Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития продуктового кластера в регионе'

Формирование стратегии развития продуктового кластера в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПРОДУКТОВЫЙ КЛАСТЕР / МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ КЛАСТЕРА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / STRATEGY / PRODUCT CLUSTER / CLUSTER BUILDING MODEL / DEVELOPMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проняева Людмила Ивановна, Федотенкова Ольга Анатольевна, Павлова Анна Вячеславовна

В статье рассматриваются современные тенденции развития реального сектора экономики региона в аспекте кластерного подхода. Обоснована возможность формирования продуктовых кластеров в регионе, развитие которых ориентировано на повышение социально-экономической эффективности производства и повышение устойчивого развития территорий. На основе проведенного анализа сделан вывод о необходимости формирования продуктовых кластеров в Орловской области, предполагающих синтез пищевой промышленности с сельскохозяйственной отраслью в целях удовлетворения потребностей населения, обеспечения импортозамещения и стабильного положения региона. Авторами представлена модель построения регионального продуктового кластера. Обосновано, что процессы формирования продуктовых кластеров должны сопровождаться разработкой стратегии их развития, представляющей собой комплексную программу, содержащую систему показателей (индикаторов) и мероприятий, направленных на достижение цели развития кластера. Предложена примерная структура Стратегии развития продуктового кластера, включающая основные информационные блоки и целевые индикаторы, которых необходимо достичь при эффективном управлении имеющимся ресурсным капиталом в кластере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Проняева Людмила Ивановна, Федотенкова Ольга Анатольевна, Павлова Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers modern trends in the development of the real sector of the region's economy in the aspect of the cluster approach. The possibility of forming product clusters in the region is substantiated, the development of which is aimed at increasing the social and economic efficiency of production and increasing the sustainable development of the territories. On the basis of the analysis, it was concluded that there is a need to form product clusters in the Orel region, which involve the synthesis of the food industry with the agricultural sector in order to meet the needs of the population, ensure import substitution and stable position of the region. The authors present a model for constructing a regional product cluster. It is substantiated that the processes of formation of product clusters must be accompanied by the development of a strategy for their development, which is a comprehensive program containing a system of indicators and activities aimed at achieving the goal of cluster development. An approximate structure of the grocery cluster development strategy is proposed, which includes the main information blocks and target indicators that must be achieved while effectively managing the available resource capital in the cluster.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития продуктового кластера в регионе»

УДК: 332.133.6 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-3-70-83

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТОВОГО КЛАСТЕРА В РЕГИОНЕ

ПроняеваЛ.И., Федотенкова О.А., Павлова А.В.1

В статье рассматриваются современные тенденции развития реального сектора экономики региона в аспекте кластерного подхода. Обоснована возможность формирования продуктовых кластеров в регионе, развитие которых ориентировано на повышение социально-экономической эффективности производства и повышение устойчивого развития территорий. На основе проведенного анализа сделан вывод о необходимости формирования продуктовых кластеров в Орловской области, предполагающих синтез пищевой промышленности с сельскохозяйственной отраслью в целях удовлетворения потребностей населения, обеспечения импортозамещения и стабильного положения региона. Авторами представлена модель построения регионального продуктового кластера. Обосновано, что процессы формирования продуктовых кластеров должны сопровождаться разработкой стратегии их развития, представляющей собой комплексную программу, содержащую систему показателей (индикаторов) и мероприятий, направленных на достижение цели развития кластера. Предложена примерная структура Стратегии развития продуктового кластера, включающая основные информационные блоки и целевые индикаторы, которых необходимо достичь при эффективном управлении имеющимся ресурсным капиталом в кластере.

Ключевые слова: стратегия, продуктовый кластер, модель построения кластера, программа развития.

FORMATION OF THE DEVELOPMENT STRATEGY FOR THE GROCERY CLUSTER

IN THE REGION

PRONYAEVA L. I. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail:[email protected]

FEDOTENKOVA O. A. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

PAVLOVA A. V. - Applicant of the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail:[email protected]

Проняева Людмила Ивановна - доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, e-mail:[email protected]

Федотенкова Ольга Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и экономической безопасность, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, e-mail:[email protected]

Павлова Анна Вячеславовна - соискатель кафедры экономики и экономической безопасность, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Среднерусский институт управления - филиал, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, e-mail:[email protected]

The article considers modern trends in the development of the real sector of the region's economy in the aspect of the cluster approach. The possibility of forming product clusters in the region is substantiated, the development of which is aimed at increasing the social and economic efficiency of production and increasing the sustainable development of the territories. On the basis of the analysis, it was concluded that there is a need to form product clusters in the Orel region, which involve the synthesis of the food industry with the agricultural sector in order to meet the needs of the population, ensure import substitution and stable position of the region. The authors present a model for constructing a regional product cluster. It is substantiated that the processes of formation of product clusters must be accompanied by the development of a strategy for their development, which is a comprehensive program containing a system of indicators and activities aimed at achieving the goal of cluster development. An approximate structure of the grocery cluster development strategy is proposed, which includes the main information blocks and target indicators that must be achieved while effectively managing the available resource capital in the cluster.

Keywords: strategy, product cluster, cluster building model, development program.

Развитие экономики регионов в нашей стране в аспекте кластерного подхода стало реальным воплощением научного подхода по формированию нового структурного формата ее реального сектора. Среди отраслей реального сектора экономики особое место принадлежит пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечивающей население региона необходимыми продуктами питания. Продуктовые кластеры в настоящее время получают повсеместное распространение в регионах, их создание сопровождается различными формами государственной поддержки.

Продуктовые кластеры являются не только специфической формой интеграции, но и инновационной формой контроля экономического пространства, границы которого определяются территориями, подконтрольными участкам кластерного объединения1.

Процессы формирования и развития продуктовых кластеров в регионе ориентированы на повышение социально-экономической эффективности производства и повышение конкурентных преимуществ конечного кластерного продукта. Решение данной задачи позволит повысить уровень продовольственной безопасности регионов и России в целом, будет способствовать решению многих социальных проблем, повышению устойчивого развития территорий.

Продуктовые кластеры должны формироваться, исходя из региональных аспектов и особенностей экономики субъектов РФ. Основным критерием их создания должна выступать экономическая эффективность функционирования организаций внутри кластера, в частности рост рентабельности, производительности труда, эффективности использования капитала и др.

Орловская область традиционно считается аграрным регионом, природно-климатические условия которого позволяют производить разнообразные виды пищевых продуктов. Сельское хозяйство является ключевой отраслью экономики региона. В нем функционирует более 200 сельскохозяйственных организаций, в том числе крупные агрохолдинги и агрофирмы, а также почти 1200 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 108 тыс. личных подсобных хозяйств.

С сельским хозяйством тесно связан один из видов деятельности - производство пищевых продуктов. Расходы жителей Орловской области на продукты питания в структуре потребительских расходов составляют 31,6%. Поэтому производство пищевых продуктов является одним из перспективных направлений формирования кластерных структур на территории региона (табл. 1).

1 Савченко Т.В., Кравченко Н.Н. Управление агропромышленным производством на основе кластерного подхода // В сборнике: Развитие агропродовольственного комплекса: экономика, моделирование и информационное обеспечение: Сборник научных трудов. - Воронеж, 2016. - С. 43-48.

Таблица 1 - Динамика производства отдельных видов пищевых продуктов в Орловской области, тыс. тонн

Table 1 - Dynamics of production of certain types of food products in the Orel region, thousand tons

Вид продукции 2013 год 2014 год 2015 год Темп роста, %

Мясо и субпродукты пищевые убойных животных 16,8 25,0 31,8 189,29

- мясо крупного рогатого скота парное, остывшее, охлажденное 1,1 0,9 1,5 136,36

- свинина парная, остывшая, охлажденная 13,5 21,1 26,1 193,33

Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы 12,4 10,7 14,3 115,32

Полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) охлажденные, подмороженные и замороженные 6,0 6,5 11,8 196,67

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 66,0 76,7 90,3 136,82

Творог 1,3 1,6 2,2 169,23

Масло сливочное и пасты масляные, тонн 600 820 940 156,67

Сыры и продукты сырные, тонн 959 797 924 96,35

Йогурт и прочие виды молока или сливок, ферментированных или сквашенных 6,3 8,7 9,9 157,14

Мука из зерновых и зернобобовых культур 104,9 113,1 143,5 136,80

Крупа 17,5 35,0 51,1 в 2,9 раза

Крахмалы, кроме модифицированных 13,9 20,0 22,0 158,27

Комбикорма 227,5 244,8 206,0 90,55

Хлеб и хлебобулочные изделия 52,1 53,9 55,0 105,57

Сахар белый свекловичный в твердом состоянии 260,5 297,8 284,3 109,14

Несмотря на положительную динамику в производстве пищевых продуктов питания, в Орловской области имеются возможности для увеличения масштабов производства. Так, уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций обрабатывающих производств по мясу и субпродуктам составляет 68,3%, по сливочному маслу и пастам - 37,8%, по сыру и сырным продуктам - 33,9%, по плодоовощным консервам -28,4%. Высокие показатели по уровню использования среднегодовой производственной мощности показывают производители растительных масел - 89,3%, сгущенных молочных продуктов - 92,5%, сахара - 97,5%.

Многие из представленных видов продукции являются жизненно необходимыми для человека, они обеспечивают население витаминами, минералами и биологически активными соединениями. Важным является вопрос достаточности и самообеспеченности региона продуктами питания в целях решения проблемы импортозамещения. В табл. 2 представлена потребность в основных пищевых продуктах в соответствии с «Рекомендациями по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» и их фактическое потребление.

Таблица 2 - Потребность в основных пищевых продуктах для населения и их фактическое потребление в Орловской области

Table 2 - The need for basic food products for the population and their actual consumption in the Orel region

Рациональ- Потреб- Фактическое Фактическое Абсолютное

Показатели ная норма потребле-ния, кг на чел. в год ность по нормам, тыс. т потребление на душу населения, кг в год потребление, тыс. т. (млн. шт.) отклонение фактического потребления от планового

Мясо и мясопродукты 42 32,34 80 61,6 29,26

Молоко и молочные 325 250,24 211 162,74 -39,24

продукты

Яйца 260 200,19 288 221,75 87,81

Масло растительное 12 9,24 11,5 8,85 2,26

Сахар 73 56,21 40 30,8 -16,21

Фрукты 100 76,99 65 50,05 -12,00

Овощи и бахчевые 140 107,8 95 73,15 -12,8

Картофель 90 69,3 165 127,05 95,7

Хлебные продукты 96 73,92 110 84,7 36,08

На территории Орловской области по ряду продуктов наблюдается превышение фактического потребления над запланированными нормами. Например, фактическое потребление картофеля на душу населения на 83% выше, мяса - на 90,5%, чем рекомендуемые нормы. По молоку и молочным продуктам, сахару, фруктам, овощам и бахчевым культурам фактическое потребление на душу населения ниже рациональных норм.

Оценка уровеня самообеспеченности региона основными пищевыми продуктами представлена в табл. 3.

Таблица 3 - Самообеспеченность основными пищевыми продуктами в Российской Федерации и Орловской области

Table 3 - Self-sufficiency in basic food products in the Russian Federation and the Orel Region

Наименование продукции Уровень самообеспеченности Абсолютное отклонение по РФ, % Абсолютное отклонение по Орлов-ской области, %

Российская Федерация Орловская область

2013 2014 2015 2013 2014 2015

Картофель 99,4 101,0 9 105,1 149,82 125,19 157,92 5,7 8,1

Овощи 88,24 90,18 93,68 91,81 90,07 96,95 5,44 5,14

Фрукты 33 33,61 33,69 28,7 46,86 39,88 0,69 11,18

Мясо 78,5 82,84 88,75 116,5 132,85 128,72 10,25 12,22

Молоко 77,47 78,59 80,45 109,71 103,85 105,63 2,98 -4,08

Яйцо 98,01 97,61 98,18 65,91 66,21 62,4 0,17 -3,51

В Российской Федерации наблюдается положительная динамика уровня самообеспеченности по картофелю, овощам, мясу и молоку, но данного роста недостаточно для продовольственной безопасности государства.

Орловская область является самообеспеченным регионом по такой продукции, как картофель, мясо и молоко, хотя 55 % субъектов ЦФО не достигают самообеспеченности по молоку, а 61 % - по мясу. Увеличение самообеспеченности области по овощам составило 5,1 п.п., значительный рост данного показателя отмечается и для фруктов - 11,1 п.п. Важной проблемой является наращивание уровня самообеспеченности по производству фруктов, этот вопрос весьма актуален как для субъектов ЦФО, так и для страны в целом, так как отрасль не удовлетворяет потребности населения. Отрицательная динамика уровня самообеспеченности выявлена для яиц, снижение показателя составило 3,5 п.п.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости формирования продуктовых кластеров в Орловской области, предполагающих синтез пищевой промышленности с сельскохозяйственной отраслью в целях удовлетворения потребностей населения, обеспечения импортозамещения и стабильного положения региона.

Для выявления продуктовых кластеров в регионе необходимо произвести оценку отраслей сельскохозяйственного производства для определения наиболее значимых из них, имеющих при этом хорошо налаженную структуру переработки сельхозсырья и устойчивые договорные связи с торговыми сетями. Как отмечают А.Е. Романов и В.П. Арашуков, при идентификации продуктовых кластеров в регионах страны следует учитывать их специфические особенности, к которым относятся: природные, исторические и этнические факторы, производственный, инновационный и научно-технический потенциал. Экспертная оценка этих факторов позволит сделать вывод о наличии предпосылок для создания кластеров, способных занять лидирующие позиции на рынке1.

На примере зернового производства в Орловской области приведем пример оценки значимости данной сферы для экономики региона (табл. 4).

Таблица 4 - Доля производства зерна в валовом региональном продукте Орловской области

Table 4 - Share of grain production in the gross regional product of the Orel region

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 Темп роста, %

Доля сельского хозяйства в ВРП, % 27,9 26,7 26,1 29,1 33,1 5,2 п.п.

Доля продукции растениеводства в ВРП, % 17,4 17,1 17,5 19,7 23,2 5,8 п.п.

Доля зерновой отрасли в ВРП, % 4,8 7,0 6,4 7,6 7,7 2,9 п.п.

Доля зерновой отрасли в ВП сельского хозяйства региона, % 32,0 34,2 35,8 36,5 36,5 4,4 п.п.

Анализ места отрасли зернопроизводства в экономике Орловской области показал, что происходит увеличение ее влияния в региональном продукте до 7,7%, причем доля продукции отраслей растениеводства к 2015 г. выросла на 5,8 п.п. и практически на четверть обеспечивает валовой региональный продукт Орловской области. На долю сельского

1 Романов А.Е., Арашуков В.П. Агропромышленные кластеры: теория и практика: монография. - Тула: Издательство Гриф и К, 2009. - 140 с.

хозяйства приходится 1/3 в региональном продукте области. Оценивая роль зерновой отрасли в ВРП, можно сделать вывод о ее значимости в экономике области.

Для формирования стратегии развития продуктового кластера необходимо рассмотреть тенденции функционирования того сектора региональной экономики, который предположительно будет сформирован в виде кластерной структуры. Основоположник кластерной концепции М. Портер считает, что кластеры формируются в тех сферах экономики, где сосредоточены все необходимые факторы и ресурсы, которые приобретают ключевую роль в экономической сфере с решающим и устойчивым конкурентным преимуществом за счет более высокой производительности, развития инноваций и новых видов бизнеса1.

Успех создания и развития кластерных систем в определяющей степени зависит от заинтересованности и согласованности действий власти, бизнеса и общественности, а также наличия у них для этого соответствующих условий. Динамика основных производственных и финансовых показателей, характеризующих тенденции развития зерновой отрасли в сельском хозяйстве Орловской области, представлена в табл. 5 и 6.

Таблица 5 - Динамика производственных показателей развития зерновой отрасли в сельскохозяйственных организациях Орловской области

Table 5 - Dynamics of production indicators of grain industry development in agricultural organizations of the Orel region

Показатели Годы Темп роста (снижения), %

2011 2012 2013 2014 2015

Валовой сбор зерна, т 11385 15650 17819 22847 17520 153,9

Урожайность, ц/га 21,9 27,5 33,4 42,8 29,1 132,9

Объем реализации, т 8956 13873 14357 19697 16484 184,1

Затраты на внесение минеральных удобрений, млн. руб. 1006 988 1332 1433 2051 в 2,0 раза

Приходится сельхозугодий на один трактор, га 329,6 329,1 327,8 356,8 335,3 101,7

Приходится посевов зерновых культур на один зерноуборочный комбайн, га 480,6 460,5 498,5 470,7 531,1 110,5

Коэффициент обновления силовых агрегатов в зернопроизводстве по наличию физических единиц: тракторов 0,096 0,085 0,056 0,051 0,045 46,9

комбайнов 0,149 0,095 0,077 0,122 0,073 49,3

Энергообеспеченность на 100 га посевной площади зерновых культур, л.с. 255,4 255,4 258,2 280,0 274,2 107,3

1 Porter M. The economic performance of regions / M. Porter // Regional Studies. Aug.-Oct. - 2003. - Vol.37. -№6-7. - p.559. - URLMp:www.isc.hbs.edu/econ-dusters.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ динамики показателей отрасли зернопроизводства Орловской области указывает на их рост. Так, к 2015 г. увеличился валовой сбор зерновых культур почти на 54% по сравнению с 2011 г. Объем реализации зерновой продукции вырос более чем на 84%. Анализ динамики обеспеченности отрасли зернопроизводства основными средствами указывает на тенденцию роста нагрузки на 1 трактор сельскохозяйственных угодий до уровня 335 га. Зерновая отрасль Орловской области ежегодно испытывает дефицит уборочной техники, не секрет, что половина площадей, занятых под зерновыми культурами, убирается привлеченной и наемной техникой из других, более южных областей (Воронежской, Курской, Ростовской), причем нагрузка на 1 комбайн к 2015 г. выросла более чем на 10% и составила 531 га при нормативном региональном показателе, разработанном Министерством сельского хозяйства, - 4,23 комбайна на 1000 га.

Кроме того, наблюдается негативная тенденция замедления обновления силовых агрегатов в зернопроизводстве как по тракторам, так и по комбайнам почти в 2 раза. Однако это не указывает в полной мере на ухудшение материально-технического обеспечения отрасли, так как показатель энергообеспеченности имел незначительное, но все же увеличение на 7,3%, что в основном связано с ежегодным приобретением более энергонасыщенной сельскохозяйственной техники.

Продукция отрасли растениеводства во всех категориях хозяйств выросла почти в два раза к 2015 г. и составила 45 млрд. руб. Отрасль зернопроизводства сформировала затраты в расчете на 1 га посевов зерновых культур на уровне 17 тыс. руб., что почти на 80% больше данного показателя в 2011 г.

Таблица 6 - Показатели экономического развития зерновой отрасли в организациях Орловской области

Table 6 - Indicators of economic development of the grain industry in the organizations of the Orel region

Показатели Годы Темп роста (снижения), %

2011 2012 2013 2014 2015

Продукция отрасли растениеводства по хозяйствам всех категорий, млн. руб. 22862 25027 28778 35351 45111 197,3

Затраты на 1 га посевов зерновых культур, руб. 9497 12253 14115 17541 16938 178,4

Себестоимость 1 ц зерна, руб. 476 453 434 409 607 127,5

Цена реализации 1 ц зерна, руб. 555 689 592 618 860 154,8

Выручка от продажи зерновой продукции, млн. руб. 4974 9556 8498 12174 14173 в 2,8 раза

Прибыль от продаж зерновой продукции, млн. руб. 591 3044 2285 3782 5125 в 8,7 раза

Рентабельность продаж зерна, % 11,9 31,9 26,9 31,1 36,2 24,3 п.п.

Бюджетные субсидии на поддержку зерновой отрасли, млн. руб. 3,3 16,8 4,8 2,0 6,3 19,0

Прибыль без учета субсидий из бюджета, млн. руб. 588 3027 2281 3780 5125 в 8,7 раза

Рентабельность по прибыли от продаж зерновой продукции (без субсидий), % 11,8 31,7 26,9 31,1 36,2 24,4 п.п.

Стоит указать, что цена реализации 1 ц зерна увеличивалась более высокими темпами по сравнению с себестоимостью зерновых культур. Уровень рентабельности продаж зерновой продукции на 24,3 п.п. и к 2015 г. составил 36,2%. В 2015 г. наблюдался минимальный объем бюджетных субсидий на поддержку зерновой отрасли, который составил 628 тыс. руб., когда в 2012 г. объем субсидирования был на уровне 17 млн. руб. В целом это незначительно отразилось на эффективности зерновой отрасли, так как прибыль без учета бюджетных субсидий выросла также в 8,7 раза, а рентабельность - на 24,4 п.п.

На примере зернопродуктового кластера представим модель построения регионального продуктового кластера (рисунок 1).

; 4 ':

1. селекционно-гибридная работа с семенным материалом

2. внутреннее межотраслевое потребление (семена, корма, удобрения)

3. подготовка кадров

4. взаимосвязь научных организаций и кадрового обеспечения

5. поставка сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений

6. разработка федеральных и региональных программ развития льнопроизводства и их финансирование

7. финансирование, инвестирование и кредитование

8. взаимодействие с федеральными и региональными транспортно-логистическими центрами

9. пользование услугами ИКС

10. экспортные поставки зернопродуктового кластера

11. импортные поставки материальных ресурсов

12. оптимизация работы зернопродуктового кластера

Рисунок 1 - Модель построения регионального зернопродуктового кластера Figure 1 - Model for the construction of a regional grain cluster

Процесс формирования продуктового кластера в регионе предполагает определение субъектов - участников кластерного объединения, которые будут являться его ядром. Потенциальными участниками зернопродуктового кластера, которых следует отнести к его ядру, будут выступать сельскохозяйственные организации - производители зерновой продукции, организации элеваторного комплекса, предприятия пищевой промышленности (мукомольно-крупяные, хлебопекарные, спиртовые, производители макаронных изделий и др.). Во внешнем контуре объединения должны присутствовать снабженческо-сбытовые, сервисные, научно-инновационные, финансовые и другие структуры, обеспечивающие эффективное функционирование зернопродуктового кластера.

При формировании кластерных объединений особое значение приобретают межорганизационные связи, развитие которых позволяет кластеру эффективно функционировать и наращивать масштабы деятельности1.

Процессы формирования и развития продуктового кластера должны быть основаны на стратегическом планировании и прогнозировании параметров потребления пищевых продуктов в регионе и опираться на всесторонний стратегический анализ, направленный на минимизацию воздействия на отрасль негативных последствий факторов социально-экономической нестабильности2.

Анализ научных публикаций показал, что для обозначения стратегии кластера употребляются разные термины: «кластерная стратегия развития», «стратегия развития кластера», «стратегия формирования кластера». Понятие «кластерная стратегия» («кластерная стратегия развития»), как правило, употребляется для обозначения одного из разделов стратегии экономического развития на уровне региона.

Так, А. В. Фролов, Д. В. Фролов и В. М. Исаева считают, что «результативная реализация кластерной стратегии регионального развития является фактором, обеспечивающим экономический рост и повышение конкурентоспособности экономики региона ,..»3. Такая стратегия реализуется посредством создания условий для формирования и развития конкурентоспособных кластеров в регионе. В. А. Кунин и Г. А. Яшева отмечают, что выполнение масштабных программ по созданию кластеров возможно только на основе четкой кластерной стратегии региона4. В. В. Лизунов, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев также подразумевают под кластерной стратегией комплекс мероприятий по формированию и поддержке кластеров на уровне государства и в качестве примера приводят программы поддержки кластеров Германии5.

Н.Н. Рябчикова применяет термин «стратегия развития кластера» и не отождествляет его с государственной кластерной стратегией. Она соотносит ее с разработкой стратегии развития кластера, которая является элементом его внутренней кластерной политики6.

1 Проняева Л.И., Федотенкова О.А. Управление межорганизационными отношениями в кластерах и его учетно-информационное обеспечение (научная монография). - Орел: Изд-во ОФРАНХиГС, 2016. - 188 с.

2 Решетникова Е.Г. Продовольственная безопасность в условиях новых рисков: развитие методов стратегического планирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2016. - Т. 16. - № 1. - С. 23-33.

3 Фролов А.В., Фролов Д.В., Исаева В.М. Кластерная стратегия развития региона // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №8(169). - С. 144-147.

4 Кунин В.А., Яшева Г.А. Кластерная стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 2 - URL: http://www.uecs.ru/logistika/item/ 2786-2014-02-27-08-31-16 (дата обращения: 04.05.2017).

5 Лизунов В.В., Метелев С.Е., Соловьев А.А. Кластеры и кластерные стратегии: Монография. - Издание 2-е, исправл. и дополн. - Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. - 280 с.

6 Рябчикова Н.Н. Классификационные характеристики молочнопродуктового кластера Саратовской области // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 6 (50). - С. 199 - 202.

Аналогичной точки зрения придерживается Костенко О.В., который отмечает, что термин «кластерная стратегия» следует применять для обозначения сферы экономической политики региональных (или федеральных) органов власти, по отношению же к кластерам необходимо использовать категорию «стратегия развития кластера», которая ориентирует на внутреннюю среду кластерного объединения, на его стратегический менеджмент1.

Методические инструменты стратегического менеджмента присутствуют в подходах по разработке стратегии развития продуктового кластера. При формировании данной стратегии следует ориентироваться на следующие условия:

- на необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики региона;

- на комплексность возникающих социально-экономических, научно-технических и природно-экологических проблем, требующих межотраслевой и межрегиональной координации;

- на отсутствие возможностей достижения необходимых целей развития, исходя только из существующего уровня взаимосвязей между уровнями управления, хозяйствующими субъектами и т.д.;

- на необходимость скоординированного использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения особо важной цели (федеральной, региональной или муниципальной значимости).

При разработке стратегии развития продуктового кластера в регионе особое внимание следует уделять планированию.

Как считают Михайлушкин П.В. и Баранников А.А., стратегия развития кластера должна включать как задачи и мероприятия, способствующие социально-экономическому развитию территории его расположения, так и мероприятия, связанные с экономическим развитием всех участников кластерной структуры - самостоятельных хозяйствующих субъектов, способствующие совершенствованию их межотраслевых и территориальных связей2.

Стратегия развития кластера продуктового кластера является документом, содержащим комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач в сочетании с отраслевым и региональным аспектом и в тесной взаимоувязке с методами планирования.

Примерная структура Стратегии развития продуктового кластера и состав плановых индикаторов представлены в табл. 7.

В предложенном формате Стратегии нами выделено несколько основных блоков: общая информация о продуктовом кластере; система управления продуктовым кластером; стратегия эффективного управления ресурсами.

Важнейшим блоком предложенного нами формата Стратегии является блок, характеризующий стратегию эффективного управления ресурсами. Грамотное определение плановых индикаторов данного блока позволит обеспечить устойчивое развитие кластера и повысить возможности привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов.

1 Костенко О.В. Стратегия развития кластеров: формирование терминологии // Крымский научный вестник. -2016. - №3(9). - С. 102-115.

2 Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Программно-целевой подход к реализации прогнозных сценариев развития кластерных структур АПК региона // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 133-135.

Таблица 7- Примерная структура Стратегии развития продуктового кластера и состав плановых индикаторов

Table 7- Approximate structure of the product cluster development strategy and composition of the planned indicators

Разделы, подразделы Индикаторы Стратегии

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОДУКТОВОМ КЛАСТЕРЕ

1. Общие сведения 1.1. Общие сведения (информация о направленности деятельности кластера, его участниках, описание территории расположения, регионы присутствия, основные законы и положения, регламентирующие основную деятельность кластера)

1.2. Структура кластера (описание структурных элементов кластера: организации, составляющие ядро кластера; организации, входящие в инфраструктуру кластера; государственные органы, взаимодействующие с кластером)

1.3. Создание стоимости и бизнес- модель кластера (описание цепочки создания ценностей в кластере; представление его бизнес-модели (внешняя среда, перспективы развития, кластерное управление, риски, возможности)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВЫМ КЛАСТЕРОМ

2. Стратегия деятельности 2.1. Миссия и ценности кластера (стратегическая цель кластера, описание стратегических целей отдельных участников кластера, принципы, цели взаимодействия, получаемые ими преимущества от кластерного объединения)

2.2. Продукция кластера и описание ее рынка (спрос и предложение на продукцию кластера, объемы производства в регионе (стране, мире), качественные преимущества продукции, прогноз объемов производства и продаж, перспективы расширения рынка сбыта, маркетинговая и сбытовая политика в кластере)

2.3. Текущее положение и стратегия развития кластера на среднесрочную и долгосрочную перспективу (описание проблем текущего периода и механизмов их решения, стратегические задачи кластера, планы по развитию и (или) диверсификации бизнеса)

2.4. Политика кластера в области импортозамещения (статистика производства, анализ данных по отечественному и импортного производству продукции, доля продукции кластера в отечественном производстве и перспективы ее роста)

2.5. Предполагаемые к реализации проекты кластера (описание проектов, их предполагаемых результатов, сроков реализации, источников финансирования и др.)

З.Система управления 3.1. Описание организационно-управленческой структуры кластера (описание системы управления в кластере по ее уровням: оперативный (управление в организациях-участниках, тактический уровень (управляющая структура-координатор), стратегический уровень (Совет кластера (представители участников, государственных органов управления), сведения о соблюдении принципов и рекомендации кодекса кластерного управления)

3.2. Отчетность управления кластером (порядок, сроки проведения собраний о результатах развития кластера по приоритетным направлениям деятельности)

3.3. Система управления рисками в кластере (описание ключевых рисков в деятельности кластера и способы управления ими)

3.4. Система внутреннего контроля в кластере (описание системы внутреннего контроля в кластере, ее функционал, система защита активов, система управления безопасностью, результаты года и планы развития системы внутреннего контроля)

продожение таблицы 7

СТРАТЕГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ

4. Совокупный капитал кластера 4.1. Описание видов капитала (финансовый капитал, социально - репутационный капитал, производственный капитал, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, природный капитал)

5. Управление финансовым капиталом 5.1. Управление финансовой деятельностью (финансовые показатели деятельности кластера, показатели консолидированной финансовой отчетности кластера)

5.2. Инвестиционная деятельность (динамика инвестиций по группам проектов, ключевые инвестиции кластера, результаты текущего года, планы на текущий год и среднесрочную перспективу)

6. Управление производственным капиталом 6.1. Состояние технико-технологической базы кластера (описание материально-технической базы организаций-участников кластера, основные мероприятия и результаты ее развития в текущем году)

6.2. Развитие технико-технологической базы кластера (результаты производственной деятельности в текущем периоде, планы развития технико-технологической базы кластера на средне- и долгосрочную перспективу, программа ресурсосбережения в кластере)

7. Управление человеческим капиталом 7.1. Характеристика человеческого капитала (численность персонала, половозрастной состав персонала, текучесть кадров, вакансии, система оплаты труда, социальный пакет и др.)

7.2. Система управления человеческим капиталом (кадровая политика в кластере, мероприятия по обучению и развитию сотрудников, работа с молодежью, деятельность профсоюзов, мероприятия охраны труда и техники безопасности)

8. Управление интеллектуальным капиталом 8.1. Инновационная деятельность в кластере (программа инновационного развития, взаимодействие с науными учреждениями, внедрение инновационных технологий, инновационные проекты и способы их реализации)

8.2. Управление результатами интеллектуальной деятельности (описание научно-технической деятельности в кластере, способы ее развития, деятельность в сфере диверсификации производства)

9. Управление социальным капиталом 9.1. Определение заинтересованных сторон (описание стейкхолдеров кластера, взаимодействие с заинтересованными сторонами, информационная открытость кластера)

9.2. Развитие территорий расположения кластера (присутствие в регионе, экономическое воздействие на территории присутствия, финансовая помощь, полученная от органов государственной власти, инвестиции в общественную инфраструктуру и благотворительность, развитие социального предпринимательства, благотворительные проекты)

10. Управление природным капиталом 10.1. Экологическая политика (описание экологической политики и ее мероприятий (охрана земельных ресурсов и биоразнообразия, водных ресурсов, атмосферного воздуха и др.)

10.2 Затраты природоохранного назначения в кластере (затраты на охрану окружающей среды, экологические программы организаций-участников кластера)

В соответствии с этим в блоке «Стратегия эффективного управления ресурсами» при разработке индикаторов следует сосредоточить внимание на таких позициях как:

- представление информации о финансовых ресурсах кластера должно быть ориентировано на характеристику финансового состояния участников кластерной структуры, уровень их финансовой устойчивости и независимости с целью установления реального эквивалентного обмена и перетекания ресурсов из одной сферы деятельности в другую.. Информация о финансовых ресурсах продуктового кластера позволит оценить привлекательность инвестиционных вложений, перспективность направлений развития производств в кластере и возможности привлечения дополнительных ресурсов в него;

- представление информации о производственных ресурсах должно указывать на объемы необходимых оборотных средств для производства в кластере и одновременно на состояние материально-технического обеспечения, уровня технологического развития отдельных отраслевых ступеней производства кластерного продукта;

- представление информации о трудовых ресурсах кластера должно выдавать целый спектр индикаторов, свидетельствующих о состоянии его социума, материальной обеспеченности и социальной защищенности различных слоев трудовых ресурсов, как отдельных организаций, так и отраслей, участвующих в кластерном производстве;

- представление информации о научных ресурсах характеризует экономический рост продуктового кластера с наращиваем его темпов в результате применения наукоемких технологий в производстве;

- информация об экологических ресурсах кластера должна быть особо объективной и открытой как для внутреннего, так и для внешнего пользования, третьих лиц, государства и общества. Данная информации должна быть стандартизирована и регламентирована в соответствии с действующим экологическим законодательством.

Таким образом, предложенный нами формат представления стратегии развития продуктового кластера в регионе следует рассматривать как эффективный инструмент, позволяющий разработать комплексную программу, содержащую цель и задачи кластерного развития, механизмы управления кластером, конкретные целевые индикаторы, устанавливающие пороговые уровни, которых необходимо достичь при эффективном управлении имеющимся ресурсным капиталом. Стратегию также следует определять как комплекс действий (мероприятий), направленных на управление достижением сформированной цели кластерного объединения.

Библиография/References:

1. Костенко О.В. Стратегия развития кластеров: формирование терминологии // Крымский научный вестник. - 2016. - № 3 (9). - С. 102-115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кунин В.А., Яшева Г.А. Кластерная стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. -№ 2. - URL:www.uecs.ru/logistika/item/2786-2014-02-27-08-31-16 (дата обращения: 04.05.2017).

3. Лизунов В.В., Метелев С.Е., Соловьев А.А. Кластеры и кластерные стратегии. Монография. -Издание 2-е исправл. и дополн. - Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. - 280 с.

4. Михайлушкин П.В., Баранников А.А. Программно-целевой подход к реализации прогнозных сценариев развития кластерных структур АПК региона // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 133-135.

5. Проняева Л.И., Федотенкова О.А. Управление межорганизационными отношениями в кластерах и его учетно-информационное обеспечение. Научная монография. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. - 188 с.

6. Решетникова Е.Г. Продовольственная безопасность в условиях новых рисков: развитие методов стратегического планирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2016. - Т. 16. - № 1. - С. 23-33.

7. Романов А.Е., Арашуков В.П. Агропромышленные кластеры: теория и практика: Монография. - Тула: Издательство Гриф и К, 2009. - 140 с.

8. Рябчикова Н.Н. Классификационные характеристики молочнопродуктового кластера Саратовской области // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. -2014. - № 6 (50). - С. 199-202.

9. Савченко Т.В., Кравченко Н.Н. Управление агропромышленным производством на основе кластерного подхода // В сборнике: Развитие агропродовольственного комплекса: экономика, моделирование и информационное обеспечение: Сборник научных трудов. - Воронеж, 2016. -С. 43-48.

10. Фролов А.В., Фролов Д.В., Исаева В.М. Кластерная стратегия развития региона // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 8 (169). - С. 144-147.

11. Porter M. The economic performance of regions / M. Porter // Regional Studies. Aug.-Oct. -2003. - Vol.37#6-7. - p.559. - URL: http:www.isc.hbs.edu/econ-clusters.htm (дата обращения: 04.05.2017).

1. Kostenko, O.V. (2016) Strategija razvitija klasterov: formirovanie terminologii [Strategy of development for clusters: formation of terminology] // Krymskij nauchnyj vestnik [Crimean scientific bulletin] - № 3(9). - P. 102-115. (In Russ.)

2. Kunin, V.A. Jasheva, G.A. (2014) Klasternaja strategija innovacionnogo razvitija jekonomik Rossii i Belarusi [Cluster strategy of innovative development of economies of Russia and Belarus] -URL:www.uecs.ru/logistika/item/2786-2014-02-27-08-31-16 (data obrashhenija: 04.05.2017). (In Russ.)

3. Lizunov, V.V., Metelev, S.E., Solov'ev, A.A. (2012) Klastery i klasternye strategii. Monografija [Clusters and cluster strategy. Monograph]. - Izdanie 2-e ispravl. i dopoln. - Omsk: Izdatel' IP Skornjakova E.V. - 280 p. (In Russ.)

4. Mihajlushkin, P.V., Barannikov, A.A. (2012) Programmno-celevoj podhod k realizacii prognoznyh scenariev razvitija klasternyh struktur APK regiona [Program and target approach to implementation of expected scenarios of development of cluster structures of agrarian and industrial complex of the region] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. - № 10. - P. 133-135. (In Russ.)

5. Pronjaeva, L.I., Fedotenkova, O.A. (2016) Upravlenie mezhorganizacionnymi otnoshenijami v klasterah i ego uchetno-informacionnoe obespechenie. Control of the inter-organizational relations in clusters and its registration information support]. Nauchnaja monografija [. - Orel: Izd-vo OF RANHiGS.

- 188 p. (In Russ.)

6. Reshetnikova, E.G. (2016) Prodovol'stvennaja bezopasnost' v uslovijah novyh riskov: razvitie metodov strategicheskogo planirovanija [Food security in the conditions of new risks: development of methods of strategic planning] // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Jekonomika. Upravlenie. Pravo [News of the Saratov university. New series. Series: Economy. Management. Right].

- T. 16. - № 1. - P. 23-33. (In Russ.)

7. Romanov, A.E., Arashukov, V.P. (2009) Agropromyshlennye klastery: teorija i praktika: monografija [Agro-industrial clusters: theory and practice: monograph]. - Tula: Izdatel'stvo: Grif i K. -140 p. (In Russ.)

8. Rjabchikova, N.N. (2014) Klassifikacionnye harakteristiki molochnoproduktovogo klastera Saratovskoj oblasti [Classification characteristics of a molochnoproduktovy cluster of the Saratov region] // Izvestija Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [News of the Orenburg state agricultural university]. - № 6 (50). - P. 199-202. (In Russ.)

9. Savchenko, T.V., Kravchenko, N.N. (2016) Upravlenie agropromyshlennym proizvodstvom na osnove klasternogo podhoda [Management of agro-industrial production on the basis of cluster approach] // V sbornike: Razvitie agroprodovol'stvennogo kompleksa: jekonomika, modelirovanie i informacionnoe obespechenie: Sbornik nauchnyh trudov. Voronezh [In the collection: Development of an agrofood complex: economy, modeling and information support: Collection of scientific works]. -Voronezh. - P. 43-48. (In Russ.)

10. Frolov, A.V., Frolov, D.V., Isaeva, V.M. (2014) Klasternaja strategija razvitija regiona [Cluster strategy of development for the region] // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Orenburg state university]. - № 8 (169). - P. 144-147. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.