их профессиональной компетентности.

При «компромиссе», выявленном у 16% испытуемых, выявляется средняя степень выраженности напористости и кооператив-ности. При применении данной стратегии каждая из сторон готова немного уступить в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично. Здесь следует помнить, что частичная победа - это и частичный проигрыш сторон, сохраняющий известное напряжение, которое, накапливаясь, может привести к обострению отношений.

Еще одной слабо выраженной у респондентов оказалась стратегия стилей коммуникации «соперничество» или «конку-

ренция» (16%), где отмечается высокая напористость и низкая кооперативность. Человек расценивает исход конфликта однозначно - это либо победа, либо поражение. Поэтому происходит стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку. Это путь открытой и жесткой борьбы за свои права. Следует учесть, что насильно вырванная победа может навсегда разрушить доверие, человеческие отношения. Агрессор может добиться боязливого отношения, но не признания. В ситуации ограниченного количества времени, когда необходимо принять важное решение, этот стиль поведения может оказаться востребованным.

Практически независимо от отраслей специализации (направления) обучения для будущего профессионального применения в структурах государственной власти выявленные в ходе диагностики студентов стили коммуникации, стратегии поведения в социально конфликтной ситуации показывают, что их проявление может варьироваться в связи с конкретной профессиональной ситуацией во взаимодействии как с гражданами, так и между самими структурами государства, а также в зависимости от нравственных и других психологических характеристик претендента на замещение должности государственной службы. В целом отмеченные в исследуемой выборке стили коммуникативного поведения не противоречат федеральным государственным российским и национальным государственным белорусским стандартам и методикам развития профессионально ориентированной коммуникативной компетентности у студентов. Такое положение не только создает предпосылки для успешного становления специалиста, но и формирует векторы совершенствования преподавания дисциплин для обеспечения достойной кадровой преемственности в органах государственного управления. Существенным элементом формирования коммуникативного стиля реагирования в транспарентном информационном пространстве становится профессиональная компетенция обоснованного практического применения СИ- и РИ-технологий взаимодействия органов государственного и муниципального управления с институтами гражданского общества, умение участвовать в создании позитивного имиджа и репутации государственных институтов.

Представляется целесообразным введение психологического тестирования для выявления способности к коммуникациям в социальном содружестве у абитуриентов при поступлении на обучение специальностям сферы государственного управления, дополнительно к вступительным экзаменам и результатам ЕГЭ.

Профессионально грамотное и компетентное, взвешенное, психологически и политически обоснованное использование коммуникативных стилей поведения специалистами государственного управления в ситуациях социально-политических флуктуаций будет способствовать разрешению конфликтов в сфере социального сотрудничества без нарушения устойчивого функционирования органов государственной власти. Профессиональные качества и компетенции, направленные на обеспечение социально-политической стабильности всей вертикали государственного управления, независимо от отраслевых и функциональных особенностей структурных подразделений конкретного органа государственной или муниципальной власти, предопределяют готовность и пригодность будущего профессионала к деятельности в избранной сфере государственного и политического менеджмента.

Примечания

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. Бойко С.И. Политическая и патриотическая ориентация в высшей школе как условие социально-экономической модернизации // Научные труды Республиканского института высшей школы: философско-гуманитарные науки: сб. науч. ст. / Под ред. В.Ф. Беркова. Минск: РИВШ, 2013. Вып. 12. С. 16-23. Ирхин Ю.В. Ценности политической культуры и особенности проектирования этических режимов: сравнительный анализ // Публичные ценности и государственное управление / С.-Петерб. гос. ун-т. М.: Аспект Пресс, 2014. Гл. 13. С. 322-341.

Ирхин Ю.В. Формирование факультетов нравственных и политических наук в университетах России // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 4. С. 56-64.

Штейнман М.А. Трансформация социокультурной реальности и коммуникативное пространство университета // Философия коммуникации: университетское образование в социокультурной динамике информационного общества. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2015. С. 19-25.

Профессиограммы «Менеджер» и «Управленец» // Романова Е.С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2003. С. 199-202, 379-383.

Морозова О.С., Полещук Ю.А. Профессионально значимые качества специалиста в сфере государственного и муниципального управления // V Рязанские социологические чтения: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 25-26 ноября 2014 г. / Отв. ред. В.А. Горнов, Е.А. Анисина. Рязань: РИД, 2015. С. 95-99.

3

4

5

6

8 Макаров А.В. Проектирование стандартов высшего образования нового поколения по циклу социально-гуманитарных дисциплин. Минск: РИВШ, 2005.

9 Бойко С.И., Полещук Ю.А. Профессиональные компетенции и профессиональный опыт в подготовке национальных кадров государственного управления / С.И. Бойко, Ю.А. Полещук // Zasoby osobiste jako droga do sukcesu: praca zbiorowa pod redakcja naukova Elena Asmakovets, Babiarz Miroslaw Z., Koziej Slawomir. Kielce: Uniwersytet Jana Kochanowskiego w Kielcach, 2016. P. 179-183.

10 Психологический словарь / В.Н. Копорулина [и др.]; под общ. ред. Ю.Л. Нейме-ра. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. С. 195.

11 Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А.А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2001. Т. 2. С. 69-77.

12 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.