дискуссия
журнал научных публикаций
О. В. Зарецкая, канд. ист. наук, доцент
зам. директора по международному
сотрудничеству,
А. А. Сабуров, аспирант,
кафедра всеобщей истории,
Институт социально-гуманитарных
и политических наук,
Северный (Арктический) федеральный
университет им. М. В. Ломоносова,
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АРКТИКИ В НОРВЕГИИ И РОССИИ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХ1 В.*
Близость территорий скандинавских стран и России обуславливает наличие длительных межгосударственных отношений в арктическом регионе. Необходимость проведения совместной политики, направленной на решение общих актуальных проблем, связанных с развитием Севера, назрела давно. В 2008 г. Президентом России сотрудничество со странами Северной Европы было признано приоритетным направлением внешней политики РФ. В этом направлении было реализовано большое количество совместных международных проектов в культурной, научной, экономической и социальной сферах.
В конце ХХ в. Норвегия становится активным участником регионального взаимодействия. В отношении -Баренцева Евроаркти-ческого региона ей принадлежит не только инициатива создания, но и выработка основных направлений функционирования этого сотрудничества. Одной из основных составляющих : норвежской политики в отношении Баренцева региона стала «политика безопасности,
Одной из основных составляющих норвежской политики в отношении Баренцева региона стала «политика безопасности, нацеленная на устранение доминирования России в арктическом регионе».
нацеленная на устранение доминирования России в арктическом регионе»1.
Поэтому в начале XXI в., помимо мирного сотрудничества, набирает обороты и негласное соперничество этих двух стран в Арктике. Интерес к региону проявляют не только северные страны, но и Китай, США, Франция и др. Идет борьба за крупнейшие месторождения нефти, газа, а также за возможность контролировать проливы и судоходные пути в данном регионе. В этой связи становится особенно актуальной проблема проведения научных исследований в Арктике, имеющих как чисто прикладное значение, так и фундаментальных изысканий, «нацеленных на обоснование исторических предпосылок арктических притязаний приполярных государств и формирование новой внешнеполитической стратегии в Аркти-ке»2.
В 2007 году Россия собирает научную экспедицию «Арктика-2007» и устанавливает свой флаг на дне Северного Ледовитого океана, заявляя свое право на часть территории в Арктике. Осталь-
* Статья подготовлена при поддержке РГНФ и Правительства Архангельской области (проект № 13-1129002 а/р).
дискуссия t
журнал научных публикаций Щ
ные приполярные государства, в том числе США и Канада, также проводят ряд своих экспедиций в Арктике. Премьер-министр России Владимир Путин заявил в июле 2011 года: «Мы открыты для -
диалога с нашими зарубежными партнерами и со всеми нашими соседями по арктическому региону, но, конечно же, мы будем твердо и последовательно отстаивать наши собственные геополитические интересы»3. Так как «к 2011 г. арктическая проблематика стала предметом глобального международно-политического дискурса»4.
Россия собирается отстаивать свое право на использование ресурсов Арктики. Для этой цели, по указу президента, в 2010 году создается Северный (Арктический) федеральный университет и планируется создание академического Арктического научного центра в городе Архангельск, чья плодотворная деятельность должна позволить активизировать изучение Арктики на более высоком уровне.
Развитию норвежских арктических исследований, как и политике развития северных регионов в целом, уделяется внимание на самом высоком уровне. Роль науки как основного приоритета арктической стратегии Норвегии закреплена в главном документе, определяющем политику Осло на Севере и в Арктике. На сегодняшний день это послание правительства в стортинг «Северные регионы: видение и средства» («Nordomrädene: Visjon og virkemidler»), принятое в 2011 году. Важно отметить, что в «Стратегии развития Северных регионов» именно наука и образование называется первой из пятнадцати приоритетных областей арктической политики Норвегии.
Более подробно норвежская исследовательская стратегия в Арктике изложена в отдельных документах: : «Стратегия исследований в северных регионах 2006-2011» («Forskning.nord 2006-2011») и «Стратегия исследований в северных регионах 2. 2011-2016» (Forskning.nord 2 2011-
Как правило, в финансировании норвежских арктических исследований, как и науки в целом, преобладает доля государства.
С 2006 г. Норвежский исследовательский совет учитывает финансирование всех исследовательских проектов, относящихся
тематически и географически к северным регионам и Арктике.
2016). Именно они составляют юридическую основу норвежских исследований на Севере, определяют приоритетные области исследований и организацию научной деятельности - Норвегии в регионе.
Дополнительными организационными документами по развитию научного потенциала на Севере являются: «Политика полярных исследований» (Polarfors-kningpolicy Norsk polarforskning. Forsknings-rädets policy for 2010—2013), «Климат для исследований» (Klima for forskning, 2008) и «Новая и устойчивая Норвегия» (Et nyskapende og b^rekraftig Norge, 2008).
В «Стратегии исследований в северных регионах 2006-2011» обосновывается законное право Норвегии — отстаивать свои интересы, а также нести ответственность за устойчивое развитие Арктики. Авторы стратегии аргументируют это тем, что большая часть территории и национальных вод страны находятся на Севере. Кроме того, в документе подчеркивается, что «на севере Норвегии проживает наибольшая по сравнению с другими государствами доля населения и наиболее активно ведется экономическая деятельность»5. Также в этом документе выделяется и особая роль Норвегии в защите интересов коренных народов, окружающей и культурной среды Арктики.
Потребность в развитии норвежских арктических исследований на государственном уровне была обозначена в середине 2000-х годов, это было время формирования политики правительства в регионе. К этому моменту развитие науки в северных регионах находилось «на достаточно низком уровне».6 В 2003 г. расходы на науку в расчете на одного жителя северной Норвегии составляли 59 % от необходимого уровня затрат на науку = по стране.
Финансирование научных разработок бизнесом в областях Нурланн и Тромс составляли 35 и 39 % от необходимого уровня по стране соответственно, в Финнмарке —
дискуссия
журнал научных публикаций
5 %. Например, Университет Тромсе привлек в 12 раз больше государственных, чем частных средств. Для Университета Бергена эта пропорция составила 5:1, а для Норвежского университета естественных и технических наук (Трондхейм) — 3:1.
По мнению авторов «Стратегии исследований северных регионов», к 2020 году Норвегия должна стать ведущим государством в области арктических исследований, получить мировое признание в вопросах управления природными ресурсами. К этому времени Северная Норвегия должна превратиться в сильный регион с развитой инновационной экономикой.
Главную роль в разработке и реализации исследовательской политики Норвегии играет Норвежский исследовательский совет (НИС, N0^68 Forskningsradety). Его основными функциями являются продвижение норвежской науки, в том числе за рубежом, консультирование правительства по вопросам исследовательской политики. Также совет занимается «управлением денежными средствами, выделенными на исследования, распределением грантов, ин-
Хотелось бы отметить, что «на сегодняшний день у России отсутствует целостная продуманная организация исследований в Арктике, хотя эта тема периодически поднимается органами власти, в академических кругах и средствах массовой информации».
тернационализацией норвежской науки»'. Кроме того НИС выступает в качестве площадки взаимодействия между учеными и заказчиками исследований.
В целом Норвежским исследовательским советом отмечается «успешность крупных комплексных программ»8 (всего семь, среди них PETROMAKS, МОККЫ-МА, ^N02021), направленных на развитие ключевых направлений норвежских исследова-= ний, с широким спектром участников: университеты, университетские колледжи, научные учреждения и бизнес.
Как правило, в финансировании норвежских арктических исследований, как и науки в целом, преобладает доля государства. Главным образом речь идет о конкурсном финансировании в рамках вышеперечисленных программ. Согласно данным, размещенным на статистическом портале НИС, «финансирование распределяется между министерствами, причем значительная доля приходится на Министерство образования и науки (36 %), Министерство промышленности и торговли (13 %), Ми-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
нистерство нефтегазовой промышленности и энергетики (9 %)»9.
С 2006 г. Норвежский исследовательский совет учитывает финансирование всех исследовательских проектов, относящихся тематически и географически к северным регионам и Арктике. Согласно отчету НИС за 2011 год, «в 2006 году эта цифра составила 440 млн норвежских крон»10. В 2007 году она выросла до 617 млн крон, причем половину роста обеспечили средства, выделенные в рамках проведения Международного полярного года. Вторая половина была обеспечена за счет новых инициатив Норвежского исследовательского совета, в частности в нефтегазовой отрасли. В 2007—2010 гг. финансирование исследований, имеющих отношение к Северу, колебалось между 616 и 636 млн. норвежских крон в год. За этот период значительный рост был отмечен в естественных науках (исследования климата, окружающей среды), для которых был создан ряд программ НИС.
Также интересно отметить, что в 2012 году около 40 % от общей суммы финансирования арктических исследований приходилось на организации из северных регионов. В том числе, преобладающая часть получена областью Тромс — 75 % (Нурланн — 15 %, Шпицберген — 6 %, Финнмарк — 3 %). Остальные 60 % суммы получены организациями из других регионов страны.
Краткий анализ организации арктических исследований Норвегии показывает, что им, как и северным регионам Норвегии в целом, уже почти десять лет уделяется повышенное внимание на государственном уровне. Достаточно ве- =
роятно, что этот регион останется приоритетным для норвежского правительства в ближайшие годы.
Оценивая ситуацию с проведением арктических исследований в России, безусловно, нельзя не отметить большую работу, проводимую структурными подразделениями РАН (Кольский научный центр, Уральское отделение, Сибирское отделение), Арктическим и антарктическим научно-исследователь-
Лишь с принятием в 2013 году «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной
безопасности на период до 2020 года» развитие науки
и технологий стало одним из приоритетных направлений политики России в регионе.
ским институтом и другими учреждениями по комплексному изучению российского сектора Арктики.
Тем не менее, «хотелось бы отметить, что "на сегодняшний день у России отсутствует целостная продуманная организация исследований в Арктике, хотя эта тема периодически поднимается органами власти, в академических кругах и средствах массовой информации"»11. Еще в 2010 году на совместном заседании Совета РАН по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров РАН и Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики было принято решение о необходимости «скорейшего определения совместными усилиями Правительства РФ, регионов и РАН приоритетов арктических исследований...»12. Лишь с принятием в 2013 году «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» развитие науки и технологий стало одним из приоритетных направлений политики России в регионе.
Но на данный момент обозначены только основные мероприятия в этой сфере, не подкрепленные реальным финансированием. «Федеральная целевая программа по развитию Арктической зоны РФ находится лишь в стадии разработки».13
В этой связи авторам представляется полезным изучить и использовать с учетом специфики организации науки в нашей стране следующий опыт Норвегии:
1. Создание продуманной нормативно-
правовой базы с определением приоритетных направлений развития арктических исследований. Тем не менее, необходимо избежать усложнения правовой базы, подобно норвежской, в которой существует достаточно большое количество доку-= ментов одного уровня;
2. Создание специальной научной программы (или ряда программ) по приоритетным направлениям развития арктических исследований;
3. Поощрение совместных проектов научно-образовательных учреждений и бизнеса, в том числе направленных на развитие экономики и улучшение условий жизни населения в арктической зоне РФ;
4. Создание единой открытой базы данных в отношении реализации существующих научных программ, отчетности и информации о финансировании (кроме оборонных исследований);
5. Поощрение международного научного сотрудничества в Арктике через совместное финансирование научной инфраструктуры, поддержку академической мобильности обучающихся и ученых, финансирование совместных исследований. Стоит отметить, что в этом направлении уже делаются определенные шаги. Например, в 2013 году открыты совместные международные конкурсы исследовательских проектов РГНФ и РФФИ с НИС.
Таким образом, процесс формирования и развития стратегии научных исследований Арктики в Норвегии и России, имея общие цели, проходит по-разному. Но следует отметить, что сотрудничество двух государств в этой сфере может стать важнейшей частью их внешнеполитического курса в XXI веке.
1. Зарецкая О. В. Участие Норвегии в создании и становлении Баренцева Евроарктического региона в конце ХХ в. // Вестник Баренц-центра. 2013. №1 (1). С. 34
2. Журавлёв П. С. Арктическая политика Архангельской области // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6. С. 54-60.
3. Канада теснит Россию в Арктике [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/world/2011-08-23/1_ canada.html (дата обращения: 01.10.2013).
4. Подоплёкин А. О. Россия и потенциал сотрудничества арктических стратегий циркумполярных стран // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6. С. 12.
5. Forskning.nord.to. Revidert strategi for nordom-rädeforskning 2011—2016. // The Research Council of Norway [официальный сайт]. P. 10. URL: http:// www.forskningsradet.no/no/Publikasjon/forskning nordto/1253967574173?lang=no (дата обращения 26.08.2013).
6. Там же.
7. Norges forskningsrad. Arsrapport 2011 // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http: //www.forskningsradet. no / no/Arsrappor-tar_og_arsmeldingar/1138785797246 (дата обращения 26.08.2013)
8. Samfunnsoppdrag, mandat og visjon // The Research Council of Norway [Электронный ресурс] URL: http://www.forskningsradet.no/no/Visjon_og_man-dat/1138785796497 (дата обращения 26.08.2013).
9. Store program // The Research Council of Norway [Электронный ресурс]. URL: http://www.forskningsra-det.no/no/Store_programmer/1185261838744 (дата обращения 26.08.2013).
10. Meld. St. 7 (2011-2012). Melding til Stortinget. Nordomradene: Visjon og virkemidler: утв. 18 ноября 2011 r. [Электронный ресурс] URL: http://www.regje-ringen.no/nb/dep/ud/dok/regpubl/stmeld/2011-2012/ meld-st-7-20112012.html?id=663433 (дата обращения 26.08.2013).
11. Сабуров А. Норвежские исследования в Арктике // РСМД: Арктика/Аналитика [Электронный ресурс] http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2608#top (дата обращения 04.11.2013)
12. Решение Совместного выездного заседания Совета РАН по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров РАН и Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики // Российская академия наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/ FStorage/download.aspx?id=3c2dfe9f-4787-4912-b6f8-c4670571ba1d (дата обращения 26.08.2013).
13. Развитие Арктики получило стратегическую подпись // Коммерсантъ. 2013. №32 (5063), 21 февраля [Электронный ресурс] ]URL: http://www. kommersant.ru/doc-rss/2131966 (дата обращения 26.08.2013).