9(360) - 2014
Инновации и инвестиции
УДК 330,83; 330.88; 332.1
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ
о ,
НОВЫХ ЗНАНИИ*
М. В. ВЛАСОВ,
кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Предложены методологические подходы к отбору результатов генерации новых знаний, основанные на методах инвестиционного проектирования и учитывающие особенности стратегии инновационного развития.
Ключевые слова: генерация знаний, инновационное развитие, инвестиционное проектирование.
Современные рыночные условия требуют от бизнеса новых подходов к корпоративному управлению, планированию и контролю. Правильный выбор того или иного направления внедрения новых знаний во многом определяет эффективность достижения поставленных целей [14]. На практике частыми являются случаи, когда недостаточная оценка изначальных экономических возможностей приводит впоследствии к замораживанию значительного числа перспективных инновационно-инвестиционных программ и проектов по причине нехватки финансово-экономических ресурсов на их завершение. Избежать подобных ситуаций можно,
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 13-06-96024 р_урал_а), программы РАН № 35 «Экономика и социология науки и образования», при финансовой поддержке УрО РАН (проект № 12-П-7-1006 «Региональные институты развития науки»).
если на этапе разработки стратегий практического внедрения новых знаний исключить из числа рассматриваемых альтернатив недосягаемые проекты с позиции низкой исходной инновационной активности предприятия.
Цель авторского исследования - разработать методологические подходы к отбору инновационных проектов, основанные на распространенных методах инвестиционного проектирования и учитывающие особенности стратегии инновационного развития.
С конца 1990-х гг. в экономической науке и практике стали широко применяться два понятия -«экономика, основанная на знаниях» и «экономика, основанная на информации». Эти термины были призваны очертить новый сектор экономики. Взятые вместе, они соответствуют понятию постиндустриального общества, активно изучаемому со второй половины XX в. [1, 2].
Американские и европейские исследователи стали акцентировать внимание на роли и значении не столько информации, сколько знаний, что породило целый спектр новых определений современного общества, среди которых knowledge society, knowledgeable society и др.
Ключевую роль в такой экономике (в отличие от материальных активов и финансового капитала,
как в традиционной экономике) играют именно знания, нематериальные активы, и особенно интеллектуальный капитал.
В то же время, по мнению ряда ученых, для многих хозяйствующих субъектов характерна ситуация, когда потенциал научных организаций используется недостаточно, а продукты научных разработок не всегда выступают в качестве конкурентоспособных товаров вследствие разобщенности науки и производства из-за практически повсеместного нарушения действующих связей научных организаций и производства [5].
Процесс формирования стратегий практического внедрения новых знаний в деятельность хозяйствующих субъектов целесообразно начинать с анализа экономических возможностей организации. Выбор той или иной стратегии обусловливает формирование соответствующей патентно-лицензионной, маркетинговой, производственной, сбытовой, финансовой, инвестиционной, кадровой и других разновидностей функциональной политики в инновационной и хозяйственной сфере деятельности.
В авторском рассматриваются только формализованные знания [3, 10]. В связи с тем, что знания представляют собой основу инновационного процесса, они должны обладать определенной степенью новизны [4, 9, 11, 12].
Предварительный отбор наиболее эффективных новаций можно провести на основе оценки инновационного поведения [15]. Такой подход позволяет предприятию оценить величину перспективных резервов, появляющихся в результате освоения инноваций. Резервы как источники экономического роста и развития принято классифицировать и разграничивать по множеству признаков. К примеру, в зависимости от периода их мобилизации - на текущие и перспективные, а в зависимости от среды их возникновения - на внешние и внутренние. Текущие резервы могут быть мобилизованы в ближайшем плановом периоде и они, как правило, не требуют значительных затрат для своей реализации. Перспективные резервы, напротив, нуждаются в существенных вложениях, так как связаны в основном с расширением и реконструкцией производственных процессов. Источники внешних резервов могут быть как макроэкономического происхождения (принципиальные особенности государственной финансовой, налоговой, таможенной систем), так и микроэкономического характера (региональные денежно-кредитные, природно-климатические вза-
имоотношения с потребителями, инвестиционные и прочие условия хозяйствования).
Направления, в рамках которых ведется поиск внутренних резервов, основываются во многом на практике организации хозяйственной деятельности предприятий и исходят из анализа принципов и результатов управления издержками, финансами, закупками, ассортиментом, маркетингом, ценообразованием, сбытовой сетью, персоналом, инвестициями и инновациями. В современных условиях хозяйствования резервы экономического развития предприятий можно активизировать за счет следующих внешних и внутренних источников генерации новых знаний:
- интенсификация информационных обменов организации с внешней средой и между ее внутренними подразделениями и сотрудниками, в том числе в научно-исследовательской сфере;
- более полное знание и многомерное использование своих научных разработок;
- используемый опыт и скрытые знания персонала в научно-технической, организационно-управленческой, производственной, сбытовой, научно-исследовательской и других областях деятельности;
- пересмотр основ разделения труда, в том числе внедрение инновационных производственных технологий, новейших технических возможностей и компьютерной инфраструктуры;
- отбор эффективных инновационных проектов, выход на рынок с уникальными по своим характеристикам принципиально новыми услугами и улучшающими продуктами и др. [6] Оценка внедрения результатов генерации новых знаний на этапе формирования стратегической политики хозяйственной деятельности определяет потенциальные резервы, возникающие благодаря внедрению новых и улучшающих технологий, и отвечает на вопросы о возможном изменении внешних условий взаимодействия предприятия с конкурентами, потребителями, стратегическими партнерами, поставщиками, акционерами и кредиторами в результате коммерциализации инноваций [7, 8].
Далее инновационные идеи представляются в форме инновационных проектов и оцениваются с позиции соотношения предстоящих инвестиционных затрат и последующих экономических результатов. Оценка эффективности инновационных проектов является центральным звеном в процессе формирования стратегий инновационного развития [13].
Исходным моментом определения эффективности вложений в разработку и реализацию новых технологий может стать оценка проекта в целом или его общественной значимости [13]. В такой последовательности оценку новых знаний, как правило, применяют для анализа крупномасштабных инновационных проектов общегосударственного значения. При этом в зависимости от целей и масштабов инвестиций проводят расчет экологической, социальной, бюджетной и региональной эффективности.
Для инновационных проектов локального масштаба в основном ограничиваются анализом эффективности участия в проекте отдельных инвесторов и оценивают ожидаемые денежные потоки с позиции их коммерческой привлекательности. При этом согласно существующей практике рассчитываются и анализируются такие показатели, как чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, дисконтированный срок окупаемости. Эти показатели являются общеизвестными, и их расчет подробно описан, например, в работе [13].
Если новые знания будут удовлетворять критериям коммерческих оценок эффективности инвестиций, то далее процессы разработки и внедрения новых технологий следует проанализировать с позиции внутрихозяйственных, экономических возможностей предприятия по их реализации. При этом предстоит количественно оценить затраты и ответить на вопрос, возможна ли реализация инновационных целей силами конкретных функциональных подразделений на определенном предприятии с учетом его индивидуальных экономических особенностей развития. Для решения этих задач предлагается использовать показатели перспективности и реализуемости инноваций в конкретных экономических условиях. Завершающим этапом расчета эффективности инновационных проектов может стать проведение многомерного сравнительного анализа полученных количественных оценок в целях выбора на этой основе наиболее перспективных вариантов новых технологий или улучшающих продуктов для финансирования.
Рассмотрим этапы отбора инновационных проектов на примере проекта расширения деятельности телекоммуникационного предприятия.
На этапе предварительного отбора инноваций отобрано четыре проекта.
Первый проект - расширение деятельности по предоставлению Интернета по выделенным линиям.
Услуга по подключению к Интернету по выделенным линиям пользуется приоритетным спросом среди клиентов, поскольку обеспечивает доступ к сети с высоким качеством и минимальными временными задержками. Доступ в Интернет по выделенной линии позволяет эффективно решать такие задачи, как подключение к сети информационных хостов, соединение рабочих станций локальных сетей с Интернетом, использование серверов World Wide Web, обмен сообщениями по электронной почте и создание собственного электронного почтамта в Интернете. Постоянное подключение позволяет обеспечивать не ограниченный временем доступ для работы в Интернете всех рабочих станций корпоративной локальной сети. Вместе с постоянным подключением к сети можно заказать дополнительные услуги. Это выделение и регистрация блока IP-адресов, регистрация домена, ведение базы данных имен, электронная почта. Реализация проекта позволит увеличить количество возможных потребителей.
Второй проект - расширение деятельности по предоставлению услуг телефонии.
Телефонная связь в различных ее реализациях является технологической основой современных бизнес-коммуникаций. Качество и стоимость телефонной связи имеет весомое значение для успешной деятельности любой прогрессивной компании. Для большинства компаний, имеющих в штате более пяти сотрудников и более одного внешнего телефонного номера, встают задачи управления телефонными соединениями в офисе. Такие задачи, как переадресация вызова, заведение добавочных номеров, интеллектуальный автоответчик (автосекретарь) и многие другие, традиционно и с успехом решаются внедрением офисных мини-АТС. Реализация проекта позволит увеличить количество подключенных абонентов и увеличить прибыль.
Третий проект - расширение деятельности по предоставлению услуг Wi-Fi.
Беспроводная технология Wi-Fi пользуется устойчивым спросом у потребителей. Практически вся современная электронная аппаратура, которой пользуется современный деловой человек, уже на стадии своего производства оснащена всем необходимым для работы с Интернетом средствами Wi-Fi-доступа. Реализация проекта позволит расширить радиус действия предоставления услуг Wi-Fi, привлечь новых клиентов и повысить конкурентоспособность фирмы.
Четвертый проект - расширение предоставления услуг хостинга.
Хостинг - услуга по предоставлению вычислительных мощностей для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети. Хостингом также называется услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера с обеспечением подключения его к каналам связи с высокой пропускной способностью.
Комплексную оценку эффективности расширения деятельности с использованием новых технологий следует начать с определения затрат по инновационным проектам.
Для проведения такого расчета необходимо определить сумму инновационных издержек и сгруппировать их по соответствующим статьям расходов.
Инвестиционные затраты и основные финансовые результаты по инновационному проекту целесообразно структурировать с учетом нормативно-законодательных основ ведения хозяйственной деятельности.
Все затраты предприятий, связанные с вариантами расширения деятельности, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.
К материальным расходам относятся в основном затраты, связанные с приобретением сырья, материалов и комплектующих изделий. Сюда также входят издержки по приобретению топлива, воды, энергии и всех прочих видов затрат, необходимых на технологические цели, а также услуги производственного характера, оказываемые предприятию сторонними организациями.
Расходы на оплату труда складываются из затрат работодателя на оплату труда всех работников, задействованных в проекте.
Следующим важным элементом в структуре издержек по проекту являются суммы начисленной амортизации по опытному и производственному оборудованию, а также по нематериальным активам.
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов, как было уже отмечено, определяется суммой расходов на их приобретение (создание) и доведение до состояния, обеспечивающего пригодность к использованию. Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется суммой фактических расходов на их создание и изготовление, в том числе материальных расходов на оплату труда; расходов на услуги сторонних организаций; на уплату патентных пошлин, связанных с получением патентов, свидетельств.
При формировании издержек по инновационному проекту в состав сумм амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным объектам необходимо отнести те их размеры, которые предприятие будет осуществлять в расчетный период.
Последней статьей расходов по инновационному проекту являются прочие затраты. В эту группу расходов можно отнести суммы налогов и сборов.
Суммирование затрат по указанным четырем группам расходов позволяет рассчитать издержки предприятия по инновационному проекту, т. е. оценить себестоимость расширения видов инновационной деятельности.
Затраты проектов, сгруппированные по статьям, представлены в табл. 1.
Показателями оценки эффективности проектов являются чистый дисконтированный доход, индекс доходности, или рентабельность инвестиций, срок окупаемости затрат, внутренняя норма доходности инвестиций.
Показатель чистого дисконтированного дохода отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала организации в случае принятия рассматриваемого проекта. Данный показатель обладает свойством аддитивности, т. е. чистый дисконтированный доход различных проектов можно суммировать для определения общего эффекта. Индекс доходности показывает доход на единицу затрат. Этот критерий является предпочтительным, когда требуется упорядочить независимые проек-
Таблица 1
Затраты на проекты по расширению видов деятельности, тыс. руб.
Статья затрат Первый проект Второй проект Третий проект Четвертый проект
Материальные затраты 91,2 573,6 60,8 3 275,69
Затраты на оплату труда 476,4 216 476,4 736,8
Амортизационные отчисления 18,243 114,73 12,16 655,14
Прочие затраты 152,45 69,12 150,8 235,78
Таблица 2
Сводная оценка эффективности проектов
Показатель экономического анализа Первый проект Второй проект Третий проект Четвертый проект
Чистый дисконтированный доход, тыс. руб. -80,89 12 461,91 1 441,28 1 584,9
Индекс доходности 0,113 4,459 3,513 27,07
Внутренняя норма доходности, % Доходности нет 76,86 10,77 318,5
Срок окупаемости инвестиций, лет Не окупается 1,4 1,6 1
Предварительное рейтинговое место проектов по чистому дисконтированному доходу 4 1 3 2
ты для создания оптимального портфеля в случае ограниченности общего объема инвестиций. Критерий показывает максимальный уровень затрат, который может быть ассоциирован с данным проектом. То есть, если цена капитала, привлекаемого для финансирования проекта, больше внутренней нормы доходности, то проект следует отвергнуть. Дисконтированный срок окупаемости показывает число базовых периодов, за которые инвестиции будут возмещены за счет генерируемых проектом денежных поступлений.
На основе оценки коммерческой эффективности можно сделать вывод об экономической привлекательности анализируемых проектов (табл. 2).
В результате получены рейтинговые оценки эффективности проектов. В частности, первый проект является наименее эффективным, убыточным и не-окупаемым. Второй и четвертый из анализируемых проектов обладают наибольшей привлекательностью по показателям чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности и сроку окупаемости. Реализация данных проектов на базе рассматриваемого предприятия с учетом его ресурсных возможностей и перспектив экономического роста оказывается наиболее целесообразной. Таким образом, стратегия развития организации должна реализовываться на основе третьего проекта.
На основе расширения этих видов деятельности значительно увеличится чистая прибыль и позволит организации реализовать свои дальнейшие стратегии развития.
Таким образом, предложен методологический подход к отбору результатов генерации новых знаний для дальнейшего внедрения. Он включает следующие этапы:
- анализ экономических возможностей организации;
- генерация инновационных идей;
- предварительный отбор инноваций;
- представление инновационных идей в форме инновационных проектов;
- оценка эффективности инновационных проектов с позиций инвестиционной привлекательности;
- оценка эффективности инновационных проектов с позиции внутрихозяйственных экономических возможностей организации;
- многомерный сравнительный анализ полученных количественных оценок для выбора на этой основе наиболее перспективных вариантов инновационных проектов. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в разработке методологических подходов к отбору инновационных проектов, основанных на распространенных методах инвестиционного проектирования и учитывающих особенности стратегии инновационного развития. Практическая значимость полученных результатов заключается в увеличении прозрачности применения результатов генерации новых знаний в деятельности хозяйствующих субъектов, необходимой для принятия управленческих решений по развитию инновационной деятельности.
Список литературы
1. Власов М. В. Оценка эффективности производства нового знания // Журнал экономической теории. 2005. № 3. С. 142-146.
2. Власов М. В. Стратегия производства новых знаний // Общественные науки и современность. 2007. № 3. С. 18-22.
3. Власов М. В., Попов Е. В. Оптимизация процессов управления новыми знаниями // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 4. С. 1-8.
4. Власов М.В., Попов Е. В. Оценка производства нового знания // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 29.
5. Гончаренко Л. П., Арутюнов Ю. А. Инновационная политика. М.: КноРус, 2011. 350с.
6. Коробейников И. О. Резервы развития предприятий. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2000. 22 с.
7. Крылов Э. И. Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 2003. 419 с.
8. Макарова И. А. Механизм оптимизации инновационной политики на предприятии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3.
9. Попов Е. В., ВласовМ. В. Мобильность молодых ученых // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 3. С. 43-51.
10. Попов Е. В., Власов М. В. Моделирование генерации новых технологических знаний // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 4. С.15-19.
11. Попов Е. В., Власов М. В. Систематизация мини-экономических институтов производства новых знаний // Экономическая наука современной России.2008.№ 2. С. 46-54.
12. Попов Е. В., Власов М. В. Экономические институты инвенций // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 18. С. 2-12.
13. Попов В. М., Ляпунов С. И. Анализ финансовых решений в бизнесе. М.: КноРус, 2007. 240 с.
14. Солдатов А. А, Танчук Р. С. Стратегическое управление и инновационное развитие предприятий и фирм // Управление экономическими системами. 2013. № 3. С. 2-3.
15. Трифилова А. А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. 73 с.
Innovation and investment
FORMATION OF A DEVELOPMENT STRATEGY OF AN ORGANIZATION ON THE NEW-KNOWLEDGE BASIS
Maksim V. VLASOV
Abstract
The article considers some methodological approaches to selection of the results of a new-knowledge generation. These approaches are based on the widespread methods of investment design and they consider the peculiar features of innovative development strategy.
Keywords: knowledge generation, innovative development, investment design
References
1. Vlasov M. V. Otsenka effektivnosti proizvod-stva novogo znaniia [Evaluation of the efficiency of a new knowledge production]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii - Journal of economic theory, 2005, no. 3, pp.142-146.
2. Vlasov M. V. Strategiia proizvodstva novykh znanii [Strategy of a new knowledge production]. Ob-shchestvennye nauki i sovremennost'- Social sciences and the present, 2007, no. 3, pp. 18-22.
3. Vlasov M. V., Popov E. V. Optimizatsiia prot-sessov upravleniia novymi znaniiami [Optimization of processes of a new knowledge management]. Menedzh-
ment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and abroad, 2007, no. 4, pp. 1-8.
4. Vlasov M. V., Popov E. V. Otsenka proizvodstva novogo znaniia [Evaluation of a new knowledge production]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom -Management in Russia and abroad, 2006, no. 2, p. 29.
5. Goncharenko L. P., Arutiunov Iu. A. Innovat-sionnaiapolitika [Innovative policy]. Moscow, KnoRus Publ., 2011, 350 p.
6. Korobeinikov I. O. Rezervy razvitiia predpriiatii [Reserves for enterprises development]. N. Novgorod, Lobachevski St. Univ. of Nizhnii Novgorod Publ., 2000, 22 p.
7. Krylov E. I. Vlasova V. M., Zhuravkova I. V.
Analiz effektivnosti investitsionnoi i innovatsionnoi deiatel 'nosti predpriiatii [Efficiency analysis of the investment-and-innovation activities of enterprises]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003, 419 p.
8. Makarova I. A. Mekhanizm optimizatsii in-novatsionnoi politiki na predpriiatii [A mechanism of optimization of innovative policy at an enterprise]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniia - The current problems of science and education, 2012, no. 3.
9. Popov E. V., Vlasov M. V. Mobil'nost' molo-dykh uchenykh [Mobility of young scientists]. Ekonom-icheskii analiz: teoriia ipraktika - Economic analysis: theory and practice, 2012, no. 3, pp. 43-51.
10. Popov E. V., Vlasov M. V. Modelirovanie gen-eratsii novykh tekhnologicheskikh znanii [Modeling of generation of new technological knowledge]. Ekonom-icheskii analiz: teoriia ipraktika - Economic analysis: theory and practice, 2009, no. 4, pp. 15-19.
11. Popov E. V., Vlasov M. V. Sistematizatsiia miniekonomicheskikh institutov proizvodstva novykh znanii [Systematization of mini-economic institutes of a new knowledge production]. Ekonomicheskaia nauka sovremennoi Rossii - Economic science of modern Russia, 2008, no. 2, pp. 46-54.
12. Popov E.V., Vlasov M. V. Ekonomicheskie instituty inventsii [Economic institutes of inventions]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 18, pp. 2-12.
13. Popov V. M., Liapunov S. I. Analizfinansovykh
reshenii v biznese [The analysis of financial decisions in business]. Moscow, KnoRus Publ., 2007, 240 p.
14. Soldatov A. A, Tanchuk R. S. Strategicheskoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie predpriiatii i firm [Strategic management and innovative development of enterprises and firms]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami - Management of economic systems, 2013, no. 3, pp. 2-3.
15. Trifilova A. A. Upravlenie innovatsionnym razvitiem predpriiatiia [Management of innovative development of an enterprise]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003, 73 p.
Maksim V. VLASOV
PhD of Economics, Associate Professor, Senior Scientific Worker, Institute of Economics, Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russian Federation [email protected]