ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
STRATEGY FORMATION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT AS THE BASIS OF SOCIO-ECONOMIC SECURITY OF SMALL BUSINESSES
УДК 338.242
КОШЕЛЕВА Татьяна Николаевна
заведующая кафедрой № 2 социально-экономических дисциплин и сервиса Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор экономических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, [email protected]
KOSHELEVA, Tatyana Nikolaevna
Head of the Department № 2 of Socio-Economic disciplines and Service, Saint-Petersburg State University of Qvil Аviation, Doctor of Economics, Associate Professor, Corresponding Member of International Academy of Higher School, [email protected]
СОРВИНА Таисия Андреевна
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
SORVINA, Taisiya Andreevna
Associate Professor at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and TV Industry of the Saint-Petersburg Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация.
В статье раскрываются методические подходы к формированию стратегии инновационного развития малого предпринимательства. Авторы определяют возможности и ограничения этих подходов как инструментов обеспечения социально-экономической безопасности малых предприятий. Определяется, что оценку успешности стратегии инновационного развития малого предпринимательства в современных условиях следует осуществлять с помощью комплекса подходов. Для решения проблемы обеспечения социально-экономической безопасности предлагается применять рейтинг инновационности, совершенствовать систему стимулирования
© Кошелева Т. Н., Сорвина Т. А., 2017.
труда и создавать условия роста инновационной активности персонала. Для формирования стратегии инновационного развития как основы социально-экономической безопасности малого предпринимательства рекомендуется проводить оценку ключевых компетенций, являющихся основой формирования конкурентных преимуществ и инновационного потенциала малых предприятий.
Ключевые слова: предпринимательство, инновационность, развитие, стратегия, компетенции, стимулирование, эффективность.
Abstract.
The article reveals methodical approaches to strategy formation of innovative development of small businesses. The authors define the capabilities and limitations of these approaches as tools to ensure socio-economic security of small enterprises. It is determined that evaluation of success of the innovative development strategy of small businesses in modern conditions should be implemented by a combination of approaches. To solve the problem of ensuring socio-economic security, it is proposed to apply the ranking of innovation, to improve the system of incentives and create conditions for the growth of innovative activity of the personnel. To form an innovative development strategy as the basis of socio-economic security for small businesses, it is recommended to develop the assessment of key competences, which are the basis of formation of competitive advantages and innovation potential of small enterprises.
Key words: entrepreneurship, innovation, development, strategy, competences, incentives, efficiency.
Социально-экономическая безопасность малого предпринимательства в современных условиях выступает важнейшей характеристикой его состояния и определяет способность к выживанию, защищенность его ресурсов от отрицательного воздействия внешних и внутренних угроз в настоящее время и в стратегической перспективе. Решение актуальной проблемы обеспечения социально-экономической безопасности малого предпринимательства возможно на основе интеграции мер государственной поддержки и лучших управленческих практик в процессе формирования стратегии инновационного развития малого предпринимательства.
Поддержим мнение исследователя о том, что малым предприятиям «в целях самосохранения и развития необходимо постоянно
оценивать и прогнозировать внутренние и внешние угрозы, создавать и совершенствовать инструменты обеспечения экономической безопасности» [1, с. 61]. Под безопасностью обеспечения реализации направлений стратегического инновационного развития малого предпринимательств понимается реализация концепции формирования стратегии инновационного развития малого предпринимательства в условиях сохранения устойчивой поступательной динамики претворения в жизнь последовательных этапов формирования стратегии независимо от отрицательного воздействия внешних и внутренних рисков и угроз ее осуществления [2; 3].
Для методологического и методического обеспечения формирования стратегии инновационного развития малого предприни-
мательства необходимо разработать целевые ориентиры и показатели жизнедеятельности, используя которые предприниматели смогут обеспечить систему мониторинга социально-экономической безопасности инновационного развития и выбор приоритетных направлений инновационного развития малого предпринимательства. Отклонения значений показателей, выбранных для мониторинга, будут сигнализировать о тенденции в соответствующем процессе, а целевые ориентиры должны применяться для оценки уровня инновационного развития малых предприятий. Этот подход позволит производить оценку условий, необходимых для обеспечения реализации стратегии инновационного развития малого предпринимательства, его дальнейшего эффективного и устойчивого инновационного развития.
Согласно Приказу Росстата от 03.08.2015 № 357 (ред. от 05.08.2016, с изм. от 26.06.2017) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» [4], статистическое измерение инновационной деятельности малых предприятий осуществляется в России на основе формы федерального статистического наблюдения № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия».
Динамика инновационной активности малых предприятий промышленного производства России за пятнадцать лет представлена в таблице.
Максимальное значение показателя инновационной активности малых предприятий промышленного производства зафиксировано в 2011 г. - 5,1%, в 2015 г. наметилась тенденция к снижению показателя до 4,5% [5].
Оценку успешности стратегии инновационного развития малого предпринимательства в современных условиях следует осуществлять с помощью комплекса подходов: индикаторы развития территорий, оценка стартовых условий и выявление потенциальных возможностей, рейтинг инновационности, оценка ключевых компетенций, формирующих основу для развития конкурентных преимуществ малых предприятий.
Так, уровень инновационного развития малого предпринимательства можно оценивать с помощью системы индикаторов развития территорий, которые включают многочисленные экономические и социальные показатели. Аналогичный анализ уже проводят некоторые регионы России, например, Новгородская область, где определяются индикаторы развития территорий. Для каждого из районов эти показатели определены индивидуально -исходя из специфики, ресурсных и иных возможностей каждого муниципалитета, а необходимость достижения показателей подкрепляется соглашением с администрацией
Динамика инновационной активности малых предприятий промышленного производства за период 2001-2015 гг.
Показатель 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015
Число малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, ед. 729 779 919 996 923 1276 1274 1189
Источник: [5].
[6; 7]. По результатам оценки установленной системы показателей составляется рейтинг районов, а лучшие районы должны получить определенное поощрение. В систему показателей вошли как экономические критерии, отражающие развитие таких отраслей, как жилищное строительство, промышленное производство, сельское хозяйство, розничная торговля и общественное питание, так и социальные - уровень безработицы, число родившихся и количество зарегистрированных браков. Отдельным блоком выделяются показатели удовлетворенности населения оказанием наиболее значимых услуг [6; 7].
К показателям эффективности как индикаторам развития территорий, свидетельствующим о формировании благоприятных условий для реализации стратегии инновационного развития малого предпринимательства, следует отнести [6; 7]:
• рост доли доходов субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте;
• темпы роста зарплаты сотрудников субъектов малого предпринимательства;
• темпы роста и развития малого предпринимательства в промышленности, в сельском хозяйстве и в сфере бытовых услуг региона;
• темпы роста инвестиций субъектов малого предпринимательства в экономику и социальную сферу региона;
• темпы роста товарооборота в регионе за счет субъектов малого предпринимательства и т. д.
При этом перечисленные выше показатели демонстрируют конечные результаты деятельности и не могут характеризовать инновационные процессы в начальной стадии и в стадии разработки, т. е. до выхода инновационного продукта на рынок. Поэтому подход, подразумевающий оценку определенных ранее показателей, может быть использован только в процессе оценки стартовых условий и выявления потенциальных возможностей, а также может быть применим для оценки конкурентоспособности малого предпринимательства региона, но не подходит для качественной оценки стратегии инновационного развития малого предпринимательства, так как не пред-
полагает идентификации ключевых компетенций, позволяющих сформировать малому предприятию конкурентные преимущества и инновационной потенциал.
Проводить оценку эффективности стратегии инновационного развития малого предпринимательства можно с помощью рейтинга инновационности, по которому сегодня определяют рейтинги российских регионов, позволяющие выявить новые тенденции на рынке инноваций.
Рейтинг инновационности в том виде, в котором он существует в настоящее время, не полностью отражает уровень эффективности стратегии инновационного развития именно малого предпринимательства со всеми его основными функциями [7; 8]. Такой подход позволяет осуществить оценку одномоментного состояния субъектов малого предпринимательства или определить их конкурентоспособность в определенный момент времени. Например, рейтинг инновационности включает в себя следующие показатели [7]:
• уровень минимального риска, уровень регионального риска, уровень инвестиционного риска в российских регионах с выходом на интегральные инвестиционные риски;
• уровень частных рисков: экономических, финансовых, социальных, законодательные и криминальные;
• уровень инвестиционного потенциала; инвестиционное законодательство;
• формы и распространенность бюджетной поддержки инвестора.
Так, анализ деятельности субъектов малого предпринимательства подразумевает оценку уровня минимального риска, регионального и инвестиционного рисков и уровни частных рисков. Остальные показатели не относятся к деятельности малого предпринимательства и оценивают деятельность региона в целом.
Рейтинг инновационности не предполагает оценки инновационного потенциала и внутренних условий инновационного развития малого предпринимательства. Поэтому для формирования стратегии инновационного развития малого предпринимательства также применяется механизм оценки эффективно-
сти инновационного развития малого предпринимательства и, в том числе эффективность системы стимулирования труда.
Для повышения инновационной активности малых предприятий необходимо ре-ализовывать новые подходы к управлению потенциалом работников и создавать условия, способствующие росту их инновационной активности. При формировании системы управления малым предприятием следует учитывать, что она сочетает два компонента: «материальный - органы управления (штатный руководящий аппарат, технические средства и информационные системы) и духовный -собственный стиль управления руководителей и корпоративный стиль управления, управленческий опыт и квалификация» [9, с. 162]. Для субъектов малого предпринимательства в рамках компонента «материальный», на наш взгляд, следует также рассматривать системы вознаграждения и стимулирования персонала малых предприятий, в компоненте «духовный» [9, с. 162] реализуемую систему мотивации персонала и организационную культуру.
Также необходимо производить комплексную оценку внутренних условий и факторов инновационного развития малого предпринимательства, где одним из важнейших факторов выступает эффективность системы стимулирования труда.
Исследователи данной проблематики отмечают, что «вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности организаций» [10, с. 167]. Для оценки системы стимулирования, как правило, применяются методы оценки системы управления персоналом, элементом которой является система стимулирования труда, такие, как методы обоснования (сравнение, оценка экономической эффективности и др.) и анализа (системный анализ, функционально-стоимостный анализ, экспертно-аналити-ческий метод и др.) [10].
Для оценки эффективности системы стимулирования труда субъектов малого предпринимательства предлагается несколько модифицировать применяемые методы и использовать подходы, основанные на выстраи-
вании положительной динамики роста производительности труда и эффективности самого трудового процесса. Применять эти подходы следует во взаимосвязи и взаимодействии с системой мотивации труда сотрудников всех уровней организационной структуры организации - от руководства компании до самих исполнителей. В этих целях предлагается использовать следующую структурно-логическую систему показателей:
• показатели роста производительности труда;
• показатели эффективности трудового процесса в сфере малого предпринимательства [7].
Показатели роста производительности труда можно представить в качестве ведущих показателей в сфере производства, которые должны включать в себя показатели соотношения положительного прироста производимого продукта или услуги на фоне относительного сокращения в относительном выражении затраченных ресурсов на мотивацию труда в сфере малого предпринимательства. Причем на всех уровнях управления и производства продукции или услуг динамика такого соотношения не может быть одинаковой, а именно - у непосредственных исполнителей и производителей продукции или услуг темпы сокращения доли затрат на их материальное стимулирование должны быть ниже, чем у вышестоящего уровня управления, и т. д. [7].
Показатели роста эффективности трудового процесса можно представить в качестве ведущих показателей в сфере торговли и организации услуг, которые должны включать в себя показатели соотношения положительного прироста реализуемого продукта или услуги на фоне относительного сокращения в относительном выражении затраченных ресурсов на мотивацию их труда в обратном направлении. То есть у непосредственного продавца, который реализует продукцию или услугу, темпы доли затрат на их материальное стимулирование должны быть напрямую увязаны и не могут меняться от увеличения доли вложенных средств в улучшение организации процесса реализации товаров или услуг в сфере малого
предпринимательства или от увеличения вложенных ресурсов в организацию маркетинга в компании, в то время как у вышестоящего уровня управления темпы сокращения доли затрат на их материальное стимулирование должны быть выше, чем у вышестоящего уровня управления, и т. д. [7].
Система стимулирования работников малого предприятия должна способствовать раскрытию их творческого потенциала и побуждать к инновационной активности. Поэтому предлагается применять обоснованное изменение базовой части оплаты труда работников (тарифных ставок и окладов) в зависимости от их рейтинговых показателей. Для регулирования размеров вознаграждения сотрудников малого предприятия необходимо учитывать выполнение плана, сезонные факторы и рыночную конъюнктуру. Поэтому определяющим в построении системы стимулирования труда работников малых предприятий является точное прогнозирование плановых показателей деятельности. Завышение плановых показателей в такой системе стимулирования труда приведет к снижению уровня оплаты труда и мотивации.
Исследования способов нематериальной мотивации инновационной деятельности позволили расширить перечень факторов, влияющих на инновационную активность работников в процессе трудовой деятельности. В результате было зафиксировано влияние следующих факторов:
• готовность сотрудников получать новые знания и совершенствоваться индивидуально и вместе с другими сотрудниками;
• наличие обратной связи при предложении новых идей;
• поощрение личного профессионального роста сотрудников;
• возможность продвижения по карьерной лестнице в короткие сроки [11]. Именно данные факторы должны учитываться при разработке системы стимулирования и мотивации персонала малых инновационных предприятий, так как они определяют готовность персонала к адаптации к изменениям и формированию конкурентных преимуществ.
Итак, для формирования стратегии инновационного развития как основы социально-экономической безопасности малого предпринимательства рекомендуется развивать подход, предполагающий оценку ключевых компетенций, являющихся основой формирования конкурентных преимуществ и инновационного потенциала малого предприятия. Для этого следует реализовать такие управленческие меры:
• внедрять систему выявления и оценки компетенций, необходимых для реализации инновационной составляющей трудовых функций;
• формировать системы стимулирования труда с учетом оценки содержания труда и анализа востребованности инновационной составляющей для выполнения трудовых функций;
• разработать и реализовать в процессе управления малыми предприятиями принципы регулирования размера доплат и надбавок на основе регулярной оценки результативности деятельности и ее инновационности.
Список литературы
1. Власова М. С. Стратегическое направление обеспечения экономической безопасности субъектов малого и среднего бизнеса // Петербургский экономический журнал. 2017. № 1. С. 60-68.
2. Бургонов О. В. Подходы к формированию стратегии инновационного развития малого предпринимательства / Т. Н. Кошелева, О. В. Бургонов // Материалы научно-практической конференции с международным участием. Министерство образования и науки Российской Федерации; Псковский государственный университет. 2016. С. 153-160.
3. Кошелева Т. Н. Инновационная среда малого предпринимательства: монография / Т. Н. Кошелева, К. А. Кожухина. СПб.: Институт бизнеса и права. 2013. 179 с.
4. Приказ Росстата от 03.08.2015 № 357 (ред. от 05.08.2016, с изм. от 26.06.2017) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий». иЯЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184046/ (дата обращения: 22.07.2017).
5. Инновационная активность малых предприятий промышленного производства / Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 2016. иИ!: https://issek.hse.ru/data/2016/08/31/1121081402/NTI_N_15_31082016.pdf (дата обращения: 15.06.2017).
6. Районам Новгородской области определили новые индикаторы развития / Информационное агентство REGNUM. иИ! https://regnum.ru/news/polit/1500085.html (дата обращения: 27.02.2017).
7. Кошелева Т. Н. Управление формированием инновационной среды малого предпринимательства как основа инновационного развития экономики. СПб.: СПбУУЭ, 2016. 318 с.
8. Ксенофонтова Т. Ю. Подходы к формированию механизма инновационного развития малого предпринимательства на воздушном транспорте / Т. Н. Кошелева, Т. Ю. Ксенофонтова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 9-2 (24). С. 94-98.
9. Байков Е. А. Основные условия реализации стратегий, стратегических планов и проектов инновационно развивающимися предприятиями // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 4 (223). С. 157-166.
10. Евменов А. Д., Сазонова Е. В., Лавров В. В. Управление персоналом организации социальной сферы. Часть II. Оценка, мотивация, управление карьерой и социально-психологические аспекты управления персоналом // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 6-1. С. 146-148.
11. Первакова Е. Е. Способы нематериальной мотивации инновационной деятельности // Креативная экономика. 2014. № 4 (88). иИ!: http://cyberleninka.ru/article/n/ sposoby-nematerialnoy-motivatsii-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.07.2017).