УДК 33.054.22
Зинченко Валерия Андреевна, студентка направления ГМУ Курского государственного университета
e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
Аннотация: в данной статье рассматривается процесс вырабатывания стратегии развития гражданского контроля и факторы оказывающие на неё влияние, даётся характеристика современного состояния реализуемого общественного контроля на территории города Курска, определены его цели, задачи и специфические черты. Описаны меры, способствующие формированию плодотворного и добросовестного общественного участия.
Ключевые слова: общественный контроль, общественное участие, общественный контролер, негативные риски.
Zinchenko Valeria Andreevna, 4th year student of the Faculty of Economics and Management, Kursk State University
e-mail: [email protected]
FORMATION OF STRATEGY FOR CIVILIAN CONTROL DEVELOPMENT FOR ACTIVITIES OF MUNICIPAL AUTHORITY BODIES OF KURSK CITY
Аnnotation: this article discusses the process of developing a strategy for the development of civil control and the factors that exert influence on it, describes the current state of public control exercised in the city of Kursk, identifies its goals, objectives and specific features. The measures promoting the formation of fruitful and conscientious public participation are described.
Keywords: public control, public participation, public controller, negative
risks.
Разработка стратегии развития гражданского контроля за деятельностью органов муниципальной власти города Курска содержит в своей основе опору на действующее законодательство РФ, а так же нормативно-правовые акты самого муниципального образования. Чтобы реализация контроля осуществлялась наиболее полно и чётко, законодатель ввёл общественных контролеров, которые отслеживают правильность выполнения тех или иных задач, при этом в круг общественных контролеров, на данном этапе входят Общественная палата Курской области, Общественный совет при Курской областной думе, общественные советы при исполнительных органах государственной власти Курской области, общественные палаты (советы) муниципальных образований области. Исходя из этого, необходимо пополнить
данный перечень, увеличив число общественных контролеров, включив некоммерческие организации и другие общественные объединения.
За несколько лет проведения мониторингов, опросов и других исследований курские представители Народного фронта столкнулись с тем, что общественные советы, созданные при различных властных структурах, управляются гражданскими активистами весьма условно[3].На практике координируют работу общественных советов руководители или другие сотрудники органов власти. Такая схема удобна для принятия официальных решений, когда требуется учет общественного мнения.
Подобная модель взаимоотношений власти и общества дискредитирует идею общественного контроля [6]. Именно поэтому, работа гражданских контролеров фактически сводится к нулю. Необходим иной механизм учета мнения граждан, создание новой модели взаимоотношений. Проверяемые ведомства и организации должны нести ответственность, если обоснованные предложения гражданских активистов будут проигнорированы. Общественный контроль должен носить практический характер. Для этого эксперты Народного фронта, проведя анализ применения областного закона «О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Курской области», в том числе и деятельности общественных советов, следует подготовить предложения по изменению регионального закона. Рассмотрим особенности общественного контроля, представленного на рисунке 1.
Особенности общественного ^^Ч контроля ^^
Не обладает властно-правовым характером —
Не является обязательным »
Субъектами не могут являться органы государственной власти и органы местного самоуправления —
Осуществляется от имени общественности и граждан
Рисунок 1 - Особенности общественного контроля Для того, чтобы общественное участие было эффективным, следует при его организации соблюдать следующее, а именно: постановку ясной цели с чёткими задачами для каждого этапа, альтернативность, предоставление полной и достоверной информации, наличие налаженной обратной связи, чтобы вносить предложения, надлежащее обучение участию, его техническая поддержка, включение в участие общественности на ранних стадиях
подготовки проекта, включенность в процесс всех заинтересованных и затрагиваемых проектом сторон, без дискриминации, открытость и контролируемость процесса общественного участия с отражением совокупности предложений в документации. Процесс следует координировать, разграничить во времени, а так же применить принцип локальности, с учётом местных традиций и возможностей населения. Относительно каждого принимающего участие в данном процессе следует рационально распределить баланс прав и ответственности. Так же одним из требований к общественному участию выступает рациональность, другими словами использование соответствующей теоретической и методологической базы для организации процесса и контроля его результатов, а так же строгое следование законодательно установленным процедурам с постоянным повышением компетентности персонала[2]. Только создав контроль за соблюдением данных принципов и введя санкции за их неисполнение можно говорить о плодотворном и добросовестном общественном участии. Отобразим для более подробного описания общественного контроля его цели и задачи на рисунке 2.
Задачи общественного контроля
Цели общественного контроля
* 1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; •2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами МСУ.
•3) общественная оценка деятельности органов МСУ, в целях защиты прав, свобод и законных интересов.
V.
• 1) формирование и развитие гражданского правосознания;
•2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества; *3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
• 4) реализация гражданских инициатив;
• 5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов МСУ;
• 6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному
поведению; •7) повышение эффективности деятельности органов МСУ.
J
Рисунок 2 - Цели и задачи общественного контроля
Важный принцип работы Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе, взаимодействию с общественными советами, органами государственной власти и местного самоуправления Общественной палаты Курской области - открытость. Работа членов Комиссии, её проекты активно освещаются в СМИ (ГТРК «Курск», ТК «Сейм», газеты «Курская правда» и «Курские известия»), представлена работа комиссии и в социальных сетях. Члены комиссии выступают как эксперты по широкому спектру
актуальных вопросов, при этом свое видение проблем они могут озвучить и на дискуссионных площадках [5].
Стратегия развития гражданского контроля в муниципальном образовании должна включать в себя комплексное социально - технологическое решение широкого круга проблем. Разработка самой стратегии требует следования алгоритму с чётким соблюдением процедур, включающих в себя: инициирование процесса работы; издание распоряжения о работе над стратегией; создание рабочей группы; анализ проблемных зон; работу над проектом; обсуждение стратегии; утверждение документа представительным органом; утверждение механизма управления реализацией стратегии главной администрации муниципального образования; промежуточную оценку процесса реализации стратегии экспертными комиссиями. Конечная цель, которую преследует реализация муниципальной стратегии это придание гражданскому контролю действенного, системного характера, сделав его постоянным элементом в практике муниципального управления [1].
В ходе целенаправленного создания и реализации стратеги развития гражданского контроля в практике местного самоуправления появляются негативные риски, которые необходимо прогнозировать и сводить к минимуму, используя возможности социальной науки. К числу наиболее вероятных среди них относятся: риск имитации гражданского контроля, риск неспособности муниципалитета индуцировать общественную активность, риск гиперконтроля.
Список литературы:
1. Давтян, Д.В. Гражданский контроль в практике местного самоуправления. Экспертная оценка [Текст] / Д.В. Давтян // Государственная власть и местное самоуправление. - № 7. - 2014. - С. 23-27.
2. Зимин, В.А. Взаимодействие населения и администрации города в решении вопросов местного значения [Текст] / В.А. Зимин // Современные гуманитарные исследования. - 2015. - № 4 (65). - С. 111-116.
3. Калиниченко, Л.А. Общественный контроль над местной администрацией - условие действенности антикризисных планов [Текст] / Л.А. Калиниченко // Материалы Афанасьевских чтений. - 2015. - № 13. - С. 26-31.
4. Официальный сайт Администрации Курской области [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://adm.rkursk.ru.
5. Официальный социологический портал Курской области [Электронный ресурс]// Режим доступа: Ы1р://соцпортал46.рф/
6. Слатинов В.Б. Реформирование государственной гражданской службы России в условиях распространения концепции «новой публичности»: проблемы и ограничения // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 3. С. 61-68.