Научная статья на тему 'Формирование стратегии научных исследований Арктики в Норвегии и России в конце ХХ — начале ХХІ в'

Формирование стратегии научных исследований Арктики в Норвегии и России в конце ХХ — начале ХХІ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SCIENTIFIC RESEARCH / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АРКТИКЕ / INTERNATIONAL SCIENTIFIC COOPERATION IN THE ARCTIC / АРКТИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI В / ARCTIC RIVALRY IN THE LATE XX EARLY XXI CENTURY / СТРАТЕГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИИ И НОРВЕГИИ / SCIENTIFIC RESEARCH STRATEGY OF RUSSIA AND NORWAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зарецкая О.В., Сабуров А.А.

В статье дается характеристика основных направлений стратегии арктических научных исследований в России и Норвегии конца XX — начала XXI в. Авторами проведен анализ стратегических документов, раскрыты приоритеты государственной политики двух стран, выявлена и объяснена возможность использования норвежского опыта в развитии научно-исследовательского потенциала Арктического региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зарецкая О.В., Сабуров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific researches strategies formation of the Arctic in Norway and Russia in the end of XX and beginning of XXI century

This article provides the characteristics of the main directions of arctic scientific researches in Russia and Norway in the end of XX and beginning of XXI century. The authors carried out the analysis of strategic documents, unveiled the priorities of both countries’ policy; they also marked out and explained the possibility of Norwegian experience’s application in the development of scientific and research potential of Arctic region.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии научных исследований Арктики в Норвегии и России в конце ХХ — начале ХХІ в»

дискуссия

журнал научных публикаций

О. В. Зарецкая, канд. ист. наук, доцент

зам. директора по международному

сотрудничеству,

А. А. Сабуров, аспирант,

кафедра всеобщей истории,

Институт социально-гуманитарных

и политических наук,

Северный (Арктический) федеральный

университет им. М. В. Ломоносова,

o.zaretskaya@narfu.ru,

alexandersaburov@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АРКТИКИ В НОРВЕГИИ И РОССИИ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХ1 В.*

Близость территорий скандинавских стран и России обуславливает наличие длительных межгосударственных отношений в арктическом регионе. Необходимость проведения совместной политики, направленной на решение общих актуальных проблем, связанных с развитием Севера, назрела давно. В 2008 г. Президентом России сотрудничество со странами Северной Европы было признано приоритетным направлением внешней политики РФ. В этом направлении было реализовано большое количество совместных международных проектов в культурной, научной, экономической и социальной сферах.

В конце ХХ в. Норвегия становится активным участником регионального взаимодействия. В отношении -Баренцева Евроаркти-ческого региона ей принадлежит не только инициатива создания, но и выработка основных направлений функционирования этого сотрудничества. Одной из основных составляющих : норвежской политики в отношении Баренцева региона стала «политика безопасности,

Одной из основных составляющих норвежской политики в отношении Баренцева региона стала «политика безопасности, нацеленная на устранение доминирования России в арктическом регионе».

нацеленная на устранение доминирования России в арктическом регионе»1.

Поэтому в начале XXI в., помимо мирного сотрудничества, набирает обороты и негласное соперничество этих двух стран в Арктике. Интерес к региону проявляют не только северные страны, но и Китай, США, Франция и др. Идет борьба за крупнейшие месторождения нефти, газа, а также за возможность контролировать проливы и судоходные пути в данном регионе. В этой связи становится особенно актуальной проблема проведения научных исследований в Арктике, имеющих как чисто прикладное значение, так и фундаментальных изысканий, «нацеленных на обоснование исторических предпосылок арктических притязаний приполярных государств и формирование новой внешнеполитической стратегии в Аркти-ке»2.

В 2007 году Россия собирает научную экспедицию «Арктика-2007» и устанавливает свой флаг на дне Северного Ледовитого океана, заявляя свое право на часть территории в Арктике. Осталь-

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ и Правительства Архангельской области (проект № 13-1129002 а/р).

дискуссия t

журнал научных публикаций Щ

ные приполярные государства, в том числе США и Канада, также проводят ряд своих экспедиций в Арктике. Премьер-министр России Владимир Путин заявил в июле 2011 года: «Мы открыты для -

диалога с нашими зарубежными партнерами и со всеми нашими соседями по арктическому региону, но, конечно же, мы будем твердо и последовательно отстаивать наши собственные геополитические интересы»3. Так как «к 2011 г. арктическая проблематика стала предметом глобального международно-политического дискурса»4.

Россия собирается отстаивать свое право на использование ресурсов Арктики. Для этой цели, по указу президента, в 2010 году создается Северный (Арктический) федеральный университет и планируется создание академического Арктического научного центра в городе Архангельск, чья плодотворная деятельность должна позволить активизировать изучение Арктики на более высоком уровне.

Развитию норвежских арктических исследований, как и политике развития северных регионов в целом, уделяется внимание на самом высоком уровне. Роль науки как основного приоритета арктической стратегии Норвегии закреплена в главном документе, определяющем политику Осло на Севере и в Арктике. На сегодняшний день это послание правительства в стортинг «Северные регионы: видение и средства» («Nordomrädene: Visjon og virkemidler»), принятое в 2011 году. Важно отметить, что в «Стратегии развития Северных регионов» именно наука и образование называется первой из пятнадцати приоритетных областей арктической политики Норвегии.

Более подробно норвежская исследовательская стратегия в Арктике изложена в отдельных документах: : «Стратегия исследований в северных регионах 2006-2011» («Forskning.nord 2006-2011») и «Стратегия исследований в северных регионах 2. 2011-2016» (Forskning.nord 2 2011-

Как правило, в финансировании норвежских арктических исследований, как и науки в целом, преобладает доля государства.

С 2006 г. Норвежский исследовательский совет учитывает финансирование всех исследовательских проектов, относящихся

тематически и географически к северным регионам и Арктике.

2016). Именно они составляют юридическую основу норвежских исследований на Севере, определяют приоритетные области исследований и организацию научной деятельности - Норвегии в регионе.

Дополнительными организационными документами по развитию научного потенциала на Севере являются: «Политика полярных исследований» (Polarfors-kningpolicy Norsk polarforskning. Forsknings-rädets policy for 2010—2013), «Климат для исследований» (Klima for forskning, 2008) и «Новая и устойчивая Норвегия» (Et nyskapende og b^rekraftig Norge, 2008).

В «Стратегии исследований в северных регионах 2006-2011» обосновывается законное право Норвегии — отстаивать свои интересы, а также нести ответственность за устойчивое развитие Арктики. Авторы стратегии аргументируют это тем, что большая часть территории и национальных вод страны находятся на Севере. Кроме того, в документе подчеркивается, что «на севере Норвегии проживает наибольшая по сравнению с другими государствами доля населения и наиболее активно ведется экономическая деятельность»5. Также в этом документе выделяется и особая роль Норвегии в защите интересов коренных народов, окружающей и культурной среды Арктики.

Потребность в развитии норвежских арктических исследований на государственном уровне была обозначена в середине 2000-х годов, это было время формирования политики правительства в регионе. К этому моменту развитие науки в северных регионах находилось «на достаточно низком уровне».6 В 2003 г. расходы на науку в расчете на одного жителя северной Норвегии составляли 59 % от необходимого уровня затрат на науку = по стране.

Финансирование научных разработок бизнесом в областях Нурланн и Тромс составляли 35 и 39 % от необходимого уровня по стране соответственно, в Финнмарке —

дискуссия

журнал научных публикаций

5 %. Например, Университет Тромсе привлек в 12 раз больше государственных, чем частных средств. Для Университета Бергена эта пропорция составила 5:1, а для Норвежского университета естественных и технических наук (Трондхейм) — 3:1.

По мнению авторов «Стратегии исследований северных регионов», к 2020 году Норвегия должна стать ведущим государством в области арктических исследований, получить мировое признание в вопросах управления природными ресурсами. К этому времени Северная Норвегия должна превратиться в сильный регион с развитой инновационной экономикой.

Главную роль в разработке и реализации исследовательской политики Норвегии играет Норвежский исследовательский совет (НИС, N0^68 Forskningsradety). Его основными функциями являются продвижение норвежской науки, в том числе за рубежом, консультирование правительства по вопросам исследовательской политики. Также совет занимается «управлением денежными средствами, выделенными на исследования, распределением грантов, ин-

Хотелось бы отметить, что «на сегодняшний день у России отсутствует целостная продуманная организация исследований в Арктике, хотя эта тема периодически поднимается органами власти, в академических кругах и средствах массовой информации».

тернационализацией норвежской науки»'. Кроме того НИС выступает в качестве площадки взаимодействия между учеными и заказчиками исследований.

В целом Норвежским исследовательским советом отмечается «успешность крупных комплексных программ»8 (всего семь, среди них PETROMAKS, МОККЫ-МА, ^N02021), направленных на развитие ключевых направлений норвежских исследова-= ний, с широким спектром участников: университеты, университетские колледжи, научные учреждения и бизнес.

Как правило, в финансировании норвежских арктических исследований, как и науки в целом, преобладает доля государства. Главным образом речь идет о конкурсном финансировании в рамках вышеперечисленных программ. Согласно данным, размещенным на статистическом портале НИС, «финансирование распределяется между министерствами, причем значительная доля приходится на Министерство образования и науки (36 %), Министерство промышленности и торговли (13 %), Ми-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

нистерство нефтегазовой промышленности и энергетики (9 %)»9.

С 2006 г. Норвежский исследовательский совет учитывает финансирование всех исследовательских проектов, относящихся тематически и географически к северным регионам и Арктике. Согласно отчету НИС за 2011 год, «в 2006 году эта цифра составила 440 млн норвежских крон»10. В 2007 году она выросла до 617 млн крон, причем половину роста обеспечили средства, выделенные в рамках проведения Международного полярного года. Вторая половина была обеспечена за счет новых инициатив Норвежского исследовательского совета, в частности в нефтегазовой отрасли. В 2007—2010 гг. финансирование исследований, имеющих отношение к Северу, колебалось между 616 и 636 млн. норвежских крон в год. За этот период значительный рост был отмечен в естественных науках (исследования климата, окружающей среды), для которых был создан ряд программ НИС.

Также интересно отметить, что в 2012 году около 40 % от общей суммы финансирования арктических исследований приходилось на организации из северных регионов. В том числе, преобладающая часть получена областью Тромс — 75 % (Нурланн — 15 %, Шпицберген — 6 %, Финнмарк — 3 %). Остальные 60 % суммы получены организациями из других регионов страны.

Краткий анализ организации арктических исследований Норвегии показывает, что им, как и северным регионам Норвегии в целом, уже почти десять лет уделяется повышенное внимание на государственном уровне. Достаточно ве- =

роятно, что этот регион останется приоритетным для норвежского правительства в ближайшие годы.

Оценивая ситуацию с проведением арктических исследований в России, безусловно, нельзя не отметить большую работу, проводимую структурными подразделениями РАН (Кольский научный центр, Уральское отделение, Сибирское отделение), Арктическим и антарктическим научно-исследователь-

Лишь с принятием в 2013 году «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной

безопасности на период до 2020 года» развитие науки

и технологий стало одним из приоритетных направлений политики России в регионе.

ским институтом и другими учреждениями по комплексному изучению российского сектора Арктики.

Тем не менее, «хотелось бы отметить, что "на сегодняшний день у России отсутствует целостная продуманная организация исследований в Арктике, хотя эта тема периодически поднимается органами власти, в академических кругах и средствах массовой информации"»11. Еще в 2010 году на совместном заседании Совета РАН по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров РАН и Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики было принято решение о необходимости «скорейшего определения совместными усилиями Правительства РФ, регионов и РАН приоритетов арктических исследований...»12. Лишь с принятием в 2013 году «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» развитие науки и технологий стало одним из приоритетных направлений политики России в регионе.

Но на данный момент обозначены только основные мероприятия в этой сфере, не подкрепленные реальным финансированием. «Федеральная целевая программа по развитию Арктической зоны РФ находится лишь в стадии разработки».13

В этой связи авторам представляется полезным изучить и использовать с учетом специфики организации науки в нашей стране следующий опыт Норвегии:

1. Создание продуманной нормативно-

правовой базы с определением приоритетных направлений развития арктических исследований. Тем не менее, необходимо избежать усложнения правовой базы, подобно норвежской, в которой существует достаточно большое количество доку-= ментов одного уровня;

2. Создание специальной научной программы (или ряда программ) по приоритетным направлениям развития арктических исследований;

3. Поощрение совместных проектов научно-образовательных учреждений и бизнеса, в том числе направленных на развитие экономики и улучшение условий жизни населения в арктической зоне РФ;

4. Создание единой открытой базы данных в отношении реализации существующих научных программ, отчетности и информации о финансировании (кроме оборонных исследований);

5. Поощрение международного научного сотрудничества в Арктике через совместное финансирование научной инфраструктуры, поддержку академической мобильности обучающихся и ученых, финансирование совместных исследований. Стоит отметить, что в этом направлении уже делаются определенные шаги. Например, в 2013 году открыты совместные международные конкурсы исследовательских проектов РГНФ и РФФИ с НИС.

Таким образом, процесс формирования и развития стратегии научных исследований Арктики в Норвегии и России, имея общие цели, проходит по-разному. Но следует отметить, что сотрудничество двух государств в этой сфере может стать важнейшей частью их внешнеполитического курса в XXI веке.

1. Зарецкая О. В. Участие Норвегии в создании и становлении Баренцева Евроарктического региона в конце ХХ в. // Вестник Баренц-центра. 2013. №1 (1). С. 34

2. Журавлёв П. С. Арктическая политика Архангельской области // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6. С. 54-60.

3. Канада теснит Россию в Арктике [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/world/2011-08-23/1_ canada.html (дата обращения: 01.10.2013).

4. Подоплёкин А. О. Россия и потенциал сотрудничества арктических стратегий циркумполярных стран // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6. С. 12.

5. Forskning.nord.to. Revidert strategi for nordom-rädeforskning 2011—2016. // The Research Council of Norway [официальный сайт]. P. 10. URL: http:// www.forskningsradet.no/no/Publikasjon/forskning nordto/1253967574173?lang=no (дата обращения 26.08.2013).

6. Там же.

7. Norges forskningsrad. Arsrapport 2011 // The Research Council of Norway [официальный сайт]. URL: http: //www.forskningsradet. no / no/Arsrappor-tar_og_arsmeldingar/1138785797246 (дата обращения 26.08.2013)

8. Samfunnsoppdrag, mandat og visjon // The Research Council of Norway [Электронный ресурс] URL: http://www.forskningsradet.no/no/Visjon_og_man-dat/1138785796497 (дата обращения 26.08.2013).

9. Store program // The Research Council of Norway [Электронный ресурс]. URL: http://www.forskningsra-det.no/no/Store_programmer/1185261838744 (дата обращения 26.08.2013).

10. Meld. St. 7 (2011-2012). Melding til Stortinget. Nordomradene: Visjon og virkemidler: утв. 18 ноября 2011 r. [Электронный ресурс] URL: http://www.regje-ringen.no/nb/dep/ud/dok/regpubl/stmeld/2011-2012/ meld-st-7-20112012.html?id=663433 (дата обращения 26.08.2013).

11. Сабуров А. Норвежские исследования в Арктике // РСМД: Арктика/Аналитика [Электронный ресурс] http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2608#top (дата обращения 04.11.2013)

12. Решение Совместного выездного заседания Совета РАН по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров РАН и Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики // Российская академия наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/ FStorage/download.aspx?id=3c2dfe9f-4787-4912-b6f8-c4670571ba1d (дата обращения 26.08.2013).

13. Развитие Арктики получило стратегическую подпись // Коммерсантъ. 2013. №32 (5063), 21 февраля [Электронный ресурс] ]URL: http://www. kommersant.ru/doc-rss/2131966 (дата обращения 26.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.