Научная статья на тему 'Формирование стратегических целей устойчивого развития торгового предприятия'

Формирование стратегических целей устойчивого развития торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1488
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / МОНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МИССИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / COMPETITIVENESS / THE STRATEGY OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE / THE INTERESTED PARTIES / THE ONE-PURPOSE APPROACH / THE MULTI-PURPOSE APPROACH / THE MISSION OF DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION / STRATEGIC TARGETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Оксана Владимировна

Рассмотрены особенности формирования стратегических целей торгового предприятия. Указаны подходы к формированию целей стратегического управления предприятием. Определена роль миссии в развитии организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STRATEGIC TARGETS OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TRADE ENTERPRISE

Peculiarities of formation of the strategic targets of trade enterprise are considered in the article. Approaches to formation of the purposes of strategic operation of business are indicated. The role of mission in development of enterprise is advanced.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегических целей устойчивого развития торгового предприятия»

УДК 658.6.005.21

О.В. НИКОЛАЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: конкурентоспособность, стратегия устойчивого развития предприятия, заинтересованные стороны, монистический подход, плюралистический подход, миссия развития организации, стратегические цели.

Рассмотрены особенности формирования стратегических целей торгового предприятия. Указаны подходы к формированию целей стратегического управления предприятием. Определена роль миссии в развитии организации.

O.V. NIKOLAEVA

THE FORMATION OF STRATEGIC TARGETS OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TRADE ENTERPRISE

Key words: competitiveness, the strategy of a sustainable development of the enterprise, the interested parties, the one-purpose approach, the multi-purpose approach, the mission of development of the organization, strategic targets.

Peculiarities of formation of the strategic targets of trade enterprise are considered in the article. Approaches to formation of the purposes of strategic operation of business are indicated. The role of mission in development of enterprise is advanced.

Процессы трансформации социально-экономических отношений в России и создания эффективных корпоративных систем управления до сих пор не оснащены необходимыми для этих целей современными методами, технологиями и механизмами менеджмента, а существующие - не соответствуют рыночным условиям по оперативности и обоснованности принимаемых решений в жесткой борьбе за покупателя. В настоящее время предприятиям для достижения глобальных конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности требуются разработка научно обоснованных стратегий и, следовательно, формирование нового класса задач, называемых стратегическими. Для их успешного решения необходимы комплексные системы стратегического управления, которые обеспечивают взаимодействие внутренней и внешней среды предприятия торговли, а также позволяют превращать стратегические меры в текущие производственные планы и программы развития.

Стратегия устойчивого развития предприятия - это совокупность целей, основных направлений, методов, технологий и механизмов реализации целей, находящихся в неразрывной связи с отраслевыми, региональными и общенациональными стратегическими приоритетами на основе интегрированного партнерства всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров), обеспечивающая согласование интересов бизнеса, требований рынка и возможностей организации (рис. 1).

В данной работе к прямым стейкхолдерам предприятия относятся: собственники; управляющие; работники; потребители; инвесторы; кредиторы; поставщики и другие непосредственные партнеры по бизнесу.

К косвенным стейкхолдерам относятся: общественные и государственные организации; профессиональные объединения; конкуренты; средства массовой информации; экологическая среда.

Как видно, заинтересованные группы ставят перед предприятием одновременно ряд разных, зачастую противоречивых целей, которые нельзя удов-

летворить в одинаковой степени. Примером может служить противоречие между прибыльностью и поддержанием занятости и т.д.

Структуру Стратегии устойчивого развития предприятия торговли продукцией строительных и отделочных материалов можно представить следующим образом (рис. 2).

Рис. 1. Принципиальная схема формирования стратегии устойчивого развития предприятия торговли продукцией строительных и отделочных материалов на 2009-2015 гг.

Таким образом, по существу Стратегия устойчивого развития предприятия торговли продукцией строительных и отделочных материалов представляет собой совокупность основных подходов, миссии органов управления, анализа конкурентной среды и конкурентных преимуществ, стратегических целей развития, сценария, основных направлений и целевых ориентиров развития на среднесрочную перспективу.

Стратегия устойчивого развития предприятия торговли продукцией строительных и отделочных материалов основывается на следующих принципиальных положениях:

- социальная ответственность, предусматривающая главной целью повышение уровня и качества жизни собственников, управляющих и трудового коллектива;

- устойчивое и долгосрочное развитие, предполагающее формирование динамично развивающейся и конкурентоспособной организации в отраслевом, региональном и общенациональном масштабе;

- открытость к сотрудничеству, означающая стремление к активному диалогу с партнерами по бизнесу, а также взаимный учет отраслевых, региональных и общенациональных интересов;

- инновационный подход, включающий разработку, внедрение и использование инноваций во всех формах их проявления (управленческих, технологических, организационных, продуктовых).

Процедура формирования общих (базовых) целей предприятия розничной торговли продукцией строительных и отделочных материалов основана на оценке целей всех заинтересованных групп, их потенциальной силы, агрессивности и механизма влияния.

В настоящее время существуют два основных подхода к формированию целей стратегического управления предприятием.

Рис. 2. Структура Стратегии устойчивого развития розничной торговли продукцией строительных и отделочных материалов

на период до 2015 г.

Первый из них - монистический - характеризуется стремлением выделить общую или главную цель. Такой подход к формированию стратегического управления имеет ряд преимуществ при решении краткосрочных и однозначно целенаправленно ориентированных проблем и может иметь место при решении отдельных стратегических проблем.

Второй подход к формированию целей стратегического управления предприятием - плюралистический (многоцелевой) - предполагает выделение большого числа целей, которые равнозначны по значению при иерархической классификации.

Сложность и необходимость комплексного содержания, среднесрочный горизонт планирования, многоаспектность социально-экономических и производственно-хозяйственных проблем, динамичность изменения рыночной ситуации, в которой осуществляется деятельность предприятий, требуют использования второго подхода к формированию стратегических целей на период до 2015 г.

В данной Стратегии все цели упорядочены по иерархии с точки зрения их значения и приоритетов (главные и вспомогательные), сферы реализации (торговые, инновационно-технические, финансовые, инвестиционные, социальные) и временных горизонтов (конечные и текущие).

Стратегию развития организации нельзя рассматривать вне понятия «миссия», которое характеризует назначение предприятия и его роль в общих тенденциях развития человека, общества, цивилизации и человечества. Сложные и постоянно меняющиеся внешние условия, циклический характер развития экономики и влияние мирового финансового кризиса ставят перед руководством предприятий новые задачи более успешного и динамичного развития на среднесрочную перспективу посредством определений миссии организации и ее реализации в Стратегии устойчивого развития на период до 2015 г.

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых возможностей для бизнеса, доступность современных технологий, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию роли современного управления и миссии предприятий торговли в реализации стратегии развития региона.

Исходя из вышеизложенных возможностей с учетом выбора рационального варианта стратегического развития должна быть сформулирована миссия развития организации, определяющая ее роль в развитии отдельного региона и страны в целом.

Миссия органов управления предприятия торговли заключается в обеспечении формирования динамично развивающейся и конкурентоспособной организации на региональном и национальном рынках на основе внедрения инноваций, использования передовых технологий, повышения качества реализуемой продукции и оказываемых услуг, систематического повышения квалификации персонала, способствующих процветанию и росту качества жизни населения региона.

Стратегия устойчивого развития базируется на реализации совокупности следующих взаимосвязанных целей и задач, реализуемых в предприятии торговли продукцией строительных и отделочных материалов на период до 2015 г. (рис. з).

Рис. 3. Система стратегических целей и задач устойчивого развития предприятия торговли продукцией строительных и отделочных материалов на период до 2015 г.

Таким образом, стратегические цели разделены на три крупных блока. Первый блок посвящен экономическому росту, второй - финансовому благополучию и третий - социальному развитию предприятия торговли продукцией строительных и отделочных материалов.

Литература

1. Анисова НА. Стратегия развития предприятия: основы, методологии, опыт, практические расчеты / Н.А. Анисова. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2004. 106 с.

2. Барышев С.Б. Методика стратегического управленческого учета в торговых организациях / С.Б. Барышев // Бухгалтерский учет. 2007. № 13. С. 75-79.

3. Брагин Л. А. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учебник для вузов / Л. А. Брагин, Т. Т Иванов, Б.Л. Межиров и др. М.: Инфра-М, 2004. 313 с.

4. Горбаткова Г.А. Аналитический учет деятельности торгового предприятия / Г.А. Горбаткова // Бухгалтерский учет. 2007. № 12. С. 70-73.

5. Ефремов А. Проблемы организации торговли / А. Ефремов // Экономист. 2007. № 4. С. 57-60.

6. Лиухто К. Будущая роль иностранных компаний в стратегических отраслях российской промышленности / К. Лиухто // Экономическая политика. 2008. № 4. С. 49-72.

7. Романова М. Контроллинг как средство стратегического управления предприятием / М. Романова // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 4. С. 80-85.

8. Стратегическое планирование и развитие предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 6. С.116-123.

9. Чадаев А. Заложники развития / А. Чадаев // Российская Федерация сегодня. 2008. № 24. С. 42.

НИКОЛАЕВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - заместитель директора салона дверей «Престиж» в г. Н. Новгород; аспирантка кафедры экономики, управления и кооперации, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (p-doors@mail.ru).

NIKOLAEVA OKSANA VLADIMIROVNA - deputy of director of the showroom of doors «Prestige» in N. Novgorod; post-graduate student, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.