УДК 316
Коплик Алексей Алексеевич
начальник управления кадров Кубанского государственного университета Milena.555 @mail. ru Koplik Alexey Alexeevich Personnel Administrator of KubSU Milena.555 @mail. ru
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ)
FORMATION OF STYLE OF THINKING OF THE MEDICAL WORKER
(DEFINITION OF CONCEPTS)
Аннотация: В статье рассмотрены различные виды профессионального мышления медицинских работников, в частности особое внимание уделяется раскрытию сути термина «клиническое мышление». Особое внимание автор уделяет вопросам «здоровьесберегающего» мышления, направленного на решение задач по укреплению и поддержанию здоровья различных групп населения.
Ключевые слова: клиническое, медицинское и врачебное мышление, медицинская диагностика, клинические знания.
The paper describes different types of medical workers' professional thinking, in particular, special attention is focused on untangling the term «clinical thinking». The author focuses special attention on the questions of «health-saving» thinking, which is directed to the solving of the tasks on strengthening and maintenance of health of different groups of the population.
Keywords: clinical, medical and medical thinking, medical diagnostics, clinical knowledge.
Системное профессиональное мышление медицинского работника в смысле определения качественного уровня подготовленности специалиста определяется терминами «клиническое», «врачебное», «медицинское мышление».
То обстоятельство, что отсутствуют однозначные содержания данных терминов, их расплывчивость и неопределенность не позволят раскрыть сущность профессионального мышления медицинского работника.
Исходя из того, что профессиональное мышление - залог успеха деятельности в профессии следует определить содержание, вкладываемое в термины, означающие её высокий уровень.
Прежде уточним, что такое клиническое мышление. Данный термин употребляется часто, но конкретное содержание, как правило, не раскрывается.
Нет формулировки или сущностного определения клинического мышления ни в медицинских энциклопедиях, ни в Энциклопедическом словаре медицинских терминов, хотя термин широко применяется в специальной литературе [1-6].
Из трех терминов, определяющий мыслительные способности врача (клиническое, медицинское и врачебное мышление), наиболее употребляемых оказывается термин «клиническое мышление». Одним из ключевых слов термина является слово - клиническое. Анализируя содержание понятия, отмечается её базовое значение для формирования медицинской ментальности. По мере накопления медицинских знаний, их систематизации клиника начинает приобретать статус знания, которое ложится в основании соответствующего мышления, считают ученые [1].
М.М. Фуко считает, что клинические знания приближено к материальной медицинской практике, поэтому в структуре медицинского знания оно составляет приоритетный слой опыта, на основе которого строится базис теории. Клиническое знание выражает непрерывность накопления опытного знания в медицине.
Однако клиническое знание, как и любое другое, функционирует по общим закономерностям, из чего вытекает её незавершенность и одновременно - окончательность и специфичность. При этом вторая составляющая определяет, что клинические знания специфически отражают определенную патологию. Именно последнее обстоятельство приводит к тому, что каждая врачебная специализация вкладывает в понятие «клиническое мышление» собственный смысл.
Вышеизложенное позволяет сформулировать понятие «клиническое мышление». Под этим термином понимается способность медицинского работника ответить, проанализировать и синтезировать все данные о больном, полученные различными путями для установления диагноза, прогноза и тактики лечения.
Клиническое мышление - это реализация высшей формы отражательной деятельности мозга, человеческого познания, мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение и различение, суждения и умозаключения, абстракции, обобщения и др.) применительно к задачам медицинской диагностики, прогностики и тактики лечения.
Учитывая то обстоятельство, что задачей здравоохранения является «обеспечить не только лечение, но и дожитие человека, профилактику его утомления и заболевания» [2] можно предположить, что под медицинским мышлением понимается более общая характеристика профессионального мышления, включающая в себя как составную часть и клиническое мышление. Однако из изученных научных публикаций такая позиция следует неоднозначно.
Под врачебным мышлением В.П. Андронов понимает «выявление и установление сущности патологических процессов в организме человека». В другой работе тот же автор под профессиональным и медицинским мышлением понимает «рефлексивную умственную деятельность врача, обеспечивающую
постановку и решение диагностических, лечебных и профилактических задач через анализ генезиса и развития патологических процессов (болезней) и их этнологических факторов».
Даже если согласиться со вторым предположением В.П. Андронова из содержания термина выпадают значительные блоки профессиональной деятельности.
А.А. Лаптев считает, что клиническое мышление является составной частью врачебного и определяется особенностями задач профессиональной деятельности. В частности, клиническое мышление рефлексотерапевта, на взгляд автора, должно быть направлено на преобразование имеющихся и создании «новых адаптивно-функциональных связей организма человека естественным путем и получения ответа на уровне любой из нарушенных систем». Автор не объясняет, почему это направление мышления является «клиническим», ведь если исходить из его же позиций, используется потенциал здоровья пациента, и быстрее этот подход можно бы было назвать здоровьеориентированным, чем клиническим.При подобном определении понятия появляется еще одна проблема. Она заключается в том, что термин «врачебное мышление» не охватывает все категории медицинских работников. Означает ли это, что у медицинских сестер не должно быть сформировано профессионального творческого мышления? Конечно, нет. Поэтому на наш взгляд термин «медицинское мышление» может в большей степени отражать потребности профессиональной подготовки будущих специалистов, а понятие «врачебное мышление» может входить в неё наравне с профессиональным мышлением среднего медицинского работника. При этом клиническое мышление может входить в любой из них, составлять при этом лишь её отдельную часть (рис. 2 ).
Обращаясь к вопросу о формировании профессионального врачебного мышления врача-рефлексотерапевта А.А. Лаптев подчеркивает, что в современной медицине термин «защита о здоровье» в плане основополагающей феноменологической сущности не находит выражения ни на индивидуальном, ни на государственном уровне, ограничиваясь рекомендациями по узкой профилактике дальнейших обострений имевшихся болезней, такая профилактика не обладает индивидуальностью.
Рис.2. Принципиальная схема, характеризующая взаимодействия терминов, определяющих профессиональную готовность медицинских работников.
Исходя из этого, автор обоснованно считает необходимым реализовать принцип профилактики заболеваний, добиваться более полного проникновения врачебного мышления в жизненные процессы, «что прямо влияет на результаты лечения». Соглашаясь с содержательной стороной высказанных автором предложений, следует все же отметить, что в их понятие «врачебное мышление» вкладывается другое содержание. Это приводит к размыванию и неточности термина. Если врач измеряет «степень адаптивного потенциала личности, проводит его диагностическую оценку» то, конечно же, он исходит из определения потенциала здоровья личности, а не из степени проявления патологии и борьбы с ним, т.е. процесс направлен не на лечение болезни, а на восстановление организма.
Изложенное выше позволяет сформулировать понятие «медицинское мышление» как рефлексивную умственную деятельность медицинского работника, обеспечивающую постановку и решение диагностических, лечебных, профилактических и здоровьеохранных задач через анализ развития патологических процессов и процессов становления развития и поддержки здоровья, в соответствии с определенными профессиональными обязанностями.
Соответственно под «здоровьесберегающим мышлением» понимается рефлексивная умственная деятельность медицинского работника, обеспечивающая постановку и решения задач по укреплению и поддержанию здоровья населения различных групп, профилактику заболеваний, консультирование населения по здоровьесбережению, здоровому образу жизни, обеспечению безопасной больничной среды.
Литература:
1. Кириленко Е.И. Клиническое мышление и опыт: вариации на темы Фуко./Независимый психиатрический журнал. 2003 IV. С. 56-63.
2. Казначеев В.П. Парадоксы клинического мышления// Бюллетень сибирской медицины. 2003. №1, с 9-13.
3. Максименко Л.В. Некоторые аспекты рассмотрения клинического мышления врача// «Психология на пертим тисячолт» З бiрник наукових праць учаснишв П'ятих Костюшвских Читань, Кшв, 1998, том 2, стор. 378-389.
4. Воскресенский Б.А. Некоторые проблемы клинического мышления в психиатрии// История Сабуровской дачи: Успехи психиатрии, неврологии; нейрохирургии и наркологии. Сб. украинского НИИ клинической и экспериментальной невралгии и психиатрии. Харьков, 1996. Т.3- С.161-163.
5. С.Е. Бащинский клиническое мышление и наука [Электронный ресурс] // http:gunecolog. net/index2.php?ortion =com_content&id.
6.Голованов Е.С., Сисевнова О.И. , Корюкина Н.Ф. Влияние участия студентов в научно-исследовательской работе на формирование у них творческого клинического мышления [Электронный ресурс] // http://www.psu. ru/pub/xxi/1_11_7rtf;
Literature:
1. Kirilenko, E.I. Clinical thinking and experience: variations on Fuko's topic./Independent psychiatrical magazine. 2003IV. P. 56-63.
2. Kaznacheev,V.P. Paradoxes of clinical thinking// Bulletin of Syberian medicine. 2003. №1, p.9-13.
3. Maximenko, L.V. Some aspects of consideration of the doctor's clinical thinking// Psychology on Collection of scientific of the fifth Kostukovsky , Kiev, 1998, volume 2. P. 378-389.
4. Voskresensky, B.A. Some problems of clinical thinking in psychiatry// History of Saburovskiy 's cottage: Progress in psychiatry, neurology; neurosurgery and narcology. Collection of scientific researches of Ukranian Research institute of clinical and experimental neurology and psychiatry, Harkov,1996. Vol.3. P. 161-163.
5. Bashchinsky S.E. Clinical thinking and science [Electronic resource] // http:gunecolog. net/index2.php?ortion =com_content&id.
6. Golovanov E.S., Sisevnova O.I., Korukina N.F. Influence of students' taking part in research work on formation their creative clinical thinking [Electronic resource] // http://www.psu. ru/pub/xxi/1_11_7rtf.