Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития компании на основе конкурентоспособности'

Формирование стратегии развития компании на основе конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1790
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / УРОВНИ СТРАТЕГИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭТАПЫ / МЕТОДЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАТРИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / STRATEGY / LEVELS OF STRATEGY / STRATEGIC PLANNING / STAGES / METHODS / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / ORGANIZATIONAL STRUCTURE FOR MANAGING COMPANY COMPETITIVENESS / MATRIX ORGANIZATIONAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутко Галина Павловна, Матюшевская Светлана Васильевна

Рассмотрены универсальные характеристики управления конкурентоспособностью организации посредством управление отдельными конкурентными преимуществами и факторами конкурентоспособности. В процессе анализа использованы стратегические, тактические, оперативные планы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the Strategy for Company Development on the Basis of Competitiveness

The paper considers universal characteristics of controlling organization competitiveness through managing specific competitive advantages and factors of competitiveness. The article analyzes management using strategic, tactical and operative plans.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития компании на основе конкурентоспособности»

Доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра «Технологии инновационного развития»

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефоны: (343) 371-28-01 е-таН: gpbutko@mail.ru

БУТКО Галина Павловна

МАТЮШЕВСКАЯ Светлана Васильевна

Аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита

Уральский финансово-юридический институт

620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 1 Контактный телефон: (902) 259-12-57 е-таН: cascad@tku66.ru

Формирование стратегии развития компании на основе конкурентоспособности

Ключевые слова: стратегия; уровни стратегии; стратегическое планирование; этапы; методы; конкурентоспособность предприятия; структура управления конкурентоспособностью предприятия; матричная организационная структура.

Рассмотрены универсальные характеристики управления конкурентоспособностью организации посредством управление отдельными конкурентными преимуществами и факторами конкурентоспособности. В процессе анализа использованы стратегические, тактические, оперативные планы деятельности.

Конкурентоспособность предприятия в современном мире - залог его успеха, прибыльности и процветания. Усиливающийся фактор конкуренции предполагает постоянную борьбу субъектов экономики за улучшение своих экономических позиций. В связи с этим перед производителями товаров и услуг встают задачи планирования и управления уровнем конкурентоспособности предприятия. Однако ни в теории, ни в практике экономики не выработаны единые механизмы управления конкурентоспособностью.

Управление конкурентоспособностью организации рассматривается в контексте управления конкурентоспособностью товара вследствие их сильной взаимосвязи. Сущность управления конкурентоспособностью организации реализуется через управление ее отдельными конкурентными преимуществами и факторами конкурентоспособности, управление на основе использования стратегических, тактических, оперативных планов деятельности.

Методы управления конкурентоспособностью предприятия реализуются через | анализ эффективности использования факторов, составляющих модель оценки его конкурентоспособности, и на основе формирования стратегии повышения конкурентоспособности. Такой подход к управлению позволяет подробно рассмотреть отдельные факторы, влияющие на конкурентоспособность, но не дает целостной картины конкурентного потенциала организации [1]. о

Управление на основе составления стратегических, тактических и оперативных планов заключается в анализе деятельности предприятия, определении конкурентной

3 (53) 2014

позиции или уровня конкурентоспособности по выбранной методике и составлении соответствующих планов повышения конкурентоспособности. Как правило, подобный подход бывает более ориентирован на продукт, чем на предприятие в целом.

Управление на основе экономико-математического моделирования можно назвать «экстраполяционным». Исследователи пытаются определить уровень показателя, входящего в модель оценки конкурентоспособности, в будущем и влиять на него из «настоящего момента». Такой подход к управлению не совсем оправдан, поскольку математические методы не точно описывают поведение социотехнических систем в открытых условиях. Кроме того, применение современных математических методов затруднено вследствие использования сложных математических аппаратов.

Систему управления конкурентоспособностью, так же как и систему управления предприятием в целом, можно определить как сложную. Причем сложность систем управления конкурентоспособностью предприятий постоянно растет, что связано с непрерывным внутренним развитием организации, постоянным изменением механизма управления конкурентоспособностью предприятия, внутренних и внешних условий его функционирования, а это влечет за собой изменение связей между элементами системы и самой системы в целом.

С учетом механизмов формирования системы управления предприятием, предложенных различными исследователями, формирование системы управления конкурентоспособностью предприятия предполагает выделение подсистем: управляющей, управляемой и обеспечивающей.

Управляющая подсистема включает определение целей, функций, методов и структуры управления конкурентоспособностью предприятия. При этом цели управления подразделяются по временному признаку (стратегические, тактические, оперативные), по функциональному признаку и в соответствии с уровнем приоритетности. Определение функций управляющей подсистемы представляет собой выбор совокупности процессов планирования, организации, мотивации, взаимодействия, учета и контроля, необходимых в процессе управления [2].

Методы управляющей подсистемы включают в себя взаимосвязанную совокупность существующих методов управления, направленных на достижение конкурентоспособности предприятия.

Обеспечивающая подсистема, состоящая из информационной, ресурсной, методологической, правовой и экологической компонент, необходима для обеспечения функционирования внутренней микросреды.

Управляемая функциональная подсистема, которая состоит из элементов «маркетинг», «финансы», «внутренние процессы», «развитие», представляет собой совокупность объектов воздействия управляющей подсистемы с использованием обеспечивающей подсистемы и оказывает наибольшее влияние на обеспечение конкурентоспособности предприятия. Подсистема внутренней микросреды является отражением взаимодействия управляющей, обеспечивающей и управляемой подсистем. Ее конкурентоспособность достигается сбалансированными и целенаправленными действиями приведенных подсистем.

В настоящее время возрастает роль стратегических подходов к управлению, которые становятся императивом для всех хозяйствующих субъектов. Поэтому важнейшее место в деятельности любой фирмы занимает выработка стратегического плана действий: по повышению конкурентоспособности на всех уровнях народного хозяйства, по развитию фирмы в условиях нестабильной внешней среды.

Практика показывает, что только разовая операция может обойтись без учета риска. Когда же речь идет о бизнесе, рассчитанном на перспективу, учет различных рисков необходим. В конечном счете перспективные решения принимает собственник, и только он определяет, какую степень риска считать допустимой.

При наличии финансовых возможностей фирма может сочетать реализацию проектов с различной степенью риска. Такую стратегию можно назвать взвешенной, она включает консервативные направления деятельности, гарантирующие устойчивость фирмы, и агрессивные направления, рассчитанные на получение значительной прибыли, сопряженные с риском, но не представляющие опасности для существования фирмы в случае неудачи. При этом агрессивность стратегии еще не означает опрометчивость: ни при каких вариантах стратегии нельзя допускать реализацию необоснованных программ. Агрессивная стратегия имеет высокую степень риска, который связан с возможным изменением ситуации по сравнению с исходной.

Таким образом, речь не о противопоставлении, а о сочетании различных направлений деятельности в рамках единой стратегии с целью приспособления к рынку («соответствовать» и «реагировать»), воздействия на него («инициировать» и «влиять»). Такое приспособление означает более полный учет сложившихся потребностей покупателей, постоянное и своевременное реагирование на требования рынка, включая разработку и осуществление мер стратегического характера по созданию любых новинок, формированию новых потребностей, по влиянию на рынок [3]. Конечно, речь идет не об отдельном предприятии малого бизнеса, а о крупных и средних фирмах, которые обладают потенциальными возможностями серьезно воздействовать на рынок, на покупателей, на конкурентов, на общее направление развития той или иной отрасли или вида деятельности. В результате стратегический бизнес-план деятельности фирмы содержит мероприятия, направленные как на формирование спроса, особенно на вновь осваиваемую продукцию, так и на приспособление к изменениям сложившегося спроса.

Единой или общепринятой классификации видов предпринимательской стратегии не существует. Изучив ряд источников, считаем возможным выделить пять основных уровней стратегии.

1. Корпоративная стратегия - стратегия повышения конкурентоспособности фирмы как единой коммерческой организации. Корпоративная стратегия должна содержать определение наиболее важных целей развития фирмы:

• на какие рынки или сегменты рынков ориентироваться;

• на какие продукты (услуги) делать ставку и расширять их производство, какие новые виды продуктов, услуг осваивать и продвигать на рынок;

• на каких потребителей или группы потребителей (покупателей, клиентов) делать ставку в перспективе.

2. Деловая стратегия - стратегия развития каждого вида деятельности, если речь идет о диверсифицированной фирме.

3. Функциональная стратегия - стратегия развития функциональных направлений деятельности (маркетинг, производство, сбыт, финансы, персонал).

4. Операционная стратегия - стратегия развития подразделений фирмы: отделов, филиалов, представительств.

5. Личностная (персонифицированная) стратегия - фундамент стратегической пирамиды.

На наш взгляд, выбор стратегии фирмы зависит в первую очередь от ее внутренних возможностей, ее кадрового и технологического потенциала. Первая предпосылка выработки реальной стратегии - максимально объективный учет потенциальных возможностей фирмы и требований рынка. При объективной оценке своих возможностей влияния на рынок и требований рынка, к которым приходится приспосабливаться, стратегия развития фирмы складывается в результате взаимодействия рыночных ограничений и требований, с одной стороны, и внутренних факторов или возможностей фирмы - с другой. Обеспечить стабильное бескризисное развитие предприятия в современных условиях способна только та стратегия, которая гарантирует низкие издержки.

Структуры управляющей подсистемы определяют организационную структуру и структуру управления предприятием. Структура управления конкурентоспособностью предприятия может быть сетевой, линейно-штабной, проектной, матричной, дивизиональной, функциональной либо представлять их оптимальное сочетание.

В качестве примера нами была проанализирована матричная организационная структура крупного производственного предприятия, ориентированного на долгосрочный массовый выпуск серийной продукции [4]. В результате анализа был сделан вывод, что действующая организационная структура не отражает задачи быстрой разработки и производства новой продукции, в совокупности с системой стандартов она не обеспечивает уровень организации бизнес-процессов, необходимый для запуска механизмов постоянного развития компании:

1) размыты права и обязанности руководителей и подразделений;

2) структура организации не отражает проектно-продуктовый характер деятельности компании;

3) действующие стандарты ориентированы на производственно-технологическую сторону деятельности компании и фактически не регулируют процессы сопровождения основной деятельности, а также процессы принятия инвестиционных решений;

4) механизмы оперативного обмена информацией в электронном формате не внедрены полностью;

5) недостаточно развита единая среда обработки и хранения документов;

6) отсутствуют четкие и стандартные механизмы согласования вопросов между взаимодействующими подразделениями;

7) большинство вопросов выносится на общее обсуждение, а решения по ним принимает генеральный директор;

8) нет единых правил поиска/запуска продуктовых и иных потенциально прибыльных для компании проектов;

9) не предусмотрены системные мероприятия по развитию персонала и формированию среды, способствующей не только повышению качества работы, но и постоянной генерации инноваций в технической и организационной областях.

Переход к продуктовому принципу организации основной деятельности при постоянной генерации новых проектов обеспечивает высокую изменчивость и динамику компании. В свою очередь, динамика должна быть уравновешена механизмами стабилизации, инфраструктурного и организационного развития. Для решения этой задачи необходимо:

1) в первую очередь развивать не проектную, а общую инфраструктуру - универсальную и ориентированную на использование во многих проектах;

2) активно развивать сеть производственной и Я&Б-кооперации при условии обеспечения контролируемости и высокого качества услуг, получаемых в рамках кооперации;

3) развивать собственные компетенции при условии, что они являются ключевыми для компании и соответствуют стратегии ее развития;

4) поддерживать конкуренцию собственных сервисных служб с внешними (аутсор-серами);

5) постоянно оптимизировать нормативно-регламентную базу за счет внесения изменений с учетом положительного опыта / положительной оценки новации;

6) обучать и развивать персонал;

7) демонстрировать и распространять передовой опыт, а также поощрять сотрудников за его применение;

8) тиражировать проекты, подразделения, решения с соблюдением единых принципов общекорпоративной среды (единые бизнес-процессы, принципы мотивации, информационные стандарты);

9) контролировать расходы и создавать условия для честной конкуренции проектов за ресурсы:

• ограничивать финансовую поддержку «слабых» проектов;

• ликвидировать, а не «вытягивать» неудачные проекты;

• осуществлять финансовый анализ и контроль проектов и подразделений на базе расчета полной суммы расходов за весь жизненный цикл проекта.

С учетом сформулированных выше требований нами была предложена матричная организационная структура предприятия (рис. 1). Данная структура учитывает требование выделения основных процессов в единую последовательность, находящуюся в зоне ответственности продуктовой проектной группы. При этом административно-функциональные службы оказывают поддержку реализации проектов, обеспечивая необходимый сервис и ресурсы. Решение стратегических вопросов предлагается вынести в компетенцию коллегиальных консультационных органов - комитетов, что обеспечит учет интересов всех подразделений, а также большую прозрачность и возможность постоянного контроля для акционеров [5].

Обобщая все вышесказанное, сформулируем основные требования к системе управления:

1) максимально быстрая адаптация к изменениям внешней среды;

2) обеспечение более высокого (по сравнению с основными конкурентами) темпа создания уникальных конкурентных преимуществ, определяющих стратегическую конкурентоспособность компании;

3) предельная компактность («лаконичность») и прозрачность как для сотрудников компании, так и для ее акционеров (обеспечиваемая в том числе за счет минимального количества уровней управления), при этом организационно-функциональная структура системы должна предусматривать наиболее рациональное достижение стратегических целей компании;

4) обеспечение мотивации подразделений и сотрудников, способствующей достижению поставленных акционерами целей.

Согласно Дж. Коттеру и Л. Шлезингеру, коренную реорганизацию необходимо проводить раз в четыре-пять лет, умеренную реорганизацию - раз в год, ревизию функциональных обязанностей - раз в полгода, а текущие тактические изменения - постоянно.

Для анализа конкуренции во внешнем окружении компании используется известная модель пяти сил конкуренции М. Портера (рис. 2).

В данном случае прямым конкурентом рассматриваемого предприятия является ВНТЦ «Уралжелдоравтоматизация», который производит аналог основного продукта. Потенциальные конкуренты - зарубежные компании-гиганты. Однако для этих компаний существуют высокие барьеры на вход, такие как нацеленность технического руководства РЖД, а также гораздо более жесткие требования к безопасности и по климатическому воздействию, что потребует внесения принципиальных изменений в их системы.

Существуют и товары-заменители - уже устаревшие релейные системы, которые активно заменяются современными микропроцессорными, но до сих пор имеют наибольшую долю на рынке.

«Российские железные дороги» - крупнейший потребитель систем автоматики и телемеханики в Российской Федерации. Кроме того, существует большое количество дорог промышленного железнодорожного транспорта, крупнейшими из которых являются предприятия горнодобывающей и металлургической промышленности. Ситуация для развития компании благоприятная, так как данный рынок растущий, количество конкурентов невелико и они не могут оказывать серьезного влияния на мнение потребителей о выборе партнера. И даже если зарубежным компаниям разрешат продавать свои системы на российском рынке, для их адаптации потребуется минимум

Административный центр Функциональные дирекции

1

^ ^ ^ ^ * * *

о В

а а

3 а о о

а и а т 28 и а

а «

5

В

§о И

!=Г У

о> Б йО а т

д. <и

о

в

О и

и а

и щ

а 8

Е «

8 Р-

о я

в «

о 5

н я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

!« 99

м 8

а

В.

н

СЗ &

В В

Дирекция по науке

Состав: дизайн-центры; конструкторский отдел

Функционал:

разработка

новой продукции,

конструкторской

документации;

проведение

испытаний

Дирекция по НИОКР

Состав: отдел главного конструктора; организационно-технический отдел; группа патентной и изобретательской работы

Функционал:

выполнение

НИОКР;

патентно-

изобретательская

работа

Дирекция по технологии

Состав:

отдел инновационных технологий; отдел технологических процессов; отдел разработки и освоения технологических процессов; отдел главного техниолога; центральная заводская лаборатория; отдел сопровождения пилотных проектов

Исполнительная дирекция

Состав:

служба главного

инженера;

управление

обеспечения

деятельности;

управление

капитального

ремонта

и строительства

Функционал:

обеспечение

безаварийной

эксплуатации

оборудования

Дирекция по производству

Состав:

сборочное

производство;

аппаратное

производство;

специальный

конструкторско-

технологический

центр;

отдел подготовки средств измерений

Функционал:

серийное

производство

Коммерческая дирекция

Состав: управление внутреннего рынка; управление логистики; управление внешнего рынка; отдел закупок; отдел маркетинга и продвижения продукции

Функционал: продажа изделий

Директор направления 1 —'

1. Генерация идей, инициация проектов, предпроектное планирование 2. Разработка основных конструкторских и технологических решений 3. Внедрение в производство 4. Производство продукта 5. Продажа и сопровождение продукта

Директор направления 2

Директор направления 3

Рис. 1. Матричная организационная структура предприятия

пять лет, хотя пока нет даже предпосылок к такому развитию событий. Проблем с поставщиками, потребителями и товарами-заменителями нет [6].

Рис. 2. Модель пяти сил конкуренции М. Портера для НПЦ «Промэлектроника»

По нашему мнению, стратегии компаний - мировых лидеров обязательно должны предусматривать постоянные изменения. При этом изменения являются основной ценностью корпоративной культуры. И руководители компании, и ее персонал стремятся активно реагировать на смену ситуации. Культивируется и поддерживается практика постоянного совершенствования (continuous quality improvement, market driven approach). Участие в инновациях становится основой мотивации персонала этих компаний [2]. В связи с тем что скорость изменения подсистем разная, для совершенствования управления в условиях изменения стратегии компании необходима такая система управления, которая позволит эффективно уравновешивать бизнес-процессы («гибкость (адаптивность)», «контролируемость») и оперативно устранять возникающие рассогласования. Контролируемость, или прозрачность, предполагает полное документирование бизнес-процесса, полный объем первичных документов и всеобъемлющих процедур контроля, что существенно замедляет выполнение ключевых бизнес-процессов. Гибкость, или адаптивность, означает, что компания должна осуществлять управляющее, корректирующее воздействие в соответствии с темпом изменения внешних/внутренних условий, причем управленческие решения должны формироваться так же интенсивно, как у главных конкурентов. Это требование подразумевает, наоборот, минимум процедур контроля и оформления первичных документов и отчетов. Для поддержания высокой операционной эффективности компании нужно непрерывно балансировать между этими взаимоисключающими требованиями.

Источники

1. Воронов Д. С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции. Режим доступа: http://vds1234.ru.

2. Переверзев Н., Корзников А. Построение прозрачной системы управления инновационной компанией // Менеджмент сегодня. 2012. № 4.

3. Жемчугов А., Жемчугов М. Разработка стратегии предприятия: современный подход // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 10.

4. Береговая И. Б. К вопросу об управлении конкурентоспособностью предприятия // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. 2011. № 10.

5. Жданкин Н. А. Весовая матрица как эффективный инструмент оценки факторов среды при разработке стратегии // Менеджмент сегодня. 2012. № S.

6. Potoroko I. I., Krasulia O. N. Food productions quality management systems as a tool for solution of strategic problems // Economics & Management Research Journal of Eurasia. 2013. No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.