гут происходить за счет роста поступлений налога на доходы физических лиц при увеличении численности работников предприятий из числа профессиональных мигрантов, налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании
патента по нормативам, установленным для зачисления федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации, налога на прибыль предприятий от реализации инновационной продукции, конкурентоспособной на международных рынках, и сокращения расходной части бюджета за счет прекращения выплат пособий по безработице лицам, трудоустроенным на предприятия региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рынок труда Санкт-Петерб^га. Обзор по кластерам. URL: htto://www.petersburg.russland. ahk.de/fileadmin/ahk russland stp/documents/Veranstaltungen/2012-04-17 Personalkonferenz /Klasterv
vercija No2 ot 16 04 2 .pdf/ (дата обращения 03.06.2013).
2. Социальная карта России. URL:http://sockart.ru/about/map/?change_region=34 (дата обращения 04.08.2013).
3. Об утверждении стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow.asp?DocumID= 168495&DocumTvpe=28 (дата обращения 10.03.2013).
4. Стратегия развития автомобильной промышленности РФ. URL:
http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/10 (дата обращения 15.04.2013).
5. Викторов А.Д., Никитин С.И. Математические методы моделирования и прогнозирования социально-экономтескж процессов: учебник. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013.
УДК: 338.24 ББК: 65.9(2 Рос)
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Е.Н. Амельченко, Т.Н. Кошелева
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Россияне не верят в свою способность вести предпринимательскую деятельность и не склонны рисковать ради будущих прибылей от инновационной деятельности, свидетельствует опрос, проведенный по заказу Всемирной службы Би-би-си. Исследование, проведенное компанией ИоЬеБсап в 24 странах мира, свидетельствует о том, что 61% россиян не стремится к инновационной деятельности и не связывает свое будущее с предпринимательством. Согласно результатам опроса, наиболее уверены в своих силах респонденты в Индонезии, США, Канаде, Индии и Австралии. Индонезия показала самый высокий уровень жителей, ценящих инновации и креативность,
- 85%, далее за Индонезией идут две крупнейшие экономики мира - США и Китай, где такого мнения придерживается по 75% респондентов, а последние места заняли Турция (24%) и Россия (26%)
[1].
Темпы развития малого предпринимательства в последнее время несколько увеличились. Например, в Санкт-Петербурге в 2010 году объем инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства увеличился по сравнению с 2009 годом на 25,4% и составил 3,7 млрд рублей, т. е. на долю малого предпринимательства пришлась четверть ВРП Санкт-Петербурга [2], а количество субъектов малого предпри-
нимательства увеличилось за 2010 г. на 25 тысяч. ВРП (Валовой региональный продукт) — это показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. ВРП рассчитывается на уровне отраслей как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства, где термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.
По уровню инновационной активности российская экономика уступает не только ведущим индустриальным странам. Российский инновационный индекс был представлен впервые в Москве весной 2011 года и впервые предоставил сводный обзор статуса российской науки, инженерного дела и технологий. В России к самой высокой планке подошли производители аппаратуры для радио, телевидения и связи (36,3%), а также летательных и космических аппаратов (33,6%), в целом же по высокотехнологичным секторам российский показатель
- 29%, в то время как среди выпускников среднеобразовательных школ, желающих приобрести инженерные специальности в этой сфере деятельности не так уж много, судя по приему на инженерные специальности в 2011 г. [3].
Лидером российских инноваторов выступает сфера табачного производства, интегрированная с транснациональными корпорациями. В сфере технологических
Труднее всего заниматься предпринимательской деятельностью в Москве, по мнению российских предпринимателей, а самые лучшие условия - в Татар-
инноваций лидерами являются добывающие отрасли, металлургия, химия, нефтепереработка и автопроизводство.
Однако более половины средств расходуется на покупку машин и оборудования, заметно отставая в тратах на исследования и разработки. В развитых же странах расходы на исследования и разработки практически вдвое превосходят инвестиции в оборудование, а совокупная бюджетная поддержка обеспечивает только 3,4% данных затрат, большая часть которых сосредоточена в высокотехнологичных секторах. По объему торговли технологиями Россия значительно уступает развитым странам и сопоставима только с Грецией, Португалией и ЮАР, причем экспортируем мы, в основном, «неохраноспособную» интеллектуальную собственность, значительно менее ценную с коммерческой точки зрения. В экспорте технологий - это инжиниринговые услуги (66,5%), на долю проданных охраняемых объектов промышленной собственности приходится лишь 2,8% продаж, тогда как импортируем 29% подобных объектов [3]. Это свидетельствует о низкой эффективности торговли отечественными технологиями, где наиболее активно экспортируется продукция узко специфических направлений - энергетическое оборудование, авиакосмическая техника, приборостроение.
Среди потребителей российской высокотехнологичной продукции в настоящее время доминируют Индия (20% от общего объема), Украина (16,3%), Китай (8,8%) и Германия (5,8%) [3] (табл. 1).
стане. Общая проблема всех российских регионов - это налоговая нагрузка и доступ к финансированию [5]. Российская экономическая школа (РЭШ) и Етэг &
Таблица 1. Потребители российской высокотехнологичной продукции [4]
№ п/п Страны - потребители российской высокотехнологичной продукции Удельный вес спроса на российскую высокотехнологичную продукцию (%%)
1 2 3
1 Индия 20,0
2 Украина 16,3
3 Китай 8,8
4 Германия 5,8
Young (E&Y) опубликовали доклад «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах» [5]. Больше всего налогообложением недовольны предприниматели Татарстана (46% опрошенных назвали это главной проблемой), Калужской и Ростовской областях (44 и 33%) [5]. Проблемы не только в высоких ставках, но и в проблемах с администрированием, в котором заложен потенциал для снижения налоговой нагрузки на бизнес, ведь региональные возможности регулировать ставки ограничены. Например, в Татарстане предприниматели встречаются с представителями налоговых органов примерно восемь раз в год, в то время как в среднем по России - менее двух раз. Недостаточный доступ к финансированию важнейшим негативным фактором считают в Москве (31% опрошенных), Томской и Тверской областях (25 и 24%) [5]. В Москве и Тверской области лишь 20% предприятий обращались за кредитом в банке, а в Томской области - 40% [5].
Многое зависит от стремления региональных властей улучшать инвестиционный климат. Ведь регионы и при отсутствии существенного инвестиционного потенциала могут стать лидерами по привлечению капитала, например, Ульяновская область [5]. Одной из основных причин недостаточного интереса российских предпринимателей к инновационной деятельности выступает отсутствие четкого и понятного механизма финансирования инновационной деятельности, подходы к формированию, которые автор и рассматривает в предлагаемой статье.
Процесс формирования финансовой стратегии, под которой понимается генеральное направление действий организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к успеху, т. е. комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации к новым достижениям промышленности и новой диспозиции на поле конкурентной борьбы, включает в себя следующие этапы:
S оценка имеющихся механизмов и ресурсов для разработки стратегии;
процесс разработки стратегии (динамический процесс);
реализация стратегии.
Любая стратегия, в том числе и финансовая, как правило, включает в себя ряд продуманных целенаправленных мероприятий, а также действия и мероприятия, которые представляют собой запланированную реакцию на непредвиденное развитие событий и на усилившуюся конкурентную борьбу.
Процесс разработки стратегии - это динамический процесс, так как необходимо постоянно пересматривать и переоценивать ситуацию, обновляя и уточняя финансовую стратегию.
Финансовую стратегию, так же, как и общую стратегию развития, можно рассматривать, в соответствии с мнением одного из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления М. Портера, с трех основных точек зрения: лидерства в минимизации издержек, специализации в производстве продукции, а также фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий на выбранном рыночном сегменте.
В отличие от общей стратегии развития, финансовую стратегию невозможно уложить в четыре базовых подхода к росту организации, (стратегии концентрированного, интегрированного и диверсифицированного роста, стратегии сокращения). Автор предлагает в качестве подходов к формированию системы финансирования использовать основные элементы процесса финансирования инновационного развития малого предпринимательства.
Свои особенности в формировании финансовой стратегии инновационного развития предпринимательской деятельности существуют в экономически развитых странах.
Инновационное развитие Швеции осуществлялось последовательно с выделением 4 приоритетных сфер для финансирования: медицина, биотехнологии,
окружающая среда и устойчивое развитие, развитие в Швеции центров высоких технологий, которые объединяют научноисследовательские и коммерческие уси-
лия в интересах эффективной коммерциализации инноваций.
С 1998 г. во Франции осуществляется государственное планирование инновационной деятельности в направлении стимулирования оформления патентов на инновации отечественными компаниями. В 1999 году был принят Закон об инновациях и научных исследованиях, направленный на реорганизацию национальной инновационной системы в направлении повышения эффективности коммерциализации инновационной деятельности и реализации научноисследовательского потенциала малого предпринимательства. Реализация закона заложила основы развития партнерства между государственным научным сектором и негосударственными участниками инновационного процесса.
Инновационное развитие Германии началось после Второй мировой войны, когда ведущую роль играли государственные органы, определявшие направления инновационной деятельности. Финансирование инновационной деятельности в Германии проводилось вначале в рамках программ индивидуальной целевой поддержки определенных направлений, затем с использованием венчурных фондов, направленные на развитие малых инновационных компаний. В 1970-х гг. стали реализовываться программы частно-государственного партнерства в сфере инновационной деятельности, благодаря чему доля бюджетных средств на НИОКР сократилась с 70% до 30% в настоящее время [6].
Свои особенности в формировании источников финансирования существуют в Финляндии, где основной упор бизнес делает на НИОКР в высокотехнологичных областях, а именно 63,9% затрат бизнеса на НИОКР идут именно в эту сферу экономики. Это самая высокая доля затрат на высокотехнологичные НИОКР среди всех стран ЕС.
В соответствии с государственной политикой правительство Финляндии в период 2003-2007 гг. усилило финансовую поддержку научно-технологического комплекса страны. Основной целью ин-
новационной политики Финляндии, как и во многих других странах, - увеличить масштабы и качество коммерциализации разработанных полностью на бюджетные средства или совместно с частным сектором технологий для реализации их в товарную продукцию или производственные процессы. Среди механизмов оценки результативности формирования стратегии финансирования реализации инновационной политики используется соответствующая институциональная структура, состоящая из Академии наук Финляндии, Национального технологического
агентства (ТЕКЕ8), правительственных научно-исследовательских институтов, университетов и политехнических колледжей.
Академия Финляндии и Национальное технологическое агентство (ТЕКЕБ) являются организациями, финансирующими выполнение научно-технологической политики. Академия наук и ТЕКЕ8 покрывают примерно 50% расходов страны на фундаментальные исследования, остальные 50% финансируются непосредственно правительством. Академия предоставляет исследователям университетов, научно-исследовательских центров и других научных организаций финансовые ресурсы на основе использования конкурсного механизма. ТЕКЕБ финансирует главным образом проекты НИОКР, осуществляемые бизнесом, научно-исследовательскими институтами и университетами.
Цель проектов НИОКР - диверсифицировать промышленную инфраструктуру, продвинуть наукоемкий экспорт, создать новые рабочие места в научнотехнологическом комплексе страны.
Финский национальный фонд по исследованиям и разработкам (81ТЯА) независимая финансовая организация, которую курирует Парламент страны. БЕША предоставляет венчурный капитал для высокотехнологичного бизнеса, содействуя развитию инновационной экономики страны.
Среди источников финансирования нельзя не отметить РЕМРЯО, РЕЧПЧУЕКА, Фонд финансирования финских изобре-
тений, финские центры экономического развития и занятости, Finnish Industry Investment Ltd. Эти организации предоставляют финансовую поддержку инновационной деятельности предприятий.
Промышленность Финляндии смогла перейти на производство товаров с большим объемом добавленной стоимости в период с середины 60-х по 80-е гг. благодаря интенсивному партнерству государства и частного сектора. Роль пионера венчурного финансирования сыграл государственный фонд Sitra, который был создан в 1980-х гг., с начала 2000-х он стал главным инвестором в биотехнологиях.
Примером успешного развития в Финляндии новых наукоемких производств является технопарк «Microteknia» в г. Куопио (регион Савония), расположенный в регионе, который был слабо экономически развит из-за недостатка человеческих ресурсов, энергии, сырья, транспортных коммуникаций с традиционно развитым сельским хозяйством и туризмом. Технопарк на начальном этапе создания инновационной инфраструктуры финансировался только за счет бюджета региона Савония. Часть средств на развитие инфраструктуры была выделена решением Европейской комиссии по программе развития экономики территорий стран Евросоюза.
К формам государственной поддержки малому и среднему предпринимательству в условиях экономического кризиса относится и расширение кредитной линии государственного кредитного агентства Финляндии «Финнвера» по выдаче кредитов и обеспечение гарантий. Государственная инвестиционная компания «Суомен Теоллисууссийойтус» также запустила трехлетнюю государственную программу, направленную на оказание поддержки предприятиям путем капитальных вложений и способствовать отраслевой реструктуризации [7].
На основе анализа формирования стратегии финансирования инновационного развития предпринимательства в России и в ряде стран Европы и Азии можно сделать следующие выводы:
- финансовая поддержка осуществляется на государственной основе;
- отсутствует единый подход к формированию региональных инновационных систем;
- существует тенденция к созданию инновационных центров, обеспечивающих становление инновационной экономики взамен традиционной моноориен-тированной экономики (например, технопарк «София-Антиполис» около Ниццы во Франции, технопарк «Мкго1екша» в Савонии в Финляндии);
- действуют дифференцированные и многоуровневые льготы для организаций, участвующих в выстраивании региональных инновационных систем (на региональном, муниципальном уровнях и др.);
- процесс трансфера технологий осуществляется на основе функционирования различных предпринимательских структур на международном, национальном и региональном уровнях.
Одним из важнейших элементов в процессе формирования стратегии финансирования инновационного развития малого предпринимательства выступает создание информационного портала о российских нано- технологических компаниях, так называемый инфраструктурный проект компании Роснано, где инновационные компании могут заявить о своих планах и проблемах, в том числе и о финансовых проблемах. Директор департамента программ стимулирования спроса Роснано Александр Морозов в рамках проходившего в Томске форума «Ьтоуив 2011» представил портал «Эффективные нанотехнологические решения», который должен связать производителей и покупателей инновационной продукции с помощью Интернета [3]. Компания Роснано в июне 2011 г. запустила портал, который, по идее его создателей, должен сочетать в себе магазин, информационный ресурс и площадку для общения. Посетители портала могут узнать о производителях, способах применения инновационной продукции в качестве сырья, компонента или комплектующего, его стоимости и возможностях более выгодной формы оплаты. В насто-
ящее время в России пока не сформирован рынок инновационной продукции, что затрудняет и поиск инвестора, и поиск нужного оборудования, и нужного сырья, а также поиск инновационной компании или инновационного проекта, интересного инвестору.
Анализ взаимосвязей стратегии финансового обеспечения инновационного развития малого предпринимательства предлагается проводить на основании определении устойчивости выстроенных взаимосвязей по показателям длительности этих связей и росту показателей взаимодействия по объему сделок по заключенным договорам.
Анализ эффективности разработанной стратегии предлагается проводить на основании соотношения полученного эффекта от внедрения инноваций в конкретной отрасли (регионе) в соответствии с предложенной стратегией финансового обеспечения к общему экономическому эффекту внедрения инноваций в конкретной отрасли (регионе), т. е. расчета эффективности инновационной стратегии [8].
Таким образом, предлагается стратегия финансового обеспечения инновационного развития малого предпринимательства в соответствии со следующими формами финансовой поддержки [9]:
^ финансирование за счет регионального бюджета определенных направлений развития малого предпринимательства;
^ бюджетные субсидии на приобретение оборудования в значимых для региона сферах промышленности и сельского хозяйства;
^ создание револьверного фонда для малого предпринимательства.
Главная задача револьверного фонда
— стать поручителем для представителей
малого и среднего предпринимательства, которые прошли процедуру получения муниципального или государственного заказа и стали победителями торгов. При заключении субъектами малого предпринимательства контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, обеспечение обязательств по контракту берет на себя револьверный фонд и сами субъекты малого предпринимательства, причем фонд берет на себя большую часть обязательств - 2/3. Средства предоставляются револьверным фондом субъектам малого предпринимательства в виде залога денежных средств, в форме вклада, а после исполнения контракта субъекты малого предпринимательства возвращают выданные денежные средства в револьверный фонд. Но такие фонды скорее подходят для обеспечения финансовыми ресурсами текущей операционной деятельности субъектов малого предпринимательства, так как финансирование инновационной деятельности субъектами малого предпринимательства по такому принципу практически не реализуемо, ведь в случае неудачи инновационного проекта субъекты малого предпринимательства не сможет вернуть финансовые средства. Поэтому данный достаточно интересный инструмент обеспечения финансовыми ресурсами невозможно использовать в процессе формирования стратегии инновационного развития малого предпринимательства. Также предлагается в качестве одного из механизмов финансирования использовать формирование инновационного фонда на уровне каждого региона и страны в целом и встроить данный фонд в организационную систему региональных структур развития предпринимательской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Опрос: россияне не верят в возможность начать свое дело II РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://www.rian.ru (дата обращения 18.05.2011).
2. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального Федерального округа и России в целом // Агентство бизнес новостей [Электронный ресурс]. URL: http://www.abnews.ru (дата обращения 07.05.2011).
3. Экономика: Роснано запускает интернет-магат нанопродукции II Информационное агентство «Альянс Медиа» [Электронный ресурс]. URL: http://www.allmedia.ru (дата обращения 16.05.2011).
4. Российский инновационный индекс / Под ред. JI. М. Гохберга. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011.
5. Эксперты выяснили, что, кроме коррупции, мешает бизнесу в России. II Официальный сайт газеты
«Ведомости» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/256635/slomat_barerv (дата обращения 24.05.2011).
6. Обзор международного опыта инновационного развития. II Официальный сайт Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. URL:
www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/.../mo.doc?MOD=AJPERES (дата обращения 08.05.2013).
7. Финляндия: стратегия и тактика развития. II Сайт «Бюджет.ru» [Электронный ресурс]. URL: http://bujet.ru/artide/80494.php (дата обращения 08.05.2013).
8. Кошелева Т. Н. Малое предпринимательство: ограничения, факторы инновационного роста и направления развития: Монография / Т. Н. Кошелева. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2011. С. 190.
9. Кошелева Т. Н., Подолянец Д. В. Финансы малых предприятий: Монография. СПб.: Издательство СПбГУСЭ, 2011. С. 16.
УДК-332.1
ББК-65.9(2Рос)
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)
МЛ. Сафронов
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Последнее десятилетие характеризуется активизацией российских регионов в области разработки различного рода планово-прогнозных документов. На сегодняшний день стратегии социальноэкономического развития реализуются практически на всей территории страны.
Одним из первых примеров применения методов стратегического планирования и управления региональным развитием была разработка в 1998 году Концепции социально-экономического развития республики Карелия «Возрождение Карелии» на период 1999-2002-2010 гг. Это был первый опыт региона по созданию стратегического документа с привлечением широкого круга ученых и специалистов разного профиля. Данная Концепция дала толчок к дальнейшему развитию системы долгосрочного и среднесрочного планирования в регионе, позволила повысить согласованность и эффективность принимаемых мер, обеспечив возможность решения комплексных и масштабных социальноэкономических задач. Кроме того, на ее примере впервые были сделаны попытки
согласовать мнения различных заинтересованных сторон и обеспечить поддержку принимаемых местными властями решений.
К настоящему времени в республике сформирована многоуровневая стратегическая система, состоящая из документов с различным горизонтом планирования. В рамках долгосрочного плана в регионе разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года[1]. К среднесрочным документам относятся: Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года
[2], и Программа социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года [3]. Кроме того, законодательство республики предусматривает обязательность дополнительной разработки концепции развития на срок исполнения полномочий главы региона.
Сложившаяся система плановых документов республики предусматривает четкую иерархию. Так, в стратегии формулируются долгосрочные цели развития ре-